Научная статья на тему 'ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЩЕСТВО В XXI ВЕКЕ: КОНТУРЫ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОГО РАСКОЛА'

ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЩЕСТВО В XXI ВЕКЕ: КОНТУРЫ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОГО РАСКОЛА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА / ИСЛАМ / ФРАНЦИЯ / Э. МАКРОН / СЕПАРАТИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОН О СОБЛЮДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРИНЦИПОВ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лапина Н. Ю.

Во Франции проживает самая большая мусульманская община в Западной Европе. В настоящее время в стране сложилось «параллельное общество», члены которого живут в соответствии с мусульманскими религиозными правилами и представлениями о культурно-бытовых нормах поведения. Долгое время вопросы культурного и религиозного сепаратизма оставались за пределами публичной дискуссии. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов в связи с политизацией ислама, ставшей ответом на глобализацию, неудачи модернизации мусульманских обществ, сложности социальной адаптации мусульман в тех странах, где они составляют меньшинство. Эта проблема затрагивает многие страны мира и очень остро стоит во Франции. Объектом изучения является мусульманская диаспора Франции, ее отношения с властями и теми, кого принято называть коренными французами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRENCH SOCIETY IN THE XXI CENTURY: CONTOURS OF THE CULTURAL AND VALUE SPLIT

France is home to the largest Muslim community in Western Europe. Currently, a “parallel society” has developed in the country, whose members live in accordance with the Muslim religious rules and ideas about cultural norms of behavior. For a long time, the issues of cultural and religious separatism remained outside the public discussion. The situation changed in the early 2000s due to the politicization of Islam, which became a response to globalization, the failures of modernization of Muslim societies, the difficulties of social adaptation of Muslims in those countries where they are a minority. This problem affects many countries of the world and is very acute in France. The object of study is the Muslim diaspora of France, its relations with the authorities and those who are commonly called indigenous French.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦУЗСКОЕ ОБЩЕСТВО В XXI ВЕКЕ: КОНТУРЫ КУЛЬТУРНО-ЦЕННОСТНОГО РАСКОЛА»

Научная статья

УДК 008.316, 168.522

DO110.52070/2542-2197_2022_5_860_147

Французское общество в XXI веке: контуры культурно-ценностного раскола

Н. Ю. Лапина

Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Москва, Россия lapina_n@mail.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Во Франции проживает самая большая мусульманская община в Западной Европе. В настоящее время в стране сложилось «параллельное общество», члены которого живут в соответствии с мусульманскими религиозными правилами и представлениями о культурно-бытовых нормах поведения. Долгое время вопросы культурного и религиозного сепаратизма оставались за пределами публичной дискуссии. Ситуация изменилась в начале 2000-х годов в связи с политизацией ислама, ставшей ответом на глобализацию, неудачи модернизации мусульманских обществ, сложности социальной адаптации мусульман в тех странах, где они составляют меньшинство. Эта проблема затрагивает многие страны мира и очень остро стоит во Франции. Объектом изучения является мусульманская диаспора Франции, ее отношения с властями и теми, кого принято называть коренными французами.

мусульманская община, ислам, Франция, Э. Макрон, сепаратизм, терроризм, образование, Закон о соблюдении республиканских принципов, система ценностей, культура

Для цитирования: Лапина Н. Ю. Французское общество в XXI веке: контуры культурно-ценностного раскола // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. Вып. 5 (860). С. 147-153. DOI: 10.52070/2542-2197_2022_5_860_147

Original article

French Society in the XXI Century: Contours of the Cultural and Value Split

Natalia Yu. Lapina

Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia lapina_n@mail.ru

Abstract.

Keywords:

For citation:

France is home to the largest Muslim community in Western Europe. Currently, a "parallel society" has developed in the country, whose members live in accordance with the Muslim religious rules and ideas about cultural norms of behavior. For a long time, the issues of cultural and religious separatism remained outside the public discussion. The situation changed in the early 2000s due to the politicization of Islam, which became a response to globalization, the failures of modernization of Muslim societies, the difficulties of social adaptation of Muslims in those countries where they are a minority. This problem affects many countries of the world and is very acute in France. The object of study is the Muslim diaspora of France, its relations with the authorities and those who are commonly called indigenous French.

