УДК 81.4
Л. И. ОВЧИННИКОВА, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
L. I. OVCHINNIKOVA, lecturer of the chair of foreign and the Russian languages of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)
ФРЕЙМОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЦЕПТА «ТЕРРОР»
FRAME MODEL OF THE CONCEPT «TERROR»
Аннотация. Статья посвящена анализу концептов «террор», «терроризм», «террорист». Для рассмотрения концептосферы данных понятий разработан метод фреймового анализа, суть которого заключается в том, что любая ситуация может быть представлена в виде модели.
Ключевые слова: фрейм, фреймовая структура, террор, терроризм, террорист.
Annotation. The article is devoted to the analysis of concepts terror, terrorism, terrorist. To consider the conceptosphere of these concepts, a frame analysis method has been developed, the essence of which is that any situation can be represented in the form of a model. ^
Key words: frame, frame structure, terror, terrorism, terrorist. ^
к ^
рорист» наиболее релевантным считаем
метод фреймового анализа, суть которо- а
го заключается в том, что любая ситуа- ©
ция может быть представлена в виде ^
модели. ^
Фрейм представляет собой Q структуру, описывающую стереотип-
S
ные, типизированные ситуации в созна- а
нии человека и предназначенную для §
идентификации языковой ситуации, ко- §
торая основывается на таком же ситуа- |
тивном шаблоне [2]. Следует подчерк- ^
нуть, что фрейм объединяет наглядно g
составляющие понятия и явления сферы Ц
изучаемого, организуя социальные яв- s^
ления в определенные схемы. Значи- |
тельное внимание изучению фреймовых ^
структур как способа репрезентации |
„ «с
знаний уделяли такие ученые, как ¡^
С. Жаботинская, К. Куско, М. Минский «
и другие. |
Цель данной статьи - проанали- ^
зировать варианты фреймовой структу- ^
В связи с подвижностью оттенков лексических значений понятие «терроризм» не имеет до сих пор общепринятого определения, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной дефиниции в связи с влиянием на нее политических, экономических и социальных факторов [1]. В целом терроризм - это обобщенное понятие, которое обозначает уже комплексное явление, включающее страх и ужас как цель определенных (террористических) актов и действий.
В рамках нашего исследования мы анализируем концептосферу понятий «терроризм», «террор», «террорист», сочетающую аналогичные концепты процесса, явления и действующего лица. Фактически они связаны между собой общностью обозначаемых ими понятий, но имеют различные значения [1]. Для рассмотрения концептосферы понятий «терроризм», «террор», «тер-
ры концептосферы понятий «терроризм», «террор», «террорист». Как мы уже отмечали, анализ структуры концептов «терроризм», «террор», «террорист» производился с позиции фреймовой теории. Ученые выделяют базовые типы фреймовых структур, к которым относят предметно-центричный, акцио-нальный, компаративный фреймы. Концепты «терроризм», «террор», «террорист» представляем в виде трех из приведенных выше универсальных типов фреймов, которые демонстрируют общие закономерности вербализованной информации: предметно-центричный (охватывает количественные, качественные, бытийные, локативные и темпоральные параметры), акциональный (участники событий получают аргументированные роли, а связи между ними выражаются с помощью глаголов «дей-ствует»/«делает»), компаративный
(формирует связи, тождества).
Прежде чем представить составит) ляющие элементы фреймовой структу-^ ры исследуемых нами концептов, считаем нужным подчеркнуть их тесную ^ взаимосвязь, поскольку эти концепты не а могут друг без друга существовать и ^ являются одновременно явлением и ^ объектом действия - причиной и след-ВД ствием проявления другого. Особенно ^ тесная взаимосвязь наблюдается между § такими составляющими элементами | фрейма, как субъект и объект деятель-| ности, поскольку субъект террористиче-§ ской деятельности охватывает лиц, при-§ частных к террористической деятельно-»« сти, которые могут выступать объектом у террористической деятельности, и на-1 оборот, объект антитеррористической ^ деятельности, то есть органы и лица, § отвечающие за внедрение мер профи-| лактики и борьбы с терроризмом и его | последствиями, выступают объектом ^ террористической деятельности [3].
