Научная статья на тему 'ФРУСТРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР'

ФРУСТРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ФРУСТРАЦИЯ / ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / AGGRESSION / AGGRESSIVE BEHAVIOR / AGGRESSIVENESS / FRUSTRATION / FRUSTRATION REACTION / NURSE / THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF NURSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кохно А.А.

Данная статья посвящена исследованию фрустрации как фактора проявления агрессивности у медицинских сестер города Благовещенска. В данной статье рассмотрены различные теории и подходы авторов, которые занимались данным вопросом. Представлены результаты исследования, описаны превалирующие реакции медицинских сестер, в деятельности которых присутствуют большие нагрузки физического и психологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSIVENESS AND FRUSTRATION IN NURSES

This article is devoted to the study of frustration as a factor of aggression in nurses of the city of Blagoveshchensk. In this article various theories and approaches of authors who were engaged in this question are considered. The article presents the results of the study, describes the prevailing reactions of nurses, in whose activities there are large loads of physical and psychological nature.

Текст научной работы на тему «ФРУСТРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР»

подобранной антибиотикотерапии удается добиться значительного улучшения состояния пациента и снижения степени проявления неврологического дефицита. [4]

Использованные источники:

1. Daniele Corlazzoli/ Stefano Pizzirani.DVM DipECVS.-Clinica Veterinaria Europa, Florence, Italy,- 1998

2. Burkert B. A/Kerwin S/Hosgood S. L.-2001

3. Alex Gough M. A./ Alison Thomas.VetMB CertSAM MRCVS,.-2004

4. Майкл.Д Лоренц/Джоан.Р.Коатс/Марк Кент.Руководство по ветеринарной неврологии-2015г-перевод с английского издательство СПбВО-С.165-175

УДК 159.9.072.43

Кохно А.А.

научный руководитель: Зенина С.Р., к.психол.н.

доцент

кафедра психологии и педагогики Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФГБОУВО «АмГУ» Россия, г. Благовещенск ФРУСТРАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У

МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию фрустрации как фактора проявления агрессивности у медицинских сестер города Благовещенска. В данной статье рассмотрены различные теории и подходы авторов, которые занимались данным вопросом. Представлены результаты исследования, описаны превалирующие реакции медицинских сестер, в деятельности которых присутствуют большие нагрузки физического и психологического характера.

Ключевые слова: АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, АГРЕССИВНОСТЬ, ФРУСТРАЦИЯ, ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ, МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

159.9.072.43 Psychological research, experiments, tests, measurements

Author of the article: Kohno А. Supervisor: Zenina S.R. -associate Professor of the Department

psychology and pedagogy PhD in psychology professor

Ministry of education and science of the Russian Federation

Federal state budgetary educational institution

higher education Amur state University (FSBEIOHE "AmGU") Russia. Blagoveshchensk THE RELATIONSHIP BETWEEN AGGRESSIVENESS AND FRUSTRATION IN NURSES

Annotation

This article is devoted to the study offrustration as a factor of aggression in nurses of the city of Blagoveshchensk. In this article various theories and approaches of authors who were engaged in this question are considered. The article presents the results of the study, describes the prevailing reactions of nurses, in whose activities there are large loads of physical and psychological nature.

Keywords: AGGRESSION, AGGRESSIVE BEHAVIOR, AGGRESSIVENESS, FRUSTRATION, FRUSTRATION REACTION, THE NURSE, THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF NURSE

В современном мире постоянно увеличивается количество агрессивных действий. Зачастую их осуществляют люди подвергшиеся воздействию мощных стрессовых факторов. На открытое проявление агрессивного поведения все чаще решаются люди, доведенные до отчаяния. В контексте проводимых в стране постоянных реформ, все чаще люди испытывают фрустрацию такой силы, которая не может оставаться внутри, а приобретает форму внешнего проявления. И это является своеобразным защитным механизмом, позволяющим сохранять психологическое здоровье.

