Научная статья на тему 'Функции библиотеки в культуре'

Функции библиотеки в культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6104
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ФУНКЦИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ЗНАК / SIGN / СИМВОЛ / SYMBOL / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / CULTURAL VALUES / LIBRARY FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дворкина Маргарита Яковлевна

Статья посвящена рассмотрению основных функций библиотек. Автор предлагает рассматривать библиотеку как информационную систему в рамках культуры, основные функции которой не только собирание и хранение книг (и других документов), выполнение роли общественной памяти, но и распространение предметов и ценностей культуры, ориентация пользователей в информационной среде, оказание содействия коммуникационному процессу. Подчеркивается, что, сохраняя и транслируя документальные культурные ценности широким кругам населения, библиотека обеспечивает важный социальный эффект способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп и, следовательно, стабилизации общества, устойчивому его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBRARY FUNCTIONS IN CULTURE

The article discusses the basic functions of libraries. The author proposes to consider the library as an information system within the culture, the main function of which is not only the collection and storage of books (and other documents), acting as a public memory, but also distribution of objects and cultural values, orientation users in the information environment, facilitating the communication process. Underlines that maintaining and broadcasting documentaries cultural values of the general public, the library provides an important social effect helps equalize cultural potentials of people from different social groups, and therefore stabilize society, sustainable development.

Текст научной работы на тему «Функции библиотеки в культуре»

6. Ванеев А. В. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. Москва : Книга, 1980.

7. Гиляревский Р. С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией : учебное пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2009. 304 с.

8. Гордукалова Г. Ф. Анализ информации: технологии, методы, организация : учебно-практическое пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2009. 512 с.

9. Кузнецова Т. Я. Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают все» // Науч. и техн. б-ки. 2009. № 3. С. 7—12.

10. Мазурицкий А. М. Еще раз об эволюции библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки. 2009. № 3. С. 114.

11. Овчинников В. Ф. феномен таланта в русской культуре. Калининград, 1999.

12. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии : учебное пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2006. 342 с.

13. Пилко И. С. Российская библиотечная школа на пороге решительных перемен // Информационный бюллетень РБА. 2010. № 58. С. 30—31.

14. Ратманова С. Как завоевать авторитет // Библиотекарь. 1989. № 1.

15. Соколов А. В. Библиотека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации. Санкт-Петербург : Профессия ; Москва : Гранд-фаир, 2012. 400 с.

16. Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу 1—7 июня 1911 г. : избранные материалы. Санкт-Петербург : РНБ, 2011.

17. Шомракова И. А., Баренбаум И. Е. Всеобщая история книги. Санкт-Петербург, 2005.

(Ф^УНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ В КУЛЬТУРЕ

УДК 02:001.2

М. Я. Дворкина

Российская государственная библиотека

Статья посвящена рассмотрению основных функций библиотек. Автор предлагает рассматривать библиотеку как информационную систему в рамках культуры, основные функции которой не только собирание и хранение книг (и других документов), выполнение роли общественной памяти, но и распространение предметов и ценностей культуры, ориентация пользователей в информационной среде, оказание содействия коммуникационному процессу. Подчеркивается, что, сохраняя и транслируя документальные культурные ценности широким кругам населения, библиотека обеспечивает важный социальный эффект — способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп и, следовательно, стабилизации общества, устойчивому его развитию.

Ключевые слова: библиотека, функции, информационное общество, знак, символ, культурные ценности.

M . Ya . Dvorkin a RUSSIAN STATE LIBRARY

LIBRARY FUNCTIONS IN CULTURE

The article discusses the basic functions of libraries. The author proposes to consider the library as an information system within the culture, the main function of which is not only the collection and storage of books (and other documents), acting as a public memory, but also distribution of objects and cultural values, orientation users in the information environment, facilitating the communication process. Underlines that maintaining and broadcasting documentaries cultural values of the general public, the library provides an important social effect — helps equalize cultural potentials of people from different social groups, and therefore stabilize society, sustainable development.

