соискатель кафедры экономики предприятий и корпораций l^^^^M Тернопольского национального экономического университета
illг
ФУНКЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА МЕНЕДЖМЕНТА
Статья представляет авторский подход к выделению функций корпоративной культуры с позиции ее использования как эффективного инструмента менеджмента. По назначению корпоративная культура предприятия должна выполнять три функции: адаптацию к внешней среде, интеграцию внутренней среды и идентификацию. В работе обосновано, что корпоративная культура должна обеспечивать идентификацию работников в рамках коллектива и корпоративной культуры предприятия и идентификацию предприятия во внешней среде как самостоятельного аутентичного социального субъекта. Управление корпоративной культурой предложено понимать как направление менеджмента предприятия, которое включает прогнозирование, организацию, поддержку, координацию и контроль корпоративной культуры компании. В целом выделение предложенных функций корпоративной культуры способствует формированию общей концепции управления ею в теоретическом направлении и осознанию корпоративной культуры как объекта менеджмента в практическом направлении, что обеспечивает ее использование как действенного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.
Ключевые слова: корпоративная культура, функции корпоративной культуры, управление корпоративной культурой, организационная культура, интеграция, менеджмент, управление предприятием.
CORPORATE CULTURE FUNCTION AS EFFECTIVE INSTRUMENT OF MANAGEMENT
The article presents the author approach to the selection of corporate culture functions from position of its use as effective instrument of management. On purpose the corporate culture of enterprise must execute three functions: adaptation to the external environment, integration of internal environment and authentication. It is in-process grounded, that a corporate culture must provide authentication of employers within the framework of collective and corporate culture of company and authentication of companyin an external environment as an independent authentic social subject. It is suggested to understand the corporate culture management as direction of corporate management, which includes prognostication, organization, support, coordination and control of corporate culture of company. On the whole, the selection of the offered functions of corporate culture is instrumental in forming of general conception of management by it in theoretical direction and to the awareness of corporate culture as a management object in practical direction, which provides its use as an effective instrument of increase of efficiency of activity of company.
Key words: corporate culture, functions of corporate culture, corporate culture management, organizational culture, integration, management, corporate management.
Определяющее место в обеспечении эффективности управления корпоративной культурой принадлежит ее функциям. Под функцией традиционно понимают назначение, роль чего-либо [1, с. 653]. Соответственно, функцией корпоративной культуры предприятия является ее назначение. Критический анализ специальной литературы, сводные результаты которого представлены в таблице, свидетель-
ствует о наличии определенных разногласий взглядов ученых и практиков в этом вопросе.
Полностью поддерживая утверждение Б. Ерасо-ва [10] относительно полифункциональности (множественности функций) корпоративной культуры предприятия, проанализируем существующие подходы по систематизации и выделение этих функций в специальных источниках.
Функции корпоративной культуры предприятия, определенные в специальных источниках
Функции корпоративной культуры Kilmann R.H., Saxton M.J. [2, с. 29] Спивак В. [3, с. 29] Захарчин Г. [4, с. 33] Шконда В., Кальянов А. [5, с. 25] Лагутина Т. [6, с. 25] Пидборский Ю. [7] S 13 S т С Анищенко В. [8, с. 68] Авакян Н. [9, 8 с. 172]
контроль поведения +
аксиологическая + +
призыв до самобытности +
психологическая +
моральная +
интеллектуальная +
креативная +
просветительско-воспитательная (познавательная, обучение персонала) + + + + + +
системосоздающая + +
защитная (охранная) + +
управление качеством + +
ориентация на потребителя +
селективная (компетентная) + + +
оптимизационная + +
экономичная +
охранная + +
интеграционная + + + + +
регулирующая + + + + + +
адаптационная + + + + + +
ориентационная +
мотивационная + + +
формирование имиджа + +
информационная + +
коммуникативная (адаптивная) + + + + + + +
содержательная + + +
обучающая +
регламентирующая (нормативно-регулирующая, регулирование партнерских отношений) + + + +
компенсаторная (замещающая) + + +
стабилизирующая + +
рекреативная +
воссоздающая + + + +
прогнозирующая +
оценочно -нормативная + + +
управляющая +
координационная +
культурологическая +
контрольная +
методичная +
корпоративная +
научная +
квалификационная +
инновационная +
общественной памяти + + +
развивающая +
стимулирующая +
В. Спивак сформировал функции корпоративной культуры предприятия, исходя из общих функций духовной культуры как средства духовного усвоения действительности [3, с. 28-30], и выделил: 1) функцию воспроизведения лучших элементов, продуцирование новых ценностей и их накопление (которая, по сути, является обобщающей функцией и совпадает с сущностью воспроизводящей, инновационной, культурологической функций); 2) оценочно-нормативную функцию, которая предполагает сравнение реального поведения и действий по установленным нормам и правилам; 3) регламентирующие и регулирующие функции как следствие действия оценочно-нормативной функции; 4) познавательную функцию, которая пересекается с адаптационной и коммуникативной функциями; 5) смыслообразующую функцию, которая предполагает воздействие ценностей компании на ценности личности или их конфликт; 6) функцию общественной памяти как накопление опыта компании и 7) рекреативную функцию как восстановление духовных сил при восприятии элементов культурной деятельности корпорации.
