Научная статья на тему 'Формы взаимодействия в бизнес-структурах с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ'

Формы взаимодействия в бизнес-структурах с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНИМАЮЩИЙ РЕГИОН / ИНОСТРАННАЯ КОМПАНИЯ / FOREIGN DIRECT INVESTMENTS / THE WAYS OF INTERACTION / ACCEPTING REGION / INTERNATIONAL COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голева Галина Александровна

Статья освещает проблему эффективного взаимодействия между иностранными и местными компаниями в принимающем регионе. Автор рассматривает способы взаимодействия иностранных и местных фирм, описывает мотивы и факторы прямых иностранных инвестиций, подчеркивает значение продуманной инвестиционной политики для роста региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голева Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction forms in business structures involving foreign direct investment (FDI)

The paper is devoted to the problem of effective interaction between international and local firms in accepting region. The author investigates the ways foreign investors and local companies interact, describes motives and factors of foreign direct investments, underlines the importance of well thought-out investment policy for regional economy growth.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия в бизнес-структурах с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

80

ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ С УЧАСТИЕМ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (ПИИ)

ГОЛЕВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента,

ИППК ЮФУ, e-mail: golevag@mail.ru

Статья освещает проблему эффективного взаимодействия между иностранными и местными компаниями в принимающем регионе. Автор рассматривает способы взаимодействия иностранных и местных фирм, описывает мотивы и факторы прямых иностранных инвестиций, подчеркивает значение продуманной инвестиционной политики для роста региональной экономики.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции; способы взаимодействия; принимающий регион; иностранная компания.

The paper is devoted to the problem of effective interaction between international and local firms in accepting region. The author investigates the ways foreign investors and local companies interact, describes motives and factors of foreign direct investments, underlines the importance of well thought-out investment policy for regional economy growth.

Keywords: foreign direct investments; the ways of interaction; accepting region; international company.

Коды классификатора JEL: E22, F21, P25.

Осуществление прямых иностранных инвестиций и, как правило, связанное с ним развитие международного производства предполагают установление связей с компаниями принимающего региона, вовлечение их в орбиту общего бизнеса, цепочку добавленной стоимости. Компании могут использовать различные формы сотрудничеств с различными конфигурациями организационно -экономических отношений, степенью их формализации. Несмотря на большой научный и практический интерес указанного направления исследований и наличие ряда связанных с ним публикаций, в том числе таких авторов, как Бир-гулиева Г.Ф., Зенченко С.В., Шеметкина М.А., Иваницкая И.И. (Биргулиева 2010; Зенченко и Шеметкина 2007; Иваницкая 2010), - оно нуждается в дальнейшей научной и методологической разработке.

Международная компания, прежде чем осуществлять прямые иностранные инвестиции в регион, развивает более «простые» формы международного экономического сотрудничества. Проникновение на местный региональный рынок и изучение местных условий начинаются с экспорта товаров и услуг без физического присутствия экспортера. Затем компания может принять решение об организации в регионе ограниченного присутствия, например, в форме представительства с постоянным или нерегулярным статусом или в форме зарубежного отделения без организации юридического лица.

© ГА Пшева, 2012

На следующем этапе работы в принимающем регионе международная корпорация более активно развивает сотрудничество с местными компаниями либо на договорной основе, либо посредством создания совместных предприятий. Понятие «международное совместное предприятие» обозначает предприятие (фирму), которое находится в совместной собственности двух или более владельцев, то есть основано на смешанной собственности разных стран (Градо-битова 2010). Совместное предприятие, равно как и предприятие, полностью принадлежащее иностранному инвестору, регистрируется на территории Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством. Выбор организационно-правовой формы предприятия осуществляется в соответствии с тем, какие цели определяются при создании компании, в каком бизнесе она занята, числом учредителей, размером уставного капитала и проч. Впоследствии возможно открытие собственной дочерней компании, приобретение местных компаний и их включение во внутрифирменную структуру международной корпорации, развитие собственного производства за рубежом.

Отрицательные характеристики инвестиционного климата в России (несовершенство и нестабильность национального законодательства, высокий уровень преступности и коррупции, незащищенность прав инвесторов и прав интеллектуальной собственности) заставляют иностранных инвесторов проводить у нас осторожную инвестиционную политику. Так, например, компания «Данон» в середине 1990-х годов построила цех по производству йогуртов в Тольятти, и лишь после нескольких лет его успешной работы было принято решение о строительстве полноценного молочного завода в Московской области. Аналогичную стратегию в России проводила и «Кампина», приступившая к строительству полноценного завода по производству йогуртов лишь спустя полтора года после удачного старта линии по производству стерилизованного молока в г. Ступино (Гатин 2005, 43).

