Научная статья на тему 'Фрагменты социологического наследия К. М. Тахтарева (1871-1925)'

Фрагменты социологического наследия К. М. Тахтарева (1871-1925) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тахтарев Константин Михайлович

Публикуются фрагменты книги К.М. Тахтарева «Наука социальной жизни», которая вышла в Петрограде в 1919 году, включая программу его курса «Система социологии», который он читал в Петроградском университете в начале 1920-х годов. Представлена библиография работ Тахтарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Fragments of Konstantin Takhtarev's Sociological Heritage

The republication of some fragments from K. Takhtarev's book «The science of social life» published in Petrograd in 1919 including the program of his course «The system of sociology» he was lecturing in Petrograd University in the beginning of 20s. The bibliography of Takhtarev's works is provided.

Текст научной работы на тему «Фрагменты социологического наследия К. М. Тахтарева (1871-1925)»

ФРАГМЕНТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ К.М. ТАХТАРЕВА (1871-1925)

Современному читателю предлагаются несколько небольших фрагментов идейного наследия К. Тахтарева. Это, прежде всего, заключительная часть историко-социологического обзора

«Социология, понимаемая как особая наука об общественной жизни» (с. 24-29) из книги «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (Пг.: Кооперация, 1919). Далее идет программа курса «Система социологии», читавшегося К. Тахтаревым в Петроградском университете в начале 1920-х годов. Программа также была помещена в упомянутой выше книге (с. 417-424). Заключает эти материалы составленная в хронологическом порядке библиография его трудов по общей и генетической социологии и, используя современный термин, политологии.

Социология есть наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности или, точнее, социология есть наука, которая изучает общественную жизнь, взятую в целом, выясняет общественные явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности.

Но что такое есть само социальное явление? Вот первый вопрос, на который необходимо ответить, как для правильного определения социологии и ее содержания, так и для правильного ее построения.

Социальное явление есть всякое явление, которое порождается общественной жизнью людей, всякое проявление этой жизни. А сама об-

щественная жизнь есть не что иное, как естественно сложившееся и органически развившееся сожитие людей, необходимых участников всевозможных видов общения и, в особенности, той наиболее широкой формы общения, которая называется человеческим обществом, каково всякое племенное и территориальное общество (племя, народ, нация).

Самое своеобразное и наглядное проявление общественной жизни есть бесспорно общение сожительствующих людей. Оно выражается в самых различных формах: общение трудовое, брачное, чувственное (эстетическое), умственное, нравственное, политическое.

Следовательно, и любое явление экономического общения людей, и брачного, и чувственного или эстетического, и умственного, и всякой другой области общественной жизни людей, есть явление социальное. И если не ограничиваться этим, наиболее своеобразным, социальным явлением и называть социальным явлением, как это принято, всякое явление, порождаемое общественною жизнью людей, то тогда невольно приходится спросить: в чем же заключается отличие социологии, как особой общественной науки, от других общественных наук, которые изучают специально ту или другую отдельную сторону общественной жизни, т. е. социальные явления определенного рода и вида (явления экономические, правовые, политические и проч.)?

Отличие социологии от других общественных наук состоит в том, что она изучает социальные явления не в отдельности и не в связи лишь одних однородных явлений (экономических, или брачных, или умственных, или нравственных), как это делает каждая отдельная, особая, специальная общественная наука, а в их общей естественной связи, в необходимом соотношении явлений самых различных сторон жизни, взятой в целом. Отличие социологии от других общественных наук заключается в том, что социология берет общественную жизнь как она есть на самом деле, во всем сложном целостном многообразии и соотношении ее явлений и, что особенно важно понять и поэтому следует повторить, изучает их в их естественной взаимной зависимости, стремясь выяснить их обусловленность, которая и определяется необходимым соотношением самых различных явлений общественной жизни и проявляется в ее закономерности.

