Научная статья на тему 'ФРАНЦИЯ КАК ПРИМЕР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ФРАНЦИЯ КАК ПРИМЕР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
769
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПАРЛАМЕНТ / ПОЛНОМОЧИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джанболатов Анварбек Ибрагимович

Предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают ее классической смешанной республикой, другие - классической президентской, третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики. В данной статье будут рассмотрены особенности Пятой Французской республики как пример президентского правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE AS AN EXAMPLE OF A PRESIDENTIAL REPUBLIC

The subject of sharp discussions is the form of government of the Fifth Republic in France. Some consider it a classic mixed republic, others - a classic presidential republic, others, analyzing the foundations of the organization of state power in a given country, construct a French model of a presidential republic. This article will consider the features of the Fifth French Republic as an example of presidential rule.

Текст научной работы на тему «ФРАНЦИЯ КАК ПРИМЕР ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-69-71 NIION: 2015-0066-6/22-534 MOSURED: 77/27-011-2022-06-733

Франция как пример президентской республики

Анварбек Ибрагимович Джанболатов

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, dzhanbolatov.anvar@mail.ru

Аннотация. Предметом острых дискуссий является форма правления Пятой республики во Франции. Одни считают ее классической смешанной республикой, другие - классической президентской, третьи, анализируя основы организации государственной власти в данной стране, конструируют французскую модель президентской республики. В данной статье будут рассмотрены особенности Пятой Французской республики как пример президентского правления.

Ключевые слова: политические права, конституция, президентская республика, конституционное правосудие, парламент, полномочия, конституционный совет

Для цитирования: Джанболатов А. И. Франция как пример президентской республики // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 69-71. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-69-71.

Original article

France as an example of a presidential republic

Anvarbek I. Dzhanbolatov

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, dzhanbolatov.anvar@mail.ru

Abstract. The subject of sharp discussions is the form of government of the Fifth Republic in France. Some consider it a classic mixed republic, others - a classic presidential republic, others, analyzing the foundations of the organization of state power in a given country, construct a French model of a presidential republic. This article will consider the features of the Fifth French Republic as an example of presidential rule.

Keywords: political rights, constitution, presidential republic, constitutional justice, parliament, powers, constitutional council

For citation: Dzhanbolatov A. I. France as an example of a presidential republic. Bulletin of economic security. 2022;(6):69-71. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-69-71.

Франция была парламентской республикой, но бесконечные правительственные кризисы, слабость главы государства и отсутствие партийной дисциплины подвинули ее к решительному переходу к президентской республике. С тех пор такая форма правления обеспечивает Французской Республике стабильность и порядок, сильную внешнюю политику, отсутствие глобальных конституционных кризисов, в связи с чем представляет огромный интерес к исследованию и является актуальной в вопросе развития демократических и политических прав в России.

В современной политической науке часто упоминается французская модель института президентства, которая зарекомендовала себя как достаточно устойчивый и гибкий тип правления. Но именно благодаря непрекращающимся дискуссиям по поводу формы правления

© Джанболатов А. И., 2022

Пятой республики рассмотрение Франции как примера модели президентской республики является одним из основополагающих на основании конституционного законодательства Пятой республики во Франции.

Конституция Пятой Республики в своей формулировке проводит различие между главой государства и главой правительства: именно премьер-министр, а не Президент, в соответствии со статьей 21 конституции «руководит действиями правительства», в соответствии со статьей 20 «определяет и проводит политику нации», а также «обеспечивает исполнение законов» и «предлагает президенту конституционные поправки» [1]. Он продвигает и защищает законодательство в Национальном собрании и перед общественным мнением, консультирует президента по вопросам политики, и председательствует в важных межведомственных комитетах.

№ 6/2022

Bulletin of economic security

69

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Происхождение Конституции 1958 года как раз и объясняется тем, что она была создана в качестве организации разделения властей с четкой целью тщательного регулирования отношений между властями и ограничения деятельности парламента. Единственный упоминания основных прав и свобод, находится в первом пункте Преамбулы, где говорится приверженности французского народа правам человека и принципам национального суверенитета, как они определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной Преамбулой Конституции 1946 года. Однако значение, придаваемое Преамбуле 1958 года, носило лишь программный, а не нормативный характер [4].