Keywords: library functions, the information society, sign, symbol, cultural values.

152

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 152-156

^ Библиотечно-информационная деятельность

Библиотека в профессиональной литературе обычно рассматривается либо как учреждение культуры, либо как информационное учреждение. Однако если использовать подход к культуре, представленный философом В. С. Степиным, который характеризует культуру «как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт» [1, с. 63], то противопоставление культуры и информации снимается. Тогда библиотека выступает как информационная система в рамках культуры.

В. С. Степин показывает, что в ходе развития культуры, выработки новых смыслов и значений возникает необходимость новых способов «фрагментации и объединения накопленного опыта». На определенном этапе развития общества в качестве новых способов фрагментации и объединения накопленного опыта возникли книги, а затем и библиотеки.

Библиотеки стали выполнять ряд функций, способствующих сохранению и развитию культуры. Более ста лет тому назад (1909) библиотековед К. И. Рубинский в своей лекции «Культурная роль библиотеки и задачи библиотековедения» отмечал, что «библиотека является фактором человеческой культуры», что она необходима для развития науки, что она «сделалась средством к развитию просвещения», что «в библиотеке, как в зеркале, отражается культурная жизнь общества в известную эпоху» [2].

По существу, библиотека реализует две важнейшие функции в культуре: культурох-ранительную и культуротрансляционную. Культурохранительная функция библиотек, обеспечивает посредством собирания и хранения книг (и других документов) выполнение роли общественной памяти. Как и человеческая память, библиотеки помогают не только сохранить, но и воспроизвести сохраняемую культуру. Они делают эту культуру доступной людям. Это проявляется в культуротрансляционной функции библиотек. С использованием новых информаци-

онных технологий возрастает возможность одновременно реализовать обе функции — обеспечить сохранность и распространение предметов и ценностей культуры.

В социуме существуют и другие социальные институты памяти, осуществляющие культурохранительную и трансляционную функции — это архивы и музеи, а также органы информации. Однако в отличие от названных институтов библиотеки, прежде всего универсальные, собирают и хранят документы широкого распространения (книги, в том числе художественную литературу, периодические издания и др.), делая их доступными для широких слоёв населения. Тем самым они, единственные среди институтов памяти, содействуют сохранению и трансляции национального языка, народной культуры, традиций, обрядов, региональных особенностей, наиболее значимых образцов культурного книжного наследия.

Причем, сохраняя культурные ценности в виде документов и содержащейся в них информации, библиотеки, как и другие институты памяти, обеспечивают доступ к ним не только ныне живущим людям, но и будущим (тем самым, реализуя преемственность культуры).

Преемственность обеспечивается путем трансляции библиотекой в пространстве и времени социальных, эстетических, идеологических, религиозных, технологических и других культурных образцов, способствуя включению их в современную производственную, учебную, самообразовательную, управленческую и другую деятельность людей.

Это происходит в ходе предоставления документов, экспозиционной деятельности, встреч с деятелями науки и культуры и т.п., когда осуществляется актуализация документов, фактов, произведений искусства прошлых лет в соответствии с потребностями современных пользователей. Преемственность культурных образцов осуществляется и через средовые элементы — оформление помещения, оборудование, технические средства, технологию,

организацию.

Библиотеки, особенно публичные, в ходе исторического развития все более расширяют свою деятельность, связанную с трансляцией культуры. Это и культурно-просветительная деятельность библиотек, содействующая распространению знаний, и культурно-рекреационная, способствующая культурному отдыху, и культурно-реабилитационная, помогающая войти в культуру людям с ограниченными возможностями. Библиотеки создают службы для распространения правовой культуры и помощи своим пользователям в поиске законодательных документов, приобщают широкие круги пользователей к экологической культуре.

