Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРИЖА). ЧАСТЬ 1'

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРИЖА). ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
538
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ ВО ФРАНЦИЮ / МУСУЛЬМАНЕ / ПАРИЖ / ЗАНЯТОСТЬ МИГРАНТОВ / ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жолудева Наталья Романовна, Васютин Сергей Александрович

В первой части статьи рассматриваются краткая история иммиграции во Францию, общественные конфликты, связанные с мигрантами, и результаты исследований французскими и отечественными специалистами вопросов дискриминации при трудоустройстве выходцев из других стран. Несмотря на высокий уровень безработицы в сравнении с другими странами Европейского союза, Франция остается одним из центров миграции и принимает ежегодно значительное количество мигрантов и беженцев. Истоки иммиграции во Францию относятся к середине XIX века. Первоначально преобладала миграция по политическим мотивам, с целью трудоустройства и обучения. В период между Первой и Второй мировыми войнами Франция принимала как политических мигрантов (в т. ч. из России, Германии, Испании), так и трудовых мигрантов из стран Африки и Индокитая. После Второй мировой войны французское правительство активно привлекало трудовых мигрантов из своих колоний, прежде всего из Северной Африки (Алжир, Тунис, марокко). По окончании франко-алжирского конфликта во Францию были переселены харки - алжирцы, воевавшие на стороне Франции. Также к концу 60-х годов сложились общины марокканцев и тунисцев. Вплоть до 80-х годов XX века преобладала трудовая миграция, но в дальнейшем стала расти доля беженцев и тех, кто стремился переселиться во Францию вместе с семьями и родственниками. Это привело к росту социально-политической напряженности во французском обществе и возникновению конфликтных ситуаций (например, события в Париже в 2005 году). Особенно негативно на отношение к мигрантам повлияли многочисленные террористические акты и миграционный кризис 2014-2016 годов. Все эти проблемы в определенной степени отразились и на трудоустройстве мусульманского населения во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYMENT PROBLEMS OF MUSLIM MIGRANTS IN FRANCE(EXEMPLIFIED BY PARIS). PART 1

The first part of the article briefly covers the history of immigration to France, social conflicts associated with migrants, and the results of French research on discrimination of immigrants in employment. In spite of the high unemployment rate, compared with other European Union countries, France remains one of the centres of migration and receives a significant number of migrants and refugees every year. The origins of immigration to France go back to the mid-19th century. Initially, it was mainly for political reasons, in order to find a job or receive an education. Between the First and the Second World Wars, France accepted both political (e.g. from Russia, Germany and Spain) and labour migrants (from Africa and Indo-China). After World War II, the French government actively invited labour migrants from the French colonies, primarily, from North Africa (Algeria, Tunisia and Morocco). When the Algerian War ended, the Harkis - Algerians who served in the French Army - found refuge in France. By the late1960s, the Moroccan and Tunisian communities were formed. Up to the 1980s, labour migration was predominant. However, with time, the share of refugees and those who wanted to move to France with their families started to increase. This caused a growing social and political tension in French society resulting in conflicts (e.g. the 2005 riots in Paris). Moreover, the numerous terrorist attacks and the migration crisis of 2014-2016 had a particularly negative impact on the attitude towards migrants. All theseissues have to a certain extent affected the employment of the Muslim population in France.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРИЖА). ЧАСТЬ 1»

ИСТОРИЯ/HISTORY

УДК 94(44)087"2006/2019":[314.74+331.538] DOI: 10.37482/2687-1505-V137

ЖОЛУДЕВА Наталья Романовна, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Автор 7 научных публикаций*

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9456-0951

ВАСЮТИН Сергей Александрович, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Автор 237 научных публикаций, в т. ч. 11 монографий (в т. ч. коллективных)**

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8707-0586

ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МИГРАНТОВ-МУСУЛЬМАН ВО ФРАНЦИИ

(на примере Парижа). Часть 11

В первой части статьи рассматриваются краткая история иммиграции во Францию, общественные конфликты, связанные с мигрантами, и результаты исследований французскими и отечественными специалистами вопросов дискриминации при трудоустройстве выходцев из других стран. Несмотря на высокий уровень безработицы в сравнении с другими странами Европейского союза, Франция остается одним из центров миграции и принимает ежегодно значительное количество мигрантов и беженцев. Истоки иммиграции во Францию относятся к середине XIX века. Первоначально преобладала миграция по политическим мотивам, с целью трудоустройства и обучения. В период между Первой и Второй мировыми войнами Франция принимала как политических мигрантов (в т. ч. из России, Германии, Испании), так и трудовых мигрантов из стран Африки и Индокитая. После Второй мировой войны французское правительство активно привлекало трудовых мигрантов из своих колоний, прежде всего из Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко). По окончании франко-алжирского конфликта во Францию были переселены харки - алжирцы, воевавшие на стороне Франции. Также к концу 60-х годов сложились общины марокканцев и тунисцев. Вплоть до 80-х годов XX века преобладала трудовая миграция, но в дальнейшем стала расти доля беженцев и тех, кто стремился переселиться во Францию вместе с семьями и родственниками. Это привело к росту социально-политической напряженности во французском обществе и возникновению конфликтных ситуаций (например, события в Париже в 2005 году). Особенно негативно на отношение к мигрантам повли-

* Адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6; e-mail: natascha.1994@mail.ru

"Адрес: 650000, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6; e-mail: vasutin2012@list.ru

'Статья подготовлена в рамках гранта Erasmus+Jean Monnet Chair «Russia and the EU: Issues of Partnership and Competition in International Relations» / «Россия и ЕС: вопросы партнерства и конкуренции в международных отношениях» (612037-EPP-1-2019-1-RUEPPJM0-CHAIR). Поддержка Европейской комиссией выпуска данной публикации не означает одобрения ее содержания. Публикация отражает только точку зрения авторов, Европейская комиссия не несет ответственность за любое использование содержащейся в ней информации.

Для цитирования: Жолудева Н.Р., Васютин С.А. Проблемы занятости мигрантов-мусульман во Франции (на примере Парижа). Ч. 1 // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2021. Т. 21, № 6. С. 5-13. DOI: 10.37482/2687-1505-V137

яли многочисленные террористические акты и миграционный кризис 2014-2016 годов. Все эти проблемы в определенной степени отразились и на трудоустройстве мусульманского населения во Франции.

Ключевые слова: иммиграция во Францию, мусульмане, Париж, занятость мигрантов, дискриминация мигрантов.

Франция имеет довольно высокий уровень безработицы в сравнении с ее уровнем в Европейском союзе (ЕС) в целом и в отдельных странах ЕС. В 2019 году уровень безработицы в стране составил 8,5 %, в 2020 году - 8,4 % (по ЕС в целом - 6,3 % и 7,0 % соответственно) [1]. При этом статистические данные показывают, что за последние 30 лет Франция пережила два пика безработицы - середины 1990-х и 2013-2015 годов, когда ее уровень поднимался выше 10 %. Эти пики коррелируют с ростом иммиграции в эту страну. Особенно заметно, что в составе мигрантов растет доля лиц мусульманского происхождения из стран Магри-ба (Алжир, Тунис, Марокко), Мали, государств франкофонной Африки, а также (в связи с военно-политическими событиями) из Сирии. Мигранты-мусульмане составляют около 8-10 % населения Франции, их религиозная община занимает второе место среди конфессий в стране [2, с. 100].

Краткая история иммиграции во Францию. Иммиграционную историю Франции можно назвать самой длительной среди других европейских стран. Например, по классификации ООН, иммиграционными считаются страны, в которых численность иностранцев более 1 % населения. Франция стала иммиграционной страной уже в 1851 году, между тем Германия и Нидерланды - в 1950 году, Италия -в 1985 году, Испания и Португалия - в 1990 году [3, с. 34]. Естественно, что миграции во Францию по политическим, этническим, трудовым, образовательным и иным мотивам происходили и в предшествующие XIX веку столетия.

Иммиграционная история Франции изначально была политической (поляки, русские) и трудовой (германские княжества), начиная со времен промышленной революции вплоть

до периода восстановления экономики после Первой и Второй мировых войн. Основными поставщиками трудовых мигрантов долгое время оставались европейские страны: Италия, Польша, Испания, Бельгия.

Со временем этнический состав мигрантов расширяется: в период Первой мировой войны и после нее Франция начинает рекрутировать жителей своих колониальных владений (страны Магриба, остальной Африки, Индокитая) [4, с. 141; 5, с. 88-89]. С этого периода правительство Франции проводит целенаправленную миграционную политику, в т. ч. регулируя ее на законодательном уровне. Миграционная политика, ее характер и масштабы постоянно меняются с учетом обстоятельств и нужд государства.

После Первой мировой войны миграция впервые перестает быть исключительно трудовой, а начинает рассматриваться государством как эффективный способ решения демографических проблем, связанных с сокращением численности населения после войны. Законодательно закрепляется свободный въезд иностранцев и их семей, облегчается процесс получения французского гражданства и трудоустройства для иностранцев. Такая политика к началу 1930-х годов привела к значительному увеличению числа иностранцев: их численность возросла до 6,6 % населения страны. В 1939 году, боясь преследований, во Францию бежали десятки тысяч республиканцев из Испании [4, с. 141].

В период мирового экономического кризиса, а также накануне и во время Второй мировой войны Франция меняет миграционную политику. Из-за нехватки рабочих мест в период кризиса, а также из-за недоверия к иностранцам в период оккупации и войны Франция стимулирует отъезд иностранцев, многие самостоятельно покидают границы.

После окончания Второй мировой войны Франция начинает снова нуждаться в иностранных рабочих для восстановления экономики и развития промышленной инфраструктуры в рамках плана Маршалла [4, с. 143].

