Научная статья на тему 'ФОТОГРАФИИ ОВШЕ НОРЗУНОВА, ХРАНЯЩИЕСЯ В МУЗЕЕ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ'

ФОТОГРАФИИ ОВШЕ НОРЗУНОВА, ХРАНЯЩИЕСЯ В МУЗЕЕ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

167
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
О. М. НОРЗУНОВ / Г. Ц. ЦЫБИКОВ / АГВАН ДОРЖИЕВ / ПЕРВЫЕ ФОТОГРАФИИ ТИБЕТА / «БОЛЬШАЯ ИГРА»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Дмитрий Владимирович, Сизова Алла Алексеевна

Статья вводит в научный оборот несколько первых фотографий Центрального Тибета, сделанных О. М. Норзуновым в 1901 г., когда владения Далай-ламы были закрыты для посещения иностранцами, а фотосъемка запрещена. Поездка Норзунова в Лхасу связана с известным буддийским деятелем Агваном Доржиевым, сторонником сближения Тибета и Российской империи. Сделанные тайно негативы Норзунов передал в Императорское Русское географическое общество, подготовившее подарочный альбом 50 лучших фотографий О. М. Норзунова и Г. Ц. Цыбикова в 1903 г. В 2021 г. в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) РАН были выявлены три отпечатка с подписями Норзунова, представляющие значительный исторический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOS OF OVSHE NORZUNOV, STORED IN THE MUSEUM OF ANTHROPOLOGY AND ETHNOGRAPHY

The article introduces into scientific circulation several of the first photographs of Central Tibet, taken by O. M. Norzunov in 1901, when the Central Tibet was closed to foreigners and photography was prohibited. Norzunov’s trip to Lhasa is associated with the famous Buddhist figure Aghvan Dorzhiev, who was a supporter of rapprochement between Tibet and the Russian Empire. Norzunov donated negatives to the Imperial Russian Geographical Society. In 1903 Russian Geographical Society prepared an album of 50 best photographs by O. M. Norzunov and G. Ts. Tsybikov. In 2021, three photos with Norzunov’s signatures and inscriptions were identified at the Museum of Anthropology and Ethnography Peter the Great (Kunstkamera) of the RAS. These previously unpublished photographs are of considerable historical interest.

Текст научной работы на тему «ФОТОГРАФИИ ОВШЕ НОРЗУНОВА, ХРАНЯЩИЕСЯ В МУЗЕЕ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ»

DOI 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-35-49 УДК 94(4)+77.03

Дмитрий Владимирович Иванов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-3096-2943 E-mail: dmitivanov@gmail.com

Алла Алексеевна Сизова

Институт восточных рукописей РАН Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5303-8449 E-mail: al.la.sizova@yandex.ru

Фотографии Овше Норзунова, хранящиеся в Музее антропологии и этнографии

АННОТАЦИЯ. Статья вводит в научный оборот несколько первых фотографий Центрального Тибета, сделанных О. М. Норзуновым в 1901 г., когда владения Далай-ламы были закрыты для посещения иностранцами, а фотосъемка запрещена. Поездка Норзунова в Лхасу связана с известным буддийским деятелем Агваном Доржиевым, сторонником сближения Тибета и Российской империи. Сделанные тайно негативы Норзунов передал в Императорское Русское географическое общество, подготовившее подарочный альбом 50 лучших фотографий О. М. Норзунова и Г. Ц. Цыбикова в 1903 г. В 2021 г в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН были выявлены три отпечатка с подписями Норзунова, представляющие значительный исторический интерес.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: О. М. Норзунов, Г. Ц. Цыбиков, Агван Доржиев, первые фотографии Тибета, «большая игра»

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Иванов Д. В., Сизова А. А. Фотографии Овше Норзунова, хранящиеся в Музее антропологии и этнографии. Кунсткамера. 2021. 2(12): 35-49. doi 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-35-49

Dmitrii Ivanov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera)

of the Russian Academy of Sciences Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-3096-2943 E-mail: dmitivanov@gmail.com

Alla Sizova

Institute of Oriental manuscripts Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-5303-8449 E-mail: al.la.sizova@yandex.ru

Photos of Ovshe Norzunov, Stored in the Museum of Anthropology and Ethnography

ABSTRACT. The article introduces into scientific circulation several of the first photographs of Central Tibet, taken by O. M. Norzunov in 1901, when the Central Tibet was closed to foreigners and photography was prohibited. Norzunov's trip to Lhasa is associated with the famous Buddhist figure Aghvan Dorzhiev, who was a supporter of rapprochement between Tibet and the Russian Empire. Norzunov donated negatives to the Imperial Russian Geographical Society. In 1903 Russian Geographical Society prepared an album of 50 best photographs by O. M. Norzunov and G. Ts. Tsybikov. In 2021, three photos with Norzunov's signatures and inscriptions were identified at the Museum of Anthropology and Ethnography Peter the Great (Kunstkamera) of the RAS. These previously unpublished photographs are of considerable historical interest.

KEYWORDS: O. M. Norzunov, G. Ts. Tsybikov, first photographs of Central Tibet, Great Game

FOR CI TAT I ON: Ivanov D., Sizova A. Photos of Ovshe Norzunov, Stored in the Museum of Anthropology and Ethnography. Kunstkamera. 2021. 2(12): 35-49. (In Russian). doi 10.31250/2618-8619-2021-2(12)-35-49

В ходе работы по разбору незарегистрированных фотоматериалов и архивных документов, находящихся в отделе Восточной и Юго-Восточной Азии МАЭ РАН, среди безномерных монгольских отпечатков удалось выявить несколько фотографий Тибета. Надписи на паспарту свидетельствовали о том, что автором фотографий является Овше Мукчинович Норзунов (1874 — не ранее 1929), член Императорского Русского географического общества, происходивший из рода зайсангов1 Большедербетовского улуса Ставропольской губернии (рис. 1).

Обе поездки Норзунова в Тибет были связаны с деятельностью известного буддийского ученого и дипломата, инициатора строительства буддийского храма в Петербурге Агвана Доржиева, сыгравшего важную роль в истории буддизма в России начала ХХ в. Доржиев родился в улусе Хара-Шибирь Забайкальской области в 1854 г.2 В 13 лет он познакомился с бурятским йогином Намнанэ ламой, ставшим его учителем, а в 19 лет отправился в Монголию и Тибет (Чимитдоржин 2009: 24). Сначала обучался в Урге (Улан-Батор), а затем в тибетском Гоман-дацане монастыря Дрепунг, где получил высшую ученую степень лхарамба. Агван Доржиев, входивший в число семи учителей юного Далай-ламы XIII (1876-1933), позднее стал доверенным лицом и советником буддийского первосвященника. Как отмечает А. И. Андреев, «в начале 1890-х гг. он (Агван Доржиев. — Авт.) уже фигурировал в должности сойбуна — прислужника, подносящего Далай-ламе чай ("хранителя золотого чайника")» (Андреев 2006: 78).

