Научная статья на тему 'Франция и Африка: сложные отношения, туманные перспективы'

Франция и Африка: сложные отношения, туманные перспективы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Африка / Китай / Россия / безопасность / экономическое и военное сотрудничество1 / France / Africa / China / Russia / security / economic and military cooperation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмелева Надежда Викторовна

Цель. Оценка влияния Франции в бывших колониях на африканском континенте в контексте глобализации и радикальных изменений мирового порядка. Процедура и методы. В ходе исследования были применены различные научные методы: анализа и синтеза, дедукции, диалектический метод. Результаты. Сделан вывод, что для сохранения и укрепления своих позиций в Африке Франции предстоит радикальным образом пересмотреть стиль и методы сотрудничества со странами этого континента. Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование политики Франции в регионе, традиционно считавшемся её вотчиной, способствует выработке оптимальных критериев и подходов к сотрудничеству с учётом изменившейся глобальной обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCE AND AFRICA: COMPLICATE D RELAT IONS, VAGUE PROSPECTS

Aim. To analyze the influence of France in its former colonies on the African continent in the context of globalization and radical changes in the world order. Methodology. In the course of the study, the following scientific methods were applied: analysis and synthesis, deduction, and dialectic method. Results. The author comes to the conclusion that in order to maintain and strengthen its position in Africa, France will have to radically revise the style and methods of cooperation with the countries of this continent. Research implications. Studying the policy and miscalculations of France in the region traditionally considered as its patrimony contributes to the development of optimal criteria and approaches to cooperation, taking in consideration the changed global situation.

Текст научной работы на тему «Франция и Африка: сложные отношения, туманные перспективы»

УДК 327

DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-94-108

франция и африка: сложные отношения, туманные перспективы

Шмелева Н. В.

Московский государственный институт международных отношений (университет)

МИД Российской Федерации (МГИМО)

119454, г. Москва, пр. Вернадского, д. 76, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Оценка влияния Франции в бывших колониях на африканском континенте в контексте глобализации и радикальных изменений мирового порядка.

Процедура и методы. В ходе исследования были применены различные научные методы: анализа и синтеза, дедукции, диалектический метод.

Результаты. Сделан вывод, что для сохранения и укрепления своих позиций в Африке Франции предстоит радикальным образом пересмотреть стиль и методы сотрудничества со странами этого континента.

Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование политики Франции в регионе, традиционно считавшемся её вотчиной, способствует выработке оптимальных критериев и подходов к сотрудничеству с учётом изменившейся глобальной обстановки. Ключевые слова Франция, Африка, Китай, Россия, безопасность, экономическое и военное сотрудничество

FRANCE AND AFRICA: COMPLICATED RELATIoNs, vAGuE PROSPECTS

N. Shmeleva

MGIMO University

Prospect Vernadskogo 76, Moscow 119454, Russian Federation Abstract

Aim. To analyze the influence of France in its former colonies on the African continent in the context of globalization and radical changes in the world order.

Methodology. In the course of the study, the following scientific methods were applied: analysis and synthesis, deduction, and dialectic method.

Results. The author comes to the conclusion that in order to maintain and strengthen its position in Africa, France will have to radically revise the style and methods of cooperation with the countries of this continent.

Research implications. Studying the policy and miscalculations of France in the region traditionally considered as its patrimony contributes to the development of optimal criteria and approaches to cooperation, taking in consideration the changed global situation. Keywords: France, Africa, China, Russia, security, economic and military cooperation

© CC Козьякова Н. С., 2023.

Введение

После обретения бывшими французскими колониями независимости в 60-х гг. прошлого века авторитарные режимы этих стран, поддерживаемые бывшей метрополией, заключили договоры, обеспечивающие ей на крайне выгодных условиях доступ к ресурсам и рынкам сбыта франкоязычной Африки. Франция установила с регионом тесные отношения, в частности, в области обеспечения безопасности, экономического и культурного сотрудничества.

«У Франции было преимущественное право на получение нефти из стран Гвинейского залива (Габон, Конго, Камерун) или урана из Нигера и Габона. Это исторический период (1960-1990) - исключительно важный для Франции, который можно было бы окрестить как "30 славных лет Франции в Африке", где она действовала в одиночку», - так описывает этот период известный французский специалист по странам Африки А. Глазе1.

Такие отношения, предполагающие, с одной стороны, стабильность в политическом, экономическом и финансовом планах, а с другой - неформальную опеку Франции, отсутствие подлинной независимости бывших французских колоний и функционирование там авторитарных коррумпированных режимов, препятствующих эффективному развитию экономики и демократии, как известно, получили название Франс-Африка (Fran-çafrique). Однако на рубеже ХХ-XXI вв. ситуация радикальным образом стала меняться. На протяжении последних 20 лет Франция постепенно и всё более зримо теряет свои позиции на африканском континенте, главным образом, в своих бывших колониях.

Проблемой влияния Франции в Африке занимаются немало исследователей, как в самой Франции, так и в других стра-

1 Glaser A. Pourquoi cet aveuglement de la France en Afrique? // Le Temps: [сайт]. https://www.letemps.ch/ opinions/cet-aveuglement-france-afrique (дата обращения: 06.06.2023).

нах, в т. ч. в России. Так, И. О. Абрамова [1] подчёркивает, что Африка, которая ранее могла претендовать лишь на роль сырьевого придатка крупных держав, постепенно трансформируется в полноправного актора, субъекта международных отношений, играющего всё более значимую роль в создании нового мирового порядка. Е. И. Зеленев и М. А. Со-лощева [2], исследуя динамику китайско-африканских отношений, показывают, что устанавливая партнёрские отношения со странами этого континента, Китай в то же время стремится приобщить их к своему видению существующего миропорядка. И. М. Мохова и Н. В. Мохов [3] освещают события арабской весны и их влияние на внешнюю политику Франции. По их мнению, под воздействием этих событий Франция начала отказываться от поддержки авторитарных режимов (что делалось ради сохранения стабильности на континенте), сделав выбор в пользу революционных выступлений населения арабских государств. Е. О. Обичкина [4], анализируя внешнеполитический курс Э. Макрона, отмечает стремление французского лидера в выстраивании отношений с африканским континентом делать больший упор на совместные действия с ЕС.

