Научная статья на тему 'Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития'

Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3132
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ливандовская А.Д., Бирюкова В.

В статье рассматриваются преимущества франчайзинга как системы льготного предпринимательства, его отличительные черты. Даётся характеристика развития франчайзинга по странам мира и в России, обсуждаются условия как способствующие, так и тормозящие развитие франчайзинга в России и Приморском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития»

АД. Ливандовская,

кандидат экономических наук, и.о. профессора кафедры экономики и управления на предприятии ДВГАЭУ;

В. Бирюкова,

экономист, выпускница ДВГАЭУ 1999 г.

ФРАНЧАЙЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются преимущества франчайзинга как системы льготного предпринимательства, его отличительные черты. Дается характеристика развития франчайзинга по странам мира и в России, обсуждаются условия как способствующие, так и тормозящие развитие франчайзинга в России и Приморском крае.

Рост предпринимательской активности в России, обусловленный помимо объективных причин и неспособностью государственных учреждений поддерживать уровень заработной платы, обеспечивающий достойную жизнь, поб\ждает все большее количество трудоспособного населения к открытию собственного дела. В условиях перехода к рыночной экономике - это положительный симптом, так как развитие частного или семейного предпринимательства способствует преодолению монополизма в национальной экономике и развитию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, преодолению социальной напряженности в обществе, насыщению рынка товарами и услугами.

Развитие сферы малого предпринимательства является одним из главных показателей экономических преобразований в целом по России и ее регионов, в том числе и в Приморском крае. По состоянию на 1 января 1998 г. в крае зарегистрировано 23,1 тыс. субъектов малого предпринимательства и только 10,4 тыс.(45,4%) осуществляли какую-либо деятельность. Процесс создания малых предприятий продолжался и в 1998 г. С начала 1998 г. зарегистрировано 2,2 тыс. малых предприятий, которые находятся в организационном периоде. В течение 1998 г., особенно в период кризиса, около тысячи предприятий прекратили свое существование. Деятельность малого предпринимательства охватывает различные сферы экономики края, но большая их часть сосредоточена в сферах с высокой оборачиваемостью капитала (торговля и общественное питание) -51,5% (в целом по России 43,5%). Увеличивается удельный вес малых предприятий в строительстве - 15,8% (16,6% в целом по России), в промышленности -13,5% (15,5%в целом по России). В остальных отраслях малый бизнес не играет существенной роли.

В 1997 г. малыми предприятиями в Приморском крае было произведено 17% от общего объема выпуска продукции работ и услуг. Малыми предприятиями была получена прибыль в размере 486 млрд неденоминированных рублей. Однако уровень рентабельности малого бизнеса

невысок - 2,1 %. Многие малые предприятия имеют убытки из-за недостатка капитала, налогового прессинга, отсутствия системы финансового и управленческого контроля, опыта ведения дела, поэтому владельцам малых предприятий ценою проб и ошибок приходится находить наиболее рентабельный способ функционирования.

По данным фонда поддержки малого предпринимательства администрации Приморского края, 4,4 тыс. малых предприятий (40 % функционирующих) по итогам работы в 1997 г. имели убытки на сумму 269 млрд рублей. Наиболее убыточными сферами деятельности для малого предпринимательства оказались: культура и искусство, сельское хозяйство, материально-техническое снабжение, финансы, кредит, страхование, непроизводственные виды бытового обслуживания. Если предприятия этих сфер не выйдут из зоны убытков, они разорятся.

Несмотря на трудности в развитии малого предпринимательства, оно переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной, инновационной деятельности.

Именно в секторе малых предприятий можно ожидать позитивные изменения социально-экономического положения в ближайшие годы.

Основными приоритетами в развитии малого предпринимательства должны стать: инвестиционная, финансово-кредитная поддержка малых предприятий в производственной сфере, развитие производственно-инновационного предпринимательства, поддержка малых предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве, стройиндустрии, сельском хозяйстве, производстве продуктов питания, привлечения в малое предпринимательство молодежи.