Пребывание Доржиева в Тибете совпало со временем геополитического соперничества Российской и Британской империй в Центральной Азии, ставшего благодаря таланту Редьярда Киплинга широко известным под названием «большая игра». Опасаясь усиления британцев в Гималайском регионе3, Далай-лама XIII задумался о сближении с Россией. Им было подготовлено посольство ко двору русского царя. Возглавить эту миссию поручили российскому подданному, хорошо знакомому Далай-ламе, буряту Агвану Доржиеву. Так, в феврале 1898 г. Доржиев впервые посетил Петербург и по протекции сторонника усиления восточной политики России князя Э. Э. Ухтомского4, называемого Доржиевым «хитроумным Ухтомским», удостоился аудиенции Николая II (Доржиев 2003: 50). Из Петербурга посланник Далай-ламы, стремившийся установить контакты между Тибетом и европейскими странами, отправился во Францию, где надеялся увидится с принцем Анри Орлеанским5. Встреча не состоялась: принц был в это время за границей (Andreyev 2013: 9). Однако приезд буддийского ламы привлек внимание французского общества, а также проживавших в Париже русских. 27 июня 1898 г. в библиотеке Музея Гиме Агван Доржиев провел буддийскую службу, на которой присутствовал будущий премьер-министр Франции Жорж Клемансо (Andreyev 2013: 9; Воронина, Митруев 2018: 39).

1 Калмыцкое общество разделялось на улусы, во главе каждого из которых стоял нойон. Улусы, в свою очередь, делились на аймаки, возглавляемые зайсангами, подчинявшимися нойону. Власть нойонов и зайсангов переходила без выбора по наследству от отца к сыну.

2 В некоторых источниках указана дата рождения 1853 г.

3 По англо-цинскому соглашению 1890 г. Сикким признавался британским протекторатом.

4 Князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861-1921) — дипломат, предприниматель, член Русского географического общества, крупнейший коллекционер произведений буддийского искусства. Происходил из древнего рода князей Белозерских. В 18901891 г. сопровождал цесаревича Николая в его знаменитом «Путешествии на Восток». Э. Э. Ухтомский был последовательным сторонником восточного направления политики России и усиления позиций страны на Дальнем Востоке.

5 Анри Филипп Мария Орлеанский (1867-1901) — представитель Орлеанской ветви династии Бурбонов, авантюрист и путешественник. В 1889-1890 гг. совместно с миссионером Константом де Декером и исследователем Габриэлем Бонвало совершил путешествие по Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии до Ханоя.

Рис. 1. Портрет О. М. Норзунова. Воспроизводится по: (Deniker 1904: 217)

Fig. 1. Portrait of Ovshe Norzunov. Reproduced from: (Deniker 1904: 217)

Иннокентий Анненский посвятил этой службе стихотворение «Буддийская месса в Париже»: «Священнодействовал базальтовый монгол // И таял медленно таинственный глагол // В капризно созданном среди музея храме // Чтоб дамы черными играли веерами // И, тайне чуждые, как свежий их ирис // Лишь переводчикам внимали строго мисс». Сестра Анненского была супругой известного антрополога Жозефа Деникера, принимавшего Доржиева во Франции (Ковзун 2009: 287), а позднее вводившего в научный оборот материалы Овше Норзунова. Жозеф (Иосиф Евгеньевич) Деникер — личность весьма примечательная. Он родился в 1852 г. в Астрахани во французской семье. Образование получил в Санкт-Петербургском технологическом институте. Путешествовал по Кавказу и Северной Персии. В 1876 г. переехал во Францию. С 1888 г. работал библиотекарем Национального музея естественной истории в Париже. Самой известной научной работой Ж. Деникера является классификация человеческих рас.

В марте 1898 г. Агван Доржиев, завершив европейское турне, направился в калмыцкие степи. Как отмечает Б. А. Шантаев, приезд столь высокого духовного лица вызвал необычайное воодушевление как буддийского духовенства, так и простых калмыков (Шантаев 2008: 42). Тогда же Доржиев познакомился с Овше Норзуновым и подвигнул его на путешествие в Лхасу, отправив с калмыцким зайсангом письмо Далай-ламе о результатах своей поездки в Петербург (Доржиев 2003: 50). Позднее Норзунов в воспоминаниях, опубликованных Ж. Деникером, отметил: «В августе 1898 года я покинул свою широкую родную степь и мою дорогую семью. Мы с "хамбо" (настоятель монастыря или монашеской общины. — Авт.) Агван Доржиевым прибыли по Транссибирской магистрали в Верхнеудинск (Улан-Удэ. — Авт.), и из этого города "тарантас" отвез нас в Ургу» (Воронина, Митруев 2018: 41). Из Урги Доржиев отправил Норзунова с подарками и письмом к Далай-ламе XIII в Лхасу, в которую калмыцкий зайсанг приехал в марте 1899 г. и пробыл там чуть более месяца.

По возвращению в Россию Норзунов передал Императорскому Русскому географическому обществу записки о своем путешествии (Андреев 2008: 194), привлекшие внимание ученых, решивших приобщить его к исследованию Центральной Азии. В Известиях ИРГО указано: «Осенью 1899 года Совет Императорского Русского Географического Общества воспользовался готовностью Овше Мукчиновича Норзунова, калмыка родом, ламаиста по вероисповеданию, отправлявшегося на богомолье в Лхасу, снять фотографии в запретной для европейцев столице Тибета и ее окрестностях. Г. Норзунов был снабжен хорошим ручным фотографическим прибором с двойным анастигматом Гёрца (серия III, № 00) и достаточным числом пластинок 6 % х 9 см фабрики Люмьера» (Лхаса... 1905: 219). Такой же камерой6 ранее был обеспечен путешественник-исследователь Г. Ц. Цыбиков7, уже находившийся в Тибете (Лхаса. 1905: 219).

Желание РГО привлечь к изучению и фотографированию Центрального Тибета калмыков и бурят неслучайно — это был единственный способ получить фотографии из закрытой для европейцев страны8. Несмотря на запрет, в первой половине XIX в. в Лхасе удалось побывать английскому медику и ученому-китаеведу Томасу Мэннингу, а также французским миссионерам Эваристу Гюку и Жозэфу Габэ (Андреев 2006: 54). Однако попытки проникнуть во владения Далай-ламы таких известных путешественников, как В. В. Рокхиль, Г. Бонвало, Н. М. Пржевальский, С. Гедин, П. К. Козлов, окончились неудачно. А французский исследователь Ж. Дютрейль де Рэнс был обе-

6 А. И. Андреев указывает, что это был ручной фотоаппарат «Self-Worker» фирмы «Пипон» с объективами-анастигматами Гёрца (Андреев 2008: 194).

