Научная статья на тему 'Фотографика в контексте современной визуальной культуры'

Фотографика в контексте современной визуальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3682
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФОТОГРАФИКА / ШЕЛКОГРАФИЯ / СЕРИГРАФИЯ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / PHOTOGRAPHIC / SILK SCREENING / SERIOGRAPHY / GRAPHIC DESIGN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерошкин Владимир Фёдорович

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «фотография фотографика графика», сходство и различие их технологических процессов, проявляющихся в характерных визуальных эффектах, и их место в современном изобразительном искусстве и дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photographic in the context of contemporary visual culture

The relationship of concepts Photo Photographic Graphics, similarity and difference of its technological processes manifesting in special visual effects as well as their place in Contemporary Art and Design are examined in the given article.

Текст научной работы на тему «Фотографика в контексте современной визуальной культуры»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

удк 706 в. ф. ЕРОШКИН

Омский государственный институт сервиса

ФОТОГРАФИКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье рассматривается взаимосвязь понятий «фотография — фотографика — графика», сходство и различие их технологических процессов, проявляющихся в характерных визуальных эффектах, и их место в современном изобразительном искусстве и дизайне.

Ключевые слова: фотографика, шелкография, сериграфия, графический дизайн.

Фотографика — термин известный уже не одно десятилетие. Смысл его подвижен и обусловлен практикой, которая непрерывно развивает представление о художественной реальности, связываемой с фотографикой.

Она как бы входит «в школу приёмов, с помощью которых можно анализировать предшествующую культуру, переконструировать существующую и строить новые формы — технологичные, функциональные, выразительные» [1]. Её будущее определяется в мастерских художников, дизайнеров, фотографов, оно творится здесь и сейчас.

Задача настоящей статьи — проанализировать развитие представлений о фотографике, понять смысл образовавшегося треугольника «фотография — фотографика — графика» и сопоставить их технологические процессы, характерные для каждой из этих техник. Задача имеет вполне определённую актуальность, поскольку относится к живому и креативному явлению современной визуальной культуры, которое недостаточно изучено.

В большинстве случаев фотографикой называют те из фотографий, которые построены на контрасте двух цветов — чёрного и белого и не содержат полутонов. Это слово всплывает буквально автоматически при одном только взгляде на «графичные» снимки. С такого рода фотографиями и связан образ фотографики у зрителя неискушённого, имеющего о ней поверхностное представление. В частности, многие художники-станковисты, которым вообще свойственно индифферентное отношение к фотографии, именно так представляют себе фотографику.

Использование термина «фотографика» в работах, ассоциирующихся с чёрно-белой графикой, означает, что этим словом определяется одна конкретная фотографическая техника, которая позволяет сделать фотоизображение предельно контрастным.

В среде фотографов фотографике придаётся более широкий смысл. Здесь сложилось устойчивое представление о фотографике как о сумме всех специальных техник обработки фотоматериала. Любая фотография, напечатанная нестандартным способом, относится специалистами в разряд фотографики. Помимо уже упомянутой техники сверхконтраста фотографы используют целый ряд других техник, уже достаточно широко известных и многими освоенных, а также прибегают к разнообразным комбинациям из них. Требующие специальных навыков техники: соляризации, изогелии, растрирования, йодирования и другие, позволяют управлять тональностью фотографического изображения, решать его преимущественно в одной какой-то тональности, или в

нескольких фиксированных градациях тона, или выявлять только границу между тонами. Так, например, техника изогелии, изобретённая в 30-х годах прошлого века польским профессором Витольдом Ромером, дала возможность применить тоноразделительный способ фотографической печати, когда с негатива можно изготовить несколько контратипов с контрастностью изображения разной степени. Потом уже получают итоговый снимок с искусным рисунком, разделённым по тону. Такая техника эффектна в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, обнажённой натуры. К определённому виду фотографики относят также получившую большое распространение «фотографию без фотоаппарата», где тональная шкала изображения имеет довольно широкий диапазон. Эта техника, получившая название — «техника фотограмм», предполагает работу со светотенью, когда снимкам придаются признаки абстрактной графики или живописи в зависимости от замысла автора работ. Например, опрыскиванием негативов с последующим подогревом эмульсии можно получить беспредметное изображение снимаемого объекта.

