Научная статья на тему 'Функции педагогической публицистики в период модернизации российской системы образования'

Функции педагогической публицистики в период модернизации российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ / ПУБЛИЦИСТИКА / ФУНКЦИИ / EDUCATION / INNOVATION / PERSONALITY / MODERNIZATION / SOCIETY / TEACHING / JOURNALISM / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамукова Бэлла Хасамбиевна

Описываются функции педагогической публицистики, которая в течение многих лет вносит существенный вклад в процесс реформирования отечественного образования. Отмечается, что в начале XXI века педагогическая публицистика выполняет новые функции, обусловленные значительными изменениями как в самом обществе, так в сфере образования. Делается вывод о том, что российская пресса, поднимающая актуальные проблемы теории и практики педагогики, является влиятельным социальным институтом, оказывающим воздействие на педагогическое и общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF TEACHING PUBLICISM DURIG THE MODERNIZTION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM

We describe the pedagogical function of journalism, which for many years, making a significant contribution to the reform of national education. It is noted that at the beginning of the XXI century journalism teacher performs the new features due to the significant changes in society itself, as in education. It is concluded that the Russian press, lifting the current problems of the theory and practice of pedagogy, is an influential social institution that have an impact on the pedagogical and social consciousness.

Текст научной работы на тему «Функции педагогической публицистики в период модернизации российской системы образования»

Педагогическая трибуна

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

УДК 378:070 ББК 74.480 X 18

ФУНКЦИИ педагогической публицистики в период модернизации российской системы образования

(Рецензирована)

Хамукова Бэлла Хасамбиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (961) 826 77 00, е-mail: zarhas71@mail.ru

Аннотация. Описываются функции педагогической публицистики, которая в течение многих лет вносит существенный вклад в процесс реформирования отечественного образования. Отмечается, что в начале XXI века педагогическая публицистика выполняет новые функции, обусловленные значительными изменениями как в самом обществе, так в сфере образования. Делается вывод о том, что российская пресса, поднимающая актуальные проблемы теории и практики педагогики, является влиятельным социальным институтом, оказывающим воздействие на педагогическое и общественное сознание.

Ключевые слова: воспитание, инновации, личность, модернизация, образование, общество, педагогический, публицистика, функции.

functions of teaching publicism durig the moderniztion of the Russian education system

Hamukova Bella Hasambievna,

candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Techniques of the Adyghe State University, Maikop. Ph.: (961) 826 77 00, e-mail: zarhas71@mail.ru

Summary. We describe the pedagogical function of journalism, which for many years, making a significant contribution to the reform of national education. It is noted that at the beginning of the XXI century journalism teacher performs the new features due to the significant changes in society itself, as in education. It is concluded that the Russian press, lifting the current problems of the theory and practice of pedagogy, is an influential social institution that have an impact on the pedagogical and social consciousness.

Keywords: education, innovation,personality, modernization, education, society, teaching, journalism, functions.

Образование относится к числу центральных проблем современного общества, которое сегодня испытывает глубокую потребность в гражданах, способных к самореализации в динамичной и весьма многообразной социокультурной среде. «Сегодня проблемы образования - это сфера деятельности парламентов, правительств, политических партий, широкой общественности. Меняется и процедура принятия образовательных реформ, когда к их подготовке привлекаются исследовательские центры, кафедры университетов, ученые и педагоги, экономисты, социологи и философы, психологи и

политологи и др. Иными словами, вопросы реформирования образования во всем мире сегодня исключительно актуальны, они отражают реальное положение дел в данной социальной сфере» [1].

Согласно национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в 2010 году, главные задачи современной школы -раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Одним из базовых принципов

92

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

Педагогическая трибуна

новой модели образования становится принцип открытости, который, в свою очередь, требует от государства обеспечения эффективного взаимодействия субъектов, относящихся к образовательной сфере. «В данных условиях значительно возрастает роль педагогической журналистики, которая, обеспечивая открытость и доступность происходящих в сфере образования процессов, содействует диалогу между государством и всеми участниками национальной образовательной системы, вовлекая их в модернизационные процессы» [2:4].