7 Гомбожаб Цэбекович Цыбиков (1873-1930) — востоковед, этнограф, один из первых фотографов Лхасы. Родился в селе Урда-Ага Забайкальской области. В 1895-1899 гг. обучался на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. В 1899-1902 гг. под видом паломника совершил экспедицию в Тибет. В 2021 г. Институт восточных рукописей РАН приобрел один негатив Г. Ц. Цыбикова, воспроизведенный ранее под заглавием «Дворец Потала, зимняя резиденция Далай-лам в Тибете» (фото Г. Цыбикова) в: (Андреев 2012: 11). В издании 2004 г. указано, что фотография принадлежала к личной коллекции В. М. Монтлевича.

8 В научной литературе приводятся разные мнения о причинах закрытия Центрального Тибета (владений Далай-ламы) для европейцев. Одни исследователи видят в этом политику цинских властей, другие — страх самих тибетских иерархов перед европейской (в первую очередь английской) экспансией в Азии.

A

TIBETAN-ENGLISH DICTIONARY

WITH SANSKRIT SYNONYMS

BT

SARAT CHANDRA DAS, RAI BAHADUR, C.I.E.,

AUTHOR OF "A JOURNEY TO LHASA AKD CENTRAL TIBET."

ürfriseti an!» €Mtrt mtto % orters <rt % (Suirmtmeitt of §citg«t(

BT GRAHAM SANDBEBG, B.A.,

CHAPLAIN, H. M. INDIAN SEBYICE; AUTHpB OF "a HAND-BOOK OP COLLOQUIAL TIBETAN," "MANUAL OF THE SIKOM-BHUTIA LANGUAGE." 11IIILABA8PA, TIBETAN POET AND MYSTIC," ETC., ETC., ETC.,

AND

A. WILLIAM HEXDE,

ONE OP THE BEVISOE9 OP TBE TIBETAN NEW TESTAMENT, MOBAVIAN MISSIONAEY 0» TEE TIBETAN PEONTIBB.

CALCUTTA:

PUBLISHED BT THE BENGAL SECRETARIAT BOOK DEPÖT.

190».

[Price—Indian, Mi; English, .Tlti]

Рис. 2. Титульный лист тибетско-английского словаря, составленного Сарат Чандра Дасом Fig. 2. Front page of the Tibetan-English dictionary compiled by Sarat Chandra Das

зглавлен тибетцами в 1894 г. на северной границе (Снесарев 1904; Козлов 1947: 172). Англичане, видя тщетность попыток европейцев попасть в Лхасу, начали отправлять туда индийцев. Самым известным из таких «пандит»9 будет ученый-филолог, разведчик, составитель Англо-тибетского словаря Сарат Чандра Дас (рис. 2). При этом подобные экспедиции также были сопряжены с большим риском. Г Ц. Цыбиков в своем сообщении ИРГО 7 мая 1903 г отмечал: «Для нас не было тайной, что несколько лет тому назад некий индус пробрался в Центральный Тибет и завязал сношения с одним знатным перерожденцем в Дашийлхуньбо10, как, наконец, он через слугу этого ламы получил книги, доставленные им в Калькутту11, и как этот лама и слуга-юноша были казнены в Лхасе за свой смелый и преступный поступок — допущения иностранца» (Цыбиков 1905: 191). Однако, видимо из-за слишком большого риска, британские «посланцы» в Тибет фотографией не занимались. Русское географическое общество со своей стороны задумало использовать российских подданных

9 В XIX в. санскритское слово пандита (ученый) стало использоваться англичанами для обозначения индийцев, работавших на британскую секретную службу в Гималаях.

10 Монастырь Ташилунпо — резиденция Панчен-лам.

11 Возможно, речь идет о коллекции тибетских книг, привезенных Сарат Чандра Дасом в Калькутту из Ташилунпо, и о казни в 1887 г. в Лхасе регента V Панчен-ламы Сенчен-ламы, которого за помощь Чандра Дасу зашили в ячью шкуру и бросили в реку (Андреев 2006: 69).

«ламаистов», снарядив в 1899 г. под видом буддиста-паломника своего эмиссара Г. Ц. Цыбикова и снабдив его фотокамерой12, а узнав о планируемой второй поездке Норзунова, решило привлечь и его.

При этом за новой поездкой Норзунова «на богомолье в Лхасу» в первую очередь стояло не ИРГО, а Агван Доржиев, определивший новый маршрут поездки. Во Франции представитель Далай-ламы заказал чаши для монастыря Дрепунг, и Овше Мукчиновичу предстояло сначала отправиться в Париж за чашами. Во французской столице Норзунова встретил Ж. Деникер, помогший ему с получением культовых предметов и познакомивший его с генеральным секретарем Французского географического общества бароном Этьенном Юло (Воронина, Митруев 2018: 55). Позднее Деникер опубликовал на французском языке воспоминания Норзунова о путешествиях в Тибет13 фешкег 1904: 217-240) и первую фотографию Поталы фешкег 1901: 242).

Необходимость забрать чаши в Париже изменила маршрут путешествия, пролегавший теперь через Европу, а далее морем в Британскую Индию. Этот путь оказался неудачным — Норзунов сразу же по прибытии оказался под наблюдением англо-индийских властей. Овше Мукчинович вспоминал: «22 февраля (6 марта) прибыл в Калькутту. В этом городе на таможне у меня отобрали вещи, в том числе винтовку и сто патронов, взятые мною для личной защиты. Однако на следующий день мне вернули эти вещи, за исключением винтовки, которая, как мне сказали, будет возвращена только через восемь дней, одновременно с лицензией губернатора Калькутты на ношение оружия. Затем я узнал от говорящего по-русски еврея, являющегося английским подданным, что во время путешествия в Тибет меня должны задержать. Движимый чувством страха, 10 марта я надел китайский костюм и оставил свой багаж в отеле, попросив хозяина подержать его в Калькутте. <.> В два часа дня я был на железнодорожной станции, на пути в Дарджилинг14. Я сел в вагон третьего класса среди множества индусов. Во время поездки из Калькутты в Дарджилинг я испытал огромное утомление, сначала потому что было жарко, а потом потому что в вагоне набилась такая толпа индусов, что мы едва могли двигаться. Я был стиснут, мне было неудобно, и я задыхался от жары. В довершение ко всему индусы начали курить свой табак с опиумом, от чего у меня разыгралась страшная головная боль. Я чувствовал, что теряю сознание. Я умирал от жажды, но слишком боялся англичан, чтобы выходить на станциях в буфет, а индусы не хотели давать мне пить воду в своих чашках, так как их закон запрещает пить и есть из той же посуды, что и чужестранец или просто человек из другой касты, чем ее владелец. <...> 11 марта я прибыл в город Дарджилинг. Там полицейский спросил мое имя, профессию и куда я направляюсь. Я притворился, что не понимаю, о чем меня спрашивают. Однако на багаже, который я держал в руке, остался ярлык французского корабля; на нем было записано мое имя. Увидев это, агент сделал заметку в своей записной книжке» (Воронина, Митруев 2018: 56).