В 1960-х годах особо сильной была миграция из Алжира. В ходе борьбы Франции за сохранение колониального статуса Алжира в 1954-1962 годах в составе французской армии воевали десятки тысяч алжирских мусульман (харки), которые после заключения мира стали преследоваться в своей стране. Большинство из них были приняты в бывшей метрополии. Важно, что переселялись не только непосредственные участники войны, но и их семьи. В 1950-1960-х годах иммиграция женщин-мусульман из стран Северной Африки привела к тому, что их доля в составе алжирской диаспоры к 1968 году составляла 21,6 %, а среди мигрантов из Марокко и Туниса - 28,5 и 42,2 % соответственно. К 1975 году общая численность выходцев только из этих стран составила 1 млн 110 тыс. чел. (710 тыс. - алжирцы, 260 тыс. -марокканцы и 140 тыс. - тунисцы) [5, с. 89-90].

Также следует указать на целый ряд договоров, заключенных Францией со странами Африки, которые были французскими колониями, содержавших пункты о трудовой миграции и предполагавших возможность получения образования в бывшей митрополии. Данные соглашения дали законное основание для иммиграции из стран Северной, Северо-Западной и Центральной Африки.

В итоге в послевоенное время численность мигрантов постоянно росла - с 1 млн 986 тыс. чел. в 1946 году до 6 млн 170 тыс. чел. в 2015 году [6, с. 74-75].

Вопрос привлечения рабочей силы решался и на уровне работодателей, которые самостоятельно привлекали рабочих, посылая своих представителей как в соседние страны, так и в бывшие колонии.

С середины 1970-х годов Франция вновь начинает ограничивать трудовую миграцию из-за нефтяного кризиса и перестройки экономики на более высокотехнологичное производство, что требовало от рабочих высокой квалификации.

С этого периода миграция окончательно перестает быть исключительно трудовой. Многие иностранцы остаются в стране на постоянное жительство, начинается политика восстановления семей. Среди мигрантов - выходцы из франкофонной Африки, Китая, Ближнего Востока, в 1990-х годах значительной становится миграция из стран Восточной Европы. Мигранты находят себя не только в производственном секторе, но и в сфере услуг, управлении, правоохранительной сфере, спорте (особенно в игровых видах спорта и легкой атлетике).

Следует обратить внимание и на то, что, согласно Закону об информации и свободах от 1978 года, во Франции действует запрет на любую статистику и учет населения по отличительным признакам, в т. ч. по национальному и религиозному. В связи с этим достоверно определить количество мигрантов-мусульман и их национально-религиозный состав не представляется возможным. Нелегальная миграция тем более не поддается никаким подсчетам.

Во второй половине 1990-х - начале 2000-х годов рост численности мигрантов и особенно их концентрация в южных городах Франции и Париже порождают этно-религиозную и социально-экономическую напряженность и конфликтность. Столкновения с полицией, погромы, сожжения автомобилей, вызванные гибелью или убийством мигрантов, происходят каждый год. Особенно показательны события в Париже 2005 года, в которых приняли участие жители почти всех мусульманских кварталов французской столицы. В конце октября 2005 года в пригороде Парижа Клиши-су-Буа погибли два подростка - выходцы из Туниса и Мали. По версии участников выступлений, они укрылись от полиции в трансформаторной будке, где получили смертельный удар током. В воскресный день 30 октября в соседнем городке Монфер-мей в мечети во время вечерней молитвы неизвестный бросил гранату со слезоточивым газом. В это время полиция проводила спецоперацию по нейтрализации преступных группировок, и жители пригорода обвинили полицейских в применении силы против местного

мусульманского сообщества. Полиция в обоих случаях отрицала свою причастность и не приняла версий событий в трактовке жителей мусульманских кварталов.

В результате 14 дней протестов, демонстраций, беспорядков и противостояния с полицией в «мусульманских» кварталах Парижа и его предместьях было сожжено почти 4 тыс. автомобилей, ранено 103 полицейских, задержано почти 2 тыс. участников выступлений. Но главная проблема заключалась в трактовке мировыми СМИ этих событий как конфликта между французами и мигрантами, «расовой войны», что вело к дальнейшему расколу общества и нагнетанию противостояния. Реально в погромах участвовала как мусульманская, так и христианская молодежь, во время беспорядков пострадали не только церкви, но и мечети. Стоит отметить, что участники беспорядков, согласно республиканским законам, были гражданами Франции, которые боролись за справедливость, не добившись адекватной реакции со стороны полиции и правительства. Не случайно ряд выступавших подчеркивали, что, прожив во Франции 30 лет, несмотря на законодательные нормы, они так и не получили полного признания во французском обществе как полноценные граждане [7, с. 411, 413, 415-417].

Политические события в странах Азии и Африки в начале XXI века запускают масштабные процессы миграции беженцев, миграция приобретает социально-экономический и политический характер: иностранцы приезжают в Европу, в частности во Францию, в поисках лучшей жизни, растет число переселенцев-беженцев. Во втором десятилетии XXI века трудовые мигранты составляют лишь 10 % от числа въезжающих в страну [3, с. 40]. Отношение к мигрантам и беженцам сильно осложняется из-за терактов в европейских странах (1995, 2004, 2005, 2012-2020 годы), совершенных членами радикальных мусульманских группировок (большинство из них произошло во Франции - не менее 20 нападений мусульманских радикалов на граждан страны признаны терактами).

