Научная статья на тему 'ФРИГИЯ СОГЛАСНО ТРУДАМ ХОРЕНАЦИ И ШИРАКАЦИ'

ФРИГИЯ СОГЛАСНО ТРУДАМ ХОРЕНАЦИ И ШИРАКАЦИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИГИЯ / ДРЕВНЕАРМЯНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (АШХАРАЦУЙЦ) / ПОЛУОСТРОВ МАЛАЯ АЗИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / МОВСЕС ХОРЕНАЦИ / АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Арутюнян Акоп Жораевич

«Древнеармянская география», или «Ашхарацуйц» (дословно «Карта мира»), прослеживает эволюцию, которая претерпела Фригия в течение своей истории. Среди всех стран Всеобщей Азии 5-й по значимости этот источник называет Фригию, которая в карте расположена между Ликией (в списке 4-я страна Азии) и Пафлагонией (6-я страна Азии). Частично основываясь на «Географии» античного историка-географа Клавдия Птолемея (II в. н. э.), «Древнеармянская география» своими сведениями дополняет греческого автора. Очерчивая границы Фригии, «Ашхарацуйц» показывает территориальные пределы, которых достигло это государство в первой половине I тыс. до н. э. (особенно в VIII-VI вв.). Фактически эти века можно охарактеризовать как «золотую эру» Фригии, поскольку почти вся западная Малая Азия (половина полуострова) входила в состав этого царства, и Фригия в этот период достигла апогея. Придерживаясь стиля изложения Птолемея, авторы армянского источника (историк V в. н. э. Мовсес Хоренаци и естествоиспытатель VII в. н. э. Анания Ширакаци) не упоминают ни об одной исторической личности и говорят сугубо о географии (административно-территориальные деления, урбанизационная структура, орография, гидрография, описание равнин и т. д.). Все данные армянского текста нами скрупулезно рассмотрены и сопоставлены с данными, приведенными Птолемеем, а также со сведениями, изложенными, начиная от Библии и «Географии» Страбона, заканчивая работами римского историка Аммиана Марцеллина. Перспективным видится герменевтический подход к исследованию, поскольку основной текст «Ашхарацуйц» был написан в V в. Мовсесом Хоренаци, а в VII столетии в источник в географическом ракурсе был дополнен Ананией Ширакаци. Важными оказываются сведения об административном делении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHRYGIA ACCORDING TO THE WORKS OF KHORENATSI AND SHIRAKATSI

“Ancient Armenian Geography” (or “Ashkharatsuits”, literally - “World Map”) calls Phrygia the fifth among all the countries of Universal Asia, which is located between Lycia and Paphlagonia. Partly based on “The Geography” by Ptolemy, “Ancient Armenian Geography” complements the Greek author with its information. Outlining the borders of Phrygia, “Ashkharatsuits” shows the territorial limits that this state reached in the first half of the I millennium BC (especially in the 8th-6th centuries). These centuries can be characterized as the “golden era” of Phrygia since almost all of western Asia Minor was part of this kingdom, and Phrygia reached its apogee during this period. The authors of the Armenian source do not mention any historical person and speak exclusively about geography (administrative-territorial divisions, urban map orography, hydrography, plains, etc.). All the data of the Armenian text have been scrupulously examined and compared/collated with the information of Ptolemy, as well as with the information ranging from the Bible and Strabo’s “Geography” to the works of the Roman historian Ammianus Marcellinus. Only a hermeneutic approach to the issue will make it possible to remove all the “brackets” since if the main text of “Ashkharatsuits” was written in the 5th century by Khorenatsi, then from a geographical perspective the source was supplemented in the 7th century by Shirakatsi. Information about the administrative division of Onoratia is also important, as well as its historical and geographical description - all this sheds light on the problem of studying both Onoratia and Phrygia. “Ashkharatsuits” traces the evolution undergone by Phrygia during its history.

Текст научной работы на тему «ФРИГИЯ СОГЛАСНО ТРУДАМ ХОРЕНАЦИ И ШИРАКАЦИ»

2022

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИСТОРИЯ

Т. 67. Вып. 3

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Фригия согласно трудам Хоренаци и Ширакаци

А. Ж. Арутюнян

Для цитирования: Арутюнян A.Ж. Фригия согласно трудам Хоренаци и Ширакаци // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2022. Т. 67. Вып. 3. С. 789-799. https://doi.org/10.21638/spbu02.2022.307

«Древнеармянская география», или «Ашхарацуйц» (дословно «Карта мира»), прослеживает эволюцию, которая претерпела Фригия в течение своей истории. Среди всех стран Всеобщей Азии 5-й по значимости этот источник называет Фригию, которая в карте расположена между Ликией (в списке 4-я страна Азии) и Пафлагонией (6-я страна Азии). Частично основываясь на «Географии» античного историка-географа Клавдия Птолемея (II в. н. э.), «Древнеармянская география» своими сведениями дополняет греческого автора. Очерчивая границы Фригии, «Ашхарацуйц» показывает территориальные пределы, которых достигло это государство в первой половине I тыс. до н. э. (особенно в УШ-У1 вв.). Фактически эти века можно охарактеризовать как «золотую эру» Фригии, поскольку почти вся западная Малая Азия (половина полуострова) входила в состав этого царства, и Фригия в этот период достигла апогея. Придерживаясь стиля изложения Птолемея, авторы армянского источника (историк У в. н. э. Мовсес Хоренаци и естествоиспытатель VII в. н. э. Анания Ширакаци) не упоминают ни об одной исторической личности и говорят сугубо о географии (административно-территориальные деления, урбанизационная структура, орография, гидрография, описание равнин и т. д.). Все данные армянского текста нами скрупулезно рассмотрены и сопоставлены с данными, приведенными Птолемеем, а также со сведениями, изложенными, начиная от Библии и «Географии» Страбона, заканчивая работами римского историка Аммиана Марцеллина. Перспективным видится герменевтический подход к исследованию, поскольку основной текст «Ашхарацуйц» был написан в У в. Мов-сесом Хоренаци, а в VII столетии в источник в географическом ракурсе был дополнен Ананией Ширакаци. Важными оказываются сведения об административном делении

Акоп Жораевич Арутюнян — д-р ист. наук, проф., Ереванский государственный университет, Республика Армения, 0025, Ереван, ул. Х. Абовяна, 52; [email protected]

Hakob Zh. Harutyunyan — Dr. Sci. (History), Professor, Yerevan State University, 52, ul. Kh. Abovyana, Yerevan, 0025, Republic of Armenia; [email protected]

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

Воноратии, а также ее историко-географическое описание — все это проливает свет на проблему изучения как Воноратии, так и Фригии.

