Научная статья на тему 'Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования'

Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / COMPONENT FEATURES INTERACTIONS / NETWORKED LEARNING INTERACTION / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна

Необходимость упорядочения взглядов на сетевое взаимодействие вызывает потребность в описании его функций. Идея рассмотрения функций компонентов сетевого взаимодействия показана на основе теории социального действия Т. Парсонса. В статье предлагается опора на эту теорию в качестве координат для описания сетевых взаимодействий в конкретных условиях педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Function components of networked educational interactions in the system pedagogikal

The need for ordering views on networking is a need in the description of its functions. The idea of considering the functions of networking components shown on the basis of social action theory of Talcott Parsons. The article offers support to this theory as the coordinates to describe the network of interactions in a particular pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования»

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

Иванова Светлана Васильевна,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории инноватики в педагогическом образовании ФГНУ «Институт педагогического образования и образования взрослых» РАО, г. Санкт-Петербург s.ivanova@iporao.ru

Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования

Аннотация. Необходимость упорядочения взглядов на сетевое взаимодействие вызывает потребность в описании его функций. Идея рассмотрения функций компонентов сетевого взаимодействия показана на основе теории социального действия Т. Парсонса. В статье предлагается опора на эту теорию в качестве координат для описания сетевых взаимодействий в конкретных условиях педагогического образования.

Ключевые слова: сетевое образовательное взаимодействие, функции компонентов взаимодействий, педагогическое образование.

Раздел: (1) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Обращение к сетевым взаимодействиям в сфере образования вызвано не только появлением широких возможностей для обучающихся, возникшим благодаря новым информационным технологиям. Создаются особые условия, в которых развивается система образования (в том числе и система педагогического образования): Россия включается в открытое образовательное пространство, развивается система признания прикладных квалификаций - всё это требует кооперации и сотрудничества в системе педагогического образования как для учреждений, так и для педагогических сообществ и отдельных педагогов. И вместе с тем, показывая выводы современных исследователей о состоянии российского общества и российского образования, О. Н. Лескина, А. С. Арапова отмечают: «Особое значение в формировании человеческого интеллектуального капитала нации имеет состояние современной системы образования. Она задает успех развития страны на многие годы вперед. На сегодняшний день в сфере отечественного образования имеется множество проблем» [1].

Одна из ключевых проблем - недостаточное финансирование образования в целом по стране в соответствии с современными мировыми требованиями к оснащению процесса обучения и слабая способность образования мобильно реагировать на индивидуальные образовательные запросы. В этом отношении сетевое взаимодействие выступает как оптимальный инструмент, позволяющий эффективно устранять дефициты ресурсов и компетентностей субъектов образования. Под сетевыми образовательными взаимодействиями в системе педагогического образования будем понимать совместную образовательную деятельность субъектов образования в очной и заочной формах, на семинарах и курсах повышения квалификации, а также взаимодействие, подкреплённое современными IT-средствами (information technology: информационно-технологическими). Учёные и практики отмечают, что обучение различными способами сетевого взаимодействия оказывается намного продуктивнее при меньших затратах, чем в формальном образовании. Поэтому бурно развивающееся в системе педагогического образования обучение в ходе сетевых образовательных взаимодействий требует упорядочения, структуризации, изучения функций отдельных компонентов.

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

Взаимодeйствие в фило^фии И. Канта рассматривается как категория отношения, шторое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. Метафизические представления о взаимодействии представлены в oкказиoнализме, в философии Лeйбница и Лoтце. В психологии взаимодействие - взаимное влияние психического и физического. ^гласно гипoтезе «двойная причина - двойное следствие», каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый пcихический пpоцеcc, имеет двойную - физическую и психическую - причину и, соответственно, следствие [2]. В других словарях взаимодействие рассматривается гак кaтeгoрия, характеризующая процесс действий субъектов по отношению друг к другу, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимoдействие как процесс отличает взаимовлияние, взаимное преобразование, взаимозависимость и др. [3]

Сетевым взаимодействием, считает М. Ю. Шерешева, в принципе, можно считать любую человеческую деятельность [4]. Связь и взаимовлияние можем обнаружить при любом акте действий субъектов по отношению друг к другу. Включение субъекта деятельности в ту или иную сеть взаимодействий определяется его направленностью и потребностями.

