МЕЖДУНАРОДНОЕ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2022. Т. 19, № 2. С. 40-50. УДК 342
Б01 10.24147/1990-5173.2022.19(2).40-50
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО НИГИЛИЗМА СРЕДИ ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ
Т. В. Рехачева
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Введение. В настоящее время Республика Корея считается правовым государством, где, несмотря на традиционный патернализм и коллективизм, права и свободы граждан являются одной из высших ценностей и охраняются государством. Республика Корея пережила многое: войны, захват власти военными, кровопролитные реформы и конституционный нигилизм высших должностных лиц. За 40 лет в истории страны сменилось несколько конституций и высших должностных лиц, прежде чем Республика Корея стала правовым и социальным государством. Цель. Целью данной работы является выявление основных форм выражения конституционного нигилизма среди высших должностных лиц Первой - Пятой Республик Корея, а также способов борьбы с конституционным нигилизмом в Шестой Республике Корея. Методология. Методология включает следующие методы: формально-юридический, диалектико-материалистиче-ский, историко-правовой, сравнительный, логический, анализ и синтез. Результаты. Основными формами выражения конституционного нигилизма среди высших должностных лиц Первой - Пятой Республик Корея были прямое нарушение конституционных норм, создание мёртвых конституционных норм и фикций, захваты власти и частое переписывание текста конституции «под себя». Одним из основных способов борьбы стал институт уголовной ответственности высших должностных лиц. Заключение. Конституционный нигилизм среди высших должностных лиц страны продолжает жить и в настоящее время, несмотря на упорные усилия граждан Республики Корея к его искоренению. Результатом данного исследования будет включение в научный оборот понятия форм выражения конституционного нигилизма. Результаты данной работы могут использоваться при изучении предметов «Сравнительное конституционное право» и «Конституционное право зарубежных стран».
Ключевые слова: конституционный нигилизм; высшие должностные лица; Республика Корея; конституционные фикции; нарушение конституции; мёртвые конституционные нормы.
1. Введение
Основной закон может быть принят в демократическом, авторитарном, монархическом или республиканском государстве, может быть закреплён или не закреплён в письменной форме, жёстким или гибким, он может быть любым. В XX в. многие страны приняли свои первые конституции. В связи с этим имеет смысл говорить о потенциальном конституционном нигилизме в любой стране.
Для исследования проявлений конституционного нигилизма была выбрана Республика Корея, поскольку эта страна в настоящее время динамично развивается, имеет ин-
тересную конституционную историю, а также мало известна научному сообществу.
2. Методология
В настоящей работе основными юридическими методами являются формально-юри-диче ский, диалектико-материалистиче ский и историко-правовой.
3. Формы выражения конституционного нигилизма
Прежде чем приступить к разбору конституций Республики Корея, необходимо дать определение конституционному нигилизму. Единого определения этого понятия нет, поэтому одни называют конституцион-
ный нигилизм «слиянием партийного и государственного аппарата» [1, с. 73], другие указывают на приспособление под нужды «тирана или деспотичного меньшинства или большинства» [2, с. 155], а кто-то и вовсе говорит о «подсознательно контролирующихся реактивных силах, когда правосознание человека впадает в пассивное состояние» [3, с. 58]. Однако автор статьи придерживается следующего определения: конституционный нигилизм - это комплексное общественно-опасное явление, изменяющее психологическое состояние человека к основополагающим нормам законодательства; характеризующееся резко негативным отношением к конституционным нормам и отношениям [4, с. 17]. Кроме того, стоит также отметить, что подобное отношение преимущественно выражают высшие руководители страны или партийные чиновники при авторитарном режиме. Население менее подвержено консти -туционному нигилизму, который может стать ответом на неправомерные действия руководства страны или иных высокопоставленных должностных лиц.
В настоящее время не существует единой классификации форм выражения консти -туционного нигилизма, и исследователи по-разному определяют их. Кто-то считает, что формы выражения конституционного нигилизма лучше всего толковать через само определение конституционного нигилизма: «конституционный нигилизм может проявляться в нескольких формах и видах, но самая известная - это игнорирование или решительное разовое изменение конституции во имя тирана или деспотического большинства или деспотического меньшинства» [2, с. 155]. Другие исследователи выделяют правовой релятивизм и правовой субъективизм [5, с. 59; 6, с. 252], третьи делят формы на активные и пассивные1, также возможно делить формы выражения по субъектам.
Традиционно в качестве субъектов конституционного права выделяют три большие группы: индивидуальные субъекты, организации и социальные общности2.
В. Г. Сафонов разделял правовой нигилизм по субъектам в зависимости от сфер го -сударственной деятельности. Он выделял правовой нигилизм Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Феде-
рации, представителей законодательной власти Российской Федерации и её субъектов, представителей исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, судей3. Применим данную структуру к иерархической системе Республики Корея.
Структура высших должностных лиц Республики Корея в настоящее время очень напоминает существующую систему Российской Федерации, однако так было не всегда [7, с. 130; 8, с. 190]. Согласно последней Кон -ституции Республика Корея является демократической республикой (ст. 1), высшим должностном лицом которой считается президент (ст. 66)4, назначающий премьер-министра (ст. 86) с согласия Национального собрания, которое формируется на общих, равных, прямых и тайных выборах (ст. 41). Президент также с согласия Национального собрания назначает председателя Верховного суда (ст. 104).
