Форсайт финансовых профессий: бухгалтер и аудитор (итоги круглого стола)
Кузубов С.А.,
Доцент, факультет экономических наук / Департамент финансов НИУ «Высшая школа экономики»
20 декабря 2016 г. на базе НИУ ВШЭ прошло первое мероприятие из серии круглых столов "Форсайт финансовых профессий", посвященное обсуждение будущих трендов и новых требований к профессиональной подготовке специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту. Мероприятие было организовано Департаментом финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ совместно с Департаментом учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации при информационной поддержке АССА - глобальной ассоциации, объединяющей специалистов в области финансов и учета. В круглом столе приняли участие ученые из ведущих российских вузов и практики высокого уровня - представители Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, ИПБ России, партнёры КРМС, БУ, РМС представители крупного бизнеса и разного профиля работодателей. В режиме онлайн-кон-ференции в работе круглого стола участвовали ученые из Санкт-Петербургского экономического университета, филиала НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Тюменского государственного университета.
Первый блок, вызвавший наиболее активную дискуссию на круглом столе, был посвящен трансформация профессии бухгалтера и аудитора под влиянием «фактора информатизации». Конструктивный тон дискуссии задал руководитель Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета Р.П. Булыга, обозначивший какие трудовые функции в области учета и аудита наиболее подвержены влиянию «фактора информатизации». Наиболее чувствительными (подверженными замещению 1Т-ин-струментами и программами), по его мнению, являются функции в области учета и аудита, связанные с выполнением типовых, повторяющихся (шаблонных) операций. В то время как
функции в области учета и аудита, связанные с принятием управленческих решений, «профессиональным суждением» малочувствительны к «фактору информатизации». Профессор Р.П. Булыга полагает, что «трансформация функций в области учета и аудита под влиянием «фактора информатизации» будет обуславливать трансформацию профессии в сторону ее интеллектуализации, выработки профессионального суждения на основании анализа большого массива данных, подготавливаемых и обрабатываемых с помощью 1Т-инструментов и программам». Дискуссию продолжили представители крупнейших аудиторских компаний, высказавшие ряд новаторских идей. Так, Антон Устименко, партнер практики аудиторских услуг БУ, выразил мнение что для профессии аудитора необходима экспертиза не только в финансовых вопросах, но и понимание перспектив развития, современных технологий, оценки и управления рисками и возможностями. При этом продвинутая компьютерная грамотность и навыки программирования становятся базовым навыком любого работника финансовой области. Отсюда, как считает эксперт, вытекает предпочтительность привлечения в аудиторскую профессию кандидатов не с базовым экономическим, а техническим образованием, Однако, данное предложение не нашло широкой поддержки среди аудитории круглого стола и вызвало справедливые возражения о необходимости наличия профильного высшего образования у лиц, занимающих руководящие должности в бухгалтерских службах и аудиторских организациях. Второй блок дискуссии был посвящен изменения и расширению функций бухгалтера и аудитора при переходе к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей, ключевым ресурсом которой становятся не материальные, а интеллектуальные активы. Модератор данного блока Кузубов С.А. поставил вопрос о полезности традиционных финансовых отчетов,
6
??? / ???www
2016 Vol. 10 № 4
www.cfjournal.hse.ru
в условиях, когда основные факторы создания стоимости не находят отражения в такой отчетности и остаются скрытыми от глаз основных категорий стейкхолдеров компаний. Одним из возможных решений данной проблемы является распространение интегрированной отчетности, позволявшей раскрывать более полно модель создания стоимости компании и ее воздействие на все группы заинтересованных лиц, а не только инвесторов и кредиторов. В рамках такой отчетности традиционные финансовых показатели дополняются целым блоком нефинансовых показателей, характеризующих устойчивое развитие компании. Экспоненциальный рост количества таких отчетов в мире и РФ требует от бухгалтерской и аудиторской профессии нового, интегрированного мышления, которое в итоге приводит к изменению роли бухгалтера с поставщика информации на субъект создания стоимости. Вместе с тем, как отметили эксперты, сегодня мы имеет только ориентировочное представление о том, что собой представляет интегрированное мышление, и оно не может быть формализовано в виде необходимых умений и навыков трудовой функции. По мнению, Л.