Такое положение дел особенно опасно среди профессионалов, работающих в сфере «человек - человек», в помогающих профессиях. Наиболее подверженными различным неблагоприятным воздействиям можно считать профессию медицинского работника. Эта деятельность носит социально-ориентированный характер и имеет нравственную направленность. В деятельности медицинского работника присутствуют и физические и нервные перегрузки, конфликтные ситуации, как с пациентами, так и с администрацией лечебного учреждения.

Достаточно длительное воздействие таких фрустрирующих ситуаций нередко приводит и к личностным деформациям. И в этой ситуации нравственная направленность труда медицинского работника может отходить на второй план. При этом увеличивается риск развития негативных эмоциональных состояний, таких как агрессивность, равнодушие, черствость. Такое поведение медицинского работника сказывается и на результате лечения пациентов.

Отметим также, что риск проявления агрессивных реакций достаточно высок и среди молодых специалистов. И связано это с тем, что в современной системе образования, ориентированной на развитие

компетенций, отсутствует ориентация на личность другого человека. Важным мерилом для них профессионального мастерства становится не способность вылечить пациента, а способность заработать.

Такие условия осуществления профессиональной деятельности медицинских работников делают актуальным изучение фрустрации как фактора проявления агрессивного поведения.

Агрессивность понимается как качество личности в виде склонности к агрессии, враждебности, доминирование в ней разрушительного начала, проявляющегося в том числе стойким, убеждением в том, что насилие суть наиболее эффективное средство достижения успеха в воспринимаемой как таящей угрозу социальной среде, отчего агрессия сознательно или бессознательно предпочитается иным, партнёрским моделям поведения, дружбе, сотрудничеству, кооперации, взаимопомощи.

Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко уточняют, что агрессия это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.) [1].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и любой другое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. [9]. Сам факт присутствия агрессивности не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, что акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.

Все существующие теории агрессии, которые выделил Л. Берковиц можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как: 1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения); 2) потребность, активируемая внешними стимулами (фрустрационные теории); 3) познавательные и эмоциональные процессы; 4) актуальное проявление социального научения [3].

Первая категория теорий: агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие - либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление.

Эта точка зрения нашла свое отражение в работах К. Лоренца. Согласно его мнению, природа человеческой агрессивности инстинктивна, как и механизм, запрещающий умерщвлять себе подобных. Но К. Лоренц

допускает возможность ее регуляции и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее [2].

Вторая категория теорий полагает, что агрессия - это потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение. Эта теория как раз наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации) [3].

Третья группа теорий, в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческой деятельности, как когнитивная и эмоциональная сфера. Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают, что существует возможность управления агрессией, с помощью контроля над поведением: «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Формирование свойства агрессивности основывается на определенной организации перцептивных и мыслительных процессов: агрессивный человек специфическим образом воспринимает и интерпретирует окружающую действительность. Широкий круг ситуаций, в том числе нейтральных по своему смысловому содержанию, ощущается им как функционально равнозначный и побуждающий к агрессии (Л.Берковец, М Косевски.). Компонентом свойства агрессивности является и эмоция гнева, которая в ряде случаев служит мотивом агрессивного поведения [8]. Волевые процессы выступают в качестве регуляторов проявления агрессивности в поведении (Чеснокова И.И; Кржечковский А.Ю.).

При анализе субординационных взаимосвязей свойства агрессивности с психическими процессами и состояниями на уровне когнитивных, эмоциональных и волевых процессов и состояний можно выделить две группы факторов - сдерживающих агрессию и стимулирующих агрессию.

К факторам сдерживающим агрессию относятся:

а) на когнитивном уровне :

1) адекватное отражение реальности;

б) на эмоциональном уровне:

1) выраженность эмпатии;

2) повышенный уровень тревоги;

3) наличие чувства вины;

в) на уровне волевых процессов:

1) развитый контроль над эмоциями и поведением в целом

Факторы стимулирующие агрессию:

а) на когнитивном уровне:

1) нарушение адекватности в отражении и оценке реальности (ожидание угрозы, нападения, проективное искажение ситуации);

б) на эмоциональном уровне:

1) снижение эмпатии, эмоциональная «холодность»;

2) выраженность эмоции гнева;

в) на уровне волевых процессов:

1) снижение контроля над эмоциями и поведением в целом, проявляющееся в импульсивности и взрывчатости. Импульсивность при этом определяется как непосредственная, в обход контролирующей функции сознания, реализация эмоций в поведении. Термин «взрывчатость» (эксплозивность) акцентирует внимание на характер эмоциональных реакций.

Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются благодаря непосредственному участию в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений.

Вероятно, у гармонически развитой личности агрессивность должна присутствовать. Потребности индивидуального развития и общественной практики формируют в людях умения к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Степень агрессивности бывает различной - от едва заметной до максимальной. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости и не готовности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное ее развитие (как акцентуация) определяет весь облик человека, превращая его в конфликтную, не идущую на социальную кооперацию личность. В своем крайнем выражении агрессия становится патологией: она утрачивает рационально - избирательную направленность и превращается в основной способ поведения.

Согласно классификации профессий Климова Е.А., в зависимости от предмета труда они подразделяются на 5 типов. Деятельность медицинской сестры относится к типу «Человек - человек». Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возрастной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.

Цель профессиональной деятельности медицинской сестры -сохранение жизни человека, проведение мероприятий по охране его здоровья, качественное оказание всех видов диагностической, профилактической, реабилитационной и паллиативной медицинской помощи, с обеспечением комплекса мероприятий по пациент ориентированности, направленной на удовлетворенность населения уровнем оказания медицинской помощи.

Медицинский работник должен следовать алгоритму общения с пациентами, основанному на принципах доброжелательности, уважительного отношения и вежливости, милосердия, чувства сострадания к состоянию пациента при оказании медицинской помощи.

Служебное поведение медицинских сестер регламентируется рядом положений. Работнику поликлиники необходимо исходить из

конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Работник в рамках служебного поведения должен воздерживаться от:

1) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

2) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

3) публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности организации, в которой он работает, её должностных лиц, органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, их должностных лиц;

4) обсуждения с третьими лицами вопросов планирования и проведения государственных закупок, осуществляемых организацией, если это не входит в должностные обязанности работника;

5) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение. Работники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества как друг с другом, так и с контрагентами. Работники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

В профессиональной деятельности типа «Человек - человек», главным является умение общаться с людьми, поэтому на медицинской сестре лежит большая ответственность за здоровье пациента, она должна помимо медицинской помощи оказать еще и моральную поддержку. По мнению С.П. Безносова, общение с другим человеком обязательно включает его обратное воздействие на субъект данного труда [4].

Поэтому недопонимание с пациентами и коллегами, сокращенные сроки работы, многоплановость заданий, полученных от врача и иногда рутинность, а иногда наоборот неожиданность предстоящей работы способны вызвать у медицинской сестры стресс, а как следствие агрессию по отношению к окружающим ее людям и предметам.

Состояние фрустрации, которое часто сопровождается отрицательными различными переживаниями, такими как агрессия, разочарование, раздражение, тревога, отчаяние и т. д., возникшие, например, в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. Повышение уровня фрустрации, что приводит к дезорганизации деятельности медицинской

сестры и снижению ее эффективности.

Предъявляемые требования к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивы. Наряду с эмпатичностью медики должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и эмоциональная заторможенность могут препятствовать быстрому и четкому осуществлению действий.

Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека, попавшего во фрустрационную ситуацию; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Реакции на действие фрустратора всегда индивидуальны. Они определяются репертуаром поведения и набором привычных эмоций конкретного человека. Однако можно выделить наиболее типичные реакции:

1) Толерантность, не позволяющая фрустратору спровоцировать или обострить фрустрацию. Это наиболее здоровая реакция, свойственная рассудительным и выносливым людям, готовым превратить лимон в лимонад, то есть извлечь полезный урок из произошедшего. Кто-то делает это спокойно, с философским отношением к ситуации, кто-то прилагает усилия и напрягает волю для сдерживания импульсов, а кто -то просто бравирует, выказывая подчеркнутое наплевательство, под которым маскирует злобу и досаду.