Педагогическая публицистика является важнейшим направлением педагогической журналистики, и, учитывая родовидовые отношения между этими понятиями, мы используем вышеназванные термины как наименования, замещающие друг друга, тем более что предмет исследования требует, прежде всего, обращения к материалам проблемного характера, иначе говоря, к педагогической публицистике. Педагогическая журналистика по сравнению с публицистикой соответствующего направления - более широкое понятие. Под данным понятием подразумевается, во-первых, профессиональная деятельность специалистов по сбору, переработке и распространению актуальной педагогической информации; во-вторых, вся многообразная продукция этой деятельности; в-третьих, все каналы распространения педагогической информации. Настоящее исследование охватывает педагогическую прессу, которая представляет собой совокупность газет, журналов, сборников, посвященных актуальным вопросам теории и практики обучения и воспитания.

Начиная с XIX века отечественная педагогическая публицистика, взяв на вооружение концептуальную идею о том, что формирование у различных слоев населения знаний и веры в то, что образование - это важный фактор жизнеобеспечения каждого человека и каждого общества, всегда выполняла просветительскую роль и вносила значительный вклад в развитие образования в России. «Основной идеей, которую проповедует педагогическая журналистика вот уже более сотни лет, является идея о том, что образование является ценностью для человека и общества. Эта идея как квинтэссенция содержания всей педагогической прессы значима и сегодня, но в ее новой интерпретации, порождаемой спецификой данного исторического этапа развития современной России» [3:8].

Педагогической публицистике, призванной решать стратегические задачи, наиболее высокая активность свойственна в переломные периоды, когда возникает потребность подготовить общество к восприятию новых идей и концепций реформирования системы образования. Так было во вре-

мя перестройки, в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия, когда кардинальные перемены в обществе способствовали гуманизации образовательных программ и демократизации управления в школах и вузах. В эпоху революционных преобразований во всех сферах общественной жизни педагогическая пресса («Учительская газета», «Семья и школа», «Начальная школа», «Народное образование» и др.), предоставляющая трибуну учителям-новаторам, педагогам-практикам, общественным деятелям, была эффективным инструментом реформирования отечественной школы. В настоящее время вышеназванные печатные издания существуют наряду со многими электронными педагогическими газетами и журналами («Большая перемена», «Директор школы», «Искусство педагогики», «Начальная школа плюс До и После», «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты», «Педагогические науки сегодня», «Новое образование» и др.).

В период модернизации системы образования деятельность педагогической прессы является особенно значимой, поскольку в начале XXI века наблюдается достаточно высокая конкуренция национальных образовательных систем, и педагогическая пресса, поднимающая престиж российского образования, способствует развитию интеллектуального потенциала нации. Очевидно, что сегодня «должна создаваться качественно новая образовательная система, способная проектировать и воспроизводить в действительность все богатство явлений и связей материальной и духовной жизни общества» [4: 29].

Оценивая роль периодических изданий по педагогике, следует вспомнить о том, что в России педагогическая публицистика всегда выступает как неотъемлемая составляющая культуры, и ее культурообразующая роль становится особенно необходимой тогда, когда формируются новые ценностные ориентации. В цивилизованном демократическом обществе, отдающем приоритетные позиции образованию, науке и культуре, человек имеет возможность не только для постоянного профессионального и личностного роста, но и самовыражения. Об этом достаточно убедительно говорил в одной из своих статей ведущий философ образования Б.С. Гершунский, который подчеркивал, что «смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации» [5:3]. Такое осмысление человеческого бытия означает, что человек, будучи самодостаточной личностью, может принести максимально возможную пользу самому себе, своим близким, обществу, в котором он живет, а также человеческой цивилизации в целом.