Отдельного внимания заслуживают мигранты из бывших колоний Франции - Алжира, Туниса, Марокко, которые, несмотря на историческую связь с Францией, имеют отличные от нее культурные и религиозные ценности.

мусульманские мигранты во Франции в настоящее время занимают лидирующие позиции по численности в сравнении с другими мигрантами. мусульманское население во Франции состоит на 2/3 из выходцев из стран Магриба (алжирцы - 700-800 тыс. чел., марокканцы - около 600 тыс. чел., тунисцы - 300-400 тыс. чел.) и других африканских стран (Сенегал, Мали, Нигер). Меньшие по численности общины мусульман представляют Турцию (около 350 тыс. чел.), Пакистан, Иран и другие страны [8, с. 132].

Проблемы трудоустройства мигрантов во Франции. Актуальной проблемой для мигрантов всегда остается вопрос трудоустройства, поскольку это напрямую влияет на то, как в дальнейшем будет складываться жизнь мигранта в обществе.

Несмотря на уровень безработицы, Франция продолжает нуждаться в трудовой миграции. Напомним, что с 2007 года французский работодатель может принять на работу иностранца, если докажет, что не смог принять на работу гражданина Франции. В 2019 году 150 000 рабочих мест остались вакантными из-за отсутствия претендентов на них [9].

Pôle етрЫ в 2015 году проведено исследование по определению списка наиболее востребованных профессий, куда вошли: слесарь по кузовному ремонту, геодезист, наладчик, кровельщик, плотник, ветеринар, помощник по дому, социальный работник (в т. ч. по уходу за пожилыми людьми), автомеханик и автоэлектрик, технолог по термической и поверхностной обработке, чертежник в сфере электрики и электроники [10]. Таким образом, Франция нуждается в квалифицированных рабочих технических специальностей.

Трудоустройство иммигрантов имеет ряд особенностей: языковой, культурный барьеры, дискриминация при приеме на работу, недействительность во Франции документов об об-

разовании, полученных на родине, отсутствие вида на жительство и трудности его получения и т. д. Мигрантам и их потомкам сложнее найти работу, при трудоустройстве они часто сталкиваются со «стеклянным потолком», который ограничивает им доступ к высокооплачиваемым должностям. Шансы мигранта достичь самой высокой заработной платы ниже, чем у коренных французов, на 15 % для женщин и 25 % для мужчин [11].

Уровень знания французского языка сильно влияет на перспективы трудоустройства. Мигранты, не владеющие французским языком, предпочитают искать работу не самостоятельно, а через своих родственников и знакомых, уже имеющих работу. Знание языка также влияет на уровень заработной платы, которая у владеющих языком примерно на 15 % выше, чем у не говорящих по-французски [12]. Многие иммигранты живут в гетто со своими соотечественниками, часто трудятся на родственников или знакомых на низкооплачиваемых работах, не требующих особой квалификации. 41 % мигрантов заявили, что они плохо говорили или вообще не говорили по-французски во время своей первой работы [13].

Ярким примером, описанным в работе Е.Б. Де-минцевой, являются истории мигрантов-малийцев, отправляющихся на заработки во Францию. К примеру, малийцы, приезжая во Францию, селятся в так называемых малий-ских общежитиях [14, с. 106]. Схема миграции молодого малийца выглядит примерно так: он уезжает во Францию из родной деревни на заработки, на родине у него остается семья - жена и дети, которых он больше не увидит. Он занимается тяжелым трудом, получает небольшие деньги, которые тратит только на самое необходимое, остальное откладывает либо отправляет семье. Когда вырастают его дети, приходит их черед ехать во Францию. Там они также поселяются в общежитии среди своих соплеменников, им помогают найти работу, и так по кругу. В общежитиях они проводят все свободное время, готовят еду, развлекаются, общаются между собой. Таким

образом, общежития становятся своего рода деревней в городе. Многие из мигрантов имеют профессиональное техническое или высшее образование, но во Франции их дипломы остаются невостребованными, и мигранты вынуждены трудиться на работах, не требующих квалификации. Некоторые работодатели даже пользуются сложившейся ситуацией, поручая мигрантам выполнять квалифицированную работу, которую оплачивают как неквалифицированную.

Вопрос занятости и трудоустройства мигрантов во Франции в современных научных исследованиях. Круг современных французских специалистов в области изучения миграции, занятости, социального недовольства, дискриминации и других последствий иммиграционного бума для Пятой республики достаточно широк и охватывает социологов, юристов, историков, антропологов, психологов и других исследователей. В изучение проблем трудоустройства и дискриминации мигрантов во Франции большой вклад вносят труды Джерома Лё, Мари-Анне Вальфорт, Эммануэля Дага, Клер Адиды и др. В работе Э. Дага, Н. Леандри, Я. Хорти и П. Пети [15] показаны результаты эксперимента по оценке дискриминации молодых специалистов иностранного происхождения, проживающих в различных районах Парижа. Оценка проводилась в зависимости от района проживания (благополучный / неблагополучный), гражданства (французское / марокканское), имени и фамилии (с иностранным маркером или без него).

