Научная статья на тему 'Фотофиксация памятников архитектуры хі-xviii вв. В Софийском заповеднике: по материалам фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская»'

Фотофиксация памятников архитектуры хі-xviii вв. В Софийском заповеднике: по материалам фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
309
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / МУЗЕЙНЫЕ ФОНДЫ / PHOTOGRAPHY / HISTORICAL SOURCE / MUSEUM / MUSEUM COLLECTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Светличная Нина Алексеевна, Стромилюк Любовь Васильевна

Авторы рассматривают фотоматериалы из фондовой группы «Негативы», которые иллюстрируют историю заповедника и некоторые направления деятельности музея. Указаны определенные особенности использования фотографии как исторического источника при изучении развития музейного дела на территории Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photofixation of the architectural monuments of the XI-XVIII centuries in National Preserve «St. Sophia of Kyiv»: based on the “negatives” collection of the National Preserve «St. Sophia of Kyiv»

The authors examine the photographs of the stock of the “negatives” collection that illustrate the history of the Reserve and some activities of the museum. The certain features using photography as a historical source in the study of museum development in Ukraine are shown.

Текст научной работы на тему «Фотофиксация памятников архитектуры хі-xviii вв. В Софийском заповеднике: по материалам фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская»»

Н. А. Светличная, Л. В. Стромилюк Фотофиксация памятников архитектуры XI- XVIII вв. ...

УДК 77.033:[72»10/17»]

Н. А. Светличная, Л. В. Стромилюк

ФОТОФИКСАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ XI-XVIII вв. в СОФИЙСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ: по материалам фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская»

Визуальные документы занимают отдельное место среди документальных памятников по способу фиксации информации, форме ее передачи, носителю информации и организации хранения. Сегодня значительно возросло значение фотодокументов как исторического источника, что стало причиной их широкого использования в различных сферах: политике, экономике, культуре. Фотодокументы в образной форме отображают события общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни от середины Х1Х в. до настоящего времени.

Исследования по истории музейного дела на Украине требуют привлечения широкого круга исторических источников. Разнообразную информацию могут дать фотодокументы, которые хранятся не только в исторических архивах, но и в фондах самих музеев. Фотографии позволяют более полно раскрыть вопросы истории создания отдельных музеев, их деятельности в первые годы, дают представления об экспозиционной работе музеев в довоенный период и первые послевоенные десятилетия.

Не будем пытаться решить вопросы об особенностях анализа фотодокументов, их месте среди других источников, их специфике, а также значении для исторических и музееведческих изысканий. Конечно, фотографии можно рассматривать как необычный и уникальный предмет искусства, который наделен определенной ценностью и «духом оригинала». Или же фотографии можно считать объектами, которые имеют статус «копии» и легко могут быть размножены, но являются интересными благодаря тому, что на них изображено1. В то же время фотографии - специфический вид исторических источников.

Фотодокументы точно и достаточно полно воспроизводят визуальную сторону факта, который отображается в контексте определенного события. В то же время они являются произведениями искусства, а значит, обладают свойствами, которые характерны для таких видов исторических источников художественно-изобразительного типа, как иконопись или миниатюра. Таким образом, фотография документально информирует о реальной действительности и так же эстетически влияет на зрителя. Именно этим и обусловлена ее большая ценность как памятника культуры.

Выступая в качестве самостоятельного исторического источника, фотодокументы не теряют своего значения и в том случае, когда информация, которая находится в них, встречается в других исторических источниках. Ведь фотографии могут расширить, конкретизировать и уточнить ее.

Сегодня с фотографией работают не только историки и архивисты, но и музейные работники в рамках своих научных исследований и тем. Именно музей можно рассматривать как определенный контекст, который во многих отношениях формирует восприятие фотографии обществом. Правда музеи, в зависимости от своего профиля и направления

1 Хейкка Э. Работа с коллекциями фотографий: проблема оригинала // Сборник докладов международной конференции «Фотография в музее: условия хранения и экспонирования». СПб., 2009. С. 13.

