3 I
о §
0
а
OD
ГО
СО
1
V.K. SYCH*
УДК 340.12 ББК 67.1(4Ита) С97
CH. BECCARIA'S FUNDAMENTAL IDEAS AND THE FORMATION OF THE CLASSICAL SCHOOL
OF CRIMINAL LAW
Аннотация: в статье раскрываются идеи Ч. Бек-кариа о наказании, принципы и концепции, сформулированные им, а также влияние, которое они оказали на становление классической школы уголовного права.
Ключевые слова: наказание, гуманизм, неотвратимость наказания, общая и частная превенция.
ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ СЫЧ*
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИДЕИ Ч. БЕККАРИА И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
Annotation: in the article C. Beccaria's idea of punishment is discussed, the principles and the concept formulated by them, as well as the impact they have had on the formation of the classical school of criminal law.
Key words: punishment, humanism, the certainty of punishment, general and special prevention.
В истории общественной и юридической мысли институт уголовного наказания занимает очень важное место. На протяжении веков вокруг этого института уголовного права велось множество споров, результатом которых явилось возникновение огромного количества различных учений и теорий. Рассмотреть в одной работе их все не представляется возможным, однако сделать упор на идеях наиболее значимых, оказавших значительное влияние на развитие уголовного наказания в России, вполне возможно.
Развитие человеческого общества на разных этапах обусловливало необходимость изменения парадигмы наказания. На ранних этапах его развития преобладал религиозный подход, суть которого заключалась в установлении определенных запретов, а их необходимость связывалась с требованиями высших сил. Нарушение данных запретов, как правило, каралось в жестокой форме и оправдывалось необходимостью искупить вину перед этими силами.
С дальнейшим развитием общества и государства данный подход сначала трансформировался из теолого-религиозной сферы в государственно-правовую с элементами божественного происхождения установленных норм. В последующем в связи с ослаблением влияния церкви на общественные процессы стали появляться концепции социально-философского характера, основное внимание которых отводилось человеку и его месту в окружающем мире.
Указанный этап характеризуется также тем, что именно в данный период зарождаются гуманистические взгляды в общественно-философской мысли в целом и в юридической науке в частности. Подвергаются обоснованной кри-
* Адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
тике существующие традиции отправления правосудия, а также применение жестоких уголовных наказаний, особенно связанных с телесными наказаниями.
Отмеченные историко-правовые тенденции были вызваны, как известно, эпохой Просвещения, которая явила миру работы Руссо, Монтескье, Вольтера и других выдающихся мыслителей-гуманистов.
В 1784 г. была опубликована работа Ч. Бек-кариа «О преступлениях и наказаниях», в которой гуманизм был представлен как основополагающий принцип уголовного права. В юридической литературе принято полагать, что указанная работа практически положила начало классической школе уголовного права. Несомненным достоинством отмеченной книги Ч. Бек-кариа является то, что автор систематизировал философские идеи, теории наказания своих предшественников и представил их на научное обсуждение в форме основополагающих принципов уголовного права. Впервые в истории науки уголовного права были теоретически обоснованы вопросы о предупредительном значении наказания, соразмерности преступления и наказания, цели наказания и другие важные положения.
«Цель наказания заключается не в истязании и доставлении мучений человеку, - отмечал Ч. Беккариа, - цель наказания заключается не в чем ином, как в предупреждении новых деяний преступника, наносящих вред его согражданам, и в удержании других от подобных действий»1. Он одним из первых в философско-правовой литературе сформулировал принципы общей и частной превенции как основные цели наказания, которые до сих пор не теряют своей привлекательности даже на уровне законодательных концепций.
Как известно, Ч. Беккариа был против применения чрезмерно жестоких наказаний: «... неизбежность наказания, даже умеренного, всегда производит более сильное впечатление, чем страх подвергнуться самому суровому наказанию, если при этом существует надежда на безна-казанность»2. Наряду с неизбежностью наказания ученый признавал, что важнейшим фактором предупреждения преступлений является незамедлительность наказания: «. чем быстрее следует наказание за совершенное преступление и чем ближе оно к нему, тем оно будет справедливее и эффективнее»3.
