2006
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕ ТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11. Вып. I
ВОПРОСЫ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378 A.B. Балахонов
ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сложившаяся в мире за последнее десятилетие социально-экономическая ситуация, присущая многим странам, в том числе и России, разнообразные кризисные явления, лавинообразно нарастающий поток информации, приводящий к пониманию необходимости непрерывного образования, создание странами Европы единого образовательного пространства (Болонский процесс) требуют поиска новых подходов к системе образования. В российском высшем образовании на первый план выходят проблемы научного обоснования новых стратегий развития профессиональной школы в условиях поиска путей модернизации соотношения отечественных образовательных традиций и новаций, остро встает вопрос совершенствования устойчивых связей между образованием и производством, наукой, социальными институтами.
Модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране, затронула вузовскую практику в общей системе подготовки медицинских работников. Потребности общества диктуют необходимость расширения способов образования и форм подготовки врачей. Важнейшей стороной полноценного освоения медицинской профессии и становления научного мировоззрения современного врача становится обеспечение фундаментализации образования, позволяющей перейти на качественно новый уровень подготовки специалиста. Теоретико-методологические подходы к определению сущности фундаментализации современного образования вообще и медицинского в частности являются в настоящее время актуальной проблемой теории и методики высшего профессионального образования.
Преобладающая ныне в высшем медицинском образовании ориентация обучающихся в сторону овладения узкой врачебной специальностью (в противовес системному образованию, где учитывается необходимость процесса фундаментализации) не только сужает возможности личностного роста молодого врача, но и значительно ограничивает его потенции к росту профессиональному.
Вместе с тем исследования, раскрывающие как фундаментализацию высшего медицинского образования в целом, так и естественнонаучный аспект фундаментализации университетского медицинского образования, принципы и технологию практической реализации этой идеи, практически отсутствуют, хотя для решения этой проблемы существуют серьезные предпосылки в отечественной педагогической науке и практике высшей медицинской школы.
О A.B. Балахонов, 2006
Анализ состояния существующей в России системы вузовского обучения врачей и практики организации медицинского образования дал возможность выявить следующие противоречия, обусловленные прежде всего проблемами недостаточной для требований медицинской практики фундаментальной подготовкой выпускников:
1) между объективной потребностью клинической медицины в специалистах с более высоким уровнем фундаментальной естественнонаучной подготовки и отсутствием в высшем профессиональном медицинском образовании соответствующих теоретических концепций;
2) между естественнонаучной и профессиональной составляющими педагогического процесса в традиционных моделях высшего медицинского образования;
3) между сложившимися традиционными (прежде всего, узко дисциплинарными) подходами к высшему медицинскому образованию в отечественных медицинских вузах и диктуемой временем необходимостью обеспечения целостного, системного образовательного процесса развития и становления современного врача;
4) между приверженностью к следованию многократно апробированным методам профилактики, диагностики, лечения и вызовом научно-технического прогресса, определяющим активное внедрение в клиническую практику достижений естественных наук;
5) между стремлением приспособить образовательный процесс к условиям рыночной экономики и огромным положительным опытом отечественного медицинского образования XX века.
Разрешение указанных противоречий возможно на основе научного исследования фундаментализации высшего медицинского образования и внедрения ее в практику. Этому способствует создание в ряде классических университетов России медицинских факультетов.
Таким образом, необходимость повышения роли фундаментализации высшего образования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется обострением экономических, национальных, социальных и прочих кризисов. Подчеркнем, что стремление преодолеть разнообразные кризисы является объективной предпосылкой поисков новой стратегии образования. Важнейшую роль, как показывает опыт разных стран, в том числе и России, приобретают классические университеты — центры образования, науки и культуры.
Во-вторых, тем, что высшая школа в последние годы переживает переход к новой образовательной парадигме, подразумевающей достижение нового уровня образованности отдельной личности и общества в целом. Болонская декларация, которую подписала и наша страна, предусматривает обеспечение в образовании мобильности, конкурентоспособности, оперативности, универсальности, учета рыночных отношений.