Ключевые слова: Фригия, Древнеармянская география (Ашхарацуйц), полуостров Малая Азия, административно-территориальное деление, Мовсес Хоренаци, Анания Шира-каци.

Phrygia According to the Works of Khorenatsi and Shirakatsi

А. Zh. Harutyunyan

For citation: Harutyunyan A. Zh. Phrygia According to the Works of Khorenatsi and Shirakatsi. Vest-nik of Saint Petersburg University. History, 2022, vol. 67, issue 3, рр. 789-799. https://doi.org/10.21638/spbu02.2022.307 (In Russian)

"Ancient Armenian Geography" (or "Ashkharatsuits", literally — "World Map") calls Phrygia the fifth among all the countries of Universal Asia, which is located between Lycia and Paphlagonia. Partly based on "The Geography" by Ptolemy, "Ancient Armenian Geography" complements the Greek author with its information. Outlining the borders of Phrygia, "Ashkharatsuits" shows the territorial limits that this state reached in the first half of the I millennium BC (especially in the 8th-6th centuries). These centuries can be characterized as the "golden era" of Phrygia since almost all of western Asia Minor was part of this kingdom, and Phrygia reached its apogee during this period. The authors of the Armenian source do not mention any historical person and speak exclusively about geography (administrative-territorial divisions, urban map orography, hydrography, plains, etc.). All the data of the Armenian text have been scrupulously examined and compared/collated with the information of Ptolemy, as well as with the information ranging from the Bible and Strabo's "Geography" to the works of the Roman historian Ammianus Marcellinus. Only a hermeneutic approach to the issue will make it possible to remove all the "brackets" since if the main text of "Ashkharatsuits" was written in the 5th century by Khorenatsi, then from a geographical perspective the source was supplemented in the 7th century by Shirakatsi. Information about the administrative division of Onoratia is also important, as well as its historical and geographical description — all this sheds light on the problem of studying both Onoratia and Phrygia. "Ashkharatsuits" traces the evolution undergone by Phrygia during its history.

Keywords: Phrygia, Ancient Armenian geography (Ashkharatsuits), the peninsula of Asia Minor, administrative-territorial divisions, Movses Khorenatsi, Anania Shirakatsi.

В «Древнеармянской географии» («Ашхарацуйц») достаточное внимание уделено географическо-историческому описанию одного из важнейших государств древней Малой Азии — Фригии (Фриу£а, Phrygia). В списке перечисленных «Ашхарацуйц» государств Фригия упомянута как пятая страна Азии (в этом списке четвертой страной упоминается Ликия (Лик1а, Lycia), а после Фригии шестой упомянута Пафлагония (na^Xayovía, Paphlagonia). В армянском тексте читаем: «Пятая страна всеобщей Азии Фригия, которая находится восточнее Собственной Азии, рядом с Ликией» (Ашхарацуйц, V, 27)1. Нами установлено, что регион, обозначен-

1 См. также: Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренско-му) / текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К. П. Патканов. СПб., 1877. С. 30; ^шЦпр]шй U. «U2^mphmgnjg» t цшр^ UhmbnLÜh // ^шЬцЬи müüopjm. bphmü: Ч^Ьйш, 2015. t? 21 [Акопян A.A. «Ашхарацуйц» VII века // Handes Amsoria. Ереван; Вена, 2015. C. 21]. — Здесь и далее тексты цитируются в переводе автора статьи.

ный в тексте как Собственная Азия (др.-гр. ^ iôiœc; KaXou^évn Aaia), территориально почти совпадает с древним царством Пергама2 (Ашхарацуйц, V, 17-18)3. Что касается Ликии, то это государство находилось южнее Фригии, а между Фригией и Ликией своеобразный клин составляли с севера Писидия (ntaiôia, Pisidia), с северо-запада Кария (Kapia), а с северо-востока Памфилия (ПацфиМа, Pamphylia). Поскольку Ли-кия, кроме своих естественных территорий, почти никогда не включала в свой состав территории соседних царств, то можно предположить, что Писидия в какой-то исторический период находилась в составе Фригии и именно тогда эти два государства стали соседями. Возникает правомерный вопрос: когда это было? По всей вероятности, произошло это в период апогея фригийского могущества. Согласно сведениям античных историков Геродота и Страбона, в VIII в. до н. э. фригийцы (Фрйуес;) переселились из Европы (Фракии) в Малую Азию. Геродот пишет: «Вооружение фригийцев было весьма похоже на пафлагонское, с небольшим лишь различием. По словам македонян, пока фригийцы жили вместе с ними в Европе, они назывались бригами. А после переселения в Азию они вместе с переменой местопребывания изменили и свое имя на фригийцев» (Herod. VII, 73). Эти упоминания уточняются Страбоном: «Сами же фригийцы — это бригийцы (Bpùyoi, Bptye;), какая-то фракийская народность, так же как мигдоны, бебрики, медовифины, вифинцы, фины и, как я думаю, мариандины. Все эти народности совершенно покинули Европу, а мисий-цы остались» (Strabo, VII, III, 2; а также Strabo, VII, 25, XII, III, 20).

Иосиф Флавий пишет: «Из трех сыновей Гомара Асханаз положил начало аста-назийцам, которые называются теперь у греков регийцами, Рифат — рифатейцам, ныне пафлагонийцам, Форгам же — форгамейцам, которых греки, кажется, назвали фригийцами» (Jos. Flav., JA. I, VI, 2). Мовсес Хоренаци Фригию также считает древнейшим государством (Хоренаци, I, 3, 4). Дом Форгама или Тогармы (на арм. яз. — Торгом/^npqnû, на др.-гр. — ©oyap^à, ©epya^à, ©оруоца (Быт. 10:3; I, Хрон. 1:6, Иез. 27:14, 38:6) считается родиной армян, а иногда и грузин4 (см.: Хоренаци, I, 5, 9, 10). Здесь можно предположить, что античный историк перепутал границы Армении и Фригии. Государство Фригия достигло апогея и воевало с древнеармянским государством Урарту (известно также под названием Биайнили, Ванское или Араратское царство (860-635 гг. до н. э.). В 850-738 гг. до н. э. в государстве Урарту правили Араме (860-840 гг.), Лутипри (840-835 гг.), Сардури I (835-825 гг.), Ишпуини

2 Климов О. Ю. Пергамское царство. Проблемы политической истории и государственного устройства. СПб., 2010. С. 70 и т. д.; Арутюнян А. Ж. Собственная Азия по данным «Древнеармян-ской географии» («Ашхарацуйц»). Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока: материалы V международной научной конференции (Севастополь, 2-6 июня 2021 г.). М., 2021. С. 31-33.

