Научная статья на тему 'Фрейм «ОДИНОЧЕСТВО» в русском языковом сознании: лингвокогнитивный подход'

Фрейм «ОДИНОЧЕСТВО» в русском языковом сознании: лингвокогнитивный подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фрейм / слот / терминал / ассоциат / контекст / одиночество / frame / slot / terminal / associate / context / loneliness

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лумин Синь

В статье предпринята попытка лингвокогнитивного анализа фрейма «одиночество» на материале результатов проведенного свободного ассоциативного цепочечного эксперимента и на языковом материале Национального корпуса русского языка. В структуре фрейма выделены десять слотов и их терминалы, представлена схематизированная модель фрейма и предложена гипотеза о трехвариантной концептуализации одиночества в русском языковом сознании: одиночество межличностное, внутриличностное и экзистенциальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Frame “Loneliness” in Russian Language Consciousness: Linguo-cognitive Approach

The article attempts a linguo-cognitive analysis of the frameloneliness” based on the results of the free associative chain experiment and on the language material of the National Corpus of the Russian Language. Ten slots and their terminals are distinguished and identified in the given frame structure, a schematized model of the frame is presented, and the hypothesis of a three-variant conceptualization of solitude in the Russian language consciousness is proposed: interpersonal, intrapersonal and existential loneliness.

Текст научной работы на тему «Фрейм «ОДИНОЧЕСТВО» в русском языковом сознании: лингвокогнитивный подход»

DOI: 10.18572/2687-0339-2023-4-8-16

Фрейм «ОДИНОЧЕСТВО» в русском языковом сознании: лингвокогнитивный подход

Синь Лумин,

аспирант

Санкт-Петербургский государственный университет

E-mail: felixchung19122@hotmail.com

В статье предпринята попытка лингвокогнитивного анализа фрейма «одиночество» на материале результатов проведенного свободного ассоциативного цепочечного эксперимента и на языковом материале Национального корпуса русского языка. В структуре фрейма выделены десять слотов и их терминалы, представлена схематизированная модель фрейма и предложена гипотеза о трехвариантной концептуализации одиночества в русском языковом сознании: одиночество межличностное, внутриличностное и экзистенциальное.

Ключевые слова: фрейм, слот, терминал, ассоциат, контекст, одиночество.

Введение

В рамках когнитивной лингвистики понятие фрейма обеспечивает быстрый доступ к одному из наиболее эффективных приемов для изучения принципов организации знаний в языковой системе. Фрейм как научный термин был впервые введен М. Минским в его монографии «Фреймы для представления знаний» и определен как «структура данных для представления стереотипной ситуации» [Минский 1979: 7].

В настоящее время в научных трудах отсутствует единое понимание термина «фрейм». Так, Ч. Филлмор трактует фрейм как «средство описания языкового материала и толкования» [Филлмор 1988: 83]. И.М. Кобозевой фрейм понимается как «разного рода связанные конструкции, в виде которых в памяти человека хранятся знания об окружающем мире» [Кобозева 2000: 65]. С точки зрения О.В. Гу-сельниковой, фрейм определяется как «когнитивная структура знания / структура представления знания о типической, тематически единой ситуации» [Гусельни-кова 2009: 29].

На наш взгляд, фрейм можно понимать, скорее, как один из способов ментального представления статичной структуры знания о некой стереотипной ситуации, определяемого в равной степени, как индивидуальными компетенциями языковой личности, так и спецификой схематично представляемого объекта. В соответствии с разделяемой нами позицией Н.Н. Болдырева, фрейм — это всегда «структурированная единица знания, в которой выделяются определенные компоненты и отношения между ними» [Болдырев 2001: 29], поэтому необходимо уточнить терминологический аппарат, используемый в данном исследовании.

