Научная статья на тему 'Фундаментальное образование как основа подготовки квалифицированных it специалистов'

Фундаментальное образование как основа подготовки квалифицированных it специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT ТЕХНОЛОГИИ / IT ОБРАЗОВАНИЕ / IT TECHNOLOGIES / IT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атрощенко Натэлла Александровна

В статье анализируются различные подходы к освоению языков программирования, делается акцент на необходимость получения IT образования в специализированных учебных заведениях под руководством опытных преподавателей. Самостоятельное освоение отдельно взятого языка программирования с нуля вряд ли способно создать профессионала в области программирования: для этого нужно изучение специальных дисциплин и фундаментальное образование в стенах высшего учебного заведения на основе образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTAL EDUCATION AS THE BASIS FOR THE PREPARATION OF QUALIFIED IT SPECIALISTS

The article analyzes various approaches to the development of programming languages, focuses on the need for IT education in specialized educational institutions under the guidance of experienced teachers. The independent mastering of a single programming language from scratch is hardly capable of creating a professional in the field of programming: for this you need to study special disciplines and fundamental education within the walls of a higher educational institution based on educational standards.

Текст научной работы на тему «Фундаментальное образование как основа подготовки квалифицированных it специалистов»

Список литературы /References

1. Бекиров Т.М., Шаталов А.Т. Сбор и подготовка к транспорту природных газов. М.: Недра, 1986.

2. Акрамов Б.Ш., Умедов Ш.Х., Хаитов О.Г., Нуриддинов Ж.Ф. Инновационная технология разработки нефтегазовых залежей. Журнал «Наука, техника и оброзавание». № 1, 2019.

3. Акрамов Б.Ш., Умедов Ш.Х., Хайитов О.Г., Нуритдинов Ж.Ф., Мирзакулова М.Н. Журнал «Проблемы современной науки и образования». Москва. № 10 (143).

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ IT СПЕЦИАЛИСТОВ Атрощенко Н.А. Email: Atroschenko1165@scientifictext.ru

Атрощенко Натэлла Александровна - старший преподаватель, кафедра экономической информатики, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: в статье анализируются различные подходы к освоению языков программирования, делается акцент на необходимость получения IT образования в специализированных учебных заведениях под руководством опытных преподавателей. Самостоятельное освоение отдельно взятого языка программирования с нуля вряд ли способно создать профессионала в области программирования: для этого нужно изучение специальных дисциплин и фундаментальное образование в стенах высшего учебного заведения на основе образовательных стандартов. Ключевые слова: IT технологии, IT образование.

FUNDAMENTAL EDUCATION AS THE BASIS FOR THE PREPARATION OF QUALIFIED IT SPECIALISTS Atroschenko N.A.

Atroschenko Natella Aleksandrovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF ECONOMIC INFORMATICS, BELARUSIONSTATE UNIVERSITY OF INFORMATICS AND RADIOELECTRONICS, MINSK, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: the article analyzes various approaches to the development of programming languages, focuses on the need for IT education in specialized educational institutions under the guidance of experienced teachers. The independent mastering of a single programming language from scratch is hardly capable of creating a professional in the field of programming: for this you need to study special disciplines and fundamental education within the walls of a higher educational institution based on educational standards. Keywords: IT technologies, IT education.

УДК 00.004.054

Возрастающая потребность современного общества в создании IT - продукции и её поддержке требует всё больше квалифицированных специалистов. Внушительное число IT -курсов с различным способам преподавания: очных, заочных, онлайн, вебинаров, тренингов не даёт никакой уверенности для работодателей, что выпускник будет готов приступить к поддержке или созданию проекта хотя бы на начальном уровне.