3 иЬшЬ^ш С^рш^шд^. UmrnhbmqpnLpjnLb / frrfp. U. Ч. Uppmhmiïjmb, Ч. P. ^hrnpnujmb. ЬркшЬ, 1979 [Анания Ширакаци. Избранные труды / под ред. А. Г. Абрамяна, Г. Б. Петросяна. Ереван, 1979]. — Здесь и далее — Ашхарацуйц. См. также: Армянская география VII века по Р. Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому) / текст и пер. с присовокуплением карт и объясн. прим. изд. К. П. Патканова. СПб., 1877. С. 29; ^шЦпр]шй U. «^^шрЬшдщд» Ь цшр^ UtaùnLh^L tj 14-17 [Ако-пян A. A. «Ашхарацуйц» VII века. С. 14-17].

4 Об этом написано много, и мы не считаем нужным особо обращаться к рассмотрению этого вопроса. Представляется очевидным, что Иосиф Флавий ошибается. См., например: Библейская энциклопедия / труд и изд. архимандрита Никифора. М., 1990. С. 733-734; Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. История армянского народа с 1500 по 500 г. до н. э. Хурриты, лувийцы, про-тоармяне. Ереван, 1968. С. 133-134, 176-180; Haas O. Armenier und Phryger // Linguistique balcanique. 1961. No. 3/2. P. 29-65.

(825-810 гг.), Менуа (810-786 гг.), Аргишти I (786-764 гг.) и Сардури II (764-735 гг.). Общеизвестно, что в 835-764 гг. до н. э. царство Урарту находилось на пике своего могущества. Об этом свидетельствуют также урартские клинописи5. Значит, начало продвижение фригийцев на восток, на территорию Армянского нагорья, следует искать во временах правления царя Куртис, и далее — в период правления его преемников Мидасе III (известен также под именем Мит-та, правил в 738-695 гг. до н. э.) и Гордия IV (ок. 695-670 гг. до н. э.). Тогда государство Урарту переживало кризис и начинающийся распад, равно как и Фригийская династия Гордия.

Итак, два государства, которые миновали период своего апогея и постепенно шли к закату своей истории, стали соперничать между собой. Почему мы это хронологически рассматриваем после 764 г. до н. э.? Если все цари Фригии, начиная с правления династии Танталидов (конец XIV в. — начало XII в. до н. э.), считались фригийцами, то Мидасе III, или Мит-та, считался царем мушков. В урартских клинообразных текстах упоминаются столкновения урартов с мушками (кикМшки-тшка}ате8, МоахО6. О самой Фригии, о ее столице Гордион (греч. Гopбюv) больше никаких сведений в урартских текстах мы не находим. В дополнение ко всему древнеармянский историк Езник Кохбаци (V в.) в работе «Опровержение лжеучений» утверждает, что фригийцы наравне с другими древними народами (египтяне, вавилоняне, финикийцы, греки, персы и т. д.) были искусными ремесленниками, а скульпторы преуспели в создании памятников своим языческим богам (Кохбаци, III, V, 299).

Далее в «Древнеармянской географии» о Фригии упоминается: «Имеет три области: первая область — это Пимидия (здесь армянские авторы ошибаются в названии: правильно — Писидия (Ша^а, Ршё1а. — А. А.), столица которой Антиохия (на арм. яз. — АнтиокШЬт^пр, на др.-гр. — Аупохею). — А. А.). [Имеет] 26 других городов, один из которых тот, который называется Кюотом (на арм. яз. — Кюотос/ ^шптпи. — А. А.), т. е. место построения Ноева ковчега. Эта история — легенда или истина — не знаю» (Ашхарацуйц, V, 28-30; см.: Агатангелос, II, IV-, 473). «Ашха-рацуйц» здесь уклоняется от своего главного принципа при перечислении областей и вместо направления север — юг представляет территории в обратном порядке7.

5 О хронологии царей Урарту см: ^mj dnqn^pq^ щшшйш_р_)шй pphurnnümm^m. 4 hm. 1 / ^mqü. ^пфшЩщшЬ, U. b. Un^u^ujmü. bpkmü, 2007. tj 513 [Хрестоматия по истории армянского народа: в 4 т. Т. 1 / сост. П. О. Оганесян, А. Е. Мовсесян. Ереван, 2007. С. 513]; Арутюнян Н. В. Корпус урартских клинообразных надписей (далее — КУКН). Ереван, 2001. С. 59 и т. д.; Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. C. 155-169; Пиотровский Б. Б. Ванское царство (Урарту). М., 1959. С. 61-74, 111-130.

6 Арутюнян Н. В.: 1) КУКН. С. 516; 2) Топонимика Урарту. Хурриты и урарты 1. Ереван, 1985. С. 146-147; dnqn%qfr щштйтр]тЬ. 8 hm. < I / fotfp. U.S. bphüjmü. bpkmü, 1971. tj 295, 297, 299 [История армянского народа: в 8 т. Т. I / под ред. С. Т. Еремяна. Ереван, 1971. С. 295, 297, 299].

7 О географической ориентации «Ашхарацуйц» более подробно см.: Арутюнян А. Ж. Ориентация древнеармянской карты «Ашхарацуйц» // Восток (Oriens). Афро-азиатские общества, история и современность. М., 2013. № 3. С. 88-94; Подосинов А. В. Ex Oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. С. 17-42; Чшй^Ьршй Ь. L. ^шушитшф ршгшрш^шй щштйтр^тЬр k hmj ЦпшрЬ^ш^шЬ ti^hqhghü (VI-VII qq.). ЬркшЬ, 2000. tj 31, 39-42 k hшJ [Да-ниепян Э. Л. Политическая история Армении и армянская апостольская церковь (VI-VII вв.). Ереван, 2000. C. 31, 39-42 и т. д.] — Вопрос географической ориентации неотделимо связан с вопросом авторства «Древнеармянской географии». См.: Арутюнян А. Ж. К вопросу определения авторства древнеармянской карты (или «Ашхарацуйц»-а) // Сборник материалов I международной научно-практической конференции «Интеграция мировых научных процессов как основа общественного процесса (М-1). Общество науки и творчества». Казань, 2013. С. 1-5.