Заподозренный англичанами в шпионаже Норзунов был задержан, а 25 августа выслан за счет правительства Британской Индии в Одессу. Но уже в конце 1900 г. Норзунов совместно с Агваном Доржиевым через Монголию и Западный Китай снова оправился в Лхасу, куда путешественники благополучно прибыли в 20-х числах15 1901 г. В воспоминаниях Овше Норзунов отмечал: «Я провел больше месяца в Лхасе и смог сделать большое количество фотографий на новую камеру,

12 По стечению обстоятельств, в 2021 г. Институт восточных рукописей РАН приобрел стеклянный негатив Г. Ц. Цыбикова с видом Поталы.

13 В 2018 г. переведены на русский язык и опубликованы с комментариями Д. К. Ворониной и Б. Л. Митруева (Воронина, Митруев: 36-72). Эти заметки представляют не только исторический, но и этнографический интерес.

14 Дарджилинг — город в Восточных Гималаях на крайнем севере индийского штата Западная Бенгалия, расположенный в непосредственной близости от границы с Непалом, Бутаном и Тибетом, конечная станция Дарджилинг-Гималайской железой дороги, построенной в 1879-1881 гг.

15 Согласно рассказу Овше Норзунова в изложении Ж. Деникера, «мы покинули Ургу вместе с шестью другими попутчиками 5 декабря 1900 года, и 28 февраля 1901 года достигли священных стен Лхасы» (Воронина, Митруев 2018: 60). Однако бывший в это время в тибетской столице Г. Ц. Цыбиков, датирует приезд Норзунова двумя днями ранее: «26 февраля приехал из нашего отечества Агван Доржиев вместе со своими спутниками бурятами и ставропольским калмыком Овше Норзуновым, который взялся сделать снимки для Императорского Русского географического общества» (Цыбиков 1991: 116).

подаренную мне Географическим обществом Санкт-Петербурга, секретарь которого г-н Григорьев16 во время моего короткого пребывания в российской столице очень хорошо меня принял и дал весьма ценные советы. Во время этого визита я посетил все, что стоит посмотреть в Лхасе. Мне было легко узнать об особенностях разных зданий, но у меня было больше проблем с фотографиями — мне всегда приходилось скрываться, потому что улавливать образы предметов или людей в черную коробочку, чтобы затем отправить их на Запад, строго запрещено даже буддистам. Тем не менее я сделал много снимков» (Воронина, Митруев 2018: 60). А Г. Ц. Цыбиков скрывал фотокамеру «вообще от всех местных жителей, не исключая и бурят, моих земляков, и монголов различных аймаков» (Цыбиков 1991: 116).

Столь экстремальные условия съемки необходимо учитывать при оценке фотографий, большинство из которых — панорамные снимки, снятые издалека. Изображения людей обычно либо отсутствуют, либо это совсем маленькие фигурки. Поэтому трудно рассматривать эти кадры как этнографическую фотографию. Они представляют в первую очередь исторический интерес. Тем интереснее немногочисленные снимки людей или жанровых сценок, которые все-таки удалось получить путешественникам. Из наших трех фотографий к ним относится только отпечаток «Тибетская пахота», сделанный Норзуновым явно с относительно небольшого расстояния, на нем хорошо видны (правда, только со спины) фигуры людей.

Пока Овше Норзунов посещал и фотографировал буддийские святыни, Далай-лама XIII готовил новое секретное посольство в Петербург. Официально миссию возглавляли второй секретарь Далай-ламы Лубсан Каинчок и окружной начальник Джанцан Пюнцок, хотя фактическим руководителем был Агван Доржиев (Шаумян 2017: 30). На этот раз делегация везла письма Далай-ламы Николаю II и трем российским министрам (военному, иностранных дел, финансов) (Шаумян 2017: 29-30). Из Тибета путешественники возвращались через Непал и Британскую Индию, что заставило Овше Мукчиновича тщательно прятать негативы под одеждой и в сосуде с тибетской мукой, а русский паспорт положить под стельку в один из башмаков (Андреев 2008: 195). Благополучному пересечению границы также способствовало разрешение короля Непала на въезд в Индию (Воронина, Митруев 2018: 67).

Л. Берлин пишет, что на станции Рагапур17 была вывешена фотография Доржиева «с объявлением о том, что представившему его голову будут даны 10 000 рупий» (Берлин 1923: 143). Вряд ли англичанам требовалась именно голова бурятского ламы, однако желание задержать «зловредного Доржиева»18, ехавшего с подарками и официальным письмом Далай-ламы XIII к Николаю II, очевидно. Несмотря на трудности, путешественники под видом непальских паломников успешно добрались до Шри-Ланки, и, отплыв из Коломбо, Норзунов и Доржиев 12 июня 1901 г. прибыли в Одессу, где городские власти устроили тибетскому посольству торжественную встречу (Шаумян 2017: 30). Летом 1901 г. негативы с изображением Лхасы и окрестностей оказались в Петербурге. В октябре 1901 г. Ж. Деникер опубликовал краткий рассказ о поездке Норзунова и одну из его фотографий дворца Далай-лам — Поталы — в статье под названием «La première photographie de Lhassa» («Первая фотография Лхасы») в парижском журнале «География» (Deniker 1901: 242-247). Отметим, что через несколько месяцев, в декабре 1901 г., полковник, рыцарь-командор ордена Индийской империи сэр Томас Хангерфорд Холдич19 поместил в журнале

16 Александр Васильевич Григорьев (1848-1908) — биолог и этнограф, в 1880 г. избран секретарем этнографического отделения Императорского Русского географического общества, с 1883 по 1903 г. был секретарем ИРГО. А. В. Григорьев занимался организацией экспедиции Г. Ц. Цыбикова.

17 Т. Л. Шаумян пишет, что в Рагапуре члены посольства сели на поезд до Тутикорина, откуда отплыли в Коломбо (Шаумян 2017: 30). В воспоминаниях Норзунова приводится маршрут Архаул (Раксол) — Бомбей — Тутикорин — Коломбо (Воронина, Митруев 2018: 68).

