Научная статья на тему 'ФРАГМЕНТ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРОКА В ХОДЕ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ'

ФРАГМЕНТ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРОКА В ХОДЕ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберспорт / динамика киберточности / онтогенез / киберспортсмен / нелинейная закономерност / eSports / dynamics of cyber accuracy / ontogeny / e-sportsman / nonlinear regularity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Г.И. Водолажский, С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, М.Г. Водолажская

Актуальность. С развитием глобальной компьютеризации игра заняла свое место среди цифровых технологий и стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, преобразовавшись в киберспорт. В киберспортивный вид деятельности в качестве участников вовлечены преимущественно молодые люди разного возраста. Онтогенетические особенности их когнитивной деятельности, выражающейся в соревновательно-тренировочной результативности, требует уточнения, детализации, пополнения новыми фактами. Актуализация необходимости такого рода фундаментальных исследований состоит, с одной стороны, в повышении результативности отечественного киберспорта, а с другой, – в сохранении когнитивного, соматического и духовно-нравственного здоровья киберспортсментов. Цель исследования – выявить наличие, силу и характер связи индивидуальной результативности (киберточности) от возраста молодого игрока в узком онтогенетическом отрезке. Методы. В процессе исследования использовались: стандартизация индивидуальной киберточности, корреляционный анализ, метод наименьших квадратов (аппроксимирование), смысловой анализ. Результаты. Достоверная связь индивидуальной результативности (киберточности) с возрастом игрока, выраженного в месяцах жизни, на онтогенетическом отрезке от 18 до 23 лет такова: чем моложе субъект женского пола, тем точнее его киберспортивный результат. По силе связь является тесной, по характеру – нелинейной, нисходящей полиномиальной, напоминающей синусоиду, с коэффициентом детерминированности, равным 0,36. Амплитуда подъема графика полиномиальной функции регрессии, аппроксимирующей зависимость киберточности при первом всплеске равнялась 59%, во втором – 22%, в третьем – 40%. Амплитуда спада, соответственно: 8% и 40%. Заключение. Переход от юношеской стадии онтогенеза к молодому возрасту в миниатюре воспроизводит доминирующий волнообразный характер индивидуального развития когнитивных функций с постепенно уменьшающимися по мере взросления величинами амплитуд фаз подъёма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Г.И. Водолажский, С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, М.Г. Водолажская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAGMENT OF ONTOGENETIC DYNAMICS OF PLAYER PERFORMANCE DURING ESPORTS TRAINING

Relevance. With the development of global computerization , the game has taken its place among digital technologies and has become an integral part of the life of every modern person, transforming into e-sports. The eSports type of activity involves mainly young people of different ages as participants. Ontogenetic features of their cognitive activity, expressed in competitive and training performance, require clarification, detail, replenishment with new facts. Actualization of the need for this kind of fundamental research consists, on the one hand, in increasing the effectiveness of domestic e-sports, and on the other hand, in preserving cognitive, somatic and spiritual and moral health of eSports. The purpose of the study is to identify the presence, strength and nature of the relationship of individual performance (cybertightness) from the age of a young player in a narrow ontogenetic segment. Methods. In the course of the study, the following were used: standardization of individual cyber accuracy, correlation analysis, the method of least squares (approximation), semantic analysis. Outcomes. The reliable relationship of individual performance (cyber-accuracy) with the age of the player, expressed in months of life, on the ontogenetic segment from 18 to 23 years is as follows: who is younger than the female subject, the more precise his eSports result. In strength, the connection is close, in nature – nonlinear, descending polynomial, resembling a sinusoid, with a coefficient of determination equal to 0.36. The amplitude of the rise the graph of the polynomial regression function, which approximates the dependence of cyberfoccia, at the first burst was 59%, in the second – 22%, in the third – 40%. The amplitude of the decline, respectively: 8% and 40%. Conclusion. The transition from the adolescent stage of ontogenesis to a young age in miniature reproduces the dominant wave-like nature of the individual development of cognitive functions with the amplitudes of the phases of ascent gradually decreases as they grow older.