Как полагает М. Минский, «фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними» [Минский 1979: 7]. При описании лек-сикализованной вербализации фрейма, представляющего феномен «одиночество», мы моделируем фреймовую структуру с помощью таких терминов, как слот и терминал. Слот в научной литературе считается синонимичным понятию узел и рассматривается в работе

Е.И. Шейгал, М.Р. Желтухиной как «некоторый тип / часть информации» [Шейгал, Желтухина 2000: 146]. На основе иерархичности фрейма слоты могут подразделяться на верхние / обязательные и нижние / факультативные. Первые передают типовую, конвенциональную информацию, а последние — специфические черты, реализуемые в конкретной ситуации или уточняющую информацию применительно к определенному факту действительности. Эти нижние незаполненные / незаданные слоты называются терминалы [Гусельникова 2010: 138—140]. Нужно отметить, что слоты на верхних уровнях являются четко определенными понятиями по отношению к предполагаемой ситуации, а терминалы на нижних уровнях должны быть заполнены характерными примерами или данными [Минский 1979: 7].

Актуальность, цель и материал исследования

Одиночество как универсальное социальное явление и как значимый фрагмент языковой картины мира с давних пор занимало умы ученых-лингвистов. Актуальность выбранного для исследования фрагмента языковой картины мира обусловлена также социальными изменениями последних десятилетий — увеличением количества одиноких людей, особенно пожилых, разобщенностью людей, ростом индивидуализма в обществе, ослаблением межпоколенных связей. Цель исследования заключается в семантико-когнитив-ном моделировании фрагмента русской языковой картины мира «Одиночество». Анализ фреймовой структуры «одиночество» поможет выявить стереотипное представление, существующее в языковом сознании членов русской лингвокультур-ной общности. Материалом исследования служат словарные статьи в лексикографических источниках, ассоциаты, полученные в ходе проведенного нами свободного цепочечного ассоциативного

эксперимента и иллюстративные контексты сайта «Национальный корпус русского языка» (далее — НКРЯ).

Результаты исследования и их обсуждение

Методика исследования включала несколько этапов: 1) анализ данных толковых словарей русского языка; 2) проведение свободного ассоциативного цепочечного эксперимента на стимул «одиночество» и анализ полученных результатов; 3) анализ иллюстративных контекстов употребления лексемы «одиночество», представленных на сайте НКРЯ, для верификации проведенного когнитивного исследования ассоциатов.

I. Анализ лексикографических источников

В основных современных толковых словарях русского языка приводится отсылочная дефиниция существительного одиночество: «состояние одинокого человека» [МАС Т. 2. 1986: 593; Ожегов 2006: 445]. Прилагательное одинокий, в свою очередь, имеет три значения: 1) 'находящийся, пребывающий где-либо один, без других, отдельно от других'; 2) 'не имеющий семьи, родственников, оставшийся без близких; живущий отдельно, вне семьи'; 3) 'совершаемый без других; происходящий, протекающий в одиночестве' [Ожегов 2006: 445; МАС. Т. 2. 1986: 593; БАС. Т. 13. 2009: 514-515; БТС 2000: 700; ТСРЯ 1938: 381].

Анализ данных толковых словарей позволяет выделить четыре обязательных слота фрейма «одиночество». Слот 1: «субъект» — человек, который испытывает эмоцию одиночества и переживает состояние одиночества. Слот 2: «другие люди», которые сосуществуют с «субъектом» в социальном контакте. Слот 3: «каузация» — факторы, способствующие порождению и появлению одиночества. Слот 4: «расстояние» — пространственный промежуток между «субъектом» и «другими людьми».

II. Результаты свободного ассоциативного эксперимента

В свободном ассоциативном цепочечном эксперименте приняли участие 115 респондентов-носителей русского языка, которым было предложено задание назвать за десять минут как можно больше вербальных реакций, которые пришли им в голову при предъявлении стимула «одиночество». Допустимыми формулировками ответов считаются слова, словосочетания, пословицы/поговорки, устойчивые выражения, строчки из песен и/ или стихов, названия персонажей и/или названий художественных произведений, кинофильмов и т. п. В результате было получено 513 реакций. Тематическая классификация полученных данных позволила выявить 17 тематических групп ассоциа-тов [см. Синь Лумин 2022].