18 Так Агван Доржиев сам характеризует отношение к нему англичан (Доржиев 2003: 52).

19 Томас Хангерфорд Холдич (1843-1929) — выпускник Королевской военной академии, участник Бутанской экспедиции 1865 г., Абиссинской кампании 1867-1868 гг., Второй афганской войны 1878-1879 гг. Известен как суперинтендант пограничных исследований в Британской Индии. В 1887 г. награжден золотой медалью основателя Лондонского Королевского географического общества. Президент Лондонского Королевского географического общества в 1917-1919 г.

Лондонского Королевского географического общества фотографию Поталы со следующим пояснением: «Две очень интересные фотографии20, иллюстрирующие Поталу, резиденцию Далай-лам, и ее ближайшие окрестности, были добавлены в коллекцию Королевского географического общества. Эти фотографии вызывают тем больший интерес, что в октябрьском номере "La Géographie" (журнала Парижского географического общества. — Авт.) помещена репродукция фотографии Поталы, выполненная в этом году русским поданным, калмыцким главой Овше Норзуновым, которая, как сказано, является первой фотографией, когда-либо сделанной в священном городе. Дата фотографии, публикуемой здесь, точно неизвестна, но можно предполагать, что она значительно старше сделанной калмыцким путешественником. Вид на Поталу практически идентичен в обоих случаях (курсив наш. — Авт.) и почти совпадает с ранним рисунком "Bietala", выполненным отцами иезуитами около 1660 г. и бывшим до сих пор единственным изображением дворца» (Holdich 1901: 602). В сопроводительной статье Холдич ничего не говорит о том, как эти фотографии попали в Лондон, когда именно они сняты, неизвестно также имя фотографа. Подпись под репродукцией гласит: «Потала, дворец Великого Ламы (с фотографии члена непальского посольства в Пекин)» (Holdich 1901: 607).

В этом же году Императорское Русское географическое общество, получившее негативы Норзунова (Архив РГО. Разряд 112. Оп. 1. № 59), наградило Овше Мукчиновича большой серебряной медалью по отделению этнографии «за сообщение интересных сведений и фотографических снимков, относящихся до Хлассы и ея окрестностей» (Отчет ИРГО 1902: 108). В 1905 г. Русское географическое общество в XXXIX томе «Известий» (за 1903 г.) привело список фотографий Овше Норзунова (45 снимков)21 и Гомбожаба Цыбикова (32 снимка), вернувшегося из Тибета в 1902 г. (Лхаса... 1905: 220-225; 225-227). Список дополняют девять фотографий Норзунова. В конце 1903 г. РГО подготовило альбом 50 лучших фотографий путешественников (Андреев 2008: 197)22. 12 таких альбомов были разосланы географическим обществам разных стран: Франции, Германии, Великобритании, Италии, Австрии, Венгрии, США и др. (Andreyev 2013: 33), а в 1905 г. Г. Цыбиков в Урге преподнес один из альбомов Далай-ламе XIII. Как отмечает А. И. Андреев, этот подарок доставил буддийскому иерарху большое удовольствие23 (Андреев 2008: 198).

В 2013 г. А. И. Андреев опубликовал все 50 фотографий из альбома, хранящиеся в Королевском географическом обществе в Лондоне. Наших снимков среди них нет. Для подарочного издания ИРГО отобрало фотографии, снятые с относительного близкого расстояния, а оказавшиеся в МАЭ РАН снимки сделаны издалека. Так, в списке негативов Норзунова приведены два вида Лхасы с севера: № 2 «Лхаса с севера» (МАЭ) и № 3 «Лхаса с севера, но с более близкого расстояния, чем предыдущий вид» (опубликован в альбоме РГО). Также два вида монастыря Сэра: № 22 «Монастырь Сэра издали» (МАЭ) и № 23 «Сэра с более близкого расстояния» (опубликован в альбоме РГО). Из двух снимков яков (№ 44, 45) опять-таки отобрали кадр, на котором лучше видны животные и люди.

В начале ХХ в. фотографии из альбомов РГО неоднократно воспроизводились в различных зарубежных изданиях24, Г. Ц. Цыбиков использовал как свои снимки, так и О. М. Норзунова в известной работе «Буддист паломник у святынь Тибета» вышедшей в Петрограде в 1919 г. (Цыбиков 1919: 121, 124, 172, 346). Овше Мукчинович никаких научных трудов не писал. Его путевые

20 Из пояснения Холдича следует, что Лондонское Королевское географическое общество получило сразу две одинаковые фотографии Поталы. В тексте статьи воспроизведена одна (НоЫ^ 1901: 607).

21 Отметим, что пояснения к фотографиям Норзунова были сделаны Цыбиковым и «некоторыми другими ламаистами, бывавшими в Лхасе» (Лхаса... 1905: 220).

22 Альбомы представляют собой картонные коробки с вложенными в них фотографиями. В архиве РГО хранятся два варианта альбома. Первый озаглавлен «Центральный Тибет» и представляет собой коробочку с фотографиями без паспарту (Архив РГО. Разряд 112. Оп. 1. № 252). Второй — «Центральный Тибет. От Императорского Русского Географического Общества» с фотографиями, наклеенными на паспарту (Архив РГО. Разряд 112. Оп. 1. №1 85). Судя по названию, подарочным изданием является второй вариант альбома.

23 Далай-лама XIII, в отличие от многих других тибетских иерархов, интересовался достижениями западной науки.

24 См.: (Андреев 2008: 197).

Рис. 3. Дом для лам при Петербургском дацане. Фото Д. В. Иванова. 2021 г. Fig. 3. House for lamas at the St Petersburg Datsan. Photo by D. Ivanov. 2021

заметки, а судя по стилю скорее воспоминания, опубликовал Ж. Деникер (Бешкег 1904: 217-240). Когда Норзунов обратился к секретарю ИРГО А. А. Григорьеву с просьбой предоставить его труд Николаю II, то последний ответил ему в довольно резкой форме: «Вы просите меня ходатайствовать о предоставлении Вашего труда Государю Императору, но Вы никакого труда Обществу не предоставили. Вы оставили только фотографии видов Тибета» (Архив РГО. Ф. 1 — 1901. Оп. 1. № 4. Л. 179).

