Научная статья на тему 'Функции музыки по отношению к экономической сфере'

Функции музыки по отношению к экономической сфере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1341
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крымова Любовь Михайловна

Прослежена динамика изменений функций музыки в отношении языка на ранних этапах развития западной культуры. Показано, как с изменением языка, появлением графических способов фиксации языковых выражений происходит локализация смысловыразительной функции музыки в сферу обыденной речи и искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article traces the dynamics of the change of functions of music, concerning the language on early stages of the western culture development. It shows how the localization of the concept-expressing function of music into the sphere of every-day speech and art takes place as the language change and the graphic means of fixating language expressions appear

Текст научной работы на тему «Функции музыки по отношению к экономической сфере»

Л.М. Крымова. Функции музыки по отношению к экономической сфере

Рисунок показывает, что может воспроизводиться несколько вариантов накопления знаний, приобретения навыков, эта система не может осуществлять резкий переход из одного состояния в другое.

Выделим несколько фаз развития человека:

- фаза I включает в себя развитие ребенка, закладывание его личностных качеств и первоначальных знаний, т.е. это период детства, который продолжается до 12-14 лет, в это время инвестированием занимаются родители, а вкладываемые средства еще не приносят доход;

- фаза II - это период взросления, приобретения более обширных знаний и каких-либо навыков и умений, это период от 13 до 24 лет, т.е. время, когда человек обычно уже получает высшее образование и начинает заниматься поиском работы, работать, на этом этапе инвестированием занимается уже и сам человек;

- фаза III занимает промежуток от 25 до 45 лет, т.е. время, когда человек может состояться как работник, руководитель, время, когда человек определился с родом занятий и смог достичь определенных высот, зарекомендовав себя с определенной стороны. Это время, когда отдача от инвестированных средств начинает приносить доход и со временем он увеличивается, достигая максимума;

- во время IV фазы человек либо продолжает инвестирование в себя и добивается все новых высот, получая все больший доход от вложенных средств или поддерживая его на прежнем уровне, либо он останавливается на достигнутом, а может и начаться его падение.

На рисунке овалом выделена зона добавочных инвестиций в человека. Во время третьей фазы человек сталкивается с такими проблемами, как недооценка падения качества человеческого капитала и обеспечение увеличения этого качества. На этом этапе повышения качества можно добиться меньшими средствами, так как уже имеется определен-

ный «багаж» знаний, хотя нельзя не учитывать и такой физиологический фактор, как возраст.

Обобщая вышесказанное, можно отметить: без достаточных вложений в человека на начальном этапе его развития нельзя говорить о том, что инвестированные средства принесут максимальный доход. Конечно, люди обладают разными способностями, имеют различные склонности, но основа будущих прибылей закладывается на I этапе развития человека. Представляется, что можно высказать следующую гипотезу: инвестиции в человека на некотором этапе закладывают эффективность инвестиций на следующих этапах. Проблема состоит лишь в определении «величины», точки, «длины зоны», измеряемого интервала времени каждого начального этапа.

Если сократить расходы или время инвестирования, то эффект от вложенных средств будет меньше, чем мог бы быть. Даже Г. Беккер отмечал, что чем раньше сделаны инвестиции, тем больший доход они принесут в будущем. Однако ему так и не удалось как-то обозначить этот интервал.

При этом нужно отметить существенную роль, которую играет государство, в том числе воздействуя на величину этого интервала. Именно государство устанавливает обязательный образовательный минимум, помогает получить бесплатное образование, принимает программы, которые предоставляют более или менее равные возможности для обучения людям из разных социальных слоев. Оно, регулируя оплату в различных отраслях экономики, может влиять на время, за которое окупятся вложенные средства. Только учитывая все эти факторы можно говорить об эффективном или неэффективном инвестировании в человека. Значимым остается следующее: эти инвестиции являются фундаментальной основой всех дальнейших инноваций, развертываемых в экономике.