Muslim community, Islam, France, E. Macron, separatism, terrorism, education, the law on compliance with republican principles, value systems, culture

Lapina, N. Yu. (2022). French society in the XXI century: contours of the cultural and value split. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Humanities, 5(860), 147-153. 10.52070/2542-2197_2022_5_860_147

введение

В современных обществах существует множество размежеваний, носящих социально-экономический, социально-пространственный, политический характер. Немаловажными являются и социокультурные различия, тесно связанные с упомянутыми типами различий и ведущие к формированию разделенных сообществ. Для исследования социальных разломов политической наукой предложен концепт разделенных обществ. «Теоретическая фундированность и согласованность представлений о ключевых факторах и типах социальных размежеваний и политических противостояний становится условием sine qua non существования национально-страновых сообществ, разделенных по разным основаниям - от ценностного выбора и культурных предпочтений до включенности в форматы общения цифрового общества и цифровой экономики, либо же исключенности из них», - пишут российские ученые [Семененко, Лапкин, Пантин, 2021, с. 55]. Изучаются различные типы социальных расколов, предпринимаются попытки их систематизации. Вместе с тем в российской науке тема разделенных обществ пока не получила должного освещения.

Социальные и социокультурные размежевания во французском обществе относятся к разным эпохам: одни представляют социальные разломы индустриальной эпохи, трансформировавшиеся с вступлением Франции в глобальную экономику; другие отражают социальные процессы нового глобализированного информационного общества; третьи возрождают культурно-ценностные разломы доиндустриальной эпохи. К последним относится культурно-ценностной раскол, возникший на религиозной почве и ставший следствием массового притока во Францию выходцев из мусульманских стран. В результате в географическом соседстве оказались народы, имеющие разную историю, систему ценностей, принадлежащие к различным религиям и культурам.

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современном французском обществе в связи с численным ростом мусульманской общины и возросшей ролью «исламского фактора» в общественно-политической жизни страны.

мусульманская община в жизни франции: культурные аспекты

Франция исторически является страной массовой иммиграции. Алжирская война и деколонизация

привели к тому, что со второй половины XX в. в страну устремился поток иммигрантов преимущественно из мусульманских стран Северной и Черной Африки. С включением Франции в глобальную экономику, которую нередко отождествляют с кочевым образом жизни, в страну стали прибывать миллионы новых мигрантов. Миграционный кризис 2015-2016 гг. еще больше усложнил ситуацию, поскольку во Францию хлынул поток беженцев из стран Азии, преимущественно людей без образования, не знающих французского языка и не интересующихся культурой страны, которая их приняла.

Из-за отсутствия этнической статистики вопрос о численности французских граждан-выходцев из мусульманских стран, остается открытым. К 2019 г., по данным французского Института статистики и экономических исследований, численность иммигрантов составила 6,7 млн человек (9,9 % населения страны), из них 2,5 млн. получили французское гражданство. Французский социолог Ж. Фурке прогнозирует, что численность французов с мусульманскими корнями в ближайшие десятилетия составит от 20 до 25 % населения страны ^ои^ие^ 2019, с. 140].

Выходцы из иммиграции впервые вышли на французскую общественно-политическую сцену в 1983 г. Рабочие, участники массовых забастовок в автомобильной промышленности, наряду с социально-экономическими выдвинули требование уважения к исламской традиции (празднование Рамадана). Тогда же новое поколение иммигрантов начало борьбу за признание своего языка и культуры (требование создания радиовещания на арабском языке). Осенью 1983 г. по всей Франции прошел «Марш за равенство против расизма», участники которого высказались за предоставление иммигрантам гражданских прав. А в 1989 г. во Франции впервые вспыхнул публичный скандал с участием мусульман: три школьницы пришли на занятия в хиджабе, за что были исключены из колледжа.

Власти Франции были в растерянности. Пока политики спорили относительно решения проблемы, ученые попытались приоткрыть завесу над новым общественным явлением. В 1987 г. в свет вышла книга «Исламские пригороды. Рождение религии во Франции» [Кере1, 1987]. Ее автор политолог и известный арабист Ж. Кепель провел интервью с иммигрантами в неблагополучных кварталах и общежитиях, посещал мечети, общался с верующими и проповедниками. Он пришел к выводу: «потребность в исламе» стала мотивированным умонастроением, мотивированной коллективной волей людей, которые осознали, что остались

во Франции навсегда и уже никогда не вернутся на историческую родину. При этом автор отрицает факт политизации ислама и утверждает, что попытки радикализировать мусульманское сообщество не пользуются поддержкой у французских мусульман [KepeL, 1987].