Правительство премьер-министра может издавать законы посредством декретов, постановлений и постановлений и, в соответствии со статьей 38 конституции, может просить Национальное собрание делегировать полномочия по изданию указов в областях, обычно находящихся под юрисдикцией законодательного органа. Именно премьер-министр и Кабинет министров ведут повседневную деятельность государства и контролируют бюрократию [2]. Однако члены Совета министров назначаются Президентом, который также председательствует на его заседаниях и определяет его повестку дня, за исключением случаев «совместного проживания» [3]. Премьер-министр де-факто контролирует кабинет министров и, следовательно, разработку политики во время совместного проживания.

Президент может также решать, какие министры участвуют в еженедельных заседаниях кабинета министров, называемых «Советом министров». Они также могут решать, какие законопроекты должны обсуждаться в Ассамблее и сколько времени должно быть выделено на обсуждение отдельных частей законопроекта, что позволяет им ускорить парламентские обсуждения. Президент возглавляет кабинет министров, определяет его членов и определяет его повестку дня, и, таким образом, кабинет министров является для него важным инструментом для создания и направления политики. Однако назначения на посты министров стали в значительной степени аполитичными по своему характеру. Способность президента укомплектовать кабинет политическими союзниками, тем самым непропорционально увеличивая свою власть, еще более ограничена тем фактом, что он может быть свергнут вотумом недоверия в Ассамблее. Таким образом, назначенные президентом члены кабинета должны быть приемлемы для партии большинства в Ассамблее.

Согласно статье 5 Конституции, именно Президент следит за соблюдением конституции и гарантирует независимость государства. Как предусмотрено в статье 15 Президент также является главнокомандующим вооруженными силами. Президент, несомненно, руководит внешней политикой государства: он ведет национальную дипломатию, ведет переговоры и подписывает договоры, а также может назначать послов и принимать глав иностранных государств. Кроме того, президент об-

ладает широкими полномочиями по назначению, имея возможность назначать премьер-министра, членов Совета министров, членов нескольких судебных органов, военных офицеров и политических советников. Такая способность назначать позволяет ему косвенно влиять на политический процесс, поскольку он может поставить политических союзников на важные и влиятельные посты. Примечательно, что он имеет право подписывать законопроекты и издавать законы и указы, председательствовать на заседаниях кабинета министров и может направлять послания законодательным органам. Поэтому он имеет значительное непосредственное влияние на законодательный процесс. Однако его влияние на политический процесс и на законодательный орган на этом не заканчивается. Хотя он не может наложить вето на законопроекты, президент может попросить парламент пересмотреть все или часть любого законопроекта, который ему не нравится. Он также может представить в Конституционный совет любой акт парламента или договор, конституционность которых вызывает сомнения.

Согласно статье 11 Конституции Франции, он может полностью обойти законодательный процесс, представив непосредственно общественности референдум по любому органическому законопроекту или любому договору, требующему ратификации. Тем не менее, для этого он должен сначала получить совет и согласие своего кабинета [1]. Президент также наделен двумя другими важными и могущественными полномочиями: он может распустить законодательный орган, назначив новые выборы, и может, в соответствии со статьей 16 конституции, ввести чрезвычайные полномочия, которые позволяют ему управлять страной без совещательного парламентского процесса [1]. Тем не менее, существуют ограничения на эти полномочия, которые в противном случае могли бы дать Президенту непропорциональную власть над законодательной властью [5].

