Научная статья на тему 'ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ "ХОРОВОДЫ" АНАТОЛИЯ САМОНОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА'

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ "ХОРОВОДЫ" АНАТОЛИЯ САМОНОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. В. САМОНОВ / КОМПОЗИТОР / ЦИКЛ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС "ХОРОВОДЫ" / СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / A. V. SAMONOV (1931-2013) / COMPOSER / THE CYCLE OF PIANO PIECES "ROUND DANCES" / STYLISTIC FEATURES / RUSSIAN MUSICAL FOLKLORE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бачковский Станислав Анатольевич

В статье представлены характерные черты композиторского стиля А. В. Самонова на примере его фортепианного цикла «Хороводы». Рассматриваются особенности музыкального языка, а также прослеживаются связи с русской фольклорной традицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PIANO CYCLE "ROUNDDANCES" BY ANATOLY SAMONOV IN THE CONTEXT OF HIS WORK

The article attempts to reveal peculiarities of the composer’s style of A.V. Samonov (1931-2013) on the example of his piano cycle «Round dances». Specific features of the melody, the harmony, the metre-rhythm, the facture, the form are examined as well as the ties with the Russian musical folklore tradition.

Текст научной работы на тему «ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ "ХОРОВОДЫ" АНАТОЛИЯ САМОНОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА»

© Бачковский С. А., 2018 УДК 786

ФОРТЕПИАННЫЙ ЦИКЛ «ХОРОВОДЫ» АНАТОЛИЯ САМОНОВА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ТВОРЧЕСТВА

В статье представлены характерные черты композиторского стиля А. В. Самонова на примере его фортепианного цикла «Хороводы». Рассматриваются особенности музыкального языка, а также прослеживаются связи с русской фольклорной традицией.

Ключевые слова: А. В. Самонов, композитор, цикл фортепианных пьес «Хороводы», стилевые особенности, русский музыкальный фольклор

Композитор, пианист, профессор Московской консерватории Анатолий Васильевич Самонов (1931-2013) внес весомый вклад в развитие русского музыкального искусства. Анатолий Самонов — автор более 300 произведений в разных жанрах: концертов для различных инструментов с оркестром, симфонической, хоровой, камерной инструментальной и вокальной музыки. Будучи пианистом и тяготея к звучанию рояля, он тем не менее не стал композитором «одного инструмента». Интерпретаторами его хоровых и вокальных произведений были выдающиеся музыканты, например дирижер Б. Г. Тевлин, многократно исполнявший хоры Самонова.

Вместе с тем сочинение музыки для фортепиано явилось для Самонова основополагающим с начала до конца творческого пути. Он сам участвовал в исполнении своих произведений до последних лет жизни. Звуковые возможности, индивидуальную природу рояля он чувствовал и передавал особенно чутко. По мнению заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста РФ, профессора кафедры композиции, композитора В. Г. Агафонникова, «Анатолий Самонов, благодаря свободному владению ресурсами рояля <...> создал в своих сочинениях уникальный фортепианный стиль, отличающийся замечательной красочностью и живописностью. Произведения его пианистически удобны. Вкус его безупречен»1.

Для фортепиано написано более половины созданных им сочинений: от отдельных этюдов и миниатюр начала 1960-х годов, Концерта для фортепиано с оркестром2, «Юношеского» концерта для фортепиано с оркестром3 и множества пьес 1960-1980-х до последнего изданного фортепианного опуса — «23 этюда» с подзаголовком «Тихая речка», — вышедшего в итальянском издательстве «Рикорди» в 1995 году.

Произведения Самонова последних двух десятилетий его жизни почти не издавались4, поэтому известны исполнителям и слушателям сравнительно мало. Они даже не имеют точной датировки. Но, по нашему искреннему убеждению, эта музыка, дождавшись своего издания,

станет открытием для пианистов и, безусловно, будет ими востребована.

О становлении Самонова как музыканта сохранилось немного сведений. Он родился 17 мая 1931 года в Пятигорске Ставропольского края в семье архитектора. Сразу по окончании войны Само-нов стал учеником Ставропольского музыкального училища, а еще через четыре года, в 1949-м — студентом Московской консерватории. Он был зачислен в класс ученика А. Б. Гольденвейзера — пианиста и композитора, профессора В. В. Нечаева (1895-1956). Общение с Нечаевым, не только пианистом, но и композитором, определило будущее молодого музыканта. Василий Васильевич поощрял его творчество, поручая ему создание фортепианных каденций к концертам, слушая сделанные им нотные записи ставропольского фольклора. В воспоминаниях об учителе верный его памяти ученик говорил, что «по отношению ко многим своим ученикам Василий Васильевич проявлял удивительное понимание их индивидуальной сущности <... > он не стриг всех под одну гребенку: каждый для него был как бы "штучным товаром"» [6, с. 61].