З.Шнейдмана. директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, работа с интегрированной отчетностью не требует от бухгалтеров и аудиторов навыков, принципиально отличных от навыков, необходимых для обращения с традиционной финансовой отчетностью. При этом сама отчетность в области устойчивого развития является уделом узкого круга компаний и выступает для них больше средством PR, чем экономической целесообразностью. С такой позицией не согласился Скобарев В.Ю., генеральный директор. АО «ЭНПИ Консалт», заявивший о растущем спросе на услуги по независимому заверению нефинансовых отчетов со стороны широкого круга российских компаний. Тему для обсуждения в третьем блоке задал Бариленко В.И., заместитель руководителя по научной работе Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета, завивший о необоснованности ограничения уровня квалификации бухгалтеров лишь 6-м уровнем, соответствующим компетенциям, обеспечиваемым средним профессиональным образованием и высшим образованием на уровне бакалавриата, а также о необоснованности ограничения цели профессиональной деятельности бухгалтеров
лишь задачами финансового учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Была предложена новая формулировка цели профессиональной деятельности: «Формирование учетно-контрольной и аналитической информации, необходимой заинтересованным внутренним и внешним пользователям для принятия экономических решений». Данные предложения нашли положительный отклик у представителей университетов, в частности кафедры учета, анализа и аудита ТюмГУ. В продолжение дискуссии, Вера Стародубцева, Глава АССА Россия, рассказала о масштабном исследовании, проведенном АССА по всему миру, в отношении глобальных факторов изменений профессии. При этом, профессиональными компетенциями, необходимыми для успеха в будущем станут помимо предметных знаний и опыта, креативность, эмоциональный интеллект, концептуальное видение и цифровые технологии.
Последний, четвертый блок круглого стола, был посвящен вкладу работодателей в создание Дорожной карты развития профессии в России. Модератор блока, Чая В.П., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, в своем вдохновенном выступлении высказал смелую мысль о целесообразности слияния профессии бухгалтера и аудитора и выработки единого профессионального стандарта.
Хоружий Л.И., Президент ИПБ России, в своем выступлении рассказала о работе, проделанной ИПБ России по разработке ПС «Бухгалтер» и направлениях его совершенствования. Точку зрения работодателей на профессиональные компетенции бухгалтера высказали также представители компаний «Аэрофлот», «СТЕК», PWC.
Завершая дискуссию, один из организаторов и идейный вдохновитель круглого стола, Иваш-ковская И.В. ординарный профессор, руководитель департамента финансов НИУ ВШЭ, выступила с предложением, во-первых, организовать рабочую группу для обобщения конкретных рекомендаций Совету по профессиональным квалификациям, во-вторых организовать на регулярной основе сетевой междисциплинарный научный семинар «Дорожная карта исследований в бухучете и аудите для России», целью которого - обобщение западных исследований в области бухгалтерского учета и аудита и анализ их релевантности для современной России, и вовлечь в него университеты Москвы,
Higher School of Economics
7
Санкт-Петербурга, регионов России с помощью он-лайн формата.
И наконец, на базе департамента финансов ФЭН НИУ ВШЭ создать регулярный Сетевой межвузовский семинар «Измерения для нефинансовой отчетности» для обсуждения и обобщения методов измерений интеллектуальных ресурсов компаний и роли бухгалтера в ее формировании; разработать программу семинара и вовлечь в него университеты Москвы, Санкт-Петербурга, регионов России с помощью он-лайн формата; Таким образом, по результатам круглого стола был поддержан курс на актуализацию ПС «Бухгалтер» в соответствии с реальными потребностями экономики России и уровневой системой профессиональной подготовки специалистов по учету, что должно послужить также стимулом для совершенствования связанных с учетом образовательных программ. Медиаматериалы к выступлениям участников круглого стола представлены на официальном сайте департамента финансов НИУ ВШЭ https://economics.hse.ru/defin/ffp/. Приглашаем также всех заинтересованных лиц в развитии финансовых профессий к продолжению дискуссии по тематике круглого стола на постоянно действующем форуме http://forum.hse.ru/ newforum/index.php?t=i&cat=59&S=27a014510513 d7cb01f6940a45eec477.
8
New Researches / Новые исследования