ФРАНЦИЯ: МИГРАЦИОННЫЙ ВОПРОС
Одной из главных социальных проблем Франции последнего десятилетия является разрешение вопроса интеграции в общество иммигрантов из стран Африки и Ближнего Востока. Миграционные потоки во Францию являются важной частью экономики и имеют большую историю. Прежде чем перейти непосредственно к изучению текущей миграционной составляющей французского общества, рассмотрим положение вещей в историческом контексте.
С начала XX века количество иммигрантов во Франции росло, но после пика в 1931 г. последовал значительный спад и последующая стабилизация в военные годы [1]. В 1946 г. динамика роста доли мигрантов от общей численности населения стала положительной: если в 1946 г. численность мигрантов составляла 5% населения, то в 1975 и 2020 гг. уже 7,4% и 10,2% соответственно. Причем стоит отметить тот факт, что до середины 1970-х гг. основу иммиграционных потоков составляли мужчины, что вполне соответствовало нуждам Франции в рамках послевоенного восстановления (на начальном этапе), а затем и в рамках «Славного тридцатилетия». В 1974 г. в условиях ухудшения экономической ситуации трудовая иммиграция приостановилась, но произошло расширение иммиграции семей. С тех пор доля женщин в иммиграционных потоках увеличилась. При этом независимо от того, шла ли речь о воссоединении семей или по другим причинам. К 2020 г. доля женщин в миграционных потоках составила 52%, по сравнению с 45% в 1946 году и 44% в 1975 году. В начале 2000-х начался новый этап миграционных процессов во Франции, нацеленный на их трансформацию -приоритетом стала «избирательная» миграция, соответствующая текущим экономическим потребностям страны. Тем не менее, к середине 2000-х годов около половины всех трудовых мигрантов были низкоквалифицированными рабочими. Чаще всего они занимали ниши, малоинтересные коренному населению [2]. В 2007 г. иностранная рабочая сила составляла 7,2% трудоспособного населения страны, а в 2012-2013 гг. оно достигло 10% [3, с. 305]. Уровень безработицы среди мигрантов в 2011-2012 гг. превысил 14% [4]. Н. Саркози с приходом к власти начал проводить политику «селективной»
миграции. Ф. Олланд, а в дальнейшем и Э. Макрон, продолжили политику предшественника, однако миграционный кризис 2015 г. и продолжающиеся волнения на Ближнем Востоке усугубили ситуацию, увеличив количественно долю миграции по политическим причинам. Более того, значительно увеличились потоки нелегальных беженцев, что в условиях пандемии приобрело критический характер, угрожая не только национальной безопасности, но и оказывая серьезное давление на систему здравоохранения. Таким образом, к началу третьего десятилетия XXI века проблема миграции стала одним из самых актуальных вопросов во Франции.
Для рассмотрения мер и действий, предпринимаемых (и предпринятых) французским правительством, составим портрет среднестатистического иммигранта. Согласно данным Национального института статистики и экономических исследований Франции (L'Institut national de la statistique et des études économiques (INSEE)), в 2020 г. во Франции проживало 6,8 млн. иммигрантов (10,2% населения), из которых 2,5 млн. (36% от общего количества иммигрантов) имели французское гражданство. 47,5% иммигрантов родились в Африке, 32,2% родились в Европе. Среди стран наиболее популярными стали: Алжир (12,7%), Марокко (12%) и Португалия (8,6%). Схожа картина с детьми иммигрантов, рожденными на территории Франции в 2020 г. [5]
М«ста рождения французский -иммигрантов в ZDZQr.
Рис. 1. Доли французских иммигрантов, согласно рождению по континентам
на 2020 г.
Что касается образования и возраста мигрантов, то, согласно данным на 2019 г., лишь 43% иммигрантов имели высшее образование, а четверть не имели образования вообще. Тем не менее, стоит отметить, что почти 60% иммигрантов - это молодые люди до 30 лет, преимущественно с высшим образованием [6]. Данную категорию можно отнести к так называемой студенческой иммиграции.