150

Вопросы музеологии

2(10)/2014

деятельности, по-разному используют существующий фотографический материал. Это, в свою очередь, порождает различные типы контекстов, которые по-разному влияют на изменение смыслового поля фотографии.

Фотография не выступает как самостоятельный объект, а является только дополнением к основной коллекции. История экспозиционного дела музеев свидетельствует о том, что фотографии использовались как источник дополнительной информации для более ценных объектов. И сегодня в музеях исторического профиля, а также мемориальных, театральных, литературных и многих других, фотография остается только научновспомогательным материалом и функционирует именно как исторический источник. В данном случае фотоматериалы в музейной деятельности используются, как правило, для атрибуции определенных музейных предметов, их реконструкций, создания экспозиции или ее отдельных фрагментов.

При непосредственном использовании фотографии в экспозиции какой-либо фотоотпечаток рассматривается с точки зрения своей информативности. Объект внимания - это то, что зафиксировано на том или ином снимке.

Обычно фотографии становятся дополнительным, иллюстративным материалом к тем музейным предметам, которые являются основой экспозиции2. Например, в экспозиции мемориальных музеев, музеев-квартир, мемориальных кабинетов включаются фотографии интерьеров, которые позволяют представить состояние и изменения внутреннего убранства дома. Считаем, что особенно показательны в этом отношении экспозиции Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова (Киев), Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киев).

В другом случае фотография играет более самостоятельную роль, коллекционируется и экспонируется как отдельный, новый вид искусства.

Казалось бы, что такое понимание фотографии должно стать определяющим для художественных музеев, однако подавляющее их большинство работает с фотографическим материалом исключительно как с дополнением, не выводя его за рамки иллюстраций и исторических источников. Следует отметить, что на принципиально новом подходе пытаются построить свою деятельность музеи современного искусства. Экспозиционная политика подобных музеев направлена на утверждение права фотографии быть видом искусства. Именно с середины 1970-х гг. фотография утверждается в правах, «связанных с особенным ценностным и эстетическим статусом»3.

Естественно, сегодня проблемы, связанные со статусом, хранением и экспонированием фотографий и их негативов, пытаются решить не только специализированные архивные учреждения, но библиотеки и музеи, где хранятся фотоотпечатки. Необходимыми становятся конкретные мероприятия по реставрации, охранной оцифровке и созданию оптимальных условий для сохранности негативов и фотографий (18° С и 45-55 % относительной влажности). На Украине таким важным опытом может поделиться Центральный государственный кинофотофоноархив имени Г. С. Пшеничного.

Накопление и хранение фотодокументов на Украине началось в 1930-х гг. Включение в единый государственный архивный фонд фотодокументов, которые находились на

2 Аннанурова О. М. Фотография в смысловом пространстве музея: к постановке проблемы // Этюды культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конференции студ., аспирантов и молод. учен., Томск, 25 апреля 2008 г. Томск, 2008. Ч. 1. Музеология и культурное насление. Ред. Э. И. Черняк. С. 23-24.

3 Гавришина О. «Другая фотография»: заметки о конференции // Синий диван. 2006. № 6. С. 20.

151

Н. А. Светличная, Л. В. Стромилюк Фотофиксация памятников архитектуры XI- XVIII вв. ...

территории Украинской Советской Социалистической Республики, имело историческое значение и предусматривалось «Положением про единый государственный архивный фонд УССР» (от 5 апреля 1930 г.). Основание Всеукраинского центрального фотоархива (сегодня - Центральный государственный кинофотофоноархив Украины имени Г. С. Пшеничного) позволило собрать и сохранить в фондах архива 379 477 ед. хр. фотодокументов (в том числе 367 831 фотонегатив на стекле и пленке, 10 247 фотопозитивов на бумаге, 1 210 слайдов, 189 фотоальбомов за 1853-2004 гг.)4.