Французские аналитики, естественно, также не обходят вниманием вопрос влияния Франции в Африке. Известный политолог Б. Бади2 считает, что в этом направлении Франция терпит полный провал. Видный политический деятель и экономист Ж.-Л. Борло [7] утверждает, что Франции следует отказаться от прежних покровительственных и вместе с тем экономически выгодных отношений со своими бывшими колониями, выстраивая новые связи, основанные на прагматичном подходе. Специалист по странам Аф-

2 Badie B. La Politique de la France en Afrique est un échec complet // Finantial Afrik: [сайт]. URL: https:// www.financialafrik.com/2022/08/28/la-politique-de-la-france-en-afrique-est-un-echec-complet/ (дата обращения: 06.06.2023).

¡$$N 2949-5156^

рики Р. Карайоль [8], анализируя результаты французских военных операций в Сахеле, именуемых «Сервал» и «Бархан», приходит к выводу, что Франция потерпела в данном вопросе полное фиаско. Учёный, специалист по проблемам Африки Ф. Югон подчёркивает, что страны этого континента настолько разнородны, что Африку никоим образом нельзя рассматривать как нечто единое целое [9; 10]. Он считает, что африканская экономическая политика Франции отнюдь не всегда отвечает национальным интересам самой Французской республики. По мнению экономистов Ж.-М. Северино и О. Рея , Африка сегодня - это континент, показывающий высокие темпы экономического развития [11].

Падение влияния Франции

Франция больше не может считать бывшие колонии своей заповедной зоной, где она располагает исключительными правами и пользуется большими привилегиями. Глобализация, развитие новых технологий, появление новых влиятельных игроков на мировой сцене привели к тому, что теперь Франция сталкивается с серьёзной конкуренцией со стороны других стран. Так, доля рынка Франции в Африке с 7,4% в 2010 г. упала до 4,5% в 2022 г., в то время как этот же показатель для Китая вырос с 10,5% в 2010 г. до 16,5% в 2022 г.1.

Франция теряет свои позиции в самых разных секторах экономики, в частности, в сфере продажи автомобилей, зерна, фармацевтических товаров, обо-рудования2.

1 Rapport du commerce extérieur de la France réalisé de la Direction générale du Trésor [Электронный ресурс]. URL: https://www.tresor.economie.gouv.fr/ Articles/f7b3e557-391b-496a-86c3-a9ba56690aa2/ files/ec66d5ba-b19e-4b86-9da9-a6069c407f17 (дата обращения: 10.05.2023).

2 Gradt J.-M. L'Afrique, paradis perdu des exportateurs français // Les Echos: [сайт]. URL: https://www. lesechos.fr/2018/06/lafrique-paradis-perdu-des-exportateurs-francais-997265 (дата обращения: 10.05.2023).

^ 2023 / № 4

Правда, следует учесть возможные статистические погрешности, поскольку некоторые французские фирмы и группы, например, Оранж, имеют многомиллионную группу клиентов через свои местные филиалы. Можно также привести пример дистрибьюторской группы СБЛО, осуществляющей 88% своего оборота в Африке через свои филиалы на континенте, но такого рода данные не включаются в таможенную статистику, основу для определения французского присутствия в Африке3. Кроме того, как объясняет экономист и эксперт международной страховой компании СОБЛСЕ Р. Низард, показатели продаж автомобилей упали, поскольку эти же автомобили выпускаются теперь заводами, построенными французскими предпринимателями в странах Магриба и в Румынии.

Но, несмотря на возможные погрешности, бесспорно одно: «Год за годом Франция утрачивает своё экономическое влияние на африканском континенте», -считает, как и другие эксперты, экономист и журналист Ж.-М. Градт4.

Франция теряет престиж и в плане военном. Африканские лидеры отныне не слишком доверяют Франции в вопросах обеспечения безопасности в их странах и защиты их от террористических и экстремистских угроз. Специалист по странам Сахеля Р. Карайоль пишет: «Военное вторжение Франции в Сахель терпит фиаско» [8, р. 4]. Яркой тому иллюстрацией служит тот факт, что Франция вывела свои войска из Мали и объявила 17 февраля 2022 г. о прекращении операции "Бархан"».

3 Galtier С. Macron exhorte les entreprises à investir plus en Afrique // Le Figaro: [сайт]. URL: https:// www.lefigaro.fr/international/macron-exhorte-les-entreprises-a-investir-plus-en-afrique-20230303 (дата обращения: 10.05.2023).

4 Gradt J.-M. L'Afrique, paradis perdu des exportateurs français // Les Echos: [сайт]. URL: https://www. lesechos.fr/2018/06/lafrique-paradis-perdu-des-exportateurs-francais-997265 (дата обращения: 10.05.2023).

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Показателем отрицательного отношения к Франции является и решение, принятое 21 ноября 2022 г., руководством Мали запретить деятельность на своей территории неправительственных организаций, в т. ч. и гуманитарных, финансируемых Францией1.

Во многих африканских государствах сформировались молодёжные движения, заявленная цель которых бороться с коррупцией, нарушением прав человека, но главное - мобилизовать силы против бывшей колониальной державы, по их мнению, во многом виновной во всех этих бедах2.

Недовольство политикой Франции на африканском континенте выражается и в ходе массовых выступлений населения франкоязычных стран. В Мали, Сенегале, Чаде в ходе протестных манифестаций сжигались французские флаги, на плакатах митингующие писали призывы «Нет французскому неоколониализму», «Франция, пошла вон», «Макрон - миссионер Франсафрики».

Антифранцузские настроения проявляются также и в выступлениях африканских лидеров на международных форумах.

24 сентября 2022 г. премьер-министр Мали А. Майга резко высказался с трибуны ООН по поводу политики Франции в Африке. «Французские власти, по сути, являясь антифранцузскими, поскольку они отрицают универсальные моральные ценности и предают богатое гуманистическое наследие эпохи просвещения, превратились в хунту на службе обскурантизма» - заявил он, добавив, что политику Франции по отношению к странам африканского континента можно назвать «неоколониалистской, снисходительной,

1 Le Mali met fin aux activités des ONG financées ou soutenues par la France // Le Monde: [сайт]. URL: https://www.lemonde.fr/afrique/2 (дата обращения: 10.05.2023).

2 «Yen a Marre» (2011) и «Frapp France degage» (2017) в Сенегале, «Balai citoyen» (2014) в Буркина Фасо, движение «Filimbi» в Конго, «Lyna» в Чаде.

патерналистской и реваншистской»3, При этом его выступление было тепло встречено присутствующими в зале представителями других африканских стран!

В целом можно говорить о падении авторитета, ухудшения имиджа Франции в глазах африканских лидеров. По данным издания «Africaleads», который выпускает независимая ассоциация «Французский совет инвесторов в Африке» (CIAN, conseil français des investisseurs en Afrique), репутация Франции постоянно падает в глазах опрошенных видных деятелей африканского континента. Лидируют по этому показателю США, за ними следуют Германия, Канада, Китай и Великобритания. И только потом идёт Франция4.