Данные группы ассоциатов формируют следующие слоты моделируемого нами фрейма: 1) слоты, совпадающие с теми, что были выделены на основе анализа словарных дефиниций; 2) дополнительные слоты. Рассмотрим материал ассоциативного эксперимента подробнее, подтверждая выделяемые слоты или терминалы данными иллюстративных контекстов НКРЯ. Отметим, что база иллюстративных контекстов, созданная нами на основе материалов НКРЯ, включает в целом 94 единицы. Распределение данных единиц по анализируемым слотам наглядно показано в таблице № 1.

В силу ограниченного объема статьи в ходе дальнейшего анализа будем приво-

дить не все примеры из сформированной картотеки.

1) Слоты, совпадающие с выделенными слотами на основе анализа словарных дефиниций

Слот 1. Субъект. Этот слот формируют такие ассоциаты-наименования лиц, как мужчина, женщина, человек, одиночка, старик и др.

Слот 2. Другие люди: ассоциаты друзья, толпа, семья и др.

Слот 3. Каузация: ассоциаты отсутствие родных, нет партнёра, без друзей и др.

Слот № 3 подтверждается следующими примерами из НКРЯ:

(1) Но проблема одиночества, отсутствия любви и понимания в жизни каждого из нас не перестает быть актуальной и даже становится всё более неразрешимой [Мария Огаркова. Эликсир отрезвления. О книге Елены Сафроновой «Портвейн меланхоличной художницы» // «Бель-ские просторы», 2018]; (2) Детей и родных у неё, видимо, не было и, должно быть, её часто одолевала грусть и одиночество [Мария Гринёва. Дом счастья // «Менестрель», 2015]; (3) Старший сын вырос, уехал учиться в колледж, приезжал к родителям только на каникулы, и вечерами и по выходным их уютная, ухоженная квартира дышала одиночеством и пустотой [Елена Литинская. В руках Божьих // «Ковчег», 2015].

В примере (1) контекстуальный уточнитель указывает на то, что субъект чувствует себя одиноким из-за отсутствия

Таблица № 1

Количество подтверждающих каждый выделенный слот контекстов

№ слота 3 4 5 6 7 8 9 10 Общее

Количество 18 4 43 5 12 4 4 4 94

Процентное соотношение 19,1% 4,3% 45,6% 5,3% 12,8% 4,3% 4,3% 4,3% 100%

Примечание: Слот 1 и слот 2 являются необходимыми по умолчанию в структуре фрейма и встречаются в каждом контексте. В связи с этим количественная информация о первых двух слотах в таблицу не включена.

эмоционального общения с другими. В контексте (2) контекстуальный уточнитель указывает на отсутствие родственников и детей как внешнюю причину одиночества. В ситуации, описанной в примере (3) редкое общение старшего сына с родителями рассматривается как объективная причина возникновения одиночества. Ситуации одиночества в приведенных контекстах можно отнести к разряду «межличностного одиночества», под которым понимается состояние изоляции субъекта от других индивидуумов.

Важно отметить, что в слот 3 входят два терминала: «объективная каузация» и «субъективная каузация». Соответствующим наполнением последнего терминала являются такие ассоциаты, как эгоизм, аскетизм, отшельничество, беда. Иллюстративные примеры находим в НКРЯ:

(4) Некоторые мужчины лишают себя самых простых радостей, что приводит к ощущению собственной ненужности, одиночества и холода в семье [Адриана Имж. О чем молчат мужчины (15.02.2018) // «Сноб», 2018]. В данной ситуации причина возникновения одиночества заключается в том, что мужчины сами подавляют свои положительные эмоции, не позволяют себе радоваться простым каждодневным мелочам. Подобные ситуации можно рассматривать как реализацию «внутри-личностного одиночества».

Следует обратить внимание на «статус субъекта» как имплицитный фактор, включенный в субъективную и объективную каузации одиночества. В примере (3) таким фактором служит возраст родителей старшего сына-студента.

Слот 4. Расстояние — пространственный промежуток между «субъектом» и «другими людьми». Слот формируется такими ассоциатами, как уединение, разлука, самоизоляция, изоляция, быть порознь и др. Полученные ассоциаты позволяют выделить 2 терминала: «физическое расстояние» и «духовное расстояние». Под первым понимается визуальное расстояние

между субъектом и другими людьми, которое можно измерить и выразить в единицах длины, а второе рассматривается как абстрактное духовное расстояние между двумя субъектами.