Вскоре после окончания фортепианного факультета консерватории (1955) молодой пианист стал работать в ней как концертмейстер, а с 1959 года до конца жизни преподавал курс общего фортепиано. В 1993 году он стал профессором, в 1995-м — заведующим кафедрой.

Самонов-композитор был продолжателем направления русского позднеромантического академизма в духе Н. К. Метнера, Н. Я. Мясковского, Ан. Н. Александрова, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, но индивидуально претворенного. На фоне «авангардного прорыва» в советской музыке 1960-1970 годов он, безусловно, выглядит традиционалистом. В этом проявляется его творческое кредо. Как отмечал пианист, профессор Московской консерватории Ю. А. Муравлев, исполнявший сочинения Самонова, «он исходит из своего ощущения органики творчества, естественности звучания голосов и инструментов, из знакомых еще с юности интонаций и гармонии народных песен» [2, с. 2].

Существенным элементом композиторского стиля Самонова был фольклор. Творческое освоение Самоновым фольклора совпало по времени с развитием направления, названного «новой фольклорной волной» второй половины 1950-1980-х годов. Напомним, что целью этого направления было воссоздание образа народной музыки средствами современной музыкальной композиции. Оно опиралось на исследовательскую работу фольклористов, в роли которых нередко выступали сами композиторы.

Фортепианный цикл Анатолия Самонова «Хороводы», созданный в 1976 и изданный в 1986 году5, является показательным для его творчества произведением. Он состоит из 25 миниатюр в духе русской народной музыки, но без буквального цитирования. По словам композитора, его задачей было «написать педагогические фортепианные пьесы для детей, используя при этом отдельные интонации, ладовые и метроритмические особенности русских хороводных песен» [5, с. 2]. Миниатюрная форма каждой пьесы, прозрачность

Названия многих пьес цикла звучат как строки русских песен, хотя ни одно из них не является буквальной цитатой. Например, в сло-

фактуры большинства из них соответствуют возможностям юных музыкантов. Но разнообразие и тонкость композиторской работы вполне допускают исполнение этого цикла на концертной эстраде профессиональными пианистами.

«Хороводы» вполне соотносимы с первоисточником — песенно-танцевальным жанром календарного цикла русского фольклора. Как известно, в народной традиции они существуют как своего рода ритуал, шествие или танец, изначально символизирующие круговое движение солнца , которые производились в разные времена года, — при закликании весны, на Троицу и на Масленицу [3; 4]. Со временем они стали характерным элементом любых народных праздников, игр и гуляний.

В «Хороводах» намечено соответствие ряда пьес картинам календарного цикла. Пьесы, в названиях которых есть связь с явлениями природы, характерными для весны и зимы, располагаются в начале и в конце. В других отражены явления природы, также воспринимающиеся как «сезонные»: полет перелетных птиц, песни соловья и др. (Таблица 1).

вах «За рекою за Дунаем» угадывается строка лирической казачьей песни «За Дунаем за рекой / там казак-то гулял», в тексте «Ходит месяц над

Номер Название пьесы Размер и тональность

1 «Соколик ясный» 6/8, c-moll

2 «Лебедушка» 6/8, A-dur

3 «За рекой труба трубила» C, e-moll

4 «А когда весна придет...» 4/4, fis-moll

5 «Мал, да удал» 2/4, A-dur

6 «Березка» C, cis-moll

7 «Горит на небе звездочка» 2/4, as-moll

8 «Как подул на нас ветер-непогода» 2/4, d-moll

9 «За птицей перелетной» 4/4, b-moll

10 «Под горою родничок — чистая водица» 7/8, g-moll

11 «По волнам плывет быстра лодочка» 6/8, Es-dur

12 «Ты, соловушек лесной, песню новую запой» 6/8, fis-moll

13 «Рано утром по росе» C, f-moll

14 «Ходит месяц над рекой» 2/4, H-dur

15 «Тучей солнце позакрылось» 2/4, fis-moll

16 «За рекою за Дунаем» 2/4, d-moll

17 «Как по улице, переулочку» 5/8, Des-dur

18 «Закружились в хороводе белые снежинки» 2/4, c-moll

19 «За околицей» 2/4, cis-moll

20 «А кто у нас пригож?» 4/4, F-dur

21 «Берегом Маша шла» C, Fis-dur

22 «Кто там по лесу бежит?» 2/4, h-moll

23 «Ты, Ванюша, погоди» 5/4, h-moll

24 «Примите в хоровод» C, C-dur

25 «Прощайте, хороводы!» C, c-moll

Таблица 1

рекой» — народная колыбельная со словами «За рекой за речкой / Ходит месяц свечкой» и название фортепианной пьесы С. С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами» из сборника «Детская музыка».