В статье К. Адиды, Д. Латина и М.-А. Вальфорт [16] особое внимание уделяется оценке влияния религиозного фактора на возможность трудоустройства мигрантов второго поколения в зависимости от религиозной принадлежности (ислам, христианство). Данный эксперимент подтвердил на практике наличие у работодателей неоднозначного и даже негативного отношения к мусульманам и достаточно широкого присутствия в процессе трудоустройства религиозной дискриминации (причем исключительно в отношении мусульман).

Джером Лё с соавторами рассматривает историю иммиграции, причины и факторы переселения во Францию, уделяет особое внимание образованности и занятости мигрантов. Опираясь на результаты опроса мигрантов в возрасте от 15 до 65 лет, приехавших в Пятую республику с 2007 по 2014 год, Дж. Лё и М. Окба выявили, что большинство респондентов (45 %) называли причиной их миграции во Францию семейные обстоятельства (переезд детей, жен и других родственников вслед за ранее мигрировавшими мужьями). Только 25 % иммигрантов приехали искать работу, 16 % -получить образование и 8 % - найти защиту. Исследователи отмечают, что среди мигрантов трудоспособного возраста растет доля женщин (среди приехавших после 2007 года они составили 58 %). Как уже отмечалось выше, исследования Дж. Лё и М. Окба показали, что 41 % мигрантов либо не знают французского языка, либо говорят на нем очень плохо. С другой стороны, с точки зрения трудоустройства «новые мигранты» из Магриба с плохим знанием французского языка, пройдя переквалификацию во Франции, зачастую имеют больше шан-

Список литературы

сов устроиться на работу, чем те, кто получили образование на своей родине и хорошо владеют французским [13].

Отечественные исследования по вопросам иммиграции мусульманского населения во Францию охватывают широкий спектр проблем от иммиграционной политики Франции и Европейского сообщества [17-22] до оценки степени адаптации мигрантов и интеграции их во французское общество [23-28].

Отдельно стоит выделить работы Е.Б. Де-минцевой, которая непосредственно проводила полевые исследования во Франции, изучая жизнь иммигрантов и особенно мусульманской молодежи. Наиболее важные ее статьи: «"Мы приехали сюда за надеждой": опыт жизни иммигрантов-малийцев во Франции» [14], «Создавая "гетто": социальные кварталы Франции и их обитатели (1960-2010 гг.)» [29], «"Проблемные окраины" и их обитатели: парижские предместья между "бунтом окраин" и "Шарли Эбдо"» [30] - посвящены проблемам адаптации молодежи из Северной Африки и политике властей Парижа по решению проблем геттои-зации и маргинализации этих районов.

1. Unemployment by Sex and Age - Annual Data // Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/ une_rt_a/default/table?lang=en (дата обращения: 09.07.2021).

2. Веретевская А.В. Мусульмане во Франции: особенности интеграционной модели // Вестн. МГИМО-Ун-та. 2012. № 5(26). С. 98-102. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-5-26-98-102

3. Франция. В поисках новых путей / отв. ред. Ю.И. Рубинский. М.: Изд-во «Весь Мир», 2007. 624 с.

4. Чернега В.Н. Франция: Кризис политики интеграции мигрантов // Актуал. проблемы Европы. 2016. № 4. С. 140-156.

5. Сыпко Б.В. Мусульманское сообщество в жизни Французской Республики // Соврем. Европа. 2013. Вып. 3. С. 88-100.

6. Жолудева Н.Р., Васютин С.А. «Наша проблема - не иностранцы, а их количество»: французское общество перед лицом мультикультурализма // Проблемы археологии, отечественной и всеобщей истории: сб. науч. ст. Кемерово: КемГУ, 2019. С. 74-81.

7. Шумаков А.А. Ноябрьские беспорядки 2005 года во Франции: фокус восприятия и интерпретации // Изв. Тул. гос. ун-та. Гуманит. науки. 2012. № 1-1. С. 410-420.

8. Жолудева Н.Р. Мусульмане во Франции: жизнь мусульманских кварталов Парижа // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2019. № 438. С. 132-137. DOI: 10.17223/15617793/438/17

9. Charrier P. Des quotas pour les travailleurs immigrés // LaCroix. 05.11.2019. URL: https://www.la-croix.com/ France/Immigration/quotas-travailleurs-immigres-2019-11-05-1201058661 (дата обращения: 04.05.2020).

10. Top 10 des métiers où sont anticipées les plus fortes difficultés de recrutement // Pôle emploi. URL: https:// statistiques.pole-emploi.org/bmo/bmo?graph=4&in=4&le=0&tu=10&pp=2019&ss=1 (дата обращения: 01.04.2020).

