Научная статья на тему 'ФРАНЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ РАСКОЛЫ В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ'

ФРАНЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ РАСКОЛЫ В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / социальные расколы / Макрон / политическая жизнь / президентские и парламентские выборы 2022 г. / France / social divisions / Macron / political life / presidential and parliamentary elections in 2022.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Преображенская Арина Александровна

В статье исследованы расколы во французском обществе и их влияние на социальный климат и политические процессы в стране. Проанализированы факторы, способствовавшие образованию данных дисбалансов. Показано, что хотя правящие круги и сгладили последствия многочисленных чрезвычайных событий, происходивших во время правления Макрона, они не смогли добиться смягчения фундаментальных социальных расколов. Автор приходит к выводу, что обилие глубоких социальных размежеваний в обществе приводит к нестабильности, фрагментации политического пространства и значительному росту влияния популистских движений. Особое внимание уделено проблемам роста радикализма на политической арене, а также градуса агрессии и насилия в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE: SOCIAL CLEAVAGES IN THE FACE OF POLITICAL PROCESSES

The article examines the social schisms existing in French society and the impact that these divisions had on the social climate and political processes in the country. The factors contributing to the formation of these imbalances are analyzed. It is shown that although the ruling circles have smoothed out the social consequences of numerous extraordinary events that took place during Macron’s rule, they have not been able to mitigate the fundamental social divisions. The author comes to the conclusion that the abundance of deep social divisions in society leads to social instability, fragmentation of the political space and a significant increase in the influence of populist movements. Special attention is paid to the problems of increasing the degree of radicalism in the political arena and the degree of aggression and violence in society.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ РАСКОЛЫ В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, № 6

УДК 327 EDN: QRQLKZ

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran62023108120

ФРАНЦИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ РАСКОЛЫ В ЗЕРКАЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Арина Александровна Преображенская

ИМЭМО РАН, Москва, Россия, e-mail: arina-preob@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7209-2237

Ссылка для цитирования: Преображенская А.А. Франция: социальные расколы в зеркале политических процессов // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №6. С. 108-120. DOI: 10.15211/vestnikieran62023108120

Аннотация. В статье исследованы расколы во французском обществе и их влияние на социальный климат и политические процессы в стране. Проанализированы факторы, способствовавшие образованию данных дисбалансов. Показано, что хотя правящие круги и сгладили последствия многочисленных чрезвычайных событий, происходивших во время правления Макрона, они не смогли добиться смягчения фундаментальных социальных расколов. Автор приходит к выводу, что обилие глубоких социальных размежеваний в обществе приводит к нестабильности, фрагментации политического пространства и значительному росту влияния популистских движений. Особое внимание уделено проблемам роста радикализма на политической арене, а также градуса агрессии и насилия в обществе.

Ключевые слова: Франция, социальные расколы, Макрон, политическая жизнь, президентские и парламентские выборы 2022 г.

Статья поступила в редакцию: 15.12.2023.

FRANCE: SOCIAL CLEAVAGES IN THE FACE OF POLITICAL PROCESSES

Arina A. Preobrazhenskaya

IMEMO, Moscow, Russia, e-mail: arina-preob@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7209-2237

To cite this article: Preobrazhenskaya, A.A. (2023). France: social cleavages in the face of political processes. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 36(6): 108-120. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran62023108120

Abstract. The article examines the social schisms existing in French society and the impact that these divisions had on the social climate and political processes in the country. The factors contributing to the formation of these imbalances are analyzed. It is shown that although the ruling circles have smoothed out the social consequences of numerous extraordinary events that took place dur-

© Преображенская А.А. - к.полит.н., с.н.с. Центра сравнительных социально-экономических и политических исследований НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

ing Macron's rule, they have not been able to mitigate the fundamental social divisions. The author comes to the conclusion that the abundance of deep social divisions in society leads to social instability, fragmentation of the political space and a significant increase in the influence of populist movements. Special attention is paid to the problems of increasing the degree of radicalism in the political arena and the degree ofaggression and violence in society.

Key words: France, social divisions, Macron, political life, presidential and parliamentary elections in 2022.

Article received: 15.12.2023.

Во Франции, как и во многих других странах, всё ощутимее проявляют себя многочисленные социальные, социокультурные и политические расколы, причём с течением времени они не только не преодолеваются, но углубляются и генерируют новые дисбалансы. В результате деиндустриализации и реструктуризации рынка труда происходит расслоение среднего класса, маргинализация и люмпенизация низших слоёв населения, углубляется социально-пространственное противостояние мегаполисов и периферии, прослеживается и дисгармония между поколениями. Кроме того, под влиянием сбоев французской модели интеграции иммигрантов нарастают социокультурные противоречия, усиливается конфликт граждан с элитами. В данной статье ставится вопрос, как курс президента Макрона повлиял на данные размежевания и какой эффект, в свою очередь, расколы производили на политические процессы.

Социальные дисбалансы и политика Макрона

Пришедший к власти в 2017 г. самый молодой за всю историю этого поста президент Эммануэль Макрон в своей книге «Революция» сформулировал задачу возродить былую славу Францию и заставить французов поверить в себя и свою нацию. Для этого планировалось реализовать долгосрочную программу модернизации страны. В первые годы своего президентства глава государства претворил в жизнь ряд преобразований, затрагивающих наиболее проблемные области - государственные финансы, рынок труда, статус инфраструктурных госмонополий. Однако правление Макрона было ознаменовано обилием экстраординарных ситуаций и кризисов самого разнообразного характера, вынудивших правящие круги ставить на паузу дальнейшие перемены, осуществлять масштабные социальные трансферты населению и внепланово поддерживать различные отрасли экономики. Преобразования удалось возобновить только в 2023 г. - принята пенсионная реформа, вступили в силу новые правила страхования по безработице.