Пимидия/Писидия находится на юге полуострова Малая Азия, севернее Памфи-лии, берега которой омывают воды современного Анатолийского залива. Античная историко-географическая традиция (Strabo., VI, II, 9 и т. д.; Ptol., I, XII, 7 и т. д.), кроме Фригии в Писидии, Сирии, Маргиане, упоминает о 16 городах с названием Антиохия и определением Писидийская. AvTtoxeia т^с niaiöiac, или Antiochia ad Pisidiam, была одним из очагов распространения раннего христианства. Об этом неоднократно упоминается в Библии (Деян. 13:14-41, 13:44). Об этом городе как о колыбели христианства упоминает и армянский историк V в. Агатангелос (см.: Агатангелос, III, 473). По всей вероятности, этот факт повлиял на авторов «Ашха-рацуйц», описавших территорию этой фригийской области как место строительства Ноева ковчега (кфшто; — кивот)8.

В Библии мы читаем: «И сказал Господь бог Ною: "Настало время каждого человека погубить на земле, преисполнилась неправда их предо мною. Сооруди себе ковчег на Аравитских горах (выделено нами, иногда название гор переводят как Араратские. — А. А.), — и, показав ему древо четвероугольное, повелел делать ковчег в длину 300 локтей, в ширину 50 локтей, в высоту 30 локтей. — И полаты сотворишь в нем отдельные"» (Быт. 6:13-16). Название гор имеет важное значение, однако без рассмотрения остальных упоминаний о Ное невозможно установить роль и место Фригии при строительстве ковчега. Согласно Ветхому Завету, ковчег плыл 150 дней (Быт. 8:4). Главной для нас является информация о том, откуда и куда плыл ковчег: «.. .и сидел Ной в ковчеге 7 месяцев, 27 дней на горах Аравитских» (Быт. 8:4). Значит, Ной (Nwe, в древнееврейском языке Ноах) плыл с запада на восток, при этом следует обратить внимание на то, что плавание началось и закончилось на территории Араратских гор. Эти горы, более известные под названием Армянский Пар (дословно в переводе с арм. ^шр — «армянский танец»), имеют

длину приблизительно 200 км. Этот горный массив делится на Сукаветский, Ша-тикский и Бардохские хребты в направлении запад — восток. Расстояние от крайней западной точки Писидии до столицы Фригии Гордиона напрямую составляет как минимум 400 км9. Что касается расстояния от писидского города Кюотома до горы Арарат, или Масис (^ши^и), где остановился Ной, то длина пути от восточной границы Писидии до Арарата приблизительно равна 1200 км. Итак, ковчег плыл 150 дней: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8:4, 5). Получается, что в сутки ковчег преодолевал по 8 км, однако если учесть параметры ковчега, сведение о Кю-отоме как месте строительства ковчега нам кажется весьма сомнительным. В этом сомневаются также авторы «Ашхарацуйц»10.

8 О Ное-Ноахе см.: Пиотровский М. Б. Ислам // Энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. М., 1991. С. 194-195.

9 Семеченко Л. В. Апамейская легенда о Ноевом ковчеге // Вестник древней истории. 2015. № 2 (293). С. 119-139; WoodhouseR. An Overview of Research of Phrygian from Nineteenth Century to the Present Day // Studia Linguistica Universitatis Iagellonicae Cracoviensis. 2009. Vol. 126. P. 167; Fortson B. Indo-European language and culture. An Introduction. Padstow, 2004. P. 401-402.

10 Как мы предполагаем, содержащаяся в «Древнеармянской географии» идея о том, что Ноев ковчег был построен в Кюотоме, стала одной из причин заблуждения известного армянского исследователя академика Я. А. Манандяна при рассмотрении вопроса происхождения армян (или, как пишет автор, арменов). Манандян придерживается версии фригийско-фракийского происхождения армян, игнорируя их автохтонность (см.: ишйшйщшй Ьр^Ьр. 4 hm. I. ЬрйшЬ, 1977. t?

Не следует забывать о Великой Фригии, которую «Ашхарацуйц» располагает на востоке границы фригийской империи и распространяет до 42-го меридиана. Восточнее находилась древнеассирийская империя. Птолемей также упоминает о Большой и Малой Фригиях (Ptol., V, II, 24 и V, 2, 4); а Страбон также пишет о Тро-адской, Геллеспонтской, Нижней и Катакекавменской Фригиях (Strabo, VII, III, 2 и т. д.)11. Что касается города Кюотоса/Кюотома, в котором был построен ковчег, то можно предположить, что это город Кюторос (Kuropov) на берегу Черного моря (где протянулась цепь Понтийских гор), который вначале входил в состав государства Большая Вифиния, а затем в состав Большого Понтийского царства эпохи Ми-тридата VI Эвпатора (120-63 гг. до н. э.). Птолемей (Ptol., V, I, 7, 9 и т. д.) этот город включает в состав Большой Вифинии12. Остальные 26 городов мы преднамеренно пока не рассматриваем.