Ограничив сетевые взаимодействия сферой образования, рассмотрим компоненты сетевых образовательных взаимодействий в педагогическом образовании и покажем их функции. Уточним, что педагогическое образование будем рассматривать в широком смысле - формальное, неформальное и информальное, подразумевающее как вузовский уровень, так и постдипломное образование, а также непрерывное образование с включением неформального и информального образования в реальной среде и в !Т-пространстве.

Поскольку речь пойдёт о взаимодействии в сфере педагогического образования в различных сетях и сообществах, очевидно, что следует обратиться к инструментарию социологии. Социологи выделяют макросоциальные и микросоциальные способы анализа. Так как в сетевых взаимодействиях в педагогическом образовании нас интересуют процессы в широком охвате педагогических сообществ, обратимся к инструментам макросоциального анализа, однако заметим, что при необходимости в нашем вопросе могут применяться схемы микросоциального анализа, так как при изучении ценностей взаимодействия нельзя не рассматривать личность обучающегося и его взаимодействие в наиболее близком окружении - в малых группах, во временных творческих коллективах, в группах проектного обучения и др.

В целом социальное взаимодействие можно представить как интегрированную систему полиструктурных компонентов, отличающуюся мегаполярностью и широким спектром характеристик - подобно тому, как переплетаются в живом организме биологические функциональные системы, напоминая сети, сложным образом взаимодействуя друг с другом и обеспечивая собственную и общую жизнедеятельность и развитие. Подобным образом описанное представление о взаимодействиях, имеющееся в работах Н. Лумана [5], распространяется на современные сетевые взаимодействия в педагогическом образовании. Что касается функции, то Н. Луман рассматривал её как регулятивную смысловую схему.

Вопрос выбора необходимой схемы рассмотрения предпочтительнее решать на основе теории, наиболее чётко и функционально рассматривающей ключевые узлы сетевого взаимодействия. Поэтому при исследовании функции образовательных взаимодействий обратимся к теории социального действия Т. Парсонса, в которой преобразованы идеи М. Вебера, Э. Дюркгейма и др. Систему социального действия, вслед за Т. Парсонсом, будем использовать в качестве аналитического ин-

пи пи

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

струмента для изучения сетевого образовательного взаимодействия как феномена, реализуемого в пространстве нормативных возможностей. Область исследования ограничим, исключив из него среду нижнего уровня (физико-органические явления), которая является ресурсной для обеспечения рассматриваемой нами системы сетевых взаимодействий в педагогическом образовании.

Обратимся к внешней среде - к так называемой сфере высшей реальности - к системе целеполаганий и ценностей субъектов, к развитию социальных структур образования, как формальных, так и неформальных. Благодаря новым современным возможностям глобальные изменения в обществе, производстве и образовании происходят в основном за счёт увеличения объёмов и скоростей потоков передачи информации. Безусловно, продуктивность освоения информационного и знаниевого потока определяется возможностями субъекта в переработке информации. Современному обучающемуся довольно сложно из имеющегося контента сконструировать новое содержание знания в ходе индивидуальной работы. Это относится ко всем субъектам образования - и к педагогу, и к обучающемуся. Поэтому в системе образовательных взаимодействий возникают различные сетевые сообщества, деятельность которых обусловлена спецификой их структурных компонентов и предпочитаемыми способами освоения необходимой профессиональной информации. К таким способам отнесём системы профессиональных конкурсов, образовательные форумы, проектное обучение и др.

Компонентами любого социального действия, по Т. Парсонсу, являются:

- дeйствующee лицo ^ктор);

- цeль действия;

- ситyaция дeйcтвия (средства, условия);

- нopмативные о^ования cубъекта для ото^ба выбора cредств вза-имoдейcтвия [6].

Характеризуя эти компоненты в системах сетевых образовательных взаимодействий, покажем некоторые их свойства.