Основным социальным расколом, который наложил существенный отпечаток на политические процессы, стало размывание среднего класса, который считается стабилизирующей силой общества, опорой демократических институтов и рассматривается даже как некий социальный образец (Лапина 2020: 201). Средний класс разделяется на специалистов высокой квалификации, включённых в современную информационную экономику, и работников со слабой профессиональной подготовкой, низкой оплатой труда или с нестандартными формами занятости и сомнительными перспективами социального роста. Внутри среднего класса происходит имущественная дифференциация. Социолог Л. Шовель показал: если начиная с 1945 г. имущественные активы граждан постоянно теряли свой вес по сравнению с доходами от трудовой деятельности, то с 1990-х гг. наблюдается обратный процесс (ЗДаиуе1 2016). Устанавливается новая иерархия между лицами, владеющими имуществом, и теми, кто получа-

ет выплаты только от своей профессиональной деятельности.

Работникам среднего звена всё сложнее поддерживать стандарты общества потребления. Как справедливо отметил аналитик Ж. Фурке, в современном обществе покупательная способность и уровень потребления составляют «главный фактор самоуважения и меру успешной социальной интеграции» (Fourquet 2019). Неслучайно, по данным многочисленных опросов, именно «поддержание покупательной способности» постоянно значится на первом месте среди волнующих население проблем и в списках задач, стоящих, по мнению избирателей, перед властями.

Снижение социального статуса и неспособность сохранять привычный уровень жизни порождают фрустрацию и страх перед будущим, которые трансформируются в недоверие к правящим кругам, способствующими, по мнению граждан, неблагоприятным переменам в их положении. Ответом нижней части среднего класса на растущие экономическую и социальную лишения стало самое крупное во Франции в XXI в протестное движение «жёлтых жилетов». Макрон был вынужден прервать серию реформ и пойти на существенные уступки, стоимость которых для бюджета достигла 15 млрд евро.

Социальные расколы проявляются и в территориально-пространственной дисгармонии. Французский урбанист К. Гюллюи в исследовании «Периферийная Франция» ^иШиу 2014) противопоставил две Франции - «метрополитенских городов» и «метрополитенских ареалов». Жизнь в мегаполисах, включённых в систему международных экономических, научно-технических и культурных связей, резко диссонирует с обитанием в малых и средних городах и примыкающих к ним загородных зонах. Именно в «периферийной Франции» вспыхнуло в конце 2018 г. движение «жёлтых жилетов». Речь идёт о регионах Севера, Северо-Востока и Юго-Востока страны, на территории которых некогда начиналась Промышленная революция. Процессы деиндустриализации повлекли за собой деградацию городского пространства, его экономической, социальной и культурной инфраструктуры. Для её развития были созданы специальные программы «Действие в сердце города» и «Малые города завтрашнего дня». Однако переломить деградацию городского пространства удалось далеко не повсеместно. Так, в 2023 г. по-прежнему актуальна проблема «медицинского опустынивания» населённых пунктов, где количество врачей на 100 тыс. населения ниже порогового значения.

Социальные проблемы ярко выражены и в пригородах крупных мегаполисов, где преобладает социальное жильё. Данные районы заселены преимущественно иммигрантами, в т.ч. нелегальными, безработными, неполными семьями, а также лицами, занятыми трудовой деятельностью, не требующей особой квалификации и профессиональных навыков. С 1970-х гг. в «трудных кварталах» проводилась т.н. городская политика. По замыслам её разработчиков модернизация жилых кварталов и совершенствование их транспортной инфраструктуры должны были сочетаться с мерами по улучшению качества образования жителей, с противодействием их дискриминации при трудоустройстве. Однако, несмотря на истраченные с 2010 г. 117 млрд евро, городская политика имела достаточно ограниченный эффект. В 2018 г. Мак-рон отказался от реализации представленного ему дорогостоящего комплексного плана борьбы с социальной маргинализацией жителей пригородов и ограничился единичными нововведениями, самым значимым из которых стало уменьшение вдвое числа учащихся в классах начальной школы в зонах приоритетного образования.

Во время пандемии COVID-19 Макрон произнёс ставшую знаменитой фразу о том, что для защиты населения и компаний будет сделано «всё, чего бы это ни стоило» и пошёл на резкий рост госрасходов. Однако санитарные ограничения значительно усугубили социальные диспропорции. Во время локдаунов основной раскол наблюдался между теми, кто мог ра-

ботать дистанционно (это в основном были дипломированные специалисты высшего звена) и теми, чья деятельность требовала присутствия на рабочем месте - рабочими и мелкими служащими. Неравенство проявлялось и в доступе к цифровым технологиям, что было тесно связано с социальным положением и местом жительства. Почти 2/3 опрошенных заявили, что санитарный кризис отрицательно повлиял на их профессиональную жизнь, 24% - на финансовое положение. В среднем 22% французов обратились за помощью (финансовой, юридической, психологической, продовольственной и т.д.) к государственным органам или ассоциациям, и примерно половина запросов была удовлетворена (Crédoc 2021). Вместе с тем сбережения населения во время кризиса из-за отложенного спроса росли, достигнув к 2021 г. 157 млрд евро, но примечательно, что 70% этой суммы приходится на 20% самых обеспеченных домохозяйств (Les «nouveaux vulnérables»... 2021).