Однако условия принимающего региона могут быть таковы, что компании -иностранному инвестору более выгодно заниматься организацией собственного бизнеса, чем развивать совместную деятельность с местными экономическими субъектами. Это может быть обусловлено, в частности, неразвитостью рыночных институтов, слабостью местной институциональной среды, крупными масштабами коррупции и теневой экономики, непрозрачностью бизнеса, недостаточной устойчивостью и зрелостью нормативно-правовой базы. Иностранные компании не желают также делиться собственными прибылями, пользуясь «лазейками» в местном налоговом законодательстве, стремятся сохранить преимущество от владения уникальными технологиями, обладания преимуществами в «инновационной гонке».

Прямые иностранные инвестиции, поступающие в регион, чаще всего направляются в уже существующие региональные бизнес-интгерации, образованные на основе сочетания рыночных и квази-рыночных начал (кластеры, территориально-производственные комплексы нового типа - в отличие от суще-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

ствовавших в советской плановой экономике, и проч.). Этот факт объясняется тем, что именно в таких квази-интегрированных бизнес-структурах концентрированно выражен экономический и инновационный потенциал региона, что при благоприятных условиях обеспечивает иностранному инвестору максимальный положительный эффект от капиталовложений.

Действуя в условиях принимающего региона, международная компания выстраивает систему взаимодействия не только в рамках собственной внутренней структуры, но и привлекает к сотрудничеству большое число местных субъектов: соучредители, инвесторы, лицензиаты, франчайзеры, подрядчики, аутсорсеры, клиенты, поставщики, высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, а также компании, осуществляющие инфраструктурное обеспечение бизнеса и действующие в сфере транспорта, логистики, страхования, инжиниринга, подбора кадров и проч.

В связи с этим управление в региональных системах международного производства, образованных на основе прямых иностранных инвестиций, осуществляется в разных формах: от связей на уровне собственности (или капитала), которые обеспечивают непосредственный управленческий надзор, до различных не опирающихся на капитал связей, в рамках которых формально независимые посредники - поставщики, производители и сбытовые предприятия -взаимодействуют друг с другом на основе различных форм взаимоотношений, таких, как франшизные соглашения, лицензирование, субподряды, контракты на маркетинг, общие технические стандарты или стабильные доверительные деловые взаимоотношения. Системы управления, строящиеся на участии в капитале, замыкают на себя механизмы контроля и позволяют более энергично защищать специфические для данной фирмы преимущества. В тех случаях, когда эти преимущества связаны с фирменными наименованиями и системами маркетинга, могут быть достаточными менее замкнутые формы контроля.

Иностранные инвесторы активно прибегают к различным формам бизнес-партнерства, в том числе и с представителями крупного бизнеса в регионах. Опыт деятельности международных компаний, особенно ТНК, свидетельствует, что такая - один из самых эффективных путей преодоления большинства препятствий в международной деятельности (Киракосян).

Расширяется практика выраженной склонности фирм, в том числе крупных ТНК, к более узкой специализации и передаче на подрядной основе все более широкого круга функций независимым фирмам в целях использования различий в издержках и логистике. Некоторые крупные корпорации вообще отказываются от производственных функций и оставляют их производителям-подрядчикам, фокусируя внимание на инновационной деятельности и маркетинге.

Основные поставщики и производители-подрядчики нередко сами являются крупными компаниями в принимающих регионах, имеют собственных субподрядчиков и поставщиков. Иностранные инвесторы создают также совместные инновационные механизмы с другими фирмами (конкурентами, поставщи-

ками или покупателями), научно-исследовательскими лабораториями, университетами. Таким образом, формирующаяся глобальная производственная система с точки зрения собственности становится все более открытой, но все жестче координируется ведущими игроками в каждой отдельно взятой системе международного производства, создавая возможности, а также проблемы.

На выбор международной компанией форм сотрудничества с компаниями региона, принимающего прямые иностранные инвестиции, оказывают влияние и факторы, которые относят к местным российским особенностям. Это географическая удаленность подразделений и филиалов друг от друга, что затрудняет контроль качества дистрибьюции, оптовых и розничных цен и приводит, например, к ситуации ценовой конкуренции между подразделениями одной и той же компании, отсутствии единства в проведении рекламной компании, реализации ценовых стратегий. Определенные трудности вызывает также состояние товаропроводящих сетей и транспортной инфраструктуры в РФ.