Основными средствами проведения государственной поддержки и развития малого предпринимательства является федеральная целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Объем финансирования программы на 1996 год правительством предусматривался в 707 млрд руб., Государственной Думой утверждено в федеральном бюджете 386,6 млрд руб. В течение 1996 года средств из федерального бюджета не поступило. В 1997 году в федеральном бюджете было предусмотрено 386 млрд руб. с учетом секвестрования 215 млрд руб. И в 1997 году средств на поддержку малого предпринимательства из федерального бюджета не поступало.

Исходя из приведенных выше фактов, можно сделать вывод, что в нашей стране на поддержку со стороны государства малому предпринимательству надеяться не приходится. Необходимо находить новые пути для развития малого бизнеса. Одним из таких путей является развитие франчайзинга как отечественного, так и международного.

Франчайзинг, как показывает мировая практика, является эффективной формой сотрудничества крупных корпораций и мелких предприятий. Он представляет собой форму договорных отношений между крупными и мелкими предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг. Франчайзинг является сис-

темой льготного предпринимательства. К характерным чертам льготного предпринимательства можно отнести:

1. Право собственности одной организации на торговую марку, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированное оборудование, а также связанные с ними репутацию, деловые связи и ноу-хау.

2. Продажу прав (лицензии) этой организации другому лицу (предприятию), разрешающих использовать ее торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс, патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау.

3. Включение в договор по продаже лицензии прав на регулирование и контроль за работой лицензируемого предприятия, управляя которым лицензиат использует свои права.

4. Оплату предприятием, приобретшим лицензию единовременных выплат и других форм компенсаций (на приобретенные права и за другие услуги), которые лицензиар представляет лицензиату.

Наряду с этими общими для системы льготного предпринимательства чертами, современный франчайзинг имеет и специфические черты. Он представляет собой комплексное использование системы льготного предпринимательства.

Комплексная система включает не просто использование фирменных товаров или услуг, а подготовку проекта предприятия во всех его аспектах. Проект должен быть так тщательно разработан, чтобы свести до минимума риск, связанный с открытием нового бизнеса.

Отличительные особенности франчайзинга:

- определяются критерии, руководствуясь которыми можно судить, подходит ли имеющаяся территория для размещения предприятия-оператора (покупающего франшизу);

- создается фирмой - франчайзером материально - техническая база, на которой персонал вновь создаваемых предприятий-операторов (франчайзи) пройдет подготовку, ознакомится с системой и методами ведения бизнеса, которые создала головная фирма - франчайзер;

- предоставление фирмой - франчайзером при необходимости в процессе обучения методов и технологий производства;

- предоставление обучения методам маркетинга и сбыта в целях наиболее полного использования преимуществ бизнеса фирмы - франчайзера;

- помощь франчайзи с целью подготовки предприятия к началу коммерческой деятельности;

- головная фирма (франчайзер) поддерживает с франчайзи отношения постоянного характера, которые обеспечат франчайзи полную поддержку в ведении дела со стороны франчайзера по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения.

Таким образом, основное отличие франчайзинга состоит в том, что продавец франшизы подготавливает и облегчает путь покупателю франшизы в бизнес, помогает начать собственное дело людям, которые никогда до этого не управляли предприятием, обеспечивает им поддержку в процессе всей деятельности. Собственником предприятия является фран-

чайзи, но покупателем оно воспринимается как часть известной фирмы, поскольку предприятие использует имидж ее фирмы.

Для покупателей франчайзинг означает преимущества разветвленной сети в сложной структуре права собственности, в результате чего покупатель имеет дело не с управляющим, а с собственником.

Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации Дженералс Моторс, франчайзинг стал развиваться в торговле, общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, профессиональном обслуживании, производстве безалкогольных напитков, отелей и других секторах.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, он успешно используется в 100 странах мира, более чем в 65 видах деятельности.

Наибольшее развитие франчайзинг получил в США, Канаде, Японии, Франции, Великобритании.

Данные о количестве франчайзеров и франчайзи по странам мира представлены в таблице I.