Автор работы выделяет несколько форм выражения конституционного нигилизма и предлагает собственную классификацию:
- по характеру выражения - активный конституционный нигилизм или пассивный;
- по субъекту - индивидуальный, групповой, массовый и общественный конституционный нигилизм;
- по общественной значимости - негативный и позитивный конституционный нигилизм;
- по продолжительности воздействия -постоянный и пиковый конституционный нигилизм;
- по формам проявления - скрытый и явный конституционный нигилизм.
Республика Корея представляет собой страну, в которой определённые формы конституционного нигилизма проявились заметнее всего.
4. Первая Республика Корея
Историю современной Республики Ко -рея можно поделить на семь периодов, шесть из которых называются республиками, а самый первый - американским военным правительством. Ещё в начале ХХ в. Корея представляла собой империю Чосон5, в 1910 г. Япония аннексировала Корею, но была вынуждена уйти с её территории в 1945 г. [9, с. 50], поскольку потерпела поражение во Второй мировой войне. Традиционно 1945 г.
считается годом основания Республики Ко -рея и её северного соседа Корейской Народно-Демократической Республики. В данной работе внимание будет сосредоточенно на конституционном нигилизме Республики Корея в период с 1948 по 1987 гг.
Первая конституция Республики Корея была принята 17 июля 1948 г., однако просуществовала недолго, уже в 1952 г. к ней были приняты поправки, которые общество встретило жаркими спорами. После конституция страны менялась ещё 8 раз - в 1954 г., дважды в 1960 г., в 1962, 1969, 1972, 1980 и 1987 гг. Преамбула к каждой конституции подвергалась изменениям в соответствии с тем, какое правительство приходило к власти и какой политический и законодательный курс был взят. Довольно часто преамбула использовалась для оправдания кровавых действий, совершённых пришедшими к власти высшими должностными лицами. Можно сказать, что преамбула описывала желаемую, но нереалистичную ситуацию [10, с. 71].
А. А. Прошин и А. А. Тимонин утверждают, что неоколониальная политика США в Республике Корея разделяется на 3 периода (1945-1953 гг., 1953-1961 гг. и 1961-1985 гг.) [11, с. 4]. Период с 1948 по 1960 г. в истории Кореи принято называть Первой республикой. Президентом в этот период был Ли Сынман, которого многие считали американской марионеткой, поскольку ещё в 1904 г. он бежал в США, получил образование за счёт американских грантов и даже стал в 1919 г. первым президентом Временного правительства Республики Корея в изгнании. Легитимность данное правительство обрело лишь в 1948 г., когда его признали в преамбуле Первой конституции Республики Корея.
Некоторые исследователи называют Первую конституцию Республики Корея «псевдодемократической конституцией» [11, с. 4], указывая, что она была написана Временным правительством в изгнании при значительном влиянии американской стороны. Стоит отметить и то, что некоторые статьи принятой конституции никак не могли быть соблюдены, что уже предполагает конституционный нигилизм. Например, ст. 4 говорит, что «Территория Республики Корея состоит из Корейского полуострова и присоединённых к нему островов», а ст. 6 говорит о том,
что «Республика Корея отрицает всякую агрессивную войну. Миссия вооружённых сил Республики Корея - выполнение священного долга национальной обороны».
Это примеры пассивного конституционного нигилизма, а именно конституционной фикции (ст. 4) и мёртвой конституционной нормы (ст. 6), поскольку боевые действия на Корейском полуострове в этот период не закончились.
Президентство Ли Сынмана несло чёткий авторитарный отпечаток, методы борьбы с противниками ничем не отличались от методов других авторитарных государств [11, с. 32]. Президент мог принимать любые законы, а также «продавливать» свои интересы. Всё происходило при поддержке со стороны США.
Конституция 1948 г. прямо не говорит о наличии у президента права вето, однако Ли Сынман активно им пользуется, отклоняя неугодные ему законодательные акты Национального собрания [12, с. 46].
В этот период неограниченная власть президента противоречила действующей конституции, ведь именно парламент выбирает президента и вице-президента (ст. 53), разрабатывает и принимает новые законы и имеет право на импичмент (ст. 67). Президент, в свою очередь, законодательно лишён права на роспуск парламента.
Примерами активного конституционного нигилизма и прямого нарушения конституционных норм будут политические репрессии. Согласно ст. 8 Конституции Республики Корея «все граждане равны перед законом и не должны подвергаться дискриминации во всех сферах политической, экономической и социальной жизни по признаку пола, религии или социального положения», но данное положение не соблюдалось6. В ст. 54 говорится о том, что «президент приносит присягу в Национальном собрании. "Я торжественно клянусь народу, что буду добросовестно выполнять обязанности президента, соблюдая Конституцию, способствуя благополучию людей и защищая страну"». Однако Ли Сынман не соблюдает присягу и очень жёстко подавляет восстание в Чеджудо . Жителей Чеджудо поделили на группы в соответствии с классовыми признаками, и две группы были полностью уничтожены8, хотя ст. 8 Конституции
Республики Корея запрещала деление на классы и дискриминацию по классам.