Наконец, кризис доверия к Франции проявляется также и в решении, принятом в июне 2022 г., двумя ведущими африканскими странами Франкофоии -Того и Габона вступить в состав Содружества наций, как это сделала Руанда в 2009 г.

Причины несостоятельности французской политики

В чём же причины сложившейся ситуации? Естественно, нельзя сбрасывать со счетов историческую память народов Африки об их колониальном прошлом, об эксплуатации, выкачивании ресурсов, грабеже стран, в то время находившихся под контролем Франции.

Однако понятно, что невозможно объяснять обострение антифранцузских настроений за последние десятилетия старыми обидами и претензиями. Но в определённой степени такое отношение к бывшей метрополии всё-таки основа-

3 À l'ONU, le Mali s'en prend violemment à la France // Le Figaro: [сайт]. https://www.lefigaro.fr/flash-actu/a-l-onu-le-mali-s-en-prend-violemment-a-la-france-20220924 (дата обращения: 12.04.2023).

4 Africaleads, le «Baromètre CIAN des leaders d'opinion en Afrique» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.francaisaletranger.fr/2020/12/26/africaleads-le-%E2%80%89barometre-cian-des-leaders-dopin-ion-en-afrique%E2%80%89-realise-par-linstitut-im-mar/ (дата обращения: 12.04.2023).

ISSN 2949-5156

но на понимании того, что сама Франция полностью от колониального подхода к Африке не избавилась.

Франция оказывала и оказывает значительную экономическую поддержку своим бывшим колониям в Африке. Но, как пишет один из виднейших специалистов по вопросам экономической политики Франции в Африке Ф. Югон, «помощь, прежде всего, направляется не на их экономическое развитие, а на решение своих геостратегических задач (например, потребность в сырье) и на поддержание франкофонии». Кроме того, помощь часто «увязывается с покупкой французских товаров и услуг и направляется не наиболее нуждающимся государствам, а в страны, где Франция может получить больше льгот и преференций» [10, р. 57].

В отличие от азиатских и американских конкурентов последовательной инвестиционной французской политики на государственном уровне не просматривается, скорее на африканском континенте действуют отдельные французские фирмы без какой-либо координации со стороны государства. Так, Ф. Югон пишет, что в Африке наблюдается «всё менее стратегически согласованная деятельность французских транснациональных компаний» [10, р. 55].

Нельзя забывать о том, что Африка всегда была и во многом остаётся удобным «задним двором», снабжающим Францию сельскохозяйственной продукцией, а главное, дешёвым сырьём. «Воспользовавшись оставленными в силе налоговыми льготами и полагаясь на исторически полученную фору, компании Пятой республики легко захватили контроль над местными рынками и уже не отдавали их конкурентам», - отмечает российский эксперт И. Гашков1.

Плюс к этому Франция до сих пор имеет возможность контролировать финансовые системы 14 стран Франкофонии,

1 Гашков И. Запад, который не помог // TASS: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-pano-rama/16051971 (дата обращения: 18.04.23).

поскольку там по-прежнему сохраняется франк африканского финансового сообщества (CFA), привязанный к евро, что на данном этапе развития уже воспринимается как анахронизм, препятствующий установлению подлинной независимости и проведению самостоятельного экономического и политического курса.

Все эти факты дают основания африканским лидерам говорить о том, что на самом деле подлинной независимости бывшие колонии Франции так и не получили. «Независимость африканских стран, бывших колоний Франции, - это фикция», - заявляет один из организаторов протестных выступлений в Сенегале, бывший генеральный секретарь партии Демократического национального объединения Д. Диоп [10, p. 56].

Судя по всему, сами французские предприниматели также не отвыкли ещё от того стиля отношений, который был свойственен постколониальному периоду. Э. Макрон во время своей недавней поездки по Африке критически отозвался о деятельности французских фирм в этом регионе, упрекая их в подходе «рантье», (т. е. в желании пользоваться добываемыми природными ископаемыми, не налаживая серьёзное производство в этих странах), в небрежности при выполнении контрактов, в недостаточно уважительном отношении к местным партнёрам2.

Французское правительство неоднократно совершало политические демарши, которые нанесли значительный урон репутации страны.

Африканцы, особенно представители молодого поколения, принимающие и разделяющие демократические ценности Запада, не могут понять прагматичную политику французских лидеров, следую-

2 Emmanuel Macron au Gabon: "Cet âge de la Françafri-que est bien révolu" // France24: [сайт]. URL: https:// www.france24.com/fr/afrique/20230302-emmanuel-macron-participe-%C3%A0-un-sommet-sur-la-protection-des-for%C3%AAts-au-gabon (дата обращения: 09.04.2023).

V9Sy

щих традициям неоголлизма, предполагающего поддержку авторитарных режимов в обмен на их лояльность к Франции и «понимание» французских интересов, как это было и в период расцвета Фран-сафрики.

Как пишет А. Глазе: «Парадоксально то, что чем больше Франция теряет своё влияние в Африке, тем меньше она поддерживает демократические традиции»1. Политолог, директор института международных стратегических исследований П. Бонифас пишет: «Францию обвиняют в том, что она любит давать уроки в области демократии и прав человека, но делает это избирательно»2.

В 1994 г. во время геноцида в Руанде, унёсшего жизни около миллиона чело-век3, Франция из соображений безопасности вначале поддержала правящий режим. В мае 2021 г. Э. Макрон в ходе визита в Руанду был вынужден официально признать, что «Франция не понимала, что, желая воспрепятствовать развязыванию регионального конфликта или гражданской войны (в Руанде), она фактически осталась на стороне режима, проводившего геноцид»4. С одной стороны, подобного рода признания делают честь стране, которая пошла на такой непростой шаг. Но, с другой стороны, никакого осуждения лиц, сыгравших

1 Glaser A. Pourquoi cet aveuglement de la France en Afrique? // Le Temps: [сайт]. URL: https://www. letemps.ch/opinions/cet-aveuglement-france-afrique (дата обращения: 09.04.2023).

2 Boniface P. La France en Afrique: un déclin relatif ? Le point de vue de Pascal Boniface [Электронный ресурс]. URL: http://www.pascalboniface.com/2023/ 03/07/la-france-en-afrique-un-declin-relatif/ (дата обращения: 09.04.2023).

