ми видами продовольствия;
- повышение эффективности работы системы санитарного, ветеринарного и фито санитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
- наделение вновь создаваемых специализированных компаний необходимыми оборотными средствами и предоставление им в аренду необходимой материально-технической базы;
- увеличение поголовья крупного рогатого скота и птицы за счет развития племенного дела, сети зооветеринарных услуг и ускоренного развития птицеводства;
- улучшение транспортного и коммуникационного обеспечения.
Предпринимаемые комплексные мероприятия и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на стабильное поддержание внутренних запасов продовольствия и сырья. В соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны эти мероприятия устанавливают основные параметры производства важнейших видов продовольственных товаров, посевные площади и прогнозируемые объемы производства мясомолочной и плодоовощной продукции, а также расширение производств по переработке продукции сельского хо -зяйства.
ФОРСАЙТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Гарбузова Оксана Сергеевна
Соискатель кафедры «Менеджмент» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)
ДГТУ в г. Шахты
В статье рассматриваются базовые методы стратегического планирования социально-экономического развития региона. На основе анализа их недостатков, а также исследования современных тенденций развития регионов делается вывод о необходимости использования Форсайта, приводится его авторское определение.
В системе управления социально-экономическими процессами, происходящими в регионе, особое место занимает планирование - способ обеспечения единства в достижении целей его развития.
В последние годы особенно возросла роль стратегического планирования как самостоятельной функции управления, особого вида управленческой деятельности, состоящего в разработке стратегических решений, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения регионов, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование
в перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
В соответствие с указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации» стратегическое планирование осуществляется на перспективу: долгосрочную (10-20 лет), среднесрочную (5-10 лет), краткосрочную (3-5 лет) и охватывает Федеральный, региональный, межрегиональный, межотраслевой и отраслевой уровни [1].
Многие ученые-экономисты, занимающиеся вопросами планирования, рассматривают стратегическое планирование как инструмент активного го -сударственного вмешательства в процессе формирования новой модели пространственного развития РФ и ее регионов в интересах страны и ее граждан, на основе мирового опыта и российских традиций [2].
Под методом стратегического планирования понимают конкретный способ, технический прием, с помощью которого решается какая-либо проблема планирования, рассчитываются числовые значения показателей стратегических программ и планов. В стратегическом планировании широко используется следующие методы разработки планов: экспертные (оценочные) или эвристические методы; методы социально-экономического анализа; балансовый метод; нормативный метод; факторный метод; программно-целевой метод; сценарный прогноз; экономико-математические методы и модели; метод системного анализа и синтеза.
Экспертные (оценочные) или эвристические методы основаны на использовании опыта специалистов-экспертов, их интуиции. Конкретными формами их использования являются:
- массовая оценка - выявление мнения отдельных групп населения или общественных групп по поводу какой-либо проблемы планирования в ходе социологического опроса;
- организация систематической работы экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в области планирования и обладающих большим профессиональным и практическим опытом;
- организация работы экспертов на основе особой системы их деятельности (метод «Дельфи», метод «мозговой атаки»).
Методы социально-экономического анализа (сравнение, выборочное наблюдение, цепные постановки, расчет индексов, метод главных компонент и т.д.) заключаются во всестороннем изучении факторов регионального развития, внутренних связей и зависимостей между ними.
Балансовый метод предназначен для увязки объема и структуры общественных потребностей с различными видами ресурсов (материальными, трудовыми, финансовыми).
Нормативный метод основан на использовании совокупности прогрессивных норм и нормативов, касающихся использования сырья и материалов, техники, участвующих в процессе производства продукции.
Факторный метод представляет собой количественную оценку влияния отдельных факторов на изменение величины обобщающих показателей.
Программно-целевой метод предусматривает формирование системы плановых решений и показателей для достижения определенных конкретных целей при решении крупных проблем регионального развития.
Специфическим методом прогнозирования является сценарный прогноз - это своего рода метод описания логически последовательного процесса, события, исходя из сложившийся ситуации. Описание сценариев ведется с учетом временных оценок. Основное назначение сценария - определение генеральной цели развития прогнозируемого объекта, явления и формулирование критериев для оценки верхних уровней «дерева целей». Сценарии обычно разрабатываются на основе данных предварительного прогноза и исходных материалов по развитию прогнозного объекта. К исходным материалам для сценариев следует отнести технико-экономические характеристики и показатели основных процессов производственной и научной базы для решения поставленной цели.
Экономико-математические методы и модели решают, к примеру, такие вопросы, как составление оптимальной программы выпуска продукции при заданных трудовых и материальных ресурсах.