Конституция 1948 г. предполагала изби-рание президента и вице-президента однопалатным парламентом (ст. 53), но прошедшие в 1950 г. парламентские выборы сократили количество сторонников Ли Сынмана, что уменьшило вероятность его переизбрания в качестве президента в 1952 г. В связи с этим Ли Сынман в 1952 г. вносит поправки в Конституцию, в соответствии со ст. 98 «решение об изменении конституции принимается большинством в две трети голосов от общего числа членов Национального собрания». Национальное собрание отклонило эти поправки, по итогам голосования конституция не должна была быть изменена, но Ли Сын-ман ввёл в стране военное положение, взял под арест несогласных депутатов Национального собрания и добился внесения поправок. Президент воспользовался ст. 57, которая предоставляет особые полномочия: «В случае внутренних беспорядков или чрезвычайных ситуаций под влиянием внешних факторов или стихийного бедствия или в случае серьёзного экономического и финансового кризиса президент имеет право издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона». Однако такое право появляется лишь тогда, когда Национальное собрание не может быть созвано немедленно. Теперь, после принятия поправок, президент избирался бы на прямых всеобщих тайных выборах, тем самым президент избавлялся от зависимости парламента [13].
Статья 55 Конституции 1948 г. говорит, что президент избирается сроком на 4 года и может быть переизбран всего один раз. Ли Сынман, желавший принять участие в выборах 1956 г., в ноябре 1954 г. вновь вносит поправки в Конституцию, позволяющие ему избираться неограниченное количество раз (ст. 55 Конституции 1954 г.). В 1956 г. Ли Сынман вновь выиграл выборы, как и в 1960 г. Оппозиция за несколько недель до выборов распространила информацию о готовящейся фальсификации выборов, и после подведения итогов в апреле 1960 г. люди массово начали выходить на улицы и выражать недовольство, поскольку несмотря на огромные антиправительственные настроения вновь победил действующий президент.
Первая республика закончила своё существование после Апрельской революции 1960 г., произошедшей после победы Ли Сынмана на четвёртых выборах [14, с. 23; 15]. Национальное собрание объявило дату новых выборов и вынудило президента подать в отставку. Ли Сынман покинул страну на самолёте ЦРУ [16, с. 26] и отправился в США, где его поддерживали на протяжении всего политического пути.
Основными формами выражения конституционного нигилизма в Первой Республике Корея стали конституционные фикции, конституционные мёртвые нормы, прямое нарушение президентом, гарантом конституции, её норм, неоднократные изменения конституций «под себя», а также массовые выступления и революция 1960 г. Также к конституционному нигилизму можно отнести и частые и успешные попытки насаждения чуждой культуры и порядка. Основным субъектом конституционного нигилизма в Республике Корея являлся президент - Ли Сынман. По общественной значимости это был негативный конституционный нигилизм, по продолжительности воздействия - пиковый, а по форме проявления - открытый.
5. Вторая Республика Корея
Вторая республика просуществовала недолго, с 1960 по 1961 гг. В ноябре 1960 г. была принята Вторая конституция Республики Корея9. В преамбуле появились строки о правопреемстве с Временным правительством Республики Корея, созданным в 1919 г. в результате Первомартовского восстания. Изменился порядок избрания президента, теперь согласно ст. 53 Второй конституции он избирался на объединённом заседании двух палат парламента, вновь лишая граждан активного избирательного права. Срок пребывания на должности президента ограничивается пятью годами (ст. 55), но при этом разрешалось однократное переизбрание. В руках президента по-прежнему была сосредоточена огромная власть, однако основным действующим лицом стал премьер-министр. В наследство от Первой республики досталась тяжёлая социальная и экономическая ситуация, но президент Второй республики Юн Бо Сон позже провёл либеральные реформы, сознательно усилив роль парламента и улучшив условия жизни граждан. Правительство Второй рес-
публики было более демократичным, создало специальную комиссию, рассматривающую антидемократические и антиконституционные преступления, совершённые во время Первой республики [17, с. 196].
Поскольку срок существования Второй республики был сравнительно небольшой, а высшие должностные лица предпринимали всё возможное, чтобы нейтрализовать воздействие предыдущего тоталитарного правителя, то конституционный нигилизм в этом периоде проявляется меньше. С пикового состояния он переходит на постоянное, с открытого - на скрытый.
Однако 16 мая 1961 г. произошёл военный переворот, к власти пришёл Пак Чон Хи. Переворот апеллировал к Апрельскому восстанию 1960 г. и провозглашал себя его частью. Правительство США вскоре подтвердило легитимность нового режима.
6. Третья Республики Корея
Третья республика существовала с 1962 по 1973 гг., в этот период президентом был Пак Чон Хи. Очередная конституция, третья, в преамбуле добавила к правопреемству Апрельскую революцию 1960 г. и военный переворот 1961 г. Таким образом подчёркивалась правопреемственность с революционным движением прошлых лет. Вновь изменился порядок выборов (ст. 64) президента на общие, равные, прямые и тайные выбо-ры10, срок президентства сократился до 4 лет (ст. 69) с возможностью однократного переизбрания. Живучесть режима Пак Чон Хи во многом определялась ростом поддержки со стороны США и Японии [18, с. 5].