Г. Захарчин [4, с. 32-34] сгруппировал функции корпоративной культуры предприятия по целевой направленности и выделил функции: внутреннего характера (аксиологическая, просвети-тельско-воспитательная, мотивационная, защитная, интегрирующая, управление качеством, селективная, оптимизирующая), внешнего характера (информационная, регулирующая, коммуникативная) и функции, которые имеют проявления внутреннего и внешнего характера (адаптационная, экономическая и частично аксиологическая). Признавая методологическую и практическую ценность такого разделения, заметим, что оно обусловливает сужение сущности отдельных функций (в частности, информационной и коммуникативной). Б. Ерасов [10] выделяет полезные (с позиции повышения уровня адаптации индивида к среде) и бесполезные (в том числе явные и скрытые) функции культуры. Исходя из сущности функции как назначения или совокупности действий, с позиции полезности более корректным будет объяснить такое разделение влиянием корпоративной культуры на работника. Функции корпоративной культуры в проблемной институциональной среде, предложенные Т. Лагутиной [6 , с. 25]: адаптивная, регулирующая, оценочно-нормативная, коммуникационная, воспроизводящая, общественной памяти, стимулирующая. При этом автор не уточняет критерии, по которым были отобраны сами эти функции, и их специфичность применения к институциональной среде.
Н. Авакян предлагает учитывать прогнозирующую функцию, поскольку корпоративная культура позволяет прогнозировать реакцию, поведение организации и ее членов в условиях возможных измене-
ний во внешней и внутренней среде [9, с. 173]. Полностью разделяя эту позицию, заметим, что, опираясь на сущность корпоративной культуры, прогнозирование является функцией управления корпоративной культурой, а не назначением культуры как таковой.
Отдельно следует остановиться на общем подходе ученых к вопросу расширения количества функций корпоративной культуры через их детализацию. В подавляющем большинстве исследований прослеживается распыление функций путем их подмены задачами корпоративной культуры предприятия. Но функция является более емким понятием, это назначение корпоративной культуры, в свою очередь, задачи являются детализацией каждой из функций. Выделение большого количества функций усложняет процесс понимания общего назначения корпоративной культуры менеджерами предприятия и снижает эффективность управления ею на предприятиях. Зато в зарубежной литературе прослеживается тенденция к разработке назначения корпоративной культуры двумя-пятью функциями. Так, гарвардские ученые [11] сводят все функции корпоративной культуры предприятия к двум: управление внешней адаптацией и внутренней интеграцией. Кроме того, обременение назначения корпоративной культуры значительным количеством функций обусловило определенную хаотичность и тождественность в их выделении. Например, способность корпоративной культуры упорядочивать деятельность компании через определенные правила и нормы в различных источниках определяют [3-5, 7, 9] как регламентирующую, регулировочную, нормативно-регулирующую, регулирующую партнерские отношения функции. Дальнейшим обоснованием в контексте целесообразности является выделение научной, развивающей, инновационной, интеллектуальной и стимулирующей функций [5, 6], которые пересекаются, по сути, между собой и другими функциями: например, с мотивационной функцией [4] в части стимулирования развития инноваций; просветительско-воспитательной - в части развития инновационных и воспитательных норм.