Далее в «Древнеармянской географии» читаем: «Следующая область Пакатиа-ния, столица которой Лаодике (правильнее — Лаодикея — Лаобкею; в армянском тексте — Лаводикея. — А.А.). [Имеет еще сорок два других города]» (Ашхарацуйц, V, 31-32)13. Начнем со столицы. Античная историография знает минимум о 9 Ла-одикеях (Понтийская, Писидийская, Сирийская, Ливанская, Месопотамская, Греческая (в Аркадии) и т. д.), но в данном случае речь идет о Лаодикее на реке Лике (Ликос, Lycus-Lykos), которая текла по территории Великой Фригии, а до создания этого государства находилась на границе областей-государств Карии и Лидии (Herod. I, 13, 18, 48, 142; Strabo, XIV, I, 11, V, 16, 29; Pliny, V, 29; Ptol., V, II, § 8; Тас., Ann., XIV, 27; Diod. 14, 80, 8)14. По всей вероятности, название Пакатиания, упоми-

21-22 k hmj [Манандян Я. А. Труды: в 4 т. Т. I. Ереван, 1977. С. 21-22 и т. д.]). Эту точку зрения впоследствии опровергли многие известные специалисты данного вопроса, начиная с С. Т. Еремяна и И. М. Дьяконова и заканчивая исследователями наших дней (см.: dnqn^pqh щшшйш_р_)ш_Ь. I. tj 230-245 [История армянского народа. Т. I. С. 230-245]; Дьяконов И.М.: 1) Предыстория армянского народа. С. 199-243; 2) Хетты, фригийцы и армяне. Проблема армянского языка // Переднеази-атский сборник. Вопросы хеттологии и хурритологии. М., 1961. С. 333-368; Барсегян Л. А. Вопросы происхождения и формирования армянского народа в историографии. Ереван, 1996. С. 112 и т. д.; ^Ътрпщшй U. Ъ. ^mj dnqn%qh ^ihqhpq. ипшищЬ^: ^шт^шр^тЬ: Чшр^шд. ЬркшЬ, 2017.

tj 105 k hrnj [Петросян А. Е. Вопрос происхождения армянского народа. Миф. История. Гипотезы. Ереван, 2017. С. 105 и т. д.]). В последнее время внимание ряда исследователей привлек лингвистический аспект проблемы. См.: О-шрр^Ьршй 3. U.: 1) ^mjhphbh ghqш^gnLpJшЬ hrnpgq. ЬркшЬ, 1991. tj 42 к hrnj; 2) ^mjhphbq к Ьш^шЬ^Ь^пщш^шЬ ]hqnLb. ЬркшЬ, 2001. tj 105-108 [Габрелян Ю. М.: 1) Вопрос родственности армянского языка. Ереван, 1991. С. 42 и т. д.; 2) Армянский и протоиндоевропейский язык. Ереван, 2001. С. 105-108]; Гуроклян С.Ю. Проблема происхождения армянского народа в русскоязычной и армяноязычной исторической литературе XVIII — начала XXI веков: ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук М., 2017. С. 11-18; Redgate A.E. The Armenians. Oxford, 1998; Brixhe C. Phrygian // The Ancient Languages of Asia Minor. New York, 2008. P. 69-79; Fortson B. Indo-European language and culture. An Introduction. Padstow, 2004. Р. 401-403; Woodhouse R. Ап Overview of Research on Phrygian from Nineteenth Centery to the Present Day. Р. 167-177; Zimansky P. E. Ancient Ararat. A Handbook of Urartian Studies. New York, 1998. P. 194, 277; Haas O. Armenier und Phryger. P. 45.

11 Арутюнян Н. В. КУКН. C. 2002.

12 Арутюнян А. Ж. Вифиния, по данным «Древнеармянской географии» (или «Ашхар(Щ ацуйца»^) // Северный Кавказ в историческом и археологическом измерениях. Известия научно-педагогической кавказоведческой школы В. Б. Виноградова. Доклады и сообщения 23 международного семинара кавказоведческой школы В. Б. Виноградова. Армавир; Ставрополь, 2020. C. 86-88.

13 См. также: ^шЦпр]шй U.^. «U2^шphшgn)g» t qшph иЬшЬтф. tj 16 [Акопян A. A. «Ашхарацуйц» VII века // Handes Amsoria. Ереван; Вена, 2015. C. 16].

14 Hamilton W. J. Researches in Asia Minor, Pontus, and Armenia, with some account of their antiquities and geology: 2 vols. Vol. I. London, 1842. P. 508; Свенцицкая И. С. Греческие города в соста-

наемое в «Ашхарацуйц», вымышленное, вероятно, это плод воображения Мовсе-са Хоренаци. Такое географическое название не встречается ни у одного историка или географа античности. Данное название фонетически близко латинскому слову 'расаШш', что значит «мирная страна». Вероятнее всего, это название связано с городом Лаодикея, который античные историки считают самым значительным среди всех малоазийских городов как по своему благосостоянию, так и по безопасности (Cic., Epist., 204, 3, 204, 4, 206, 1 и т. д.; Strabo, XII, VIII, 13, 20, XIII, IV, 14; Diogenes Ьаёгйш, Vitae philosophorum, IX, 11, § 106; 12, § 116; Vitruvius, VIII, 3).

В продолжении читаем: «Третья область Фригия Салутарис, столица которой Сюннад и которая имеет 30 других городов. Фригия имеет гору Дидимон, 5 рек, 13 озер и обширные поля» (Ашхарацуйц, V, 32)15. Очевидно, что название Салута-рис (Salutaris) имеет римское происхождение (означает «полезный для здоровья», «здоровый», «целебный», «целительный») и происходит от имени римской богини здоровья и благополучия Салюс, у древних греков была аналогичная богиня Пана-кея, или Панацея (Пауакею)16. В определении местонахождения этой административно-территориальной единицы нам помогает упоминание (Strabo, XII, VIII, 15; Jos. Flav., JA,, XII, 3, 4) о городе Сюннаде (Zuvvaöa, Synnäda), который находился на полпути между галатским городом Пессинунтом (neaaivouc;, Pessinus) и Апамеей Малоазийской (Ana^eta, Apameia), или Апамеей-Киботом (Кфшто;, Cibotus). Иногда город называют Apamea ad Maeandrum по реке Меандр17.

Перейдем к вопросу урбанизации Фригии согласно данным текста армянского источника. Как утверждает «Ашхарацуйц», в вышеперечисленных трех областях Фригии было 98 городов: 26 из них — в Пимидии; 42 — в Пакатиании; 30 — в Са-лутарисе. К этому следует добавить города Антиохию, Кюотом, Лаодике и Сюннад (общее число — 102). Как при описании любой другой страны, так и в этом случае авторы «Древнеармянской географии» избегают подробного перечисления населенных пунктов, обосновывая это тем, что Птолемей уже подробно изучил данный вопрос. Однако греческий историк представил далеко не полный список городов Великой Фригии: 1) Zuvao;; 2) ApuArnov; 3) Miöatov; 4) TptK^ia; 5) Аукира Фриу£а;; 6) NaKÖAeta; 7) TpißavTa18.