Значительные социальные трансферты пришлось взять на себя государству и во время энергетического кризиса 2022-2023 гг. Инфляция, локомотивом которой стали энергоресурсы и продукты питания, подорожавшие соответственно на 16,3 и 13,3% за год, сильно подтачивала доходы французов. В общей сложности на разнообразные выплаты и индексацию социальных пособий было истрачено более 50 млрд евро. Однако, несмотря на предпринятые меры, 2/3 семей пришлось поменять свои потребительские предпочтения. По словам генерального директора Национального института статистики и экономических исследований Ж.-Л. Тавернье, уровень «материальных и социальных лишений» французских домохозяйств достиг в 2022 г. исторического максимума (Pauvreté en France:... 2023).

За время правления Макрона социальные диспропорции не только не смягчались, но становились всё глубже. Так, по данным исследователей, с 2017 г. ускоряется девальвация наёмного труда, наблюдаемая с конца 1970-х гг., происходит устойчивое снижение покупательной способности (L'evolution des salaires. 2023). Хотя Франция удерживает пальму первенства в странах ОЭСР по удельному весу социальных расходов в ВВП, налицо явные проблемы с качеством социальных услуг и видимые дисфункции в таких общественно значимых областях, как медицина и образование. Обозначились и новые линии размежеваний - уже недалеко то время, когда запланированный «зелёный переход» потребует от населения значительных ограничений, причём очевидно, что они будут неоднородно распределены и по-разному ощущаться представителями различных социальных категорий.

На президентских выборах 2022 г. Макрона поддержали предприниматели, высокопоставленные чиновники и топ-менеджеры, т.е. элиты, верхняя часть среднего класса и пенсионеры. Избиратели действовавшего президента являлись жителями крупных мегаполисов и зажиточных пригородов, регионов развитого туризма и виноделия, а также приморских коммун, особенно на Атлантическом побережье. В то же время большая часть народных слоёв -работников среднего и низшего звена - рабочих, мелких служащих и коммерсантов, а также фермеров, проживающих в небольших городах или сельской местности, отдали свои голоса Марин Ле Пен, лидеру «Национального объединения» (НО). Ле Пен в ходе предвыборной кампании сделала акцент не на привычной для крайне правых тематике иммиграции и национальной идентичности, а на социальной составляющей своей программы. Французские социологи отмечают явное сходство между географическим разделением голосов за Макрона и Ле Пен с картами голосования за и против на референдумах по Маахстрихтскому договору 1992 г. и Конституции ЕС 2005 г. (Fourquet 2023). Открытость внешнему миру высокооплачиваемых работников противостоит страху перед глобализацией нового пролетариата сервисной экономики.

Итоги голосования на выборах 2022 г. отразили и существующие в стране межпоколен-

ческие дисбалансы. Французы старшего возраста смогли использовать бонусы, предлагавшиеся системой социальной защиты. При этом их не коснулись либеральные реформы Макрона, которые видоизменяют данную систему. Материальное положение большинства пенсионеров достаточно устойчиво - не случайно каждый второй новый автомобиль в стране покупается представителями именно этой категории населения. В то же время жизнь молодых людей далеко не так стабильна. Безработица, различные формы частичной и неполной занятости, обесценивание дипломов - все эти свойственные современной экономике явления затрагивают в первую очередь лиц от 18 до 24 лет.

Во время пандемии молодёжь стали описывать как «поколение, принесённое в жертву» (Chevalier 2021). В докладе Национального совета по борьбе против бедности и социальной изоляции указано, что учащаяся молодёжь, которая не могла претендовать на пособие по безработице, оказалась в особо уязвимом положении (La pauvreté démultipliée... 20210. Во время санитарных ограничений занятия в вузах перешли в дистанционный формат, были прерваны многочисленные стажировки, не продлены рабочие контракты с фиксированным или испытательным сроками. Резко сократились или исчезли возможности трудоустройства в тех сферах занятости, которые обычно привлекают молодых людей (досуг, ресторанный, гостиничный бизнес). Организации волонтёров заявляли, что ряды получателей продовольственной помощи пополнили многочисленные студенты.

Политические настроения молодёжи отличаются от воззрений старших возрастных групп большим отчуждением от политики, толерантностью к политическому насилию и приверженностью к темам, связанным с культурными ценностями. Особое внимание молодые люди уделяют экологической повестке. Так, почти 70% молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет заявили, что они готовы отказаться от работы в компаниях, которые не принимают во внимание экологические проблемы (Les jeunes. 2023). У этой возрастной категории безусловным лидером на выборах стал глава крайне левой «Непокорённой Франции» Жан-Люк Меланшон, выступающий за справедливое перераспределение богатств, наращивание социальных расходов (в т.ч. выплату минимального студенческого дохода), экологическое планирование, а также создание Шестой республики, управляемой народом. В то же время значительная часть пенсионеров поддержала Макрона, составив основу избирательной базы нынешнего главы государства.

Другой частью электората, массово отдавшей предпочтение Меланшону, стали французские мусульмане. Трудности французской модели интеграции иммигрантов приводят к социокультурной дифференциации населения. По наблюдению политолога М. Трибаля, с конца 1990-х гг. «происходит упрочение идентичности, которая отделяет мусульман от остальных граждан, ужесточает социальный контроль и довлеет над правами как правоверных, так и немусульман» (Tribalat2013). Интенсифицируется отправление религиозных обрядов. Французские исследователи связывают тенденцию к реисламизации иммигрантов с неудачами в их социально-экономической интеграции (Beauchemin 2016). Особенно сильна исламизация среди молодёжи. Так, в 2020 г.75% опрошенных мусульман от 18 до 24 лет заявили, что ставят свои религиозные убеждения выше республиканских ценностей, в то время как среди лиц старше 35 лет подобную точку зрения разделили только 25% (Sondage: les jeunes... 2020). На воззрения французских мусульман оказывают влияние и иностранные исламистские движения. Наблюдается активизация радикальных форм ислама, в мусульманской среде распространяется, по выражению политолога Ж. Кепеля, «атмосферный джихадизм» (Jihadisme d'atmosphère... 2023). Зачастую исполнитель теракта не принадлежит к какой-либо организации, которую можно было бы вычислить и обезвредить, а принимает решения и действует само-

стоятельно в соответствии с собственными убеждениями.

