Научная статья на тему 'Роль классических университетов в фундамент ализации высшего медицинского образования'

Роль классических университетов в фундамент ализации высшего медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Biological Communications
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балахонов А. В.

Необходимость расширения и оптимизации форм подготовки современных врачей продиктована насущными потребностями. Фундаментализация медицинского образования позволяет привести к интеграции теоретических и профессиональных знаний о сложных биологических процессах, протекающих в организме, сформировать у студентов устойчивые научные представления об окружающем мире и законах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of classical universities in fundamental isation of high medical education

The necessity to extend and optimize preparation forms of modern doctors is stimulated by immediate needs. Fundamental isation of medical education permits to integrate theoretical and professional knowledge into the study of complicated biological processes in organism and to form the stability of scientific ideas about surrounding world and the laws of its development in students.

Текст научной работы на тему «Роль классических университетов в фундамент ализации высшего медицинского образования»

УДК 378

Вестник СПбГУ. Сер. 3,2004, вып. 3

А. В. Балахонов

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Достоинства существовавшей в нашей стране системы высшего профессионального образования несомненны. Однако сложившаяся в мире за последнее десятилетие ситуация, присущая многим странам мира, в том числе и России, кризисные явления, лавинообразно нарастающий поток информации требуют поиска новой стратегии образования. Становится очевидным, что возможность устойчивого развития общества едва ли не напрямую зависит от корректировки приоритетов и акцентов в системе знаний, точнее - в системе получения этих знаний. В высшем образовании на первый план выходит вопрос стратегии развития профессиональной школы. Другими словами, время требует перехода к новой образовательной концепции.

Можно предполагать, что к началу 1990-х годов стали понятными ее самые общие черты - фундаментальность, цельность, направленность на удовлетворение интересов и развитие личности. Новые цели требуют новых подходов к отбору и систематизации знаний, созданию фундаментальных учебных курсов, переоценке ценностей и характера межпредметных связей.

Общий кризис образования не мог не затронуть и вузовской подготовки врачей. Возрастающая роль познания естественнонаучных предпосылок жизнедеятельности человека на современном этапе развития природы и человечества в связи с научно-техническим прогрессом (прежде всего в области естественных наук), задачами здравоохранения и профилактической медицины требует от завтрашнего врача более глубоких знаний не только в сугубо профессиональных, но и в смежных' областях науки - физике, химии, биологии. Необходимость понимания тонких механизмов нормальной работы клетки, обеспечения регуляции разнообразных физиологических функций, проявления интегрирующих систем организма заставляет по-иному отнестись к фундаментализации образования и его назначению в становлении научного мировоззрения как составляющей профессиональной компетентности врача.

Можно полагать, однако, что медицинское образование среди прочих его видов (техт нического, гуманитарного и т.п.) является наиболее консервативным, И это оправданно: вмешательство в жизнь и здоровье человека представляет собой такую область деятельности, в которой любые изменения должны сопровождаться чрезвычайно осторожными и продуманными подходами. Предоставление излишней свободы в проектировании медицинского образования может обернуться крайне нежелательными последствиями: сужению общемедицинской подготовки, размыванию границ этически допустимого вмешательства в жизнь человека, перекосу в изучении одних клинических дисциплин по отношению к другим в зависимости от профессиональных предпочтений преподавателей конкретного вуза.

Возникающие противоречия между вполне обоснованной приверженностью к традиционным методам подготовки врача, следованию многократно апробированным методам профилактики, диагностики, лечения и вызовом научно-технического прогресса, определяющим активное внедрение в клиническую практику достижений естественных наук, представляют собой естественный процесс.

Складывающуюся двойственность ситуации в определенной степени призван разре-

© А. В. Балахонов, 2004

шить подход к подготовке врача-специалиста, условно называемый «университетским»; принципиально важно, что этот подход не исключает и не отвергает существование традиционного медицинского образования в традиционных медицинских вузах, он лишь дополняет и расширяет его [1]. Осуществление этого подхода связано с созданием в ряде университетов России медицинских факультетов. У его выпускников обладание новейшими достижениями клинической медицины и практическими навыками врача должно сочетаться с фундаментальной подготовкой по всему спектру естественных наук. Переход к новой стра-< тегии подготовки врача на медицинских факультетах университетов связан с осознанием необходимости ответить на вызов времени освоением принципиально новых подходов к диагностике, профилактике, лечению, к пониманию природы человека в целом.

Таким образом, решение проблемы нужно искать на пути интеграции естественных и медицинских наук при подготовке медицинского работника как концептуальной основы системы университетского образования. Дело в том, что постоянный рост объема научной информации приводит к глубокой дифференциации наук и, как следствие, к углублению специализации и неизбежному сужению круга профессиональных интересов специалистов. Подобная ситуация заставляет задуматься о важности движения в противоположном направлении - к взаимопроникновению наук, интеграции знаний из различных областей, изучающих одни и те же или сходные объекты. При этом, как отмечает Л. А. Вербицкая [2], главной тенденцией ближайшего десятилетия будет взаимодействие высших учебных заведений для создания диверсифицированных комплексов, способных к решению долговременных, перспективных задач и активно реагирующих на возникновение потребностей общества. В структурном отношении узкоспециализированные учебные заведения не обладают для этого необходимым потенциалом, неоспоримое преимущество здесь у крупных университетов - возможность выбора учебных курсов, дисциплин и форм обучения.

