вот имя мое..
франчайзинговая стратегия становления
малого предпринимательства
Малые предприятия - это форпост современного предпринимательства. Этот статус определяют инновационный тип их поведения и способность оперативно реагировать на запросы рынка благодаря простоте управленческой структуры.
основу экономики и служат питательной, средой для появления и апробации прогрессивных идей бизнеса. Положение российского малого предпринимательства между тем не соответствует последнему представлению, хотя государственной поддержки оно не лишено. Истинные причины этого феномена следует искать, прежде всего, в слабой реализации принципа взаимовыгодного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий, одной из форм которых является франчайзинг.
Франчайзинг, или система «льготного» предпринимательства, представляет собой форму договорного сотрудничества между юридическими независимыми сторонами [1]. Одна из них - франчайзер предоставляет за плату право заниматься предпринимательской деятельностью, используя его товарный знак и др., другой стороне - фран-чайзи. В качестве первого из них, как правило, выступает предприятие, которое приобрело деловую репутацию в результате достижения профессиональных успехов в бизнесе, а второго - малые предприятия. Франчайзинг содержательно есть не что иное, как клонирование на договорной основе успешных бизнес-форматов хозяйственной деятельности, которое влечет за собой разрастание единой франчайзинговой сети юридически независимых предпринимательских единиц. Отличительными ее чертами являются: - культивирование апробированной на практике технологии осуществления новых предпринимательских инициатив;
Малахов Д.А.
аспирант Санкт-
Петербургской академии управления и экономики
франчайзинг
„есть не что иное, как клонирование _на договорной
основе успешных бизнес-форматов
_хозяйственной
_деятельности
- проявление репутационного эффекта, обусловленного широкой осведомленностью по-ку-пателей о высокой потребительной стоимости предлагаемых товаров в сетях подобного типа. В франчайзинговых сетях, таким образом, имеет место гомогенная предпринимательская деятельность, базирующаяся на жестких корпоративных стандартах, выполнение которых гарантирует франчайзи предоставление ими конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Статистика зарубежных стран свидетельствует о том, что более 70% предприятий, которые самостоятельно начали новую предпринимательскую деятельность, через пять лет теряют экономическую состоятельность. Полную противоположность им представляют предприятия, которые работают на основе франчайзинга, так как количество их банкротств лишь несколько превышает 10% барьер [2]. Мировая тенденция усиления интереса к франчайзингу не обошла Россию стороной. В последние годы наблюдается интенсивный всплеск развертывания и продвижения в регионы под эгидой франчайзинга сетей розничной торговли. Этому обстоятельству способствует ряд следующих условий:
- неоднородность покрытия территории страны товаропроводящими сетями;
- отсутствие на территории страны проблем языкового барьера;
- сходность национальных культур потребления и т.п.
Интерес к франчайзингу в российской экономике усилил периодичность появления научных статей, посвященных этой проблематике. Акцент в них преимущественно делается на процедурных моментах построения франчайзин-говой сети, т.е. основное внимание уделя-ется разработке решений, которые находятся в компетенции франчайзера. Такая практика имеет свою логику, так как в ряде случаев российские предприятия стремятся расширить свой бизнес путем франчайзинга, предварительно не установив его строгой формулы в результате необходимых испытаний. Здесь следует отметить, что не всякая предпринимательская удача поддается
е предпринимательство, 2008, № 4 (2)
механическому воспроизведению, т.е. клонированию [3]. Последнее положение наиболее ярко проявляется в том случае, если бизнес-формат предпринимательской деятельности:
- содержит элементы гудвилла, связанные с персональными качествами, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия;
- ограничивается территориальными границами или обусловливается исключительными обстоятельствами.
