Научная статья на тему 'Функции полипозиционного подхода в создании оптимизирующей молодежной среды вуза'

Функции полипозиционного подхода в создании оптимизирующей молодежной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗИРУЮЩАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ПОЛИПОЗИЦИОННОСТЬ / ПОЗИЦИИ / ДИСПОЗИЦИИ / СУПЕРПОЗИЦИИ / МЕХАНИЗМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ СОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксенов Сергей Иванович, Арифулина Рамиля Умяровна, Белова Елена Александровна, Быстрицкая Елена Витальевна, Занозин Дмитрий Александрович

Статья посвящена реализации позиционного подхода в формировании оптимизирующей молодежной среды в образовательных учреждениях Российской Федерации. В ней анализируется инновационный подход к роли образовательных учреждений в проблемах социализации молодых людей в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксенов Сергей Иванович, Арифулина Рамиля Умяровна, Белова Елена Александровна, Быстрицкая Елена Витальевна, Занозин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF POLIPOSITIONAL APPROACH IN CREATION OF OPTIMIZING YOUTH UNIVERSITY ENVIRONMENT

The article is devoted to the implementation of positional approach in creation of optimizing youth environment in educational institutions of Russia. Innovation approach to the role of educational institutions in the problems of young people socialisation in modern society is analised.

Текст научной работы на тему «Функции полипозиционного подхода в создании оптимизирующей молодежной среды вуза»

УДК 37.013.78

С.И. АКСЕНОВ, канд. пед. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: aksen_82@mail.ru Р.У. АРИФУЛИНА, канд. пед. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: ramila77@mail.ru Е.А. БЕЛОВА, ст. преп., НГПУ им. К. Минина, e-mail: kapustinalena@rambler.ru Е.В. БЫСТРИЦКАЯ, канд. пед. наук, доц., НГПУ им. К. Минина, e-mail: oldlady@mail.ru Д.А. ЗАНОЗИН, канд. пед. наук, ст. преп., НГПУ им. К. Минина, e-mail: dazano-zin@yandex.ru

Е.С. КИСЕЛЕВА, ассистент, НГПУ им. К. Минина, e-mail: kiselevaavg@mail.ru

ФУНКЦИИ ПОЛИПОЗИЦИОННОГО ПОДХОДА В СОЗДАНИИ ОПТИМИЗИРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

S.I. Aksenov, R.U. Arifulina, E.A. Belova,

E.V. Bistrickaya, D.A. Zanozin, E.S. Kiseleva

FUNCTIONS OF POLIPOSITIONAL APPROACH IN CREATION OF OPTIMIZING

YOUTH UNIVERSITY ENVIRONMENT

Статья посвящена реализации позиционного подхода в формировании оптимизирующей молодежной среды в образовательных учреждениях Российской Федерации. В ней анализируется инновационный подход к роли образовательных учреждений в проблемах социализации молодых людей в современном обществе.

Ключевые слова: оптимизирующая молодежная среда, полипозиционность, позиции, диспозиции, суперпозиции, механизмы диверсификации сознания.

The article is devoted to the implementation of positional approach in creation of optimizing youth environment in educational institutions of Russia. Innovation approach to the role of educational institutions in the problems of young people socialisation in modern society is analised. Keywords: optimizing youth environment, polipositional, positions, disposisions, superpositions, mechanisms of mind diversification

Молодежная среда является важным компонентом жизни современного общества и обходить вниманием ее структуру и функционирование нельзя, также как и невозможно современным педагогам оставаться в стороне от создания молодежной среды, способной оптимизировать как развитие личности молодого человека, так и всего современного и ближайшего будущего общества. Она присутствует в сфере сознания молодого человека и пронизывает все сферы его опыта: опыт познания и мышления, опыт деятельности и т.д. [3,4]. Такая среда формируется и проявляется в социокультурных действиях и является механизмом их регуляции, когда формируется в русле деятельности, являясь ее продуктом.

Если рассматривать оптимизирующую молодежную среду как систему ценностных, социокультурных, личностно-смысловых и профессиональных позиций, то в этом смысле безразлично, находится ли в данный момент студент в вузе в непосредственном общении с педагогами и другими студентами или обучается и действует в иной социальной среде. Это, с одной стороны, результат деятельности, с другой - средство, с помощью которого человек строит себя изнутри, утверждает личность в социокультурной среде. Отсюда возникает задача образовательного учреждения в формировании такой системы позиций в сознании студента как отражения реально существующей оптимизирующей среды вуза. Это достигается при помощи реализации позиционного подхода в учебной деятельности студента.

Полипозиционность образования состоит в том, что при разных познавательных и технологических установках и разных программах человек то видит узко и глубоко, как специалист, то проявляет целостное и панорамное видение предмета, как профессионал.