11. Boutchenik B., Lê J. Descendants of North African Immigrants: Difficulties Accessing Employment and the Highest Wages // INSEE. URL: https://www.insee.fr/en/statistiques/2899782?sommaire=2891884 (дата обращения: 07.05.2020).

12. Bechichi N., Bouvier G., Brinbaum Y., Lê J. Mastering the Language and Employment of Immigrants: What Are the Links? // INSEE. URL: https://www.insee.fr/en/statistiques/2496920?sommaire=2496998 (дата обращения: 07.05.2020).

13. Lê J., Okba M. L'insertion des immigrés, de l'arrivée en France au premier emploi // INSEE Première. 2018. Novembre (№ 1717). URL: http://www.agisante-gard.org/a/1112/l-insertion-des-immigres-de-l-arrivee-en-france-au-premier-emploi/ (дата обращения: 11.05.2020).

14. Деминцева Е.Б. «Мы приехали сюда за надеждой»: опыт жизни иммигрантов-малийцев во Франции // Этнограф. обозрение. 2013. № 1. С. 104-117.

15. Duguet E., Leandri N., L'Horty Y., Petit P. Are Young French Jobseekers of Ethnic Immigrant Origin Discriminated Against? A Controlled Experiment in the Paris Area. 2009. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00809665/ document (дата обращения: 05.05.2020).

16. Adida C.L., Laitin D.D., ValfortM.-A. Identifying Barriers to Muslim Integration in France // PNAS. 2010. Vol. 107, № 52. P. 22384-22390. DOI: 10.1073/pnas.1015550107

17. Юмашев Ю.М. Миграционная политика Европейского союза и граждане третьих стран // Право. Журн. высш. шк. экономики. 2011. № 1. С. 100-111.

18. Орехова С.В. Миграционная политика Франции: история и современность // Власть. 2015. № 3. С. 149-151.

19. Фёдорова С.М. Франция. Трудные поиски обновления «республиканской модели» интеграции мигрантов // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. М.: Изд-во Ин-та Европы РАН, 2015. С. 54-67.

20. Примова Э.Н. Некоторые нормативно-правовые основы иммиграционной политики Евросоюза // Власть. 2015. № 6. С. 181-185.

21. Коваль А.А. Эволюция развития иммиграционной политики Франции на современном этапе // Молодежь в науке: новые аргументы: сб. науч. работ IV Междунар. молодеж. конкурса (г. Липецк, 31 мая 2016 г.). Ч. I / отв. ред. А.В. Горбенко. Липецк, 2016. С. 94-97.

22. Любарт М.К. Миграционный кризис в Евросоюзе в 2015-2016 гг. Этнокультурный аспект. I - Франция. М.: Ин-т экологии и антропологии РАН, 2017. 47 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии, вып. 256).

23. Долгов Б.В. Мусульманская диаспора во Франции: светская демократия и исламская идентификация // Ближний Восток и современность. 2011. Вып. 43. С. 18-39.

24. Бибикова О.П. Арабы и французы: трудности взаимного восприятия // Россия и мусульм. мир. 2012. № 10. С. 122-134.

25. Аристова В.Н. Вербальные расистские оскорбления в современном французском обществе // Филология и человек. 2014. № 1. С. 74-83.

26. Задачина К.Э. Конфликты между мигрантами и коренным населением Франции // Проблемы эффективности государственной власти: внешние и внутренние факторы динамичного развития России: материалы 2-й межрегион. науч.-практ. конф. Воронеж, 2016. С. 65-72.

27. Шибанова Н.А. Конфликтогенный потенциал конструирования образа мигранта электронными СМИ // Экономика и социология. 2016. № 1(29). С. 22-30.

28. Любарт М.К. Проблемы иммиграции в оптике французского общественного мнения (по материалам интернет-медиа 2014-2017 годов) // Цивилизация и варварство. 2018. № 7. С. 285-325.

29. Деминцева Е.Б. Создавая «гетто»: социальные кварталы Франции и их обитатели (1960-2010 гг.) // Вестн. Томск. гос. ун-та. История. 2015. № 5(37). С. 105-112.

30. Деминцева Е.Б. «Проблемные окраины» и их обитатели: парижские предместья между «бунтом окраин» и «Шарли Эбдо» // Этнограф. обозрение. 2015. № 5. С. 135-148.

References

1. Unemployment by Sex and Age - Annual Data. Eurostat. Available at: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/ view/une_rt_a/default/table?lang=en (accessed: 9 July 2021).

2. Veretevskaya A.V Musul'mane vo Frantsii: osobennosti integratsionnoy modeli [Muslims in France: Features of the Integrated Model]. VestnikMGIMO-Universiteta, 2012, no. 5, pp. 98-102. DOI: 10.24833/2071-8160-2012-5-26-98-102

3. Rubinskiy Yu.I. (ed.). Frantsiya. V poiskakh novykhputey [France. In Search of New Ways]. Moscow, 2007. 624 p.

4. Chernega V.N. Frantsiya: Krizis politiki integratsii migrantov [France: Crisis of Migrants' Integration Policy]. Aktual'nyeproblemy Evropy, 2016, no. 4, pp. 140-156.