2) Агрессия - состояние враждебности, проявляющейся открыто, в форме грубости, хамства, рукоприкладства, либо в виде завуалированного недружелюбия. При этом человек переживает гнев, суетливую импульсивность, острое желание сорвать на ком-нибудь зло. В подобном состоянии даже интеллигентные люди могут употреблять неприличные слова и выкидывать несвойственные им «фортели» в результате полной потери самоконтроля. Агрессия может быть направлена и на самого себя, когда человек занимается самобичеванием, обзывая себя «глупцом», «тупицей».

3) Фиксация - маниакальная прикованность внимания к фрустратору, продолжительное анализирование и переживание произошедшего. Иногда это проявляется в форме капризности и взбалмошности.

4) Игнорирование фрустратора, уход в сферу деятельности, помогающую отвлечься, отключиться от тревожащего раздражителя.

5) Депрессия, которую иногда рассматривают в психологии как антипод агрессии. Она выражается в состоянии глубокой меланхолии, осознании своего бессилия, вызывающего чувства безнадеги и отчаяния. Депрессия может выглядеть как душевное оцепенение, полная апатия.

6) Регрессия - возврат к инфантильным или примитивным моделям поведения, понижение уровня всякой активности либо конструктивности деятельности. Иногда взрослые люди, не склонные к слезоточивости, могут расплакаться, как дети, перед лицом непреодолимого препятствия.

Инфантильность может выражаться и в желании, чтобы кто-то утешил, приласкал, пожалел.

Фрустрация способна накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека либо формируя у него комплекс неполноценности (это и есть агрессия против самого себя). В конечном счете это выплескивается вовсе не на виновника фрустрации (он сильнее, благодаря ему она возникла), а на тех, кто слабее (хотя они фактически не виноваты), или тех, кого посчитали врагом.

Л. Берковиц в своих работах указывает на ряд положений, которые необходимо учитывать при рассмотрении проблемы агрессии и фрустрации. Во-первых, фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним. Во -вторых, даже при готовности к агрессии она не возникает без надлежащих условий. В-третьих, выход из фрустрации с помощью агрессивных действий воспитывает у человека привычку к подобным поступкам.

Более того, далеко не всякая агрессия провоцируется фрустрацией. Она может быть обусловлена, например, «позицией силы» и выражением властности.

Исследование условий, при которых фрустрация порождает агрессивные действия, показало, что влияние оказывают сходство, несходство агрессоров и жертвы, оправданность, неоправданность агрессивности, ее наличие как личностной характеристики. В настоящее время агрессию рассматривают как возможный, но вовсе не неизбежный выход из фрустрирующей ситуации (Розенцвейг).

С целью определить действительно ли фрустрация может быть фактором проявления агрессии у медицинских сестер было организовано исследование на базе ГАУЗ АО «Городская поликлиника» №3. Выборку составили 30 сотрудников в возрасте от 23 до 45 лет со стажем работы не менее 3 лет, с различной медицинской категорией.

Для диагностики агрессивности использовался опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А Ковалев), результаты исследования по которому представлены на рисунке 1. .

120,0% 100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0%

0,0%

медицинских сестер Конфликтность как личностное качество скорее затрудняет взаимодействие между медицинским работником и пациентом. Поэтому высокий или повышенный уровень конфликтности будет являться противопоказанием для выполнения этой деятельности.

Из данных рисунка 1 можно сказать, что только 7,0 % медицинских сестер обладают высоким уровнем конфликтности. У этих сотрудников отмечается острая потребность к соперничеству, они плохие партнеры. Проявляют нетерпимость к недостаткам других, неуступчивость. В спорах отличаются непримиримостью позиции, наблюдается желание самоутвердится за счет других. В отношении к себе отмечается повышенная самооценка, самомнение, эгоцентричность. Склонны потакать своим желаниям. Свое конфликтное поведение рассматривают как проявление силы личности. В отношении к миру очевидно влияние высокого уровня жизненных притязаний, стремление действовать через постоянное разрешение противоречий, которые воспринимаются исключительно как угроза для их личности. Здесь особенно проявляется амбивалентность (сосуществование противоположных состояний): от ощущения себя жертвой обстоятельств, до синдрома сильной личности.