Таблица 1

Распространение франчайзинга в странах мира в начале 90-х годов

Страна Франчайзеры Франчайзи

Австралия 184 10303

Австрия 30 1363

Бельгия 77 4065

Германия 180 9099

Великобритания 379 18260

Дания 66 500

Италия 197 11500

Канада 1000 45000

Нидерланды 248 8332

Норвегия 120 850

США 2177 365458

Швеция 60 1000

Франция 675 29698

Южная Корея 33 337

Япония 610 102392

Источник: [5].

Как видим из данных табл.1, наибольшее развитие франчайзинг получил в США. Он развивался здесь высокими темпами. Если в 1998 г. (согласно данным Национальной Федерации независимого бизнеса) около 10% из 19 миллионов предприятий США функционировали на основании какого-либо франшизного соглашения, то в начале 90-х годов -365 458. Количество франчайзинговых компаний в США с 1980 г. ежегодно увеличивается на 50 % (данные федеральной торговой палаты США). По оценкам экспертов, количество франчайзинговых систем по крайней мере удвоится в следующие 30 лет. Франчайзинг охватывает 35% выручки от продаж. К концу столетия ожидается увеличение до 50%. США в лице своих транснациональных компаний стала крупнейшим экспортером франчайзинга.

Они подбирают за границей местных предпринимателей - франчайзи, обеспечивают их передовыми технологиями, обучают современным приемам ведения бизнеса, помогая тем самым становлению национального предпринимательства. Позднее в роли франчайзеров начинают работать и местные национальные крупные компании, которые в своей деятельности перерастают государственные границы.

Крупнейшими франчайзерами в мире являются американские фирмы «Макдональдс» и «Кентукки Фрейд Чикен», они контролируют вместе больше торговых предприятий, чем вся франчайзинговая система Великобритании, а 20 - 25 крупнейших американских франчайзеров контролируют больше франчайзинговых точек, чем вся франчайзинговая система в Европейском сообществе.

Вплоть до 90-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения товаров и услуг, который всегда существовал. Будущий же рост франчайзинга будет зависеть от того, насколько его станут воспринимать как форму бизнеса.

Специалисты по франчайзингу считают, что если у развивающихся стран не появится возможности принимать участие в развитии франчайзинга, то его рост будет увеличиваться в основном в западных странах.

Франчайзинг доказал свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой степени выживаемости франшизных предприятий (рис.1).

100 80 60 40 20 0

, <\ -1

Шнш:

к ВН'^ я

* V 'ШЫь^п&нш *\ч • •> -'МШ

Ш^ШШ

1 -й год

5-й год

10-й год

Щ Самостоятельный бизнес

¡Франшизные предприятия

Рис.1 Степень выживаемости предприятий самостоятельного бизнеса и франчайзинга

Рисунок 1 показывает, что от 80 до 95 % франшизных предприятий выживают даже в течение 10 лет со дня начала работы, в то время как 35% предприятий самостоятельного бизнеса разоряются в 1-й год, 70 % после 5-ти летнего срока работы, 85 % после 10 лет.

В условиях жесткой конкуренции у франшизных предприятий больше шансов выжить, так как франчайзер (крупная компания, имеющая положительный имидж на рынке, торговая марка которого узнаваема потребителем) делится с франчайзи своим опытом (позитивным и негативным), предоставляя структуру производства и сбыта, методы ведения бизнеса, которые помогут франчайзи быстро освоиться. Франчайзер предоставляет также услуги в процессе функционирования (реклама, марке-

тинговая информация, налаживание хозяйственных связей), которые самостоятельное предприятие не могло бы себе позволить в финансовом плане.

Для становления нового класса предпринимателей в России, развития малого бизнеса, потенциала его эффективности и устойчивости большое значение имеет развитие франчайзинговых отношений. На наш взгляд, франчайзинг позволит найти оптимальное разрешение проблем, накопившихся в процессе становления малого бизнеса в России.

