Научная статья на тему 'Форсайт-технологии и перспективы их применения в социальной сфере'

Форсайт-технологии и перспективы их применения в социальной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1111
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ИННОВАЦИИ / FORESIGHTS / SOCIAL SERVICES / TARGET INITIATIVES / MANAGEMENT TECHNOLOGIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эмиров Назим Данилович

Рассматриваются инновационные технологии управления в социальной сфере России. Описана технология форсайта и рассмотрены перспективы ее применения в регулировании социальной сферы как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье систематизированы примеры первых попыток по использованию форсайтов в социальной сфере страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foresight technologies and prospective of their application in social services

The article covers innovative management technologies in social services in Russia. The article describes the foresight technology and considers its perspectives in the regulation of social services both on federal and regional levels. The article classifies the examples of the first uses of foresight in social services.

Текст научной работы на тему «Форсайт-технологии и перспективы их применения в социальной сфере»

УДК 316.3 + 334.021 ББК С524.122.115

ФОРСАЙТ-ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Н.Д. Эмиров

Рассматриваются инновационные технологии управления в социальной сфере России. Описана технология форсайта и рассмотрены перспективы ее применения в регулировании социальной сферы как на федеральном, так и на региональном уровне. В статье систематизированы примеры первых попыток по использованию форсайтов в социальной сфере страны.

Ключевые слова форсайты, социальная сфера, целевые программы, технологии управления, инновации.

Ускоренное развитие теории и практики стратегического планирования за последние годы постоянно приводит к формированию инновационных технологий управления в данном направлении. Одной из таких новейших технологий, первоначально возникших в управлении технико-технологическим развитием, явилась методология форсайтов [1].

Форсайт - совокупность методов, средств и приемов прогнозирования социально-экономического и инновационного развития хозяйственноэкономических субъектов (государства, отрасли, региона, предприятия, домохозяйства), направленных на формирование стратегического видения будущего и воздействия на него путем выявления событий и участия в процессах, способных оказать культурное, политическое, экономическое и социальное влияние на экономику и общество в долгосрочной перспективе [2, с. 89; 3, с. 189-190].

Форсайт представляет собой принципиально новый подход к определению сценариев будущего. Его основной смысл - мобилизация людей из самых разных слоев общества - от рядовых потребителей и предпринимателей до глав исследовательских центров, государственных и политических деятелей на достижение поставленных на десятилетия вперед задач. Отличительная роль форсайта заключается именно в формировании будущего, так как методы, используемые при прогнозировании, направлены на создание образа будущего, к которому будут стремиться участники этого процесса. По своей сути, даже узконаправленный форсайт (например, форсайт по нанотехнологиям) не может быть основан только на оценках специалистов этой сферы, он должен принимать во внимание и других субъектов экономической деятельности (например, домохозяйств, которые могут оценить перспективность использования нанотехнологий для бытовых нужд). Такой комплексный подход является важным преимуществом форсайта по сравнению с традиционными методами социально-экономического прогнозирования.

Необходимо выделить ряд аспектов, подчеркивающих отличительные особенности форсайта:

■ система методов экспертной оценки развития в долгосрочной перспективе;

■ анализ явлений, предполагающих контроль и управление;

■ выявление тактических и стратегических конкурентных преимуществ;

■ организация систематических действий, позволяющих достичь на их основе ощутимых эффектов для экономики и общества;

■ систематический процесс взаимодействия и установления связей между всеми заинтересованными сторонами, что способствует достижению согласованности в обществе на базе планомерного диалога между политиками, специалистами, бизнесменами и выявлению новых проблем развития [2, с. 89].

Существуют вполне объективные предпосылки, которые определили распространение форсайт-технологий в управлении.

Во-первых, это новые условия экономического развития, которые характеризуются глобализацией социально-экономической сферы (и науки в частности), растущей конкуренцией на рынках высоких технологий, ограниченностью государственных бюджетов и т. д.

Во-вторых, это факторы, обусловленные разочарованием общества в результатах прогнозирования, а также определяющиеся несоответствием темпов научно-технологического роста и возможностей использования результатов НТП. Это потребовало новых подходов, предусматривающих рассмотрение не только научно-технических, но и социально-экономических факторов развития.

В-третьих, наиболее актуальным использование методологии форсайта является для стран с переходной экономикой. В ситуации, когда прогнозирование с использованием методов экстраполяции тренда невозможно, и более того, стратегия экономического развития государства сводится к преодолению уже имеющихся тенденций, необходимо использовать методы, которые обеспечивают предвидение критических ситуаций.

В Российской Федерации реализация первых форсайт-проектов началась в 2003 году. Так, Министерство информационных технологий и связи провело форсайт по информационным технологиям, Федеральное агентство по науке и инновациям совместно с Курчатовским центром реализовало

Эмиров Н.Д.

Форсайт-технологии и перспективы их применения в социальной сфере

проект по нанотехнологиям, ГУ-ВШЭ был организован форсайт в области энергетического машиностроения, в результате которого были выбраны ключевые технологии, позволяющие российским производителям конкурировать на мировых рынках [2, с. 94].

В настоящее время в России реализуется целый ряд форсайтов в высокотехнологичных отраслях производства (информационные технологии, энергетика, химия и нефтехимия) [4-7]. Исходя из целого ряда достоинств форсайт-технологий, следует поставить вопрос об их применении и в отраслях социальной сферы, тем более, что в России уже имеются примеры практического их использования в управлении социальным развитием страны.

1. В апреле 2008 года стартовал первый в России общественно-политический форсайт-проект - Общественная программа «Детство» [8]. Смысл проекта состоит в том, чтобы увидеть город будущего глазами детей - ведь именно они будут его жителями.