Пак Чон Хи продолжил укреплять президентскую власть. Сосредоточив большинство полномочий у себя, он упраздняет должность вице-президента, возвращает парламент к однопалатному, даже изменяет летоисчисление со стандартного для Кореи (летоисчисление от Тангуна) на более распространённое от рождества Христова (изменение произошло в преамбуле). В сентябре 1969 г. он вносит очередную поправку, позволяющую избираться на третий срок.
В качестве мёртвой нормы Третьей Конституции можно назвать ст. 7, в которой гарантировалась свобода политических партий и их защита государством, ст. 10 гарантировала всем гражданам личную свободу, защи-
ту от несанкционированного ареста. Конституционной фикцией осталась ст. 3, объявлявшая всю территорию Корейского полуострова территорией Республики Корея.
На всём протяжении Третьей республики Пак Чон Хи пренебрегал правами и свободами граждан [19, с. 363-378], которые гарантировала конституция. Опасаясь оппозиции, он в 1972 г. вводит чрезвычайное положение, распускает парламент, и так заканчивается Третья республика.
Основными формами выражения конституционного нигилизма в Третьей Республике Корея стали конституционные фикции, конституционные мёртвые нормы, прямое нарушения президентом, гарантом конституции, её норм, несколько изменений конституции «под себя», а также кровавое подавление восстаний. Конституционный нигилизм по общественной значимости является негативным, по продолжительности воздействия он пиковый в самом начале и конце правления и постоянный в середине правления, форма проявления - открытая.
7. Четвёртая Республика Корея
Четвёртая республика существовала с 1972 по 1979 гг. Президентом страны всё ещё был Пан Чон Хи, в 1972 г. была принята Конституция Юсин . Новая конституция юридически закрепляла усиление исполнительной власти и урезание прав Национального собрания, что проявилось в наделении президента неограниченными полномочиями [18, с. 86]. Кроме того, были ограничены некоторые демократические права, которых граждане по факту были лишены и ранее [20, с. 97]. Полномочий у текущего президента стало больше, чем у предыдущих. Избирать президента теперь должен был специальный избирательный корпус (ст. 44), требования к членам избирательного корпуса были следующие: возрастной ценз в 40 лет, а также ценз осёдлости не менее 5 лет до момента объявления президентских выборов. Срок полномочий президента увеличился до 6 лет (ст. 47), были отменены максимально допустимые сроки нахождения на посту президента. Конституция была одобрена на референдуме [21, с. 420].
Республика Корея становится суперпрезидентской, поскольку в руках Пан Чон Хи была сосредоточена вся власть. Он мог объ-
являть войну и заключать мир (ст. 50), хотя ранее эти функции принадлежали Национальному собранию, председательствовать на заседаниях Национальной коллегии выборщиков (ст. 36), а Национальная коллегия выборщиков выбирает 1/3 Национального собрания.
На президентских выборах 1972 г. был всего один кандидат - Пак Чон Хи, и за него проголосовало 2 357 из 2 359 выборщиков [22, с. 460], на таких же безальтернативных выборах президента 1978 г. за него проголосовало 2 578 выборщиков из 2 581.
Хотя ст. 79 даёт депутатскую неприкосновенность членам Национального собрания, в реальности данная норма является мёртвой, частое введение чрезвычайного положения помогало президенту разбираться с политическими противниками.
Статья 52 позволяла президенту издавать чрезвычайные указы. Одним из них является чрезвычайный указ № 1 1974 г., который запрещает критиковать конституцию, систему управления страны и ограничивает политическую активность студентов. А чрезвычайный указ № 9 1975 г. вводит уголовные меры за любые призывы к изменению конституции и любую политическую активность. Поскольку чрезвычайные указы приравнены к законам, а именно эти указы противоречат ст. 9 Конституции 1972 г., в которой говорится о свободной политической активности, можно говорить о намеренном нарушении конституции её гарантом - президентом.
В 1979 г. начали проходить массовые студенческие демонстрации в крупнейших городах, кровавое подавление восстаний последовало незамедлительно. Пак Чон Хи был убит главой разведывательной службы Республики Корея12. Несмотря на то, что сами корейцы признают Пак Чон Хи кровавым диктатором, они также отмечают, что при нём произошло «корейское экономическое чудо», которое позволило стране в будущем стать одной из сильнейших экономик региона.
Основными формами выражения конституционного нигилизма в Четвёртой Республике Корея стали конституционные фикции, конституционные мёртвые нормы, прямые нарушения президентом конституции, изменения конституции «под себя», а также кровавое подавление восстаний, массовый
правовой нигилизм. Основной субъект конституционного нигилизма - Пак Чон Хи, президент. По общественной значимости это негативный конституционный нигилизм, по продолжительности - пиковый и по форме выражения - открытый.