3 Estimation du nombre de personnes tuees au Rwanda en 1994 [Электронный ресурс]. URL: https://www. cairn.info/revue-population-2005-4-page-401.htm (дата обращения: 19.12.2022).

4 Discours du Président Emmanuel Macron depuis le

Mémorial du génocide perpétré contre les Tutsis en 1994 [Электронный ресурс]. URL: https://www.

elysee.fr/emmanuel-macron/2021/05/27/discours-du-president-emmanuel-macron-depuis-le-memorial-du-genocide-perpetre-contre-les-tutsis-en-1994 (дата обращения: 05.11.22).

столь неприглядную роль, не было. Как не было осуждения и виновных в крайне жестоких методах войны, в т. ч. пытках, в Алжире. Поэтому реакция на такие заявления Франции в африканских странах оказалась весьма сдержанной. «Все эти признания похожи всего лишь на пиар-ход», - говорит бывший министр Сенегала по информационным и коммуникационным технологиям Ф. Б. Н. Дьоп5.

В самом начале арабской весны в ходе событий, разворачивающихся в Тунисе, когда по стране проходили многочисленные выступления с требованием смены власти, Франция вначале заняла выжидательную позицию, а затем 12 января 2011 г. министр иностранных дел M. Аллио^ари, выступая в парламенте, предложила оказать поддержку полиции режима Бен Али для наведения порядка в стране6. В первые недели подобных выступлений во время арабской весны в Египте, правительство Франции поддержало X. Mубарака.

Причины для поддержки авторитарных режимов были весомы. Это и стремление обеспечить там стабильность. К тому же лидеры этих стран справлялись также с нарастающим влиянием исламистов, силовыми методами подавляя их выступления. «Жёсткие режимы X. Mу-барака, З. эль-А. Бен Али, M. Каддафи и А. А. Бутефлики устраивали Францию в силу того, что они эффективно подавляли исламистские организации, выполняя тяжелую работу с пользой как для них самих, так и для французов», - отмечают российские исследователи И. M. и

5 "Sentiment anti-français": quelle est son histoire en Afrique et pourquoi il resurgit aujourd'hui? // BBC: [сайт]. URL: https://www.bbc.com/afrique/region-56971100#:~:text=Dialo%20Diop%2C%20homme% 20politique%20s%C3%A9n%C3%A9galais,coloniale% 20fran%C3%A7aise%20est%20une%20fiction%22 (дата обращения: 10.12.2022).

6 Tunisie: les propos "effrayants" d'Alliot-Marie suscitent la polémique // Le Monde: [сайт]. URL: https:// www.lemonde.fr/afrique/article/2011/01/13/tunisie-les-propos-effrayants-d-alliot-marie-suscitent-la-polemique_1465278_3212.html (дата обращения: 10.12.2022).

ISSN 2949-5156^

Н. В. Моховы [3, c. 94]. Кроме того, правительства этих стран успешно сдерживали потоки мигрантов из этих стран в Европу.

Однако тот факт, что Франция становилась на сторону авторитарных режимов в ходе столкновений с протестными выступлениями, не мог не вызвать возмущение у победивших и пришедших к власти оппозиционеров.

Вообще дружеские отношения французского руководства с авторитарными лидерами Африки оставались «в моде» до последнего времени. Хорошо известны тесные связи Н. Саркози с президентом Кот-д'Ивуара А. Д. Уаттара, дружеская переписка Ф. Олланда со своими сотоварищами по социалистическому Интернационалу, в т. ч. с президентом Гвинеи (до 2021 г.) А. Конде, президентом Нигера (до 2021 г.) М. Иссуфу, президентом Мали (до 2020 г.) И. Б. Кейта1. Поддержка Францией таких «друзей» порой шла в разрез с принципами и целями французской внешней политики и, естественно, не делала французских лидеров более привлекательными в глазах населения африканских стран.

Позицию Франции в этом вопросе можно охарактеризовать как непоследовательную и невнятную. Порой французское руководство считало бесперспективной политику, придающую приоритетное значение стабильности, а не демократическим протестным выступлениям. Исходя из таких декларируемых соображений, Франция понимала, что продвижение демократических ценностей может служить улучшению её образа в глазах населения. Так, она поддержала оппозиционные силы в Ливии в их конфронтации с режимом Каддафи и стала одним из главных инициаторов создания западной коалиции. Военные действия этой коалиции в конечном счете привели к свержению и смерти Каддафи, но вместе с тем и к

1 Glaser A. Pourquoi cet aveuglement de la France en Afrique? // Le Temps: [сайт]. URL: https://www. letemps.ch/opinions/cet-aveuglement-france-afrique (дата обращения: 10.12.2022).

Ç 2023 / № 4

расколу, хаосу и дестабилизации некогда процветающей страны, что также не могло расцениваться как результат продуманной успешной политики.

Франция приняла непосредственное военное участие в событиях 2004 и 2011 гг. в Кот-д'Ивуаре. Существуют различные оценки и версии её реальной деятельности в этой стране, однако бесспорно одно: Франция, очевидно, сыграла большую роль в свержении военным путём неугодного ей авторитарного президента Л. К. Гбагбо.

С другой стороны, Франция по-прежнему не отказывается от поддержки недемократических режимов. Так, новый президент Кот-д'Ивуара А. Д. Уаттара при молчаливой поддержке Франции в ноябре 2020 г. был переизбран на третий срок с явными нарушениями демократических процедур, в связи с чем в стране проходили массовые выступления протеста, а оппозиция бойкотировала выборы. А в Чаде на смену убитому президенту И. Деби во главе государства, возглавив Переходный военный совет, стал его сын М. Деби, а не глава парламента, как это было предусмотрено Конституцией. Эта династическая преемственность власти также не находит возражений у Франции, что не может не вызывать сильного недовольства в демократически настроенных кругах стран Африки, тем более что с появлением и распространением электронных СМИ её жители получили возможность быть намного лучше информированными и образованными, они быстрее и охотнее объединяются и участвуют в политической жизни своих стран и всего континента. «Франция поддерживала, вопреки воле народа (Чада), И. Деби в течение 30 лет. ...А теперь она оказывает поддержку военной хунте, возглавляемой его сыном», - с возмущением пишет журналист и блогер из Чада М. Нгуебла2.

2 "Sentiment anti-français": quelle est son histoire en Afrique et pourquoi il resurgit aujourd'hui? // BBC: [сайт]. URL: https://www.bbc.com/afrique/region-

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

Усугубляет ситуацию и политика Парижа по отношению к тем жителям своих бывших колоний, которые хотят работать или учиться во Франции. Уже в 1980-е гг. были введены въездные визы для жителей этих стран, и правила въезда со временем лишь ужесточались.

