Научная статья на тему 'Функции и методы регулирования в инновационной сфере'

Функции и методы регулирования в инновационной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции и методы регулирования в инновационной сфере»

Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.

Педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Инновационная педагогическая технология - это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Подводя итог можно сказать, что каким бы сложным не был процесс перехода к новым методам обучения, социально-экономические изменения в обществе, а также закон РФ «Об образовании» востребуют опережающего профессионального образования, в котором акцент переносится с узкопрофильного подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности обучаемого. Обеспечить такое образование можно лишь при переходе к личностно ориентированному обучению на основе инновационных технологий.

Список использованной литературы

1. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. -М.: Гардарики, 2004.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

3. Наин А.Я. Советская педагогика / А.Я. Наин // Научно-теоретический журнал, 1992. - № 7-8. - С. 142-144.

4. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. - М.: АПО, 1999.

ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

И.А. Смирнова

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России,

г.Санкт-Петербург

В инновационной сфере методы регулирования инновационных процессов от научной идеи до технологической готовности новшества и

внедрения его в производство нельзя свести к единообразным приемам организации и координации на всех стадиях жизненного цикла инноваций. Выбор методов регулирования (плановых или рыночных) зависит от характера новшества, стадий жизненного цикла, формы собственности предприятия инновационной сферы и т.д.

По характеру и уровню новизны нововведения можно подразделить на две группы:

- базовые нововведения, которые представляют собой принципиально новые в масштабах хозяйства страны или мирового хозяйства;

- совершенствующие нововведения или новое для данной деловой организации.

Обычно на долю совершенствующих приходится до 90% от общего количества нововведений. Нововведения на примере деловой организации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Структура совершенствующих нововведений конкретной компании [1]

№ п/п Нововведения Кол-во в %

Общее количество нововведений 100

1 Базовые нововведения 10

2 Совершенствующие нововведения в том числе: 90

а) усовершенствование изделия 25

б) сокращение издержек 10

в) репозиционирование 5

г) расширение товарной линии 25

д) новая производственная специализация 15

е) проникновение на новые рынки 10

Приведенная таблица свидетельствует о том, что деление нововведений на базовые и совершенствующие предполагает соответственно использование разных методов их регулирования.

При выборе методов регулирования процессов, разработки и внедрения базовых нововведений необходимо исходить из того, что в России исторически сложилось доминирование вертикальных структур государственного управления. В 1990-е годы эти структуры трансформировались в планово-олигархические сети. В современных условиях организационная структура инновационной деятельности по вертикали по-прежнему четко прослеживается. Отличие заключается в том, что эта структура основывается на сочетании государственных (плановых) и рыночных методов воздействия. Иерархическая соподчиненность в той или иной мере охватывает все уровни управления. Центральное место в организационной структуре научно-инновационной сфере России занимают организации, осуществляющие инновационную

деятельность, научные исследования, опытно-конструкторские разработки. Типология организаций научно-инновационной сферы России представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация организаций научно-инновационной сферы России [2]

Сектор науки Тип организации

Государственный сектор 1. Организации федеральных (центральных) министерств и ведомств (включая Российскую академию наук и отраслевые академии). 2. Организации органов управления республик, краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга. 3. Организации местных (муниципальных) органов управления.

Предприниматель ский сектор 1. Отраслевые научно-исследовательские институты. 2. Конструкторские, проектно-конструкторские, технологические организации. 3. Проектные и проектно-изыскательские организации. 4. Промышленные предприятия. 5. Опытные базы. 6. Прочие организации.

Сектор высшего образования 1.Университеты и другие высшие учебные заведения. 2. Научно-исследовательские институты (центры), подведомственные высшим учебным заведениям и (или) органам управления высшего профессионального образования. 3. Клиники, госпитали, другие медицинские учреждения при высших учебных заведениях. 4. Опытные (экспериментальные) предприятия, подведомственные высшим учебным заведениям. 5. Прочие организации.

Частный бесприбыльный сектор 1. Добровольные научные и профессиональные общества и ассоциации. 2. Общественные организации. 3. Благотворительные фонды. 4. Прочие организации.

Жизненный цикл инновации - это инновационный процесс от начала последовательного преобразования научной идеи и внедрения в производство, распространения и использования как готового продукта до выхода этой инновации из сферы потребления.

В течение жизненного цикла инновация проходит ряд стадий, которые можно представить в следующем виде:

ФИ-ПИ-РП-ОС-ПП-Нс-Ст-Вб, 1)

где

ФИ - фундаментальные исследования;

ПИ - прикладные исследования;

РП - разработка и проектирование;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

Нс - насыщение;

Ст - старение;

Вб - выбытие.

Инновационный процесс начинается с фундаментальных исследований. Особенность этой ситуации состоит в том, что она, как правило, занимает длительный период времени и требует больших затрат. В 1970-е годы в нашей стране длительность жизненного цикла нововведений (от исследования до первичного освоения новшества производством) превышала 17 лет, в результате чего многие новшества устаревали до их производственного освоения [3].

