Научная статья на тему 'ФРЕЙМВОРК ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ФРЕЙМВОРК ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация / цифровая бизнес-модель / подход Остервальдера-Пинье / фреймворк / клиентоориентированность / инновационная активность / digital transformation / digital business model / Osterwalder-Pignet approach / framework / customer focus / innovative activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Маргарита Петровна

В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию цифровой бизнес-модели предприятия в условиях цифровой трансформации экономики и отраслей. Под цифровой бизнес-моделью предлагается понимать модель получения дохода за счет создания цифрового продукта или продукта, дополненного цифровой ценностью. Предложен фреймворк цифровой бизнес-модели, который можно считать универсальным и ситуационно модифицировать в зависимости от уровня цифровой зрелости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAMEWORK FOR DIGITAL BUSINESS MODEL OF THE ENTERPRISE

This article discusses methodological approaches to the formation of a digital business model of an enterprise in the context of digital transformation of the economy and industries. A digital business model is proposed to be understood as a model for generating income through the creation of a digital product or a product supplemented with digital value. A digital business model framework is proposed, which can be considered universal and situationally modified depending on the level of digital maturity.

Текст научной работы на тему «ФРЕЙМВОРК ЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

(e-mail: allasom1999@gmail.com) Starostina Darya S., student

of the Department of Regional Economics and Management Southwest State University, Kursk, Russia (e-mail: starostina-d@edufe46.ru)

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE PROBLEMS OF HOUSING AFFORDABILITY FOR VARIOUS CATEGORIES OF THE POPULATION

Abstract. This article examines the economic, social and political factors that reduce housing affordability. The ways of increasing the volume of housing in the real estate market have been identified. The ratings of the regions of the Russian Federation on the volume of housing commissioned per inhabitant, on the commissioning and operation of housing in 2022 are presented. Keywords: housing, building, real estate market, price.

УДК 334

Галимова Маргарита Петровна, к.э.н., доцент (e-mail: polli66@mail.ru)

Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Россия

ФРЕЙМВОРКЦИФРОВОЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методические подходы к формированию цифровой бизнес-модели предприятия в условиях цифровой трансформации экономики и отраслей. Под цифровой бизнес-моделью предлагается понимать модель получения дохода за счет создания цифрового продукта или продукта, дополненного цифровой ценностью. Предложен фреймворк цифровой бизнес-модели, который можно считать универсальным и ситуационно модифицировать в зависимости от уровня цифровой зрелости.

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровая бизнес-модель, подход Остервальдера-Пинье, фреймворк, клиентоориентированность, инновационная активность

Российские предприятия на современном этапе находятся в стадии перехода от оцифровки и цифровизации к цифровой трансформации. Успехи России в цифровизации характеризуют рейтинги (табл.1). Положение России в мировых рейтингах показывает значительный потенциал цифрового развития и демонстрирует высокий уровень цифровой уверенности: относительно развитая инфраструктура для цифровизации, высокий уровень цифровых навыков. Низкий уровень мобильного взаимодействия, электронной торговли и развития электронного правительства снижает потенциал конкурентоспособности и затрудняет переход к полноценной цифровой трансформации.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (73), 2023 19 Таблица 1 - Место России в мировых рейтингах цифровой трансформации

Индекс 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Всемирный рейтинг цифровой конкурентоспособности ^БСЯ) 42 40 38 43 42

Количество стран -участников 63 63 63 63 64 -

Глобальный индекс сетевого 46 48 49 50 43 -

взаимодействия (ОС1)

Количество стран -участников 79 79 79 79 79 -

Индекс инклюзивного интерне- 23 23 24 29 32 30

та (III)

Количество стран -участников 100 100 100 100 100 100

Индекс электронной торговли В2С 47 43 42 41 - -

Количество стран -участников 144 151 152 152 - -

Индекс мобильного взаимодей- - 35 42 40 38 -

ствия

Количество стран -участников - 170 170 170 170 -

Индекс развития электронного - 32 - 36 - -

правительства

Количество стран -участников - 193 - 193 - -

Источник: [3]

На российских предприятиях происходят умеренные цифровые преобразования, позволяющие удержаться на конкурентных позициях, но недостаточные для революционного роста и мирового прорыва (табл. 2).