В 2019 г. Национальное собрание приняло закон, увеличивающий в 10 раз стоимость обучения для студентов из стран не членов ЕС1. А ведь раньше Франция брала на себя задачу подготовки элит этих стран, немало выигрывая впоследствии из-за их профранцузской ориентации. Этот козырь также, как видим, теряется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А постепенное и, с точки зрения внутриполитических интересов Франции, оправданное ужесточение её иммиграционной политики, начиная с конца ХХ в., ещё более снижает привлекательность этой страны в глазах африканцев [6, с. 112].

Одним из важнейших факторов, определяющих влияние Франции на африканском континенте, является её способность (или неспособность) обеспечивать безопасность на территории стран, где всё больший размах приобретают исламистские радикальные движения, террористические организации. Франция - защитница, гарант мира и стабильности, такой имидж бывшая колониальная держава долгое время удерживала в глазах населения франкоязычных африканских стран. И именно такими целями объяснялось и объясняется существование французских военных баз на территории Джибути, Габона, Сенегала, Кот-д'Ивуар и Чада.

56971100#:~:text=Dialo%20Diop%2C%20homme% 20politique%20s%C3%A9n%C3%A9galais, coloniale%20fran%C3%A7aise%20est%20une%20 fiction%22 (дата обращения: 10.12.22).

1 Arrêté du 19 avril 2019 relatif aux droits d'inscription dans les établissements publics d'enseignement supérieur [Электронный ресурс]. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/loda/id/J0RFTEXT000038396885 (дата обращения: 10.01.23).

Пожалуй, наиболее заметно изменение отношения населения к военным действиям Франции просматривается в Мали. Ещё в январе 2013 г. во время операции «Сервал» в этой стране французские войска, противостоящие террористическим исламистским группировкам в союзе с туарегами, встречались как спасители не только официальными властями, но и населением, французские флаги раскупались в магазинах Бамако, а новорожденных младенцев называли именем Олланд в честь французского президента Ф. Олланда2.

Но уже в ходе операции «Бархан», объявленной по завершении операции «Сервал» в 2014 г. и предполагающей пребывание французских войск уже в нескольких странах региона (в Мавритании, Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Чаде) для обеспечения безопасности и стабильности, на французских солдат стали смотреть как на оккупантов. «Присутствие французских войск в регионе вызывало нарастающее недовольство африканцев. Стало очевидным, что они находятся здесь не для борьбы с терроризмом, а для защиты интересов Франции в Западной Африке», - пишет российский исследователь В. Р. Филиппов [5, с. 40]. Победа, одержанная в войне с исламистскими группировками в Сахеле, не привела к окончательному разгрому джихадистов. Хотя в регионе были задействованы значительные силы - более 5000 солдат3, экстремисты периодически продолжали и продолжают устраивать налёты на местное население, которое теряет доверие к французским войскам,

2 Mali, Tchad, Cameroun... De Chirac à Macron, comment la France a perdu pied en Afrique. // Express: [сайт]. URL: https://www.lexpress.fr/monde/afrique/ de-chirac-a-macron-comment-la-france-a-perdu-pied-en-afrique_2178178.html paria (дата обращения: 10.01.23).

3 Dix ans de Serval: comment la France est passée du statut de héros à celui de paria // France 24: [сайт]. URL: https://www.france24.com/fr/afrique/20230111-dix-ans-de-serval-comment-la-france-est-pass%C3% A9e-du-statut-de-h%C3%A9ros-%C3%A0-celui-de-paria (дата обращения: 10.01.23).

не сумевшим защитить его от атак террористов. В Сахеле воцаряется хаос, как в политическом смысле, так и в плане безопасности. «Французская армия, руководствуясь колониальной идеологией и устаревшими схемами войны с терроризмом, оказывается неспособной анализировать конкретную ситуацию. ...Она совершает всё больше ошибок и правонарушений. Убиваются мирные граждане. Антифранцузские демонстрации жестоко подавляются. Под лозунгом борьбы с «варварством» Франция отказывается от принципов, которые, как она утверждает, она защищает на международной сцене», - пишет специалист по региону Сахеля Р. Карайоль [8, р. 4].

Такая ситуация во многом способствовала падению профранцузских режимов региона и установлению власти военных. Однако стоит отметить, что на африканском континенте пришедшие к власти военные зачастую проводят политику, более соответствующую национальным интересам своих стран, чем профранцузские элиты. Как пишет Е. Ко-рендясов1: «Военные традиционно в Африке являются одним из главных столпов сохранения суверенитета и независимости страны. Армия пользуется широким доверием среди населения, поскольку военные более последовательно, в отличие от "прогнившей элиты", защищают интересы национального характера. И эта тенденция усиливается, тогда как бизнес-элиты стран остаются под сильным влиянием бывших метрополий»2.

Сформированное после военного переворота правительство Мали для обеспечения безопасности пригласило ЧВК «Вагнер». Похожая ситуация сложилась и в Буркина-Фасо и ЦАР, где также произошли военные перевороты, и новые

1 Корендясов Е. Н. - специалист по российско-африканским отношениям, российский дипломат.

2 Эксперт Кондреясов: влияние Франции в Буркина-Фасо после военного переворота снизится // РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/20221001/ burkina-faso-1820859671.html (дата обращения: 10.04.23).

власти, предпочитая военное сотрудничество с Россией, не слишком высоко ценили деятельность французских войск на территории своих стран.

Э. Макрон, побуждаемый правительством Мали, объявил о выводе французских войск из этой страны, что и было завершено к августу 2022 г., а затем 9 ноября этого же года он официально заявил о прекращении операции «Бархан»3.

Видный африканский политик и экономист Ф. Кпатинде так охарактеризовал сложившуюся в этой сфере ситуацию: «63 года спустя после получения независимости африканцы больше не хотят военного присутствия Франции. Они желают сами писать страницы своей собственной истории и нести ответственность, как за неудачи, так и за успехи»4.

Одной из главных причин падения влияния Франции в Африке является тот факт, что немалое количество государств предлагают Африке партнёрство на более выгодных условиях.

Африка привлекает экономическим ростом, возможностью выгодных инвестиций, потребностью в создании инфраструктуры. Но главное - своими богатыми недрами. Как пишет видный российский экономист И. О. Абрамова, «африканский континент занимает сегодня ведущие позиции в мире именно по тем сырьевым товарам, которые не имеют аналогов и жизненно необходимы для развития оборонных и инновационных технологий XXI века» [1, с. 6].