8. Пятая Республика Корея
Пятая Республика Корея существовала с 1980 по 1987 гг. Несмотря на то, что президент Чон Ду Хван был авторитарным правителем, именно в годы его правления были заложены основы современного демократического государства Республики Корея. Однако демократические веяния стали проявляться ближе к концу Пятой республики, а в самом начале режим представлял собой продолжение военной диктатуры. В декабре 1979 г. решением Комитета по государственной безопасности было введено военное положение, распущено Национальное собрание и запрещены все политические партии [22, с. 475]. В очередной раз были внесены изменения в конституцию13, практически не изменился порядок избирания президента, увеличилось только количество выборщиков. Срок президентства составил 7 лет, но переизбрание было запрещено. Стоит отметить, что изменение конституции и последующее её одобрение на всенародном референдуме состоялось до объявления президентских выборов. Чон Ду Хван был не единственным кандидатом на президентских выборах 1981 г., однако у него не было соперников, поскольку всех лидеров оппозиционных партий он арестовал. В стране сохранялось попрание прав человека.
Массовые протестные демонстрации 1987 г. призывали к демократизации общества. Реформы начал проводить Ро Дэ У, который победил на выборах 1987 г., тем самым обеспечив мягкий переход от старой авторитарной системы к демократическим институтам [22, с. 377].
Уже позже, в 1995 г., бывшие президенты Чон Ду Хван и Ро Дэ У были обвинены во взяточничестве и государственном перевороте и приговорены к смертной казни и тюремному заключению за военный переворот, однако после их помиловали. Оба скончались в 2021 г.
В Пятой республике конституционный нигилизм проявляется слабее, он выражался
в мёртвых конституционных нормах и конституционных фикциях, нарушении конституционных прав гарантом конституции и многочисленными, но не менее кровавыми акциями протеста. Уровень индивидуального нигилизма в этот период ниже, чем был в предыдущих республиках, по общественной значимости он также негативный, по продолжительности - постоянный, по форме проявления - открытый в начале республики и скрытый ближе к концу.
9. Заключение
С 1988 г. ведёт отсчёт современная Шестая Республика Корея. В 1987 г. произошло последнее изменение Конституции Республики Корея, но конституционная фикция осталась. Статья 3 говорит о том, что «вся территория Корейского полуострова и его островов считается территорией Республики». Данная статья противоречива, поскольку ч. 4 ст. 67 действующей, Шестой, конституции Республики Корея говорит о том, что президентом может стать гражданин Кореи [22, с. 388]. Исходя из прямого толкования конституции, в частности ст. 3, которая так и называется «Территория»14, президентом Республики Корея может стать и гражданин Корейской Народно-Демократической Республики, поскольку Республика Корея считает весь полуостров своей территорией.
Подробно рассмотрев становление Конституции Республики Корея и проанализировав сложившуюся ситуацию, можно прийти к следующим выводам.
1) Высшие должностные лица Первой, Третьей, Четвёртой и Пятой Республик Корея были подвержены активному индивидуальному открытому конституционному нигилизму.
2) Основная причина индивидуального конституционного нигилизма - это желание должностных лиц остаться как можно дольше у власти и, как следствие, изменение кон -ституций «под себя».
3) Чаще всего изменениям в конституциях подвергались главы или разделы «Президент», «Национальное собрание» и «Исполнительная власть», тем самым вызывая массовые протесты населения.
4) Конституция 1972 г. являлась самой тоталитарной из всех существовавших в Республике Корея конституций, поскольку наделяла президента самым большим кругом
полномочий, а также урезала права граждан, исполнительной власти и Национального собрания.
5) Пятая Республика Корея начиналась безальтернативными выборами и в условиях жёсткого режима, однако к концу режим стал более демократическим, что позволяет говорить о частичном преодолении конституционного нигилизма главы государства.
6) Руководство Шестой Республики Корея привлекло к ответственности бывших президентов Чон Ду Хвана и Ро Дэ У, реализуя тем самым институт президентской ответственности, который ранее хоть и был прописан в конституциях, например 1972 г. (ст. 62), но не действовал.
Отдельно стоит отметить и тот факт, что при любой власти в стране проводились выборы, пусть иногда безальтернативные или корпусом подконтрольных выборщиков, но этим никогда не пренебрегали. Также необходимо упомянуть и о том, что несколько конституций получили «ратификацию» всенародным референдумом. Некоторым оппозиционным лидерам не только сохраняли жизнь, они занимали важные государственные посты впоследствии.
В настоящее время Республика Корея представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся демократий, которая уже оправилась от яркого проявления конституционного нигилизма, хотя полностью избавиться от него не получилось. Страшная тень конституционного нигилизма прошлых лет до сих пор преследует Республику Корею.
Так, Но Мухён, занимавший должность президента с 2003 по 2008 гг., в 2009 г. покончил жизнь самоубийством15, поскольку ему предъявили обвинения во взяточничестве.
Президент Ли Мён Бак, управлявший страной с 2008 по 2013 гг., уже после окончания президентского срока был обвинён в коррупции [23, с. 125]. В юности он сопротивлялся тоталитарному режиму, находился в чёрном списке службы безопасности, но благодаря помощи Пак Чон Хи смог построить свою карьеру.
Пак Кын Хе, дочь Пак Чон Хи, руководившая страной с 2013 по 2017 гг., обвинена во взяточничестве, злоупотреблении властью и передаче секретной информации16. Была проведена процедура отстранения от зани-
маемой должности, а позже ей объявили импичмент.