Значение франчайзинга для российской экономики переоценить сложно. Для франчайзера (крупной компании) - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему; для франчайзи (малого предпринимателя) - это развитие своего собственного бизнеса на базе проверенной бизнес-модели, что в определенной мере гарантирует ему успех; для государства - это эффективный инструмент поддержки малого предпринимательства и создания дополнительных рабочих мест, а также источник пополнения государственной казны.

Франчайзинг в России делает первые шаги. Его нераспространенность в бизнесе России не связана с какой-либо спецификой нашей страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей.

Затянувшийся экономический кризис, высокие темпы инфляции вызвали небывалый спад промышленного производства, усугубляемый взаимными неплатежами государственных предприятий. Несмотря на трудности становления рыночных отношений, франчайзинг имеет не только право на существование в России, но и будет широко развиваться. Его экономическая основа - растущая потребность населения в приобретении качественных товаров и услуг на региональных и местных рынках, в качественном обслуживании. С другой стороны, изменение социально-психологической ориентации личности в сторону преимущественного расчета на собственные силы, а не на помощь государства привело к возрождению предпринимательской активности россиян. Социологические опросы показывают, что более 20 %, не имеющих работу, хотели бы заняться собственным делом.

Развитию франчайзинга в России благоприятствует и относительно высокий уровень образованности населения. На территории России функционируют крупные корпорации, которые могли бы выступать в будущем в роли франчайзеров. Крупные корпорации в России отработали систему ведения бизнеса в нелегких российских условиях и заинтересованы в расширении сфер своего влияния с минимальными текущими и инвестиционными затратами. В экспорте франчайзинга в Россию заинтересованы транснациональные компании. Компании, желающие развивать франчайзинговые отношения в России, должны учитывать, что здесь не развита инфраструктура бизнеса, поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше. Основать свое дело в российских условиях - задача непростая, прежде всего из-за нехватки опыта и капитала для приобретения прогрессивных технологий, оборудования, маркетинга. Как уже от-

менялось, существует достаточное количество крупных российских компаний, наладивших производство товаров и оказания услуг и, соответственно, заинтересованных в их реализации на отдельных региональных и локальных рынках с минимальными издержками и максимальными гарантиями. Установление договорных отношений франчайзинга между такими предприятиями и мелкими фирмами сулят обеим сторонам взаимные выгоды. Для того чтобы способствовать развитию франчайзинга в России, создана Российская Ассоциация развития франчайзинга, имеющая 56 региональных отделений, охватывающих практически всю территорию России. Одной из задач Ассоциации является развитие механизма создания и работы новых малых предприятий в области производства товаров и услуг в системе франчайзинга.

По прогнозу международной организации труда количество активно ищущих, но не имеющих занятия в России составляет более 9,5 млн человек, при этом 1-2 % из них пытаются организовать свое дело. С учетом работающих, но желающих стать предпринимателями, а также действующих предпринимателей, желающих заняться более надежным бизнесом, можно оценить начальное, самое минимальное количество операторов (франчайзи) в России 200 тыс. человек.

Наиболее дальновидные иностранные корпорации уже осваивают российский рынок, который в настоящее время достаточно насыщен товарами и услугами зарубежного производства. Франчайзинг в России на сегодняшний день в основном представлен в форме: зарубежный франчайзинг - российский оператор (франчайзи). Зарубежные франшизные компании, работающие на российском рынке: МакДональдс имеет 7 экспериментальных ресторанов быстрого обслуживания, Пицца Ход - 3 закусочных, Кентукки Фрейд - 1 ресторан, Баскин Робине - 1 предприятие, Сити Луке - имеет 2 предприятия (одно из них находится во Владивостоке), Рибок имеет 13 магазинов. На российском рынке имеют франчайзин-говые системы такие компании, как Майкрю Эйдж, Ле Монти, Ив Роше, Грильмастер, Голден Чиккен, Альфагрификс, Кэрролз, Маджик Бургер. Продвигая франчайзинг в России, зарубежные франчайзеры должны учитывать национальные, культурные особенности, культуру бизнеса, необходимость адаптации операционных систем. Как считают специалисты по франчайзингу, российским франчайзи целесообразно использовать региональный франчайзинг и субфранчайзинг.