Помимо углеводородов на континенте есть залежи разнообразных металлов -золото, железо, медь, алюминий, платина, хром, а также такие стратегически важные металлы как кобальт, литий, широко

3 Макрон заявил о завершении операции "Бархан" в Сахеле // TASS: [сайт]. URL: https://tass.ru/mezh-dunarodnaya-panorama/16282069. (дата обращения: 10.11.22).

4 La politique africaine de la France à l'épreuve du changement. // Vatican news: [сайт]. URL: https:// www.vaticannews.va/fr/monde/news/2023-03/poli-tique-france-macron-afrique-analyse-francis-kpatin-de.html (дата обращения: 10.05.23).

Vioy

востребованный минерал колтан, без которых немыслимо развитие современной авиакосмической отрасли и оборонной промышленности. В Африке сосредоточено 40% запасов золота, 30% рудных месторождений, 12% всех запасов нефти1.

И зарубежные партнёры, причём не только старые державы, но и страны с быстро развивающейся экономикой соревнуются за возможность установить тесные отношения с этим континентом.

Каждый год в разных частях света проходят саммиты, посвящённые сотрудничеству Африки с одной из стран, предлагающей такие отношения. Речь идёт, помимо традиционных держав -партнёров Африки, о Китае, России, Японии, Турции, ОАЭ, Сингапуре и пр. Африканские лидеры охотно участвуют в этих форумах, желая разнообразить свои экономические, военные и культурные связи. Как говорит министр иностранных дел Того Р. Дюссей, «Африка больше не может и не хочет быть вагонами одного единственного локомотива»2.

Конечно, Франция по-прежнему остаётся одним из важных экономических партнёров Африки и вторым, после Германии, торговым европейским партнё-ром3. Однако новые страны постепенно вытесняют её с этих позиций. Африка, традиционно поддерживающая приоритетные, чуть ли не эксклюзивные, отношения с Европой, разворачивается в сторону Азии, прежде всего, Китая, осо-

1 Gaudiaut T. L'Afrique, grand pourvoyeur de matières premières // Statista: [сайт]. URL: https://fr.statista. com/infographie/27432/afrique-matieres-premieres-premier-produit-exportation-en-valeur-pays-africains/ (дата обращения: 10.05.23).

2 Dussey R. LAfrique ne veut plus s'aligner sur les grandes puissances, quelles qu'elles soient // Le Temps: [сайт]. URL: https://www.letemps.ch/opinions/lafrique-ne-veut-plus-saligner-grandes-puissances-soient (дата обращения: 10.05.23).

3 Les enjeux de la diplomatie française en Afrique. France Diplomatie mai 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/afrique/les-enjeux-de-la-diplomatie-francaise-en-afrique/#:~:text=La%20France%20est%20 l'un,de%20valeur%20ajout%C3%A9e%20en%20 Afrique (дата обращения: 10.03.23).

бенно преуспевшего в «освоении» этого континента. Сопоставление его влияния в Африке с позицией Франции особенно показательно. «Китайская модель (сотрудничества с Африкой) переживает свою весну, а мы, европейцы, живём в осени. Китайцы укореняются в Африке, стремясь к сотрудничеству скорее прагматичному, а не мессианистскому. «Мы уважаем ваши ценности, мы не хотим вас колонизировать, как это делали Западные страны», - говорит политолог Б. Бади4.

Ещё в 2000 г. Китай был первым экспортёром лишь в нескольких странах Африки: в Судане, Гамбии, Бенине и Джибути. В это время Франция была привилегированным партнёром в странах Магри-ба и в целом во франкоязычных странах5. Но 20 лет спустя Китай стал первым экспортёром для более чем 30 стран Африки, и по объёму инвестиций в Африку Китай также опережает все остальные страны6. Новый «шёлковый путь» предполагает гигантские капиталовложения Китая в создание мощной инфраструктуры на континенте7. Правда, обеспечивая бесспорный экономический рост африканских стран, Китай постепенно устанавливает над ними такой контроль и опеку, которые напоминают неоколониальную политику бывших метрополий. «Отношения (Африки) с Азией и, в частности, с Китаем, „.рискуют перерасти в отношения подавления и даже новой колонизации», - пишет Ф. Югон [9, p. 6].

Китай, выстраивая свои отношения с африканскими странами, преследует не только экономические, но и геополитические интересы. Российские исследо-

4 Badie B. La Politique de la France en Afrique est un échec complet // Finantial Afrik: [сайт]. URL: https:// www.financialafrik.com/2022/08/28/la-politique-de-la-france-en-afrique-est-un-echec-complet/ (дата обращения: 06.06.2023).

5 Gaudiaut T. Commerce: la Chine à la conquête de l'Afrique // Statista: [сайт]. URL: https://fr.statista.com/ infographie/26663/partenaire-commercial-premier-pays-source-des-importations-des-pays-africains-chine-france-afrique/ (дата обращения: 10.04.23).

6 Там же.

7 Там же.

Vioy

¡$$N 2949-5156^

ватели Е. И. Зеленёв и М. А. Солощева выделяют 2 основные цели китайской политики в Африке: «во-первых, удовлетворить насущные потребности быстро растущей экономики КНР, и, во-вторых, сформировать прокитайский панафриканский двухуровневый блок государств. На первом, базовом, уровне, речь идёт о государствах-партнёрах; на втором, более высоком, уровне - о странах-последователях Китая, которые в целом разделяли бы китайское видение глобального мироустройства» [2, с. 14].

Россия также расширяет контакты с Африкой. В июле 2022 г. глава российского МИД посетил Египет, Республику Конго, Уганду и Эфиопию. За последний год российский министр иностранных дел побывал в ЮАР, Эсватии, Анголе, Эритрее (январь 2023 г.), Мали, Мавритании, Судане (февраль 2023 г.).

Пока уровень сотрудничества России не сопоставим с размахом отношений с африканскими странами других важных партнёров. Однако стоит отметить, что Россия готова сотрудничать с Африкой не только в вопросах безопасности и экономики, о чём уже говорилось ранее, но и предлагает своё видение будущего развития мира, устраивающее африканских лидеров. «Геополитические взгляды России находят отклик в африканских странах. .Действительно, народы Африки принимают создание многополярного мира, предлагаемого Москвой», - пишет пресса Мали1. «Мы долго жили в своего рода диктаторском однополярном мире. ... Многополярный мир, отстаиваемый Россией, соответствует видению руководителей и народов Африки: иметь возможность осуществлять наш собственный суверенитет и выбирать себе партнёров по собственному усмотрению», - гово-

1 L'Afrique adhère au modèle multipolaire prôné par la Russie // MaliWeb.net: [сайт]. URL: https://www.mali-web.net/international/lafrique-adhere-au-modele-multipolaire-prone-par-la-russie-selon-lambassadeur-congolais-en-russie-3015656.html (дата обращения: 10.04.23).