В-третьих, необходимость фундаментализации высшего образования диктуется тем, что развитие современной науки характеризуется взаимодействием двух основных тенденций: дифференциации и интеграции научных отраслей; диалектическое единство противоположных тенденций выступает как реальность процесса познания. Для преодоления этого диалектического противоречия процесс фундаментализации образования является оптимальным, поскольку именно он обеспечивает молодому человеку восприятие научной картины мира как единого системного образа.
Можно думать, что основу фундаментализации составляет фундаментальность в науке и фундаментальность в образовании. Освоение фундаментальных наук на основе единства онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности дает фундаментальную базу образования и позволяет получить основательные и глубокие фундаментальные знания, т. е. адекватное отражение действительности в сознании человека
в виде понятий, теорий, суждений, структурно-организованных и методологически значимых представлений; фундаментальные знания открывают наиболее существенные закономерности человеческого существования и окружающего мира.
Освоение фундаментальных знаний приводит к фундаментальности образования, которая может быть рассмотрена как интегральное качество будущего специалиста, выступающее одним из существенных показателей его профессионально-личностного становления и характеризующее ценностное отношение к целям и смыслу, процессу и результатам своего образования; фундаментальность образования выражается в системе теоретико-методологических знаний и свободе выбора концепций и теорий в решении профессиональных практических задач.
Получение подобного образования обеспечивается благодаря осуществлению фундамент ализации образования — сложного и многоаспектного процесса, который дает возможность усиления взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности; особое значение приобретает глубокое и системное освоение научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы на основе органического единства естественнонаучной, гуманитарной и профессиональной составляющих образования [1-6].
Принцип фундаментализации, однако, не подразумевает овладения всеми существующими знаниями. Речь должна идти об освоении принципиальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, знаний, дающих представление о мире природы, человека и общества, развитии человеческой цивилизации и происходящих в ней глобальных фундаментальных процессов. С.П. Меркурьев [7], говоря о смысле базового образования, указывал, что прежде всего он заключается в получении студентами не узкоспециализированных, а фундаментальных представлений о природе в целом, в основных методологических приемах естествознания и, конечно, в глубокой общей подготовке по выбранному направлению.
Особое внимание следует обратить на то, что полноценное воплощение процесса фундаментализации образования в наибольшей степени осуществимо лишь на базе классических университетов, объединяющих образование и научные исследования в относительно равных объемах и сочетающих обучение с исследовательской деятельностью [5].
Именно в классическом университете сочетается тот необходимый набор функций, благодаря которому становится возможной фундаментализация образования: университет подобного типа является учебно-научным центром, в котором ведется подготовка специалистов высокой квалификации и проводятся научные исследования по широкому спектру фундаментальных знаний в естественнонаучных и гуманитарных областях, он является средоточием непрерывного образования, культуры, международного общения, занимает активную позицию в области информационной политики региона и государства в целом.
Проблему взаимоотношений между двумя тенденциями развития высшего образования — фундаментализацией и профессиональной специализацией — можно понять лишь при исследовании внутренней логики развития самой системы высшего образования. По мнению В.Г. Кинелева [6], эти причины выходят за рамки собственно системы образования, связывая ее с самыми различными сторонами экономической, социальной и культурной жизни общества.
Исторический анализ состояния и развития высшего профессионального образования в России показывает, что в XX веке в вузах, особенно в профильных институтах, в основном преобладала подготовка узкопрофессиональных специалистов (исключение со-
ставляют, как правило, лишь классические университеты). В изменяющихся условиях жизни страны это стало существенно затруднять трудоустройство в заданном секторе хозяйства выпускников тех институтов, которые специализируются в узком направлении.