1. Aктoры взаимодействия. Ими могут быть как oтдельные субъекты (педагог, обучающийся), так и коллективные (образовательные учреждения, организации, педагогические сообщества, самообучающиеся сообщества, проектные и творческие группы, разновозрастные группы и др.).

2. ^ли дeйствия, они опрeделяются потрeбностями рeaгирования на внeшниe вызовы к системе образования и внутренние потребности удовлетворения образовательных запросов. Например, внешние - введение новых ФГОС; внутренние профессиональные запросы для педагога - поиск адекватных технологий обучения, внутренняя потребность отдельного обучающегося - поиск либо самой необходимой информации, либо адекватных способов её получения.

3. Ситуация действия - условия и средства достижения цели. Этот компонент имеет характеристики, обусловленные региональной спецификой системы педагогического образования, образовательной политикой всей системы образования или образовательной организации. Сюда включаются также географическое расположение субъекта образования, уровень квалификации педагогических кадров, потребности региона в педагогах и других специалистах.

4. ^рмативная ориентация aктора: характеризует предпочтения и направленность выбора адекватных средств достижения цели, акмеологические и аксиологические подходы субъекта к реализации технологий обучения. В развёрнутом плане этот компонент отвечает на вопрос, кто и как будет реализовывать образовательные задачи.

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

Для рационального описания взаимодействий, по Т. Парсонсу, необходимы показанные выше четыре компонента. В отношении сетевого образовательного взаимодействия это также представляется правомочным. Однако акценты исследования могут смещаться в зависимости от вызовов времени и образовательной политики социума при реагировании на эти вызовы. Покажем, как преломляются в сетевом образовательном взаимодействии некоторые положения теории Т. Парсонса.

Каждая система дeйствия распадаeтся на четь^ подсистемы, представляющие сoбoй самостоятельные системы действия: биологическую, культурную, личнoстную и оэциальную. Coгласнo теoрии ^циального дeйствия, каждая система дeйствия, являясь oткрытой, дoлжна удовлетворять четырем функционально нeoбходимым условиям: aдaптации, целеполаганию, интеграции и постоянству (или поддержанию образца взaимодействий в лaтентном оэстоянии - привычной, трaдиционной стабильности). На практике это выражается стремлением охранить традиционные ценности региональной системы образования в условиях нoвых вызовов и требований.

Выюшую роль в становлении cиcтeм и подсистем действия играют процессы cоциaлизации и инcтитyaлизaции. Фyнкциональные отношения между системами и подсистемами действия oпределяются пoсредством oбмена симвoлическoй инфoр-мацией, что oбеспечивает aвтoномность пoдсистем и их интеграцию в целoстную систему. В соответствии с этими положениями Т. Пaрсoнсa в условиях сетевого взаимодействия в пeдагогическом образовании пoиск педагогом информации предметного и технологического характера, с oдной стoрoны, и новые нормативные установки и предписания, с другой стoрoны, определяют пoтребнoсти и необходимость объединения в формальные и неформальные образовательные системы и самообучающиеся сообщества.

^циальное значение систем и подсистемы действия, по Т. Парсонсу, oпреде-ляется их энергетическим и инфoрмациoнным пoтенциалом, причём инфopмациoн-ный пoтeнциал сиcтемы определяет ее кoнтрoльную функцию: чем выше этот потенциал, тем сильнее прoявляется дaнная функция. Проиллюстрируем это примерами из образовательных систем: интернет-сообщество и формальная система повышения квалификации устойчивее и востребованнее там, где информационный поток наиболее значим для обучающихся и технологии его передачи адекватны восприятию слушателей. Энeргетический и информационный потенциалы oбразова-тельных взаимодействий находятся в обратно пропорциональной зависимости друг от друга. В практическом плане это выражается в том, что слушатели предпочитают очно-дистанционную систему, когда включение в процессы обучения проходит в доступном и малозатратном режиме как по времени, так и по другим ресурсам (транспортным расходам, времени и др.). Это объясняет, почему в целом более востребованными становятся те из форм сетевых взаимодействий, в которые включены дистанционное обучение, видеовключения (скайп), вебинары, передача видеоматериалов (информальное видеообучение).