Зачастую иностранный инвестор, продвигая собственный бизнес в принимающем регионе и открывая собственные предприятия, выступает в качестве ядра сети, полюса роста, вокруг которого формируется сеть из поставщиков, подрядчиков, клиентов, компаний, чья сфера деятельности связана с рекламой, страхованием, транспортом, логистикой, подбором кадров и проч. Вовлеченными в сеть оказываются и местные органы власти (речь идет не только о проявлениях коррупции, лоббировании интересов иностранных инвесторов, но и о вполне легальных способах привлечения местного регионального руководства на сторону иностранных компаний - это, например, выполнение различного рода социальных проектов).

Различные формы сотрудничества, в том числе и напрямую не связанные с участием иностранного капитала, приобретают все большее значение и могут развиваться на различных стадиях производственного процесса: предпро-изводственной - и включать в себя такие виды деятельности, как проектирование, строительство, входящую логистику, разработку технологий; производственной - которая охватывает собственно процесс производства и широкий набор бизнес-процессов организаций; коммерческой - то есть логистика, распределение, оказание услуг, продажи, маркетинг, послепродажное обслуживание.

Значимость способов организации международного производства, не связанных с участием в капитале и сопровождающих приток прямых иностранных инвестиций в регион, неуклонно возрастает: в 2010 году объем продаж в рамках этих механизмов превысил 2 трлн. долл., главным образом в развивающихся странах. Из этой суммы на подрядное промышленное производство и аутсорсинг услуг приходилось 1,1-1,3 трлн. долл., на франшизинг - 330-350 млрд. долл., на лицензирование - 340-360 млрд. долл., а на управленческие контракты порядка 100 млрд. долларов. Подрядное сельскохозяйственное производство ТНК охватывает свыше 110 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также широкий спектр сельскохозяйственных товаров; на него прихо-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

дится значительная доля общего объема производства1.

Таким образом, различные формы взаимодействия иностранных компаний и местных фирм региона строится на основе концепции квази-интегрированных бизнес-структур с участием иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Формируемая на основе сочетания различных указанных форм сотрудничества региональная квази-интегрированная бизнес-структура с участием иностранного капитала и по сути представляющая собой сеть концентрируется вокруг ядра, которое составляет наиболее сильная крупная компания, обладающая реальной и потенциальной экономической властью. В качестве такой компании выступает крупная международная корпорация (в частности, ТНК), либо крупная российская компания. Ввиду отсутствия в России к настоящему времени сильных национальных ТНК, способных формировать вокруг себя местные квази-интгерировнные структуры с ориентацией на международную экспансию, в роли системообразующих центральных элементов таких структур сегодня выступают именно иностранные компании либо иностранные компании в сотрудничестве с российскими. Каждая из сторон способна внести собственный вклад в общее развитие интеграции.

В основе сетевого взаимодействия участников бизнес-интеграции лежит договорная основа, отсутствие четкой иерархии, жесткой централизации, что поддерживает высокий уровень конкуренции и позволяет достигать экономию на агломерации производственной деятельности в результате территориально -производственной кооперации в принимающем регионе посредством делегирования полномочий компаниям принимающего региона.

Задача современного регионального управления - переход на более высокий уровень взаимодействия с иностранными инвесторами, особенно в лице крупных международных компаний. Должно произойти смещение в сторону российских экономических субъектов по таким важным позициям, как реинвестирование прибыли, принадлежность бизнеса, контроль над бизнесом.

ЛИТЕРАТУРА

Биргулиева ГФ. (2010). Проблемы транснационализации бизнеса:от теории к практике // Проблемы современной экономики. № 3(27).

Гатин А.Р. (2005). Анализ проникновения международных компаний на российский рынок // Внешнеэкономический бюллетень. № 2.

Градобитова Г.Д. (2010). Транснациональные корпорации в современных международных экономических отношениях. М.

Доклад о мировых инвестициях. ЮНКТАД. 2011 год. (http://www.un.org/ru/ development/surveys/docs/investments2011.pdf).

Зенченко С.В. и Шеметкина М.А. (2007). Инвестиционный потенциал региона // Сб. научных трудов СевКавГТУ Серия «Экономика». № 6.

1 См.: Доклад о мировых инвестициях. ЮНКТАД. 2011 год. (http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/ investments2011.pdf).

Иваницкая И.И. (2010). Инвестиции и инвестиционная политика // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. № 3.

Киракосян А.С. Влияние стратегии на выбор и эволюцию организационной структуры ТНК. (http://www.investments.ru).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.