90,0 % испытуемых обладают средним уровнем конфликтности, у них нет острой потребности в конфликтах, но если он начался смогут отстоять свою точку зрения, могут поддерживать партнерские отношения. Им тяжело уступать кому либо в спорах, но на компромисс способны.

Всего лишь 3,0 % опрошенных медицинских сестер обладают низким уровнем конфликтности. Это проявляется в не желании вступать в перепалку по любому поводу, то есть испытуемый избегает конфликтов. Для них характерна неустойчивая оценка в мнениях, постоянные внутренние

Рисунок 1 - результаты диагностики уровня агрессивности

противоречия. Обладают легкой внушаемостью. Так же отмечается некоторая непоследовательность в поведении. Излишне стремятся к компромиссу.

Используемая методика позволяет определить и уровень агрессивности испытуемых. Агрессивность с позиции авторов методики может быть позитивной и негативной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Позитивная агрессивность представляет собой самозащиту и заключается в отстаивании собственных прав и интересов.

Высокий уровень позитивной агрессивности выявлен у 7,0 % испытуемых. Медицинские сестры отличаются такими качества личности как: настойчивость, напористость, решительность, мужество, смелость, храбрость, отвага, амбиции, справедливое негодование, сопротивление доминированию других людей, силу воли, самоутверждение и т.п. Такое поведение характеризуется тем, что человек преодолевает препятствия, противодействует, наступает, проникает в сознание другого человека, но не причиняет ему страдание, зло или ущерб.

Средний уровень агрессивности был выявлен у большинства испытуемых, 93,0 % медицинских сестер адекватно оценивают всю сложившуюся ситуацию и проявляют свои лидерские качества в соответствии со своим положением на рабочем месте. Низкого уровня позитивной агрессивности у сотрудников поликлиники не было выявлено.

Негативная агрессивность - это такое поведение человека, которое вызывает психологический дискомфорт у других людей. Важнейшей целью негативной агрессивности является уничтожение объекта агрессии, как физически, так и морально. Это проявляется в желании обладать властью, подчинять свою цель, унижать, использовать в своих корыстных целях.

Уровень негативной агрессивности у 100 % прошедших тестирование сотрудников поликлиники оказался средним. Это проявляется в деструктивном поведении и общении с окружением. Такие испытуемые нуждаются в психологической поддержке.

Полученные данные в результате проведения рисуночной методики «Фрустрационный тест» взрослый вариант С.Розенцвейг (модификация Н.В. Тарабриной Н.В. «Фрустрационная толлерантность», «Агрессивность, реакция на обиду»)

90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

6С11 коэфициентгрупповой конформности Уровень

Н очень низкий Н низкий и средний Ы высокий

Рисунок 2 - Распределение испытуемых в зависимости от уровня социальной адаптации (коэффициента групповой конформности, GCR) Очень низкий уровень социальной адаптации (коэффициент групповой конформности, GCR) был выявлен у подавляющего большинства сотрудников, которое составляет 80 % от основной массы. Низкая конформность, характерна для лидеров, так же при низком показателе GCR проявляются положительные качества - независимость, самостоятельность, оригинальность. Она помогает принять решение для всей группы в возникшей неожиданной сложной ситуации. Чем ниже уровень, тем чаще бывают конфликты разного рода с окружающими лицами, это означает, что испытуемые недостаточно адаптированы к своему социальному окружению.

У 13 % сотрудников низкий уровень социальной адаптации, они так же обладают всеми лидерскими качествам, но более адаптированы к своей социальной среде и менее конфликтны.

Для 7 % медицинских сестер обладающих средним уровнем GCR , характерно хорошее самочувствие в своей социальной среде, но лидерские качества у них не проявляются. Новые идеи в решении проблем не предлагают и инициативу в принятии важных решений не проявляют. С ростом уровня социальной адаптации растет и инфантилизм в принятии собственных решений. При высоком уровне конформности, человек очень зависит от мнения большинства, у него нет внутренней опоры. При потере индивидуальности, человек становиться «серой массой», управлять и манипулировать такими людьми удобно. В обществе закрепляются предрассудки и закостенелые стереотипы. Ни у одного испытуемого высокого уровня социальной адаптации выявлено не было.