Для того, чтобы правильно понимать отличие социологии и ее содержания, как особой науки, от других наук, необходимо раньше всего понимать различие понятий — «социальный» и «социологический». Эти два понятия далеко не равнозначны. И те, кто отожествляют их, делают самую грубую ошибку. Понятие «социальный», как сказано, обнимает собой всякое проявление общественной жизни, какой бы отдельной стороны жизни мы не касались. А понятие «социологический» говорит о понимании социальных явлений той или другой стороны общественной жизни в их общей и необходимой связи и зависимости с социальными явлениями других сторон жизни. Понятие это говорит о неизбежной взаимообусловленности самых различных социальных явлений, о необходимом соотношении явлений самых различных сторон общественной жизни взятой в целом.

И любое явление экономической жизни, и брачной, и нравственной, и политической, и всякой другой стороны общественной жизни, есть, как сказано, явление социальное. Каждое такое явление может быть предметом изучения той или другой особой общественной науки. Но любое социальное явление может быть предметом и социологического его изучения, так как от нашей воли зависит: изучать его в отдельности, в связи с однородными ему явлениями, или напротив, изучать его в связи с явлениями других сторон общественной жизни. Мы можем изучать различные социальные явления, как бы вырывая их из их естественной, общей и целостной совокупности явлений общественной жизни, изучать их в их искусственном, умственном обособлении, или изучать их, как они происходят на самом деле, в их общей связи, взаимной зависимости и обусловленности. Но только последний способ изучения их будет и может быть назван социологическим. Отсюда ясно, что социологическое изучение явлений есть изучение их в их естественной связи и необходимом соотношении, как они существуют в действительной общественной жизни, а не в ограниченных представлениях специалистов, представителей отдельных общественных наук (экономистов, юристов, политиков, моралистов и проч.).

Отсюда же должно делаться ясным и отличие социологических приемов исследования, отличие научных социологических методов, от приемов других, особых (специальных) общественных или социальных наук.

Сущность социологического метода исследования социальных явлений заключается таким образом в понимании и установлении их действительного соотношения. В этом и состоит дело каждого социолога, какие бы социальные явления он не исследовал. Социологический метод -исследования явлений общественной жизни, по всем своим приемам, есть метод соотносительный. Социолог не должен и не может изучать различные социальные явления в их искусственной обособленности. Он не был бы или перестал бы быть социологом, если, бы начал искусственно разобщать различные стороны и явления общественной жизни и изучать их в их искусственной обособленности, как явления исключительно экономические, правовые, политические, религиозные и т. д. Социолог превратился бы таким образом в экономиста, юриста, политика, но перестал бы быть социологом. Конечно и социологу для изучения всей сложности общественной жизни и ее явлений приходится пользоваться аналитическим методом. Социологу, когда он анализирует общественную жизнь, приходится как бы разлагать ее на ее простейшие элементы, ее основные составные части. Но социолог, делая это, не должен и не может никогда упускать из вида неразрывную связь и необходимое соотношение этих элементов и частей, составляющих в действительной жизни одно, единое целое. Социолог рассматривает и самого человека не как самодостаточную, самостоятельную и обособленно живущую, отдельную человеческую личность, а как необходимого члена общества, как сообщественника, как неизбежного участника общественной жизни, как участника единого целостного жизненного процесса.

Соотносительный социологический метод есть метод необходимого и правильного соотношения различных сторон и явлений общественной жизни в научном понимании их. Соотносительный социологический метод требует согласованного изучения их, в их естественной связи и взаимообусловленности. Соотносительный социологический метод предполагает известную согласованность всех проявлений общественной жизни, согласованность всех социальных явлений, или, как выражался когда-то О. Конт, социологический метод предполагает известный consensus всех социальных явлений, солидарность их (solidarité des faits sociaux).

Соотносительный социологический метод имеет особое, исключительное по своей важности значение при исследовании различных закономерностей общественной жизни, которые все выражаются в определенных необходимых соотношениях самых различных социальных явлений. Таким соотносительным методом является, между прочим, и метод сопутствующих изменений. Применяемый к изучению различных явлений общественной жизни метод сопутствующих изменений может служить прекрасным научным средством их социологического исследования.