Высшее медицинское образование не является исключением в данном отношении: предметное по сути, оно оказалось не готовым в полной мере ответить на вызов времени освоением принципиально новых подходов к диагностике, профилактике, лечению, к пониманию природы человека в целом, с учетом всех достижений естественных наук. Нарастающая в последние десятилетия дифференциация биологических и медицинских наук значительно снижает возможности практикующего врача вникать на современном уровне в сущность конкретной патологии, сужает его представления о значении проводимых манипуляций и процедур, а также об их влиянии на различные проявления жизнедеятельности человеческого организма как целого. Особенно опасна подобная ситуация в связи с чрезмерной увлеченностью специальными методами исследования при уменьшении внимания к анамнезу и объективному исследованию, что нередко приводит к серьезным диагностическим ошибкам [9].
Паллиатив врач-исследователь (создание медико-биологических факультетов при нескольких университетах в 70-90-е годы) не получил широкого распространения в связи с тем, что основная задача — глубокое освоение фундаментальных наук и приобретение экспериментальных навыков врачами — так и не была решена: выпускники этих факультетов, обладая хорошей естественнонаучной подготовкой, не имеют права на лечебную деятельность, поскольку собственно медицинское образование совершенно не соответствует принятым нормам вследствие недостатка учебного времени.
Принятие новой парадигмы медицинского образования неизбежно влечет за собой необходимость появления новых подходов и теоретических оснований в построении медицинского образования, а также принципов в отборе его содержания. Становится очевидной важность перехода от дисциплинарной модели профессионального образования к системной.
Анализ требований к современному врачу выявляет важность понимания достижений естественных наук для полноценного освоения медицинской профессии. Естественнонаучный аспект фундаментализации, рассматриваемый как образовательная область, призван решать целый ряд существенных вопросов организации и построения современного высшего медицинского образования.
Это связано прежде всего с тем, что естествознание изучает многочисленные и многосторонние проявления свойств природы как единого целого, и человек — неотторжимая часть его; познание природы неотделимо от познания развития человеческой личности. Согласно программе международных исследований фундаментальной грамотности PISA (Program for International Student Assessment) естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Между тем недостаточный уровень фундаментального образования и слабая преемственность естественнонаучных знаний при освоении клинических дисциплин в традиционных медицинских вузах признается многими специалистами, работающими в области высшего медицинского образования, и практикующими врачами. Психология врача, его клиническое мышление оказываются настроенными на механическое запоми-
нание бесконечных сочетаний признаков, а не на умение делать логические выводы на основе структуры болезни, патофизиологии и взаимосвязи органов.
Интеграция естественных и медицинских наук при подготовке медицинского работника должна стать концептуальной основой системы медицинского университетского образования. Изучение студентами основ современных естественных наук представляет собой реальное воплощение междисциплинарного синтеза в образовательных программах. Содержание обучения должно в целом обеспечивать классическое медицинское образование в сочетании с глубокими естественнонаучными знаниями. Применение комплексного подхода к изучению человека и его здоровья выступает существенным признаком фундаментализации образования.
Отсюда следует, что естественнонаучная составляющая фундаментализации, рассматриваемая как образовательная область, призвана решить целый ряд теоретико-мето-дологических вопросов организации и построения современного высшего медицинского образования, весьма важных для становления человека и как специалиста, и как личности. Воплощение концепции фундаментализации должно дать студенту:
1) представление об общих принципах существования и развития органического и неорганического мира, о законах живой и неживой природы;
2) освоение естественнонаучного образа мышления, научных методов раскрытия законов природы, ее главнейших понятий и закономерностей явлений, обретение дара понимания природы;
3) овладение естественнонаучным понятийным аппаратом, логической строгостью изложения, широким спектром математических понятий и конструкций, точностью формулировок математических свойств изучаемых объектов;
4) осознание себя как взаимодействующего с природой участника, принимающего стохастический характер явлений природы;
5) интеллектуальный рост, осознание творческой природы процесса познания, повышение уровня исследовательской деятельности за счет глубины анализа, освоения системного подхода к пониманию окружающего мира;
6) понимание цельности, взаимосвязанности и общности живого мира, развития живой природы, понимание места человека в окружающей среде, биосфере в целом;
7) умение использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач;
8) формирование бережного отношения к природным ресурсам и живым существам;
9) приобретение навыков обращения с механизмами, приборами, измерительными устройствами;
10) осознание ответственности ученого перед обществом;
11) уяснение принципов функционирования целостных систем, отклонений от нормы, развития патологических состояний;
12) освоение фундаментальных знаний о человеке и его здоровье, формирование интегративного подхода к пониманию природы и болезней человека.
