М.В. Бахмач.
E-Mail: [email protected]
Фортепианная музыка Алемдара Сабитовича Караманова для детей и юношества
УДК: 78(=512.1)
Бахмач Марина Васильевна.
Фортепианная музыка
Алемдара Сабитовича Караманова
для детей и юношества
Автор рассматривает фортепианное творчество Алемдара Сабитовича Караманова для детей и юношества. В статье ставятся задачи выявить черты неостилистики в трактовке А. Карамано-вым жанра детского фортепианного альбома, дать характеристику стиля А. Караманова в аспекте его фортепианной составляющей. Делается вывод о том, что детская фортепианная музыка А. Караманова является с одной стороны, логическим следствием эволюции многих классических и современных (ХХ в.) традиций жанра, с другой стороны, несет на себе отпечаток новых стиле-языковых приемов письма, характерных для периода «стыка» авангардной лексики с неоромантическими ретроспекциями поставангарда.
Ключевые слова: фортепианная культура, фортепианная музыка для детей, фортепианный альбом, цикл, характеристика авторского стиля А. Караманова.
Bakhmach Marina Vasilievna.
Piano music by Alemdar Sabitovich Karamanov for children and youth
The author examines the piano work of Alemdar Karamanov for children and youth. The article sets out the tasks to identify the features of neo-stylistics in A. Karamanov's interpretation of the genre of the children's piano album, to characterize A. Karamanov's style in terms of its piano component. It is concluded that A. Karamanov's children's piano music is, on the one hand, a logical consequence of the evolution of many classical and modern (XX century) traditions of the genre, on the other hand, it bears the imprint of new style-linguistic writing techniques characteristic of the period of "junction" of avant-garde vocabulary with neo-romantic retrospections of post-avant-garde.
Keywords: piano culture, piano music for children, piano album, cycle, characteristic of A. Karamanov's author's style.
Мир детства - одна из «вечных» тем музыкального искусства во все времена его существования. Это относится и к фольклору, и к академическому творчеству. «Музыка для детей» и «музыка о детях» представлена практически у всех композиторов, каждый из которых в своем интонационном мышлении проходил детскую стадию, а также более или менее постоянно возвращался к ней уже как к «экзистенциальной теме», преследуя художественные и инструктивно-прикладные цели [Асафьев, 1955, с. 99; Гинзбург, 1982, с. 46].
Творчество А. Караманова - одной из
знаковых фигур музыкального искусства второй половины XX - начала XXI вв. -обобщает и, одновременно, индивидуализирует характерные тенденции этого рубежного периода. С конца 90-х годов XX века творческая индивидуальность А. Ка-раманова вызывает устойчивый интерес со стороны музыковедов и исполнителей.
Исследованием творчества композитора занимались А. Булкин, Г. Заднепровская, Н. Зимянина, Е. Клочкова, И. Кощеева, О. Крипак, Л. Локтюшина, М. Подскочий, Е. Польдяева, Н. Пронина, А. Ровнер, А. Соколов, В. Стадниченко, А. Тевосян, Ю. Холопов, Е. Черная, О. Шаповалова и
др.
Стиль каждого крупного композитора, которым является и А. Караманов, «... снабжен парадоксальной оптикой; только достигнув Целого, музыкальный стиль устремляется к Одному - движению души к ее сугубой интимности. Музыкальный стиль растет «корнями вверх». Его космизм есть не ледяная всеобщность универсальных сущностей, а космос изнутри» [Суханцева].
«Космос изнутри» - ключевая идея авторского стиля А. Караманова, что он сам неоднократно подчеркивал в своих высказываниях. Эстетическую (для него эквивалентную этической) идею «Космоса» композитор сразу же переводит в сферу поэтики - музыкально-художественного, где обращает первоочередное внимание на связь с традициями.
Стиль А. Караманова в области эстетики и поэтики соотносится с общими установками (парадигмами) композиторского творчества XX века. Тяготение композитора к этико-философским идеям религиозно-теологического генезиса сочетается с актуальностью его художественных устремлений, вполне укладывающихся в музыкальную эстетику Новейшего времени. В связи с этим для характеристики стиля А. Караманова необходим историко-стилевой контекст, рассмотрение тех аспектов его мировоззрения и творчества, которые возникали под влиянием общемировых музыкально-художественных тенденций последних десятилетий XX- начала XXI в.
Композитор, выделяя в своем творчестве как ведущий и стилистически наиболее весомый «религиозный» период, который начинается с 1965 года, после отъезда из Москвы в Крым, отмечает, что до этого он стремился в полной мере овладеть техниками письма новейших на то время стилей музыки западных авторов. Среди них, характеризуя свой «модернистский» период творчества (1963-1965 гг.), А. Караманов называет Л. Ноно, Я. Ксенакиса, К. Пендерецкого, упоминает имена П. Бу-леза и К. Штограузена [Польдяева, 2005, с. 119].
