УДК 316.4
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
SOCIAL EXPECTATIONS AS A REGULATOR OF INDIVIDUAL SOCIAL BEHAVIOR: THEORETICAL RESEARCH
PROBLEMS
Грибов Денис Евгеньевич
Научный сотрудник Южнороссийского филиала учреждения Российской академии наук Института социологии РАН; заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой социально-философской концепции социальных ожиданий, выступающих как регулятор социального поведения личности в современном российском обществе и концептуализацией различных исследовательских подходов при анализе проблемы. Показано, что социальные ожидания как социальный феномен и как понятие фигурируют в различных предметных сферах социально-гуманитарного знания. Сделан вывод, что теоретические аспекты исследования акцентируют внимание на выяснении содержания понятия социальных ожиданий, его определения в контексте разных подходов, места понятия в системе сопряженных с ним категорий соци-
Gribov Denis E.
Researcher of the South Department of the institution of Sociology of Sciences; Deputy Director of Department of state policy in the sphere of children and youth's upbringing of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow, e-mail: [email protected]
The article deals with the issues related to the development of socio-philosophical concept of social expectations, as a regulator of individual social behavior in modern Russian society, and the conceptualization of different research approaches in the analysis of the problem. It is shown that social expectations as a social phenomenon and as a concept figure in various subject areas of social and humanitarian knowledge. The conclusion is that from theoretical point of study the clarification of the notion of social expectations, its definition in the context of different approaches, the place of the concept in the system of associated categories of social and humanitarian knowledge are emphasized. The identification of the problem field in the study
ально-гуманитарного знания. Выявление проблемного поля изучения феномена социальных ожиданий в социально-гуманитарной мысли заставляет, прежде всего, обратить внимание на понятийный аппарат и научную логику осмысления данной тематики.
of social expectations in social and humanitarian thought leads first of all, to the necessity to pay attention to the conceptual construct and the scientific logic of understanding this subject.
Ключевые слова: личность, социальные ожидания, социальное поведение, регулирование социального поведения личности, социокультурная динамика.
Keywords: personality, social expectations, social behavior, regulation of individual social behavior, social and cultural dynamics.
Трансформация общественной системы России происходит в сложных социокультурных условиях, когда традиционные компоненты ценностной системы, сложившиеся типы массового сознания, доминирующие стратегии социального поведения зачастую препятствуют усвоению модернизационных норм и укоренению современных институтов.
Глобальные и локальные изменения, происходящие в мире и в российском обществе, неизбежные трудности вхождения в «современность» стимулируют переоценку ценностей, формируют иные модели социального действия и социального поведения. Как отмечает Ю.Г. Волков, российское общество в настоящее время находится в состоянии идеологической фрагментарности [14].
Социокультурная реальность в России, в ситуации «старения» прежних общественных отношений, обретает характеристики все более открытой, многообразной, неопределенной и динамичной системы. Это ведет к актуализации социокультурной динамики, сориентированной на поиск реальных средств социального упорядочения, способного направить влияние на процессы социальной самоорганизации, в которые в качестве особого компонента включена человеческая личность [1, с. 17].
Тем самым актуализируется исследование индивидуально-личностной проблематики, включая диалектику личностных и социальных феноменов в новых социальных контекстах, социокультурные механизмы и социальные технологии воздействия на субъектность и личностные качества индивида и такие критерии, как свобода, автономия, человеческое достоинство [2].
Социальные ожидания как социальный феномен и как понятие фигурируют в различных предметных сферах социально-гуманитарного знания. В социологии под социальными ожиданиями нередко понимают субъективные ориентации в виде совокупности со-
циальных установок, стереотипов поведения, оценок, которые разделяются членами социальной группы или всего общества по поводу хода значимых событий, обеспечивающие познавательную, эмоциональную и поведенческую готовность индивидов к этим событиям.
При этом речь идет или о взаимодействии социальной группы (человеческой личности) с государством, что отражено в форме системы требований к государству как базовому институту, обеспечивающему реализацию прав и свобод граждан, или о регуляции взаимодействия, обусловленного исполнением определенных социальных ролей (руководитель и рядовой сотрудник и т.п.) [3, с. 196-198].
Ж.Т. Тощенко и С.В. Харченко относят феномен социальных ожиданий к одному из уровней социального настроения, которое выступает как форма жизнеощущения, отражающая эмоционально-рациональное восприятие индивидом, социальной группой социальных установок, целей и интересов [4].
Для Н.И. Соболевой социальные ожидания выступают важнейшим элементом массового сознания и характеризуются нормативностью, заключая в себе момент активного давления, требования определенных действий от участников - членов взаимодействий. Социальные санкции, будучи средством социального контроля, способствуют поддержанию социальных ожиданий в виде норм. Предметом ожиданий могут выступать межличностные, общественные явления и процессы, политические и культурные события и т.п. [5, с. 152].