Контекстуальные уточнители в примере (4), приведенном выше, маркируют духовное расстояние между субъектами-родственниками.

Рассмотрим следующий пример из НКРЯ:

(5) Мой дед со стороны отца еще переписывался с двоюродной сестрой, жившей на северо-западе Уэстерн-Хайлендс; она была уже старушка, жила одна, в совершенном одиночестве, далеко от всего и, по-видимому, была мужественная старушка [митрополит Антоний (Блум). Без записок (1973)].

Контекстуальный уточнитель показывает, что субъект находится в физической изоляции. Данную ситуацию также можно отнести к проявлению «межличностного одиночества» и рассматривать как подтверждающий контекст для терминала «объективная каузация».

Далее, основываясь на результатах ассоциативного эксперимента, выделим другие обязательные и факультативные слоты фрейма «одиночество».

2) Дополнительные слоты, не выделяемые на базе словарных дефиниций

Слот 5. Реакция субъекта — разного типа ответ субъекта на состояние одиночества. С учетом многоплановости влияния одиночества на субъекта внутри данного слота выделяются четыре подслота. Под «подслотом» понимается «часть слота, обладающая всеми его признаками (также имеет имя и наполнен определенным содержанием)» [Гусельникова 2010: 144].

Подслот 5.1. Эмоция. Ассоциаты, формирующие подслот: равновесие, спокойствие, радость, грусть, тоска, скука, печаль, горе. Данные ассоциаты показывают двойственность одиночества как эмоции: «положительная эмоция» и «отрицательная эмоция», которые можно

рассматривать как два терминала в этом слоте. В НКРЯ находим контексты, в которых может быть реализован каждый из них.

(6) Всё же есть в сиротском одиночестве странная, глубокая щемящая радость освобождения и блаженства, — словно ты поднялся над обыденностью на ступень выше [Анна Русских. Не спрашивай почему, или дождливое лето // «Дальний Восток», 2019]. В предлагаемой ситуации с помощью контекстуальных уточнителей передается положительная оценка испытываемой эмоции.

(7) Я был тихим и скромным мальчиком, с трудом заводил знакомства, в школе имел двух друзей, <...> за всю свою жизнь ни с кем, кроме них, я никогда не дружил, и мысль о полном одиночестве ужасала меня [Наталья Емельянова. Путешественник // «Дальний Восток», 2019]. В данной ситуации субъект («я») не сталкивается с одиночеством, но даже мысль о нем вызывает чувство сильного страха. Передается негативное чувство с помощью глагола-кон-текстуального уточнителя.

Подслот 5.2. Восприятие — ощущение и переживание субъектом одиночества как состояния. На основе ассоциатов тематической группы «Психоэмоциональное восприятие», таких, как саморазвитие, самодостаточность, самостоятельность, независимость, беспомощность, безысходность, неустроенность, беда, удел, печальный итог жизни», как и в предыдущем слоте, можно выделить два терминала данного подслота: «положительное восприятие» и «отрицательное восприятие. Рассмотрим следующие два иллюстративных примера положительного восприятия одиночества:

(8) В то же время стремление к одиночеству и желание насладиться единением с природой и дикими формами жизни является прямой отсылкой к романтизму [А.А. Голубкова. Точность и конструктивное многообразие // «Волга», 2016]. В данной ситуации формируется и выражает-

ся представление, что одиночество может рассматриваться как стремление к природе и романтической жизни.

(9) Возможность побыть в одиночестве — тем более свободно передвигаться — оценивается специалистами в области детства как один из самых сильных социализа-ционных механизмов, имеющих основополагающее значение для детского физического, социального, познавательного и эмоционального развития [Алёна Лесняк. Мама следит за тобой: как цифровой контроль меняет отношения детей и родителей (04.2019)]. В этом примере одиночество воспринимается как способствующее развитию организма и эмоций детей, свободному формированию их личности.