Проведенная критическая оценка соответствующей литературы показала существование следующих проблем в формировании функций корпоративной культуры предприятия:
1) наличие значительного количества функций корпоративной культуры, которые во многих случаях являются тождественными по существу;
2) обобщение содержания отдельных функций корпоративной культуры в других;
3) отнесение в состав функций корпоративной культуры ее свойств, элементов, влияния на персонал.
С целью их решения предлагаю собственный подход к определению функций корпоративной культуры,
который опирается на классическое понимание функции как назначения и сущности корпоративной культуры, сформированное Е. Шейном [12, с. 336]. По назначению
адаптация к внешней среде
О О О О
корпоративная культура предприятия должна выполнять три функции: адаптацию к внешней среде, интеграцию внутренней среды и идентификацию (см. рис.).
идентификация
О О О О О
интеграция внутренней среды
О О О О О
о о cfo
Функции корпоративной культуры предприятия как эффективного инструмента менеджмента
Функция адаптации к внешней среде заключается в том, что назначением корпоративной культуры является приспособление предприятия к внешней среде (среде, которая его окружает). Выполняя эту функцию, корпоративная культура должна направлять работников и предприятие в целом к нестандартности поведения, учету специфики условий принятия управленческих решений, пониманию текучести внешней экономической, политической, социальной, конкурентной среды функционирования предприятия и необходимости приспосабливаться к ним.
Под функцией интеграции внутренней среды подразумевается назначение корпоративной культуры по взаимной адаптации, взаимосвязи через объединение, сглаживание и нейтрализацию конфликтов, взаимному обмену, взаимной адаптации всех членов предприятия (работников, структурных подразделений). Как отмечает В.Г. Николаев [13], культурная интеграция интерпретируется как: 1) согласованность между культурными значениями; 2) соответствие между культурными нормами и реальным поведением носителей культуры; 3) функциональная взаимозависимость между различными элементами культуры (обычаями, институтами, культурными практиками и т. д.). В 1906 году В. Самнер обратил внимание на то, что народным обычаям свойственна «тенденция к взаимоувязке, то есть к взаимному приспособлению друг к другу в поведении индивида, который удовлетворяет с их помощью свои инстинктивные потребности» [14], поэтому функциональную интеграцию культуры он определил как «тенденцию все большей адаптации средств к целям».
В целом функция интеграции сосредоточивает внимание на внутренней среде предприятия. Сглаживание и нейтрализация конфликтов достигается через регулятивный признак интеграции.
При формировании сущности функции идентификации следует исходить из понимания назначения культурной идентификации. Впервые механизм культурной идентификации был раскрыт в психологической концепции З. Фрейда. Культурная идентификация, как справедливо обобщили И. Тюрменко и А. Горбулев [15], это самоощущение человека внутри конкретной культуры. Идеи «принадлежности» или «общности и акт идентификации с другими культурами являются универсальной цепью, соединяющей человеческие образования. Национальное, или, как теперь принято говорить, этническое, сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы и акцентирует идею «корней».
Функция идентификации отражает назначение корпоративной культуры предприятия формировать мировоззрение работников и их осознание принадлежности к предприятию как части целостного организма. Процесс такого осознания должен предусматривать самоутверждение работника как норму, когда традиции, язык, культура, обычаи, потребности предприятия совпадают с собственными интересами работника и готовностью их отстаивать и воплощать в жизнь. Действенным инструментом выполнения идентификационного назначения корпоративной культурой является использование религиозных факторов - позиционирование кор-
поративной культуры как духовной составляющей компании. Таким образом, корпоративная культура должна обеспечивать идентификацию работников в рамках коллектива и корпоративной культуры предприятия и идентификацию предприятия во внешней среде как самостоятельного аутентичного социального субъекта.