Итак, социальное явление, с социологической точки зрения, есть явление, которое находится в необходимом соотношении с другими социальными явлениями и обусловлено всеми ими, как естественная часть одного и того же единого целого. А социология есть наука об общественной жизни, взятой в целом, т.е. в целостном соотношении всех многообразных ее явлений, рассматриваемых с точки зрения их взаимной зависимости и закономерности, неизбежно вытекающей из их необходимого соотношения.

Построение и система социологии, как и всякой другой науки, как уже было сказано, определяется ее основными задачами, составом ее содержания, необходимым соотношением ее элементов и правильным согласованием учений, теорий, даваемых в объяснение явлений, изучаемых в их естественной связи и определенном порядке. А порядок этот определяется ходом научной работы, индуктивным и дедуктивным методами изучения явлений общественной жизни.

Сущность этой работы сводится к образованию общих понятий, которые суть не что иное, как правильные умозаключения и выводы, делаемые на достаточном основании научного, единичного и массового наблюдения социальных явлений (индукция). Научная работа заключается также в применении достаточно установленных общих понятий и выводов к объяснению и пониманию самых различных фактов и частностей исследуемой, анализируемой жизни (дедукция).

Весь ход совершающейся при этом научной работы можно представить в виде следующих последовательных действий:

1. Чувственное и умственное, количественное и качественное восприятие явлений посредством точного, единичного и массового наблюдения их, как невооруженного, так и вооруженного особыми научными

средствами и орудиями,* при условиях естественных или даже искусственных, определяемых самим наблюдателем, производящим опыт.**

2. Сопоставление, сравнение и соотношение наблюдаемых и исследуемых явлений. Их правильная группировка на основании определенных видовых и родовых сводных признаков. Классификация и систематизация изучаемых явлений.

3. Умозаключение на основании сопоставления, сравнения и соотношения исследуемых явлений. Установление правильных научных понятий, выводов и законов (индукция). Дополнительный прием — рабочая гипотеза, т.е. возможное и вероятное предположение, весьма необходимое при недостаточности исследуемых данных, при невозможности вполне обоснованного заключения или вывода, вытекающего непосредственно из достаточно полного научного исследования фактов.

4. Разложение общественной жизни на ее простейшие явления — элементы (анализ) и применение достаточно научно обоснованных понятий и выводов к пониманию отдельных социальных явлений и частных случаев проявления закономерностей общественной жизни (дедукция).

5. Необходимая проверка сделанных умозаключений, выводов, законов и предположений, посредством их приложения к объяснению наблюдаемых явлений и согласования их друг с другом и с действительной жизнью.

6. Полное согласование установленных понятий и выводов. Их обобщение (синтез).

Таков общий ход научной работы, необходимой для решения задач социологии. А задачи социологии сводятся: во-первых, к пониманию общественной жизни, взятой в целом, во всем многообразии ее явлений; во-вторых, к разложению общественной жизни на ее различные составные основные явления — элементы, и к социологическому исследованию их; и, в-третьих, к выяснению и установлению их действительного соотношения и закономерности общественной жизни.

Первые две задачи сводятся к пониманию и анализу общественной жизни и социальных явлений, исследуемых в определенном порядке, и к установлению социологических понятий, учений и к согласованию их.

Последняя, третья задача заключается в выяснении общественных закономерностей.

Разрешение этих задач составляет содержание социологии, как науки об общественной жизни и ее закономерности.

Соотношением этих основных задач социологии, этих основых стремлений социологического мышления и определяется научное построение социологии.

* Каковыми служат, напр., при этнографических и других исследованиях, фотографический прибор, фонограф, кинематографическая лента и различные измерительные приборы; при статистических исследованиях — различные счетные машины, подвижные диаграммы, картограммы и проч.