Рассмотрим другой пример отрицательного восприятия одиночества:

(10) Но я в сущности очень одинокий человек, несмотря на множество друзей, приятелей и сотрудников. И это одиночество, похоже, невосполнимо [Аркадий Мацанов. Горечь полыни на губах // «Ковчег», 2013].

В следующем примере описывается комбинация положительного и отрицательного восприятия одиночества:

(11) В каком бы любящем доме ни рос человек, какие бы чуткие люди его ни окружали — когда-то наступает миг осознания одиночества в большом мире и одновременно — его открытости, так что невозможно не ужаснуться и не восхититься одновременно [Александр Бобраков-Тимошкин. Чудотворец // «Русская жизнь», 2012]. В приведенном примере контекстуальные уточнители указывают, что при столкновении с объективным миром в сознании субъекта может возникнуть сложное пересечение положительного и отрицательного восприятия одиночества.

Подслот 5.3. Поведение — поступки и действия, совершаемые субъектом в состоянии одиночества. Ассоциаты-на-полнители данного слота можно вывести из тематической группы «Занятия, действия»: взвыть, плодотворно работать, медленно и неспешно ходить по квартире,

размышлять. В НКРЯ имеется большое количество подтверждающих контекстов, в которых контекстуальные уточнители представляют собой глаголы. Приведем типичные примеры:

(12) — Наверное! — сказал он довольно громко, дабы не чувствовать себя в одиночестве [Егор Куликов. Дорога домой // «Дальний Восток», 2019].

(13) Не в силах больше бродить в одиночестве и тишине, Антон начал кричать [Егор Куликов. Дорога домой // «Дальний Восток», 2019].

(14) Закрыла девочка ладошками глаза, чтобы не видеть этого и заплакала от обиды и одиночества [А.Г. Асмолов. Дашина сказка (2015)].

(15) Однако со временем эти следы исчезли: вероятно, девочка смирилась с долгими часами одиночества, привыкла [Гузель Яхина. Дети мои (2018)].

Формы поведенческой реакции на одиночество у субъекта, находящегося в различных ситуациях, можно разделить на два основных типа — «противодействие одиночеству» (см. примеры (12—14)) и «смирение с одиночеством» (см. пример (15)), которые являются двумя терминалами в данном подслоте. Важно отметить, что на основании приведенных примеров можно утверждать, что противодействие одиночеству чаще выражается вербально (см. контекстуальные уточнители).

Подслот 5.4. Оценка — субъект или другие люди дают характеристику собственному одиночеству или одиночеству других людей, определяя его качественные признаки. В тематической группе «Субъективно-оценочные слова» находим такие ассоциаты, как плохо, долгожданное, гордое, полное, прекрасно, страшное, которые формируют данный слот. На основе оценочно-эмоциональной окраски ас-социатов можно выделить два терминала: «позитивная оценка» и «негативная оценка». Рассмотрим следующие подтверждающие примеры об оценке негативной:

(16) Совсем с лица спал? Тебе одиночество не на пользу. — Я... по делам ездил... [Г.М. Артемьева. Фата на дереве (2012)].

(17) Часы одиночества под холодным небом этой зимы, как и часы одиночества под расписными и дубовыми потолками жутко-прекрасного дома — то были самые томительные, властно старящие сроки из всех сроков Зоиной жизни [И.С. Рукавишников. Проклятый род (1912)].

Физические характеристики субъекта, находящегося в одиноком состоянии, также заслуживают внимания, поэтому необходимо выделение еще одного слота.

Слот 6. Физическое состояние организма. В тематическую группу «Наименования заболеваний и дискомфортных состояний» входит ряд ассоциатов, указывающих на то, что органы тела работают в некомфортном состоянии: депрессия, бессонница, теснота в груди, замирание сердца. Рассмотрим контекст из НКРЯ:

(18) Справить по хозяйству, я всё справлю, но вот от одиночества даже голова болит [В.С. Савельев. Дневник (1973)].

Слот 7. Пространство. В тематической группе «Наименования объектов ландшафта» имеются ассоциаты лес, берег озера, остров, космос, водная гладь. Рассмотрим два подтверждающих контекста:

(19) Говорит, что ей нравится контраст: холод полного одиночества у тенистого берега и тепло солнечных лучей, пробивающихся из-за крыш и деревьев на середину озера [Ольга Новикова. Мужской роман (1999)].