Одним из первых ученых своего времени Ч. Беккариа выступил против применения пыток, используемых в уголовной юстиции того
времени, для доказывания вины преступника, он их считал нецелесообразными и несущими исключительно вред. Главными целями пыток, как известно, были: признание обвиняемым своей вины, объяснение противоречий показаний, выдача подельников, причинение страданий виновному. Несостоятельность такого рода методов уголовной юстиции очевидна, так как пытка по своей сути не может быть достоверным доказательством вины преступника в силу того обстоятельства, что отдельные категории преступников, как свидетельствует история телесных наказаний, способны вынести пытки и остаться безнаказанными. Обычные граждане, не подготовленные ни физически, ни морально, напротив, могут оговорить себя под воздействием пытки, то есть истина в уголовном деле не будет установлена. Соответственно и другие цели не могут быть достигнуты из-за недостоверности информации, полученной посредством пытки.
Немаловажной идеей в становлении классической школы уголовного права является идея о несостоятельности смертной казни как вида уголовного наказания. Ч. Беккариа писал: «Мне кажется абсурдом, когда законы, представляющие собой выражение воли всего общества, законы, которые порицают убийство и карают за него, сами совершают то же самое»4. Исключение, по его мнению, могли составлять только случаи, когда общество в исключительных обстоятельствах не может себя защитить без применения крайних мер. Во время несомненного господства позитивных законов и нормального функционирования государства он не видел необходимости лишения жизни преступника в качестве меры наказания. Превентивная функция смертной казни, считал Ч. Беккариа, также весьма сомнительна. Факт казни преступника вызывает в гражданах самые различные чувства: от презрения к последнему до сочувствия, поскольку переживания окружающих людей носят кратковременный, даже сиюминутный характер. С течением времени и под воздействием различных человеческих страстей страх перед смертной казнью ослабевает. Кроме того, преступники, удовлетворяя свои криминальные интересы посредством совершения преступлений, считают, что в данный момент их жизнь удалась, а все остальное уходит на второй план. В случае привлечения их к уголовной ответственности, включая даже применение смертной казни, страдание будет носить мимолетный характер, и поэтому криминальная жизнь, с точки зрения мотивации социаль-
с
Со Ш
а ■о
CD §
CD С
ного поведения, оправдана. Гораздо эффективнее, по мнению Ч. Беккариа, пожизненная каторга. На граждан оказывается влияние, так как они осознают факт пожизненных страданий преступника, это удерживает их от желания совершения подобных деяний. Кроме того, преступники будут осознавать тяжесть последствий их деяний и длительность предстоящих страданий.
Итак, вклад Ч. Беккариа в становление и развитие классической школы уголовного права трудно переоценить. Его работы явились фундаментальными, положившими начало развитию данного научного течения в науке уголовного права. Сформулированные им идеи и принципы остаются востребованными и в современной парадигме наказания, включая законодательную концепцию уголовного наказания действующего УК РФ: превентивная функция наказания,
гуманный подход к осужденным, неотвратимость и соразмерность наказания, принцип вины и др.
Идеи Ч. Беккариа стали своеобразным фильтром средневековых традиций в отправлении уголовного правосудия, где личность преступника, его интересы, человеческие блага не учитывались. Уголовное правосудие средневековья преследовало исключительно цель устрашения населения посредством применения чрезмерно жестоких наказаний, включая различные квалифицированные виды смертной казни, болезненные телесные наказания, вызывающие особые страдания преступников.
Основной вывод в работах Ч. Беккариа сводился к общей формуле: преступник - человек и гражданин, который должен иметь гражданские права и правовую защищенность.
Список использованной литературы
1 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2000. С. 70.
2 Там же. С. 117.
3 Там же. С. 97.
4 Там же. С. 128.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.