Чрезвычайно важна роль библиотек в собирании, хранении, трансляции региональной культуры, формирующейся в селах, поселках, городах, областях, национальных образованиях (многие сельские библиотеки ведут летописи своего села). Обычно этой деятельностью занимаются краеведческие подразделения библиотек. На базе ряда библиотек создаются музеи старинного быта. Появились и музеи библиотек, что свидетельствует о том, что сотрудники все более осознают историю библиотек как часть истории и культуры региона и страны.

Передаются также образцы информационной культуры: способы работы с документами, поиска информации, организации баз данных, представления о ценности документов и т.п. Транслируют библиотеки и ценности того общества, в котором они функционируют.

Библиотеки способствуют не только сохранению и трансляции культурных ценностей, но и их потреблению. Это осуществляется, главным образом, посредством ориентирующих услуг библиотеки (консультаций, экскурсий, предоставления каталогов и др.). Они стимулируют чтение, деятельность пользователя в библиотеке.

Библиотека создает и новые продукты культуры: каталоги, другие библиографические пособия, экспозиции, аналитические

справки и т.д. Кроме того, библиотеки подготавливают научные и методические материалы (монографии, статьи, рекомендации, консультации и т.п.), что также является их вкладом в создание культурных ценностей. Организационные инновации (публичная библиотека — музей, библиотека семейного чтения, медиатека, библиотека — магазин — издательство и др.), технологические новшества, например, электронная доставка документов, проводимые библиотеками эксперименты тоже содействуют разнообразию культуры.

Предоставляя продукты своей деятельности пользователям для решения их научных, производственных, культурно-творческих, досуговых и других задач, библиотеки тем самым способствуют развитию соответствующих сфер деятельности и созданию новых культурных ценностей.

Важнейшей ценностью библиотеки сегодня, в век электронных информационно-коммуникационных технологий, провозглашается свобода доступа к информации, свобода её выбора человеком, хотя реализовать эту ценность не всегда удаётся по финансовым, правовым и другим причинам. Но новые библиотечные ценности, на мой взгляд, согласуются с многими прежними ценностями, в ряду которых остается книга, сохранность документов, информации, своевременное и адекватное удовлетворение запросов пользователей.

Сохраняя и транслируя документальные культурные ценности широким кругам населения, библиотека обеспечивает важный социальный эффект — способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп и, следовательно, стабилизации общества, устойчивому его развитию.

Таким образом, библиотеки участвуют в сохранении, трансляции, потреблении и создании продуктов культуры, но их первые две функции наиболее значимы для культуры.

Важнейшими инструментами реализации функций библиотеки являются знак и символ, которые выражают принадлеж-

^ Библиотечно-информационная деятельность

ность к культуре (культура, по концепции Э. Кассирера, К. Юнга и ряда других авторов, представляет собою мир символов).

Знак и символ — основополагающие понятия библиотечной деятельности, хотя это не нашло достаточного отражения в профессиональных публикациях. В ГОСТ 7.74

— 96. «Информационно-поисковые языки. Термины и определения» знак трактуется «как материальный предмет (явление, событие), который выступает в процессе коммуникации как представитель другого предмета, свойства или отношения и используются для передачи, переработки и хранения информации». Понятие «символ» — элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Объёмнее это понятие выражено в «Краткой философской энциклопедии» (1994): «символ — отличительный знак ... образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью образования». Смысл символа доступен только посвященным в значение символа.

Библиотечная деятельность практически представляет собой процесс знаково-символьного преобразования.

Так, предъявляемый пользователем запрос (на естественном языке) библиотекарь с помощью пользователя или без него переводит в систему знаков, необходимую для поиска (например, в ББК), причем возможно неоднократное преобразование; после этого поисковый образ запроса (представляющий собой систему знаков) идентифицируется с поисковым образом документа (тоже включающий систему знаков), и в случае их совпадения пользователь получает необходимую информацию.

Часто сам пользователь ищет информацию. В этом случае ему помогает метаинфор-мация (то есть информация об информации)

— это система знаков и символов, содействующих доступу к информационным фондам, ориентированию в информации и соз-

данию благоприятной среды.