(20) Вечером, когда он остался один в пустом кабинете и снова ощутил свое одиночество, он, конечно, позвонил ей.... [Григорий Пашковский. А потом пошел снег // «Октябрь», 2013].

Как видно из приведенных примеров, пространство может быть открытым — берег озера и замкнутым — пустой кабинет. Соответственно, могут быть выявлены два терминала: «открытое пространство» и «закрытое пространство».

Терминал «закрытое пространство» формируется ассоциатами тематической группы «Наименования обиходно-бытовых реалий»: книга, плед, вино, квартира, ванна, сериал, телевизор, подоконник, окно. Данный терминал служит тем локусом, в котором происходит пересечение слотов «пространство» и «восприятие одиночества». Своеобразным символом одиночества и спасения от него служит оппозиция тьма — свет, см. следующие примеры из НКРЯ:

(21) Хлопнув дверью, отец вышел из комнаты. Парень остался лежать в одиночестве. Ему казалось, что тьма, наполнявшая комнату, из домашней снова превратилась в больничную, но мысль о стихах почему-то не приносила той отрады, которую приносила в больнице [Ю.И. Лунин. Три века русской поэзии // «Волга», 2016].

(22) Впрочем, допускаю, что по-настоящему зацепили меня вовсе не мифологические премудрости, а только один удачно найденный символ: «Он» живет в Доме один, и всё же каждый вечер, возвращаясь домой, видит свет (фонарики зажигает сам одушевленный Дом), потому не чувствует одиночества [Людмила Шутько. «На земле вожделея полета...» // «Ковчег», 2015].

Слот 8. Время. Данный слот формируют ассоциаты осень, ночь, зима, время, белые ночи, отнесенные нами к тематической группе «Наименования временных периодов». Анализ типичных контекстов НКРЯ приводит нас к выводу, что вечер как часть суток чаще других временных периодов ассоциируется с «одиночеством». Приведем примеры:

(23) Ведерников спрашивал себя, почему он никак не привыкнет к вечернему одиночеству, почему именно в эти часы всё так неинтересно, невкусно, не хочется ни пирожков, ни интернета, ни нового фильма [О.А. Славникова. Прыжок в длину (2014— 2016)].

(24) И в одиночестве он встречал очередной апрельский вечер, который закутал, как в саван, дома и улицы [Алексей Шинке-ев. Мечты апреля // «Точка зрения», 2013].

Слот 9. Природа. Ассоциаты: холод, дождь, природа, пасмурная погода, завывание ветра, серое небо, туман, тень, звезда. Данный слот может являться подслотом слота «каузация», так как состояние природы, природные феномены могу вызывать у субъекта состояние одиночества, но одновременно природа, погодные условия могут лишь подчеркивать, или усугублять уже испытываемое субъектом состояние одиночества. Приведем подтверждающий пример из НКРЯ:

(25) Красно-зелено-буро-бирюзовый вересковый ковер колыхался над застывшей лавой, в полуозерцах-полубухточках отражались кактусовые деревья, крабы испаряли воду со своих красных мультипликационных панцирей, кораллы и ракушки похрустывали сами по себе. я был один посреди Земли и даже космоса, как в спутнике; не было никого вокруг на семьсот тысяч лет, только какое-то космическое одиночество — и космический восторг от божьей красоты вокруг [Л.А. Данилкин. Рожденные эволюцией (2016)]. С помощью наименований растительного и животного мира в качестве контекстуальных уточнителей создается мирный и красивый приморский пейзаж, на фоне которого субъект переживает так называемое «космическое одиночество», характеризующееся обособленностью и чувством потери связи с бытием.

В тематической группе «Наименования абстрактных понятий» находим ассоциации, связанные с «космическим одиночеством», такие, как мудрость, социальная проблема, вечность, чувство, мысли. На наш взгляд, можно считать «философское восприятие» информантов отдельным слотом (10) во фрейме «одиночество». Философские размышления об одиночестве можно рассматривать как третью разновидность состояния одиночества — экзистенциальное одиночество. Приведем подтверждающий пример из корпуса:

(26) И герои экзистенциальным одиночеством не мучаются, что, на мой взгляд,

не может не радовать... [Ольга Дилактор-ская. История с человеческим лицом // «Дальний Восток», 2019]. В приведенном примере автор критически относится к данному виду одиночества.