Таким образом, приведённые примеры показывают, что в аспекте сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования действие, по Т. Парсонсу, имеет сознательно-рациональный, целенаправленный, избирательный характер. Ha него оказывают влияние четыре oтнoсительнo независимые, нo взаимодействующие системы действия (биoлогическая, культурная, личнoстная и оэциальная). Взаимoдействие oсуществляется на физической, энергетической и инфoрмационной основе. Cистeмы более высокого информационного уровня играют преобладающую роль в контроле над поведением других систем. Это oбъясняет вoстребoваннoсть рас-

гм yj nj

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

пространения IT-технoлoгий, пoдкрепляющих сетевoе взаимoдействие в oчном oбще-нии. На практике это выражается в oчной и в дистанционной сeссиях на курсах пoвы-шения квaлификации, в потребности в общении после очных семинаров и форумов с помощью ^-ресурсов. Каждая из выделенных систем имеет свои подсистемы действия. Все они являются носителями четырех основных функций.

Так, Т. Парсонс считал, что для всех систем существует инвариантный набор функций (AGIL) [7]. Функцию Т. Парсрнс рассматривал как совокупность действий, направленных на удовлетворение собственной пoтребности или пoтребностей системы. Актуальные потребности участников сетевых самообучающихся сообществ в сфере педагогического образования можно oхарактеризовать как поиск инновационных технологий и иннoвационного содержания для наилучшего обеспечения качества образования в учреждении. Дадим характеристики функций взаимодействий по Т Парсонсу и проиллюстрируем их в аспекте сетевых образовательных взаимодействий.

1. Aцaптация (А): система дoлжна справляться с нoсящими случайный характер требoваниями внeшней срeды. Oна должна адаптироваться к внешней среде и приспосабливать среду к своим потребностям. ^стема сетевого взаимодействия в основном востребована, так как позволяет каждому участнику получать необходимую информацию и адаптировать её под собственный учебный процесс. Также участники сети могут представить на апробацию собственные наработки и получить квалифицированную рецензию или экспертную оценку коллег или модераторов со стороны методических структур высшей школы.

2. Цeлeдoстижение ^): ^стема дoлжна уметь oпределять свои первичные цели и достигать их. Практика сетевого взаимодействия показывает, что в сети Интернет и на курсах повышения квалификации педагоги находят единомышленников, с которыми организуют неформальные и формальные сообщества по конструированию новых знаний и технологии

3. Интeгрaция (I): ^стема дoлжнa кooрдинирoвать взаимooтнoшения своих элeмeнтов. Oна должна управлять отношениями трех прочих функциональных императивов (А G L). B педагогическом образовании в условиях сетевого взаимодействия это управление и рeгулирование oснoвaнo на системе аксиологических и ак-меологических установок. В условиях перемены ценностных ориентиров данная функция позволяет участникам сети своевременно вырабатывать корпоративные ценностные ориентации при проведении обсуждения в различных средах взаимодействия (очной и заочной).

4. Лaтентнaя ^) - пoддержание цeнностнoгo oбразца: ^стема должна питать, поддерживать и вoзoбновлять как мoтивацию индивидов, так и культурные oбразцы, создающие и поддерживающие мотивацию. Поэтому становится неоценимым ресурсный потенциал сетевого 1Т-взаимодействия, а также поддержание традиций очных форумов представителей региональной профессионально-педагогической сети: например, вебинары профильных вузов, семинары школ района и др.

Полагаем, что схема AGIL по Т. Парсонсу соответствует задачам оптимального описания сетевого взаимодействия в системе педагогического образования. Эта схема может быть использована на всех уровнях теоретического анализа системы сетевого взаимодействия субъектов образования. Спецификой рассмотрения сетевых образовательных взаимодействий на срезе теории Т. Парсонса является взгляд на подсистемы социального действия как на внешние социальные среды друг для друга т. е. 1Т-среда является внешней окружающей средой для сетевого взаимодействия образовательных организаций в реальном взаимодействии, и наоборот.

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

научно-методический электронный журнал

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 14091

УДК 37.012.1

Например, социальная система нуждается в том, чтобы существовал единый ценностный порядок, чтобы систематически удовлетворялись условия для интеграции коллективных субъектов и личностей - членов социальной системы. Этому должны способствовать проиллюстрированные нами ниже условия реализации функций сетевых образовательных взаимодействий, обобщённые С. В. Лапиной [8].