Реальность оказалась более сложной. С начала XXI в. мусульманский мир пришел в движение. В политический процесс вовлекались ресурсы «отнюдь не этнической и даже не национальной природы», происходила «политизация противостояния цивилизаций и культур путем апелляции к жизненно значимым для человека религиозным ценностям» [Семененко, Лапкин, Пантин, 2016, с. 79]. Политизация ислама стала ответом на глобализацию, неудачи модернизации мусульманских обществ, сложности социальной адаптации мусульман в тех странах, где они составляют меньшинство. Джихадисты Бен Ладена, а затем запрещенное в РФ Исламское государство начали атаку на западные страны. Цель идеологов радикального ислама состояла в том, чтобы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в европейских странах, привлечь на свою сторону жителей неблагополучных кварталов и спровоцировать гражданскую войну.

Большую роль в исламизации предместий больших городов, где преимущественно проживают выходцы из иммиграции, сыграли исламские фундаменталистские организации. Среди них особое место принадлежит Ассоциации «братьев мусульман» (далее «Братья»), цель которой состоит в «реисламизации» арабо-мусульманского населения Франции. В отличие от джихадистов, сторонников радикальных идей и насильственных методов, и салафитов, традиционалистов, которые ориентированы на возвращение к образу жизни предков и «культурный разрыв» с западной цивилизацией, «Братья» занимаются воспитанием, следят за умонастроениями мусульманского сообщества, подвергая остракизму тех его представителей, которые выступают за открытость.

Пропаганда исламистов принесла свои плоды. Опрос, проведенный Французским институтом общественного мнения (Institut français d'opinion publique, IFOP), свидетельствует, что за последние 30 лет французские мусульмане стали более религиозными, их поведение в быту стало больше соответствовать мусульманским традициям и культурным ценностям. Если в 1989 г. о регулярном посещении пятничной молитвы заявляли 16 % опрошенных, то в 2019 г. их доля возросла до 38 %. Увеличилось число мусульман, соблюдающих посты, не принимающих алкоголь и предпочитающих халяльную пищу [Les musulmans en France,

2019]. Как пишет Ж. Фурке, в современном французском обществе всё больше напоминающем архипелаг, отдельные островки которого не связаны друг с другом, становится всё меньше смешанных браков между мусульманами и коренными французами; мусульмане предпочитают селиться в зонах компактного проживания исламских диаспор [Fourquet, 2019]. Коренные французы, этнически смешанные семьи и иммигранты из европейских стран покидают «сложные» кварталы (во Франции их называют quartiers sensibles «кварталы, требующие повышенного внимания»).

Исследователи подчеркивают, что мусульманская община неоднородна. Часть ее выступает за «просвещенный» или «французский» ислам, предполагающий сосуществование мусульманской религии с республиканскими принципами. Некоторые выходцы из мусульманской общины сделали ставку на полную интеграцию во французское общество, что предполагает признание его культурных и политических ценностей. Они преуспели в жизни, получили образование, некоторые добились высот в политике. Родившаяся в многодетной семье иммигрантов Р. Дати в 2007 г. стала первой женщиной-министром из иммигрантской среды (министр юстиции и хранитель печати в 2007-2009 гг.). В правительствах президента Ф. Олланда (2012-2017 гг.) также были министры, родившиеся в иммигрантских семьях (Ф. Амара, Н. Валло-Белькасем). Министр внутренних дел Ж. Дарманэн - внук алжирского иммигранта. В политическом классе есть и другие выходцы из иммиграции.

В то время как одни мусульмане рассматривают религию в качестве частного дела, в среде молодежи, проживающей в этнических анклавах, которые превратились в социальные «гетто», происходит процесс реисламизации.

НОВЫй культурный ФЕНОМЕН: радикальный исламизм во французской школе

О росте радикальных исламистских настроений в школе в политкорректном французском обществе долгое время предпочитали молчать. Вышедший в 2004 году доклад генерального инспектора образования Франции Ж.-П. Обена, свидетельствовавший о формировании внутри французской светской школы «параллельного мусульманского сообщества», не привел к принятию серьезных мер со стороны правительства [Андреева, 2021, с. 142]. Эта тема получила освещение лишь после террористических актов 2015 г.: убийства журналистов

сатирического журнала Charlie Hebdo и расстрела публики в концертном зале «Батаклан».