Всё чаще мусульманская культура и обычаи не ограничиваются частной сферой, а выходят в общественное пространство. Так, данные опросов свидетельствуют о том, что закон 2004 г. о запрете знаков религиозной символики в школах отнюдь не препятствует демонстрации религиозной идентичности в учебных заведениях. Широкое распространение среди учащихся, исповедующих ислам, получили абайи - длинные платья свободного покроя. Каждый год всё больше преподавателей подвергаются угрозам или актам агрессии со стороны учащихся, основываясь на самосознании и религиозных мотивах (Les enseignants face. 2023). Более половины учителей в 2022 г. подвергали себя самоцензуре, чтобы избежать инцидентов из-за религиозных вопросов (Les enseignants face. 2022). Власти заявили о своей решимости противостоять покушениям на светские принципы в образовательном процессе. В сентябре 2023 г. министр образования Г. Атталь издал распоряжение, запрещающее ношение в школах абайи и мужского варианта - камиса, в то время как ранее разрешение или запрет подобной одежды были отданы на откуп администрации учебных заведений, что приводило к многочисленным спорным ситуациям.

На фоне неудач интеграции мигрантов возрастает популярность крайне правых сил, связывающих рост безработицы и преступности с возрастанием количества переселенцев и усматривающих в этом опасность размывания французской национальной идентичности под влиянием инокультурных приезжих. В свою очередь, 69% принявших участие в голосовании мусульман поддержали Меланшона, в позитивном плане интерпретирующего смешение различных этнических культур, которое, по его мнению, не уничтожает национальную и культурную идентичность, а создаёт дополнительную ценность в виде нового поколения и новой социокультурной идентичности (Vote des electorats... 2022). Лидер «непокорённых» критиковал принятый в 2021 г. закон «О сепаратизме», в соответствии с которым усиливается контроль государства над частными школами, мечетями, ассоциациями и другими культурно-религиозными сообществами. Меланшон расценил данный закон как «антимусульманский» и пообещал его отменить в случае прихода к власти.

Ухудшение социального климата

Социальные размежевания повлекли за собой многочисленные движения протеста. Французскую политическую культуру отличает укоренённость практики прямого участия в политике, это традиционный способ диалога и канал общения граждан с властями. Однако с середины 2010-х гг. демонстрации всё чаще стали перерастать в массовые уличные беспорядки и погромы. Среди мирных протестующих появлялись хорошо скоординированные группы в чёрных масках, которые кидали в полицейских камни и «коктейли Молотова», нападали на них с арматурой и учиняли уличные погромы. Соответственно, происходит и ужесточение практик поддержания порядка - обычным фактом стало употребление полицией водометов, гранат со слезоточивым газом и пневматического оружия. Ярким примером может служить эволюция движения «жёлтых жилетов». Оно начиналось как мирное блокирование магистралей и перекрёстков с круговым движением, однако к акциям протеста присоединились экстремистские элементы, и в стране начались масштабные погромы и столкновения с полицией, в ходе которых погибли 11 человек, были ранены свыше 25 тыс. манифестантов и более 1 900 полицейских.

Крупными беспорядками и сотнями раненых, использованием пиротехники и «коктейлей Молотова» протестующими и гранат силами правопорядка были ознаменованы в марте 2023 г. выступления экологов против строительства ирригационного водохранилища в Сен-

Солин. Масштабные протесты в 2023 г. развернулись и против пенсионной реформы, увеличивающей пенсионный возраст с 62 до 64 лет. Под эгидой профсоюзов прошло 14 дней общенациональных демонстраций. То, что данные акции прошли в относительно спокойной обстановке, смотрелось уже скорее исключением, чем правилом.

Свидетельством острых социальных и социокультурных проблем, а также неэффективности работы ряда государственных служб стали городские уличные бунты июня 2023 г., начавшиеся в неблагополучных кварталах и молниеносно распространившиеся по стране. По ожесточённости и масштабу разрушений они намного превзошли аналогичные события 2005 г. Волнения затронули не только окраины крупных метрополий, но и городки «периферийной Франции», где экономическое положение этнически неоднородной молодёжи зачастую более проблематично, чем на окраинах крупных мегаполисов. Данные бунты можно расценить как всплеск деструктивной активности люмпенизированной молодёжи. Дело том, что представители юстиции рассматривали жителей городских окраин как жертв социальных обстоятельств и репрессивных мер к правонарушителям практически не применяли. Крайне мягкое использование уголовных и административных правовых норм сформировало у молодых людей чувство вседозволенности. Вовлечение молодёжи в различные формы преступной деятельности, особенно в бурно развивающийся наркотрафик (оборот наркотиков оценивают 4-5 млрд евро в год, в то время как в 2010-х гг. он составлял около 2 млрд) деформирует шкалу ценностей подростков и создаёт для них социальный лифт в рамках своеобразной контрмодели. Тот факт, что государство фактически делегировало поддержание порядка в некоторых кварталах наркодилерам, является крайне тревожным сигналом. Регулярными стали столкновения между бандами с использованием огнестрельного оружия, причём жертвами всё чаще оказываются случайные мирные граждане. В июне к организованным преступным сообществам присоединилась молодёжь, в них не состоящая, но разделяющая с их членами общие культурные коды - музыку, моду, социальные сети. Молодые люди не выдвигали никаких социальных или политических требований, однако с азартом грабили магазины и банки, поджигали и разрушали общественные здания, в т.ч. муниципалитеты, школы, а также построенные в рамках городской политики досуговые и культурные центры, нападали на представителей правопорядка. Материальный ущерб в 1 млрд евро, около 800 полицейских получили ранения.