На российском рынке франчайзинга присутствуют не только зарубежные компании, но и отечественные. В России истинным первопроходцем франчайзинга стала научно - производственная фирма «Дока», которая стала поставлять на рынок качественное, быстроокупаемое оборудование для производства хлеба, пиццы, картофельных чипсов. Фирма «Дока» не просто продавала начинающим предпринимателям оборудование, но и технологию, рецептуру, упаковочные материалы, торговую марку, вела обучение персонала предприятий, купивших оборудование, в специализированном учебном центре, оказывала помощь в процессе становления бизнеса, вела контроль за деятельностью (соблюдение фирменного стиля), т.е. строила свои отношения с клиентами на основе франчайзинга. Именно франчайзинг обеспечил «Дока-пицце» и «Дока-хлебу»

возможность стремительно завоевать российский рынок и стран СНГ. Используемая этой фирмой концепция франчайзинга признана одной из наиболее удачных. Согласно мнению многих экспертов, франчайзинг, как способ ведения бизнеса, изменил образ Америки.

Пример ИПФ «Дока» из г. Тольятти показывает, что и в России возможны такие же существенные изменения, а система франчайзинга позволяет ускорить и закрепить их.

В настоящее время франчайзинг на Дальнем Востоке очень ограничен. Наиболее видимые операторы - сети продаж фото и проявки пленки фирмы Кодак, успешно функционирующие в нескольких городах Дальнего Востока, «Дока-пицца» - насчитывает 6 операторов в г. Владивостоке, франчайзеры - русское экспресс-кафе и китайская быстрая пицца - основали в г. Владивостоке 4 экспресс-кафе в деловой части Владивостока и рабочий магазин по подготовке китайской пищи и упаковки для розничных продавцов, есть торговые точки фирм «Рибок» и «Найк», салон красоты фирмы Сити Луке и др.

Развитие франчайзинга в Дальневосточном регионе, как и во всей России, наталкивается на ряд трудностей:

- налоговое законодательство запутано и непредсказуемо;

- местное давление таможенных законов непредсказуемо;

- стремительное изменение местного регулирования и местных законов, изменение интерпретации местными властями федеральных законов;

- местные коммунальные услуги не надежны;

- российские деловые партнеры не привыкли к западной деловой практике;

- организованная преступность может угрожать денежноемкому бизнесу;

- российский закон о франчайзинге склонен защищать франчайзи, а не франчайзера.

Несмотря на имеющиеся трудности, франшизные предприятия и в трудных российских условиях доказывают, что они добиваются успеха. Нами был проведен сравнительный анализ деятельности 2-х предприятий г. Владивостока: кафе «Пингвин» - предприятие самостоятельного бизнеса и кафе ««Magic Burger»», работающее под торговой маркой аналогичной британской фирмы. Предприятия работают практически в идентичных условиях, но имеют различные результаты и степень финансовой устойчивости [2]. Товарооборот на одно посадочное место во франшизном предприятии в 10 раз, а по объему товарооборота на 1 м2 торгового зала в 15 раз больше, чем у предприятия собственного бизнеса [2].

Вертикальный и горизонтальный анализ балансов этих предприятий показал, что у «Magic Burger» высокая доля мобильных активов, предприятие использует стратегию, направленную на формирование «работающих активов», что позволяет ему более высокими темпами наращивать собственный капитал. Высокая деловая активность этого предприятия позволяет ему быстрее погашать краткосрочные обязательства. Так кафе «Пингвин» к концу 1997 года погасило 8,7 % своих краткосрочных обязательств, «Magic Burger» - 36,1 %. Коэффициенты ликвид-

ности «Magic Burger» имеют тенденцию к росту и находятся в пределах оптимальных значений, в то время как у кафе «Пингвин» они значительно ниже оптимальных. Показатели, характеризующие финансовую устойчивость у «Magic Burger», выше, в частности, это коэффициент автономии, маневренности собственных средств (в начале года в 4,9 раз; к концу - в 9 раз).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный нами анализ еще раз доказывает преимущества франчайзинга. Кафе «Magic Burger» функционирует более успешно во многом благодаря помощи предприятия - франчайзера.