**Таковы условия наблюдения жизни подневольного населения больниц, тюрем, казарм, школ, учащейся молодежи, солдат и других общественных групп и слоев населения, условия жизни которых определяются распоряжениями общественной власти, на основании статистических исследований и так называемого статистического опыта.

Но раньше чем говорить о задачах социологии и выяснять окончательно ее построение и содержание, необходимо сказать предварительно о ее научных данных и предпосылках.

Научные данные социологии даются антропологией и мезологией, т.е. всеми теми гуманитарными и естественными науками, которые изучают, как самого человека и его жизнь, так и условия его жизни. Антропологию понимают весьма различно, то очень узко, то весьма широко. Некоторые антропологи, в особенности врачи, склонны ограничивать антропологию одной соматологией или учением о некоторых особенностях человеческого тела. Совсем иначе понимают антропологию представители гуманитарных наук, в особенности в англо-саксонских странах. Они нередко включают в состав антропологии все те науки, которые Изучают человека и его жизнь во всевозможных отношениях. Таким образом пределы антропологии расширяются до того, что она начинает представлять собой громадную область знания, которая обнимает не только все гуманитарные науки, но и некоторые из естественных. Так, вместе с анатомией человека, физиологией и психологией, включаются в антропологию и археология, и история культуры, и этнография с этнологией, и сравнительная история, и сравнительное языкознание, и демография, и право, и все другие общественные и политические науки.

Мезологию или учение о среде, в которой приходится жить человеку, в которой происходит его общественная жизнь, тоже понимают весьма различно. Одни ограничивают ее географическою и климатическою средой, другие включают в понимание мезологии не только среду географическую, климатическую, растительную и животную, но и этническую среду соседей, окружающих данного человека и данное человеческое общество.

Во всяком случае, как бы не понимать антропологию и мезологию, и та и другая представляют собою необходимейшие предпосылки социологии, которая должна строится на основании научных данных не только общественных, но и естественных наук, так как общественная жизнь людей и любое социальное явление есть, конечно, такое же естественное явление, как и все другие явления мировой жизни.

Без естествознания, без соответствующей естественно-научной подготовки правильное понимание общественной жизни вряд ли возможно. Да и вряд ли правильно строить социологию иначе, чем строятся все другие естественные науки, т.е. с помощью индуктивного метода и точных приемов исследования явлений общественной жизни. Однако, это не значит, что следовало бы подчинять социологию биологии или превращать ее в психологию, как это делали и даже делают до сих пор некоторые социологи биологического и психологического направлений, строящие социологию на биологическом или психологическом основании. В виде совокупности всех общественных наук, социология имеет свою собственную, достаточно прочную и вполне соответствующую ей, основу, свойственный ей фундамент, на котором и должно возводится все социологическое здание. Строить социологию на основе биологии или психологии — значит превращать социологию в биологию или пси-

хологию, что не только неправильно, но и вовсе не имеет ни малейшей надобности.

Биология и психология, конечно, имеют очень важное значение для понимания человеческой жизни, т.е. для уяснения самого основного, исходного понятия социологии. Но ни биология, ни психология не есть социология; науки эти и не могут стать и быть социологией, которая есть совершенно особая естественная наука об общественной жизни людей.

Следовательно, и биология, и психология могут быть лишь такими же предпосылками социологии, как и другие естественные науки, дающие нам возможность понять должным образом человеческую жизнь и те условия, среди которых она протекает. Правильное понимание человеческой жизни, само собой разумеется, является необходимым условием, необходимейшей предпосылкой правильного понимания общественной жизни. Вот почему более чем полезно социологии или учению об общественной жизни людей предпослать учение о человеческой жизни вообще. Отправной точкой, исходным пунктом и самым основным понятием социологии естественно служит понятие о жизни. Вот почему правильное учение о человеческой жизни естественно должно составлять первую необходимую предпосылку социологии.