Метод системного анализа и синтеза, заключается в разложении явлений на составные части и определении на этой основе ключевых проблем перспективного развития.
Несмотря на наличие многообразных методов стратегического планирования, сам механизм его осуществления имеет ряд недостатков, которые неоднократно отмечались в публикациях по проблемам регионального развития [3], [4], [5].
К числу таких недостатков относятся:
1. Участие в стратегическом планировании ограничено для представительства различных субъектов социально-экономических отношений региона: бизнес, научное сообщество, общественные организации. По этой причине региональный бизнес редко ориентируется на параметры, заложенные в стратегических планах, а сами планы в итоге носят в большей степени информативный характер.
2. Недостаточная профессиональная и психологическая готовность регионального аппарата управления к решению конкретных задач стратегического планирования развития регионов.
3. Слабое использование SWOT-анализа сильных и слабых сторон регионов. Он проводится поверхностно и представляет собой его подобие: в нем нет выработки стратегических альтернатив, а только перечислены «силы», «слабости», «возможности», «угрозы».
4. Целевые установки развития регионов не имеют ни качественной, ни количественной оценок, что не позволяет выявить приоритетные направления их развития.
5. Отсутствует органическая связь между стратегическим планированием на разных уровнях управления социально-экономическим развитием региона (Федеральным центром и субъектом Федерации, субъектом Федерации и муниципальным образованием)
Устранение указанных недостатков возможно на основе использования такого инновационного метода планирования социально-экономического развития региона как форсайт.
Ещё 15 - 20 лет назад такое понятие, как «форсайт» являлось мало известным. В последние годы в профессиональных и популярных изданиях всё чаще можно найти публикации на эту тему. В настоящее время форсайт-технологии становятся всё более популярными и востребованными, как в административных структурах, так и в бизнесе.
Форсайт, от английского Foresight - «взгляд в будущее» - наиболее эффективный инструмент формирования приоритетов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты, которые позволяют решить вопрос формирования будущего.
Впервые термин «foresight» употребил писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г., который предложил ввести особую специальность - «профессор предвидения», который подобно историку, будет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям.
В настоящее время существует множество определений форсайта. Наиболее характерные из них:
1. Форсайт - это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага.
2. Форсайт - это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Идеология форсайта происходит от конвергенции тенденций современных разработок в области политического анализа, стратегического анализа и прогнозирования.
3. Форсайт - сценарное прогнозирование социально-экономического развития: возможные варианты развития - экономики, промышленности, общества - в 10-20 летней перспективе.
4. Форсайт - это процесс, вовлекающий всех стейкхолдеров: общественные организации, промышленные предприятия, исследовательские центры, неправительственные фонды в разработку перспектив развития региона.
5. Форсайт - это система методов экспертной оценки долгосрочных перспектив инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных наиболее позитивно воздействовать на экономику и общество.
Итог его - выбор стратегических приоритетов развития государства, региона, отрасли или компании, основанных на инновациях и направленных на повышение конкурентоспособности. Именно - комплексный характер является важным преимуществом форсайта по сравнению с традиционными методами социально-экономического прогнозирования.
Форсайт, на наш взгляд, это открытый и коллективный процесс целенаправленного ориентированного на будущее исследования, который инициирует обсуждение между различными сторонами с целью формирования общего видения и стратегии перспектив развития региона, наилучшим образом учитывающих будущие возможности и угрозы. Его применение позволит модернизировать систему стратегического планирования за счет:
- включения механизм согласования интересов различных групп общества;
- расширения стратегического анализа внутренней среды региона с учетом институциональных факторов;
- разделения уровней разработки и принятия региональных прогнозов на политический и технический уровни;
- введения законодательной ответственности за невыполнение параметров и положений стратегии развития региона.
В России существует опыт проведения форсайта в трех регионах: в Иркутской области, Башкортостане, Пермском крае. В Евросоюзе принято, что все страны, вступающие в ЕС, обязаны формировать региональные форсайты.
Распространение методологии Форсайта на все регионы РФ позволит формировать желаемый образ их будущего, а также определять пути его достижения с учетом мнения широких групп населения.
Список литературы
1. Указ президента РФ от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации»
2. Квашонкин А.В. Инструмент участия государства // Стратегия России.- 2013. - №
1
3. Титаев А.В., Паварич И.П. Реформирование системы стратегического планирования социально-экономического развития Кемеровской области // Экономические науки. - 2012. - № 5
4. Закиров И.Д., Тажитдинов И.., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестник Томского госуд. ун-та. - 2009.- № 323
5. Крапивин В.А., Мирошкин П.П. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона (на примере Нижегородской области). - Н. Новгород: ООО Изд-во Пламя, 2012. - 176 с.