В социологическом знании социальные ожидания могут быть представлены как элемент общественного мнения, обладая его свойствами. Отражая общественную ситуацию, основываясь на существующих социальных, политических, экономических и духовных условиях, социальные ожидания одновременно определяют направления социальных изменений и, таким образом, содержат элемент будущего [13].
Социальные ожидания во многом определяют смысл и траектории поведения личности. Реальная действительность, отраженная через социальные ожидания, детерминирует целеполагающую деятельность и поведенческие коннотации личности. В силу этого социальные ожидания участвуют в регулировании действий людей и социальных групп, а также демонстрируют их умонастроения и мироощущения, ценностные ориентации и установки. Недаром Ю.Г. Волков справедливо пишет о том, что индивид согласует свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира [6, с. 404].
ТЛ С С
В чем значение социальных ожидании как доминантном характеристики общественного сознания и социального поведения в контексте культуры как совокупности символических программ мышления, чувствования и поведения?
Во-первых, феномен социальных ожиданий отражает роль субъективного фактора, когда человеческая личность не просто влияет на окружающий мир, но и активно участвует в его конструировании. Во-вторых, социальные ожидания обретают статус объективированной субъектности, когда умозаключения, жизненные ощущения, ценностные ориентации и установки людей все больше становятся самодовлеющей социально-творящей силой, способной определять направленность социокультурных изменений.
В целом социальные ожидания выступают как компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе, обычно неформализованные, а также как система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Членам группы (общества), занимающим ту или иную социальную позицию, выполняющим ту или иную роль, другие взаимодействующие с ними представители группы предъявляют принятые в данной группе требования, касающиеся форм социального поведения, отношений, установок и т.п.
В социологии выделяют два основных аспекта социальных ожиданий - право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Основные функции социальных ожиданий заключаются в упорядочении взаимодействий, повышении надежности системы социальных связей, согласованности отношений между членами социальной общности, общества, в повышении действенности процессов адаптации и оценивания.
В свою очередь, в предметном поле психологии сложился несколько иной подход к осмыслению феномена социальных ожиданий. Известный отечественный психолог А.Н. Леонтьев исходил из того, что ожидания в структуре личности выступают в виде ролей, то есть программ, отвечающих ожидаемому поведению человека, занимающего определенное место в структуре той или иной социальной группы [7, с. 170].
М.Л. Гомелаури в работе «Вопросы мотивационного значения социальных ожиданий» квалифицирует ожидание как установку, отмечая, что прогнозируемая установка является примитивной формой ожиданий и одним из проявлений отношений индивида к действитель-
ности [8, с. 128]. А.В. Тышковский присваивает ожиданиям статус психического состояния и интерпретирует их в качестве сложного ко-гнитивно-мотивационного конструкта, детерминирующего ориентацию и регуляцию поведения личности как субъекта поведения в актуальной ситуации. Ожидания находят свое выражение в форме надежды как эмоционального переживания, возникающего в преддверии некоторого значимого события или результата [9].
Для Е.В. Никулиной понятие «социальные ожидания» есть инте-гративное личностное образование, представленное в сознании в виде образа еще не наступившего события, отражающее эмоциональное и ценностно-смысловое отношение субъекта к ожидаемым событиям и тем самым определяющее мотивацию поведения. В структуру социальных ожиданий входят взаимосвязанные между собой компоненты: эмоциональный, когнитивный, ценностно-смысловой и практический [10].
Многие психологи связывают тематику социальных ожиданий с мотивационной теорией личности и потребностно-мотивационной сферой личности, справедливо полагая, что научно обоснованное исследование социальных ожиданий в теориях мотивации личности обладает важным теоретическим значением, так как полученные итоговые результаты позволяют определить роль социальных ожиданий, более глубоко изучить условия и механизмы их реализации в потреб-ностно-мотивационной сфере личности, понять мотивацию поведения человека в контексте его ожидаемого поведения со стороны окружающих [11, с. 54].
В парадигмальном русле социально-философского подхода важное значение приобретает анализ социального поведения личности, что обретает свое проявление в процессах, связанных со взаимодействием личности с социальной средой и другими людьми, выступая совокупными характеристиками сложного превращения внутреннего состояния личности в лице его мотивов, целей, потребностей, интересов - в деятельность.
Устоявшийся подход исходит из того, что социальное поведение есть форма и способ проявления социальными акторами своих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающие как реакция на окружающую социальную среду.
Для философа Т.П. Спириной социальное поведение есть процесс реализации индивидом своих возможностей «быть» в пространстве межличностных отношений. При этом социальное поведение вы-
ступает не просто производным от социальной среды или идеальной сферы личности, но социальным феноменом, который имеет свое специфическое пространство и свою логику существования. Автор рассматривает социальное поведение личности в логике категории бытия как процесс реализации индивидом своих возможностей «быть» в пространстве межличностных взаимодействий. Этот процесс имеет двойственный характер, который находит выражение в действиях и поступках личности. Действуя, личность реализует свои возможности относительно заданных в обществе образцов, норм, правил, поступая согласно своей индивидуальности и неповторимости. Двойственность социального поведения личности связана с его непредсказуемостью и сложностью его регулирования [12].