Регулярные уголовные дела, возбуждённые против бывших президентов, демонстрируют, что страна, один раз «заразившись» конституционным нигилизмом, не сможет от него избавиться. Государству остаётся только вести постоянную борьбу с его проявлениями.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2007. - 26 с.
2 Большой юридический словарь / под ред. А. В. Малько. - М. : Проспект, 2010.
3 Сафонов В. Г. Правовой нигилизм работников государственного аппарата и пути его преодоления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2005. - 22 с.
4 Конституция Республики Корея 1987 года. -URL: https://www.constituteproject.org/constitution /Republic_of_Korea_1987.pdf?lang=en (дата обращения: 12.12.2021).
5 Хронология династии Чосон. - URL: https://web.archive.org/web/20050313144134/; http://myhome.shinbiro.com/~mss1/choson.html (дата обращения: 11.12.2021).
6 Остров Чеджудо отмечает 70-ю годовщину массовых убийств 1948 года. - URL: https://inosmi.ru/history/20180403/241877845.html (дата обращения: 09.12.2021).
7 Завтра война. Они утопили Корею в крови на деньги американцев. Такова цена демократии. - URL: https://lenta.ru/articles/2018/08/21 /syngman_rhee_2/ (дата обращения: 14.12.2021).
8 Конституция Республики Корея 1960 года. -URL: https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_of_the _Republic_of_Korea (дата обращения: 08.12.2021).
9 Конституция Республики Корея 1962 года. -URL: https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_ of _the_Republic_of_Korea_( 1962)#Sub-Section_1._ The_President (дата обращения: 08.12.2021).
10 Конституция Республики Корея 1960 года. -URL: https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_of_the _Republic_of_Korea (дата обращения: 08.12.2021).
11 Конституция Республики Корея 1972 года. -URL: https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_ of_the_Republic_of_Korea_(1972) (дата обращения: 08.12.2021).
12 Архив BBC. - URL: http://news.bbc.co.uk /onthisday/hi/dates/stories/october/26/newsid_2478000 /2478353.stm (дата обращения: 12.12.2021).
13 Конституция Республики Корея 1980 года. -URL: https://en.wikisource.org/wiki/Constitution_ of_the_Republic_of_Korea_(1980) (дата обращения: 08.12.2021).
14 Конституция Республики Корея 1987 года. -URL: https://korea.assembly.go.kr:447/res/low_01_ read.jsp (дата обращения: 12.12.2021).
15 Экс-президент Южной Кореи Но Му Хен мог покончить жизнь самоубийством // РИА Новости. - 2009. - 23 мая. - URL: https://ria.ru/ 20090523/172033691.html (дата обращения: 10.12.2021)
16 Суд увеличил срок тюремного заключения для Пак Кын Хе // Российская газета. - URL: https://rg.ru/2018/08/24/sud-uvelichil-srok-tiuremno-go-zakliucheniia-dlia-pak-kyn-he.html (дата обращения: 09.12.2021).
ЛИТЕРАТУРА
1. Bell J. D. Bulgaria In Transition: Politics, Economics, Society And Culture After Communism. - Colorado : Westview Press, 1998. - 360 p.
2. Legal Reform in Post-Communist Europe: The View from Within / eds. by S. Frankowski , P. B. Stephan. -Hague : Martinus Nijhoff Publ., 1995. - 496 р.
3. Lesnak S. Modernism and nihilism of the Constitution for the Earth // Ethics & Bioethics (in Central Europe). - 2019. - Vol. 9, iss. 1-2. - P. 57-63. - DOI: https://doi.org/10.2478/ebce-2019-0005.
4. Рехачева Т. В. Этапы развития конституционного нигилизма в России // Правоприменение. - 2020. -Т. 4, №. 3. - С. 16-24. - DOI: 10.24147/2542-1514.2020. 4(3).16-24.
5. Ершов Ю. Г. Правовой нигилизм: причины и последствия // Социум и власть. - 2014. - Т. l, № 3 (47). -С. 58-63.
6. Назаренко Г. В. Правомерное и квазиправомерное поведение как результат деформации правосознания // Учёные записки Орловского государственного университета. Секция гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 2 (52). - С. 250-253.
7. Акматалиева А. М. Республика Корея во внешней политике государств Центральной Азии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2021. - Т. 21. - № 11. - С. 129-135.
8. Новикова Т. Б. Конституционные основы государственности России, Северной и Южной Кореи: сравнительно- правовое исследование // Вестник Молодых учёных Самарского государственного экономического университета. - 2019. - № 2 (4). - С. 184-191.
9. Козылов И. С., Гусевская Н. Ю. Проблемы исторического прошлого в азиатском треугольнике Китай -Япония - Республика Корея // Государственная власть и местное самоуправление. - 2021. - № 8. -С. 49-55.
10. Мазурова Е. И. Особенности конституционного строя Республики Корея // Конституционализм и го -сударствоведение. - 2020. - № 2 (18). - С. 70-74.
11. Прошин А. А., Тимонин А. А. Неоколониализм США и Южная Корея. - М. : Наука, 1985. - 190 с.
