Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ'

ФРАНЧАЙЗИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНШИЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ДОГОВОР / ЛИЦЕНЗИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Румянцева В.С.

В статье рассматривается теория франчайзинга и его важные аспекты в предпринимательстве. Франчайзинг, как бизнес-стратегия, призван создавать образ в сознании нынешних и будущих клиентов. Становление франчайзи основано на убеждении, что как предприниматель вы можете стать более успешным с использованием чужого бренда. В большинстве случаев инвестиции в франшизу, которая имеет хорошую историю бизнеса, станут одной из лучших инвестиций, которые может вложить предприниматель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISE IN ENTREPRENEURSHIP

The article discusses the theory of franchising and its important aspects in entrepreneurship. Franchising, as a business strategy, is designed to create an image in the creation of current and future customers. Becoming a franchisee is based on the belief that as an entrepreneur you can become more successful with the use of another brand. In most cases, investing in a franchise that has a good business history will be one of the best investments an entrepreneur can make.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ»

М.: ИНФРА-М, 2007. - 211 c.

3. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: учеб. - М.: Дело, 2009. - 124 с.

4. Вершигора Е.Е. Менеджмент. / Е.Е. Вершигора - М.: ИНФРА-М, 2003. -495 с.

5. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. / В.Р. Веснин - М.: Юрист, 2002. - 547 с.

6. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 209 с.

7. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. / В. А. Винокуров - М.: Центр экономики и маркетинга. - 2003.

- 394 с.

8. Панов А. И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов М.: ЮНИТИ -ДАНА Учеб. пособие для вузов, 2002. - 240 с.

9. Петрова А.Н. Стратегический менеджмент. / А.Н. Петрова - СПб.:, 2005.

- 131 с.

10.Румянцева З.П. Менеджмент организации / З.П. Румянцева - М.: Инфра-М Учебник, 1996. - 265 с.

11.Уткин, Э.А. Управление фирмой / Э.А. Уткин - М.: Учебник: Акалис, 2001. - 154 с.

УДК 33. 334.02

Румянцева В. С.

специалист, администратор службы приема и размещения Административно-гостиничный комплекс «Таврическая»

Россия, г. Санкт-Петербург ФРАНЧАЙЗИНГ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Аннотация:

В статье рассматривается теория франчайзинга и его важные аспекты в предпринимательстве. Франчайзинг, как бизнес-стратегия, призван создавать образ в сознании нынешних и будущих клиентов. Становление франчайзи основано на убеждении, что как предприниматель вы можете стать более успешным с использованием чужого бренда. В большинстве случаев инвестиции в франшизу, которая имеет хорошую историю бизнеса, станут одной из лучших инвестиций, которые может вложить предприниматель.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франшиза, предприниматель, предпринимательство, бизнес, договор, лицензия

Rumyantseva V.S., specialist Front desk administrator Administrative and hotel complex "Tavricheskaya"

Russia, Saint-Petersburg

FRANCHISE IN ENTREPRENEURSHIP

Abstract:

The article discusses the theory of franchising and its important aspects in entrepreneurship. Franchising, as a business strategy, is designed to create an image in the creation of current and future customers. Becoming a franchisee is based on the belief that as an entrepreneur you can become more successful with the use of another brand. In most cases, investing in a franchise that has a good business history will be one of the best investments an entrepreneur can make.

Key words: franchising, franchisor, franchisee, franchise, entrepreneur, entrepreneurship, business, contract, license

Франшиза, как особый тип лицензии, которую приобретает сторона (франчайзи), чтобы позволить им иметь доступ к собственному знанию, процессам и товарным знакам бизнеса (франчайзера), а также предоставить стороне возможность продавать продукт или предоставлять услугу в соответствии с название компании.

Франчайзинг имеет место быть, когда предприниматель хочет повысить свою долю на рынке или увеличить географический охват по выгодной цене. В таком случае, он может создать франшизу для своего продукта и торговой марки. Франшиза - это совместная инициатива между франчайзером и франчайзи. Франчайзер является оригинальным или существующим бизнесом, который продает право использовать свое название и идею. Франчайзи - это лицо, которое покупает оригинальную компанию, покупая право продавать товары или услуги франчайзера в рамках существующей бизнес-модели и товарного знака.

Франшизы - достаточно популярный метод для тех людей, которые хотят начать бизнес и работать в высококонкурентной отрасли (к примеру, общепит). Самое значительное преимущество в покупке франшизы - это доступ к фирменному наименованию компании. В этом случае, нет необходимости тратить дополнительные ресурсы, чтобы получить имя и продукт для клиентов.