Основной проблемой, затормаживающей развитие франчайзинга в Дальневосточном регионе, является ограниченность знаний в этой области как у населения, так и предпринимателей.

Большую роль в распространении знаний по франчайзингу среди предпринимателей могли бы играть фонды поддержки и развития малого предпринимательства, созданные при администрациях краев и областей, бизнес-центры и бизнес-икубаторы. Они могли бы взять на себя организацию постоянно действующих бесплатных семинаров по франчайзингу для предпринимателей, на которых бы также обсуждался и опыт работы франшизных предприятий в Дальневосточном регионе.

В федеральной и региональной программах поддержки малого предпринимательства в 1998-1999 гг. значительное внимание уделяется привлечению молодежи в этот сектор экономики, так как финансовые возможности молодежи ограничены, а деловой опыт практически отсутствует, для нее наиболее приемлемым вариантом вступления в малый бизнес был бы франчайзинг.

Для того чтобы выяснить, знает ли молодежь о франчайзинге и желает ли работать в малом бизнесе на основе франчайзинговых отношений, был проведен опрос наиболее подготовленной части молодежи -выпускников дневной формы обучения ДВГАЭУ. Завершая процесс обучения, 60% выпускников еще не имеют представления о предполагаемом месте работы. Открыть свое собственное дело хотели бы 60 % выпускников, но не смогут это сделать практически все из-за отсутствия финансовых средств, а 60 % еще из-за отсутствия практического опыта работы на предприятии, 20 % опрошенных не имеет понятия о франчайзинге. В основном студенты-выпускники узнали о франчайзинге на семинаре, который проводила академия совместно с волонтерами корпуса мира; 67% студентов изучали франчайзинг в вузе; получили знания из периодической печати и специальной литературы - 23%. Никто из опрошенных никогда не занимался проблемами развития франчайзинга. Никто из респондентов не смог ответить на вопрос, сможет ли он открыть собственное дело в рамках франчайзинга и насколько перспективен этот метод ведения бизнеса, обосновывая это тем, что о любом методе можно судить только после его углубленного изучения.

Таким образом, результаты анкетного опроса показали, что большинство студентов-выпускников имеют представление о франчайзинге лишь в общих чертах, многие из них хотят открыть свое собственное дело, но не могут это сделать из-за отсутствия финансовых средств и практического опыта. Даже при наличии финансовых средств, отсутствие

практического опыта не позволяет начинающим предпринимателям добиться успеха. Мы считаем, что если бы студенты-выпускники больше знали о франчайзинге, об опыте работы франшизных компаний в России на региональном и местном рынках, какие компании-франчайзеры работают на местном рынке, кто поможет установить с ними контакты и что для этого необходимо, тогда для большинства из них проблема открытия собственного дела была бы разрешима. На наш взгляд, правительству, администрациям краев и областей следовало бы предпринимать шаги как в направлении повышения информированности населения и предпринимателей об эффективных методах ведения бизнеса, так и оказания им финансовой поддержки для покупки франшиз. Это будет выгодно не только каждому конкретному предпринимателю, но и прежде всего государству. Увеличивающееся количество предприятий обеспечит развитие здоровой конкуренции, возрастет поступления налогов в бюджет, что, в конечном итоге, благотворно скажется на экономике страны.

Литература

1. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России //Финансы. 1994. №12.

2. Лемисова Л.В., Лышко Р.В. Франчайзинг как форма ведения бизнеса в сфере общественного питания // Вестник ДВГАЗУ. 1998. № 3.

3. Майнер А.З. Перспективы развития франчайзинга в России //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 5.

4. Поворин С.В. Тенденции развития франчайзинга в мировой экономике //Миркетинг в России и зарубежом. 1998 №3.

5. Сгенвордд Д., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. М.: Аудит, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.