5. Sypko B.V Musul'manskoe soobshchestvo v zhizni Frantsuzskoy Respubliki [The Muslim Community in the Life of the French Republic]. Sovremennaya Evropa, 2013, no. 3, pp. 88-100.

6. Zholudeva N.R., Vasyutin S.A. "Nasha problema - ne inostrantsy, a ikh kolichestvo": frantsuzskoe obshchestvo pered litsom mul'tikul'turalizma ["Our Problem Is Not Foreigners, But Their Number": French Society in the Face of Multiculturalism]. Problemy arkheologii, otechestvennoy i vseobshchey istorii [Problems of Archaeology, Russian and World History]. Kemerovo, 2019, pp. 74-81.

7. Shumakov A.A. Noyabr'skie besporyadki 2005 goda vo Frantsii: fokus vospriyatiya i interpretatsii [The November Riots of 2005 in France: The Focus of Perception and Interpretation]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki, 2012, no. 1-1, pp. 410-420.

8. Zholudeva N.R. Musul'mane vo Frantsii: zhizn' musul'manskikh kvartalov Parizha [Muslims in France: The Paris Life of Muslim Quarters]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2019, no. 438, pp. 132-137. DOI: 10.17223/15617793/438/17

9. Charrier P. Des quotas pour les travailleurs immigrés. LaCroix, 5 November 2019. Available at: https://www.la-croix.com/France/Immigration/quotas-travailleurs-immigres-2019-11-05-1201058661 (accessed: 4 May 2020).

10. Top 10 des métiers où sont anticipées les plus fortes difficultés de recrutement. Pôle emploi. Available at: https:// statistiques.pole-emploi.org/bmo/bmo?graph=4&in=4&le=0&tu=10&pp=2019&ss=1 (accessed: 1 April 2020).

11. Boutchenik B., Lê J. Descendants of North African Immigrants: Difficulties Accessing Employment and the Highest Wages. INSEE. Available at: https://www.insee.fr/en/statistiques/2899782?sommaire=2891884 (accessed: 7 May 2020).

12. Bechichi N., Bouvier G., Brinbaum Y., Lê J. Mastering the Language and Employment of Immigrants: What Are the Links? INSEE. Available at: https://www.insee.fr/en/statistiques/2496920?sommaire=2496998 (accessed: 7 May 2020).

13. Lê J., Okba M. L'insertion des immigrés, de l'arrivée en France au premier emploi. INSEE Première, no. 1717, November 2018. Available at: http://www.agisante-gard.org/a/1112/l-insertion-des-immigres-de-l-arrivee-en-france-au-premier-emploi/ (accessed: 11 May 2020).

14. Demintseva E.B. "My priekhali syuda za nadezhdoy": opyt zhizni immigrantov-maliytsev vo Frantsii [We Came Here for a Hope: The Experience of Mali Immigrants in France]. Etnograficheskoe obozrenie, 2013, no. 1, pp. 104-117.

15. Duguet E., Leandri N., L'Horty Y., Petit P. Are Young French Jobseekers of Ethnic Immigrant Origin Discriminated Against? A Controlled Experiment in the Paris Area. 2009. Available at: https://halshs.archives-ouvertes. fr/halshs-00809665/document (accessed: 5 May 2020).

16. Adida C.L., Laitin D.D., Valfort M.-A. Identifying Barriers to Muslim Integration in France. PNAS, 2010, vol. 107, no. 52, pp. 22384-22390. DOI: 10.1073/pnas.1015550107

17. Yumashev Yu.M. Migratsionnaya politika Evropeyskogo soyuza i grazhdane tret'ikh stran [Migration Policy in EU and Third Country Nationals]. Pravo. Zhurnal vysshey shkoly ekonomiki, 2011, no. 1, pp. 100-111.

18. Orekhova S.V Migratsionnaya politika Frantsii: istoriya i sovremennost' [The Migration Policy in France: History and Modernity]. Vlast', 2015, no. 3, pp. 149-151.

19. Fedorova S.M. Frantsiya. Trudnye poiski obnovleniya "respublikanskoy modeli" integratsii migrantov [France. A Difficult Search for Renewal of the "Republican Model" of Migrant Integration]. Migratsionnyeproblemy v Evrope i puti ikh resheniya [Migration Problems in Europe and Ways to Solve Them]. Moscow, 2015, pp. 54-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Primova E.N. Nekotorye normativno-pravovye osnovy immigratsionnoy politiki Evrosoyuza [Some Legal Frameworks of the EU Immigration Policy]. Vlast', 2015, no. 6, pp. 181-185.

21. Koval' A.A. Evolyutsiya razvitiya immigratsionnoy politiki Frantsii na sovremennom etape [Evolution of the Immigration Policy Development in France at the Present Stage]. Gorbenko A.V. (ed.). Molodezh' v nauke: novye argumenty [Young People in Science: New Arguments]. Pt. 1. Lipetsk, 2016, pp. 94-97.