Социально-философский подход с неизбежностью включает аксиологический анализ. Ценности определяются как комплекс правил поведения, с помощью которых общество сберегает, регулирует и транслирует соответствующие типы действий среди его членов, а также как значимые явления и предметы реальной действительности, соответствующие потребностям общества, социальной группы и человеческой личности.
Ценности общества и группы, будучи преломленными через восприятие и опыт конкретной личности, становятся ценностными ориен-тациями личности. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.
Основными компонентами социального поведения социологи и социальные философы рассматривают потребности, мотивацию, ожидания, цели, средства, условия и нормы. Отсюда - значимость регуляции социального поведения личности и его теоретическое обоснование.
Т.П. Спирина исходит из теоретического положения, что проблематика регулирования социального поведения напрямую выходит на утрату личностью своей прежней социальной идентификации как первичного основания для поведенческой ориентации. Разрушение системы высших ценностей, определяющих смыслы общественного и личностного бытия, девальвирует человеческую жизнь. Философский анализ социального поведения личности позволяет раскрыть содержательно-смысловой аспект феномена, включая принципиальный сдвиг общественных приоритетов в сторону личности.
При этом механизм актуализации субъектности человека все больше увязывается с коммуникативностью, которая становится принципом личностно ориентированной модели регулирования социально-
го поведения, а ключевым элементом подобной модели выступают ценности, упорядочивающие окружающую социальную действительность и способствующие гармоничному развитию социальных взаимосвязей [12].
Регулирование социального поведения личности осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельности, включающей, согласно исследованиям, следующие основные регуляторы: социальная позиция, социальная роль, социальные нормы, социальные ценности, социальные установки. Именно в этом ряду находится феномен социальных ожиданий.
Тем самым выявление проблемно-теоретического поля изучения феномена социальных ожиданий в социально-гуманитарной мысли заставляет, прежде всего, обратить внимание на понятийный аппарат и научную логику осмысления данной тематики, тесно связанной с социальным контекстом российского общества.
Литература
1. Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М., 2006.
2. Майкова Э.Ю. Социально-философская концепция автономной личности : ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2015.
3. Сикевич З.В. Историческое прошлое в социальных ожиданиях россиян // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. Вып. 2.
4. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М., 1996.
5. Соболева Н.И. Социальные ожидания как предмет социологического анализа // Проблеми розвитку соцюлопчно! теорп. К., 2001.
6. Волков Ю.Г. Социология : учебник. Изд. 2-е. Ростов н/Д., 2013.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
8. Гомелаури М.Л. Вопросы мотива-ционного значения социальных ожиданий. Тбилиси, 1968.
9. Тышковский А.В. Социально-психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.
References
1. Kravchenko S.A. Nelineynaya sociokul'turnaya dinamika: igraizacionnyy podkhod. M., 2006.
2. Maykova E.Yu. Social'no-filosofskaya koncepciya avtonomnoy lichnosti : avtoref. diss. ... kand. filos. nauk. M., 2015.
3. Sikevich Z.V. Istoricheskoe proshloe v social'nykh ozhidaniyakh rossiyan // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 12. Psikhologiya. Sociologiya. Pedagogika. 2014. Vyp. 2.
4. Toschenko Zh.T., Kharchenko S.V. Social'noe nastroenie. M., 1996.
5. Soboleva N.I. Social'nye ozhidaniya kak predmet sociologicheskogo analiza // Problemi rozvitku sociologichnoi teorii. K., 2001.
6. Volkov Yu.G. Sociologiya: uchebnik. Izd. 2-e. Rostov n/D., 2013.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.
8. Gomelauri M.L. Voprosy motivacionnogo znacheniya social'nykh ozhidaniy. Tbilisi, 1968.
9. Tyshkovskiy A.V. Social'no-psikhologicheskie osnovy formirovaniya i realizacii ozhidaniy v professional'nom vybore i kar'ere : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. M., 1999.
10. Никулина Е.В. Психологические детерминанты формирования конструктивных социальных ожиданий старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Курск, 2005.
11. Попович И.С. Социальные ожидания в теориях мотивации личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. Вып. 4 (20).
12. Спирина Т.П. Социальное поведение личности как философская проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2001.
13. Политология в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю Г. Волкова. М., 1999.
14. Волков Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
10. Nikulina E.V. Psikhologicheskie determinanty formirovaniya konstruktivnykh social'nykh ozhidaniy starsheklassnikov : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Kursk, 2005.
11. Popovich I.S. Social'nye ozhidaniya v teoriyakh motivacii lichnosti // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sociologiya. 2014. Vyp. 4 (20).
12. Spirina T.P. Social'noe povedenie lichnosti kak filosofskaya problema : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Volgograd, 2001.
13. Politologiya v voprosah i otvetah: ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. Ju.G. Volkova. M., 1999.
14. Volkov Yu.G. Ideologiya gumanizma v stanovlenii rossijskoj identichnosti // Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006. № 2.