Выводы

В результате проведенного лингвоког-нитивного анализа фрейма «одиночество» было выделено десять слотов (и пять под-слотов), восемь из которых имеют в своей структуре терминалы. С учетом того, что фрейм по своей сути оказывается «максимально обобщенной и поэтому универсальной системой репрезентации самой разнообразной информации и предполагает задание его конкретной структуры и содержательного наполнения суперор-динатных узлов самим исследователем» [Шабес 1990: 72], представляем предлагаемую нами структуру фрейма «одиночество» в форме схемы.

На схеме слоты представлены сплошными кружками, подслоты — пунктирными кружками, терминалы — прямоугольниками, связи между слотами —

пунктирными прямыми линиями, сильные связи в соответствиях между компонентами фрейма — сплошными стрелками, слабые связи — пунктирными стрелками, три концептуальные разновидности одиночества — ромбами.

Таким образом, смоделированный нами фрейм выступает как структура данных — целостный образ, который человек извлекает из своей памяти, когда пытается познать новую для себя ситуацию погружения в эмоциональное состояние, называемое одиночеством, или когда ему необходимо по-новому осмыслить уже привычное состояние, как своё собственное, так и окружающих людей.

Схематизированное представление фрейма «одиночество», основанное на данных лексикографических источников (уровень языка), ассоциативного эксперимента (уровень сознания), а также на данных корпусного материала (уровень дискурса), на наш взгляд, способствует более наглядному восприятию стереотипного представления об одиночестве в русской языковой картине мира.

Схема. Структура фрейма «одиночество» в русском языковом сознании

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. БАС — Большой академический словарь русского языка. Т. 13. М.—СПб., 2009.

2. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание. Воронеж, 2001. С. 25—36.

3. БТС — Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2000.

4. Гусельникова О.В. Возможности фреймового анализа // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 5. С. 29-32.

5. Гусельникова О.В. Терминологический аппарат структуры фрейма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 9. С. 137-149.

6. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000.

7. МАС — Словарь русского языка в 4 т. Изд. 3-е, стер. Т. 2. М., 1986.

8. Минский М. Фреймы для представления знаний / под ред. Ф.М. Кулакова; пер. с англ. М., 1979.

9. НКРЯ — Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruscorpora.ru/ (дата обращения — 19.04.2023).

10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2006.

11. Синь Лумин. Тематизация ассоциативно-вербальных представлений об одиночестве в языковом сознании русских и китайцев // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: материалы VII Международной научно-методической конференции, Воронеж, 28-29 января 2022 года. Воронеж, 2022. С. 253-259.

12. ТСРЯ — Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 2. / под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1938.

13. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике: сборник статей. М., 1988. Вып. XXIII. С. 53-93.

14. Шабес В.Я. Соотношение когнитивного и коммуникативного компонентов в ре-чемыслительной деятельности (событие и текст): дис. ... д-ра филол. наук. Л., 1990.

15. Шейгал Е.И., Желтухина М.Р. Фрейм «политик»: серьезное и комическое // Когнитивные аспекты языковой категоризации: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.А. Манер-ко. Рязань, 2000. С. 145-150.

The Frame "Loneliness" in Russian Language Consciousness: Linguo-cognitive Approach

Xin Luming

Post-graduate student

Saint Petersburg State University

E-mail: felixchung19122@hotmail.com

The article attempts a linguo-cognitive analysis of the frame "loneliness" based on the results of the free associative chain experiment and on the language material of the National Corpus of the Russian Language. Ten slots and their terminals are distinguished and identified in the given frame structure, a schematized model of the frame is presented, and the hypothesis of a three-variant conceptualization of solitude in the Russian language consciousness is proposed: interpersonal, intrapersonal and existential loneliness.

Key words: frame, slot, terminal, associate, context, loneliness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.