Текст научной работы на тему «ФРАГМЕНТ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРОКА В ХОДЕ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ»

РО! 10.53742/1999-6799/2_2022_ 70

УДК: 796.01:612+004

ФРАГМЕНТ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИГРОКА В ХОДЕ КИБЕРСПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Г.И. Водолажский1, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры для гуманитарных и естественнонаучных специальностей,

С.М. Ахметов2, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления в спорте и образовании, Г.Д. Алексанянц2, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры анатомии и спортивной медицины,

М.Г. Водолажская1, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики.

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.

2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1; e-mail: domabiomed@yandex.ru.

Аннотация.

Актуальность. С развитием глобальной компьютеризации игра заняла свое место среди цифровых технологий и стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, преобразовавшись в киберспорт. В киберспортивный вид деятельности в качестве участников вовлечены преимущественно молодые люди разного возраста. Онтогенетические особенности их когнитивной деятельности, выражающейся в соревновательно-тренировочной результативности, требует уточнения, детализации, пополнения новыми фактами. Актуализация необходимости такого рода фундаментальных исследований состоит, с одной стороны, в повышении результативности отечественного киберспорта, а с другой, - в сохранении когнитивного, соматического и духовно-нравственного здоровья киберспортсментов.

Цель исследования - выявить наличие, силу и характер связи индивидуальной результативности (киберточности) от возраста молодого игрока в узком онтогенетическом отрезке.

Методы. В процессе исследования использовались: стандартизация индивидуальной киберточ-

квадратов (аппроксимирование), смысловой анализ.

Результаты. Достоверная связь индивидуальной результативности (киберточности) с возрастом игрока, выраженного в месяцах жизни, на онтогенетическом отрезке от 18 до 23 лет такова: чем моложе субъект женского пола, тем точнее его киберспор-тивный результат. По силе связь является тесной, по характеру - нелинейной, нисходящей полиномиальной, напоминающей синусоиду, с коэффициентом детерминированности, равным 0,36. Амплитуда подъема графика полиномиальной функции регрессии, аппроксимирующей зависимость киберточности при первом всплеске равнялась 59%, во втором - 22%, в третьем - 40%. Амплитуда спада, соответственно: 8% и 40%.

Заключение. Переход от юношеской стадии онтогенеза к молодому возрасту в миниатюре воспроизводит доминирующий волнообразный характер индивидуального развития когнитивных функций с постепенно уменьшающимися по мере взросления величинами амплитуд фаз подъёма.

Ключевые слова: киберспорт, динамика киберточности, онтогенез, киберспортсмен, нелинейная законо-

ности, корреляционный анализ, метод наименьших мерность.

Для цитирования: Водолажский Г.И., Ахметов С.М., Алексанянц Г.Д., Водолажская М.Г. Фрагмент онтогенетической динамики результативности игрока в ходе киберспортивной тренировки // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2022. - № 2. - С. 70-75

For citation: Vodolazhsky G., Akhmetov S., Aleksanyants G., Vodolazhskaya M. Fragment of ontogenetic dynamics of player performance during esports training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 2, pp. 70-75 (in Russian).

Введение. С развитием глобальной компьютеризации игра заняла свое место среди цифровых технологий и стала неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, преобразовавшись в кибер-спорт [16, с. 319]. Киберспорт представляет собой игровые соревнования с использованием компьютерных технологий и предшествующие тренировочные этапы, где компьютер моделирует виртуальное пространство, внутри которого происходит состязание. IT развивается семимильными шагами - гаджетов, девайсов множество, а как приложение к ним развиваются и виртуальные игры [14, с. 514].

В киберспортивный вид деятельности в качестве участников вовлечены преимущественно молодые люди разного возраста, от подростков и юношей до молодых зрелых игроков. Онтогенетические особенности их когнитивной деятельности, во многом детерминированной стадией развития психо-эмоционального, гормонального статуса [1, с. 160] и выражающейся, прежде всего, в соревновательно-тренировочной результативности, требует уточнения и детализации. Актуализация необходимости такого рода фундаментальных исследований состоит, с одной стороны, в повышении результативности отечественного киберспорта, а с другой, - в сохранении когнитивного, соматического и духовно-нравственного здоровья [8, с. 449; 11, с. 201; 20, с. 467] киберспортсментов. Именно это обстоятельство предопределило цель настоящего исследования

Цель исследования - выявить наличие, силу и характер связи индивидуальной результативности («ки-берточности») от возраста молодого игрока в узком онтогенетическом отрезке.