Мировоззрение этнической группы формируется с помощью символов общего прошлого этноса -мифов, легенд, святынь и т. д. [13]. Соответственно, идентификация на предприятии достигается через создание и применение соответствующих артефактов, представленных ценностей и базовых представлений корпоративной культуры.
Понимание функций корпоративной культуры предприятия позволяет сформулировать сущность управления ею на предприятии.
В целом А. Файоль так определил функции менеджмента: управлять - это предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать [16, с. 172]. В применении к корпоративной культуре предприятия В. Спивак предложил [3, с. 12] добавить отдельную функцию менеджмента - управление корпоративной культурой, которую определил как функцию исследования, формирования, поддержания и развития корпоративной культуры.
Отметим, что при управлении корпоративной культурой специфичностью менеджмента является объект управления (корпоративная культура), при этом функции менеджмента такого объекта в целом остаются классическими. Поэтому управление корпоративной культурой, по сути, является не функцией, а отдельным направлением менеджмента предприятия. Соответственно, управление корпоративной культурой предлагаем понимать как направление менеджмента предприятия, которое включает прогнозирование, организацию, поддержку, координацию и контроль корпоративной культуры предприятия.
В целом выделение функций корпоративной культуры (адаптация к внешней среде, интеграция внутренней среды и идентификация) и задач способствует формированию общей концепции управления ею в теоретическом направлении и осознанию корпоративной культуры как объекта менеджмента в практическом направлении, что обеспечивает ее использование как действенного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.
Следующей составляющей формирования фундаментальных основ управления корпоративной культурой является определение принципов, соблюдение которых является основой для принятия управленческих решений по поддержке, развитию и изменению корпоративной культуры предприятия.
Список литературы:
1. Стец I. Сучасш особливост формування ефек-тивно! оргашзацшно! культури промислового тд-приемства / I. Стец // 1нновацшна економша. - 2011.
- № 5. - С. 60-63.
2. Kilmann R.H. Issuesinunder standing and changing culture / R.H. Kilmann, M.J. Saxton, R. Serpa // CaliforniaManagement Review. - 1986. - № 28. - Р. 87-94.
3. Спивак В. Корпоративная культура / В. Спивак. -Спб.: Питер, 2001. - 352 с.
4. Захарчин Г. Мехшзм формування оргашзацшно! культури машинобудiвного тдприемства: [моно-графiя] / Г. Захарчин - Львiв: Видавництво Нащ-онального ушверситету «Львiвська полггехшка», 2009. - 276 с.
5. Шконда В.В. Системна концептуальна модель розвитку корпоративно! культури / В.В. Шконда, А.В Кальянов // Науковi пращ МАУП. - 2010. - № 1 (24). - С. 20-27.
6. Лагут1на Т. Оргашзацшна культура у проблемному шституцшному середовищi / Т. Лагутша // В1-СНИК КНТЕУ. - 2012. - № 3. - С. 123-130.
7. Шдборський Ю. Культура та етика шдприемництва i шдприемницько! дiяльностi [Електронний ресурс] / Ю. Пщборський. - Економiчний вюник ушверситету.
- 2009. - Режим доступу до журн.: http://www.nbuv. gov.ua/portal/soc_gum/evu/2009_13/Pidborskiy.pdf.
8. Анщенко В.О. Роль корпоративно! культури у прийнятт управлшських ршень / В.О. Ашщенко // Актуальш проблеми економши. - 2009. - № 3 (93).
- С. 64-71.
9. Авакян Н.В. Проблемы функционального содержания организационной культуры предприятия / Н.В. Авакян // БiзнесIнформ. - 2009. - № 2 (3). -С. 170-174.
10. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ера-сов. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 283 с.
11. Arnold M. Howitt Functions of Organizational Cul-ture-iSites / M. Arnold [Electronic resource]. - URL: http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic634594.files/ Functions of Organizational Culture-rev 10-08.pdf.
12. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование / Э.Х. Шейн; пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - 336 с.
13. Николаев В.Г. Культурология. XX век / В.Г. Николаев // Энциклопедия, 1998 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_ culture/376/ИНТЕГРАЦИЯ.