12. Южная Корея: экономическое и политическое положение. (1945-1958 гг.) / [редкол.: Н. К. Вайнцвайг, Г. Ф. Ким (отв. ред.) и др.]. - М. : Изд-во вост. лит., 1959. - 272 с.
13. Ким С. А., Гнатовская Е. Н. Политический кризис республики 1950-х гг. в Южной Корее // Инновации молодых - развитию сельского хозяйства : сб. тр. 57 Всерос. науч. студенч. конф. : в 3 ч. / отв. ред. И. Н. Ким. - Уссурийск : Приморская государственная сельскохозяйственная академия, 2021. -С. 128-131.
14. Gibney F. Korea's Quiet Revolution: From Garrison State to Democracy. - New York : Walker, 1992. -212 p.
15. Yi Ki-baek. A New History of Korea. - Cambridge, MA : Published for the Harvard-Yenching Institute by Harvard UP, 1984. - 518 p.
16. Farivar C. The Internet of Elsewhere: The Emergent Effects of a Wired World. - New Brunswick : Rutgers University Press, 2011. - 255 p.
17. Nahm A. C. Korea: A history of the Korean people. - 2nd ed. - Seoul : Hollym, 1996. - 631 p.
18. Маринов В. А., Торкунов А. В. Южная Корея - база империализма на Дальнем Востоке. - М. : Международные отношения, 1979. - 132 с.
19. Kim E. Emergency, Development and Human Rights: South Korea // Asian Survey. - 1978. - № 18/4 (April). -P. 363-378.
20. Сорокина Ю. В. Консерватизм и права человека в Республике Корея // Защита прав человека как цель и содержание правоприменительной деятельности : сб. тр. Междунар. науч. конф. в формате круглого стола. - Воронеж : Воронежский государственный университет ; Воронежский институт ФСИН, 2018. - С. 75-93.
21. Nohlen D., Grotz F., Hartmann C. Elections in Asia : a data handbook. - Vol. II: South East Asia, East Asia and the South Pacific. - Oxford : Oxford University Press, 2001. - 876 p.
22. Современные избирательные системы. Вып. 8 : Бразилия, Франция, Чехия, Южная Корея / А. Г. Орлов, М. А. Мещерякова, С. Я. Павлов, Т. О. Кузнецова ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. -М. : РЦОИТ, 2013. - 488 с.
23. Шурыгин Ф. Ф. Система противодействия коррупции в Республике Корея // Юридическая мысль. -2012. - № 5 (73). - С. 124-136.
Информация об авторе
Рехачева Татьяна Викторовна - аспирант кафедры конституционного и муниципального права
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 6902-3008, Author ID: 1143079
Информация о статье
Дата поступления - 15 марта 2022 г. Дата принятия в печать - 4 апреля 2022 г.
Для цитирования
Рехачева Т. В. Формы выражения конституционного нигилизма среди высших должностных лиц Республики Корея // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2022. Т. 19, № 2. С. 4050. й01: 10.24147/1990-5173.2022.19(2).40-50.
FORMS OF EXPRESSION OF CONSTITUTIONAL NIHILISM AMONG THE SENIOR OFFICIALS OF THE REPUBLIC OF KOREA
T.V. Rekhacheva
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. The Republic of Korea is considered to be a state of law where the rights and freedoms of citizens are one of the highest values and are protected by the state despite traditional paternalism and collectivism. The Republic of Korea has seen a lot: wars, military takeovers, bloody reforms and the constitutional nihilism of senior officials. Before the Republic of Korea became a legal and social state, several constitutions and senior officials were changed during the 40 years. Purpose. The purpose of this work is to identify the main forms of expression of constitutional nihilism among the highest officials of the First, Second, Third, Fourth and Fifth Republic of Korea, as well as ways to combat constitutional nihilism in the Sixth Republic of Korea. Methodology. The methodology includes the following methods: technical, dialectical-materialistic,
historical, legal, comparative, logical, analysis and synthesis. Results. The main forms of expression of constitutional nihilism among the highest officials of the First, Second, Third, Fourth and Fifth Republic of Korea were a direct violation of constitutional norms, the creation of dead constitutional norms and fictions, seizures of power and frequent rewriting of the text of the constitution according their wishes. One of the main methods of struggle was the creation of the institution of criminal liability of senior officials. Conclusion. Constitutional nihilism among the senior officials of the country continues to live at the present time, despite the attempts of the citizens of the Republic of Korea to eradicate it. The result of this study will be the inclusion in the scientific circulation of the concept of forms of expression of constitutional nihilism. The results of this work can be used in the study of the subjects "Comparative Constitutional Law" and "Constitutional Law of Foreign Countries".
Keywords: constitutional nihilism; senior officials; the Republic of Korea; constitutional fictions; violation of the constitution; dead constitutional legal norm.
REFERENCES
1. Bell J.D. Bulgaria In Transition: Politics, Economics, Society And Culture After Communism. Colorado, Westview Press, 1998. 360 p.
2. Frankowski S., Stephan P.B. (eds.). Legal Reform in Post-Communist Europe: The View from Within. Hague, Martinus Nijhoff Publ., 1995. 496 p.
