международный научный журнал «инновационная наука» УДК 8
№8/2015
ISSN 2410-6070
И.А. Абакумова
К.п.н., доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков ЮФУ Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация Д.А. Расюк, бакалавр
Института Филологии, Журналистики и Межкультурной Коммуникации
Южный федеральный университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ФУНКЦИИ КАЛАМБУРА В РОМАНАХ ТЕРРИ ПРАТЧЕТТА.
Аннотация
В центре внимания данной статьи лежит такой языковой феномен как игра слов, а в частности его функциональная составляющая.
Ключевые слова
Игра слов, каламбур, функции стилистического приема
Многие критики часто высмеивали игру слов, называя ее «низшей формой юмора». Другие же, принимая этот факт, указывали на то, что если игра слов и является низшей формой, то это делает ее основой всего юмора. Однако при ближайшем изучении данного стилистического приема, можно отметить, что взаимосвязь между игрой слов и юмором появилась не так давно. В древнем Вавилоне и Греции игра слов зачастую имела религиозный подтекст, а также вполне могла привести к кровопролитию[1, с. 22].
Под игрой слов (каламбуром) мы понимаем остроумное высказывание, в основе которого лежит намеренное столкновение двух значений слова или схожих по звучанию слов, при этом автор создает определенный контекст вокруг каламбура, который позволяет читателю одновременно воспринимать оба значения или оба слова.
Во многих трудах отечественных и иностранных лингвистов часто упоминается, что основная цель игры слов - это создание комического эффекта. Данная функция также отмечена в справочниках и словарях. По большей части можно встретить только вариации комического, когда речь идет о функциях каламбура, таким образом, многие авторы описывают только сатирический, иронический, шутливый или юмористический потенциал игры слов.
Благодаря тщательному изучению такого феномена как игра слов (каламбур), лингвисты все чаще стали обращать внимание и на другие функции каламбура в тексте. Однако самый подробный разбор функций каламбура в тексте принадлежит А.М. Люксембург и Г.Ф. Рахимкуловой. Рассмотрев романы В.В. Набокова на русском и английском языках, они выделили тринадцать функций игры слов[2, с. 93-116].
Трудно не согласиться, что игра слов является более сложным приемом, рассматривая работы и других писателей, которые являются мастерами каламбура. Одним из таких признанных авторов является британский писатель Терри Пратчетт. В своих произведениях при помощи игры слов он создает не только комедийные ситуации или диалоги, но также часто обращается к другим функциям каламбура.
• «The great rivers were represented by veins of jade, the deserts by powdered diamond and the most notable
cities were picked out in precious stones; Ankh-Morpork, for instance, was a carbuncle» [3, с. 246]
В данном примере при помощи оценочной функции каламбура раскрывается отношение писателя к данному городу. Слово carbuncle имеет два значения - «красный драгоценный камень» и «карбункул, язва». Поэтому в предложении одновременно подразумевается и то, каким камнем представлен город на карте, и каково отношение автора к нему.
• “He definitely looks elvish to me,” said Ridcully. [4, с. 228]
Это предложение является ярким примером аллюзивной функции. С помощью созвучия слова elvish с именем Элвиса Пресли автор выражает намек на то, что персонаж схож с известным певцом, не называя его напрямую.
108
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
• «The Bursar himself in any normal society would have been considered more unslued than a used stamp in a downpour» [4, с.131]
Игра слов может служить средством характеристики персонажа, и таким образом, благодаря каламбуру автор может описать внешний вид персонажа, его характер или умственные способности. В данном примере автор создает яркое сравнение, описывающее умственное состояние Казначея, основываясь на игре слова unglued, которое имеет значения «не приклеенный» и «сумасшедший».
Функция интеллектуальной игры с читателем также часто проявляется в тексте. Каждый раз, используя каламбур, автор вовлекает читателя в игру, в которой он постоянно испытывает его интеллектуальные способности. Читатель не только должен хорошо знать язык, чтобы найти игру слов в созвучности и многозначности слов (как показано в примерах выше), но и знать литературные произведения, культуру и продукты массовой культуры.
Данные функции игры слов, указывают на то, что каламбур является не просто средством развлечения читателя, но более сложным языковым феноменом. Игра слов привносит в текст как эстетическую, так и интеллектуальную составляющую. Также стоит отметить, что зачастую каламбур может выполнять одновременно несколько функций, что является индикатором многосторонности этого стилистического приема.
Список использованной литературы:
1. J. Pollack. The Pun Also Rises. New York: Gotham Books, 2011. - 240 p.
2. Люксембург А.М., Рахимкулова Г.Ф. Магистр игры Вивиан Ван Бок: Игра слов в прозе Владимира
Набокова в свете теории каламбура [Текст] / А.М. Люксембург, Г.Ф. Рахимкулова. - Р-н-Д.: Изд-во РГУ, 1996. - 201 с.
3. T. Pratchett. Mort. London: Corgi Books, 2004. - 317 p.
4. T. Pratchett. Soul Music. London: Corgi Books, 2004. - 378 p.
© И.А. Абакумова, Д.А. Расюк, 2015
109