* * *

СИСТЕМА СОЦИОЛОГИИ Программа курса К.М. Тахтарева

Петроградский Университет (1920/21 академический год)

Введение

Определение социологии, как особой науки об общественной жизни, взятой в целостном соотношении ее явлений, и их закономерностях. Краткая история социологии и ее главнейшие направления и системы. Отношение социологии к другим наукам. Научное значение социологии. Научные данные и предпосылки, необходимые для научного построения социологии. Научные задачи и методы социологии (соотносительный социологический метод).

I. Часть общая. Анализ и синтез социальной жизни

ОТДЕЛ 1. Анализ социальной жизни

1. Общественная жизнь или жизнь сообща, как совместное удовлетворение сожительствующими людьми, своих потребностей с помощью труда и общения друг с другом.

Социологическое понимание человека, как общественного существа. Сообщественник (socius), общественный человек или общественная личность, как мельчайшая общественная единица и социальный тип, социальный атом.

2. Научная классификация человеческих потребностей и выяснение основных сторон общественной жизни.

3. Дальнейший анализ социальной жизни. Определение различных социальных явлений:

а) выяснение понятия «социальное явление»;

б) главнейшие явления общественной жизни:

— явления общения (ассоциации) и разобщения (диссоциации). Сотрудничество и разделение общественного труда;

— взаимопомощь и жизнь на счет других;

— явления борьбы и соглашения;

— творчество, его обобществление и поступательный ход обще-

ственной жизни;

— явления ассимиляции и диссимиляции;

— явления общественной группировки;

— явления социальной дифференциации и организации;

— уклад общественной жизни, общественный строй и обществен-

ные отношения.

ОТДЕЛ 2. Синтез социальной жизни

1. Сопоставление различных социальных явлений и их научная классификация.

А). Классификация социальных явлений на основании их сравнительной простоты или сложности:

а) явления простейшие (явления — элементы): общение и разобщение, борьба и соглашение;

б) явления сложные: общественная группировка, дифференциация и организация, процесс поступательного хода и обновления жизни, явления социальной эволюции и прогресса.

Б). Классификация социальных явлений на основании их естественного и необходимого соотношения:

а) явления первичные и основные (явления общения и разобщения). Первичные сопутствующие явления (жизнь на счет других, борьба и соглашение) ;

б) явления вторичные, производные (явления ассимиляции и диссимиляции, общественной группировки и дифференциации);

в) явления третичные (производные явления общественной организации. Общественные отношения и правила общественного поведения. Общественные понятия).

2. Учение о закономерности явлений общественной жизни. Основные элементы, понятия о закономерности явлений вообще и о закономерности социальных явлений в частности.

1) Правильная повторяемость явлений общественной жизни, устанавливаемая с помощью сравнительно-статистического метода; повторяемость общественных форм и учреждений, устанавливаемая с помощью сравнительно-исторического метода.

2) Взаимная зависимость и обусловленность социальных явлений. Их причинная и функциональная связь.

3) Естественное и необходимое соотношение социальных явлений. Плюрализм и монизм в понимании соотношения социальных явлений. Идеализм, материализм и социологизм.

И. Часть особая. Специальное изучение различных явлений общественной жизни в их естественных и необходимых соотношениях.

ОТДЕЛ 1. Явления общения

1. Явления общения в различных сторонах общественной жизни.

2. Общение и общество:

а) различные учения об обществе. Теория общественной самодостаточности;

б) различные формы общества и их научная классификация;

в) основной социологический закон общественного развития.

3. Общественное сотрудничество и его социологическое значение, как основа любого общества и жизни сообща.

4. Общественная связь и социальная солидарность. Различные учения, даваемые в объяснение этих явлений.

5. Явления социальной ассимиляции, уподобления и обобществления.

6. Иммиграция.

ОТДЕЛ 2. Явления разобщения

1. Различные формы разобщения, диссоциации в различных областях общественной жизни.

2. Разделение и расслоение общественного труда и социологическое значение этого явления.

3. Специализация в различных областях жизнедеятельности людей.

4. Явление социальной диссимиляции и дифференциации.

5. Эмиграция.

