УДК 82-1/-9:74
ФУНКЦИИ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В ПОЛИКОДОВОМ СООБЩЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОМИКСА)
Н.Ю. Григорьева
THE COGNITIVE METAPHOR FUNCTIONS IN POLYCODE MESSAGE (EVIDENCE FROM POLITICAL COMICS)
N.Yu. Grigorieva
Рассматривается когнитивный аспект функционирования метафор разных семиотических систем - вербальной и авербальной. Автор анализирует особенности порождения и понимания различных типов метафор в политической видео-вербальной коммуникации.
Ключевые слова: поликодовое сообщение, комикс, когнитивная метафора, лингвовизуальная метафора, ментальное образование, понятийная система.
The article deals with the functions of cognitive metaphors in verbal and non-verbal semiotic systems. The author of the article analyses specific methods of different type metaphor formation and realization in political video-verbal communication.
Keywords: polycode message, comics, cognitive metaphor, lingua-visual metaphor, mental forms, conceptual system.
В настоящее время средства массовой информации наряду с вербальной коммуникацией широко используют изобразительный ряд. Современные учёные отмечают, что невербальные средства коммуникации превратились в равноценный компонент медиа-сообщения, не уступающий по значению словесному ряду, что приводит к более тесному смыканию изображения с вербальной составляющей1 . В результате такого слияния формируются поликодовые сообщения, построенные на соединении в едином знаковом пространстве семиотически гетерогенных составляющих - вербального текста в устной или письменной форме, изображения, а также знаков иной природы2.
В массовой информации поликодовое сообщение может быть представлено в форме комикса, ориентированного на широкую социальную аудиторию. «Содержательность формы комикса, которая представляет игровое сочетание графики и вербалики, имеет для интерпретатора больше ценности, чем содержание»3. Политический комикс, как и любой комикс вообще, имеет определённую коммуникативную направленность, его главная и основная цель - критиковать и высмеивать негативные качества и действия политиков. Он рассчитан на аудиторию, обладающую необходимыми фоновыми знаниями культуры, и содержит сатирическую оценку. Интерпретируя модель массо-
вой коммуникации, мы, вслед за Л.О. Бутаковой4, рассматриваем комикс как коммуникативное, знаковое и смысловое единство, как авторское сознание, выводимое на основе когнитивно-ментальной интегративной категории.
По мнению ряда отечественных исследователей (Н.Н. Болдырев, И.В. Рогозина, Т.В. Чернышова и др.), для речевого воздействия через поли-кодовые сообщения СМИ особое значение имеют ментальные образования, свойственные большинству носителей определённой культуры. Такие стандартные образования составляют основу общей понятийной системы, необходимой для обеспечения взаимопонимания между отправителем и получателем сообщения. Так, И.В. Рогозина полагает, что одним из универсальных свойств такой системы является её метафоричность5. В ряде работ, посвящённых функционированию когнитивных метафор, отмечается, что метафора проникает в повседневную жизнь, причём не только в язык, но и в мышление, и действие6.
В настоящее время в лингвистике активно исследуется когнитивный аспект функционирования метафоры. Современная когнитивистика (В.З. Демь-янков, М. Джонсон, Е. Киттей, Дж. Лакофф, М. Тернер, Ж. Фольконье, Н.Д. Арутюнова, А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, И.М. Кобозева, Е.С. Кубря-кова, А.П. Чудинов) рассматривает метафору как
Григорьева Наталья Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Магнитогорский государственный технический университет (г. Магнитогорск). Е-шаП: grina1961@ mail.ru
Natalia Yu. Grigorieva, Foreign Languages chair senior lecturer, Magnitogorsk Technical State University (Magnitogorsk). Е-mail: [email protected]
Серия «Лингвистика», выпуск 15
107
Зеленые страницы
основную ментальную операцию, как способ познания, структурирования, оценки и объяснения мира. Поэтому в когнитивном аспекте метафора выступает как способ мышления, средство постижения, представления и оценки какого-то фрагмента действительности в виде сценариев, фреймов и слотов. А.Н. Баранов и Ю.Н. Караулов изучают метафору как процесс, соединяющий ряд формальных процедур над двумя и более фреймами. При этом в качестве основных они выделяют два вида когнитивных метафор - конвенциональные и авторские. Конвенциональные метафоры выполняют функцию актуализации имеющихся в сознании реципиента моделей принятия решений, а авторские создают новые модели для новых ситуаций .