Причем, примерно 90% тем исследований могут иметь отрицательный результат, из оставшихся 10% с положительным результатом не все применяются на практике [4]. Направленность прикладных исследований можно охарактеризовать как «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, превращение в новые продукты, технологические схемы и т.д.

На стадии разработки и проектирования создаются конструкции новых машин, оборудования, разрабатываются новые технологии, затем процесс постепенно переходит в стадию освоения и промышленного производства.

На стадии промышленного производства центральной проблемой становится выработка концепции организации управления инновациями. Традиционно в качестве такой концепции использовался подход, сформулированный Й. Шумпетером: «из наличия новшества (изобретения) создается новация, которая должна быстро доводиться до максимального числа потребителей, включая рынки, ранее недоступные для таких новшеств. Й. Шумпетер считал, что ожидание сверхприбылей в этих условиях является главной движущей силой принятия нововведений.

Однако отсутствие достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений и неизвестность потенциальной прибыльности обуславливает неопределенность при принятии решений об использовании нововведения в рыночных условиях.

Учитывая, что экономическая эффективность инновационного процесса в рамках жизненного цикла нововведений меняется нелинейно, то элементарная стратегия фирмы сводилась к своевременной замене одних нововведений другими. Согласно базовой инновационной стратегии текущую инновацию «А» следует прекращать на стадии насыщения рынка, не доводя выпуск инновации «А» до убыточного финиша. Старт очередной инновации «Б» следует запускать на стадии зрелости инновации «А». Такая последовательность нововведений позволяет фирме контролировать основные источники новых возможностей и тем самым преодолевать неопределенность поведения фирмы [3].

В процессе использования инноваций в рыночных условиях фирма

как форма индивидуалистических устремлений направлена на максимизацию прибыли за счет минимизации затрат на издержки. Такой механизм срабатывает в условиях совершенной конкуренции. При этом повышение прибыльности достигается преимущественно за счет совершенствующих нововведений (усовершенствование изделия, сокращение издержек, новая производственная специализация и т.д.) [5].

Речь идет о том, что обычное воспроизводство в рыночных условиях осуществляется в виде кругооборота капитала:

/ СП

Д - Т / ... П... Т' - Д'

\ РС

При создании и использовании базовых нововведений в эту схему добавляются новые, неприбыльные стадии воспроизводства, какими являются ФИ-ПИ-ПО (ФИ - фундаментальные исследования; ПИ -прикладные исследования; ПО - производство опытных образцов, их испытание и доведение до уровня внедрения на специальных опытно -экспериментальных предприятиях нерыночного типа).

Реализация инновационного сценария развития экономики, выдвинутого правительством на отдаленную перспективу до 2020 года, не может быть решена силами мелких и даже средних частных предпринимательских структур, как это нередко отмечается в печати.

Определяющим фактором формирования и расширения инноваций может выступать только государственно-корпоративный сектор, который способен обеспечить развитие наукоемкого производства, его синхронного наращивания во всех секторах экономики путем активного взаимодействия с малым и средним бизнесом.

Четырехкратное увеличение производительности труда во многом будет зависеть от расширения спроса на наукоемкую продукцию со стороны государства путем государственных закупок, военных и прочих расходов на эти цели государственного бюджета. Покупательную способность на наукоемкую продукцию можно расширить путем применения различных форм кредитования покупателей, как на внутреннем, так и внешнем рынках [1].

Необходима государственная поддержка и создание условий по организации производства дополнительных объемов наукоемкой продукции для продвижения ее на внешние рынки.

Следует усилить роль государства при разработке и реализации крупных наукоемких проектов. Это можно осуществить на принципах государственного финансирования и частно-государственного партнерства [6].

Отличительной особенностью российской экономики в современных условиях является наличие крупных производственных структур с государственным участием, которые занимают лидирующие позиции в той

или иной отрасли. На базе таких компаний в каждой отрасли возможно создание мощных НИОКР по разработке инноваций и тиражирование их на все предприятия отрасли. Развитие инновационного сектора как приоритетного направления хозяйственной системы не только укрепит состояние национальной экономики, но и позволит достичь конкурентоспособности на внутреннем рынке, обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на региональных рынках. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что Россия обладает огромными масштабами внутреннего рынка и доступных в границах СНГ региональных рынков по наукоемким товарам и услугам. Освоение их резко расширит спрос и обеспечит тем самым высокий статус России на мировом уровне.

Список использованной литературы

1. Максимова В.Ф. Инвестиционный менеджмент / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2005.

2. Инновационный менеджмент: Учебник для студентов вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. -С. 25.

3. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы: монография / Рук. авт. кол. Д.С. Львов, А.Г. Поршнев. - М.: ЗАО «Изд-во экономика», 2002. - С. 602-603.

4. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. - 3-е изд., перераб. и доп. - ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -С. 15-16.

5. Попов А.И, Иванов С.А., Миэринь Л.А. и др. Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / Под ред. Гневко В.А. - СПб.: Изд-во СПб АУЭ, 2009.

6. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - М., 2007.

7. Артамонов В.С., Попов А.И, Иванов С.А., Микроэкономика. Теория и практика. Учебное пособие. - СПб, ПИТЕР, 2009. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.