Фотодокументы могут стать ценным источником информации о развитии музейного дела на Украине. На их основе можно проследить, как при советской власти отдельные храмы были превращены в музеи, а также историю и деятельность этих музеев. В Центральном государственном кинофотофоноархиве Украины имени Г. С. Пшеничного находится на хранении значительное количество фотодокументов, которые имеют отношение к Национальному заповеднику «София Киевская» - крупному музейному центру Украины. Но и в фондах заповедника хранятся фотографии, которые являются ценным источником для изучения истории памятников архитектуры.

История деятельности заповедника начинается с Софийского собора - памятника древнерусской архитектуры первой половины XI в. В 1934-1939 гг. музей носил название «Софийский музей» и формально считался филиалом историко-культурного заповедника «Всеукраинский музейный городок». Первым директором заповедника стал И. Скуленко (1900-1990), историк Киева, который раньше работал научным сотрудником Музея истории Киево-Печерской лавры.

«Софийский музей» был организован не только с научной, но и антирелигиозной целью. В его штат были включены экскурсоводы. Уже в мае 1935 г. музей принимал первых посетителей, а летом начали проводить первые экскурсии.

В 1939 г. Софийский филиал музейного городка стал самостоятельным музеем, в нем организовали отдел архитектуры и ему передали как филиалы Андреевскую церковь, Выдубицкий монастырь, Кирилловскую церковь и церковь Спаса на Берестове5.

Формирование фондовых коллекций началось сразу же после организации Софийского заповедника. На сегодня группа хранения «Негативы» насчитывает около 13 000 единиц хранения. Сюда входят материалы как основного музейного фонда, так и научно-вспомогательного. Это негативы на пленке и стеклянных пластинах, диапозитивы, DVD-диски. По временным рамкам материалы охватывают период с 1920-х гг. до сегодняшнего дня.

К сожалению, по некоторым материалам довоенного периода практически отсутствует учетная документация - акты приема, инвентарные книги - все это было утрачено во время Великой Отечественной войны. Некоторые коллекции вывозились из музея, потом возвращались. Эти факторы в значительной степени затрудняют работу над атрибуцией и датировкой фотографий.

Наибольшее количество фотоматериала, безусловно, посвящено Софийскому собору и памятникам на его подворье (более 5 000 единиц хранения). Материалы, о которых будет

4 Про архгв. Центральний державний кшофотофоноарх^в Украши iменi Г. С. Пшеничного // См. по адресу: http://www.tsdkffa.archives.gov.ua/About/ (ссылка последний раз проверялась 29.04.2014 г.).

5 Преловська I. Документальш джерела з гсторн передумов i обставил оргашзацн Софшського державного архтгектурночсторичного музею-зашждника у 1934-1941 рр. (Спроба кторико-документально! реконструкцй) // V М1жнародна Науково-практична конференцы «Софшсьш читання» (Киш, 28-29 травня 2009 р.). Присвячуеться 75^ччю Национального заповедника «Софiя Кшвська» (1934-2009 рр.). Ки!в, 2011. С. 184, 186.

152

Вопросы музеологии

2(10)/2014

идти речь ниже, мы решили группировать по хронологическому принципу, чтобы, по возможности, более полно представить историю заповедника.

К числу наиболее ранних снимков относится фотофиксация центральной части собора6. Приблизительно их можно датировать концом 1920 - началом 1930-х гг. На них хорошо видно алтарную часть собора с иконостасом и серебряными царскими вратами XVIII в. Последние были сняты после 1934 г. и разделены на части. Найденные в 1980-х гг. фрагменты этих врат, а также фотоматериалы конца XIX - начала ХХ в. позволили реставраторам уже в начале XXI в. реконструировать серебряные царские врата и сегодня они заняли свое место в иконостасе Софийского собора.