А. Караманову чужд мир повседневности, его помыслы устремлены к Божественному, а себя как художника компози-
тор мыслит между этими двумя мирами. Для композитора, вместе с тем, мало характерен полный разрыв со «слишком человеческим», «с непосредственно жизненным», «языком массового человека» [Холопов]. Это проявляется на всех этапах эволюции авторского стиля А. Караманова, во всех сферах и жанрах его творчества, среди которых важное место занимает музыка для фортепиано.
Тема детства в зрелом стиле А. Карама-нова как бы погружена в философско-эстетическую проблематику, неразрывно связана с ней. За исключением первых детских и юношеских (доконсерваторских) опытов композитор как бы специально не пишет детской музыки. Даже фортепианный цикл «Окно в музыку» - «сборное» произведение, где происходит совмещение признаков «музыки для детей» и «музыки о детях».
Стиле-видовым «центром» для А. Ка-раманова как композитора-пианиста, в том числе и в сфере детской музыки, выступает фортепиано. Этот инструмент всегда был для композитора «пробным камнем» выражения романтической по духу камерной лирики, тесно связанной с семантикой «детскости» как отражением красоты земных чувств в их устремленности к «небесному», «космическому».
В детской музыке для фортепиано широко трактуются традиции данной сферы музицирования. Композитор синтезирует жанры и стили, отдавая предпочтение эмоционально-возвышенному, светлому, «объективному» - простоте и изысканной сложности мелодического мышления.
Жанровая стилистика достаточно тра-диционна, «классична». В ней преобладают группы жанров и стилей, определяемые как камерность, концертность и пленэр-ность:
- камерность выступает как отражение общего лирического тонуса в музыке А. Караманова-неоромантика;
- концертность детской фортепианной музыки композитора вытекает из общих философско-симфонических установок его авторского стиля, тяготеющего к фресковой масштабности, обобщенности, краткости в подаче образно-смысловых концепций, которые должны быть понятны слушателю;
- пленэрность - характернейшая черта авторского стиля А. Караманова, питающегося в своем музыкальном звукосозер-цании образами Космоса и их «отблесками» в природе, прежде всего, родного ему Крыма, так же «изобразительности», звуковой наглядности и характеристичности, свойственных жанрам детской музыки, сложившимся в классической практике циклов, альбомов и тетрадей для детей и юношества.
А. Караманов относится к числу композиторов, у которых уже ранние произведения содержат характерные черты целостного авторского стиля. Поэтому его «детские» (в данном случае, написанные в самом начале «ученического» периода) фортепианные пьесы отличаются признаками, типичными для «юношеских» и «зрелых» фортепианных опусов. Особенно показательны программные миниатюры, рассчитанные на детскую аудиторию и на исполнение юными пианистами, обладающими уже некоторым опытом фортепианной игры.
В этих пьесах А. Караманов «подражает» классикам, прежде всего, отечественной музыки. Но в этом подражании просматриваются типичные стилевые ориентиры и новации в области фактурно-гармонического изложения, характерные для карамановского письма в целом.
Ранние фортепианные миниатюры композитора чаще всего связаны с первичными жанровыми основами (песня, танец, марш), а также с различными видами изобразительности и театральности (пьесы-картинки, пьесы-сценки, пьесы-портреты и пьесы-настроения).
В творчестве А. Караманова детская миниатюра - это «миниатюра о миниатюре», то есть претворение «взрослых» миниатюрных жанров на уровне детского восприятия. Такая «вторичность» миниатюры характерна для фортепианного цикла-альбома «Окно в музыку».
Часть пьес имеет прямой изобразительный характер, связанный с предметностью, портретностью, картинностью («Пастушок», «Качели», «Девочка с мячом», «Деревянная лошадка»). Здесь «образ передается через образ» путем обобщения, «рассказа» на музыкальном языке о зрительно воспринимаемых вещах.
Другая группа миниатюр - обобщение соответствующих настроений или переживаний («Мама пришла», «Раздумье», «Ночь и утро», «Игра», «Ласка», «Скучный урок», «Жалоба», «За работу»). Обобщение здесь происходит как бы через «тройную» призму: предмет изображения, реакция на него ребенка, музыкально-психологическая характеристика этой реакции [Назайкинский, 2099, с. 383].
Отмечаемая Ю. Холоповым особенность мышления А. Караманова - «свобода структуры» [Холопов, 2005, с. 79] - постоянный атрибут его фортепианных миниатюр. Он проявляется в особом качестве мышления А. Караманова - импровизаци-онности, яркой экстатической образности, стремлении к спонтанности музыкального высказывания.