3. Lesnak S. Modernism and nihilism of the Constitution for the Earth. Ethics & Bioethics (in Central Europe), 2019, vol. 9, iss. 1-2, pp. 57-63. DOI: https://doi.org/10.2478/ebce-2019-0005.
4. Rekhacheva T.V. The stages of constitutional nihilism development in Russia. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2020, vol. 4, no. 3, pp. 16-24. DOI: 10.24147/2542-1514.2020.4(3).16-24. (In Russ.).
5. Yershov Yu.G. Legal nihilism: causes and consequences. Sotsium i vlast' = Society and power, 2014, vol. l, no. 3 (47), pp. 58-63. (In Russ.).
6. Nazarenko G.V. Lawful and quasi-lawful behavior as a result of the deformation of legal consciousness. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Sektsiya gumanitarnye i sotsial'nye nauki = Bulletin of Orlovsk State University. Section Humanities and Social Sciences, 2013, no. 2 (52), pp. 250-253. (In Russ.).
7. Akmatalieva A.M. The Republic of Korea in the foreign policy of the states of Central Asia. Vestnik Kyrgyzko-Rossiiskogo Slavyanskogo universiteta = Herald of the Kyrgyz-Russian Slavic University, 2021, vol. 21, no. 11, pp. 129-135. (In Russ.).
8. Novikova T.B. Constitutional foundations of the statehood of Russia, North and South Korea: a comparative legal study. Vestnik molodykh uchenykh Samarskogo gosudarstvennogo ecomomicheckogo universiteta = Herald of Young Scientists of the Samara State University of Economics, 2019, no. 2 (4), pp. 184-191. (In Russ.).
9. Kozylov I.S., Gusevskaya N.Yu. Problems of the historical past in the Asian triangle China-Japan-Republic of Korea. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State power and local self-government, 2021, no. 8, pp. 49-55. (In Russ.).
10. Mazurova E.I. Features of the constitutional standing of the Republic of Korea. Konstitutsionalism i gosudarstvovedenie = Constitutionalism and State Studies, 2020, no. 2 (18), pp. 70-74. (In Russ.).
11. Proshin A.A., Timonin A.A. Neo-colonialism of the USA and South Korea. Moscow, Nauka Publ., 1985. 190 p. (In Russ.).
12. Kim G.M. (ed.). South Korea: economic and political situation. (1945-1958). Moscow, Izdatel'stvo vostochnoi literatury Publ., 1959. 272 p. (In Russ.).
13. Kim S.A., Gnatovskaya E.N. The political crisis of the Republic of the 1950s in South Korea (article), in: Innovations of the young - the development of agriculture, collection of articles of the 57th All-Russian Scientific Student Conference, in 3 parts. Ussuriisk, Primorskaya State Agricultural Academy Publ., 2021, pp. 128-131. (In Russ.).
14. Gibney F. Korea's Quiet Revolution: From Garrison State to Democracy. New York, Walker Publ., 1992. 212 p.
15. Yi Ki-baek. A New History of Korea. Cambridge, MA, Published for the Harvard-Yenching Institute by Harvard UP, 1984. 518 p.
16. Farivar C. The Internet of Elsewhere: The Emergent Effects of a Wired World. New Brunswick, Rutgers University Press Publ., 2011. 255 p.
17. Nahm A.C. Korea: A history of the Korean people, 2nd ed., Seoul, Hollym Publ., 1996. 631 p.
18. Marinov V.A., Torkunov A.V. South Korea is the base of imperialism in the Far East. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 1979. 132 p. (In Russ.).
19. Kim E. Emergency, Development and Human Rights: South Korea. Asian Survey, 1978, no. 18/4 (April), pp. 363-378.
20. Sorokina Yu.V. Conservatism and human rights in the Republic of Korea (article), in: Protection of human rights as the goal and content of law enforcement, collection of proceedings of the International scientific conference in the format of a round table. Voronezh, Voronezh State University Publ., Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service Publ., 2018, pp. 75-93. (In Russ.).
21. Nohlen D., Grotz F., Hartmann C. Elections in Asia: A data handbook. Vol. II: South East Asia, East Asia and the South Pacific. Oxford, Oxford University Press Publ., 2001. 876 p.
22. Orlov A.G., Meshcheryakova M.A., Pavlov S.Ya., Kuznetsova T.O. Modern electoral systems. Iss. 8: Brazil, France, Czech Republic, South Korea. Moscow, RTSOIT Publ., 2013. 488 p. (In Russ.).
23. Shurygin F.F. Anti-Corruption System in the Republic of Korea. Yuridicheskaya mysl' = Legal thought, 2012, no. 5 (73), pp. 124-136. (In Russ.).
About the author
Rekhacheva Tatiana - Ph.D. Student of the Department of State and Municipal Law
Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected] SPIN-code: 6902-3008, Author ID: 1143079
Article info
Received - March 15, 2022 Accepted - April 4, 2022
Rekhacheva T.V. Forms of Expression of Constitutional Nihilism among the Senior Officials of the Republic of Korea. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2022, vol. 19, no. 2, pp. 40-50. DOI: 10.24147/1990-5173.2022. 19(2).40-50. (In Russ.).
For citation