Кроме того, отечественные предприятия, которые встали на путь развертывания фран-чайзинговых сетей, зачастую игнорируют то обстоятельство, что управление ими:
- требует специфических инвестиций, которые связаны с формированием специальных навыков у персонала и т.п.;
- не исключает «эффект домино» в отношении потери сетевым товарным знаком своего имиджа вследствие оппортунистического поведения одним из франчайзи;
- сопряжено с риском утраты контроля над франчайзи по истечении ряда лет и т.п. Между тем, для малых предприятий вхождение в франчайзинговые сети не служит пана-цеей. Дело в том, что потеря франчайзером рыночных позиций, равно как и сбои в управлении франчайзинговой сетью, могут нанести неисправимый вред предпринимательской деятельности франчайзи. Это обстоятельство означает, что малые предприятия нуждаются в пригодных для практического применения рекомендациях по приобретению ими статуса франчайзи. Отдельного упоминания заслуживает еще одно обстоятельство. Договор франчайзинга в рамках российского права соотносится с договором коммерческой концессии. Под последней понимается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой стороне за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих первой стороне. К числу этих прав относятся право на фирменное наименование и (или) коммерче-
в франчайзинговых сетях имеет место гомогенная предпринимательская деятельность, базирующаяся на жестких корпоративных стандартах
франчайзинг
— Пин*}
Литература
1. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. - М.: Соваминко, 1995.
- 176 с.
2. Довгань В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти: Издательская фирма «Дока-Пресс», 1994. - 231 с.
3. Дельтей Ж. Франчайзинг. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. - 128 с.
4. Сосна СА., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005.
- 375 с.
5. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. - М.: Издательство «Консалт-банкир», 2002. - 168 с.
6. Шейн Скотт А. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. -Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 208 с.
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ское обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. Будучи новым договором в российской практике, договор ком-мерческой концессии признается одним из самых сложных в гражданском праве [4]. В типовом руководстве по организации международной франчайзинговой сети рекомендуется перечислять в контракте франчайзинга следующие компоненты отношений с франчайзером [5]:
- передача ноу-хау, которое включает постоянно обновляемые пособия по работе с системой тренинга;
- передача по лицензии товарных знаков и обозначений;
- предоставление помощи в реализации и менеджменте.
Соглашение о франчайзинге, кроме того, должно предусматривать систему разрешения споров в отношении обеих сторон, включая порядок извещения о недостатках и возможностях их устранения.
Эффективность франчайзинга как формы малого предпринимательства во многом определяют следующие условия:
- производство и физическое распределение осуществляется в пределах ограниченных географически территорий;
- для обслуживания покупателей существенное значение имеет местоположение предприятия;
- ведение предпринимательской деятельности требует знания особенностей местного рынка;
- репутационный эффект, порождаемый широкой известностью товарного знака среди по-купателей, позволяет обеспечить значительное конкурентное преимущество;
- предпринимательская деятельность подвергается высокому уровню стандартизации и кодификации операционных процессов;
- отрасль является трудоемкой;
- приобретение торговых точек связано не со значительными затратами и рисками;
российское предпринимательство, 2008, № 4 (2)
- трудовые затраты владельцев торговых точек измерить сложнее, чем эффективность их предпринимательской деятельности [6]. Формирование франчайзинговых сетей в России в целом находится под патронажем госу-дарства. Аргументом в пользу этого служит следующее обстоятельство. Конфигурация подобных предпринимательских сетей имеет структуру солнечной системы. От ее центра (франчайзера) отходят «лучи», которые приводят к образованию цепочки: франчайзер ^ франчайзи ^ субфранчайзи. Это положение означает, что в франчайзинговых системах имеют место вертикальные соглашения. Последние, в соответствии с российским анти-мо-нопольным законодательством, допускаются без ограничения доли предприятий на товарном рынке только в случае заключения договора коммерческой концессии [7]. Однако этого недостаточно. Целесообразно, чтобы масштабная организация консультирования представителей малого бизнеса по вопросам франчай-зинговых взаимоотношений получи-ла особый статус в рамках государственной поддержки малого предпринимательства. Эта стратегия должна содействовать его становлению.
конфигурация франчайзинговых предпринимательских сетей имеет структуру солнечной системы
D. A. Malakhov _
assistant professor of Saint-Petersburg Academy of Management and Economics _
Franchising strategy of small business formation _
The article covers peculiar features of franchising. Border lines of _ interaction in franchising net-works are detected that stipulate for maintenance of homogeneous business circumstances in them. The _ author reasons implication for small-scale business development in Russia _ based on franchising principles and necessary conditions for their realization, _ and also discloses specific character of commercial concession contract _ (franchising contract). Besides, the author validates necessity of small-scale _ businesses training with governmental support on procedures of making a _ decision to join a franchising network. _
франчайзинг^Л_