2. Наглядным примером является опыт развития г. Череповца, являющегося одним из многих моногородов России, в которых проживает около 15-20 % населения страны. В Череповце упали объемы производства в 5 раз, безработица выросла в 2 раза. Совместная работа властей города, субъекта Федерации и градообразующего предприятия позволила запустить программу «Форсайт» по развитию города до 2020 года. Согласно программе, например, промышленная площадка Череповецкого комбината может быть сдана другим профильным предприятиям соседних регионов, таким образом, на эту площадку будут привлекаться сторонние инвесторы [9].

3. Технология форсайта фактически использована для разработки такого важного документа, как Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года [10], хотя в ней рассматриваемый термин и не применяется.

Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года (далее - Концепция) включает в себя формулировку главной цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга, систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики Санкт-Петербурга, важнейшие направления и средства реализации указанных целей, прогноз основных параметров социально-экономического развития Санкт-Петербурга, а также целевые ориентиры по показателям качества жизни населения в Санкт-Петербурге.

В рамках стратегического анализа рассмотрены благоприятные возможности и потенциальные угрозы, содержащиеся во внешней среде, сильные и слабые стороны внутренней среды Санкт-Петербурга, стратегии развития Санкт-Петербурга при различных сочетаниях внешних условий и внутренних возможностей:

■ анализ внешней среды развития Санкт-Петербурга на период до 2025 года;

■ анализ факторов внутренней среды, влияющих на развитие Санкт-Петербурга на период до 2025 года;

■ анализ сочетаний внешних и внутренних факторов развития Санкт-Петербурга;

■ основные показатели прогноза социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года;

■ основные направления развития Санкт-Петербурга до 2025 года.

В рассматриваемой Концепции сформулированы принципы выбора желаемого будущего Санкт-Петербурга. Стратегическое планирование строится по принципу «от будущего - к настоящему». Поэтому основной задачей стратегического планирования является правильный выбор главной цели развития Санкт-Петербурга.

Главной целью развития Санкт-Петербурга является стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-запада России.

Таким образом, желаемым является такое будущее, в котором людям, населяющим Санкт-Петербург, будет обеспечено достойное (на уровне европейских стандартов) качество жизни. Качество жизни складывается как из составляющих материального благополучия отдельных семей, так и из общих условий для гармоничного развития человека и качества среды (безопасной среды) его обитания.

В зависимости от того, как сложатся внешние факторы, влияющие на развитие Санкт-Петербурга, и как будут выбраны основные приоритеты деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, выделены три образа (сценария) желаемого будущего для Санкт-Петербурга до 2025 года.

1. Санкт-Петербург - мировой город. Санкт-Петербург будет развиваться как город, открытый миру, крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Санкт-Петербург станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества. Кроме того, Санкт-Петербург возьмет на себя выполнение целого ряда общегосударственных федеральных функций. Здесь разместится и начнет работать Конституционный Суд Российской Федерации. Санкт-Петербург укрепит свою роль культурной столицы Рос-

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 22

131

Управление социально-экономическими системами

сии, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.

2. Санкт-Петербург - торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.

3. Санкт-Петербург - центр инноваций и управления. Инновационно-управленческое направление развития предусматривает развертывание масштабной программы содействия инновациям, нацеленной на превращение Санкт-Петербурга в российский и потенциально мировой центр инноваций. Инновации имеют в себе фундаментальное преимущество перед другими видами экономической деятельности, поскольку на первом этапе после их внедрения они позволяют извлекать монопольные прибыли на рынке. К инновациям относятся, в первую очередь, технологические усовершенствования и нематериальная продукция [10].

Таким образом, форсайт-технология является одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Она позволяет направлять в единое русло и фокусировать на актуальных проблемах деятельность вовлеченных в процесс организаций и широких групп людей, влиять на формирование целей и постановку задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего, выявлять наиболее уязвимые и обладающие потенциалом точки роста. Для ускорения продвижения форсайт-методологии и улучшения качества прогнозирования социальноэкономического развития России необходимо ин-

стигуционализировать технологии форсайта на государственном уровне. Необходимо согласование между властью, бизнесом, экспертным сообществом единого инструментария, единого формата представления результатов и определение схем финансирования форсайтов.

Литература

1. Popper, R. Methodology: Common Foresight Practices & Tools / R. Popper // International Handbook on Foresight and Science Policy: Theory and Practice. - Edward Elgar, 2007. - Р. 123-144.

2. Бухтеев, Н.Н. Перспективы применения форсайтов в современной России / Н.Н. Бухтеев // Вестник университета. Гос. университет управления. Сер.: Национальная и мировая экономика. -2008. - № 1. - С. 88-95.

3. Толковый словарь «Инновационная деятельность»: термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). - 2-е изд., доп. -Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008. - 223 с.

4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р).

5. Приказ Министерства промышленности и

энергетики РФ от 24 июля 2007 г. № 281 «Об организации работ по научно-технологическому прогнозированию развития промышленности и энергетики России (промышленно-энергети-

ческому форсайту) 24 июля 2007»

6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212).

7. Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 14 марта 2008 г. № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года»

8. http://www.detstvo2030.ru/blog?section=17

9. Канищева, Т. Моногорода считают финансы / Т. Канищева // Российская «Бизнес-газета». -15.12.2009. - № 732 (48). - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/12/15/monogoroda.html

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года».

Поступила в редакцию 20 сентября 2011 г.

Эмиров Назим Данилович. Кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (г. Санкт-Петербург). Область научных интересов - стратегическое планирование, теория организации, инновации. Контактный телефон: (8-921) 955-34-17.

Emirov Nazim Danilovich is a Candidate of Science (Economics), Associate Professor of State and Municipal Management department of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics, Saint Petersburg. Research interests: strategic planning, corporate theory, innovations. Phone: (8-921) 955-34-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.