В нашем исследовании комиксов как полико-довых сообщений мы полагаем, что комикс-сообщение является особым когнитивным феноменом, в котором одновременно функционируют так называемые изобразительные метафоры, то есть метафоры разных семиотических систем: вербальной и авербальной. В настоящее время исследователи поликодовых сообщений предлагают использовать термин «лингвовизуальная метафора»8.
Такое представление находится в полном соответствии с общими положениями когнитивной лингвистики о том, что язык - это «единый конти-ниум символьных единиц, не подразделяющийся естественным образом на лексикон, фразеологию, морфологию и синтаксис. Иначе говоря, смысловое употребление воспринимается как фактор более важный, чем уровневые и структурные разли-
9 /"ч ^ ^
чия» . С этой точки зрения политический комикс можно изучить как способ косвенного выражения мысли, где в вербальной составляющей комикса в качестве когнитивной метафоры используются не только сравнения, но и другие феномены с элементами компаративности: метаморфоза, гипербола, фразеологизмы. В этом случае ментальная репрезентация политического комикс-сообщения структурируется особым образом: задействуются когнитивные механизмы понимания и порождения комикса как поликодового текста и как сообщения политической коммуникации. Кроме того, конвенциональные и авторские метафоры в исследуемых нами политических комиксах осуществляют и основные функции политической метафоры: когнитивную, коммуникативную, прагматическую и эстетическую.
По утверждению А.П. Чудинова, современная политическая метафора - это «своего рода комплекс «зеркал», в котором, во-первых, отражается ментальный мир человека и общества в целом (ме-
тафора дает нам обширный материал для изучения когнитивных механизмов в сознании человека и социального мировосприятия), во-вторых, в этом зеркале мы видим отражение обыденных («наивных») представлений людей о понятийных сферах-источниках пополнения системы политических образов, а, в-третьих, метафора отражает человеческие представления о сфере-мишени метафорической экспансии (в данном случае это современная политическая реальность)»10.
Наше исследование показало, что данные функции в равной степени присущи лингвовизуальной метафоре и в полном объёме осуществляются в поликодовом комикс-сообщении.
При определении названных функций когнитивной лингвовизуальной политической метафоры в комикс-сообщении мы брали за основу перечень функций политической метафоры, предложенный А.П. Чудиновым11: номинативно-оценочная; моделирующая; инструментальная; гипотетическая; коммуникативная; эвфемистическая; популяризаторская.
Наше исследование показало, что в политическом комиксе в полной мере осуществляются все перечисленные функции.
1 Ищук М. А Гетерогенный текст: функции его составляющих.// Вестник Тверского государственного университета. Сер. «Филология». Вып. «Лингвистика и меж-культурная коммуникация». 2008. Вып. 13. С. 176-183.
2 Сонин А.Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М., 2005. С. 220.
3 Козлов Е. В. Коммуникативность комикса в текстуальном и семиотическом аспектах. М.: Наука, 1999. С. 368.
4 Бутакова Л.О. Языковое сознание индивида: постулаты когнитивной поэтики // Языковое сознание: устоявшееся и спорное: тез. XV Междунар. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29-31 мая 2003 г. М., 2003. С. 41-43.
5 Рогозина И.В. Функции и структура медиакартины мира // Методология современной психолингвистики. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2003. С. 15-28.
6 Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живем. М.: Еди-т7ориал, 2004. С. 256.
7 Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. М.: Наука, 1991. С. 256.
8 Чаплыгина Ю.С. Текстовые категории лингвовизуального феномена карикатуры. иКЬ: www.auditorium.ru/books/
9 Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры / под. ред. Н.Д. Арутюновой. М.: Наука, 1990. С. 5-32.
10 Чудинов А.П. Динамика моделей концептуальной метафоры // Говорящий и слушающий: Языковая личность, текст, проблемы обучения. СПб., 2001. С. 248.
11 Там же. С. 76.
Поступила в редакцию 21 марта 2011 г.
108
Вестник ЮУрГУ, № 25, 2012