Так, например, при анализе психолого-педагогической ситуации специалист нацелен на решение именно данной ситуации, исходя из своих знаний, он умело классифицирует ее и вырабатывает средства для ее решения, при необходимости трансформируя их с учетом сложившихся условий. Профессионал в этом случае предлагает свои варианты развития данной ситуации, рассматривает широкий круг возможных причин ее возникновения, предполагает, как будут действовать в подобной ситуации он сам, другие студенты, расширяя этим свое профессионально-деятельностное сознание.

Позиция личности в системе образования понимается, скорее, как способ видения объекта, а не жестко сформулированные правила-требования. Постижение данной типологии является точкой отсчета как для построения профессиональной деятельности, так и для формирования личности. Это расширение, диверсификация сферы сознания [1,2] будущего профессионала является целью, содержанием и технологией психологопедагогической подготовки студента.

Существуют следующие механизмы диверсификации профессионального и личностного сознания студента.

1. Социально-синергетические механизмы разработаны на основе системного взаимодействия субъектов образования за счет целенаправленной педагогической фасилита-ции, что является духом и буквой психолого-педагогической подготовки профессионалов.

2. Ценностно-акмеологические механизмы обеспечивают сознательную мотивированную и активную включенность личности в различные виды образовательной деятельности с целью творческого самоутверждения и самореализации. По мнению А.А. Деркача, феномен потенциала в акмеологии содержательно отражает сущность двух общих законов акмеологии [3]: 1) закон самовыражения личности в профессии; 2) закон личностнопрофессионального развития и умножения личностного потенциала. Таким образом, это позволяет констатировать интегральную взаимосвязь личностного потенциала с профессиональным потенциалом.

3. Рефлексивные механизмы определяются потребностями, возможностями и способностями личности молодого человека; его ориентацией на реализацию творческого потенциала личности для ее самоактуализации, саморазвития и самоопределения. Они подразумевают стратегию моделирования социокультурных, психолого-педагогических и дидактических условий для свободного развития личности педагога, превращения его в субъект познавательной деятельности. Личностная и профессиональная рефлексия при таком подходе образуют нерасторжимое единство.

Составляющие смысловой организации объекта познания - это постижение смысла на основе профиля мышления и интерпретация смысла любой социально значимой деятельности на основе тезауруса. Так, например, когда объектом познания является учебный коллектив, то каждый студент, как правило, выделяет в нем различные смысловые характеристики. При этом многообразие смысловых образований еще возрастает при интерпретации смысловых образований в вербально-знаковой форме. Именно поэтому невозможно получить даже две одинаковые работы студентов в эскиз-проектах на темы: «Мое представление о профессии», «Моя первая речь в новом коллективе» и т.д.

Главное в этом процессе - ориентировать студента на будущее, учить работать не по шаблону, а осуществлять самостоятельный поиск знаний в его научно достоверном виде и обеспечивать реализацию этого будущего с учетом объективных возможностей [1].

Согласно проведенному анкетированию в рамках данного исследования, было выявлено, что большинство (84 %) студентов младших 1-го и 2-го курсов считают, что способность педагогов вуза ставить себя на место студентов и учеников любого возраста и воспринимать и анализировать ситуацию одновременно с их позиций и со своих профессиональных личностных позиций есть некий талант, которым педагоги вуза владеют в разной степени, врожденно. При этом 76 % студентов интересует технология, механизм, при помощи которого педагог проникает в протранство личности студента и предвосхищает его дальнейшие действия, они желают и готовы этому обучаться. Другими словами, студенты

показывают высокий уровень готовности к овладению позиционным профессиональным знанием и мышлением.

Объективная позиция технолога, экспериментатора, эксперта и т.д. в ходе психологопедагогической подготовки студента проявляется в пространственной позиции: вместе, рядом, далеко, напротив. Мы в образовательном пространстве выделяем образовательное пространство личности, которое предполагает также и личностную позицию - ее самоактуализацию, самоатрибуцию, самореализацию и саморазвитие. Также в сфере профессионального образования выделяется и пространство совместного бытия, предлагающее множество новых для студента позиций, отношений и самоотношений.

Как профессионально-деятельностная, так и личностная позиции осознаются и формулируются студентом для себя и для других, что продемонстрировано на рисунке 1. Эти позиции могут быть согласованы, а могут конфликтовать, это рассматривается как конфликт интерпретаций. Поэтому следует говорить о мыслительной и функциональнодеятельностной оппозиции:

-оппозиции наук о природе и наук о духе;

-оппозиции разных теорий, взглядов и идей, выраженной в форме научной дискуссии (например, традиционной и развивающей педагогики);

-оппозиции «теория -практика».

К единому мнению внутри себя студенты приходят, когда находят некую равнодействующую своего личностного и профессионального развития путем суперпозиции - наложения векторов мыслительной и практической деятельности, духовного, интеллектуального и физического развития. Эти векторы подвижны в образовательной среде, поэтому суперпозиция определяется в рамках каждой задачи, каждого предмета, а также в поли-предметной деятельности.