По характеру средств и способов создания символов в информационной деятельности представляется возможным выделить три их группы.

Символы могут быть выражены архитектурой или дизайном, их цель может воплощать идею организации. Например, в РГБ парадная лестница, открывающая анфиладу комнат, символизирует путь к вершинам знаний, перспективу познания. Вторая группа символов — пиктограммы, в том числе знаки обслуживания (логотипы учреждения), указатели, условные обозначения отделов (например, знак вопроса — справочная служба) и др. Третья группа символов — шифры на документах, разделителях, на стеллажах и т.п.

Лексика языка символов библиотеки довольно разнообразна. В логотипе — изображение здания или предмета, отражающего содержание информации, собираемой библиотекой. Иногда эти же символы используются для выражения содержания информации на стеллажах, выставках, музейных экспозициях. В интерьере библиотек встречаются мотивы национального флага, герба. На книгах иногда представлены экслибрисы.

Язык знаков и символов (вместе с естественным языком) служит ориентации пользователей в информационной среде, содействует коммуникационному процессу.

Библиотека — в сознании людей всегда имела символические значения, ассоциировалась с образом храма, Вселенной (Н. А. Рубакин), рая (Борхес) и др.

Один из дворцов Ашшурбанипала в Ниневии, в котором размещалась библиотека, назывался «Дом наставлений и советов». На входе в крупное книгохранилище Рамсеса II близ Фив была надпись «Аптека для души». Первый этаж двухэтажной библиотеки в г. Эфесе был украшен четырьмя женскими фигурами, олицетворявшими Мудрость, Судьбу, Знание, Добродетель. В XVIII—XIX веках библиотека ассоциируется с просветительской деятельностью: характерна в этой связи надпись над входом в

Румянцевский зал Московского Публичного и Румянцевского музеев — «На благое просвещение».

Какими символами обозначил бы современный человек библиотеку? Думается, что скорее всего он бы выбрал понятия «знание», «информация».

Как свидетельствуют социологические исследования, запросы современного пользователя в основном носят деловой характер, он хочет получить информацию, знания, которые должны помочь ему в учебе, в поиске работы, в получении квалификации, в научной работе и даже в развлечении. При этом

современный пользователь требует получения информации в соответствии с известным рекламным слоганом «здесь и сейчас». Поэтому современный символ библиотеки мог бы звучать так: «информацию, знания — здесь и сейчас».

Этот символ не исключает прежних. Информация, знания могут содействовать просвещению, мудрости, добродетели, наставлять, советовать, влиять на судьбу. Вместе с тем, новый символ библиотек отражает новую культуру, отличающуюся высоким уровнем информатизации и аудиовизуализации.

Примечания

1. Степин В. С. Культура // Вопросы философии. 1999. № 8. С. 61—71.

2. Рубинский К. И. Культурная роль библиотек и задачи библиотековедения: публичная лекция, читанная в актовом зале Харьковского университета 22-го ноября 1909 года // Березюк Н. М. К. И. Рубинский: библиотекарь, библиотековед, библиограф (1860—1930): биография; библиография. — Харьков : Тимченко, 2010. С. 213—214, 234. — [Прил.] : Репринт. изд. работ К. И. Рубинского; Фотоматериалы.

Б

ИБАИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 02:001.2

Г. А. Иванова

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена исследованию проблемы развития библиотечно-информационной деятельности как неотъемлемой части культуры. В ней рассматривается социокультурная трансформация современной библиотеки в контексте происходящих в обществе перемен. Материал основан на анализе наследия историков и теоретиков библиотечного дела.

Ключевые слова: культура, социокультурный процесс, библиотечно-информационная деятельность, история библиотек, социальный институт, модель, статус, концептуальные представления.

G. A. Ivanova

Moscow State University of Culture and Arts

LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES IN MODERN RUSSIA CULTURE

156

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 156-160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.