Название горы Дидимон К. П. Патканов совершенно справедливо исправляет на Дгубицо;19; об этой горе на территории Галатии упоминает Страбон. Данная

ве Лидийского царства // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 26-38; Мазетти К. Вопросы лидийской хронологии // Там же. № 2. С. 175-177; Мещерякова Д. И. Государство Мермнадов и Иония // Проблемы истории государства и идеологии античности и раннего Средневековья. Барнаул, 1988. С. 13-19; Unwin N. C. Caria and Crete in Antiquity. Cultural Interaction Between Anatolia and the Aegean. Cambridge, 2021. P. 169-171.

15 См. также: ^шЦпр]шй U. «U2^mphmgnjg » fc qmp^ UbmbnLb^. tj 22 [Акопян A. A. «Ашхарацуйц» VII века // Handes Amsoria. Ереван; Вена, 2015. C. 22].

16 Штаерман Е. М. Салюс // Мифы народов мира: в 2 т. Т. 2. М., 1982. С. 397; Тахо-Годи А. А. Панакея // Там же. С. 280.

17 Античная история знает о девяти городах с названием Апамея. См.: Подосинов А. В. Восточная Европа в римской картографической традиции. М., 2002. С. 348-350; Ramsay W. M. The Historical Geography of Asia Minor. Cambridge, 1890. P. 51-61; French D. H. The Roman Road System of Asia Minor // Aufstieg und nidergang der romischen welt geschichte und kultur Roms in spigel der nemeren forschung. ВА II. Berlin; New York, 1980. S. 698-729.

18 Ramsay W M. The Cities and Bishoprics of Phrygia: 2 vols. Vol. I, part II. Oxford, 1897. P. 462, 514.

19 Армянская география VII века по Р. Х. Кн. V. С. 30.

местность в настоящее время известна как плоскогорье внутренней Анатолии. Страбон пишет: «Есть там (в Галатии. — А. А.) и гора Диндим, возвышающаяся над городом [Пессинунт], по имени которой названа область Диндимена» (Strabo, XII, V, 3). Если сосчитать все большие реки Великой Фригии, то получается, что их упоминание в тексте «Ашхарацуйц» полностью соответствует действительности. Античные историки главным образом перечисляют следующие реки: 1) Сан-гария (современное название Сакарья, Sangarius, Zayyápioq); 2) Галис (Halys, AÀuç); 3) Марсия (Marsyas, Mapaùaç), приток Меандра (Mayandros, Maiavôpoç); 4) Катар-ракт (KaxappáKTn^); 5) Лик (Lycus, Ликос;).

Далее в древнеармянском тексте читаем: «Воноратия находится восточнее Ви-финии, возле Фригии. Распространяется до Понтийского моря. Столица Воноратии Клавдиополь (на арм. яз. Клавдиополис/^ш^Ц^пщщ^и, на др.-гр. KÀ.auôiônoÀ.iç. — А. А.), рядом с которым еще пять городов» (Ашхарацуйц, V, 33-34)20. В этих же границах видит Фригию и армянский историк раннего Средневековья Агатангелос, когда описывает ареал распространения христианства в государстве Великая Армения и соседних царствах (Агатангелос, II, XCIV, 689).

В состав Фригии «Ашхарацуйц» включает также область Оноратию, или Во-норатию (у К. П. Патканова — Онория — Ovopác;, на лат. яз. Honorias, на арм. яз. Honorios Knbnp^nu, также встречается вариант Гонориада). Эта провинция образовалась при римском императоре Феодосии I Великом (379-395 гг.) и вошла в состав понтийского диоцеза (Dioecesis Pontica, Дюк^сти; nóvTou; последний распространился в северной части полуострова Малая Азия). Проблема Оноратии/Воно-ратии/Онории была изучена известным армянским исследователем Н. Г. Адонцем21. Название региона происходит от имени сына римского императора Феодосия I Великого Гонория (Flavius Honorius Augustus), который после раздела Римской империи в 395 г. стал править Западно-Римской империей (395-423 гг.)22. Таким образом, можно констатировать, что после раздела Римской империи в 395 г. территория уже не существующего Фригийского государства была расширена, и на политической карте Малой Азии появилась новая административно-территориальная единица. Она имела короткую жизнь, поскольку в 535 г. после административных реформ императора Юстиниана (527-565 гг.)23 была упразднена.

Бывшая Великая Фригия оказалась в составе нескольких юстиниановских новообразованных провинций — Писидии, Ликаонии, Еленопонта, Каппадокии, возможно, частично Исаврии.

Становится очевидным, что упоминания об Оноратии в тексте «Ашхарацуйц» были дополнены после Хоренаци. Армянский историограф упоминает о Гонории только один раз: «Но Феодосий Великий, отправившись на войну, заболел и умер

20 См. также: ^шЦпр]шй U. «U2^imphmgn|g» fc qmp^ UbmbnLb^. Ь? 24-26 [Акопян A. A. «Ашхарацуйц» VII века. С. 24-26].

21 Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Политическое состояние на основе нахарарского строя. Ереван, 1971. С. 86.

22 История Византии: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. С. Д. Сказкин. М., 1967. C. 18, 67 и т. д.; Райс Д. Т. Византийцы. Наследники Рима. М., 2003. C. 40-46.

23 История Византии. Т. 1. С. 233; Karantabias M. The Struggle Between the Center and the Periphery: Justinian's Provincial Reforms of the A. D. 530 s.: a diss. submit. ... Doctor of Philosophy. Kentucky, 2015. Р. 208; The Cambridge Ancient History: 19 vols. Vol. XIV / ed. by A. Cameron. Cambridge, 2008. P. 164-206.

в Медиолане, оставив царствовать своих сыновей — Аркадия (395-408 гг. в Восточно-Римской империи) — в Византии, Гонория в Риме (395-423 гг. в Западно-Римской империи); они оказались не достойными похвалы и не унаследовали добродетелей отца» (Хоренаци, III, 41). Не вызывает сомнений то, что текст армянского источника был дополнен. По всей вероятности, «соавтором» Хоренаци стал Анания Ширакаци. Об этом говорит тот факт, что в самом начале описания Фригии сказано, что эта страна состоит из трех областей. Почему мы считаем, что текст дополнил именно Ширакаци? При описании Фригии армянский источник придерживается географической ориентации юг — север, в нем Оноратия находилась севернее всех трех фригийских областей. Сложнее с городом Клавдиополем (Claudiopolis, KA.auôiônoA.iq). Источники сообщают как минимум о трех одноименных городах: 1) городе в Вифинии, который вначале назывался Вифиний (BiGuvia, Bithynia) или Бифиний (BtQùviov, Bithynium (см.: Ptol. V, XXXII, 40)24, затем Клавди-ополь и который впоследствии оказался в составе Гонориады; 2) киликийском (см.: Amm. Marc., XXV, 10, 1 и т. д.); 3) каппадокийском (см.: Pliny, V, 24; Ptol., V, I, 13, VII, 7). В «Ашхарацуйц» речь идет о первом Клавдиополе, и этот факт говорит о том, что армянские авторы ошибаются, когда пишут, что Вифиния никогда не была в составе Гонориады.