Именно тогда известные французские социологи, специалисты по вопросам молодежи А. Мюксель и О. Галлан, приступили к проведению социологического исследования французской молодежи на предмет ее религиозности и склонности к радикализму. В 2018 г. ими было опубликовано исследование «Радикальное искушение. Опрос лицеистов» [La tentation radicale, 2018]. Среди опрошенных были представители мусульманского сообщества, а также молодые люди других вероисповеданий. Авторы исследования исходили из того, что радикализм представляет собой сложное явление, в котором интенсивная религиозная практика (регулярное посещение мечети, следование нормам религиозной жизни, соблюдение постов и праздников) сочетается с высказываниями, направленными на разрыв с политическими, социальными и культурными нормами французского общества. Результаты социологического исследования свидетельствовали, что молодые мусульмане в среднем более привязаны к религии, чем молодые французы, представляющие другие конфессии; треть из них (35 %) утверждала, что ислам - это «единственная истинная религия». Религиозность молодых мусульман, по мнению ученых, является символическим ресурсом, который они используют в общении со старшими и сверстниками, это специфический способ самоутверждения в обществе [La tentation radicale, 2018]. Она не соотносилась исследователями с социально-экономическими факторами, а была порождена фрустрацией, чувством несправедливости, ощущением того, что иммигрантское происхождение суживает социальные перспективы и делает молодых мусульман подозрительными в глазах полиции.

Выводы, сформулированные А. Мюксель и О. Гал-ланом о том, что во Франции усиливается разрыв между мусульманской и немусульманской молодежью, подтверждаются и другими исследованиями. Опрос Французского института изучения общественного мнения (IFOP), проведенный в 2020 г., свидетельствовал, что большинство мусульман в возрасте от 14 до 29 лет (57 %) считали религиозные и культурные нормы шариата выше законов Республики [Pétreault, 2020].

Все это создает большие проблемы для образовательного процесса. Многие учащиеся-мусульмане не готовы на уроках истории изучать вопросы христианства и Холокоста, на уроках литературы отказываются от чтения текстов Вольтера и Руссо, а на уроках биологии не желают слушать объяснения, касающиеся размножения

живых существ. Они не посещают уроки физического воспитания, отказываются плавать в одном бассейне с немусульманами. Французские учителя, преподающие в «сложных» кварталах, подвергаются психологическому давлению и угрозам. Нередко в целях поддержания относительного «спокойствия» директора школ идут на поводу у родителей и учеников-мусульман. К этому следует добавить, что многие дети получают образование на дому (в 2020 г. их численность составила 50 тыс. человек), другие посещают коранические школы, где преподавание ведется на арабском языке. На протяжении последних десятилетий во Франции не только сформировалось «параллельное общество», живущее по своим особым законам, но, как пишет Л. А. Андреева, и «параллельная система образования», которая укрепляет религиозное чувство молодых людей и прививает им неевропейские нормы поведения [Андреева, 2021, с.143].

неизвестное порождает страх

На протяжении последних десятилетий во французском обществе нарастали тревоги и страхи, связанные с численным ростом мусульманской общины и тем, что она все более активно заявляла о себе. Мусульманский мир из невидимого превратился в видимый. В городах Франции построены тысячи мечетей, открыты мусульманские кладбища, функционируют сотни культурных, просветительских мусульманских ассоциаций и организаций. Страх перед новым общественным явлением стал одной из причин политического усиления праворадикального Национального фронта (c 2018 г. «Национальное объединение»), а также появления на политической арене таких фигур, как Эрик Земмур.