Образцом претворения, обобщения стилистики первого (додекафонного, «классического») периода творчества А. Карама-нова является Первый «Юношеский» концерт, где поиски композитора в области детской миниатюры реализованы по принципу «малое в большом». Этот Концерт -концентрированное выражение общечеловеческой и общехудожественной темы-модуса детства и юношества в фортепианном творчестве.
Концерт пронизан скрытыми словесными значениями, среди которых главное -«Юношеский», обозначающее рожденный миром детства. Концерт определен как виртуозное фортепианно-оркестровое сочинение, в котором тема «юношества» представлена в своеобразном отстраненном виде.
Музыка Концерта рассмотрена как «поэма звучащих масок» - жанрово-стилистический комплекс, в котором композитор демонстрирует последовательное сочетание четырех «масок-образов»: «маска» первая - «главный герой» - солист-пианист, призывающий оркестр к диалогу; «маска» вторая - решенная в духе салонно-сентиментального вальса с чертами джазовой стилистики; «маска» третья - раздел, обозначаемый как игровое скерцо, где сосредоточены игровые моменты музыкального действия; «маска» четвертая - «мрачная» сольная фортепианная каденция, музыка которой построена по принципу постепенно разворачивающейся волны
нарастания (от зловеще-таинственного Р -до кульминации на - в пунктирном моноритме и плотной аккордовой фактуре).
«Маски-образы» Концерта группируются на основе сонатной формы без разработки, с зеркальной репризой, в которой представлены «объективные» параметры концертно-фортепианной стилистики, взятой А. Карамановым из моделей стилей этого рода письма. Ведущий «модус игры» объединяет секции-разделы Концерта в единое целое, в котором вырисовывается принцип моноинтонационности (по выражению А. Караманова - «монопопевочно-сти»).
Это произведение следует рассматривать в контексте детско-юношеской игры, в которой эмоциональное наполнение - не первичная задача, а «копия», «вариант», «маска», скрытая пародия на «взрослые страсти».
«Тема детства» - глобальная тема в авторском стиле А. Караманова. Одновременно она является и своего рода субтемой, находящей преломление в произведениях, на первый взгляд не имеющих отношение к детско-юношеской тематике. Философски мысливший композитор, в своей направленности к «религиозному» стилю
не проводил четкого разделения на музыку «детскую» и «недетскую». Даже там, где А. Караманов конкретизирует «детскость» через программное название пьесы или степень ее технической сложности, наблюдается насыщение интонационной лексики достаточно сложными оборотами и фак-турно-гармоническими комплексами, выражающими экспрессию, свойственную темпераменту композитора-южанина.
Детская фортепианная музыка А. Кара-манова является с одной стороны, логическим следствием эволюции многих классических и современных (ХХ в.) традиций жанра, с другой стороны, несет на себе отпечаток новых стиле-языковых приемов письма, характерных для периода «стыка» авангардной лексики с неоромантическими ретроспекциями поставангарда.
Главным достижением композитора является творческое предвидение: композитор одним из первых открыл эстетику и поэтику новой музыкальной религиозности, отражающей тенденции духовного -этического и эстетического - перерождения в музыкальной культуре на сломе тысячелетий.
Литература
1. Асафьев Б.В. Русская музыка о детях и для детей. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. 79 с.
2. ГинзбургЛ.Я. О старом и новом: ст. и очерки. Л.: Сов. писатель, 1982. 423 с.
3. Суханцева В.К. Музыка как мир человека (от идеи Вселенной к философии музыки). URL: https://kph.ffs.npu.edu.ua/!e-book/clasik/data/suhanceva/index.html
4. Программа «Коллегиум музыкум» / Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба / ред.-сост. С.С. Крылатова. М.: Классика-XXI, 2005. 364 с. С. 213-221.
5. Подскочий М. Творчество Алемдара Караманова: опыт характеристики / Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба / ред.-сост. С.С. Крылатова. М.: Классика-XXI, 2005. 364 с. С. 254-321.
6. Польдяева Е. Апокриф или послание? О творчестве Алемдара Караманова / Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба / ред.-сост. С.С. Крылатова. М.: Классика-XXI, 2005. 364 с. С. 102-132.
7. Холопов Ю.Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века / подгот. текста: В. Ценова. URL:http://www.kholopov.ru/prdgm.html
8. Холопов Ю.Н. Аутсайдер советской музыки: Алемдар Караманов / Алемдар Караманов. Музыка, жизнь, судьба / ред.-сост. С.С. Крылатова. М.: Классика-XXI, 2005. 364 с. С. 76-95.
9. Назайкинский Е.В. Поэтика музыкальной миниатюры / История в музыке / ред. О.В. Лосева. М: Московская консерватория, 2009. 392 с. С. 371-391.