Программным, объединяющим пьесы «Хороводов» началом является круговое, кружащееся движение мелодии. Оно присутствует почти

в каждой пьесе цикла и наслаивает на основные аккорды мелодические опевания, образующие разного рода выразительные задержания. Такое сочетание гармонии и мелодического рисунка создает терпкие необычные звучания, усиливая эффект новизны. Варьирование таких задержаний рождает также впечатление импровизацион-ности высказывания (примеры 1-3).

Пример 1

Пример 2

18. Закружились в хороводе белые снежинки

Allegro [Скоро]

Пример 3

Самонов как композитор академической традиции реализует принцип кругового движения не только в строении мелодических элементов, но и в их развитии. Особенное значение при этом приобретают средства имитационной полифонии, по сути представляющие то же движение по кругу — повтор одним голосом мелодии другого. Эта идея находит проявление в простых имитациях (№ 6, «Березка»), канонах (см. выше пример 2 — бесконечный канон в начале пьесы № 9 «За птицей перелетной»), канонических секвенциях (№ 10, «Под горою родничок — чи-

стая водица»). Некоторые пьесы являются полифоническими инвенциями (№ 8 «Как подул на нас ветер-непогода»). Обычно имитации варьированы (часто с элементами обращения), но при этом они вполне ясно воспринимаются на слух. Имитационная полифония естественно сочетается в «Хороводах» с традиционной для народных песен подголосочной.

Как видно из приведенной выше таблицы, композитор не ставит перед собой задачу тонального объединения цикла. За исключением совпадения тональности первой и последней пьес

(с-тоП) признаки целенаправленного выстраивания тонального плана целого здесь, на наш взгляд, не прослеживаются. В чередовании миниатюр подчеркнут постоянный контраст сопоставлений. Однако при смене одной пьесы другой автор нередко создает впечатление родства соседних миниатюр за счет «напоминания» мотивов только что завершившейся мелодии в начале следующей. Такого рода мотивные переклички — своеобразные интонационные «мостики» — есть, например, между № 3 «За рекой труба трубила» и № 4 «А когда весна придет?», между окончанием № 4 и началом №2 5 «Мал, да удал». Обращая внимание на эти связки, можно более осмысленно и интересно отобрать для исполнения группы пьес или претворить интерпретацию цикла целиком.

Формы, в которых написаны пьесы, соответствуют академической традиции, дополненной элементами народной музыки. При первом взгляде на произведение очевидно подчинение строения цикла методическому назначению: от коротких пьес в начале к более развернутым, сложным в конце. Пристальное вглядывание в отдельные пьесы дает возможность рассмотреть варианты трактовки формы миниатюры.

В первой пьесе «Соколик ясный» форма зеркальна. Это четыре предложения ЛВБ1Л1, где третья фраза является «отражением» второй, а четвертая — первой (мелодия, первоначально звучавшая в верхнем голосе, переносится в нижний). Несколько следующих за ней пьес (№ 2-5) имеют в основе идею миниатюрной простой трех-частной формы с варьированной репризой.

Лирическая пьеса №2 6 «Березка» своеобразна с точки зрения формы и гармонии. Ее задумчивый характер выражен текучим, импровизационным движением, основанным на мягком чередовании гармоний субдоминанты и побочных ступеней с1$-то\1 с оттенком дорийского лада. «Мер-

цание» в мелодии звуков a-ais и каданс, в котором несколько раз появляются созвучия VI ступени, вкупе с певучей мелодией создают характер русской протяжной песни. Форма миниатюры близка простой двухчастной с кодой.

В пьесе № 8 «Как подул на нас ветер-непогода» особенное значение имеет, как указывалось выше, полифоническое развитие — по сути, она является инвенцией, написанной в трехчастной форме. Следующие пьесы более контрастны за счет смены темпов, размеров, характера движения и типов фактуры, охватов отдаленных регистров.