Однако техника фотограмм — одна из многочисленных ветвей фотографики. Известны также техника «эффекта Сабатье», близкая ей техника псевдосоляризации, выполнение позитивов в негативном изображении, сочетание негатива и позитива в одном снимке. Используются на практике эффекты рельефного и силуэтного изображений, съёмка через полупрозрачный экран или сетку. Популярны среди фотографов приёмы получения графического эффекта изображения с крупнозернистой фактурой.

Применение этих техник в цветной фотографии даёт возможность очень активно влиять на сам цвет и его распределение, осуществлять желаемое цветовое «очуждение» изображения. Но использовать необычные эффекты следует лишь тогда, когда это оправданно, когда помогает лучше выразить задуманную идею, сделать её более наглядной и художественно выразительной.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что фотографика является производной от фотографии, а её обособление основывается только на одном признаке — использовании специальных техник печати.

Совсем иное понимание фотографики сложилось в профессиональной сфере графического дизайна. Наряду с графикой и типографикой она принадлежит к числу трёх основных художественных средств, используемых в творчестве дизайнера-графика. К фотографике относится любое произведение графического дизайна, будь то плакат, календарь,

упаковка, книга, выставка и т. п., если ведущую роль в его художественном решении играет изображение, полученное фотографическим путем.

Фотографика — понятие многозначное, им определяется и область творчества, и отдельное произведение, и соответствующее художественное средство. Фотографика может служить названием курса в дизайнерской школе, названием специальности, выставки, может встретиться в подписи под произведением, как указание на технику его исполнения.

В характеристике таким образом понимаемой фотографики следует выделить два принципиально важных момента, образующих её смысловое ядро. Во-первых, фотографика отнесена к определённому виду художественно-проектной деятельности — графическому дизайну, связанному, как известно, с созданием произведений, подлежащих тиражированию и «обременённых» теми или иными функциональными задачами. Во-вторых, она ориентирована на весь диапазон выразительных средств фотографии — от чёрно-белой до цветной, от документальной до искусственно-преобразованной с помощью специальных техник. Иными словами, она не связывает себя никакими внутрифотографическими ограничениями.

Отнесенность фотографики к графическому дизайну означает, что она находится в его полном распоряжении. Соответственно, на фотографику как художественное средство распространяется та специфика, которой обладает бытие «художественного» в дизайне. Являясь деятельностью, хотя и связанной с использованием художественных средств и достижением художественных результатов, графический дизайн тем не менее развивает свою систему художественного мышления, отличную от существующей во всех видах станкового изобразительного творчества.

Возникновение самостоятельной профессии дизайнера-графика — естественное следствие сформировавшихся принципов этой деятельности и, в частности, осознания специфики её художественных средств — специфики их состава, выразительных возможностей, правил выбора и использования. Когда дизайнер-график ищет изобразительное решение какого-либо объекта, например, плаката или журнальной обложки, и при этом решение фотографическое (что нас сейчас интересует), он работает с фотографией не так, как работает с фотографией фотограф. Фотограф идет к решению одним путём, дизайнер — другим. Дизайнер, автор проектной идеи, воплощает её в конкретной фотографии, имея полное представление о том контексте, в котором она окажется. Он ищет сюжет, выбирает характер съёмки и меру условности фотоизображения, предусматривает определённое цветовое решение, учитывает формат будущей вещи — одним словом, «управляет» фотоизображением до тех пор, пока не достигнет желаемого результата. В дизайне (кстати, всё время имеется в виду графический дизайн) необходимо уметь подчинять себе фотографию, знать, чему подчинять и к чему стремиться. Этими качествами и должен обладать специалист в этой области, т. е. дизайнер, и поэтому именно от него, в первую очередь, можно ожидать создания полноценных произведений фотографики, выразительных и осмысленных.