Далее в тексте армянского источника читаем: «Имеет трехпритоковую реку Парфении (на арм. яз. Партениос/^шртЬЬ^пи, на др.-гр. napGeviou, Parthenios. — А. А.)» (Ашхарацуйц, V, 35). Эту реку упоминает и Птолемей (Ptol. V, I, 7) при описании Понта и Вифинии. Ее истоки находились в горах Олигас (Гигас, OAiyaç, riyaç), которые располагались на территории Галатии. Далее читаем: «Здесь есть один теплый источник (Онориатия. — А. А.), около которого дают клятву язычники по причине сильного холода» (Ашхарацуйц, V, 36). Поскольку эта местность описывается после упоминания Онориатии, то можно предположить, что речь идет о местности, расположенной недалеко от Олигаса. Почему авторы выделяют это место? Во всех областях Малой Азии V-VII вв. (когда был написан «Ашхарацуйц») было принято христианство, поэтому армянские авторы не забывают об этой местности как об оплоте их религии.

Что касается упоминания о 13 озерах на территории Фригии, то можно сказать, что почти столько же известных и неизвестных озер находится на территории всей Малой Азии, среди которых следует упомянуть современный Бейшехир (AAAi;, ZaAiç, Carallis, Karallis)25, современный Туз (Tarra, который назывался Л1^о QaAaaaa ev Фриу^ — «Фригийское соленое озеро» (Strabo, XII, 5, 4), Аскинию (Aarnvia) (см.: Herod., VII, 30; Arr., АшЬ. Акх., I, 29, 1; Hom., Iliad., II, 862).

Наконец, вместе с Гонориадой во Фригии насчитывается 102 фригийских города, 5 гонориадских и столица Клавдиополь. Итого получается 108 городов. Это почти совпадает со сведениями «Географии» Птолемея (см.: Ptol., VIII, 17, 32-46, 29, 17) об исследованных нами областях, перечисленных в «Ашхарацуйц».

Несмотря на то что государство Фригия перестало существовать как минимум с конца VII в. до н. э., Хоренаци упоминает о событиях III в.: «Тот же муж повествует, что после смерти Хосрова от меча армянские нахарары единодушно призвали греческое войско, находившееся во Фригии, помочь им обороняться от персов и за-

24 Арутюнян А. Ж. Вифиния, по данным «Древнеармянской географии». C. 86-91.

25 См.: TalbertR. J. A. Atlas of the Greek and Roman World. Princeton, 2000. Р. 65.

щитить нашу страну» (Хоренаци, II, 76; также см. 251). Описываемые события происходили при императоре Валериане I (Licinius Valerius Valerianus, 253-260 гг.). Это подсказывает, что топоним Фригия спустя 900 лет сохранился в памяти народов.

Итак, своими сведениями «Древнеармянская география» помогает более подробному или детальному изучению географии и истории не только самой Фригии, но и других стран, находившихся на территории малоазийского полуострова с древнейших времен до VII в. н. э., когда армянский источник приобрел свой окончательный облик. Несмотря на то что в «Древнеармянской географии» не говорится о войнах, которые сопутствовали в годы правления как античных, так и ранне-средневековых правителей, вопрос изменения межгосударственных рубежей в этот достаточно длительный период говорит о многом. Мы получаем достаточно подробные сведения о перекройках границ того времени, а также о крушении старых и образовании новых государств в этом регионе.

References

Adonts N. Armeniia v epokhu Iustiniana. Politicheskoe sostoianie na osnove nakhararskogo stroia. Yerevan,

EGU Press, 1971, 526 p. (In Russian) Akopian A. A. Ashkharatsuits of 7th century. Handes Amsoria. Yerevan, Wien, The Gulbenkian Foundation

Publ., 2015, pp. 35-104. (In Ancient Armenian) Arutiunian A. Zh. Cobstvennaia Aziia, po dannym "Drevnearmianskoi geografii ('Ashkharatsuits'-a)". Is-toricheskie, kul'turnye, mezhnatsional'nye, religioznye i politicheskie sviazi Kryma so Sredizemnomor-skim regionom i stranami Vostoka. Moscow, IV RAN Publ., 2021, pp. 31-33. (In Russian) Arutiunian A. Zh. K voprosu opredeleniia avtorstva drevnearmianskoi karty (ili "Ashkharatsuits"-a). Sbornik materialov I mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Integratsiia mirovykh nauchnykh protsessov kak osnova obshchestvennogo protsessa (M-1). Obshchestvo nauki i tvorchestva". Kazan', QGU Publ., 2013, pp. 1-5. (In Russian) Arutiunian A. Zh. Orientatsiia drevnearmianskoi karty "Ashkharatsuits". Vostok (Oriens). Afro-aziatskie ob-

shchestva, istoriia i sovremennost'. Moscow, IV RAN Publ., 2013, no. 3, pp. 88-94. (In Russian) Arutiunian A. Zh. Vifiniia, po dannym "Drevnearmianskoi geografii" (ili "Ashkhar(h)atsuitsa"-a), Severnyi Kavkaz v istoricheskom i arkheologicheskom izmereniiakh. Izvestiia nauchno-pedagogicheskoi kavka-zovedcheskoi shkoly V. B. Vinogradova. Doklady i soobshcheniia 23 mezhdunarodnogo seminara kav-kazovedcheskoi shkoly V. B. Vinogradova. Armavir, Stavropol, АРА Publ., SGU, 2020, pp. 86-91. (In Russian)

Arutiunian N. V. Korpus urartskikh klinoobraznykh nadpisei. Yerevan, NAN RA Press, 2001, 542 p. (In Russian)

Arutiunian N. V. Toponimika Urartu. Khurrity i urarty 1. Yerevan, AN Arm. SSR Press, 1985, 308 p. (In Russian)

Barsegian L. A. Questions of the origin and formation of the Armenian people in historiography. Yerevan, NAN

RA Publ., 1996, 304 p. (In Armenian) Brixhe C. Phrygian. The Ancient Languages of Asia Minor. New York, Cambridge University Press, 2008, pp. 69-80.