Начиная с №2 17 «Как по улице, переулочку» протяженность и пианистическая сложность пьес заметно возрастает. Эта миниатюра, как и большинство других в последней трети цикла6, идет в подвижном темпе. Особенный интерес представляет в ней метроритм, тяготеющий к постоянной переменности и неквадратности. Пьеса написана в размере 5/8, который свободно чередуется с размерами 8/8, 6/8, 3/8 и 9/8.

Из ряда пьес особенно выделяется № 20 «А кто у нас пригож?». Это вариации на неизменную мелодию, что напоминает о глинкинской традиции (самые известные примеры у М. И. Глинки — хоры «Лель таинственный» и «Ложится в поле мрак ночной» из оперы «Руслан и Людмила»).

«Хороводы» Самонова, продолжая давнюю традицию «музыки для детей», звучат весьма свежо и современно. При этом в них можно найти черты, сходные с музыкой Д. Д. Шостаковича и Г. В. Свиридова. О последнем напоминают выдержанные гармонии в мягких диатонических терцовых соотношениях в сочетании со стилистикой, близкой народной музыке (пример 4, № 3 «За рекой труба трубила»). Стилистике Шостаковича близко и использование Самоновым мелодики с пониженными ступенями в миноре (пример 5, № 22 «Кто там по лесу бежит?»).

Пример 5

При всей своей пианистической простоте и безыскусности фортепианный цикл «Хороводы» в художественном отношении весьма примечателен и ценен. Новизну и индивидуальный характер придает музыке цикла редкостный сплав народного и академического — он настолько естественен и органичен, что одно качество незаметно как бы переходит в другое. Знакомые музыкальные элементы легко распознаются на слух, но они везде обогащаются новыми выразительными композиторскими и смысловыми обертонами. Анатолию Самонову удается остаться самобытным автором, который не впадает ни в бесконечное цитирование фольклора, ни в подражание музыке великих предшественников. В этом проявляется зрелость композитора, его выдающееся мастерство и своеобразное новаторство.

Примечания

1 Расшифровка фрагмента беседы автора статьи с профессором МГК им. П. И. Чайковского В. Г. Агафонниковым (2015).

2 Клавир концерта вышел в издательстве «Музыка» в 1970 году.

3 Опубликован издательством «Советский композитор» в сборнике фортепианных концертов для детей и юношества в 1988 году.

4 Это было связано с переходом на коммерческие условия издания главных московских музыкальных издательств «Музыка» и «Композитор».

5 Самонов А. Хороводы. Цикл пьес для фортепиано. М.: Музыка, 1986.

6 Здесь лирические пьесы — № 21 «Берегом Маша шла» и № 23 «Ты, Ванюша, погоди» скорее оттеняют задорный характер остальных пьес. Но и внутри этих лирических пьес есть ускорение движения.

Литература

1. Земцовский И. Фольклор и композитор: теоретические этюды о советской музыке. Л.: Советский композитор, 1978. 172 с.

2. Муравлев Ю. А. Предисловие // Самонов А. Произведения для фортепиано. М.: Советский композитор, 1982. С. 2.

3. Народное музыкальное творчество / отв. ред. Пашина О. А. М.: Государственный институт искусствознания; СПб.: Композитор, 2005. 567 с.

4. Народное музыкальное творчество. Хрестоматия со звуковым приложением. 2-е изд. / отв. ред. Пашина О. А. М.: Государственный институт искусствознания; СПб.: Композитор, 2008. 336 с.

5. Самонов А. Вступительная статья // Хороводы. Цикл пьес для фортепиано. М.: Музыка, 1986. С. 2.

6. Самонов А. Воспоминания о В. В. Нечаеве // Профессора исполнительских классов Московской консерватории / ред.-сост. А. М. Меркулов. Вып. 2. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1998. С. 59-65.

7. Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора. Ч. 1. М.: Музыка, 2007. 401 с.

References

1. Zemcovskij, I. (1978), Fol'klor i kompozitor: teoreticheskie etyudy o sovetskoj muzyke [Folklore and composer: theoretical studies on Soviet music], Sovetskij kompozitor, Saint Petersburg, Russia.

2. Muravlev, Yu. A. (1982), "Preface", Proizve-deniya dlya fortepiano [Works for pianoforte], Sovetskij kompozitor, Moscow, Russia, p. 2.

3. Pashina, O. A. (ed.) (2005), Narodnoe mu-zykal'noe tvorchestvo [Folk musical creativity], Gosudarstvennyj institute iskusstvoznaniya, Kompozitor, Moscow, Saint Petersburg, Russia.