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0%

10,0% 0,0%

Рисунок 3 - Распределение медицинских сестер в зависимости от преобладающего типа реакции на фрустрацию Тип реакции OD (с фиксацией на препятствии) характерен для 17 % медицинских сестер. Ими препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные. Медицинские сестры с высокими показателями по этой шкале во время фрустрации не могут перестать думать об обстоятельствах повлекшие за собой, такое разрешение ситуации.

У 33 % сотрудников выявлено преобладание типа реакции ED (с фиксацией на самозащите). Активность проявляется в форме порицания кого - либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

Для 50 % медицинских сестер характерным типом реакции оказался тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей. У таких испытуемых возникает постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

На рисунке 4 представлены данные о преобладающем направлении реакции на фрустрацию

50% 45% 40% -35% -30% 25% -20% 15% -10% 5% 0%

Рисунок 4 - Распределение медицинских сестер в зависимости от преобладающего направления реакции на фрустрацию

Медицинские сестры с преобладанием интропунитивных реакций (19 %) рассматривают ситуацию как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Реакция, направленная на живое или неживое окружение - это экстро-пунитивная реакция, которая оказалась выраженной у 45 % медицинских сестер. У сотрудников с таким типом реакции отмечается осуждение внешних причин фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица.

Преобладание импунитивных реакции выявлено у 35 % сотрудников поликлиники. В их поведении проявляется направленность на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

Корреляционный анализ данных исследования показал, что существует обратная корреляционная связь (-0, 57) между показателем «ББ - фиксация на самозащите» и показателем «негативная агрессивность».

Исследование показало, что уровень конфликтности и негативной агрессивности медицинских сестер требует коррекции и подтверждает факт проявления агрессивного поведения медицинскими сестрами в профессиональной деятельности не с целью самозащиты, а используется как средство достижения собственных целей. Тип реакций на фрустрирующие ситуации испытуемых свидетельствует о том, что часто в стрессовых ситуациях они склонны застревать в них и искать выход, в том числе при помощи проявления агрессивности.

Использованные источники: 1 Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. -

СПб. : Прайм-Еврознак, 2010. - 510 с.

2 Большая энциклопедия по психиатрии - агрессивность [Электронный ресурс] / Официальный сайт www.вокабула.рф. - Режим доступа ЬИр://1^^^вокабула.рф/энциклопедии/большая-энциклопедия-по-психиатрии/ агрессивность. - 09.09.2017.

3 Веллер, М. Психология энергоэволюционизма / М. Веллер. - М., 2011. -520 с.

4 Дементий, Л.И. Агрессия: понятие, подходы, диагностика: учебно-методическое пособие / сост. Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. - Омск : Изд-во Омск. госуниверситет, 2001. - 40 с.

5 Никифоров, Г.С. Здоровая личность / Г.С. Никифоров. - СПб. : Издательство СПБГУ, 2013. - 269 с.

6 Понятие и подходы к фрустрации [Электронный ресурс] / Официальный сайт psyera.ru. - Режим доступа: https://psyera.ru/6026/ponyatie-i-podhody-k-й-шЬ-аеп. - 10.09.2017.

7 Понятие социальной фрустрации в психологии [Электронный ресурс] / Официальный сайт ayp.ru/library. - Режим доступа: http://ayp.ru/library /tolerantnost-i-psikhicheskoe-zdorove/4282. - 11.09.2017.

8 Реан, А.А. Общая психология и психология личности / под ред. А.А. Реана. - М. : АСТ-Астрель, 2011. - 639 с.

9 Уварова, Г.Н. Профессиональная деформация коммуникативной компетентности медицинских сестер различного профиля. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / Г.Н. Уварова // Сб. ст. по матер. XX междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Сибак, 2012. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.