Такие исследования могли бы быть перспективными ещё и потому, что цифровая среда выступает условием обеспечения образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья (преимущественно с когнитивными расстройствами) в эпоху постпандемии. В связи с этим, остро назрела необходимость разработки нового междисциплинарного содержания проблемы психо-коррекционных возможностей киберспорта в когнитивном аспекте. Ее предпосылки требуют фундаментального фактологического обоснования тонких возрастных особенностей игроков. В большинстве литературных исследований акцентируется внимание на эмоциональную (в том числе, «агрессивную-антиагрессивную» [4, с. 3; 6, с. 4; 10, с. 958; 12, с. 54; 13, с. 99]) точку приложения механизма воз-

действия кибердействий. Однако конкретных данных, подтверждающих либо опровергающих, а главное - детализирующих это положение, недостаточно. Вместе с тем, именно такие сведения в будущем могли бы лечь основу возможных психо-коррекционных и нейрореа-билитационных свойств [3, с. 62; 5, с. 2; 7, с. 35; 20, с. 472] киберспорта. С другой стороны, известно нарастание агрессивного потенциала по мере взросления человека [2, с. 36; 12, с. 48], что дополнительно подчеркивает нужность онтогенетических исследований результативности игрока в ходе киберспортивной тренировки. Ведь именно тренировочный этап предшествует спортивным достижениям либо, наоборот, неудачам.

Материалы и методы. Испытуемыми стали 26 здоровых студентов вуза женского пола в возрасте от 18 до 23 лет (от 217 до 282 месяцев жизни). Принимались во внимание нейродинамические и другие адаптивные характеристики данного периода онтогенеза с учётом фазы овариально-менструального цикла [9, с.416; 15, с. 147; 17, с. 2299; 18, с.745; 19, с. 927]. Каждый испытуемый неоднократно, не менее 10 раз проходил предпочитаемую им компьютерную игру. Использованы следующие 15 игровых технологий: Sonic Mania, Subway Surfers, Genshin Impact, Временное событие «Рыбалка», Временное событие «Хякунин икки», Master Chef, Phantom of Opera, Food Truck Chef, Cyberpunk 2077, Genshin Impact, Crazy juicer, Smash Hit, Genshin Impact, Minecraft, Homescapes. Исходя из того, что спорт есть организованное выявление и сравнение человеческих способностей в условиях соревновательной деятельности и специальная подготовка к ней (тренировка), применяемые в исследовании игровые технологии являлись условным тренировочным этапом киберспор-тивной деятельности. Достижение высокой результативности (киберточность), фиксировалось в баллах, начисляемых по ходу игры при завершении каждого периода. В используемых игровых технологиях были в тех или иных соотношениях задействованы: внимание, мышление, основные нервные процессы: торможение, возбуждение, уравновешенность (и/или неуравновешенность), подвижность (и/или инертность), лежащие в основе врождённых психо-эмоциональных свойств личности, типа высшей нервной деятельности, в конечном итоге, отчасти детерминирующие диссоциацию и выраженность персональных фоновых агрессивных проявлений. Реальные результаты (индивидуальная киберточность) при n=306 стандартизировали в процентах. За 100% принимали максимально возможный результат. С помощью стандартного пакета Excel проводили корреляционный анализ вариационных рядов данных: изучалась зависимость индивидуальной киберточности (в %) от возраста испытуемых, но не в летах, а месяцах с целью более подробной временной детализации функции, в том числе, внутри одного года жизни. Методом наименьших квадратов (аппроксимация) оценивалась нелинейная зависимость связанных параметров друг от друга. Измерялись степень выраженности и характер связи, вычислялось уравнение регрессии и коэффициент детерминированности.

Рисунок.

График полиномиальной функции регрессии, аппроксимирующей зависимость киберточности (в процентах, по оси ординат) от возраста игроков (в месяцах жизни, по оси абсцисс). Точки - отдельные показатели испытуемых. Под графиком приведено уравнение регрессии и коэффициент достоверности аппроксимации №).