После организации Софийского заповедника в 1934 г. в соборе начались реставрационные работы. Одним из реставраторов, принимавших участие в этих работах, был Павел Иванович Юкин7. Точнейшая, пошаговая фотофиксация работы П. И. Юкина дала возможность сохранить для нас фрагменты живописи, которые уже никто никогда не увидит так, как они были сняты мастером8. Фрески и мозаики, расчищенные этим реставратором, до сих пор восхищают посетителей музея9.

Работы были прерваны началом Великой Отечественной войны. После войны жизнь постепенно возвращалась в Софийский музей. Начинаются восстановительные работы на памятниках архитектуры. Так, например, восстанавливают крест на колокольне10 11.

Все последующие годы здесь проводились активные реставрационные и исследовательские работы. Фотографии показывают, что они велись как на памятниках монументальной живописи11, так и на самом соборе12. Мы имеем возможность увидеть купола храма, практически полностью скрытые лесами.

Прекрасной иллюстрацией реставрации монументальной живописи Софийского собора стала фотофиксация работы, которую проводили в 1956 г. Л. Калениченко, О. Плющ и Е. Мамолат13. Также в это время ведутся археологические исследования в бывшей северной наружной галерее собора14.

В 1960-е гг. архитектор Н. Кресальный проводит исследования в северной башне храма, открывая остатки мозаичного орнамента на лестнице15. В это же время историк С. Высоцкий готовит к публикации свои исследования по граффити Софийского собора16. На фотографиях, например, можно увидеть древнерусские надписи такого содержания: «Господи, помози рабу своему Иоанну иже ее писал, аминь!».

6 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. № 4000.

7 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. № 4103.

8 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. № КП-212.

9 Рясная Т. Дневники работ Павла Ивановича Юкина по реставрации фресок Софии Киевской в 1935-1936 гг. // Софiя Кшвська: Вiзантiя. Русь. Украша / упоряд.: Д. С. Горд1енко, В. В. Коршенко. Кшв, 2011. Вип. 2: Збiрка наукових праць присвячена 150-лптю з дня народження Дмитра Власовича Айналова. С. 372-438.

10 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. № 99.

11 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-146. Инв. № 2176.

12 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-151. Инв. № 2352.

13 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-191. Инв. № 3217.

14 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-191. Инв. № 2565.

15 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. № 4795; Курило О. Невiдомi (неопублжоват) арх1вт матерiали по дослщженню тдлоги швтчно! башти Софшського собору // Хрис-тиянськ святит - скрижалi вiчностi, мудрость й краси: нж грат тзнання. Кжв, 2011. С. 181-196.

16 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-238. Инв. № 5010.

153

Н. А. Светличная, Л. В. Стромилюк Фотофиксация памятников архитектуры XI- XVIII вв. ...

В 1980-е гг. идет подготовка к включению Софийского собора и монастырских строений XVIII в. на его подворье в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Для номинационного досье готовятся не только тексты, но и фотографии памятников архитектуры17.

В 2003 г. заповедник начал работу по подготовке к празднованию своего 70-летия. И опять об этих мероприятиях свидетельствуют фотокадры18.

В начале 2000-х гг. активно велись работы по ремонту и реставрации архитектурных памятников на территории заповедника - Брама Заборовского, дом Митрополита и другие. Обязательной была и фотофиксация19. В это же время проводятся работы по восстановлению и реставрации музейных предметов. Наиболее значимым было восстановление серебряных царских врат центрального иконостаса.

Интересной страницей истории заповедника являются события, произошедшие за эти годы на его территории. В Доме Митрополита в свое время размещалась Академия архитектуры Украины. Сразу же после войны работники Академии организовывают выставку керамистов, на которой были представлены как проекты памятников монументального искусства, так и образцы керамики и керамических материалов. На фотографиях можно рассмотреть отдельные части экспозиционных залов и даже сами экспонаты20. К этому же периоду (1945 г.) относится снимок с субботника по благоустройству территории возле Софии Киевской21.

