Научная статья на тему 'Фронтовые концертные бригады в годы Великой Отечественной войны'

Фронтовые концертные бригады в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1843
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
искусство и война / фронтовые бригады / прифронтовые выступления / шефство. / art and war / front-line brigades / front-line performances / leadership.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фахретдинова Инна Искандеровна

В статье рассматривается история появления и значение деятельности фронтовых артистических бригад мобильных творческих коллективов, выступавших с концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRONT CONCERT BRIGADES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article examines the history of the emergence and significance of the activities of front-line artistic teams mobile creative groups performing concert programs in front-line areas and paramilitary institutions of the rear in the years World War II.

Текст научной работы на тему «Фронтовые концертные бригады в годы Великой Отечественной войны»

64

ART HISTORY / «C®yL®qyiym-J®yrMaL»#8îâ@),2©2©

ART HISTORY

УДК 7.03

Фахретдинова Инна Искандеровна

Старший преподаватель кафедры народного танца Тюменский государственный институт культуры, Россия, г. Тюмень

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11539 ФРОНТОВЫЕ КОНЦЕРТНЫЕ БРИГАДЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Fakhretdinova Inna Iskanderovna

Senior Lecturer, Department of Folk Dance Tyumen State Institute of Culture, Russia, Tyumen

FRONT CONCERT BRIGADES DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация

В статье рассматривается история появления и значение деятельности фронтовых артистических бригад - мобильных творческих коллективов, выступавших с концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла в годы Великой Отечественной войны. Abstract

The article examines the history of the emergence and significance of the activities of front-line artistic teams - mobile creative groups performing concert programs in front-line areas and paramilitary institutions of the rear in the years World War II.

Ключевые слова: искусство и война, фронтовые бригады, прифронтовые выступления, шефство. Keywords: art and war, front-line brigades, front-line performances, leadership.

Великая Отечественная война - самая страшная трагедия ХХ века, затронувшая без преувеличения каждую семью в нашей стране. Это было время тяжких испытаний и огромных потерь, но и время небывалых проявлений величия человеческого духа, время героизма и подвигов. Существенную роль в деле поддержания боевого духа сыграла деятельность фронтовых творческих бригад. Среди ужасов войны они несли солдатам, сражающимся за человеческую Жизнь, частичку этой самой жизни, гражданской, мирной, без выстрелов и смертей. Никогда прежде искусство и война не переплетались так тесно, как в эти тревожные годы.

Фронтовые бригады - выездные театрально-концертные коллективы, выступавшие в годы войны со спектаклями и сборными концертными программами в прифронтовых районах и военизированных учреждениях тыла, являются уникальным явлением культуры ХХ века. Пусть возникли они вынужденно под воздействием тяжелых обстоятельств военного времени и возможно не имели высочайшей художественной ценности, но по ценности для зрителей, по силе воздействия, по значимости для своего времени этот культурный феномен не имеет себе равных.

Однако до сих пор не так много трудов посвящены фронтовым театральным коллективам. В основном о их деятельности можно судить из статей учебников, либо по воспоминаниям участников, опубликованным в различных театральных журналах. Общие сведения можно почерпнуть из учебных пособий, таких как История советского драматического театра в шести томах и История русского советского драматического театра. В данной статье еще раз поднимается тема фронтовых бригад и театров, анализируется и суммируется информация, доступная по имеющимся источ-

никам, делается попытка понять, как и из кого складывались эти коллективы, в каких условиях и с каким репертуаром выступали.

Традиция выездов творческих коллективов на фронт и в воинские части в СССР начала складываться ещё во время Гражданской воны. Начало этому было положено двумя декретами: Совета Рабочей и Крестьянской обороны от апреля 1919г. и Совета Народных Комиссаров от 26 августа того же года, в которых сообщалось о необходимости творческим коллективам выезжать на фронты с концертами. Окончание Гражданской войны, как ни странно, не свело эту практику на нет - напротив, в 1923 году Всерабис выпускает постановление «О культурном шефстве Союза работников искусств над Красной Армией». [1]

Первой фронтовой бригадой Великой Отечественной войны можно считать актеров Малого театра. 21 июня 1941 года труппа Малого театра под руководством Николая Александровича Анненкова играла шефский концерт в Волынской области на северо-западе Украины — недалеко от Ковеля, где располагался один из гарнизонов Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). У труппы было запланировано несколько концертов, и когда на следующий день — в первый день Великой Отечественной войны — они фактически оказались в зоне боевых действий, было принято решение продолжать выступления. Сразу же после начала войны, 23 июня 1943 года Пленум ЦК профсоюза работников искусств выпустил «Обращение ко всем творческим работникам», в котором задачей искусства называлось обслуживание частей действующей Красной Армии и Военно-Морского флота. Из «Обращения ко всем творческим работникам» Пленума ЦК профсоюза работников искусств: «Где бы ни находились части нашей Красной армии и Военно-Морского