Глава государства возложил основную ответственность за произошедшее на отсутствие воспитания в семьях и социальные сети. Свою роль сыграли провал социализации и слабость образовательного процесса в школах (каждый год учебные заведения покидает без какого-либо диплома около 150 тыс. человек). Однако очевидно, что без жёсткой борьбы с преступностью никакие социальные программы и градостроительные планы не смогут увенчаться позитивным результатом. Открытым остаётся вопрос, хватит ли у властей политической воли и не сведутся ли озвученные правительством меры по усилению безопасности граждан (особые образовательные центры для несовершеннолетних правонарушителей, курсы для их родителей, частичное возмещение нанесенного ущерба) к отдельным бессистемным и не меняющим положение вещей мероприятиям.

При подобном взрывоопасном социальном климате не удивительно, что 9 из 10 (91%) французов считают, что живут в жестоком обществе. Причём с 2021 по 2023 г. до 45% (+31) выросло количество тех, кто полагает, что «Франция находится в состоянии злости и протеста», а 34% граждан считает, что применение насилия - нормальный способ защиты своих интересов (Fractures françaises... 2023: 22). Накопленный в обществе повышенный градус агрессии, не находя адекватного выхода, проявляется в повседневной жизни ростом преступлений против личности как в семьях, так и в общественных пространствах. Количество умыш-

ленных побоев и травм увеличилось с 2000 г. на 142%, их жертвами с 2017 по 2021 г. стали 1,337 млн граждан (Hirel 2022). Президент отметил рост агрессии в обществе и призвал правительство «тщательно работать над противодействием этому процессу децивилизации» (Bocquet 2023). Это произошло после инцидента в г. Сен-Бревен, где заявление мэра о намерении организовать пункт по размещению мигрантов вызвало настолько яростное сопротивление некоторых местных жителей, что его дом был подожжён.

При оценке французами настоящего и будущего состояния страны явно доминируют пессимистические настроения. По мнению 82% опрошенных Франция находится в упадке, причём за 10 лет на 14 п.п. (с 20 до 34%) увеличилось количество французов, полагающих, что он необратим. Характерно, что для большинства (57% избирателей) пропрезидентской партии «Вперёд, Республика» никакого упадка в стране не наблюдается. Но с этим согласились всего 3% сторонников «Национального объединения» и 16% приверженцев крайне левых (Fractures françaises. 2023).

Нарастание неуверенности в будущем, усугубление социального пессимизма привели к глубокому отторжению избирателей от политиков. Французов всё меньше устраивает функционирование политического механизма Пятой республики. Политический режим эволюционировал в направлении от полупарламентского к ярко выраженному президентскому. Глава государства обладает широкими полномочиями и не несёт ответственности перед парламентом. Политической практикой последних десятилетий была сведена на нет и ответственность правительства перед парламентом. Её заменила реальная подотчётность Кабинета президенту, что способствовало росту клановости в политических кругах и нравственной деградации политиков. Неудивительно, что большинство французов считают, что политики «довольно коррумпированы» и в первую очередь служат «своим собственным интересам».

За годы правления Макрона усилилась тенденция к гипертрофированному развитию исполнительной власти за счёт законодательной. До избрания на пост президента Макрон не занимал выборных должностей, однако его работа в инвестиционном банке Rothschild сформировала демонстрируемый им на высшем государственном посту жёсткий вертикальный принцип управления, свойственный бизнес-менеджменту. Этот стиль расходится с традицией взаимных компромиссов, свойственной политической элите Франции. Большинство французов расценивает как несправедливые и недемократические те законодательные уловки, которыми пользуются правящие круги для проталкивания непопулярных законопроектов в обход обычной парламентской процедуры. Политические оппоненты президента заявляют об истончении демократии и установившемся режиме «авторитарного либерализма» (Boursier 2023).

Растущая техническая сложность вопросов, с которыми сталкиваются политики, повысила роль разного рода экспертов и консультативных органов, к услугам которых всё чаще стали прибегать и французские правящие круги. При подобной практике складываются предпосылки к получению частными консультантами реальных рычагов воздействия на органы власти. В марте 2022 г. комиссия сената по расследованию использования государством услуг частных консалтинговых фирм опубликовала отчёт, из которого следовало, что в 2021 г. объём правительственных заказов превысил 1 млрд евро (в два раза больше, чем в 2018 г.). Причём расходы на некоторые доклады выглядели неоправданно завышенными. Кроме того, выяснилось, что американская консалтинговая фирма McKinsey, услугами которой Макрон начал пользоваться ещё в бытность министром экономики, не платила корпоративных налогов во Франции, используя тщательно продуманную схему «налоговой оптимизации». Хотя в обвинениях в адрес Макрона в данном деле тема личного обогащения не звучала, они в глазах избирателей создавали президенту имидж ставленника мировой финансовой «закулисы» и

транснациональных корпораций. В глазах французов олигархическая элита всё больше разъединяет нацию. Характерно, что июле 2022 г. большинство опрошенных (55%) полагали, что политическим институтам работать во имя всеобщего блага мешают политические элиты, 47% возлагали ответственность на экономические круги, 47% - на наиболее богатых граждан (Guillouet 2023).