Другой уровень средств фотографики образуют всевозможные приёмы «механической» трансформации фотографического изображения. Имеются в виду приемы кадрирования, мультиплицирования, симметрии, а также все виды монтажа и коллажа.

Увеличение интереса к фотографии было замечено ещё в начале 20 века с появлением разнообразных авангардных течений, что в дальнейшем привело к значительному расширению диапазона её использования. «Исследования выразительности этого способа иллюстрирования отразились в журнальном дизайне, театральном и киноплакате, в значительной степени обновив их образный строй. Благодаря использованию фототехник в искусстве авангарда 1910 — 1930-х годов, свободном от утилитарного назначения, фотография из средства документальной фиксации момента превратилась в один из способов творческого самовыражения» [2, с. 88]. Огромное влияние на дизайн того времени оказали экспрессивные «рейографы» Мана Рея, парадоксальные коллажи дадаистов Рауля Хаусмана, Джона Хартфилда, Георга Гросса, а также эксперименты констуктивис-тов Александра Родченко и Эля Лисицкого и функционалиста Ласло Мохой-Надя [2]. Их объединяет использование принципа осуществляемых трансформаций: из одной или нескольких исходных фотографий создаётся новая форма. Названные приёмы имеют отношение к построению изобразительного пространства его наполнению и композиционной организации.

Таким образом, обозначились общие контуры фотографики, понимаемой как разновидность дизайнерского творчества.

Наконец, существует ещё одна форма проявлении фотографики — внутри изобразительного искусства, и прежде всего в сфере станковой графики. Необходимо отметить, что изобразительное искусство и дизайн — есть явления одной категории, связанные, несмотря на многие существенные отличия, своими целями, методами и результатами [3]. Графические выставки последних десяти — пятнадцати лет во всем мире обратили на себя внимание экспансией двух новых графических техник. Одна из них — шелко-графия (или её разновидность — сериграфия), другая — фотографика. Между ними возникла определенная зависимость: почти все работы, основанные на фотографии, выполняются в конечном счете в технике шелкографии, шелкография же, являясь техникой печатной графики, может быть использована для воспроизведения работ, выполненных разными графическими средствами. Появление шелкографии сыграло, очевидно, решающую роль в том, что художники-графики по-новому взглянули на фотографию и увидели её с неизведанной еще стороны.

Фотография, напечатанная в технике шелкографии, обрела сразу несколько новых и притом внутренне близких графике измерений. Фотоизображение покинуло свою собственную поверхность фотобумаги и оказалось переведенным на поверхность с другими качествами — чаще всего на бумагу или картон. Кроме того, оно рассталось со своим чёрнобелым происхождением, поскольку художник может определять цвет по своему усмотрению. Таким образом, у фотографии появилось два традиционных для графического творчества измерения — поверхность бумажного листа и фактура краски. Но это лишь первый, самый очевидный уровень преобразований, за которым открываются собственные, присущие именно шелкографии изобразительные возможности, и она, как новая графическая техника, предстаёт во всей своей специфике.

Шелкография позволила осуществлять любое «вмешательство» в фотографическое изображение и совмещать данную ему природой объективность с субъективностью рукотворной графики. Исчез все-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

гда существовавший между художником и фотографией психологический барьер, связанный с переживанием относительной пассивности фотографии, её неподвластности руке художника, невозможности активно распоряжаться изображением. Сериграфия же, как разновидность шелкографии, представляющая собой многократное наложение слоёв красок методом трафаретной печати, позволила обогатить цветовую гамму и фактуру графического изображении, поскольку дала возможность получения не-растрированного оттиска, фактура которого передавалась с помощью регулировки толщины слоя краски. Особенно активно техника сериграфии стала использоваться в 60-е годы прошлого века, такими художниками, как Энди Уорхол, Джаспер Джонс и Роберт Ин-дианс, которые довели её до совершенства, благодаря умению распределять цвета по широкому спектру оттенков.