Теория франшизы относится к середине XIX века, самым известным примером которой является Исаак Сингер. Будучи занятым в музыкальной индустрии, он изобрел швейную машину, затем создал франшизы, чтобы распространять свои фирменные швейные машины на большие территории.

По сей день, мировым лидером в сфере франчайзинга являются Соединенные Штаты Америки. Топ-15 бизнес-франшизы 2017 включают такие компании, как McDonald's и сеть гостиничной индустрии, такую как Hampton by Hilton. В России ярким примером бизнес-франшизы является сеть ресторанов быстрого питания «Чайная ложка» и сеть продуктовых супермаркетов «Пятерочка».

Каждому предпринимателю необходимо знать, что договор франшизы является временным, аналогично аренде бизнеса и не означает права собственности на франшизу. В зависимости от контракта на франшизу,

франчайзинговые соглашения обычно длится от 5 до 30 лет с серьезными штрафами или последствиями, если франчайзи нарушает или досрочно прекращает действие контракта.

В таких странах, как США франшизы регулируются законом на государственном уровне. Также существует федеральное регулирование, установленное в 1979 году Федеральной торговой комиссией. Юридическое раскрытие, которое предоставляется потенциальному покупателю франшизы от франчайзера и в котором излагается вся необходимая информация для полного информирования потенциального покупателя о любых рисках, выгодах или ограничениях таких инвестиций называется правилом франшизы. Такая информация предусматривает полное раскрытие сборов и расходов, любую историю судебных процессов, список одобренных поставщиков бизнеса, а также ожидаемые финансовые результаты и многое другое. Этот закон прошел через различные итеграции и ранее был известен как Единый циркуляризованный франчайзинг, прежде чем он был переименован в 2007 году в качестве действующего документа о раскрытии франшизы.

Для России франчайзинг - одно из новейших направлений, по сравнению с другими странами. На законодательном уровне отношения между участниками регулируется следующим образом: если одна сторона приобретает готовый бизнес, то существуют определенные сроки действия на право владения торговой маркой. Между сторонами заключается договор о предоставлении франшизы и в дальнейшем регистрируется. Согласно данному договору, в виде лицензии франчайзи могут быть переданы право на пользование товарным знаком, фирменное название или даже патент.

Существуют как преимущества, так и недостатки для инвестирования в франшизу. Преимущества покупки франшизы включают готовую бизнес-операцию. Франшиза поставляется со встроенной бизнес-идеей и детальной разработкой, включая продукты, услуги, даже униформу сотрудников и хорошо известное признание бренда McDonald's. В зависимости от франшизы компания-франчайзер может предлагать поддержку в обучении и финансовом планировании.

К недостаткам можно отнести тяжелые начальные затраты, а также текущую сервисную плату. Можно взять в пример McDonald's. Общая стоимость, чтобы начать франшизу McDonald's, колеблется от 1 миллиона долларов до 2,2 миллионов долларов. Франшизы, по определению, имеют постоянные издержки для франчайзерской компании в виде процента от продаж или дохода. Этот процент может варьироваться от 4 до 8%. Другими недостатками являются отсутствие контроля над территорией или креативность в собственном бизнесе, а также заметная нехватка вариантов финансирования у франчайзера. Другие факторы, которые влияют на все предприятия, такие как плохое местоположение или управление, также являются возможными.

Хотя есть много преимуществ для инвестиций в уже успешную

бизнес-модель франшизы, есть и недостатки. Как и любые инвестиции, франчайзинг - весьма серьезное бизнес-решение, поэтому необходимо тщательно изучить цели и возможности, прежде чем принимать какие-либо решения о покупке франшизы. Франчайзинг дает предпринимателю как большие награды, так и большие риски, о которых должны знать обе стороны. Для франчайзера это обеспечит возможности для расширения и крупномасштабной экономии. Для франчайзи, начало франшизы принесет заранее установленную репутацию и уменьшит риски.

Использованные источники:

1. Беленец П.С., Ембулаев В.Н., Латкин А.П. Использование франчайзинга в предпринимательской деятельности как основа повышения эффективности продаж товаров и услуг. Владивосток: ВГУЭС, 2016. - 23 с.

2. Кац Р.Б. Франчайзинг: построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: РОСБУХ, 2015. - 73 с.

3. Мюррей Я. Франчайзинг: Типы франшизы. Где достать финансы. Как добиться успеха. СПб.: Изд-во «ПИТЕР». - 2014. - 12 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.