Существенные изменения в сознании французов произошли и под влиянием локдаунов 2020 г., которые стали беспрецедентным социальным опытом в мирное время. В глазах избирателей выросла значимость экологической проблематики. Усилились наблюдавшиеся до пандемии процессы индивидуализации, атомизации граждан, ослабления чувства принадлежности к коллективу, образующему избирательный корпус, что получило политическое выражение в необычайно высоком уровне абсентеизма на муниципальных и региональных выборах 2020 и 2021 гг., что ставит под вопрос легитимность политических институтов. При рекордном с 1969 г. количестве воздержавшихся (28,2%) во втором туре президентских выборов Э. Макрон, как и в 2017 г., оказывается избранным менее чем половиной зарегистрированных избирателей. На парламентских выборах 2022 г. вновь был зафиксирован рекордный уровень абсентеизма, достигший 52,49% в первом туре и 53,77% во втором (Résultats des élections. 2022).

Трансформации в политической жизни

Глубинная трансформация французского общества оказала существенное влияние на политическую жизнь страны. Партийно-политическая система переформатировалась от двухпартийной к трёхцентричной. Сменился основной раскол, десятилетиями структурировавший политическую жизнь страны - от размежевания между правыми и левыми, выражающими интересы собственников и наёмных работников, к противостоянию между выигрывающими и проигрывающими от процессов глобализации. Былые влиятельные политические акторы -«Республиканцы» и социалисты постепенно теряли влияние, а их место заняли движения правых и левых популистов. Вместе с тем по ряду других социально значимых тем (безопасности, иммиграции, социального консерватизма или либерализма) политическое пространство по-прежнему определяется как противостояние левых и правых.

В первом туре президентских выборов 2022 г. общее количество голосов, отданных за кандидатов антисистемных партий, достигло беспрецедентного уровня - более 50%. При этом ныне антисистемность не означает антидемократическую позицию. Как справедливо отметил политолог Г. Вайнштейн, «речь идёт, как правило, о выступлениях не против системы, а против политики системного консенсуса, объединяющего политический истеблишмент на базе приверженности идеям и принципам открытого общества, глобальной экономики, социального государства, единой Европы, представительной демократии» (Вайнштейн 2018). Мак-рон обладал достаточным запасом социальной и электоральной поддержки, олицетворял стабильность и во втором туре привлёк к себе большинство избирателей, не готовых видеть представителя крайне правых сил во главе государства.

Протестные настроения и стремление ограничить власть президента выплеснулись наружу на последовавших через два месяца после президентских парламентских выборах и привели к крупнейшим успехам правых и левых популистов. Президентская коалиция утратила абсолютное большинство в Национальном собрании. Нижняя палата парламента оказалась расколотой на три блока: пропрезидентские группировки (200 депутатов), крайне правое НО во главе с Ле Пен (88 депутатов) и крайне левая «Непокорённая Франция» Меланшона (75 депутатов), к которой примыкают социалисты, коммунисты, и экологи-зелёные (76 депутатов).

Весомое представительство в парламенте антисистемной оппозиции осложняет законотворческую деятельность и подпитывает социальную нестабильность. Платой за обширные социальные траты стала разбалансированность финансов и острая необходимость сокращения дефицита госбюджета, достигшего в 2022 г. 126,8 млрд евро или 4,8% ВВП. Пропрезидентские силы систематически продавливают свои предложения без учёта мнений и требований депутатов оппозиции. Премьер Элизабет Борн за полтора года 20 раз использовала ст. 49.3 Конституции, позволяющую принимать законопроекты без голосования путём постановки вопроса о доверии к Кабинету. В политическом дискурсе прослеживается явное ожесточение противоборствующих сторон. Однако если возглавляющая НО Ле Пен поставила себе цель вписаться в политический истеблишмент и проводит оппозиционную, но вполне соответствующую парламентской этике линию, то основой стратегии «Непокорённой Франции» стало обострение политических разногласий с оппонентами и подливание масла в огонь любого разгорающегося конфликта.

В Национальном собрании в противостоянии с правыми и левыми популистами сторонникам президента невозможно обойтись без поддержки 62 депутатов «Республиканцев». Однако многие депутаты данной партии были избраны в ходе острой конкурентной борьбы с кандидатами пропрезидентских сил, и ввиду того, что в 2027 г. Макрон уже не сможет баллотироваться на пост главы государства, правоцентристы не упускают случая продемонстрировать свою оппозиционность правительственному курсу. Особо драматичная ситуация сложилась весной 2023 г. с принятием пенсионной реформы, увеличивающей возраст выхода на пенсию с 62 до 64 лет. Часть группы «Республиканцев» поддержала вотум недоверия правительству, и для отставки Кабинета не хватило всего 9 голосов.

Из-за фрагментации политического пространства последнее стало многослойным - различаются ведущие политические акторы в национальном масштабе и на территориях. Подобный политический расклад соответствует множественным и многоуровневым социальным расколам во французском обществе. Это подтвердили прошедшие в сентябре 2023 г. частичные выборы в сенат. Если нынешнее Национальное собрание является ареной баталий пропрезидентских сил с «Национальным объединением» и союзом левых, в котором тон задают депутаты крайне левой «Непокоренной Франции», то сенат представляет политический расклад «вчерашнего дня». В нём доминируют правоцентристские и левоцентристские движения, прочно укоренённые на местах и обладающие обширным корпусом депутатов местного уровня.