После возвращения в Россию Овше Норзунов продолжил сотрудничество с Агваном Доржиевым, руководившим с 1909 г. строительством буддийского храма в Петербурге и намеревавшимся создать в столице Российской империи полноценную монашескую общину. Доржиев пригласил Норзунова стать управляющим домом, предназначенным для проживания лам (рис. 3)25 (Андреев 2012: 51-52). В 1911 г. Овше Мукчинович с семьей переехал в Петербург. Сын калмыцкого зайсанга Дорджи Норзунов пошел в петербургскую гимназию, собираясь в дальнейшем поступить в один из кадетских корпусов. После революции 1917 г. Овше Норзунов вернулся в калмыцкие степи. В 1920 г. была образована Калмыцкая автономная область, в состав которой вошел и Большедербетовский улус Ставропольской губернии. В 1920-1929 гг. Овше Мукчинович работал в Калмавтотранспорте и налоговой инспекции, принимая при этом участие в обновленческом движении буддистов, подержанном Агваном Доржиевым. Обновленцы выступали за укрепление нравственности духовенства, отказ от наживы и роскоши. В январе 1927 г. Норзунов выступил с докладом на I Всесоюзном соборе буддийского духовенства в Москве (Алексеева 2010: 108), закрепившим позиции обновленцев. Однако времена менялись, как отмечает Б. В. Очирова, «еще с середины 1920-х гг. началось постепенное наступление на представителей нойонства и зайсанг-ства» (Очирова 2011: 33), усилившееся к концу 1920-х годов. В 1929 г. бывший зайсанг

25 Этот дом, построенный, так же как и петербургский дацан, по проекту известного архитектора Г. В. Барановского (1860-1920), сохранился до наших дней (Приморский пр., 93).

/f(7/'¿//¿¿et

Рис. 4. Тибетская пахота. Фото О. М. Норзунова. 1901 г МАЭ № 7744-1 Fig. 4. Ploughing in Tibet. Photo by O. Norzunov. 1901. MAE № 7744-1

Большедербетовского улуса был выслан в Саратовскую область, где его следы теряются (Алексеева 2010: 108). Дата и место смерти Овше Мукчиновича Норзунова неизвестны.

Рассмотрим подробнее сами фотографии и попробуем разобраться, как они оказались в Музее антропологии и этнографии.

В МАЭ РАН выявлены три отпечатка, наклеенных на паспарту и подписанных снизу по-русски, слева и справа — калмыцким «ясным письмом». Правая строка «ясным письмом» во всех подписях одна и та же: iki dörböd zaiseng übüsi Mrzunubin bar («Фотография зайсана (улуса) Больших дербетов Овше Норзунова» (или: «зайсан Большедербетовского (улуса) Овше Норзунов»). Судя по всему, фотографии подписывал сам автор. Фотографии на паспарту из архива РГО не подписаны. Среди собирателей О. М. Норзунов не значится, согласно учетной документации, никаких коллекций от него в МАЭ РАН не поступало. Мы полагаем, что эти отпечатки — дар Норзунова не музею, а одному из его сотрудников26. Поэтому Овше Мукчинович их подписал при вручении. Также отметим, что на обороте паспарту сохранились следы клея. По всей видимости, ранее они были закреплены в рамку и висели на стене в рабочем кабинете. По всей видимости, уже в советское время их сняли со стены и отнесли в отдел Восточной и Юго-Восточной Азии, где они со временем затерялись среди дублей монгольских фотографий.

Единственная фотография из находящихся в МАЭ РАН с изображением жанровой сценки (МАЭ № 7744-1) озаглавлена по-русски «Тибетская пахата», на калмыцком — töböd kün tar tairci baixu bar («Фотография пахоты тибетцев»). На переднем плане видны фигуры людей и яков (рис. 4).

Вот как описывает посевные работы тибетцев сам Норзунов: «Тибетцы предпочитают обрабатывать землю. Они выращивают ячмень и пшеницу; этот последний злак имеет особый вид, который показался мне удивительным из-за тонкости оболочки, менее толстой, чем у европейско-

26 В. В. Радлову?

Рис. 5. Вид монастыря Сэра. Фото О. М. Норзунова. 1901 г МАЭ № 7744-2 Fig. 5. View of the Sera Monastery. Photo by O. Norzunov. 1901. MAE № 7744-2

го ячменя. Но мужчины не выполняют эту работу в одиночку. Они ведут яков, которые тянут плуг, но именно женщины сеют и помогают мужчинам собирать урожай. Яки, используемые для вспашки, не являются чистокровными. Это скорее гибриды яка и обыкновенного крупного рогатого скота; их называют "цзо" на тибетском языке, а "кайнак" — на монгольском» (Воронина, Митруев 2018: 51). Г. Ц. Цыбиков отмечал: «Обработка полей производится небольшими сохами, в которые впрягается преимущественно пара цзо, или яков» (Цыбиков 1991: 102). В списке фотографий Норзунова, переданных в РГО, значатся два снимка яков (№ 44, 45) (Лхаса 1905: 225).

Фотография МАЭ № 7744-2 подписана: «"Сээръ" с Юга. Один из четырех главных монастырей Тибета», на старокалмыцком: ser kid sarin dörbün yeki kidin negeni («(Фотография) одного (из) четырех великих монастырей "желтой (веры)" — монастырь Сэра (Сээрь)») (рис. 5).

Норзунов вспоминал: «Второй мой поход (по окрестностям Лхасы. — Авт.) привел меня в монастырь Сера. <...> Монастырь Сераин-кит (монгольское название Сера), расположенный в четырех километрах от Лхасы, очень живописен. Он возвышается на склоне голой горы, называемой Та-ти-бу, на которой встречаются редкие падуб и кипарис; эта гора содержит серебряные рудники. В монастыре Сераин-кит проживают шесть тысяч монахов» (Воронина, Митруев 2018: 64). Г. Ц. Цыбиков в примечании к этой фотографии отметил: «Вверху, на горе — Сэра-чондэн ритод, где жил Цзонхава еще до постройки монастыря» (Лхаса. 1905: 223).

Соответствует № 22 в списке фотографий Норзунова, переданных в РГО, — «Монастырь Сэра издали» (Лхаса. 1905: 223).

Под фотографией МАЭ № 774-3 указано: «Хласса с Севера. Главный город в Тибете», а слева: yorod lah(a)sa (alh(a)sa): ene dundu yeki baya xoyor züge(y)in gegen bolun sömin («(Фотография) города Лхасы (и находящихся) в центре святынь и храмов Большого и Малого Зуу»).