Одним из основных направлений работы заповедника являлась экскурсионная деятельность с целью пропаганды культурного наследия Украины. На фотографии 1949 г. видим, что заповедник посещает много школьников и студентов22. Здесь так же часто бывают зарубежные делегации. Фотографии подтверждают, что среди почетных гостей заповедника были президент Объединенной арабской республики Гамаль Абдель Насер23, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви с супругой24. Кстати, фотопленка запечатлела заведующего культурно-массового отдела А. Радченко, который внес огромный вклад в развитие экскурсионного дела Софийского музея.

Эти фотографии дают возможность представить жизнь и деятельность Софийского музея. Конечно, фотография передает только одно мгновение. Ее содержание ограничено определенным моментом, который попал в поле зрения объектива и зафиксирован на пленке в статичной форме. Значительная информация, которую несет в себе фотодокумент, требует анализа и тщательного изучения. Некоторая фактографическая ограниченность не уменьшает его значения как источника, ведь фотоотпечаток хранит уникальную информацию, показывая события и факты, дает представление о зафиксированном объекте, как в пространстве, так и во времени, позволяет отобразить колорит эпохи.

Фотоисточники дают возможность не только проверить информацию письменных источников, но и сообщают дополнительные известия и в наглядной форме показывают

17 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. № 277.

18 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Инв. №2444.

19 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. Научно-вспомогательный фонд. Инв. №№ 3496, 3497.

20 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-30. Инв. № 22.

21 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-30. Инв. № 125.

22 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-37. Инв. № 1684.

23 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-437. Инв. № 5720.

24 Национальный заповедник «София Киевская». Фондовый отдел. КП-435. Инв. № 5686.

154

Вопросы музеологии

2(10)/2014

реставрационные работы, изменения в интерьере и экстерьере памятников архитектуры XI-XVIII вв., которые находятся на подворье Софийского собора. Использование фотодокументов фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская» наряду с другими историческими источниками позволит по-новому посмотреть на некоторые события и факты, имевшие место не только в истории памятников архитектуры XI-XVIII вв., но и в эволюции музейного дела Украины.

Информация о статье

Авторы: Светличная Нина Алексеевна - старший научный сотрудник, Украина, Национальный заповедник «София Киевская», Киев, stromelivk@gmail.com; Стромилюк Любовь Васильевна -кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Украина, Национальный заповедник «София Киевская», Киев, stromelivk@gmail.com

Заглавие: Фотофиксация памятников архитектуры XI-XVIII вв. в Софийском заповеднике: по материалам фондовой группы «Негативы» Национального заповедника «София Киевская».

Абстракт: Авторы рассматривают фотоматериалы из фондовой группы «Негативы», которые иллюстрируют историю заповедника и некоторые направления деятельности музея. Указаны определенные особенности использования фотографии как исторического источника при изучении развития музейного дела на территории Украины.

Ключевые слова: фотография, исторический источник, музейное дело, музейные фонды.

Information on article

Authors: Stromelyuk Lyubov Vasilievna - Candidate of Science in History, leading researcher, Ukraine, National Preserve «St. Sophia of Kyiv», stromelivk@gmail.com; Svetlichnaya Nina Alexeevna - senior researcher, Ukraine, National Preserve «St. Sophia of Kyiv», stromeliyk@gmail.com Title: Photofixation of the architectural monuments of the Xl-XVin centuries in National Preserve «St. Sophia of Kyiv»: based on the “negatives” collection of the National Preserve «St. Sophia of Kyiv». Abstract: The authors examine the photographs of the stock of the “negatives” collection that illustrate the history of the Reserve and some activities of the museum. The certain features using photography as a historical source in the study of museum development in Ukraine are shown.

Key words: photography, historical source, museum, museum collections.

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.