4. Pashina, O. A. (ed.) (2008), Narodnoe mu-zykal'noe tvorchestvo. Hrestomatiya so zvukovym prilozheniem [Folk musical creativity. Reader with sound application], Gosudarstvennyj in-

stitute iskusstvoznaniya, Kompozitor, Moscow, Saint Petersburg, Russia.

5. Samonov, A. (1986), "Preface", Horovody. Cikl p'es dlya fortepiano [The round dance. Cycle of Pieces for Piano], Muzyka, Moscow, Russia, p. 2.

6. Samonov, A. (1998), "Memoirs about V. V. Nechaev", Professora ispolnitel'skih klassov

Moskovskoj konservatorii [Professors of the performing classes of the Moscow Conservatory], in Merkulov A. M. (ed.), MGK im. P. I. Cha-jkovskogo, Moscow, Russia, p. 59-65.

7. Shchurov, V. M. (2007), Zhanry russkogo muzykal'nogo fol'klora [Genres of Russian musical folklore], Vol. 1, Muzyka, Moscow, Russia.

© Мнацаканян Э. К., 2018 УДК 78.071.1

ВАЛЕРИЙ АРЗУМАНОВ. ЧЕРТЫ ХОРОВОЙ БИОГРАФИИ

Статья посвящена малоизвестным фактам хоровой биографии современного композитора Валерия Арзуманова, творческий путь которого не вполне обычен. Его музыка объединяет в себе приметы двух европейских культур: русской и французской. В статье сделан обзор хорового творчества композитора и проанализированы произведения французского периода.

Ключевые слова: современный композитор, хоровое творчество, хоровой концерт, покаянная тема, духовная музыка

Валерий Грантович Арзуманов — значимая фигура на грани двух великих культур — русской и французской. По своему объему, серьезности затрагиваемой в ней проблематики, жанровой монументальности, образной и эмоциональной выразительности хоровая музыка занимает значительное место в творчестве композитора. Его перу принадлежат произведения для хора с оркестром, опусы для хора с инструментальным сопровождением, сочинения для смешанного хора a cappella. Хоровое наследие Валерия Арзуманова, на наш взгляд, наиболее полно отражает эстетические взгляды композитора, его авторское кредо, вершиной выражения которого является воплощение темы покаяния. Несомненно, хоровое творчество В. Арзу-манова является серьезным вкладом в отечественное, европейское и мировое хоровое искусство.

В Ленинградской консерватории Валерий учился у известного композитора и педагога В. Н. Салманова, автора ряда хоровых произведений, среди которых можно выделить хоровой концерт «Лебедушка» и ораторию-поэму «Двенадцать». Последнее сочинение оказало на будущего композитора серьезное влияние: «"Двенадцать" я полюбил еще в школе. Очень колоритная музыка, сильное, яркое сочинение. И сейчас (спустя полвека. — Э. М.) — оно звучит удивительно свежо. Это из-за "Двенадцати" я попросился в класс Салманова в консерватории» [4, с. 118]. Будучи студентом, В. Арзуманов пел в камерном студенческом хоре, которым руководил Владислав Чер-нушенко. В те годы были написаны первые хоровые сочинения, которые, к сожалению, не были завершены:

• «Осенняя песнь» ор. 21 кантата для сопрано соло, смешанного хора и оркестра на стихи Г. Лорки (1964);

• «Ветры войны» ор. 37 кантата для смешанного хора и оркестра на стихи А. Ахматовой (1967);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Праздничная кантата для детей» ор. 54 для мальчика-солиста, детского хора и ансамбля, текст В. Арзуманова (1972).

Следующее соприкосновение с хоровой музыкой состоялось у композитора в 1974 году, когда он переехал в Париж. Это было пение в светском и церковном хорах при соборе Александра Невского. Руководство хорами осуществлял замечательный музыкант Е. И. Евец. Воспоминания Арзуманова, связанные с этим периодом времени, объясняют многое в его хоровых опусах, возникших позднее: «Мне особенно полюбился литургический репертуар XIX - начала XX века: Александр Архангельский, Алексей Львов, Александр Кастальский, Павел Чесноков. Эта музыка побуждала к покаянию» [7, с. 194]. Пение в хоре, беседы с его руководителем оказали серьезное влияние на композитора, он начал посещать лекции по богословию и литургии в православном богословском институте, возможно, тогда впервые возникла идея создания хоровой музыки на покаянную тему.

В переломный момент биографии (после длительного кризиса, во время которого музыки он не писал) [5, с. 35-36] композитор обратился к духовной тематике, которая была очень популярна в 1980-1990 годы на его родине, в России. Возрождение интереса к вере, ее идеалам и ценностям явилось мощным стимулом для создания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.