/ art

Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы коммунизма над фашизмом». [2]

Первой творческой специально сформированной бригадой была бригада актеров разных московских театров, которая выехала на фронт в район Вязьмы уже в июле 1941 года. В ее составе были В.Хенкин, М. Гаркави, И.Гедройц, Л.Русланова, Т.Ткаченко и другие актеры во главе с бывшим тогда директором Мосэстрады Б.Филипповым. Также на призыв незамедлительно откликнулись и сформировали бригады артисты Центрального театра Красной армии (всего их силами впоследствии было создано 19 бригад), театра Киевского военного округа и Смоленского драматического театра, на время войны переименованного в Театр Западного фронта. [3]

Уже через месяц поле обращения Пленума ЦК фронтовые артистические бригады начали активную деятельность, их численность постоянно увеличивалась, и вскоре они стали естественной и неотъемлемой частью фронтового быта. И действительно, концертная бригада была самой доступной формой организации для любого творческого коллектива - театрального, музыкального или эстрадного. Бригады были очень мобильны и обладали способностью выступать практически на любых площадках, при любых погодных условиях и перед самыми разными аудиториями.

Концерты давали в городах и селах, где временно базировались войсковые части, на военных кораблях и аэродромах, в лесах и на полях, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наряду с войнами и тружениками тыла актеры театра и кино, танцоры и певцы, циркачи и музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.

Поначалу коллективы фронтовых бригад (их численность варьировалась в среднем от 12 до 25 человек) обходились без реквизита и специального оборудования; выступления представляли собой по большей части сборные концертные программы. Цельно составленного репертуара не было, он складывался из фрагментов спектаклей, хореографических, эстрадных, цирковых, а также агитационно-пропагандистских номеров, поэтических чтений, коротких сценок, скетчей и этюдов. Впоследствии основной передвижной площадкой для выступлений стал грузовик с откидным кузовом, который на полтора часа — не дольше, столько, как правило, длилось выступление — становился сценой, а пространство вокруг машины было зрительской зоной.

Всего в годы Великой Отечественной войны действовало около четырех тысяч фронтовых бригад (из них более 700 в Москве и более 500 в

HISTORY _65_

Ленинграде). Не было ни одной военной части, где бы ни побывали артисты. Под обстрелами, на передовой они показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. В работе бригад приняли участие 42 000 актеров, некоторые из них выступали на различных фронтах по нескольку сот раз. [1]

Невозможно в рамках одной статьи упомянуть всех артистов, которые принимали участие во фронтовых выступлениях. Среди артистов, активных участников художественных бригад на фронтах, были Любовь Орлова, Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Иван Козловский, Ефим Березин и Юрий Тимошенко (Тарапунька и Штепсель), Нина Сазонова, Игорь Ильинский, Николай Трофимов, Михаил Глузский, Александр Граве, Борис Сичкин и тысячи других замечательных артистов. Организацией работы всех художественных организаций «на военный лад» возглавляли Комитет по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР под председательством М.Б. Храпченко и Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров РСФСР под управлением Н.Н. Беспалова. Г21

Вместе с частями советской армии участники фронтовых творческих бригад прошли весь путь до Берлина. 2 мая 1945 года, ровно за неделю до окончания войны, вторая группа Второго Фронтового театра ВТО сыграла в столице Германии спектакль «Так и будет» по пьесе Константина Симонова. 12 мая 1945 года у стен Рейхстага состоялся большой Концерт Победы, в котором приняли участие знаменитые советские артисты, прибывшие в Берлин специальным рейсом, организованным по приказу маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Среди них были Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие. На этой дате вместе с войной закончилась основная история фронтовых артистических бригад, история всеобщего противостояния врагу и одной на всех Великой Победы.

Список литературы:

1. История советского драматического театра [Текст]: В 6 т. // М.: Наука, 1966-1971. - 271с.(1)

2. Попова В. Фронтовые и артистические бригады московских театров на фронте и в тылу [Электронный ресурсу/URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/frontovye -i-artisticheskie-brigady-moskovskih-teatrov-na-fronte-i-v-tylu/viewer(дата обращения 23.03.2020)

3. Кумыш С. Фронтовые бригады и театры ВТО в период Великой Отечественной Войны [Электронный ресурс] // URL: http://teatron-journal.ru/2012/08/27/intermission-history-front/ (дата обращения 23.03.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.