Danielian E. L. Political History of Armenia and the Armenian Apostolic Church (6th-7th centuries). Yerevan,

Ankiunakar Publ., 2000, 256 p. (In Armenian) D'iakonov I. M. Khetty, frigiitsy i armiane. Problema armianskogo iazyka. Peredneaziatskii sbornik. Voprosy

khettologii i khurritologii. Moscow, Izd. Vostochnoi literatury Publ., 1961, pp. 333-368. (In Russian) D'iakonov I. M. Predystoriia armianskogo naroda. Istoriia armianskogo naroda s 1500po 500 g. do n. e. Khurrity, luviitsy, protoarmiane. Yerevan, AN Arm. SSR Press, 1968, 264 p. (In Russian) Fortson B. Indo-European Language and Culture. An Introduction. Padstow, Blackwell Publ., 2004, 484 p.

French D. H. The Roman Road System of Asia Minor. Aufstieg und nidergang der romischen welt: Geschichte

und kultur Roms in spigel der nemeren forschung, Bd. II. Berlin, New York, [s. n.], 1980, pp. 698-729. Gabrelian Iu. M. Armenian and Proto-Indo-European anguages. Yerevan, Makmilian Armeniia Publ., 2001, 223 p. (In Armenian)

Gabrelian Iu. M. The Question of the Kinship of the Armenian Language. Yerevan, EGU Press, 1991, 104 p. (In Armenian)

Guroklian S. Iu. Problema proiskhozhdeniia armianskogo naroda v russkoiazychnoi i armianoiazychnoi is-toricheskoi literature XVIII — nachala XXI vekov: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Moscow, Аrmaviskii sobesednik Publ., 2017, 22 p. (In Russian) Haas O. Armenier und Phryger. Linguistique balcanique, 1961, no. 3/2, pp. 29-65.

Hamilton W. J. Researches in Asia Minor, Pontus, and Armenia, with some Account of their Antiquities and

Geology, vol. 1. London, Verlagsort Publ., 1842, 508 p. Karantabias M. The Struggle Between the Center and the Periphery: Justinian's Provincial Reforms of the A. D.

530s.: a diss. submit. ... Doctor of Philosophy. Kentucky, Lexington Publ., 2015, 265 p. Klimov O. Iu. Pergamskoe tsarstvo. Problemy politicheskoi istorii i gosudarstvennogo ustroistva. St Petersburg,

Nestor-Istoriia Publ., 2010, 400 p. (In Russian) Manandian Ia. A. Works, vol. I. Yerevan, AN Arm. SSR Publ., 1977, 634 p. (In Armenian) Mazetti K. Voprosy lidiiskoi khronologii. Vestnik drevnei istorii, 1978, no. 2, pp. 175-178. (In Russian) Meshcheriakova D. I. Gosudarstvo Mermnadov i Ioniia. Problemy istorii gosudarstva i ideologii antichnosti i

rannego Srednevekov'ia. Barnaul, AGU Press, 1988, pp. 13-19. (In Russian) Petrosian A. E. The Question of the Origin of the Armenian People. Myth. History. Hypotheses. Yerevan, Antares Publ., 2017, 256 p. (In Armenian) Piotrovskii B. B. Vanskoe tsarstvo (Urartu). Moscow, Izd. Vostochnoi literatury Publ., 1959, 341 p. (In Russian)

Podosinov A. V. Ex Oriente lux! Orientatsiia po stranam sveta v arkhaicheskikh kul'turakh Evrazii. Moscow,

Iazyki russkoi kul'tury Publ., 1999, 720 p. (In Russian) Podosinov A. V. Vostochnaia Evropa v rimskoi kartograficheskoi traditsii. Moscow, Indrik Publ., 2002, 486 p. (In Russian)

Rais D. T. Vizantiitsy. Nasledniki Rima. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2003, 208 p. (In Russian). Ramsay W. M. The Cities and Bishoprics of Phrigia, vol. I, pt. II. Oxford, Clarendon Press, 1897, рp. 353-510. Ramsay W. M. The Historical Geography of Asia Minor. Cambridge, Cambridge University Press, 1890, 495 p. Redgate A. E. The Armenians. Oxford, Blackwell Publ., 1998, 332 p.

Semechenko L. V. Arameiskaia legenda o Noevom kovchege. Vestnik drevnei istorii, 2015, no. 2 (293), pp. 119-139. (In Russian)

Shirakatsi A. Selected works. Eds A. G. Abramian, G. B. Petrosian Yerevan, Sovetakan grokh Publ., 1979, 400 p. (In Armenian)

Shtaerman E. M. Salyus. Mify narodov mira, vol. 2. Мoscow, Sövetskaia entsiklopediia Publ., 1982, p. 397. (In Russian)

Sventsitskaia I. S. Grecheskie goroda v sostave Lidiiskogo tsarstva. Vestnik drevnei istorii, 1978, no. 1, pp. 2638. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Takho-Godi А. А. Panakeia. Mify narodov mira, vol. 2. Мoscow, Sövetskaia entsiklopediia Publ., 1982, p. 280. (In Russian)

Talbert R. J. A. Atlas of the Greek and Roman World. Princeton, Princeton University Press, 2000, 272 р. Unwin N. C. Caria and Crete in Antiquity. Cultural Interaction between Anatolia and the Aegean, Oxford,

Center for Hellenic Studies, Harvard University, 2021, 286 p. Woodhouse R. An Overview of Research of Phrygian from Nineteenth Century to the Present Day. Studia

Linguistica Universitatis Iagellonicae Cracoviensis, 2009, vol. 126, pp. 167-188. Zimansky P. E. Ancient Ararat. A Handbook of Urartian Studies. New York, Caravan Books, 1998, 332 р.

Статья поступила в редакцию 4 февраля 2022 г.

Рекомендована к печати 8 июня 2022 г.

Received: February 4, 2022 Accepted: June 8, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.