Исследования проводились в соответствии с требованиями Конвенции Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1997) и протоколом к Конвенции в части биомедицинских исследований (2005), на основе информированного согласия обследуемых испытуемых.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлена интересная, на наш взгляд, онтогенетическая закономерность: чем моложе субъект женского пола (в исследуемом возрастном диапазоне от 18 до 23 лет), тем точнее его киберспортивный результат (К = - 0,29; Р<0,001). Отрицательная, «слабая» по шкале Чеддо-ка, но достоверная линейная корреляция требовала уточнения. При оценке возможного нелинейного характера данной связи (между возрастом испытуемых и их киберточностью) с помощью метода наименьших квадратов зарегистрирована ещё более достоверная (с коэффициентом детерминированности, равным 0,36) полиномиальная функция регрессии, график которой (рис.) напоминал колебательную кривую, плавно едва заметно стремящуюся вниз и приближающуюся к оси абсцисс по мере роста аргумента (возраста испытуемых в месяцах).

Очевидно, такой паттерн даже на столь коротком временном отрезке в миниатюре косвенно отображал общий синусоидальный (а голографически - спиральный) характер индивидуального развития церебральных функций. Однако его умеренно нисходящий тренд детализировал регрессионную тенденцию, установленную изначально с помощью корреляционного анализа. В частности, период наибольшего подъема кривой, то есть максимальный рост киберточности, приходился на 219-222 месяца жизни, что соответствовало началу и середине 18-ти летнего возраста (юношеская стадия онтогенеза). Второй по высоте период роста киберточности регистрировался на 250-252 месяце жизни, то есть во время перехода от 20-ти к 21 году - от юношеской стадии онтогенеза - к молодости. Следующий (наименьший из зафиксированных) подъем полиномиальной кривой аппроксимировался в 283

месяц жизни, что соответствовало 23,5 годам - разгару «молодой» онтогенетической стадии. В этом случае, тенденция имела достоверную (Р<0,001) перспективу экстраполяции по стреле времени. Ведь К2 = 0,36 при возврате коэффициента корреляции (К) обеспечивал переход силы установленной связи на две позиции: от «слабой» (при линейном подходе) - к «заметной» (при полиноме) связи, равной 0,6 (Р<0,001).

Три описанных периода всплеска киберточности чередуются с двумя полными периодами спада: 235240 мес жизни и 270-272 мес жизни (понижение киберточности от 80 до 12%).

Амплитуда подъема графика полиномиальной функции регрессии, аппроксимирующей зависимость киберточности при первом всплеске равнялась 59%, во втором - 22%, в третьем - 40%. Амплитуда спада, соответственно: 8% и 40%. Экстраполяционный размах кривой 127%. Акрофаза - 139, батифаза - 12. Подчеркнём, что линия графика отображала общий аппрок-симационный тренд, вероятно, в миниатюре воспроизводящий доминирующий синусоидальный характер индивидуального развития когнитивных функций. Не исключено, что едва заметная нисходящая тенденция детерминирована неизбежным нарастанием агрессивного фона по ходу онтогенеза игрока.

Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее выяснение церебрального уровня генератора состояний, в которых находится кибер-игрок, и степени вмешательства глубины залегания пейсмекера в когнитивный механизм формирования киберточности.

Заключение. Связь индивидуальной результативности («киберточности») с возрастом игрока в онтогенетическом отрезке от 18 до 23 лет существует. Чем моложе субъект женского пола, тем точнее его кибер-спортивный результат. По силе связь является тесной, по характеру - нелинейной, нисходящей полиномиальной, напоминающей синусоиду. Переход от юношеской стадии онтогенеза к молодому возрасту в миниатюре воспроизводит доминирующий волнообразный характер индивидуального развития когнитивных функций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Водолажский Г.И. Хронобиологический взгляд на развитие мозга человека. 10 лет поиска / Г.И. Водолажский. - Germany, Saarbrücken; LAP Lambert 11. Academic Publishing, 2012. - 179 с.

2. Водолажская М.Г. Возрастная динамика электроэнцефалографических параметров здоровых людей с разным уровнем агрессивности / М.Г. Водолажская, 12. Г.И. Водолажский // Вестник АГУ. Серия «Естественно-математические и технические науки». - 2020. - №1.

- С. 34-42.

3. Водолажская М.Г. Нейрофизиологические предпосылки к новой классификации отрицательных эмо- 13. циональных состояний / М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические

и технические науки. - 2018. - №2-(221). - С. 57-63.