22. Lyubart M.K. Migratsionnyy krizis v Evrosoyuze v 2015-2016 gg. Etnokul 'turnyy aspekt. I - Frantsiya [Migration Crisis in the European Union in 2015-2016. Ethnocultural Aspect. I - France]. Moscow, 2017. 47 p.

23. Dolgov B.V Musul'manskaya diaspora vo Frantsii: svetskaya demokratiya i islamskaya identifikatsiya [The Muslim Diaspora in France: Secular Democracy and Islamic Identity]. Blizhniy Vostok i sovremennost', 2011, no. 43, pp. 18-39.

24. Bibikova O.P. Araby i frantsuzy: trudnosti vzaimnogo vospriyatiya [The Arabs and the French: Challenges of Mutual Perception]. Rossiya i musul'manskiy mir, 2012, no. 10, pp. 122-134.

25. Aristova V.N. Verbal'nye rasistskie oskorbleniya v sovremennom frantsuzskom obshchestve [Verbal Racist Insults in Modern French Society]. Filologiya i chelovek, 2014, no. 1, pp. 74-83.

26. Zadachina K.E. Konflikty mezhdu migrantami i korennym naseleniem Frantsii [Conflicts Between Migrants and the Indigenous Population of France]. Problemy effektivnosti gosudarstvennoy vlasti: vneshnie i vnutrennie faktory dinamichnogo razvitiya Rossii [Problems of State Power Efficiency: External and Internal Factors of Russia's Dynamic Development]. Voronezh, 2016, pp. 65-72.

27. Shibanova N.A. Konfliktogennyy potentsial konstruirovaniya obraza migranta elektronnymi SMI [Conflict Potential of Constructing the Image of Migrants in Electronic Media]. Ekonomika i sotsiologiya, 2016, no. 1, pp. 22-30.

28. Lyubart M.K. Problemy immigratsii v optike frantsuzskogo obshchestvennogo mneniya (po materialam internetmedia 2014-2017 godov) [The Immigration Problems in the Optics of the French Public Opinion Based on the Internet Media 2014-2017]. Tsivilizatsiya i varvarstvo, 2018, no. 7, pp. 285-325.

29. Demintseva E.B. Sozdavaya "getto": sotsial'nye kvartaly Frantsii i ikh obitateli (1960-2010 gg.) [Creating "Ghettoes": French Banlieues and Their Inhabitants (1960-2010)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya, 2015, no. 5, pp. 105-112.

30. Demintseva E.B. "Problemnye okrainy" i ikh obitateli: parizhskie predmest'ya mezhdu "buntom okrain" i "Sharli Ebdo" ["Problematic Banlieues" and Their Residents: Parisian Outskirts Between "Suburban Riots" and "Charlie Hebdo"]. Etnograficheskoe obozrenie, 2015, no. 5, pp. 135-148.

DOI: 10.37482/2687-1505-V137

Natal'ya R. Zholudeva

Kemerovo State University; ul. Krasnya 6, Kemerovo, 650000, Russian Federation;

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9456-0951 e-mail: natascha.1994@mail.ru

Sergey A. Vasyutin

Kemerovo State University; ul. Krasnya 6, Kemerovo, 650000, Russian Federation;

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8707-0586 e-mail: vasutin2012@list.ru

EMPLOYMENT PROBLEMS OF MUSLIM MIGRANTS IN FRANCE

(Exemplified by Paris). Part 1

The first part of the article briefly covers the history of immigration to France, social conflicts associated with migrants, and the results of French research on discrimination of immigrants in employment. In spite of the high unemployment rate, compared with other European Union countries, France remains one of the centres of migration and receives a significant number of migrants and refugees every year. The origins of immigration to France go back to the mid-19th century. Initially, it was mainly for political reasons, in order to find a job or receive an education. Between the First and the Second World Wars, France accepted both political (e.g. from Russia, Germany and Spain) and labour migrants (from Africa and Indo-China). After World War II, the French government actively invited labour migrants from the French colonies, primarily, from North Africa (Algeria, Tunisia and Morocco). When the Algerian War ended, the Harkis - Algerians who served in the French Army - found refuge in France. By the late 1960s, the Moroccan and Tunisian communities were formed. Up to the 1980s, labour migration was predominant. However, with time, the share of refugees and those who wanted to move to France with their families started to increase. This caused a growing social and political tension in French society resulting in conflicts (e.g. the 2005 riots in Paris). Moreover, the numerous terrorist attacks and the migration crisis of 2014-2016 had a particularly negative impact on the attitude towards migrants. All these issues have to a certain extent affected the employment of the Muslim population in France.

Keywords: immigration to France, Muslims, Paris, migrant employment, discrimination of migrants.

Поступила 21.05.2021 Принята 15.11.2021

Received 21 May 2021 Accepted 15 November 2021

For citation: Zholudeva N.R., Vasyutin S.A. Employment Problems of Muslim Migrants in France (Exemplified by Paris). Part 1. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2021, vol. 21, no. 6, pp. 5-13. DOI: 10.37482/2687-1505-V137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.