Сдерживающими факторами является недостаточная управленческая зрелость компаний, которая позволила бы эффективно использовать цифровые возможности. Незрелость проявляется в низком уровне организационных преобразований, к которым относятся изменения в стратегии, бизнес-модели, бизнес-процессах[2].

Цифровая бизнес-модель может считаться труднокопируемым конкурентным преимуществом, поскольку ее сложнее скопировать и воспроизвести по сравнению с технологиями и продуктами.

В цифровой экономике меняется поведение потребителя, для которого важно получить точно соответствующий его требованиям-проблемам продукт, важно принять участие в разработке продукта и важно получить продукт в любое время и в любом месте.

По мнению Миголя Е.В. в основе цифровой бизнес-модели лежит концепция совместного создания ценности [4]. Поэтому в основе цифровых бизнес-моделей в цифровой среде лежит модель перехода от «выталкивания» к «вытягиванию» ценности потребителем, переход от оптимизации внутренних бизнес-процессов к оптимизации взаимоотношений с потребителем, акцентирование на предоставлении комплексного решения и вовлечения в разработку продукта и бизнес-модель [4]. Цифровую бизнес-модель можно представить, как «модель создания персонализированного, индивидуального предложения и доставку клиенту удобным для него спо-

собом благодаря омниканальности и четырем технологиям: облачным вычислениям, искусственному интеллекту, платформам для работы с данными, мобильным технологиям, позволяющим быть удобными для клиентов и оперативно вести коммуникацию с ними» [7,8];

Таблица 2 - Показатели цифровизации российских предприятий

Показатели 2017 2018 2019 2020 2021

Доля внутренних затрат на иссле- 1,28 1,14 1,19 1,25 -

дования и разработки, в % к вало-

вому региональному продукту (ВРП)

Доля внутренних затрат на науч- 2,5 2,4 2,0 3,0 -

ные исследования и разработки

сектора ИКТ, в общем объеме

внутренних затрат на исследования и разработки, %

Патентная активность 0,31 0,30 0,36 0,30 -

Удельный вес РФ в общемировом

числе патентных заявок в области

ИКТ, %

Динамика валовой добавленной 104 106 106 107 111

стоимости сектора ИКТ, в % к

предыдущему году

ВВП, в % к предыдущему году 102 103 102 97 105

Уровень инновационной 15,9 12,2 12,1 13,5 14,4

активности организаций в сфере ИКТ, %

Удельный вес занятых в сфере 1,7 1,8 1,7 1,8 -

ИКТ в общей численности занято-

го населения,%

Источник: [3]

Анализ лучших практик показал, что клиенты хотят вовлекаться в процесс создания стоимости и хотят контролировать не только цифровую ценность, но и процессы. Производитель также ориентирован на контроль использования цифровой ценности у потребителя и оптимизацию модели потребления. Партнеры тоже являются участниками, заинтересованными в контроле бизнес-процессов у потребителя ресурсов.

Цифровая бизнес-модель предполагает «коренные изменения в способах ведения бизнеса и получения доходов, вызванные цифровыми технологиями, и также инновационные пособы создания, доставки и наращивания стоимости в цифровой экономике [2,6]. В общем виде, цифровая бизнес-модель - это «набор взаимосвязанных активов и возможностей, включая цифровые платформы, данные, алгоритмы и отношения с клиентами,

которые позволяют фирме создавать и получать ценность в цифровой экосистеме».

Таким образом, можно определить цифровую бизнес-модель как модель получения дохода и минимизации издержек за счет цифровой ценности, цифровых преимуществ от создания цифрового продукта или продукта, дополненного цифровой ценностью, полученных в результате использования цифровых технологий и инновационных комбинаций цифровых ресурсов цифровых компетенций.