Поступила в редакцию 14.12.2006

УДК 338.028; 338.7

Л.М. Крымова

ФУНКЦИИ МУЗЫКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Томский государственный педагогический университет

Взаимосвязь музыки и экономической (прежде всего трудовой) деятельности настолько очевидна, что многие современные исследователи считают, что музыка зародилась именно в этой области человеческого бытия. Например, Л. Винничук пишет, что «пение зародилось не в сфере культовой обрядности, а в сфере повседневного труда земледельца, скотовода, ремесленника. Песня вторила ритмич-

ным движениям работающего человека и сама управляла этим ритмом» [1]. С этим высказыванием можно согласиться, если абстрагироваться от того, что в первобытных обществах труд очень часто носит обрядовый и сакральный характер. Впрочем, решение вопроса о происхождения искусства из сферы практических потребностей можно встретить уже в античности. Платон, отвечая на этот

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 9 (72). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ЭКОНОМИКА, ПРАВО)

вопрос, ссылается на миф о Прометее: боги наделили животных мехом для защиты от холода, когтями - для добывания пищи и защиты от врагов, и лишь человек оказался обделенным. И тогда Прометей, заботясь о человеке, украл с неба огонь, а у Афины и Гефеста - искусство изготовлять ткани и ковать железо [2]. Античная культура не знала жестких отличий художественного искусства и ремесла. Поэтому и музыка изначально вплетена в структуру трудовой деятельности.

В большинстве работ, посвященных функциям музыки, роль музыки в процессе трудовой деятельности либо не рассматривается вообще, либо включается в контекст прикладной функции музыки. Поэтому эту роль мы назовем трудовой функцией музыки.

Содержание трудовой функции музыки определяется двумя взаимосвязанными составляющими: социобиопсихологической природой человека и технологией преобразования предмета труда, или, другими словами, субъектом и объектом трудовой деятельности.

Технологический аспект. Процесс создания продукта труда требует определенной последовательности действий и ритма, т.е. технологии. Каждая технология имеет свой темп и ритм. Неслучайно поэтому в Др. Греции существовали песни ткачей, пекарей, водоносов, гребцов и других представителей профессий древнего мира. Однако же случалось, что песни, связанные с различными видами деятельности, могли называться одинаково. Одно из возможных объяснений этого явления связано с тем, что эти песни имели сходный ритм и напоминали одна другую. Таким образом, одна из составляющих трудовой функции музыки состоит в задании темпа и ритма, отражающих специфику технологии изготовления продукта.

Труд, особенно на ранних этапах развития цивилизации, носит преимущественно коллективный характер. Даже работа, которая может быть выполнена индивидуально, на ранних этапах развития культуры выполняется коллективно. Неслучайно дого-сударственный способ человеческого существования получил название первобытнообщинного строя. Любая деятельность в этом строе выполняется сообща: будь то труд по добыче средств существования, будь то принятие «политических» решений (объявление войны, заключение мира и межплеменных договоров) и т.д. Отсюда вытекает социальнокоммуникативный аспект трудовой функции музыки, сущность которого сводится к согласованию, ко -ординации трудовых усилий различных людей.

Сигнальный характер могут носить не только слова, но и музыкальное произведение в целом. Особенно ярко это проявилось в военном деле, где определенная мелодия может служить сигналом к

атаке, а другая - сигналом к отступлению. Военное дело требует не только сигналов к определенным действиям, но и согласования, организации одновременности действий, а также психологической готовности к действию. Все эти задачи вылились в создание особого музыкального жанра - марша, отличающегося строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером. Марш обеспечивает синхронное движение большого числа людей. Неслучайно название этого музыкального жанра совпадает с названием в военном деле организованного передвижения войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке.

О социальном аспекте трудовой функции музыки говорит тот факт, что музыка присутствовала в деятельности, которая могла выполняться и без согласования темпа и ритма действий отдельных людей. Археологами была найдена глиняная скульптура микенского периода, изображающая группу женщин, замешивающих тесто; возле рабочего стола выполнено изображение флейтиста, который, по-видимому, задавал их действиям четкий ритм и темп. Более примечательный пример, что даже при наказании рабов розгами призывали флейтиста, чтобы удары сыпались равномерно [3].

Психологический аспект трудовой функции музыки связан с созданием определенного настроения или настроя на работу. Здесь особую роль играет мелопейная составляющая музыки. Именно она призвана создавать особый эмоциональный настрой на работу.

Трудовая функция музыки присутствует на всех этапах развития культуры. Однако ее содержание и место в структуре функций музыки сильно разнятся в зависимости от исторического этапа развития культуры.