к Иными словами, следствием тер-
а „
| рористической деятельности является
^ борьба с ней, то есть понятие «терро-
03 ризм» порождает террор. С другой сто-
роны, действия операторов антитеррористической деятельности вызывают протест у тех, против кого ведутся, и тем самым, вызывают агрессивную реакцию, то есть новые террористические акции. В связи с тем, что каждый из концептов является одновременно и причиной, и следствием другого, фреймовая модель связи концептов «терроризм», «террор», «террорист» носит циклический характер. Однако ее не следует рассматривать как замкнутую модель, где все движется как по кругу, не допуская никаких изменений. Содержание концепта вообще постоянно меняется, отражая «континуальность, текучесть мира» [4].
Составными элементами (слотами) фреймовой структуры концептов «терроризм», «террор», «террорист» выступают: субъекты террористической деятельности - лица, причастные к терроризму; объекты террористической деятельности - те, против кого направлена деятельность террористов, органов по борьбе с терроризмом. В структуре указанных выше слотов мы, в свою очередь, выделяем три подслота - индивидуальные субъекты, группы, организации, страны, регионы, которые репре-зентуют уровень применения действий и имплицируют количество причастных к этому лиц.
Инструменты террористической деятельности - средства осуществления террористических акций, с одной стороны, и средства и меры по борьбе с терроризмом - с другой. Этот слот рассматривается нами не только как самостоятельная составляющая фрейма концептов «терроризм», «террор», «террорист», но и как промежуточное звено между слотами.
В предметно-центрическом
фрейме слотами выступают: «кто из существующих, что делает, здесь и сейчас». Слот «кто» называет лицо, занимающееся террористической деятельностью. Слот «что делает» описывает действия лиц, занимающихся деятельно-
стью, - террористов и является неотъемлемой частью ситуации. Слот «здесь и сейчас» демонстрирует существование участников событий в определенных пространственно-временных рамках.
Отношения между субъектом и объектом террористической деятельности (одновременно выступают в двух ролях - «агрессор» и «жертва») можно представить в виде акционального фрейма: «агенс», «пациент», «инструмент». Рассмотренные выше два фрейма отражают разновидности отношений смежности: связь между их составляющими была обусловлена тем, что предметы имеют смежные характеристики и влияют друг на друга. В воображении человека такие отношения способствуют появлению метонимии движений от одного вербализованного концепта к другому [5], которые отражаются в компаративном фрейме «кто есть (как) кто-то» - сходство, тождество. Такое сближение является проявлением ассоциативной связи, которая присутствует в концептуальной метафоре.
Исходя из анализа фактического материала, можно выделить определенные варианты заполнения слотов фреймовых структур исследуемых концеп-
тов. Возьмем слот «кто» концепта «терроризм» - он в английском языке заполняется такими классами лексем:
а) общие названия: terrorist, suicide-homicide bomber, suicide killer, shahid, jihadist, mujahideen, martyr, 9/11 pilot;
б) символические названия ономастических единиц: Bin Laden, Atta, al-Qaeda, Taleban и другие.
Наполнение слотов акционально-го фрейма представляет отношения между субъектом и объектом террористической деятельности, где каждая из сторон является одновременно и «агрессором», и «жертвой», имея такой вид -«агенс» (лексическое заполнения совпадает со слотом «кто»), «пациент» (terrorist - относительно США и их союзников, near enemy, far enemy, Great Satan), «инструмент» (bomb, suicide belt, suicide vest, weapons). Слот сравнительного фрейма «террорист есть (как) кто-то» имеет такое заполнение: Dr. Jihad, Mrs. Anthrax. Сросшийся характер концептов «террор», «террорист», «терроризм» отражает, по сути, философский закон взаимозависимости, причины и следствия.
к
<ч а а
и
и $
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедов С. Н. Семантическое пространство концепта «терроризм» в русской и английской языковых картинах мира // Филология и литературоведение. 2014. № 2 // URL: http://philology.snauka.ru/2014/02/680 (дата обращения: 21.08.2017).
2. Кочерган М. П. Общее языкознание: учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.
3. Соснин В. А., Нестик Т. А. Современный терроризм. Социально-психологический анализ: монография. М.: Институт психологии РАН, 2008. 240 с.
4. Гусева П. Т. Концепт как основная единица в теории межкультурной коммуникации // Вестник ХНУ им. В. Н. Каразина. Серия: Романо-германская филология. Методика преподавания иностранных языков. Харьков: Константа. 2006. № 741. Вып. 50. С. 18-20.
5. Горобец И. С. Языковые средства воспроизведения концепта преступник в современной американской художественной прозе и газетной публицистике: дис. ... канд. филол. наук. Донецк, 2007. 239 с.
© Овчинникова Л. И.
и «
а
о
^
0 «
¥ а -с а
1
о
0 «
1
£ «
а s S
О?
« « «