Опросы, проведенные Центром изучения французской политической жизни (CEVIPOF), свидетельствуют о том, что недоверие к Другому превратилось в норму современной жизни: лишь 33 % французов считали, что можно доверять другим людям (2020). По уровню недоверия Франция -один из лидеров в Западной Европе [Baromètre de la confiance politique, 2020]. Подавляющее большинство французов (65 %) высказываются за закрытие национальных границ для мигрантов. В иерархии тревог французов проблемы, связанные с иммиграцией, занимают третье место после покупательной способности и экологии, о чем осенью 2021 г. заявляли 29 % опрошенных. Социологами давно установлена связь между проблемой иммиграции и политической принадлежностью тех или иных категорий граждан: более чувствительны

к иммиграционной теме представители правых и крайне правых взглядов. Еще более остро, чем проблема миграции, во французском обществе ощущается страх перед исламом: 63 % респондентов полагают, что «ислам представляет угрозу для республики». Новым является то, что в настоящее время эту точку зрения высказывают не только люди правых взглядов, но и левые. Осенью 2021 г. этого мнения придерживались 46 % социалистов [Enquête électorale française, 2022].

политика французских властей: от мультикультурализма к борьбе с сепаратизмом

На протяжении истории французскими властями были апробированы различные варианты политики в отношении мигрантов. Начиная со времен Третьей республики, власти проводили в отношении инокультурных этносов политику ассимиляции, которая должна была, в конечном счете, превратить иностранцев в настоящих французов.

С 1980-х годов с приходом социалистов к власти во Франции начала развиваться противоположная унитаризму тенденция признания культурного многообразия населения Франции. В 1980-1990-е гг. оформился курс на принятие «различий» (diversité). Не заявляя об этом официально, власти стали проводить политику мультикультурализма. Однако в 2012 г. президент Франции Н. Саркози публично заявил о провале мультикультурализма.

В 2004 г. во Франции был принят закон, запрещавший ношение религиозной символики в публичных местах, в 2010 г. - закон против ношения мусульманского женского головного убора, закрывающего лицо (никаб). При этом находившиеся у власти политики были сосредоточены на внешних атрибутах мусульманской религии и, ведя борьбу с хиджабом или никабом, лишь усиливали напряженность внутри французского общества. Нельзя не согласиться с А.В. Гордоном, полагающим, что «борьба с изоляцией общины оборачивается усилением последней. В сущности, нет ничего парадоксального в том, что именно такая политика и усугубляет культурный сепаратизм меньшинств» [Гордон, 2019, с. 34]. На практике политика запретов внешней атрибутики привела к тому, что многие девочки-мусульманки перешли в частные школы, где преподавание ведется в исламских традициях. Тем временем центральные вопросы, связанные с реформой образования, созданием условий для социализации молодежи из неблагополучных кварталов, установлением

государственного контроля над деятельностью мусульманских общественных организаций, по сути не предпринимались.

В вопросах, связанных с иммиграцией, французские власти долгое время оставались нерешительными. Во-первых, политики опасались открытых конфликтов с мусульманской диаспорой. Во-вторых, существовали чисто политические резоны, поскольку в иммигрантах часть политиков видела своих избирателей. Именно так дело обстояло с Ф. Олландом, который свою избирательную кампанию ориентировал на меньшинства, в том числе на выходцев из иммиграции. Это не мешало президенту говорить в частных беседах о существующем в стране расколе.

Поворотным моментом в политике властей стало убийство Самюэля Пати, учителя истории и географии в городке Конфлан-Сен-Онорин недалеко от Парижа (октябрь 2020 г.). Франция была потрясена этим событием. В ситуации повышенной напряженности президент Э. Макрон заявил об объявлении войны «политическому» исламу. В начале октября 2020 г. глава государства выступил с речью, посвященной борьбе с исламским сепаратизмом.

Летом 2021 г. во Франции был принят Закон о соблюдении республиканских принципов. В законе затронут широкий комплекс вопросов, связанных с культурной сферой, т. е. с образованием, деятельностью общественных организаций, а также со здравоохранением. С начала 2021 г. учебного года введено обязательное образование для детей с трех лет, при этом домашнее образование стало возможным исключительно по состоянию здоровья, при частой смене места жительства и для детей, профессионально занимающихся спортом. Вдвое сократилась численность учащихся в классах в «сложных» кварталах.

Законом введены некоторые социокультурные инновации: запрещено требовать осмотра женщин-мусульманок исключительно врачами-женщинами, как того нередко требовали родственники-мужчины. Власть предложила решительно действовать в отношении врачей, выдающих справки о девственности, в противном случае их ждет штраф в размере 15 тыс. евро.