В 2017-2018 гг. во Франции обучалось 343 тыс. иностранных студентов (5-е место в мире); в 2017 г. 88 095 видов на жительство было получено студентами, что стало рекордным показателем за всю практику предоставления по данной линии. Такая миграция является перспективной и, по мнению Э. Макрона, «шансом и гордостью» нации [7, с. 119-120]. Таким образом, несмотря на некоторые виды положительной миграции (например, квалифицированной рабочей силы), весомая часть мигрантов представляет собой малообразованных выходцев из стран Магриба и является определенной угрозой для безопасности Франции и подрыву её "национальных ценностей".
До недавнего времени Франция занимала активную позицию касательно приема мигрантов. Так в 2017 г. президент Франции заявлял, что долг Европы заключается в предоставлении убежища тем, кто подвергается преследованиям и нуждается в защите [8]. Однако, постепенно гуманитарная иммиграция, связанная с наплывом беженцев в период миграционного кризиса 2015 г., трансформировалась в экономическую. В частности, Э. Макрон подчеркивал это, говоря о необходимости соотносить идеалы с реалиями [9]. Проводя миграционную политику, основным приоритетом он ставил интеграцию иммигрантов: хорошее владение языком (с возможностью пройти бесплатные языковые курсы), принятие европейских ценностей, французской культуры и постепенная ассимиляция. Среди других целей миграционной политики главы государства можно выделить поощрение квалифицированных кадров, принятие Францией ответственности за прием беженцев и поддержка действий стран ЕС по охране внешних границ [7, с. 121]. Отдельно стоит отметить систему из двадцати мер, озвученных бывшим премьер-министром Э. Филиппом 6 ноября 2019 г., направленных на повышение контроля за миграционными потоками и общим изменением французской миграционной политики [10]. Главным новшеством стало внедрение квот по профессиям на один год в тех
секторах экономики, которые испытывают проблемы с привлечением трудовых ресурсов [7, с. 121]. Данное нововведение позволило бы увеличить количество квалифицированной рабочей силы в наиболее нуждающихся областях. Причем предполагалось, что вакантные места будут в первую очередь предлагаться местному населению во избежание конкуренции с иммигрантами.
В целом, на данный момент текущая французская миграционная политика достаточно гибкая и прагматичная, и во многом является продолжением предшественников Э. Макрона. В частности, президент Франции стремится, с одной стороны, наладить эффективную и гуманную систему приема законопослушных мигрантов с их дальнейшей интеграцией, а с другой -ввести жесткие ограничения и депортировать нелегалов, в том числе с целью демотивации потенциальных будущих иммигрантов на подобные действия [7, с. 121]. В нашем понимании такая политика является вполне оптимальной - Франция не собирается полностью закрываться от мигрантов ив то же время делает шаги в сторону селекции отдельных категорий иммигрантов, а именно наиболее нуждающихся, которые желают интегрироваться в европейское сообщество путем перенимания национальных ценностей, профессионального (пере)обучения и овладения французским языком. Тем не менее, с некоторыми аспектами социальной политики трудно согласиться. Во-первых, речь идет о существенных расходах на иммигрантов. В октябре 2019 г. в Национальной ассамблее Франции были обнародованы реальные расходы государства на иммигрантов. Согласно данным, представленным депутатом Национального собрания Франции В. Буае, они составили примерно 25 млрд. евро в год: 8,5 млрд. - на социальную помощь и здравоохранение, 10 млрд. - на школьное и высшее образование, 4,47 млрд. - на юридические нужды, 1 млрд. - на жилищные вопросы и 500 млн. - на услуги общественного транспорта[11]. При этом, по подсчётам известного французского эксперта Ж-П. Гуревича, ежегодное превышение расходов на иммигрантов по сравнению с доходами от их трудовой деятельности составляют 12,2 млрд. евро (8,5 млрд. евро для легальной иммиграции и 3,7 млрд. для нелегальной иммиграции) [7, с. 123]. На наш взгляд, такие расходы становятся серьезной обузой для французских граждан, в том числе, ухудшая социально-экономическое положение низших слоев населения. Соответственно, необходимо ужесточить политику в отношении "вложения" в иммигрантов: сокращение доступа к бесплатной
медицине, уменьшение различных пособий по безработице. Отдельно обостряет ситуацию рост доли среди иммигрантов детей младшего возраста, которые прибывают во Францию без родителей, преимущественно из стран Африки. Хотя детей распределяют в специальные общежития или в приемные семьи, расходы на их содержание несет государство, что также увеличивает статью в бюджете. Кроме того, школьное образование является одним из особых путей легализации иммигрантов, поскольку во Франции все дети в возрасте от 6 до 16 лет обязаны посещать школьные занятия в независимости от их статуса. Родители таких детей запрашивают законный статус для себя и своей семьи, пользуясь легализацией детей [7, с. 122].