Было бы ошибкой подменять перечень требований к программисту: умение решать задачи на уровне абстракций [1, с. 95] знания в области методологии проектирования и разработки информационных систем, дискретной математики, методов оптимизации и т.д. некой суммой узкопрофильных компетенций, к чему так стремятся сегодня на Западе. Важную основу даёт фундаментальное образование в профильных вузах на основе образовательного стандарта. Многие значимые понятия ложатся в качестве прочного и незыблемого фундамента ещё в вузе: основы видения алгоритмических приёмов программирования, инструментов интеграции с операционными системами, сетевых настроек, многопоточного программирования, приёмов обеспечения безопасности системы в целом, валидации введённых данных, настроек интеграции с хранилищем данных, особенности распределённых систем, паттернов программирования и архитектурных решений.

Фундаментальные понятия основ программирования, таких, как: циклы, рекурсии, параметры функции, инициализация переменных, объекты класса и его конструкторы, бизнес-логика и визуальные объекты, SQL-запросы и т.д. не раз апробируются на практических занятиях и ложатся в основу практических навыков. Профессионально неподготовленному человеку весьма непросто войти в мир технических приёмов и специфических терминов, перекочевавших в программистский сленг из английского языка: "рендеринг", "маппинг", "форвардинг", "деплоинг", "парсинг", "персистенция", "лейаут" и т.д.

Новичок, делающий свои первые шаги в программировании, кроме изучения основ синтаксиса совершенно незнакомого ему языка, семантики записи основных конструкций, должен на практике использовать общие абстракции, характерные для любого языка программирования: функция, объект, массив, класс, область видимости и др.

Обилие новой информации, боязнь ошибиться и страх перед непониманием «всего» заставляет начинающих программистов работать на пределе своих возможностей и часто серьёзно демотивирует к продвижению вперёд, к совершенствованию умений и навыков, а отсутствие состояния успеха в течение длительного времени отобьёт желание заниматься подобными задачами даже у самых мотивированных учащихся.

За расширением круга своих знаний и умений, всякий раз видится ещё больший ореол трудно постигаемой информации, которой необходимо овладеть как можно скорее, иначе невозможно будет двигаться дальше.

Поэтому обилие возможностей в сети интернет и множество курсов не даёт ожидаемого результата в подготовке специалистов, а самостоятельное или разовое обучение программированию весьма накладно по времени и имеет весьма низкий уровень подготовки.

Необычайно важен профессиональный уровень преподавателя, имеющего практический опыт. Необходимо не только дать сумму неких знаний, но и научить искать и исправлять ошибки в коде: синтаксические, алгоритмические, логические, системные, ошибки типизации и работы с динамической памятью. Важно также научить разбираться в чужом коде, различать императивный и декларативный подход, выявлять и создавать логические связи между абстракциями [1, с. 98] писать по-настоящему качественный код на основе существующих стандартов.

Создание и поддержка современных программных продуктов на сегодняшний день в условиях жёсткой конкуренции на 1Т рынке непосредственно зависит от уровня качества обучения специалистов и их практического опыта. За переманивание кадров с высоким уровнем квалификации в области информационных технологий идёт настоящая борьба среди 1Т компаний, старающихся «перехватить» хорошего специалиста всеми возможными преференциями.

К чести сказать, крупные компании, находящиеся на территории стран СНГ, не только активно переманивают себе наиболее квалифицированных работников, но и могут «позволить себе роскошь» готовить кадры самостоятельно: назначать «мейнторов» для новичков, проводить спецкурсы, узконаправленные «тренинги», организовывать форумы по программированию, вести вебинары, очные и заочные курсы для новичков и т.д.

22

Безусловно, это даёт возможность быстро включаться в рабочий процесс с новыми знаниями и познакомиться с инновационными направлениями и свежими, недавно вышедшими на рынок программными продуктами.

Тем не менее, запоминание шаблонной последовательности действий и оттачивание её на практике ни в коей мере не в состоянии подменить собой умение видеть все логические связи, выбрать правильные шаги для дальнейших действий и суметь не ошибиться с выбором инструментов для решения задачи или возникнувшей проблемы.

Процесс становления специалиста в данном контексте сродни обучению игре в шахматы: нетрудно и быстро можно научить человека основным шахматным ходам и лёгким партиям, но это вовсе не означает не только того, что человек станет гроссмейстером, но даже того, что на выходе получится более или менее сносный шахматист.