Более прозрачным стало спонсирование мечетей, закрыть их в случае нарушений становится проще. В законе поставлен вопрос о реорганизации мусульманского культа на территории Франции, о формировании светской мусульманской идентичности и «просвещенного ислама», а также вопрос об освобождении французского ислама от внешних влияний, поскольку многие имамы прибывают во Францию из Саудовской Аравии, Египта и даже не знают французского языка. Планируется наладить во Франции обучение собственных

имамов. Этим должен заниматься Французский совет мусульманского культа. Именно такая практика особо важна, поскольку на сегодняшний день во Франции действуют как имамы, принявшие принципы «просвещенного ислама», так и проповедники, приехавшие из-за рубежа и не соблюдающие республиканских принципов. В статье 12 закона сформулированы требования к ассоциациям и фондам: в случае получения дотаций от государства они обязаны подписать договор о соблюдении республиканских принципов и в случае его нарушения лишаются финансирования.

заключение

Интеграционный потенциал французского общества в последние десятилетия резко сократился. На сегодняшний день во Франции сложились два параллельных общества, наделенных глубокими религиозными и ценностными различиями. Одно общество - европейское, в основе его культуры республиканские принципы светскости, а религиозность - частное дело гражданина. Это общество в последние десятилетия все больше дрейфует в сторону либеральных ценностей и признания индивидуальных свобод. Другое общество - мусульманское, требующее изменения законов Французской республики, признания мусульманских религиозных норм и традиционных правил жизни. Несовместимость двух подходов к пониманию социокультурно значимых ценностей очевидна. Противостояние двух параллельных обществ усиливается еще и тем, что их представители живут в разных пространствах и практически не общаются друг с другом; социальных и этнических смешений становится все меньше.

Радикализация одних неизбежно порождает радикализацию других. Самоидентификация мусульман на религиозной основе возрастала по мере начавшейся во Франции борьбы государства с исламской угрозой. В свою очередь, религиозность мусульман порождает страхи и неприятие ислама и мусульман в целом в среде коренных французов. Еще совсем недавно терпимое французское общество радикализируется, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения. Осенью 2021 г. тревожные настроения были

характерны для 38 % французов, чувство гнева испытывали 16 %, о протестных настроениях заявляли 14 % опрошенных. Тревогу чаще испытывали сторонники праворадикального «Национального объединения», гнев и протестные настроения -представители крайне левых партий и движений (сторонники Ж.-Л. Меланшона, зеленые, троцкисты, коммунисты) [Enquête électorale française, 2022].

Культурно-ценностной раскол возникает во Франции не впервые. В XVI в. Франция пережила религиозные войны, которые завершились только в XVIII в. Сегодня вновь заговорили о том, что Франция находится на пороге «религиозной войны», а один из кандидатов на президентский пост Э. Земмур создал политическое движение «Реконкиста» (Отвоевание), цель которого - выдворить из страны нелегалов и преступников с двойным гражданством, приостановить приток иммигрантов. Схожие требования отстаивает и лидер «Национального объединения» М. Ле Пен.

Перед лицом культурно-ценностного раскола власти сделали ставку на восстановление республиканских принципов, что, на взгляд Э. Макрона, должно положить конец исламистскому сепаратизму. В свою очередь, представители левых взглядов убеждены, что Франция должна оставаться открытой для иммиграции. И что борьба с социально-экономическим неравенством, безработицей, неустроенностью могут помочь молодым людям из неблагополучных кварталов интегрироваться в социум.

Результаты президентских выборов 2022 г. показали, что культурно-ценностной раскол общества имеет прямую политическую проекцию. В первом туре выборов за президента Франции Э. Макрона проголосовали 27,8 % избирателей; за лидера Национального объединения М. Ле Пен -23,1 %; за левого радикала Ж.-Л. Меланшона -21,9 %. Франция политически разделена на три блока: в центре находятся президент Э. Макрон (во втором туре он получил 58,5 % голосов избирателей) и его партия; слева и справа от центра - радикальные популистские партии, отстаивающие противоположные взгляды на проблему иммиграции. Очевидно, что при такой расстановке политических сил проводить последовательную и слаженную политику по отношению к иммиграции и мусульманскому сообществу властям будет непросто.

список источников

1. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации // Полис. М. 2021. №5. С. 54-75.

2. Fourquet J. L'archipel français: Naissance d'une nation multiple et divisée. Paris : Le Seuil, 2019.

3. Kepel G. Les banlieues de l'Islam: Naissance d'une religion en France. Paris: Le Seuil, 1987.

4. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Типология этнополитической конфликтности: методологические вызовы «большой теории» // Полис. 2016. № 6. С. 69-94.