^ 2023 / № 4

рит посол Демократической Республики Конго в РФ И. Вангу Нгимби2. Не забыт африканскими лидерами и тот факт, что Советский Союз всегда поддерживал их борьбу за освобождение от колониального ига.

Итак, конкуренция за сотрудничество с Африкой растёт, и Франция, увы, не всегда оказывается в этом соревновании на высоте, она не занимает в сотрудничестве с Африкой особое место, как это было сразу после деколонизации. «Франция представляется страной, которая, скорее, ищет европейской и атлантической сплочённости, а не страной, проводящей продуманную восточную (африканскую) политику. Она гораздо меньше отличается (в этом плане) от других западных стран, чем это было во времена Де Голля, или Миттерана, или Ширака», -считает П. Бонифас3.

Перспективы дальнейшего развития

Глобализация привела к построению новых отношений между развитыми странами и той неоднородной категорией государств, которую принято называть развивающимися. И немаловажен тот факт, что Африка уже относится к регионам, быстро развивающимся в плане экономическом. «Когда уже никто этого не ожидал, программы по жёсткому выправлению экономической ситуации (стран африканского континента) начали приносить результаты!», - отмечают известный французский экономист Ж.-М. Северино и специалист по странам Африки О. Рей [11, р. 101].

Как говорится в докладе Генерального секретаря ООН: «Сегодня Африка, как и другие регионы мира, - это динамично развивающийся континент, . по темпам экономического роста некоторые афри-

2 Там же.

3 Boniface P. La France en Afrique: un déclin relatif ? Le point de vue de Pascal Boniface [Электронный ресурс]. URL: http://www.pascalboniface.com/2023/ 03/07/la-france-en-afrique-un-declin-relatif (дата обращения: 09.04.23).

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

V10V

канские страны обогнали другие регионы мира»1.

Перед Францией стоит трудная задача радикального пересмотра принципов построения отношений с африканским континентом. Она по-прежнему ещё располагает немалыми козырями, такими как возможность контроля и влияния на финансовую сферу стран зоны африканского франка, тесные экономические связи французских компаний с экономическими кругами африканских стран, общий французский язык, тот факт, что многие представители элит этих стран получили образование во Франции и сохраняют дружеское расположение к этой стране.

Использование своего выгодного положения и при этом отказ от неоколониализма и одновременно от муссирования своей вины за колониальное прошлое и покровительственных подачек, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с уважением идентичности и независимости африканских стран - вот путь, который может привести Францию к укреплению своих пошатнувшихся позиций на этом континенте.

Ж.-Л. Борлоо2 пишет: «Отношения между Францией, проводящей политику неоколониализма, и Африкой, не имеющей собственной идентичности, больше не существуют. Пора создавать в рамках обоюдовыгодного партнёрства новую архитектуру отношений между Африкой и Францией» [7, р. 17].

С ним согласен экономист А. Глазе: «Франция 30 лет, в постколониальный период, считала, что в Африке она у себя дома. Потом она спала в 1990-е гг., не заметив, что Африка глобализировалась. ... Нам надо приземлиться в Африку глоба-

1 Доклад Генерального секретаря ООН о работе организации, 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sg/ru/content/chapter-ii-c-development-africa (дата обращения: 14.04.23).

2 Французский политический деятель, один из основателей Союза демократов и независимых, с 2015 г. является председателем фонда по развитию электрификации Африки.

лизированную и смотреть на неё совершенно по-новому!»3, - считает он.

Возможно, Франции будет легче противостоять всё растущей конкуренции, если она будет действовать в Африке вместе со всем Европейским союзом. Профессор Е. О. Обичкина полагает, что «Франция... нуждается в расширении своих возможностей с опорой на ЕС, поскольку в одиночку ей трудно выстоять в растущей конкуренции за экономическое и военно-политическое влияние на континенте» [4, с. 263].

Выступление Э. Макрона в университете в столице Буркина-Фасо Уагадугу в 2017 г. и его недавнее турне по странам этого континента4 может быть расценено именно как попытка наметить новый стиль отношений и заложить новые основы дальнейшего сотрудничества, которое необходимо и африканским государствам и Франции не только с точки зрения экономической, но также и стратегической, поскольку африканский континент сегодня часто оказывается в центре важнейших международных событий. Э. Макрон объявил об окончании эпохи «французской Африки, или Франс-Африки», т. е. об отказе от неравноправных отношений бывших французских колоний и метрополии. Он также говорил о намерении устанавливать и поддерживать новые партнёрские взаимовыгодные отношения как с франкоязычными странами, так и со всеми другими государствами континента, выходя таким образом за рамки круга стран, называемых «задним или внутренним двором Франции». Исходя из прагматических экономических интересов особое внимание уже сейчас Франция уделяет таким нефранкоязычным странам, как Кения, Нигерия, Эфиопия, Ангола.

3 Glaser A. Pourquoi cet aveuglement de la France en Afrique? // Le Temps: [сайт]. URL: https://www. letemps.ch/opinions/cet-aveuglement-france-afrique (дата обращения: 10.12.2022).

4 Э. Макрон находился в Африке с 1 по 5 марта 2023 г. Он посетил Габон, Анголу, Конго, ДРК.

Viosy

ISSN 2949-5156^

Предполагая сохранить уже существующие в Африке французские военные базы, Э. Макрон планирует провести их реорганизацию в Либревиле, Абиджане и Дакаре, привлекая к управлению ими местных военнослужащих. Президент также подчёркивал, что «Париж всюду стремится вести себя как нейтральный собеседник»1, не желая навязывать кому бы то ни было свои взгляды и свою волю.

Франция с 2017 г. высказывала готовность заменить франк африканского финансового сообщества на эко, который предоставил бы большую финансовую независимость местным властям. Об этом также говорил Макрон в ходе своего последнего турне по Африке. Но пока такой проект перенесён на 2027 г.

Будущее покажет, означают ли все эти заявления президента Франции радикальное изменение африканской политики этой страны или останутся благими пожеланиями, «косметическими штрихами», - как охарактеризовал деятельность Э. Макрона в этом направлении глава центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки РАН Е. Корендясов2.