В центре между деревьями едва просматривается старейший тибетский буддийский храм Джоканг (Джокхан), построенный в середине VII в. в годы правления царя Сонгцэна Гампо,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Вид на Лхасу с севера. Фото О. М. Норзунова. 1901 г МАЭ № 7774-3 Fig. 6. Northern view of Lhasa. Photo by O. Norzunov. 1901. MAE № 7744-3

с которым связывают начало распространения буддизма в Тибете. Главной святыней Джоканга является статуя Будды Шакьямуни Джо (Джу, Джово). Согласно преданию, эту скульптуру, считающуюся прижизненным изображением Шакьямуни, привезла в Тибет в качестве приданного китайская принцесса Вэнь Чэн, одна из жен Сонгцэна Гампо (Гарри 2012: 56, 58). Овше Мукчинович вспоминал: «Первый храм, который я посетил, — великий Цзу, которого зовут в тибетском Джорамоче, или Джо-во-ханг (он плохо виден на нашей фотографии Лхасы с восточной стороны)» (Воронина, Митруев 2018: 60).

Справа виднеется плоская крыша здания Гандан-Кансар, называемого Норзуновым «дворцом тибетский царей». Это напоминающее замок строение, возведенное в 1588 г. для одно из аристократов, в 1634 г. перешло к Далай-ламе V, переименовавшему его в Гандан-Кансар («Новый дом радости»). В 40-х годах XVII в. Далай-лама V подарил Гандан-Кансар Гуши-хану27 (Qing Li 2018: 141). С середины XVIII в. до начала XIX в. Гандан-Кансар был резиденцией цинских амбаней28, а затем оказался заброшен. Овше Норзунов отмечал: «Этот дворец в пять этажей все еще заселен, хотя он рушится, бедными паломниками, которые не могли найти жилье в другом месте» (Воронина, Мит-руев 2018: 61). До наших дней от Гандан-Кансара сохранились только конюшни (Qing Li 2018: 141).

Правее Гандан-Кансара виден храм Рамо-чэ в китайском стиле. Г. Ц. Цыбиков об этом храме писал: «Другая малая статуя Будды помещается в особом храме в северной части города и называется "Чжово-Рамочэ". Как храм, так и статуя по своим размерам и украшениям уступают первым

27 Гуши-хан (1582-1654) — ойратский князь народности хошутов, обеспечивший победу Далай-ламы V в противостоянии со школой Карма-Кагью и стоящими за ней аристократическими домами.

28 Амбань — представитель цинского императорского двора в Тибете.

(Джокангу. — Авт.). Замечается также разница в размерах чествования поклонников» (Цыбиков 1905: 201). В этом храме помещается статуя Будды, привезенная другой женой Согцэна Гампо, непальской принцессой Бхрикути. Рамо-чэ был серьезно поврежден в годы «культурной революции», позднее, в 1980-е годы, отреставрирован.

Соответствует № 2 «Лхаса с севера. В глубине, промеж двух куп деревьев, находящихся на переднем плане, виднеется Чжово-кан (Джоканг. — Авт.)» (Лхаса. 1905: 220).

Выявленные в Музее антропологии и этнографии отпечатки связаны с интересным периодом истории — временем «большой игры» и короткого периода сближения царской России и теократического Тибета. Особую ценность им предают автографы Норзунова и то, что Лхаса очень сильно изменилась, некоторые из показанных на фотографиях памятников утрачены, другие в наши дни выглядят по-другому.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Архив Русского географического общества.

Разряд 112. Оп. 1. № 59. Негативы О. М. Норзунова и Г. Ц. Цыбикова.

Разряд 112. Оп. 1. № 185. Центральный Тибет. От Императорского Русского Географического Общества. Альбом фотографий Г. Ц. Цыбикова и О. М. Норзунова.

Разряд 112. Оп. 1. № 252. Центральный Тибет. Альбом фотографий Г. Ц. Цыбикова и О. М. Норзунова.

Ф. 1 — 1901. Оп. 1. № 4. Дело Императорского Русского Географического Общества. Разного содержания. 1901 г.

Алексеева П. Э. О людях и времени. Элиста: КИГИ РАН, 2010.

Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. СПб.: Нартанг, 2006.

Андреев А. И. Фотография в русских экспедициях по Центральной Азии XIX — начала ХХ в.: Г. Цыбиков и О. Норзунов — первые фотографы Тибета // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 189-199.

Андреев А. И. Храм Будды в Северной столице. СПб.: Нартанг, 2012.

Берлин Л. Хамбо-Агван-Доржиев (к борьбе Тибета за независимость) // Новый Восток. 1923. № 3. С. 139-156.

Воронина Д. К., Митруев Б. Л. Первый фотограф Лхасы: публикация дневника О. Норзунова «Три поездки в Лхасу (1898-1901)» (пер. Д. К. Ворониной, коммент. Б. Л. Митруева) // Oriental Studies. 2018. Vol. 40. Iss. 6. С. 36-72.

Гарри И. Р. Тибетский храм Джокхан: прошлое и настоящее // Новый исторический вестник. 2012. № 57. С. 54-63.

Доржиев А. Занимательные заметки: описание путешествия вокруг света / пер. с монгол. А. Д. Цен-диной; транслит., предисл., коммент., глос. и указ. А. Г. Сазыкина и А. Д. Цендиной. М.: Восточная литература, 2003.

Ковзун А. А. Несколько комментариев к «Буддистской мессе в Париже» И. Анненского // «Слово — чистое веселье.»: сб. статей в честь Александра Борисовича Пеньковского / отв. ред. А. М. Молдован. М.: Языки славянской культуры, 2009. С. 276-298. (Studia philologica).

Козлов П. К. Монголия и Кам: трехлетние путешествие по Монголии и Тибету (1899-1901 гг.). 2-е изд., сокращ. М.: ОГИЗ, 1947.

Лхаса и главнейшие монастыри Тибета в фотографиях // Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXXIX. СПб.: тип. В. Безобразова и комп., 1905. С. 219-227.

Отчет Императорского РГО за 1901 год. СПб.: тип. Суворина, 1902.

ОчироваБ. В. Обновленческое движение в буддийской церкви Калмыкии и Агван Доржиев // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Четвертые Доржиевские чтения. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 25-33.

Снесарев А. Е. Вопрос о Тибете // Сведения, касающиеся стран, сопредельных с Туркестанским военным округом. 1904. Вып. 49, № 1. С. 23-34; Вып. 50, № 2, С. 14-32.

Цыбиков Г. Ц. О центральном Тибете. Предварительное сообщение (читано 7-го мая 1903 г. а общем собрании ИРГО) // Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXXIX. СПб.: тип. В. Безобразова и комп., 1905. С. 187-218.

Цыбиков Г. Ц. Буддист паломник у святынь Тибета. По дневникам, веденным в 1899-1902 гг. Пг. : изд-ие РГО, 1919.

Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Новосибирск: Наука, 1991. Т. I: Буддист паломник у святынь Тибета. Чимитдоржин Д. Г. Об учителе Агвана Доржиева Намнанэ багши и его религиозной деятельности на Алханае // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Третьи Доржиевские чтения. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 24-30.