1. Организационная упорядоченность действий множества участников во времени - поэтому так важно соблюдать регламент и не допускать технических неполадок на вебинарах и видеоконференциях.

2. Семантическая стабильность - установление символического порядка, т. е. общего языка, ^мволики, трaдиций, ритуалов и др. Здесь на первый план выступают вопросы тезауруса, которым пользуются участники сетевого взаимодействия.

3. Aксиологическая и aкмеологическая oснова - общие ценностные ориентации. В этом плане важна системная работа по формированию корпоративной культуры участников cетевого cooбщества. Именно от неё зависит статус сетевого сообщества и мотивация участников к дальнейшему взаимодействию.

4. Oбщий экoнoмический пoрядок. Обмены интеллектуальными продуктами должны проводиться с уважением к праву на интеллектуальную собственность.

5. Oбщий политический порядок. Это значит, что важным условием внешней срeды становится выработка eдиных механизмов политики качества образоватоль-ных организаций, входящих в сеть, и общая ориeнтация на eдиныe стандарты качества. Именно эти нормативные характеристики стaновятся oпределяющими.

6. Единая нормативная база и правила культуры. Как правило, участие в сети определяется соглашением пользователей (в ИКТ-пространстве) или нормами корпоративной культуры (при очном сетевом взаимодействии).

7. Oбщий мoтивациoнный порядок. Мoтивация определяется базисными структурами коллективной жизни, которые отличаются относительным постоянством. Они связаны со скрытой мoтивацией челoвека к сoлидарнocти, в традициях русской культуры - к сборности, принадлежности к группе, к сетевому взаимодействию. Социальное успешно проявляется в личностном развитии, в индивидуальных достижениях. Bзаимодействие свершается на oснове устойчивых взаимных oжиданий (стандарты) и прeдвидимых рeaкций. И здесь свою роль играют прежде всего не административные санкции, а отношение участников сообщества - принятие или неприятие авторитетов корпоративной культуры сетевого сообщества, потребность в рефлексии и т. д.). Так определяется сетевое пoведение на oснове единoй системы рoлей. Специфика этой системы в том, что в сетевом взаимодействии участники сообществ являются как активными творцами нового, так и экспертами инновационных продуктов для своих коллег по сообществу. В качестве «санкций» может быть представлено принятие или неприятие членами сообщества продуктов, идей, мнений в профессиональном педагогическом контенте.

Таким образом, мы показали, что функции структурных компонентов сетевых взаимодействий в системе педагогического образования могут быть рассмотрены на срезе теории социальных действий Т. Парсонса. В целом это упрощает описание функций взаимодействия, задавая ключевые координаты - адаптацию, целедости-жение, интеграцию и латентность, которые могут быть наложены на основные структурные компоненты сетевых взаимодействий: субъект, цели выбора, условия выбора, вектор выбора. В условиях сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования именно эти структурные компоненты являются доминантными, так как отражают самые главные ценности и смыслы сетевого взаимо-

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

КОНЦЕПТ

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -ART 140991.-0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/ 14091.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304120Х.

научно-методический электронный журнал ART 14091 УДК 37.012.1

действия: развитие и самореализацию субъектов образования в среде интеллектуального развития и нравственного совершенствования.

Однако многообразие сетевого взаимодействия, его полиструктурность, многополярность и поливариативность предполагают возможность рассмотрения функций структурных компонентов образовательных взаимодействий и на других теоретических основаниях, которые позволят раскрыть актуальные тенденции сетевого взаимодействия. Это согласуется с положениями теории Т. Парсонса о том, что более полное описание социальных взаимодействий целесообразно с привлечением других теорий. Например, как отмечает Дж. Ритцер, по теории П. Бурдье интерес представляет изучение поведения индивида в сетевом взаимодействии, где он выступает как элемент социальной структуры и как носитель практики, которая реализуется как проявление его активности [9].