Президент Республики Габон в 19672009 гг. О. Бонго3 так высказался по поводу франко-африканских отношений: «Африка без Франции - это машина без шофёра, Франция без Африки - это машина без горючего»4. Времена изменились, и теперь, по словам главного редактора журнала «Jeune Afrique» М. Б. Ях-

^ 2023 / № 4

меда, «Африка больше на самом деле не нуждается во Франции»5.

Заключение

Итак, слишком затянувшийся период деколонизации завершён. Постепенно освобождаясь от опеки МВФ и Всемирного банка, африканские страны начинают самостоятельно проводить свою экономическую политику. Долгое время они были объектом внешней политики других стран, теперь становятся субъектами международных отношений. Африканские франкоязычные страны отходят из традиционных тесных связей с Францией, бывшей колониальной державой, разворачиваясь в сторону новых более выгодных для них партнеров, таких, как Китай, Индия, Турция, Россия и др.

Франция, заинтересованная в сохранении и развитии тесных отношений в Африкой, пытается найти новые пути и подходы к сотрудничеству с этим континентом. И установление новых плодотворных связей с Африкой - это шанс для Франции выйти на новые рубежи собственного развития и возможности влияния на мировые процессы.

Данный анализ может быть полезным для руководства стран, прежде всего, России, стремящихся развивать отношения с африканским континентом в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, избегая просчётов, совершённых бывшими колониальными державами.

Дата поступления в редакцию 01.06.2023

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки

1 Emmanuel Macron au Gabon: "Cet âge de la Françafrique est bien révolu" [Электронный ресурс]. URL: https:// www.france24.com/fr/afrique/20230302-emmanuel-macron-participe-%C3%A0-un-sommet-sur-la-protection-des-for%C3%AAts-au-gabon (дата обращения: 10.04.2023).

2 Франция 60 лет контролировала бывшие колонии в Африке. Как ее потеснили российские наемники? // Lenta: [сайт]. URL: https://lenta.ru/articles/2021/10/27/france_afrique/ (дата обращения: 10.04.2023).

3 Yahmed M.B. C'est la France qui a besoin de lAfrique // Jeune Afrique: [сайт]. URL: https://www.jeuneafrique.com/ mag/431787/politique/cest-france-a-besoin-de-lafrique/ (дата обращения: 10.12.2022).

4 Там же.

5 Там же.

V10V

литература

1. Абрамова И. О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 5. C. 6-21.

2. Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китай в Африке: от стран-партнеров к странам-последователям. Ч. 2 // Азия и Африка сегодня. 2022. № 8. C. 14-25.

3. Мохова И. М, Мохов Н. В. Реакция Франции на «арабскую весну»: Старые ориентиры новой внешней политики // Актуальные проблемы Европы. 2012. № 3.C. 92-105.

4. Обичкина Е. О. Внешняя политика Эммануэля Макрона: Поиски геополитической стратегии в разладившейся мировой иерархии. // Актуальные проблемы Европы. 2021. № 3. С. 235-274.

5. Филиппов В. Р. Операция «Бархан»: бесславное завершение? // Азия и Африка сегодня. 2022. № 1. C. 40-47.

6. Шмелева Н. В. Права человека и национальная безопасность: Франция в поисках решения миграционного кризиса // Вестник МГИМО Университета. 2018. № 3. С. 104-125.

7. Borloo J.-L. Les relations entre la France et l'Afrique // Géoéconomie. 2013. № 3. P. 7-20.

8. Carayol R. Le mirage sahélien. La France en guerre en Afrique. Serval, Barkhane et après? Paris: La Découverte, 2023. 380 p.

9. Hugon P. Géopolitique de l'Afrique SEDES, 2012. 346 p.

10. Hugon P. La politique économique de la France en Afrique // Politique africaine. 2007. № 105. P. 54-69.

11. Severino J.-M., Ray O. Le Temps de l'Afrique. Paris: Odile Jacob, 2010. 348 p.

references

1. Abramova I. O. [Africa in the modern model of the world order: a powerful player or an outsider?] In: Kontury transformatsiy: politika, ekonomika, pravo [Outlines of global transformations: politics, economics, law], 2018, vol. 11, no. 5, pp. 6-21.

2. Zelenev E. I., Soloshcheva M. A. [China in Africa: from partner countries to follower countries. Part 2]. In: Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 2022, no. 8, pp. 14-25.

3. Mokhova I. M., Mokhov N. V. [France's reaction to the "Arab Spring": keeping former goals within a new foreign policy]. In: Aktualnyye problemy Yevropy [Current problems of Europe], 2012, no. 3, pp. 92-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Obichkina E. O. [Emmanuel Macron's foreign policy: Searching for a geopolitical strategy in the disordered world hierarchy]. In: Aktualnyye problemy Yevropy [Current problems of Europe], 2021, no. 3, pp. 235-274.

5. Filippov V. R. [Operation "Barkhan": an inglorious end?]. In: Aziya i Afrika segodnya [Asia and Africa today], 2022, no. 1, pp. 40-47.

6. Shmeleva N. V. [Human rights and national security: France in search of the resolution of the migration crisis]. In: VestnikMGIMO Universiteta [MGIMO Review of International Relations], 2018, no. 3, pp. 104-125.

7. Borloo J.-L. Les relations entre la France et l'Afrique. In: Géoéconomie, 2013, no. 3, pp. 7-20.

8. Carayol R. Le mirage sahélien. La France en guerre en Afrique. Serval, Barkhane et après? Paris, La Découverte, 2023. 380 p.

9. Hugon P. Géopolitique de l'Afrique. SEDES, 2012. 346 p.

10. Hugon P. La politique économique de la France en Afrique. In: Politique africaine, 2007, no. 105, pp. 54-69.

11. Severino J.-M., Ray O. Le Temps de l'Afrique. Paris, Odile Jacob, 2010. 348 p.

информация об авторе

Шмелева Надежда Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры французского языка Московского государственного института международных отношений (университета) МИД Российской Федерации (МГИМО); е-таП: Chmeleva@inbox.ru

information about the author

Nadezhda V. Shmeleva - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., the French language Department, MGIMO University;

e-mail: Chmeleva@inbox.ru

правильная ссылка на статью

Шмелева Н. В. Франция и Африка: сложные отношения, туманные перспективы // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: История и политические науки. 2023. № 4. С. 94-108.

DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-94-108

for citation

Shmeleva N. V. France and Africa: complicated relations, vague prospects. In: Bulletin of State University of Education. Series: History and Political Sciences, 2023, no. 4, рp. 94-108. DOI: 10.18384/2949-5164-2023-4-94-108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.