Художественная реальность, связываемая с фотографикой, рассмотрена в статье последовательно с точек зрения трёх областей творчества — фотографии, графического дизайна и графики. Каждая из них развивает своё представление о фотографике, что вполне понятно, поскольку фотография проецируется на разные системы художественных средств и художественного видения, и это предопределяет разный характер возникающих между ними взаимоотношений.

Всё выше изложенное подводит нас к тому, что из наблюдений за развитием фотографики, скорее всего, можно сделать следующий вывод: в современной художественной практике сложилась новая самостоятельная область творчества, и есть все основания рассматривать фотографику как разновидность изобразительного искусства, обладающую собственными художественными средствами и выразительными возможностями.

На примере фотографики можно отчётливо наблюдать, как источником образов для художника становится не только реальная действительность, но и отражённая действительность — мир фотографических изображений, мир образов. Именно фотография стала главным способом творческого самовыражения и передачи преображённого художником бытия

[3]. Воображение художника отталкивается от реальности фотографий, т. е. от уже отражённой действительности, а далее сами образы, запечатлённые в фотографиях, начинают пробуждать воображение, и оно обнаруживает возможность дальнейших преобразований, совершает многократные отображения одних образов в другие, пока в нём, наконец, не возникает тот образ, который становится оправданием поиска. Творческий процесс преобразования одних образов в другие возможен при наличии художественных средств этого преобразования. Возможность варьировать, трансформировать, совмещать, расслаивать, интерпретировать и сравнивать образы открыли перед художником технические средства фотографии и полиграфии, и в фотографике происходит их эстетическое освоение.

Таким образом, по мере обогащения художественных средств всё более тонкими градациями фотографика развивает свою выразительную специфику, утверждает свою индивидуальность и всё чаще оказывается в фокусе современной визуальной культуры, оказывая значительное влияние на формирование целостной, функциональной системы коммуникаций, являясь неотъемлемой её частью.

Библиографический список

1. Серов, С. И. Опыт высшей академической школы графического дизайна / С. И. Серов // Как. — 2001. — № 3 (17). — С. 51.

2. Рожкова, О. И. История журнального дизайна / О. И. Рожкова. — М. : Универсальная книга, 2009. — 272 с.

3. Воронов, Н. В. Дизайн: русская версия / Н. В. Воронов. — М. ; Тюмень, 2003. — 208 с.

ЕРОШКИН Владимир Фёдорович, профессор (Россия), профессор кафедры «Дизайн рисунка и живописи».

Адрес для переписки: vlader1948@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2014 г.

© В. Ф. Ерошкин

Книжная полка

Слободян, В. М. Теория и практика массовой информации : учеб. электрон. изд. локального распространения: конспект лекций / В. М. Слободян ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2013. — 1 о=эл. опт. диск Н^^ОМ). ББК 76/С48

Пресса, средства массовой информации играют ключевую роль в формировании общественного мнения. Более того, связи с общественностью — это, прежде всего, поиск, обработка, моделирование и распространение информации. Основная, функциональная деятельность в этой сфере заключается в разработке и целенаправленной реализации программы связей с прессой, налаживании взаимодействий с редакциями средств массовой информации и журналистами. Вместе с тем, журналистские навыки и умения являются необходимой составляющей частью профессиональной характеристики специалиста по связям с общественностью. Издание предназначено для студентов специальности «Связи с общественностью» 1—2 курсов дистанционного обучения. В нем представлено становление и развитие современной российской прессы во взаимосвязи с общемировой тенденцией глобализации информации. Студентам предлагается на основе анализа мнений ведущих российских и зарубежных специалистов и экспертов в области массовой информации сделать самостоятельные выводы по таким проблемам, как свобода прессы, зависимость, политическая ангажированность, социальные функции прессы и ответственность. Даны практические рекомендации по организации взаимодействия со средствами массовой информации, основанные на конкретном опыте российских и зарубежных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.