Участники, вовлеченные в цифровую бизнес-модель, также предоставляют и получают интегрированную цифровую ценность. Это возможно в рамках сетевой структуры, так называемого «многомерного ценностного пространства», которая обеспечивает рост не столько за счет вложений капитала, а сколько за счет сетевого эффекта и предоставляет возможность обмена между независимыми группами (как правило, поставщиками и потребителями) определенными ценностями [1].

Цифровая трансформация бизнес-модели - это непрерывный процесс преобразований в цепочке создания потребительской стоимости путем придания цифровой ценности материально-вещественной форме продукта в результате внедрения цифровых технологий и инструментов в бизнес-процессы, в системы и каналы взаимодействия участников и потребителей, в систему управления [1].

В цифровой бизнес-модели происходит «трансформация e-commerce в a-commerce (automated commerce), когда производитель, продавец строит на основе предиктивной аналитики, цифровых следов алгоритмы потребительского поведения, прогнозирует потребность и на основе предсказанной потребности доставляет товар» [1].

При формировании шаблона цифровой модели используем наиболее популярный фреймворк Остервальдера-Пинье, который имеет следующую структуру (рис.1). Такая структура наглядно декомпозирует модель получения дохода на бизнесы-процессы, которые объединяются по стадиям процесса создания ценности.

Таким образом, цифровая бизнес-модель:

- позволяет контролировать поведение и стратегии всех участников бизнеса и управлять их поведением, что создает труднокопируемые и устойчивые конкурентные преимущества;

- нацелена на всемерный контроль всех бизнес-процессов на предприятии для максимального предупреждения и устранения потерь, поэтому фокусы смещаются с наращивания производственных мощностей за счет высокопроизводительных технологий на внедрение систем диагностики и контроля (проактивный подход, бережливое производство), то есть нацеленность на рост без инвестиций;

-нацелена на максимальное исключение живого труда из производственных цепочек, заменив его на искусственный интеллект и систему аналитики, и нацелена на тотальный контроль работников с помощью цифровых следов для управления их поведением. Ценность для предприятия

представляет интеллектуальный капитал и предприятия ориентированы на поиск, привлечение из любой точки мира талантов и управление ими;

8 7 1 4 2 Потребитель-

Ключевые партнё- Ключевые виды Взаимоотношения ские сегменты

ры деятельности Ценностные предложения с клиентами

Партнеры, полу- Цифровые биз- Омниканальность Потребители циф-

чающие цифровые нес-процессы Множество точек ровой ценности с

ценности от потре- Цифровой кон- касания с клиентом цифровыми навы-

бителя ресурсов и троль процессов Цифровой кон- ками

предлагающие циф- потребителями и троль использова-

ровые ценности партнерами Потребительская ния ценности у Потребители циф-

потребителю, взаи- ценность, допол- потребителя про- ровой ценности без

модействующие ненная цифровой изводителем цифровых навыков

через цифровые 6 ценностью 3

каналы Ключевые ре- Каналы сбыта Цифровые потре-

сурсы Чистая цифровая бители

Цифровые ре- ценность Цифровые каналы

сурсы произво- (цифровой про- Цифровые плат-

дителя Цифро- дукт) формы

вые ресурсы

потребителя Управление цен-

Цифровые тех- ностью

нологии

Цифровые ра-

ботники

9 Структура издержек 5 Потоки поступления доходов

Цифровые издержки Преобладание цифровых доходов и до-

Оптимизация издержек за счет цифро- ходов от реализации цифровой ценности

вых технологий Экономия ресурсов за счет цифровых

технологий

Источник: разработано автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1- Цифровой фреймворк бизнес-модели

- все больше ориентируется на модель «открытых» инноваций, которая позволяет выйти за рамки физических границ предприятия и управлять пространственно-удаленными предприятиями, используя цифровые технологии. Это позволяет активно и эффективно вписываться в глобальные цепочки создания ценности, а также позволяет совместного владеть активами;

- видит в цифровой ценности почти неограниченные возможности расширения спектра услуг, выхода на новые рынки и ускоренного (экспоненциального) роста и концентрирует усилия на бизнес-процессах, связанных с потребителями;

- нацелена на исключение из цепочки создания ценности партнеров, поставщиков и других участников, чьи цели и потенциал конфликтуют с целями и потенциалом предприятия и нацелена на согласование интересов и выравнивание цифровых потенциалов, что должно привести к усилению цепочки создания ценности и устранению слабых звеньев и узких мест;

- основана на непрерывном внедрении инноваций, так как инновационная активность становится не только возможностью, но и необходимостью для выживания в конкурентной борьбе.