Создание в 1995 г. в СПбГУ медицинского факультета согласно концепции, предложенной на конкурсной основе академиком РАН Ю.В. Наточиным, являет собой воплощение идей фундаментализации университетского медицинского образования и позволяет осуществить необходимый переход от общетеоретических рассуждений к экспериментальной оценке их адекватности ситуации, складывающейся в российском образовательном процессе и повседневной медицинской практике. Отсюда следует, что пример медицинского факультета не только и не столько имеет самостоятельную ценность, сколько явля-
стся важной частью общих фундамснтализацноннмх подходов к высшему медицинскому образованию.
Медицинский факультет СПбГУ создавался на принципах подготовки специалистов, имеющих не только полноценное медицинское образование, но и солидную подготовку по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам на современном уровне, а также обладающих исследовательскими навыками. Условия классического университета, как было сказано ранее, оптимальны для воплощения подготовки специалистов подобного рода.
В основе разработки концепции создания факультета лежит анализ вероятной стратегии развития медицинской науки в XXI веке — дифференциации биологии, математизации всех областей естествознания и более глубокого проникновения в биологию физических и химических методов исследования.
Проводимые на медфаке исследования результатов фундаментализации, включающие анализ востребованности обществом «университетских» врачей, их профессиональной пригодности, способности отвечать на вызов научно-технического прогресса, возможностей адаптации в различных сферах профессиональной деятельности, оценку уровня методологической и теоретической компетентности и т. д., а также различные варианты тестирования и оценки независимых экспертов позволяют сделать заключение о правильности выбранной концепции обучения врачей, имеющих наравне с профессиональными знаниями и умениями фундаментальную естественнонаучную подготовку и исследовательские навыки. Можно сделать вывод о том, что в ходе осуществления концепции развития факультета, базирующейся на процессе фундаментализации, в значительной степени удалось достичь соответствия поставленных задач реальному воплощению их на практике.
Summary
Balakhonov А. V. Fundamentalisation of médical éducation.
Modem necessities dictate the importance of intensification and optimization ofeducational forms in the process of preparing of modem medics. Fundamentalisation of médical éducation secures an intégration oftheoretical and professional knowledge in the field of complex biological processes, imprints in students substantial scientific conception of the surrounding world and the laws of its development.
Литература
1. Балахонов A.В. Фупдаментализация естественнонаучного образования студентов медицинских факультетов университетов // Вести. Сев.-Зап. отделения РАО. 2002. Вып. 7. С. 47-54. 2. Балахонов А. В. Процесс фундаментализации как основа формирования профессионального мастерства в системе высшего медицинского образования // Профессиональное мастерство: формирование, становление, развитие. Челябинск, 2003. С. 246-251. 3. Балахонов А.В. Фундаментализа-ция медицинского университетского образования. СПб., 2004. 232 с. 4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. 304 с. 5. Вербицкая Л.А. Проблемы современного университетского образования // Академические чтения. СПб., 2001. Вып. 2. С. 5-10. 6. Кузнецова H. Е. Фупдаментализация, системность и действенность естественнонаучного образования // Роль академической науки в развитии современного образования. СПб., 2001. Вып. 1. С. 28-35. 7. Меркурьев СИ. Концепция естественнонаучного образования: цели и структура// Высш. образ, в России. 1993. № 1. С. 50-55. 8. Кинелев В. Г. Государственная политика развития высшего образования // Высш. образ, в России. 1993. № 1. С. 33-38. 9. Алмазов В. А. Человек и его здоровье // Человек и его здоровье: Матер. 3-й Всерос. медико-биол. конф. молодых исследователей. СПб., 2000. С. 4-5.
Статья поступила в редакцию 28 ноября 2005 г.