На первобытно-общинной стадии развития культуры эта функция представлена в наиболее выраженном виде. На архаичном этапе развития из трех вышеописанных аспектов трудовой функции музыки первостепенное значение имеют социально-коммуникативный и технологический аспекты. Об этом свидетельствует прежде всего ритмический характер первобытной музыки. Еще Г.В. Плеханов отмечал, что «для всех первобытных народов ритм имеет поистине колоссальное значение» [4].

Первобытный труд связан прежде всего с сельским хозяйством: земледелием и скотоводством. Для архаического периода античной культуры это главные виды хозяйственной деятельности. Торговля, связанная с мореходным делом, появляется несколько позже. Некоторые историки считают, что Илиада была создана гораздо раньше (на два века), чем Одиссея.

В. А. Маланина. Направления развития финансово-промышленных групп в условиях..

Сельское хозяйство имеет ярко выраженный сезонный характер. Земледельческие работы следовали друг за другом в неизменном порядке, поскольку они связаны со временами года. Также и обряды, и церемонии, связанные с этими работами - севом, уборкой и обмолотом, возделыванием сада и сбором урожая, - следовали в соответствующем порядке. Для каждого вида работ требовалось божественное покровительство, и оно обеспечивалось при помощи определенных обрядов, которые носили магический характер. И до наших дней у крестьян Европы сохранились некоторые обычаи, весьма сходные с обрядами древних греков.

У греков сельскохозяйственные работы сопровождались обрядами и праздниками, посвященными главным образом Деметре. Во время осеннего сева праздновались Фесмофории; зимой, когда посевы в Греции прорастали и зеленели, совершались жертвоприношения Деметре Хлое (зелени); а когда наступало время обмолота зерна, праздновались Фалисии.

С земледельческими работами связан и культ Диониса. Именно этот культ с его дифирамбами, иобакхами, фалликами считается наиболее мистическим, магическим и оргиастическим. Хотя этот культ музыкален, но его музыка противостоит аполлоновской. Именно вакханки, согласно мифу, растерзали Орфея. Противоположность аполлони-ческого (как оптимистически радостного, логически членящего, прекрасного) и дионисического (как

трагически-оргиастического, жизнеопьяняющего) начал осознавалось самими греками (хотя бы в противопоставлении кифары и авлоса), а не только Ф. Ницше [5].

Музыка в земледельческих обрядах выполняла событийно-смысловую функцию. Эта функция основана, с одной стороны, на сезонности, событийности сельскохозяйственного труда, с другой, - на связи труда с мифом, религией. Каждое событие в первобытном труде имеет мифологический смысл и конкретный сюжет (эпизод) из жизни определенного божества. Этот смысл эмоционально окрашен, и музыка как необходимый атрибут земледельческих обрядов была призвана подчеркнуть, проявить эту событийно-смысловую особенность земледельческого труда.

Таким образом, трудовая функция музыки имеет сложный характер и распадается на четыре основные структурные функции по отношению к деятельностной подсистеме культуры: технологическую функцию, основанную на потребностях «производства» в определенном темпе и ритме; социально-коммуникативную, отвечающую за согласование, гармонизацию одновременной деятельности многих людей; психологическую, создающую психологическую готовность к определенному виду деятельности; событийно-смысловую, основанную на особенностях сельскохозяйственного труда.

Поступила в редакцию 06.12.2006

Литература

1. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

2. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1994.

3. Афиней. Пир мудрецов: В 15 кн. Кн. 1-8. М., 2003.

4. Плеханов Г.В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М., 1956.

5. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993.

УДК 336.6

В.А. Маланина

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Томский государственный педагогический университет

Необходимость структурной трансформации национальных и иностранных инвестиций в об-экономики России вызвана высокой степенью ее рабатывающие отрасли промышленности и нау-зависимости от сырьевого экспорта, что не гаран- коемкие производства. С другой стороны, в эко-тирует устойчивых темпов роста в долгосрочной номике должны существовать хозяйствующие перспективе. Переход от факторного к инвести- субъекты, способные осуществить этот переход. ционному росту обеспечивается, с одной сторо- В условиях структурной трансформации такими ны, формированием благоприятных режимов для субъектами могут стать интегрированные бизнес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.