Таким образом, проблема нелегальной, а в некоторых случаях и легальной иммиграции, является чрезвычайно острой для современной Франции, подрывая политическую и экономическую стабильность, а также провоцируя конфликты на религиозной почве. Возможным решением для Франции может стать принятие более жесткой позиции в миграционных вопросах: ужесточение политики приема иммигрантов, в частности, вводя определенные ограничения и повышая защищенность и закрытость границ; снижение количества расходов, выделяемых на существование мигрантов, но в то же время сохранение на достойном уровне программы адаптации и интеграции мигрантов. Кроме того, следует сделать акцент на потоках высококвалифицированных мигрантов и простимулировать их прибытие и использование, особенно в наиболее нуждающихся секторах экономики. Только предпринимая серьезные меры, можно добиться существенного улучшения ситуации.
Список использованных источников
1. Population immigrée et étrangère en France // INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/2381757#graphique-figurel_radiol (дата обращения: 03.11.2021).
2. Romans F., Kotecka M. Europe Labour Force Survey 2006. Eurostat. Luxembourg: European Commission, 2006 // Population and Social Conditions. 10/2007. URL : https://ec.europa.eu/eurostat/documents/4168041/5940969/KS-QA-07-010 -EN.PDF/f90535bf-1c46-4ece-a521-7841c97e6837 (дата обращения:
04.11.2021).
3. Саркисян Ж. М. Современные миграционные тенденции во Франции // Московский экономический журнал. 2019. №7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-migratsionnye-tendentsii-vo -frantsii (дата обращения: 03.11.2021).
4. International Migration Outlook 2014 [Электронный ресурс] // URL: http://ekke.gr/ocd/wp-content/uploads/2014/12/SOPEMI-2014-E.pdf (дата обращения 02.11.2021)
5. L'essentiel sur... les immigrés et les étrangers // INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3633212 (дата обращения: 03.11.2021).
6. En 2017, 44 % de la hausse de la population provient des immigrés // INSEE. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5351267 (дата обращения: 03.11.2021).
7. Стрельцова Я. Р. Современная миграционная политика Франции // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 8. С. 119-126. DOI 10.20542/0131-2227-2020-64-8-119-126.
8. Le programme d'Emmanuel Macron concernant l'asile et l'immigration. La République En Marche 1 fevrier 2017. L'Express, 07.04.2017. URL: https://www.lexpress.fr/actualite/politique/elections/programme-emmanue l-macronpresidentielle-2017_1896883.html (дата обращения: 03.11.2021).
9. Ficek I., Freyssenet E. Migrants: l'histoire du changement de pied de Macron. LesEchos, 21.02.2018. URL: https://www.lesechos.fr/21/02/2018/lesechos.fr/0301319351176_migrants —l-histoire-du-changement-de-pied-de-macron.htm (дата обращения: 03.11.2021).
10. Quotas, accès aux soins, regroupement familial. voici le détail des 20 mesures sur l'immigration. LCI, 06.1 1.2019. URL: https://www.lci.fr/politique/quotas-acces-aux-soins-regroupement-familial-voici-le-detail-des-20-mesures-sur-limmigration-edouard-philippe-2136951.html (дата обращения: 03.11.2021).
11. Avis présenté au nom de la Commission des affaires étrangères sur le projet de loi (n 2272) de finances pour 2020. T. 7. Immigration, asile et intégration. Assemblée nationale, 10.10.2019. URL: http://www.assemblee-nationale.fr/15/budget/plf2020/a2303-tVII.asp (дата обращения: 03.11.2021).
Dubinin Aleksandr
student, National Research University Higher School of Economics, Moscow
FRANCE: THE MIGRATION ISSUE
Abstract: The article analyzes the migration problems of France, their causes, and consequences. As a result of the research, the main features of the portrait of an average migrant and the dynamics of immigration flows over the past 70 years have been identified, and the position of France in the immigration issue has been determined.
Key words: migration, social policy, France, immigration flows.
© AHO CHO^A «napTHëp», 2022 © AyÖMHMH A.A., 2022