ОТДЕЛ 3. Явления общественной группировки и общественно-групповое истолкование социальной жизни

1. Различные формы общественной группировки в различных областях жизни. Классификация различных общественных групп и единиц (возра-стно-половых, родовых, сословных, классовых, профессиональных и проч.).

2. Общественные классы и теории классообразования.

3. Общественно-групповые интересы и общественно-групповая солидарность. Теории, даваемые, в объяснение этих явлений.

4. Общественный строй, как определенное соотношение соответствующих общественных групп и единиц. «Социальная иерархия». Учение о социальной организации. Политические системы, как определенные соотношения различных политических учреждений.

5. Учение об общественных силах и общественно-групповая теория общественной и политической жизни. Класс и общественная сила. Значение «политических машин» и общественного давления для определения направления правления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6., Соотношение общественных сил и элементов и закон властвования.

ОТДЕЛ 4. Общественные отношения и личность

1. Личная самодостаточность и свобода, несамодостаточность и зависимость. Отношения господства и подчинения.

2. Личность, общественная группа и общество.

Теория героев и действие общественной среды. Социологическое значение бесконечно-малых социальных единиц. Теория криминалистов в применении к обычной жизнедеятельности людей.

3. Общественное сотрудничество и разделение общественного труда и роль личности в общественной жизни.

4. Закон необходимости и правила общественного поведения. Понятие об общественном долге, праве и обязанностях.

5. Теория общественного мнения, самосознания и самоопределения.

ОТДЕЛ 5. Явления взаимопомощи и жизни на счет других

1. Различные формы взаимопомощи и жизни на счет других.

2. Явление эксплуатации, как вторичное и производное явление, как функция определенно-расслоенного общества, определенных производственных отношений и общественной группировки.

3. Различные формы эксплуатации: возрастно-половая форма, экономическое и политическое рабство, крепостничество, рабочий салари-ат, принудительное властвование, общественно-должностной паразитизм, бюрократизм. Партийный эгоизм и соответствующие формы эксплуатации.

ОТДЕЛ 6. Явления борьбы и соглашений

1. Понятие о борьбе и соглашении. Борьба и соглашение, как сопутствующие явления. Борьба как неизбежный спутник жизни.

2. Различные формы противоборчества и борьбы (явления противоположения (оппозиции), противоборчества (антагонизма), соревнования (конкуренции), нападения и сопротивления, (войны)).

Борьба личная, общественно-групповая и общественная: племенная, национальная, расовая и проч.

3. Соглашение и его формы.

4. Теория социального дарвинизма.

Марксизм и общественно-групповая теория борьбы и соглашений. Борьба общественно-групповая и общественная (война). Закон борьбы классов и формы властвования.

ОТДЕЛ 7. Творчество, его обобществление и поступательный ход общественной жизни

1. Творческое начало в общественной жизни, открытия и изобретения. Их индивидуальное и социальное значение.

2. Необходимые условия обобществления плодов личного творчества. Условия превращения открытий и изобретений в нововведения. Теория подражания Габриэля Тарда и ее критика.

3. Возмущающее, революционизирующее жизнь значение нововведений, как толчков, сообщающих общественной жизни ее поступательный ход и обусловливающих ее волнообразное движение.

4. Закон ритма социальной жизни.

ОТДЕЛ 8. Явления эволюции, революции и прогресса, деволюций, распада, регресса

1. Учение об эволюции. Теория Герберта Спенсера. Монизм и плюрализм в понимании социальной эволюции. Соответствующие теории Г. Тар-да, Э. Росса и др. Обратимость и необратимость социального процесса.

2. Основные ступени развития общественности, устанавливаемые с помощью сравнительно-исторического метода изучения развития общества, личности и общественных учреждений.

3. Двухсторонность развития общественной жизни. Одновременное развитие личности и общественной организации. Процесс индивидуализации и социализации.

4. Явления революции в поступательном ходе жизни, в различных ее областях. Теория революционного марксизма.

5. Эволюция и прогресс. Различение этих понятий. Научная формула прогресса.