Однако, как свидетельствует конституционное развитие Франции, Парламент усиливает свои полномочия, тогда как влияние Президента несколько ослабляется. Определенную роль в этом сыграли решения органа конституционного контроля - Конституционного совета, а также сильные демократические традиции французского общества. Во французском политическом режиме Конституционный совет считается органом первостепенной важности. В его обязанности входит обеспечение регулярности выборов президента Республики. Обеспечить регулярность проведения референдума и обнародование его результатов. Конституционный совет должен вынести решение по вопросу о конституционности органических законов и постановлений парламентских собраний. Председатель Конституционного совета назначается президентом государства и имеет право голоса в случае равенства голосов. Полномочия президента и премьер-министра, тесно связаны между собой по двум основным причинам: первая, это - координация во всех областях. Так согласно ст. 16 Конституции «Статья 16. Если институты Республики, независимость

70

Вестник экономической безопасности

№ 6/2022

Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой и нормальное функционирование конституционных государственных властей - прервано, Президент Республики после официальной консультации с Премьер-министром, с председателями палат, а также с Конституционным Советом принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами» [1]. И наоборот, основные правительственные решения, которые принимаются в совете министров, президент Республики, который председательствует на нем и, следовательно, утверждает повестку дня (что дает ему право вето), подписывает указы и постановления.

С другой стороны, модель носит политический характер, когда президент республики назначает премьер-министра, и эта кандидатура имеет очевидное политическое содержание, когда президент и национальное собрание избираются одним и тем же большинством избирателей. Таким образом, институциональное совместное решение является одновременно политическим совместным решением, которое может быть взаимным, когда президент и премьер-министр принадлежат к одной партии [4].

Выводы. Пятая Республика наделяет Президента Республики большей властью, чем Четвертая, и также наделяет его исполнительной властью. Сам исторический процесс становления модели президентской республики во Франции выражал собой в целом конституционное развитие, в котором структурное изменение основных прав формируется исходя из концепции Верховенства права, поскольку эти понятия соответствуют установленному правилу права. Несмотря на сложности и проблемы, возникавшие в период построения президентской республики, французский народ оказал большое доверие власти и вышел на путь стабильности и развития. В целом исполнительная власть Франции характеризуется правительственной диархией и отношениями внутри нее, которые фактически находятся в зависимости от структуры и политической поддержки, предоставляемой соответственно президенту и премьер-министру. Это позволяет перераспределить властные полномочия между высшими государственными органами, учитывая волеизъявления избирателей в ходе

парламентских или президентских выборов, а также позволяет учитывать интересы противоборствующих сторон и существовать в сложной ситуации на равных позициях.

Список источников

1. Конституция Французской республики от 4 октября 1958 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lawers-ssu.narod. ru/subjects/constzs/france.htm.

2. Козырин А. Н. Министерское звено управления во Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kozyrin.ru/userfiles/documents/articleak.pdf.

3. Козырин А. Н. Правовое регулирование деятельности правительства Франции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. № 6. С. 198-213.

4. Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления // Государственная служба. Общие проблемы. Зарубежный опыт. М. : РАГС, 2004. Вып.1. С. 41-57.

5. Пилипенко А. Н. Франция : усиление роли Парламента // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5. С. 45-50.

References

1. Constitution of the French Republic of October 4, 1958 (with amendments and additions) [Electronic resource]. Access mode: http://lawers-ssu.narod.ru/subjects/ constzs/france.htm.

2. Kozyrin A. N. The ministerial link of management in France [Electronic resource]. Access mode: http://www. kozyrin.ru/userfiles/documents/articleak.pdf.

3. Kozyrin A. N. Legal regulation of the activities of the government of France // Izvestiya of higher educational institutions. Jurisprudence. 2006. №. 6. P. 198-213.

4. Crozier M. Organizational changes in the system of public administration // Public service. Common problems. Foreign experience. M. : RAGS, 2004. Issue 1. P. 41-57.

5. Pilipenko A. N. France : strengthening the role of Parliament // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2018. № 5. P. 45-50.

Информация об авторе А. И. Джанболатов - Юридический институт Дагестанского государственного университета.

Information about the author A. I. Dzhanbolatov - Law Institute of the Dagestan State University.

Статья поступила в редакцию 30.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 22.12.2022.

The article was submitted 30.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 22.12.2022.

№ 6 I 2022

Bulletin of economic security

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.