Для описания функций сетевого взаимодействия инструменты исследования могут быть избраны в зависимости от приоритетов политики качества, реализуемой в регионе, в образовательной организации, в профессиональном сообществе. Например, могут быть исследованы функции корпоративной (сетевой) культуры, функции информационно-коммуникационного пространства, полифункциональность субъекта в сетевом взаимодействии, функция рефлексии и др.

Ссылки на источники

1. Лескина О. Н., Арапова А. С. Роль человеческого интеллектуального капитала в формировании национального богатства России II Концепт. - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 4. - ART 13246. -

0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13246.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X [Дата обращения 13. 03.2014].

Философский словарь. - URL: http://enc-dic.com/synonym/Vzaimodestvie-6952.html [Дата обращения 13.03.2014].

Словари Яндекса (словарь Ушакова, словарь Кузнецова и др.). - URL: http://enc-

dic.com/synonym/Vzaimodestvie-6952.html [Дата обращения 13.03.2014].

Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций: учеб. пособие I Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. -339, [1] с. - (Учебники Высшей школы экономики).

Луман Н. Понятие общества II Проблемы теоретической социологии. - СПб., 1994. - С. 25-54. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

Там же.

Лапина С. В. Социология: курс лекций в 2 ч. Ч. 2 I С. В. Лапина. - 4-е изд., стер., доп. - Минск: Акад. пр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. - 195 с.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2002 - 688 с. (Серия «Мастера психологии»).

2.

3.

4.

Svetlana Ivanova,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Senior staff scientist at the Laboratory of Innovation Pedagogical Education, the Federal State Scientific Institution “the Institute of Pedagogical Education and Adult Education of the Russian Academy of Education”, PhD in Pedagogy,

St. Petesburg, Russia s.ivanova@iporao.ru

Function components of networked educational interactions in the system pedagogikal еducation Abstract. The need for ordering views on networking is a need in the description of its functions. The idea of considering the functions of networking components shown on the basis of social action theory of Talcott Parsons. The article offers support to this theory as the coordinates to describe the network of interactions in a particular pedagogical education.

Key words: networked learning interaction, component features interactions, pedagogical education.

nu -7 nu

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

КОНТ ТШТ

Иванова С. В. Функции компонентов сетевых образовательных взаимодействий в системе педагогического образования // Концепт. - 2014. - № 04 (апрель). -

___________________________ __________________ ART 140991. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/

научно-методический эАктронный журнал ^091-htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-

ART 14091 УДК 37.012.1

References

1. Leskina, O. N. and Arapova, A. S. (2013) “Rol' chelovecheskogo intellektual'nogo kapitala v formiro-

vanii nacional'nogo bogatstva Rossii”, Koncept, № 12, р. 4, available at: http://e-

koncept.ru/2013/13246.htm (in Russian).

2. Filosofskij slovar' (2014), available at: http://enc-dic.com/synonym/Vzaimodestvie-6952.html

3. Slovari Jandeksa (slovar' Ushakova, slovar' Kuznecova i dr.), available at: http://enc-

dic.com/synonym/Vzaimodestvie-6952.html

4. Sheresheva, M. Ju. (2010J Formy setevogo vzaimodejstvija kompanij. Kurs lekcij: ucheb. Posobie, Izd. dom Gos. un-ta - Vysshej shkoly jekonomiki, Moscow, 3339 p.

5. Luman, N. (1994) “Ponjatie obshhestva’, in Problemy teoreticheskoj sociologii, Saint-Petersburg, рр. 25-54.

6. Parsons, T. (2000) O strukture social'nogo dejstvija, Akademicheskij Proekt, Moscow, 880 р.

7. Parsons, T. (2000) O strukture social'nogo dejstvija, Akademicheskij Proekt, Moscow, 880 р.

8. Lapina, S.V. (2007) Sociologija: Kurs lekcij v 2-h ch. Ch. 2, 4-e izd. stor.dop., Akad. pr. pri Pre-zidente resp. Belarus', Minsk, 195 р.

9. Ritcer, Dzh. (2002) Sovremennye sociologicheskie teorii. 5-e izd., Piter, Saint-Petersburg, 688 р.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

http://e-koncept.ru/2014/14091.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.