Шантаев Б. А. Агван Доржиев и Калмыцкая степь (конец XIX — начало ХХ в.) // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 41-45.

Шаумян Т. Л. Россия, Великобритания и Тибет в «большой игре». М.: Товарищество научных изданий «КМК», 2017.

Andreyev A. Tibet in the earliest photographs by Russian travelers. New Delhi: Studio Orientalia, 2013. Deniker J. La première photographie de Lhassa // La Geographie. 1901. Vol. IV. P. 242-247. Deniker J. Trois Voyages a Lhassa (1898-1901) par Ovché Narzounov, pélerin kalmouk // Le Tour de Monde. 1904. Vol. X. Nouvelle Sene. № 19, 20. P. 217-240.

Holdich T. M. Lhasa // The Geographical Journal. 1901. Vol. XVIII. P. 602-607.

QingLi. The Evolution and Preservation of the Old City of Lhasa. Singapore: Social Sciences Academic Press,

2018.

REFERENCES

Alekseeva P. E. O liudiakh i vremeni [About People and Time]. Elista: KIGI RAN, 2010. (In Russian) Andreev A. I. Fotografiia v russkikh ekspeditsiiakh po Tsentral'noi Azii XIX — nachala XX v.: G. Tsybikov i O. Norzunov — pervye fotografy Tibeta [Photography in Russian Expeditions to Central Asia from 19th till the Beginning of 20th Century: G. Tsybikov and O. Norzunov, the First Photographers of Tibet]. Buddiiskaia kul'tura: istoriia, istochnikovedenie, iazykoznanie i iskusstvo. Vtorye Dorzhievskie chteniia [Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and Art. 2nd Readings Held in Memory of Agwan Dorzhiev]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2008, pp. 189-199. (In Russian)

Andreev A. I. Khram Buddy v Severnoi stolitse [The Buddha Temple of the Northern Capital]. St. Petersburg: Nartang, 2012. (In Russian)

Andreyev A. Tibet in the Earliest Photographs by Russian Travelers. New Delhi: Studio Orientalia, 2013. Andreev A. I. Tibet vpolitike tsarskoi, sovetskoi i postsovetskoi Rossii [Russia and Tibet: A History of Tsarist, Soviet and Post-Soviet Policy]. St. Petersburg: Nartang, 2006. (In Russian)

Berlin L. Khambo-Agvan-Dorzhiev (K bor'be Tibeta za nezavisimost') [Khambo Agwan Dorzhiev (On the Tibetan struggle for independence)]. Novyi Vostok [New East], 1923, no. 3, pp. 139-156. (In Russian)

Chimitdorzhin D. G. Ob uchitele Agvana Dorzhieva Namnane bagshi i ego religioznoi deiatel'nosti na Alkhanae [About Namnane Bagshi, the teacher of Agwan Dorzhiev, and his activities at Alkhanai]. Buddiiskaia kul'tura: istoriia, istochnikovedenie, iazykoznanie i iskusstvo. Tret'i Dorzhievskie chteniia [Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and Art. 2nd Readings Held in Memory of Agwan Dorzhiev]. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2009, pp. 24-30. (In Russian)

Deniker J. La première photographie de Lhassa. La Geographie, 1901, vol. IV, pp. 242-247. Deniker J. Trois Voyages a Lhassa (1898-1901) par Ovché Narzounov, pélerin kalmouk. Le Tour de Monde. 1904, vol. X, nouvelle serie, no. 19, 20, pp. 217-240.

Dorzhiev A. Zanimatel'nye zametki: opisanieputeshestviia vokrug sveta [Entertaining Notes. A Description of a Journey around the World]. Translated from Mongolian by A. D. Tsendina. Transliteration, foreword, commentary, glossary and indices by A. G. Sazykin and A. D. Tsendina. Moscow: Vostochnaia literatura, 2003. (In Russian)

Garri I. R. Tibetskii khram Dzhokkhan: proshloe i nastoiashchee [Jokhang Temple in Tibet: Past and Present]. Novyi istoricheskii vestnik, 2012, no. 57, pp. 54-63. (In Russian)

Kovzun A. A. Neskol'ko kommentariev k "Buddistskoi messe v Parizhe" I. Annenskogo [Some commentaries to the poem "Buddhist mass in Paris" by I. Annensky]. "Slovo — chistoe vesel'e...": sb. statei v chest 'A. B. Pen'kov-skogo ["Word is pure joy...": Collected Articles in Honour of A. B. Penkovsky]. Moscow: Yazyki slavianskoi kul'tury, 2009, pp. 276-298. (Studia philologica). (In Russian)

Ochirova B. V. Obnovlencheskoe dvizhenie v buddiiskoi tserkvi Kalmykii i Agvan Dorzhiev [Revival movement in the Kalmyk Buddhist church and Agwan Dorzhiev]. Buddiiskaia kul'tura: istoriia, istochnikovedenie, iazykoznanie i iskusstvo. Chetvertye Dorzhievskie chteniia [Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and

Art. 4th Readings Held in Memory of Agwan Dorzhiev]. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2011, pp. 25-33. (In Russian) Shantaev B. A. Agvan Dorzhiev i Kalmytskaia step' (konets XIX — nachalo XX v.) [Agwan Dorzhiev and the Kalmyk Steppe (End of 19th — Beginning of 20th cc.)]. Buddiiskaia kul'tura: istoriia, istochnikovedenie, iazyko-znanie i iskusstvo. Vtorye Dorzhievskie chteniia [Buddhist Culture: History, Source Studies, Linguistics and Art. 2nd Readings Held in Memory of Agwan Dorzhiev]. St. Petersburg: Peterburgskoe vostokovedenie, 2008, pp. 4145. (In Russian)

Shaumian T. L. Rossiia, Velikobritaniia i Tibet v "Bol 'shoi igre" [Russia, Great Britain and Tibet in the "Great Game"]. Moscow: Tovarishchestvo nauchnykh izdanii «KMK», 2017. (In Russian)

Qing Li. The Evolution and Preservation ofthe Old City ofLhasa. Singapore: Social Sciences Academic Press,

2018.

Voronina D. K., Mitruev B. L. Pervyi fotograf Lkhasy: publikatsiia dnevnika O. Norzunova "Tri poezdki v Lkhasu (1898-1901)" [He Who Was the First to Take Photographs of Lhasa: "Three Journeys to Lhasa (18981901)"]. Oriental Studies, 2018, vol. 40 (6), pp. 36-72. (In Russian)

Submitted: 02.03.2021 Accepted: 14.05.2021 Published: 01.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.