4. Водолажская М.Г. Образовательная программа курса 14. «Киберспорт как средство социально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ» по 15. направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» / М.Г. Водолажская, Г.И. Водо-лажский. - СКФУ. - 2020. - 17 с.

5. Водолажская М.Г. Образовательная технология для 16. развития жизненного потенциала / М.Г. Водолажская,

Г.И. Водолажский // Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в онлайн-формате: коллективная монография / под ред. Н.М. Борозинец, Ю.В. Прилепко. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. - 161 с.

6. Водолажская М.Г. Киберспортивная траектория 17. развития инклюзии в условиях цифровизации социального пространства / М.Г. Водолажская,

Г.И. Водолажский, А.В. Алейникова // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: Материалы VI Международного интернет-симпозиума (20 ноября - 25 декабря 2020 г.) - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. - С. 3-8. 18.

7. Водолажская М.Г. Взаимосвязь агрессивного статуса родителей с наличием и степенью выраженности дефекта у детей / М.Г. Водолажская, В.В. Ишкова // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. - 19. С. 33-36.

8. Кат Т.М. Вселенная. Человек. Любовь. Династия врачей, творящих добро / Т.М. Кат, Ю.Ю. Даутов - Майкоп: Изд-во Качество, 2020. - 532 с.

9. Кашина Ю.В. Прогноз адаптации студентов к учебному процессу / Ю.В. Кашина // Медицинский вестник 20. Северного Кавказа. - 2021. - Т.16, № 4. - С. 415-417.

10. Короткова О.М. Влияние компьютерных игр, содержащих образы насилия и агрессии на физиологическое состояние ЦНС и вегетативную нервную ре-

гуляцию у студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко / О.М. Короткова, И.Д. Зезюков // Научный аспект. - 2019.

- Т. 8, № 1. - С. 957-961.

Лаврентюк Г.Н. Зависимость нашего здоровья от нравственности или как быть здоровым душой и телом / Г.Н. Лаврентюк. - СПб.: Изд-во Береста, 2013. -247 с.

Метеочувствительность спортсменов с разным уровнем агрессивности / Г.И. Водолажский, Т.Л. Боташева, О.П. Заводнов, О.В. Резенькова, М.Г. Водолажская // Человек. Спорт. Медицина. - 2021.

- Т. 21, № 3. - С. 46-55. - DOI: 10.14529/hsm210306. Олёмкинская П.М. Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в стрельбе из лука // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019.- Т.4. - №3. - С. 97-100.

Пащыев Ш.Б. Киберспорт как средство развития личности / Science Time. - 2020. - С. 512-515. Чадова И.Н. Динамика электроэнцефалографии женщин в течение репродуктивного периода онтогенеза / И.Н. Чадова // Научное обозрение. - 2014, №1. -С. 145-150.

Черников И.С. Перспективы цифровизации спортивного пространства при помощи инновационных технологий / И.С. Черников, М.Г. Водолажская, Г.И. Водолажский // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2019. -С. 318-322.

Kashina J.V. Adaptation of Students Depending on the Type of Temperament to Educational Activities in Higher School in the Conditions of Online Learning / J.V. Kashina I.V., Gluzman, N.A.Oparina, G.I.Gribkova, O.V. Ershova, S.S. Umerkaeva // International Journal of Criminology and Sociology. - 2020. - V. 9, N6. - P. 22962302.

Kashina J.V. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution / J.V. Kashina, I.V. Gluzman, M.A Vaskov., A.A.Bulavkin,

0.5.Melikova, N.K. Gafiatulina // PalArch's Journal of Archaeology of Egypt: Egyptology. - 2020, V. 17, N 6. -P. 743-752.

Vodolazhskaya M.G. Detailed Studies of Ontogenetic Changes in EEG Parameters in Men and Women during the Reproductive Period / M.G. Vodolazhskaya,

1.N. Chadova, G.I. Vodolazhsky // Neuroscience and Behavioral Physiology. - October 2016, V. 46, Issue 8. -P. 926-933.

Zhavoronkova L. Why voluntary postural training improves recovery of mental and motor functions in patients with traumatic brain injury? / L. Zhavoronkova, A. Zharikova, O.Maksakova // J.Behavioral and Brain Sciences. - 2013. - N.3. - P. 463-473.