Готовить профессионалов узкой специализации должны те учреждения, которые ранее именовались институтами и прекрасно справлялись с поставленными задачами. Именно такие образовательные заведения могут быстро. реагировать на изменение потребностей соответствующего региона, учитывать меняющуюся экономическую ситуацию, национальные особенности и т.д.«Согласимся с Н. Л. Стефановой и Н. Л. Шубиной [5] в том, что перспективы развития высшего профессионального образования - как классического, так и отраслевого - лежат в русле его фундаментализации, но объем и номенклатура относительно фундаментальных знаний должны определяться направленностью программы обучения.

В классических университетах наряду с глубоким изучением конкретного материала уделяется большое внимание формированию у студентов научного мировоззрения и системных взглядов на способы решения профессиональных задач. Именно университеты с их традициями системного подхода в преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин, обладают необходимым потенциалом для освоения современных методов подготовки врачей нового поколения. Возможность адекватно соответствовать особенностям новой парадигмы образования дает широкий спектр характеристик классического университетского образования, в котором концептуальную основу системы составляет интеграция наук в целом. ...е

Выпускник медицинского факультета университета должен иметь широкое интегрированное естественнонаучное образование, создающее фундамент для освоения собственно медицинских наук, владеть методологией и навыками научной работы, иметь возможность проводить обследование пациента и лечить его.

Изучать конкретные заболевания нужно не только с позиций запоминания'канонической суммы признаков и синдромов. Существующий нозологический принцип диагностического мышления, предусматривающий усвоение и воспроизведение информации о тысячах различных болезней, явно недостаточен, следствием чего становятся диагностические

ошибки [4]. По мнению Л. Б. Наумова [3], при обучении медика нозологическому принципу мышления между необходимостью реально мыслить с врачебной точки зрения в процессе диагностики и отличительным распознаванием существует непреодолимая стена; из-за этого даже опытные специалисты, воспринимая одну и ту же информацию, могут одному и тому же больному ставить совершенно различные диагнозы и назначать десятки неодинаковых методов исследования.

Разрешением подобной ситуации может стать понимание возможных структурных и функциональных сдвигов организма как целого. Осознание будущим врачом необходимости такого подхода к обучению приведет к возникновению потребности освоения теоретического материала в единстве с клиническим.

Все эти соображения требуют качественного изменения форм подготовки специалистов, обучения их как принципам молекулярной медицины, так и интегральному подходу в изучении сложных биологических процессов, протекающих в организме. Модель специалиста обязательно должна включать в себя умение и готовность врача оперативно реагировать на изменение ситуации не только совершенствованием имеющихся навыков. Определенная часть специалистов должна работать с опережением ситуации, выполняя прогностические функции; освоение фундаментальных наук играет при этом важнейшую роль, поскольку эти науки, как правило, опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел и основу совершенствования.

Осуществление фундаментализации - безусловно необходимый аспект обучения будущего врача, но степень его может быть разной: большей - на медицинских факультетах классических университетов, меньшей - в традиционных медицинских вузах. Собственно медицинская подготовка в обоих типах учебных заведений, разумеется, должна быть на одинаково высоком уровне. А по отношению к естественнонаучной подготовке врача это требование вовсе не обязательно. Она в двух типах медицинских образовательных учреждений может быть разной, в классических университетах - более глубокой.

Фундаментализация требует альтернативности применительно к конкретному вузу и его -задачам, она состоит в разумном сочетании фундаментальной, общепрофессиональной и специальной составляющих высшего медицинского образования, которое молодой человек может получить в двух типах высших учебных заведений: «классических» медвузах и медицинских факультетах университетов.

Summary

Balakhonov А. V. The role of classical universities in fundamentalisation of high medical education.

The necessity to extend and optimize preparation forms of modern doctors is stimulated by immediate needs. Fundamental isation of medical education permits to integrate theoretical and professional knowledge into the study of compli-cated biological processes in organism and to form the stability of scientific ideas about surrounding world and the Iaws of its development in students.

Литература

1. Балахонов А. В. Фундаментализация естественнонаучного образования студентов медицинских факультетов университетов // Вестн. Сев.-Зап. отделения РАО. 2002. Вып. 7. С. 47-54. 2. Вербицкая Л. А. Проблемы современного университетского образования // Академические чтения. Вып. 2. СПб., 2001. С. 5-10. 3. Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом? М., 1983. 4. Петленко В. П.. Крылов А. А., Марченко В. А. Преодолевая разрыв теории и практики // Вестн. высшей школы. 1988. № 7. С. 22-25. '5. Стефанова Н. Л., Шубина И. Л. Фундаментальная наука и фундаментальное образование: проблема соотношения и взаимодействия // Академические чтения. Вып. 2. СПб., 2001. С. 27-30.

Статья поступила в редакцию 18 марта 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.