Предлагаемый фреймворк является универсальным и его модификации опираются на оценку цифровой зрелости предприятия.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 23-28-00395.

Список литературы

1. Галимов Т.С. Цифровая трансформация бизнес-моделей нефтегазовых компаний // В сборнике: Экономические, информационные и социокультурные основания управления в современных условиях. Сборник научных трудов. Уфа. 2023. CS3-SS

2. Галимова М. П. Организационные модели коммерциализации инноваций как основы роста инновационной активности промышленных предприятий// В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии. Материалы XX Международной научной конференции. Уфа, 2020. С. 122-125.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с.

4. Миголь Е.В. Концепция совместного создания ценности и трансформация бизнес-модели: особенности компаний, отличных по типу производства и экономического взаимодействия // Финансы: теория и практика. 201S. №2. С.160-170

5. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и инноватора / А. Остервальдер, И. Пинье; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.

6. Слугин О.В., Белентьева Т.Н. Анализ влияния цифровой трансформации бизнеса на изменение бизнес-модели компании// Карельский научный журнал, серия Экономика и управление.2019. ТД № 4(29). С. 104-107

7. Ценжарик М.К., Крылова Ю.В., Стешенко В.И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели. //Вестник СанктПетербургско-го университета. Экономика. 2020.Т. 36. Вып. 3. С. 390-420.

S. Lee, C.-S., & Vonortas, N. S. (2004). Business model innovation in the digital economy, in: G. Doukidis, N. Mylonopoulos, & N. Pouloudi (Eds.) Social and Economic Transformation in the Digital Era. Hershey, PA: Idea Group Publishing, 164-1S1.

Galimova M.P., Ph.D., Associate Professor (e-mail: polli66@rambler.ru)

Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia FRAMEWORK FOR DIGITAL BUSINESS MODEL OF THE ENTERPRISE

Abstract: This article discusses methodological approaches to the formation of a digital business model of an enterprise in the context of digital transformation of the economy and industries. A digital business model is proposed to be understood as a model for generating income through the creation of a digital product or a product supplemented with digital value. A digital business model framework is proposed, which can be considered universal and situationally modified depending on the level of digital maturity.

Key words: digital transformation, digital business model, Osterwalder-Pignet approach, framework, customer focus, innovative activity

УДК 331.5

Голивцова Наталия Николаевна, к.э.н, доцент ( golivzova@rambler.ru)

Государственный институт экономики финансов права и технологий, г. Гатчина, Россия

Ритман Олег Александрович, аспирант

(advokat_ru@bk.ru)

Государственный институт экономики финансов права и технологий, г.Гатчина, Россия

Алейник Валерий Эдуардович, аспирант

(volerdos@bk.ru)

Государственный институт экономики финансов права и технологий, г.Гатчина, Россия

РЫНОК ТРУДА В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье раскрываются понятие и содержание рынка труда. Выделяется особое место рынка труда в системе экономического пространства. Анализируется практика регулирования занятости населения.

Ключевые слова: рынок труда, регион, ресурсы, занятость, управление.

Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеет ряд существенных отличий. Рыночными регуляторами здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, психологические. Так, предложение рабочей силы определяется в первую очередь факторами демографическими, но так же немаловажным фактором динамики рынка является степень экономической активности различных демографических и этнических групп трудоспособного населения. Большое влияние на динамику рабочей силы оказывает процесс миграции населения. Он увеличивает общее предложение рабочей силы на рынке труда и усиливает на нем конкуренцию. Со стороны спроса главным фактором динамики занятости является состояние экономической конъюнктуры, фазы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.