FRAGMENT OF ONTOGENETIC DYNAMICS OF PLAYER PERFORMANCE DURING ESPORTS TRAINING

G. Vodolazhsky1, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Culture for Humanitarian and Natural Science Specialties,

S. Akhmetov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Management in sports and education,

G. Aleksanyants2, Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Anatomy and Sports Medicine,

M. Vodolazhskaya1, Doctor of Biological Sciences, Professor, Professor of the Department of Correctional

Psychology and Pedagogy.

1North Caucasus Federal University, Stavropol.

2Federal State Budgetary Establishment of Higher Education «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 355009, Russia, Stavropol, Pushkin Street, 1; e-mail: domabiomed@yandex. ru.

Annotation.

Relevance. With the development of global computerization , the game has taken its place among digital technologies and has become an integral part of the life of every modern person, transforming into e-sports. The eSports type of activity involves mainly young people of different ages as participants. Ontogenetic features of their cognitive activity, expressed in competitive and training performance, require clarification, detail, replenishment with new facts. Actualization of the need for this kind of fundamental research consists, on the one hand, in increasing the effectiveness of domestic e-sports, and on the other hand, in preserving cognitive, somatic and spiritual and moral health of eSports.

The purpose of the study is to identify the presence, strength and nature of the relationship of individual performance (cybertightness) from the age of a young player in a narrow ontogenetic segment.

Methods. In the course of the study, the following were used: standardization of individual cyber accuracy, correlation analysis, the method of least squares (approximation), semantic analysis.

Outcomes. The reliable relationship of individual performance (cyber-accuracy) with the age of the player, expressed in months of life, on the ontogenetic segment from 18 to 23 years is as follows: who is younger than the female subject, the more precise his eSports result. In strength, the connection is close, in nature - nonlinear, descending polynomial, resembling a sinusoid, with a coefficient of determination equal to 0.36. The amplitude of the rise the graph of the polynomial regression function, which approximates the dependence of cyberfoccia, at the first burst was 59%, in the second - 22%, in the third - 40%. The amplitude of the decline, respectively: 8% and 40%.

Conclusion. The transition from the adolescent stage of ontogenesis to a young age in miniature reproduces the dominant wave-like nature of the individual development of

cognitive functions with the amplitudes of the phases of ascent gradually decreases as they grow older.

Keywords: eSports, dynamics of cyber accuracy, ontogeny, e-sportsman, nonlinear regularity.

References:

1. Vodolazhskij G.I. Hronobiologicheskij vzglyad na razvitie mozga cheloveka. 10 let poiska [Chronobiological view on the development of the human brain. 10 years of search]. Germany, Saarbrücken; Academic publishing house of LAP Lambert, 2012, 179 p.

2. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I. Age dynamics of electroencephalographic parameters of healthy people with different levels of aggressiveness. VestnikAGU. Seri-ya «Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki» [Bulletin of ASU. The series «Natural-mathematical and technical sciences»], 2020, no. 1, pp. 34-42. (in Russian)

3. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I. Neurophysiologi-cal prerequisites for a new classification of negative emotional states. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [Bulletin of the Adygea State University. Series 4: Natural-Mathematical and Technical Sciences], 2018, no 2-(221), pp. 57-63. (in Russian)

4. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I. Obrazovatel'naya programma kursa «Kibersport kak sredstvo social'no-psihologicheskoj reabilitacii lic s invalidnost'yu i OVZ» po napravleniyu 44.04.03 «Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» [Educational program of the course «Esports as a means of socio-psychological rehabilitation of persons with disabilities and disabilities» in the direction 44.04.03 «Special (defectological) education»]. NCFU, 2020, 17 p. (in Russian)

5. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I. Educational technology for the development of life potential. Obrazovatel'nye tekhnologii dlya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v onlajn-formate [Educational technologies for students with disabilities in online format], edited by N.M. Borozinec,

YU.V. Prilepko. Stavropol: Publishing House of NCFU, 2021, 161 p. (in Russian)

6. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I., Alejnikova A.V. The esports trajectory of inclusion development in the conditions of digitalization of social space. Inklyuzivnye processy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostrans-tve: Materialy VI Mezhdunarodnogo internet-simpoziuma (20 noyabrya - 25 dekabrya2020g.). [Inclusive Processes in the International Educational Space: Materials of the VI for the International Internet Symposium (November 20 - December 25, 2020)]. Stavropol: Publishing House of NCFU, 2020, pp. 3-8. (in Russian)

7. Vodolazhskaya M.G., Ishkova V.V. The relationship of the aggressive status of parents with the presence and severity of the defect in children. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti: teoriya i praktika: sbornik statej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Psychological Health of Personality: Theory and Practice: Collection of Articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Stavropol: Publishing House of NCFU, 2020, pp. 33-36. (in Russian)

8. Kat T.M., Dautov YU.YU. Vselennaya. CHelovek. Lyubov'. Dinastiya vrachej, tvoryashchih dobro [The universe. Human. Love. Dynasty of doctors doing good]. Maykop: Publishing house Quality, 2020, 532 p

9. Kashina YU.V. Forecast of students' adaptation to the educational process. Medicinskij vestnik Severnogo Kavkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus], 2021, vol.16, no. 4, pp. 415-417. (in Russian)

10. Korotkova O.M., Zezyukov I.D. The influence of computer games containing images of violence and aggression on the physiological state of the central nervous system and autonomic nervous regulation in students of N.N. Burdenko VSMU. Nauchnyj aspect [Scientific Aspect], 2019, vol. 8, no. 1 pp. 957-961. (in Russian)

11. Lavrentyuk G.N. Zavisimost'nashego zdorov'ya ot nravst-vennostiilikakbytzdorovym dushoji telom [Dependence of our health on morality or how to be healthy in mind and body]. St. Petersburg: Beresta Publishing House, 2013, 247 p.

12. Vodolazhskij G.I., Botasheva T.L., Zavodnov O.P., Rezen'kova O.V., Vodolazhskaya M.G. Meteosensitivity of athletes with different levels of aggressiveness. CHelovek. Sport. Medicina [Man. Sport. Medicine], 2021, vol. 21, no. 3, pp. 46-55. - DOI: 10.14529/hsm210306. (in Russian)

13. Olyomkinskaya P.M. Interactive Computer Games in the Preparation of Athletes with a Lesion of the Musculoskeletal System in Archery. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. - 2019. - Vol.4. - No. 3. - pp. 97-100. (in Russian)

14. Pashchyev SH.B. Esports as a means of personal development. Esports as a means of personal development. Science Time, 2020, pp. 512-515.

15. CHadova I.N. Dynamics of electroencephalography of women during the reproductive period of ontogenesis. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 2014, no. 1, pp. 145-150. Man. Sport. Medicine], 2021, vol. 21, no. 3, pp. 46-55. - DOI: 10.14529/hsm210306. (in Russian)

16. CHernikov I.S., Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskij G.I. Prospects of digitalization of sports space with the help of innovative technologies. Fizicheskaya kul'tura i sport: integraciya nauki i praktiki materialy XVI Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical Culture and Sport: Integration of Science and Practice Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference], 2019, pp. 318-322. (in Russian)

17. Kashina J.V., Kashina I.V., Gluzman N.A., Oparina G.I., Gribkova O.V., Ershova S.S. Umerkaeva Adaptation of Students Depending on the Type of Temperament to Educational Activities in Higher School in the Conditions of Online Learning / // International Journal of Criminology and Sociology, 2020, v. 9, no 6, pp. 2296-2302.

18. Kashina J.V., Gluzman I.V., Vaskov M.A., Bulavkin A.A., Melikova O.S., Gafiatulina N.K. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution. PalArch's Journal of Archaeology of Egypt: Egyptology, 2020, v. 17, no 6, pp. 743-752.

19. Vodolazhskaya M.G., Chadova I.N., Vodolazhsky G.I. Detailed Studies of Ontogenetic Changes in EEG Parameters in Men and Women during the Reproductive Period. Neuroscience and Behavioral Physiology, october 2016, v. 46, issue 8, pp. 926-933.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Zhavoronkova L., Zharikova A., Maksakova O. Why voluntary postural training improves recovery of mental and motor functions in patients with traumatic brain injury? J. Behavioral and Brain Sciences, 2013, no.3, pp. 463-473.

Поступила / Received 25.05.2022 Принята в печать / Accepted 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.