Полипозиционное видение, реализующееся в оптимизирующей образовательной среде и отражающееся в сознании молодого человека, заключается, таким образом, в том, что все эти взгляды-позиции в профессиональной деятельности проявляются не последовательно, а одновременно и пересеченно, как и представлено на рисунке 1.

Формирование такого видения происходит при суперпозиции, наложении дидактической профессиональной и личностной позиций педагога вуза как технолога обучающего исследования и исследующего обучения и личностного образовательного пространства студента. При этом определяются личностные, ментальные и духовные диспозиции, которые характеризуются надпредметностью и входят в основу формирования профессиональных оппозиций.

Познавательная позиция человека - это точка зрения, мнение, отношение к познанию в целом и к решению конкретных познавательных задач, в частности, действия, поведение, обусловленные этим отношением [3].

Формированию открытой познавательной позиции способствуют учебные и воспитательные задания:

- имеющие диалоговый характер;

- принципиально не имеющие единственного правильного решения;

- дающие возможность осознать существование нескольких подходов к одной и той же ситуации и работать в рамках разных, в том числе альтернативных, подходов;

- предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;

- содержащие противоречивые данные;

- развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;

- стимулирующие готовность принимать и обсуждать необычные идеи;

- дающие возможность видеть перспективу в изучении психолого-педагогических дисциплин и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т.д.

- предполагающие несколько вариантов решения одной и той же задачи;

- содержащие противоречивые данные;

Дидактическая профессиональная и личностная позиция педагога:

- технолог обучающего исследования,

- технолог исследующего обучения,

- эксперт, тьютор («играющий тренер»),

наставник и т.д.

Оппозиции

- внутрипредметные

(оппозиция теорий, идей,точек зрения, аргументации),

- междисциплинарные (например, между науками о природе и о человеке)

-мировоззренческие

(духовно-ценностный и деятельностный потенциал, раскрывающийся в самореализации личности)

Личностное пространство студента и его позиции:

- исследовательская - выработка предметного знания и метазнания;

- технологическая - как преобразовать знания в деятельность своих учеников

- экспертная - выработка педагогического кредо

Суперпозиция

- пробные действия студента, индуцирующие (наводящие) вопросы, ориентирующая и направляющая функции педагога, перцептивные, когнитивные и практические «барьеры для понимания»

Диспозиции

■ актуализация потребностей,

- актуализация способностей, они определяют стратегию поведения и развития

- абстрагирование от ситуации, обобщение, ти-пологизация;

- повторная актуализация успешного опыта

- развивающие способность воспринимать неожиданную информацию;

- стимулирующие готовность принимать и обсуждать необычные идеи;

- дающие возможность видеть перспективу в изучении психолого-педагогических дисциплин и обращаться к уже изученному материалу с новой точки зрения и т.д.

Рисунок 1 - Позиционный подход к становлению субъекта профессиональной деятельности

На основании профессиональной и личностной позиции формируются поведенческие установки, позволяющие адекватно оценивать осознанную готовность студента к оценкам ситуации и поведению, обусловленным его предшествующим личным и спортивным опытом, то есть их диспозиции. Концепция В.А. Ядова [7] базируется на утверждении, что «человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, т.е. можно обозначить более низкие и более высокие их уровни».

Таким образом, в оптимизирующей среде вуза следует выделять четыре уровня диспозиций:

а) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, которые формируются на основе осознанных потребностей в простейших предметнодеятельностных ситуациях;

б) второй уровень — более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно — социальные фиксированные установки;

в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки;

г) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности.

Таким образом, предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению студента в тех или иных рамках образовательной среды. Для этого наиболее продуктивными, на наш взгляд, являются организационные формы обучения, основывающиеся на идеях синергетического, акмеологическо-го, аксиологического и фасилитационного подходов. Выделяются такие методы, как организационно-обучающие игры, дискуссии, учебные конференции, моделирование компонентов педагогического процесса, диалог с первоисточником, диалоговые учебные ситуации и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быстрицкая, Е.В. От логики взаимодействия к логике сотворчества / Е.В. Быстрицкая, С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KGHeinrich-Bocking-Str. 6-8 66121, Saarbrucken, Germany. - 2012. - 196 с. - ISBN 978-38465-9851-1

2. Быстрицкая, Е.В. Формирование сознания и самосознания студентов на основе предметно-смыслового содержания образовательных технологий/ Е.В. Быстрицкая, С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович. - Н. Новгород: ФБГОУ ВПО НГПУ, 2012. - 285 с. - ISBN 97-598449-211-9

3. Деркач, А.А. Акмеологические стратегии развития: монография / А.А. Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 184 с.

4. Щедровицкий, Г.П. Философия. Наука. Методология / Г.П. Щедровицкий. - М.: Наука, 1997. - 430 с.

5. Ядов, В.Я. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности) / В.Я. Ядов. - М.: Добросвет, 1998. - 415 с.

© Аксенов С.И., Арифулина Р.У., Белова Е.А.,

Быстрицкая Е.В., Занозин Д.А., Киселева Е.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.