5. Les musulmans en France, 30 ans après l'affaire des foulards de Creil // Le Point. 23.09.2019. URL: https://www. ifop. com/publication/les-musulmans-en-france-30-ans-apres-laffaire-des-foulards-de-creil/

6. Андреева Л. А. Радикальный исламизм в школах Франции и Германии // Современная Европа. 2021. № 3. С. 139-148.

7. La tentation radicale. Enquête auprès des lycéens / Sous la dir. de O. Galland, A. Muxel. Paris: PUF, 2018.

8. Pétreault d. Pour 57% des jeunes musulmans, la charia plus importante que la République // Le Point. 05.11.2020. URL: https://www.lepoint.fr/politique/pour-57-des-jeunes-musulmans-la-charia-plus-importante-que-la-repub lique-05-11-2020-2399511_20.php

9. Baromètre de la confiance politique. 2020. Vague 11, févr. URL: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/ sciencespo.fr.cevipof/files/0pinionWay%20pour%20le%20CEVIP0F-Barome%CC%80tre%20de%20la%20 confiance%20en%20politique%20-%20vague11%20-%20Comparaison-1.pdf

10. Enquête électorale française. 2022 : Vague 2. URL : https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/ files/Rapport%20Ipsos_CEVIP0F%20LEM0NDE%20FJJ%20_SituationPolitique%20(1).pdf

11. Гордон А. В. Ислам во Франции: Опыт интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2019. № 3. С. 5-53.

references

1. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Pantin, V. I. (2021). Social cleavages and political divides in a theoretical perspective: criteria for assessment and classification. Polis, 5, 54-75. (In Russ.)

2. Fourquet, J. (2019). L'archipel français. Naissance d'une nation multiple et divisée. Paris: Le Seuil.

3. Kepel, G. (1987). Les banlieues de l'Islam. Naissance d'une religion en France. Paris: Le Seuil.

4. Semenenko, I. S., Lapkin, V. V., Pantin, V. I. (2016). Classifying ethnic conflicts: challenges for political theory and methodology. Polis, 6, 69-94. (In Russ.)

5. Les musulmans en France, 30 ans après l'affaire des foulards de Creil (2019). Le Point. 23.09.2019. URL: https:// www.ifop. com/publication/les-musulmans-en-france-30-ans-apres-laffaire-des-foulards-de-creil/

6. Andreeva, L. A. (2021). Radical Islamism in the schools of France and Germany. Modern Europe. Moscow, 3, 139-148. (In Russ.)

7. Galland, O., Muxel, A. (2018). La tentation radicale. Enquête auprès des lycéens. Paris: PUF.

8. Pétreault, Cl. (2020). Pour 57% des jeunes musulmans, la charia plus importante que la République. Le Point. 05.11.2020. https://www.lepoint.fr/politique/pour-57-des-jeunes-musulmans-la-charia-plus-importante-que-la-republique-05-11-2020-2399511_20.php

9. Baromètre de la confiance politique (2020). Vague 11. https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo. fr.cevipof/files/0pinionWay%20pour%20le%20CEVIP0F-Barome%CC%80tre%20de%20la%20confiance%20 en%20politique%20-%20vague11%20-%20Comparaison-1.pdf

10. Enquête électorale française (2022). Vague 2. https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/ Rapport%20Ipsos_CEVIP0F%20LEM0NDE%20FJJ%20_SituationPolitique%20(1).pdf (accessed 30 oct. 2021).

11. Gordon, A. V. (2019). Islam in France: The experience of integration. Social sciences and humanities. Domestic and foreign literature. Series 9: Oriental and African studies, 3, 5-53. (In Russ.)

информация об авторе

Лапина Наталия Юрьевна

доктор политических наук, главный научный сотрудник

Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук

information about the author Lapina Natalia Yurievna

Doctor of Political Sciences, Principal Researcher,

Institute of Scientific Information for Social Sciences, Russian Academy of Sciences

Статья поступила в редакцию 04.04.2022 The article was submitted 04.04.2022 одобрена после рецензирования 05.05.2022 approved after reviewing 05.05.2022 принята к публикации 13.05.2022 accepted for publication 13.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.