93

Педагогическая трибуна

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

В начале третьего тысячелетия система отечественного образования снова подвергается реформированию, и сегодня, когда идет напряженный диалог между властью и обществом по вопросам совершенствования школьного и вузовского образования, многое зависит от продуктивности работы педагогической прессы, оказывающей несомненное влияние на общественное и педагогическое сознание. Значимость педагогической публицистики высоко оценил еще более полувека назад В.А. Сухом-линский, который был убежден в том, что в личной библиотеке каждого настоящего учителя должен быть, наряду с литературой по специальности, публицистический материал, обогащающий его духовный мир. Многие выдающиеся педагоги завоевали авторитет как блестящие публицисты (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, Е.И. Ильин, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов, И.П. Иванов, Л.А. Айзерман и др.).

Педагогическую публицистику по праву можно рассматривать в качестве одного из самых влиятельных видов публицистической деятельности, содержание которой диктуется актуальными общественно значимыми проблемами образования и - что еще следует особо подчеркнуть - гуманистическими идеями и ценностями. «Основные тенденции развития педагогической публицистики и отражения в ней гуманистических идей позволяют утверждать, что, несмотря на то, что в обществе были разрушены идеалы, педагогическая публицистика в силу своих закономерностей в самые сложные периоды истории могла воздействовать на ум, сознание и чувства людей, вносить гуманистические идеалы» [6:171].

Наряду с другими видами публицистики, педагогическая публицистика выполняет две основные функции - информативную и воздействующую, которые тесно взаимодействуют между собой, благодаря чему педагогическая пресса, сохраняя и приумножая исторические традиции, выступает в качестве аккумулятора и модератора процессов, происходящих в российской системе образования. Однако педагогической публицистике, обладающей не только воздействующим, но и высоким мис-сионным потенциалом, присущи и другие важные функции. Специфические функции педагогической публицистики являются для нее сущностными, обусловливающими внутреннее содержание деятельности журналистов, освещающих процесс модернизации системы образования. К ним относятся: просветительская, образовательная и воспитательная функции.

Просветительская функция, реализуясь в публикациях описательного характера, показывает особенности становления и развития образования,

а также специфику функционирования различных образовательных учреждений, раскрывает тенденции совершенствования образовательной системы в России и в других странах.

Образовательная функция заключается в том, что посредством педагогической прессы создается необходимая среда обучения, и в первую очередь для тех педагогов-практиков, которые нуждаются в постоянном повышении своего мастерства в связи с кардинальными изменениями, происходящими сегодня в образовательной сфере. Известно, что многие педагоги большое внимание уделяют чтению профессиональной прессы, на страницах которой рассказывается об особенностях организации учебно-воспитательного процесса, обновлении педагогических технологий и т.п.

Наличие воспитательной функции обусловлено процессом развития отечественной педагогики, которая всегда ориентировалась на взаимодействие процессов обучения и воспитания. Не случайно национальный проект «Образование» предусматривает не только совершенствование этой сферы деятельности с целью создания эффективной образовательной системы, отвечающей интересам как отдельной личности, так и всего социума, но и поиски идеалов, основополагающих ценностей, на которые необходимо ориентироваться постиндустриальному обществу.

Сама идея об общественном характере обучения и воспитания обнаруживается в работах не только отечественных ученых, но и зарубежных. Один из классиков педагогики и социологии, французский ученый Э. Дюркгейм, будучи глубоко убежденным в общественном характере педагогического процесса, считал, что деятельность школы состоит, прежде всего, в развитии интеллектуальных, нравственных и физических качеств, которых требуют общество и среда [7].

Если целью публицистики является воспитание, то назначением педагогической публицистики, естественно, должно быть воспитание если не педагогов, то личности, способной понимать и воспринимать адекватно педагогические проблемы, факты, явления. Таким образом, воспитательная функция органично свойственна педагогической прессе, которая, выполняя свое основное назначение, в то же время активно влияет на разные стороны сознания - рациональную, формируя идеи, понятия, суждения, взгляды, оценки, и эмоциональную, пробуждая чувства, настроения. Для реализации воспитательной функции используются не только понятийно - логические средства изложения, создающие точность и убедительность мысли, но и эмоционально-образные, придающие речи изобразительность и особую экспрессию.