Именно в сенате исполнительная власть вынуждена всё чаще искать политическую опору. Представители «Республиканцев» в верхней палате в значительно большей степени «совместимы с Макроном», нежели их коллеги из Национального собрания. Неслучайно именно с сената в ноябре начал свой парламентский путь вызывающий бурные дискуссии в политических кругах законопроект о регулировании иммиграции. Во время обсуждения в сенате в законопроект вносятся поправки, которые делают его приемлемым для депутатов правой ориентации. Немаловажен и тот факт, что дискуссии в сенате идут в конструктивном русле, в то время как обсуждения в Национальном собрании под влиянием группы крайне левых депутатов зачастую превращаются в балаган.

Президент стремился найти выход из кризиса доверия и выдвигал многочисленные инициативы, лежащие вне привычных политических институтов. Таким образом, глава государства демонстрировал желание сделать шаги навстречу гражданам, большинство которых требует более активного участия общества в политической жизни (Barometre de la confiance. 2023). Макрон неоднократно высказывался за возобновление практики проведения референдумов, собирал различные консультационные органы с участием представителей гражданско-

го общества, однако реальный политический выхлоп от всего этого обилия инициатив весьма невелик. Начало было положено вынужденным участием президента в больших дебатах 2019 г., ознаменовавших угасание движения «жёлтых жилетов». В том же году начала работу Конвенция граждан за климат из 150 членов, выбранных по жребию. Хотя некоторые предложения по «зелёному переходу» вошли в принятый в 2022 г. «Закон о климате и устойчивости», участники конференции дали невысокую оценку (3,3 из 10 возможных) степени использования правительством их инициатив (Вагтоих 2022). В 2022 г. создан Национальный совет по восстановлению, который должен был объединять различных политических деятелей, а также ассоциации и профсоюзы. Однако оппозиционные партии и профсоюзы отказались участвовать в заседаниях, в итоге никаких решений принято не было. В 2023 г. Макрон провёл встречу с мэрами пострадавших от городских бунтов городов, а также два совещания с лидерами партий, представленных в парламенте. Предметом дискуссий на второй встрече стало расширение тематики, по которой возможно проведение общенационального референдума. По итогам президент заявил о нецелесообразности проведения референдума об иммиграции, на котором настаивали правые политики. Данные реверансы президента в сторону общественности были расценены большинством и гражданам, и политических деятелей как ещё один способ политической коммуникации, не более того. Основная проблема состоит в том, что глава

государства не готов отдавать на суд общественности судьбоносные для нации решения.

* * *

Таким образом, обилие глубоких социальных размежеваний в обществе приводит к социальной нестабильности, размыванию биполярности, которая издавна структурировала политическую жизнь страны, дроблению политического пространства и значительному росту влияния популистских движений. Средний класс фрагментируется и превращается из гаранта внутреннего равновесия общества в фактор его дестабилизации. Во время президентства Макрона правящие круги хотя и сгладили социальные последствия COVID-19 и возникшего вслед за ним энергетического кризиса, но не смогли добиться смягчения фундаментальных социальных расколов и дисбалансов. Социальные диспропорции возрастают и генерируют новые размежевания. Из-за необходимости быстро реагировать на постоянно возникавшие события чрезвычайного характера политической линии президента не хватало системности. Попытки повысить экономическую эффективность и внести модификации в функционирование государства благосостояния привели к мощным социальным взрывам и углубляли отторжение масс от элит. Сложившаяся в итоге парламентских выборов 2022 г. трёхцентричная расстановка политических сил в Национальном собрании в концентрированном виде отражает общественные расколы, причём весомое представительство популистских сил в парламенте, в свою очередь, подпитывает размежевания среди французов. Сочетание значительных общественных дисбалансов с традиционно конфронтационным характером социальных отношений влечёт за собой сильную социальную турбулентность, тревожными свидетельствами которой стали возрастание степени радикализма на политической арене и градуса насилия в обществе.

Список литературы / References

«Jihadisme d'atmosphère»: d'où vient cette formule reprise par Gérald Darmanin? Franceinfo. 24.10.2023. Available at: https://www.francetvinfo.fr/france/jihadistes-francais/jihadisme-d-atmos phere-d-ou-vient-cette-formule-reprise-par-gerald-darmanin_6140253.html (accessed 20.11.2023).

Barometre de la confiance politique 2023. Vague 14. SciencesPo Cevipof. 02.2023. Available at: https://www.sciencespo.fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/Barometre%20de%20la%20c onfiance%20en%20politique%20-%20vague%2014%20-%20Fevrier%202023%20-%20vFR.pdf% 20(1).pdf (accessed 20.11.2023).

Barroux, R. (2022). Les espoirs déçus de la démocratie participative. Le Monde. 04.04.2022. Available at: https://www.lemonde.fr/idees/article/2022/04/04/les-espoirs-decus-de-la-democratie-participative_6120421_3232.html (accessed 20.11.2023).

Beauchemin, C. (2016). Emploi, école: les réussites et les blocages de l'intégration en France. Le Monde. 08.08.2016. Available at: http://www.lemonde.fr/societe/article/2016/01/08/les-enfants-d-i mmigres-s-integrent-mais-restent-victimes-du-chomage-et-de-la-discrimination_4843872_3224.html (accessed 20.11.2023).

Bocquet, M. (2023). «Décivilisation» de la société: Macron agite la classe politique. Le Point 25.05.2023. Available at: https://www.lepoint.fr/politique/decivilisation-de-la-societe-macron-agite-la-classe-politique-25-05-2023-2521644_20.php (accessed 20.11.2023).

Boursier, H. (2023). En Macronie, la montée du «national-libéralisme». № 1759. Politis. 24.09.2023. Available at: https://www.politis.fr/articles/2023/05/en-macronie-la-montee-du-national-liberalisme/ (accessed 20.11.2023).