Только основательная базовая подготовка и «опыт - сын ошибок трудных» могут стать основой профессиональной интуиции, творческого подхода, возможности в нестандартных ситуациях искать и находить наиболее верное и креативное решение для сложных задач.

Всё чаще менеджеры проектов высказываются, что широта знаний вновь становится важнее суммы неких узких компетенций и ограниченной специализации.

Знать основные конструкций и возможностей языка программирования недостаточно. Всё более ценным становится чёткое понимание технологического стэка в его полноте — технологий, так или иначе соприкасающихся с задачами проекта. Если человек программирует на JavaScript и плохо понимает, как работает протокол TCP, какие концепции клиент-серверного обмена данными существуют и как происходит фоновый обмен данными, не располагает даже базовыми знаниями любого профильного вуза, многие задачи для него станут просто не выполнимыми.

В серьёзных «боевых» условиях нужно не только обладать соответствующими компетенциями, но и целом рядом незаурядных качеств, позволяющих быстро адаптироваться в новых условиях.

Например, хорошим специалистом в Java по-прежнему считается человек, имеющий серьёзный опыт работы не менее восьми лет в серьёзных проектах и обязательно профильное базовое образование.

Изучение языков программирования, новых фреймворков и технологий только на самостоятельной основе чревато однобокостью знаний, приобретением только узких субъективных суждений, отсутствием широкого взгляда на вещи и преемственности навыков и умений. Всё это, несомненно, отрицательно скажется в дальнейшем на профессиональной деятельности.

Даже те знания, которые не пригождались выпускнику в течение нескольких лет, внезапно могут стать важной ступенькой для перехода на новый фазовый уровень разработки. К примеру, обычное банальное представление, как послать POST или GET запросы ни в коей мере не тождественно хорошему пониманию HTTP-протокола: какую роль он выполняет, какие механизмы и почему были в него заложены.

В арсенале начинающего программиста не так много источников информации: это сухая техническая документация, несколько известных ресурсов на просторах Интернет (вроде Stack Overflow, GitHub), ряд форумов и циклов уроков по изучению различных языков и технологий на платной и бесплатной основе. Иногда нужно пересмотреть немало лишней информации, чтобы найти ответ на свой вопрос. К тому же ярких значимых книг по программированию на просторах СНГ практически не выпускается, в основном интерес представляют переводы книг западных практикующих программистов, но и те морально устаревают окончательно в среднем в течение двух-трёх лет.

Фундаментальное образование при подготовке будущих программистов имеет своей основой организацию учебного процесса, предполагающую максимальный процесс взаимодействия преподавателя и студента, регулярный контроль знаний, акцентирование внимания на наиболее сложных и значимых темах, чередование лекционных и практических работ, поддержке творческой инициативы и развитию важнейших базовых навыков. Коллективный способ проведения занятий обеспечивает общий групповой учебный процесс,

23

в который вовлечены и студенты, и преподаватель. Большим плюсом является также возможность на практике непосредственно применять свои знания: уже на третьем курсе многие студенты начинают трудовую деятельность в IT компаниях. Сами компании заинтересованы в приглашении на работу студентов, так как столкнулись в своё время с дефицитом практико-ориентированных специалистов.

Какой бы язык программирования не изучался сегодня, через 5-10 лет он наверняка устареет или качественно изменится.

Не имея фундаментальных основ, без базовых знаний и навыков, без глубокого понимания логики приложения на уровне абстракций невозможен будет и фазовый переход на следующий уровень [2, с. 171]. Если опираться на стратегию долгосрочного развития, то на передний план выходят не прикладные, а фундаментальные знания.

Список литературы / References

1. Ким М.Н. Теория и практика массовой информации // Санкт-Петербург. «Питер», 2017. С. 95-98.

2. Почепцов Г.Г. Управление будущим // Санкт Петербург. «Фолио», 2019. С. 171-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.