6. Прогресс и регресс. Общественное соглашение, политическая свобода, творчество и прогресс. Борьба и неволя, разрушение и регресс.

ОТДЕЛ 9. Необходимое соотношение явлений различных сторон общественной жизни и закономерность изменения этого соотношения в поступательном ходе жизни

1. Теория взаимодействия социальных явлений, их перекрестных и обратных действий и теория их необходимого и естественного соотношения.

' 2. Исследование действительного сооотношения явлений различных сторон общественной жизни (экономической, генетической, этической, умственной, эстетической и политической) в их различных сочетаниях (экономика и генетика, экономика и этика, экономика и умственная жизнь, экономика и эстетика, экономика и политика; генетика и экономика, генетика и этика, генетика и умственная жизнь, генетика и эстетика, генетика и политика; умственная жизнь и экономика, умственная жизнь и генетика, умственная жизнь и этика, умственная жизнь и эстетика, умственная жизнь и политика; политика и экономика, политика и генетика, политика и этика, политическая и умственная жизнь, политика и эстетика; и т.д.).

3. Закономерность изменения соотношения различных сторон и явлений общественной жизни в ее поступательном ходе и в процессе ее вечного обновления.

* * *

Библиография К.М. Тахтарева

1. Тар К. (К.М. Тахтарев). Первобытное общество: Этнолого-социологи-ческое исследование / Предисл. М.М. Ковалевского. СПб.: Тип. ЭЛ. Поро-ховщиковой, 1903. 32 с.

2. Тахтарев К.М. Основные ступени развития обществ: (Курс лекций генетической социологии, читанных в Русской высшей школе обществен-

ных наук в Париже в 1903-1905 гг.) / Предисл. М.М. Ковалевского. М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1905. (Весь тираж погиб во время пожара типографии, случившегося во время подавления восстания 1905 г. правительственными войсками.)

3. Тахтарев К.М. От представительства к народовластию: К изучению новейших стремлений политического развития современного общества. СПб.: Библиотека обществознания, 1907. 228 с.

4. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры / Предисл. М.М. Ковалевского. М.: Польза. В. Антак и К0, 1907. 230 е.; 2-е изд. М., 1912. 240 с.

5. Тахтарев К.М. Общественная власть и государство // Современный мир. 1909. № 6. С. 93-127. \

6. Тахтарев К.М. Главнейшие направления в развитии социологии // Современный мир. 1910. № 8. С. 170-202; № 10. С. 164-178; № 12. С. 153-184.

7. Тахтарев К.М. Чем должна быть социология? // Современный мир. 1911. № 8. С. 206-248.

8. Тахтарев К.М. Основные идеи социологов: Конт и Маркс // Современный мир. 1914. № 9. С. 1-22.

9. Тахтарев К.М. Современное государство // Итоги науки. Пг.: Гранат, 1915. Т. XI. Вып. 34-35. С. 20-200.

10. Тахтарев К.М. Социология как наука о закономерности общественной жизни: (Введение в общий курс социологии). Пг.: Жизнь и знание, 1916. 82 с.

11. Тахтарев К.М. Что такое демократическая республика и возможна ли она в России. Пг.: Книга. 1917. 15 с.

12. Тахтарев К.М. Общество и государство и закон борьбы классов. Пг.: Кооперация, 1918. 152 с.

13. Тахтарев К.М. Социология, ее краткая история, научное значение, основные задачи, система и методы. Пг.: Кооперация. 1918. 112 с.

14. Тахтарев К.М. Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности: Опыт изучения общественной жизни и построения социологии. Пг.: Кооперация, 1919. 424 с.

15. Тахтарев К.М. Общество и его механизм. Пг.: Кооперация, 1922. 64 с.

16. Тахтарев К.М. Очерки по истории первобытной культуры. М.; Пг.: Гос. изд., 1922. 142 с.

17. Тахтарев К.М. Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм. Пг.: Гос. изд., 1924. Ч. 1-111. (Книга не окончена.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.