Chauvel, L. (2016). La spirale du déclassement. Essai sur la société des illusions. Paris: Le Seuil.

Chevalier, T., Loncle, P. (2021). Une jeunesse sacrifiée? Paris: Puf.

Fourquet, J. (2019). L'adieu à la grande classe moyenne: la crise des «gilets jaunes », symptôme de la « démoyennisation» 196. IFOP. 04.2019. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2019/05/Focus- 196-Le-hard-discount-v4- 1.pdf (accessed 20.11.2023).

Fourquet, J. (2023). La France d'apres. Tableau politique. Paris: Edition du Seuil.

Fractures Françaises. Sondages 2023. 11ème édition. Ipsos, Sopra Steria, Le Monde, la Fondation Jean Jaurès, le Cevipof, l'Institut Montaigne. Available at: https://www.sciencespo. fr/cevipof/sites/sciencespo.fr.cevipof/files/Ipsos%20Sopra%20Steria%20-%20Fractures%20Franç aises%20-%20septembre_2023.pdf (accessed 20.11.2023).

Guillouet, S. (2023). La demande d'autoritarisme politique en France. Fondation Jean Jaures. 30.03.2023. Available at: https://www.jean-jaures.org/publication/la-demande-dautoritarisme-politique-en-france/ (accessed 20.11.2023).

Guilluy, Ch. (2014). La France périphérique: Comment on a sacrifié les classes populaires. Paris: Flammarion.

Hirel, J. (2022). Face à l'ensauvagement de la société, Emmanuel Macron ne doit pas oublier d'être le président des victimes. Le Figaro. 11.05.2022. Available at: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/face-a-l-ensauvagement-de-la-societe-emmanuel-macron-ne-doit-pas-oublier-d-etre-le-president-des-victimes-20220511 (accessed 20.11.2023).

L'observatoire des vulnérabilités 2021: une société affaiblie par la crise sanitaire. Crédoc. Available at: https://www.credoc.fr/publications/lobservatoire-des-vulnerabilites-2021-une-societe-affaiblie-par-la-crise-sanitaire (accessed 20.11.2023).

La pauvreté démultipliée Dimensions, prosessus, réponses, printemps 2020 - printemps 2021. CNLE. Available at: https://www.cnle.gouv.fr/la-pauvrete-demultipliee-1571.html (accessed 20.11.2023).

Les enseignants face à l'expression du fait religieux à l'école et aux atteintes à la laïcité. IFOP. 08.12.2022. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2022/12/JNL2022_Rap port_Ifop_EV_2022.02.05-1.pdf (accessed 20.11.2023).

Les enseignants face à l'expression du fait religieux à l'école et aux atteintes à la laïcité (volet 2). IFOP. 06.03.2023. Available at: https://www.ifop.com/wp-

content/uploads/2023/03/119489_Rapport_Ifop_EV_Volet2_2023.02.10.pdf (accessed 20.11.2023).

Les jeunes et la prise en compte des enjeux environnementaux dans le monde du travail. Harris Interactive. 03.10.2023. Available at: https://harris-interactive.fr/opinion_polls/les-jeunes-et-la-prise-en-compte-des-enjeux-ecologiques-dans-les-etudes-et-le-monde-du-travail/ (accessed

20.11.2023).

Les «nouveaux vulnérables», ces quatre millions de Français fragilisés par la crise. Le Monde. 11.10.2021. Available at: https://www.lemonde.fr/societe/article/2021/10/11/pauvrete-4-millions-de-francais-fragilises-par-la-crise_6097905_3224.html (accessed 20.11.2023).

L'évolution des salaires depuis 1950: la rupture de 2017. Document de travail. № 2. IRES. 10.2023. Available at: https://ires.fr/wp-content/uploads/2023/10/DdT02_2003.pdf (accessed 20.11.2023).

Pauvreté en France: L'INSEE annonce un taux record de privation. L'Opinion. 17.09.2023. Available at: https://www.lopinion.ma/Pauvrete-en-France-L-INSEE-annonce-un-taux-record-de-privation_a44215.html (accessed 20.11.2023).

Résultats des élections législatives 2022. Ministere de l'interieur et outre mer. Available at:

https://mobile.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Legislatives/elecresult_legislatives-

2022/(path)/legislatives-2022/FE.html (accessed 20.11.2023).

Sondage: les jeunes musulmans plus radicaux que leurs aînés. Le Figaro. 08.09.2020. Available at: https://www.lefigaro.fr/actualite-france/sondage-les-jeunes-musulmans-plus-radicaux-que-leurs-aines-20200908#:~:text=74%20%25%20des%20Français%20musulmans%20de,plus%2C%20selon %20un%20sondage%20Ifop. (accessed 20.11.2023).

Tribalat, M. (2013). Assimilation: la fin du modèle français. Paris.

Vote des electorats confessoinneles au1 tour de l elections presidentielles. IFOP pour la Croix. Available at: https://www.ifop.com/wp-content/uploads/2022/04/119082-Rapport.pdf (accessed 20.11.2023).

Вайнштейн, Г.И. (2018). Трансформация западноевропейского политического ландшафта и институционализация антисистемой политики // Мировая экономика и международные отношения 5(62): 22-23. [Vainshtein, G. (2018). Transformation of west European political landscape and institutionalization of anti-system politics. World Economy and International Relations 5(62): 22-23. (in Russian).]. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-5-17-28

Лапина, Н.Ю. (2020). Не очень счастливая глобализация: французский опыт // Россия и современный мир 2: 190-209. [Lapina, N.Yu. (2020). Not So Happy Globalization: French Experience. Russia and Contemporary World 2: 190-209. (in Russian).]. DOI: 10.31249/rsm/2020.02.11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.