14. Sumner W.G. Folkways / W.G. Summer. - Boston, 1907 [Electronic resource]. - URL: http://www.gutenberg.org/ catalog/world/readfile?fk_files=1535435.
15. Тюрменко I.I. Культуролопя: теорiя та iсторiя культури Навч. поаб. / I.I. Тюрменко, О.Д. Горбула.
- Ки!в: Центр навчально! лтератури, 2004. - 368 с.
16. Файоль А. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. - М.: Республика, 1992.- 12 с.
List of literature:
1. Stec I. Modern features of formation of an effective organizational culture of the industrial enterprise / research Stec // Innovative economy. - 2011. - № 5. - Р. 60-63.
2. Kilmann R.H. Issuesinunderstandingandchangingcul-ture / R.H. Kilmann, M.J. Saxton, R. Serpa // CaliforniaManagementReview. - 1986. - № 28. - Р. 87-94.
3. Spivak V. Corporate culture / C. Spivak. - SPb.: Peter, 2001. - 352 p.
4. Zakharchin G. Institute For Regional Studies, Means formation of organizational culture of the machinebuilding enterprises: [the monograph] / Institute for regional studies, - Lviv: Publishing house of the National University «Lviv Polytechnic», 2009. - 276 p.
5. Shkonda V.V. System conceptual model of corporate culture development / V.V. Skonda, A.V. Kalyanov /proceedings of the IAPM. - 2010. - № 1 (24). - Р. 20-27.
6. Lagutina T. Organizational culture in the problem of the institutional environment / T. Lagutina // BULLETIN of KNTEU. - 2012. - № 3. - Р. 123-130.
7. Pidborski Y. Culture and ethics of business and entrepreneurial activity [Electronic resource] / Y. Pidborski - Economic Bulletin of the University. - 2009. - Access mode, Ukr.: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/ evu/2009_13/Pidborskiy.pdf
8. Anishchenko V.O. the Role of corporate culture in management decisions / V.O. Anishchenko // Actual problems of economy. - 2009. - № 3 (93). - P. 64-71.
9. Avakyan N.V. Problems of functional content of the organizational culture of the enterprise / N.V. Avakyan // Business Inform. - 2009. - № 2 (3). - 174 p.
10. Erasov B.S. Social cultural science / B.S. Erasov. -M.: Aspect Press, 1998. - 283 p.
11. Arnold M. Howitt Functions of Organizational Culture-iSites / M. Arnold [Electronic resource]. - URL: http:// isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic634594.files / Functions of Organizational Culture-rev 10-08.pdf.
12. Shane E.H. Organizational culture and leadership. Build, evolution, improvement / E.H. Shane; translated from English. under. ed. V.A. Spivak. - SPb.: Peter, 2002. - 336 p.
13. Nikolaev V.G. Cultural Studies. XX century / V.G. Nikolaev // Encyclopedia. - 1998. - Mode of access [Electronic resource]. - URL: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc_culture/376/INTEGRACIJA.
14. Sumner W.G. Folkways / W.G. Summer. - Boston, 1907. - Mode of access [Electronic resource]. - URL: http://www.gutenberg.org/catalog/world/readfile7fk_ files=1535435.
15. Tiurmenko I.I. Cultural Studies: theory and history of culture Studies. The allowance. / I.I. Tiurmenko, A.D. Gor-bul. - Kyiv: Center of educational literature, 2004. - 368 p.
16. Fayol A. Management is the art and science / A. Fay-ol, G. Emerson, F. Taylor, G. Ford. - M.: Respublika, 1992. - 12 p.
Калимуллина Э.Р.
кандидат социологических наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет
экономики и сервиса»,
Россия, г. Уфа
УДК 338 (470+571)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ
В статье рассматриваются основные аспекты влияния социальной и национальной политики на экономическое развитие страны. Автором изучается современное социально-экономическое положение Российской Федерации, выявлены «точки роста» и потенциальные возможности для определения перспективных путей использования экономического потенциала регионов в целях сокращения отставания и преодоления негативных тенденций.
Ключевые слова: социальная политика, национальная политика, экономика, экономическое развитие, государство благосостояния.