94

Научный вестник ЮИМ №3' 2013

Педагогическая трибуна

Однако вышеописанные функции были свойственны отечественной публицистике, независимо от того, на каком этапе развития находилось общество. В конце XX - начале XXI веков в образовательной сфере произошли концептуальные изменения, что не могло не отразиться на содержании отечественной публицистики, получившей в связи с модернизацией образования новые задачи. Анализ педагогической прессы показывает, что кардинальное обновление образовательной сферы значительно расширило набор функций профессиональных периодических изданий. В частности, образовательная функция дополнилась интегрирующей функций, поскольку педагогическая пресса интегрирует знания и информацию из различных областей образования, а также культуры и науки. Воздействующая функция получила свою производную, называемую формирующей функцией, которая целенаправленно создает общественное мнение по важнейшим проблемам современного педагогического процесса, выдвигает теории, идеи, концепции.

Просветительная функция сопровождается диагностической функцией, которая считается более сложной по сравнению с исходной функцией, поскольку эта функция, тесно связанная с исследованием важных проблем образования, предполагает не только описание проблем, требующих незамедлительного решения, но и установление образовательных потребностей, определение соотношения уровня развития образования и уровня развития общества.

Среди новых функций следует особо выделить когнитивную функцию, обусловленную необходимостью привлечения внимания к педагогическим новациям, идеям и технологиям. Сущность этой функции заключается в популяризации новых научных знаний, что особенно важно в переломный период, характеризующийся столкновением различных идей и мнений.

Немаловажную роль в современном образовательном пространстве играет и прогностическая функция, которую иначе называют антиципацион-ной (от лат. anticipation - «предвосхищение»). Наличие этой функции определяется тем, что одна из первостепенных задач педагогической публицистики - предвидеть развитие событий, явлений, фактов и самое главное - новаций в образовательной

сфере. По своей сути эта функция является диагностико-прогностической.

Наблюдения над особенностями функционирования российской педагогической прессы свидетельствуют о том, что новые функции направлены на активизацию роли адресата в общении. Так, выделяемая многими исследователями апперцепционная функция помогает адресату эффективнее воспринимать и усваивать педагогическую информацию с учетом его мировоззрения, убеждения, установок и т.п.

Нельзя не отметить и ориентирующей функции, благодаря которой знания, содержащиеся в материалах педагогической публицистики, становятся ориентиром или даже руководством к действию. Важность этой функции обусловлена тем, что она призвана побуждать к самостоятельному решению теоретических и практических проблем.

Широкий спектр функций современной педагогической прессы, поднимающей актуальные педагогические проблемы в публицистических материалах, свидетельствует о том, что она является достаточно влиятельным социальным институтом, активно способствующим проведению реформ в образовательной сфере.

ИСТОЧНИКИ:

1. Михалина О.А. Модернизация российского образования в контексте глобализации и европейской интеграции: проблемы и перспективы. http://conf.stavsu.ru/conf. asp

2. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования. Дис. канд. пед. наук. М., 2010. 197 с.

3. Денисович Т.Е. Педагогическая журналистика. М.: ФОРУМ, 2009. 144 с.

4. Даурова М.Ш. Инновационные тенденции развития системы образования России в постиндустриальный период // Вестник Адыгейского университета. Серия «Педагогика и психология». Майкоп, 2011. Вып. 3 (84). -С. 28-34.

5. Гершунский Б.С. Концепции самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. - № 10. - С. 3-7.

6. Сутырина Т.А. Педагогическая публицистика: ее сущность и явление в отечественном образовании // Педагогическое образование в России. 2010. № 3. - С. 165-173.

7. Durkheim Emile. Education and sociology. New York: Free Press. 1956.

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.