Научная статья на тему 'Формы, виды, задачи разминки на занятиях физической культурой. Роль разминки при сдаче зачетных нормативов'

Формы, виды, задачи разминки на занятиях физической культурой. Роль разминки при сдаче зачетных нормативов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3276
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / разминка / упражнение / организм / мышцы / зачётные нормативы. / physical culture / warm-up / exercise / body / muscles / test standards.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Ермакова, Д Н. Прянишникова

В данной статье рассматриваются основные цели, задачи и разделы разминки на занятиях физической культуры и ее влияние на организм, значение и специфика разминки перед сдачей зачётных нормативов у студентов в вузе. Автором проанализированы и подвержены сравнению результаты, полученные в ходе исследования влияния разминки на сдачу зачётных нормативов. Даны некоторые рекомендации и предложения по способам проведения разминки, чтобы активизировать двигательную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS, TYPES, OBJECTIVES WARM-UP AT PHYSICAL CULTURE LESSONS. THE ROLE OF WARM-UP ON THE DELIVERY OF CREDIT STANDARDS

This article discusses the main goals, objectives and sections of the warm-up in physical education classes and its effect on the body, the significance and specifics of the warmup before passing the test standards for students at the university. The author analyzes and compares the results obtained in the course of the study of the influence of the warm-up on the delivery of credit standards. Some recommendations and suggestions are given on how to conduct a warm-up in order to activate motor activity.

Текст научной работы на тему «Формы, виды, задачи разминки на занятиях физической культурой. Роль разминки при сдаче зачетных нормативов»

ФОРМЫ, ВИДЫ, ЗАДАЧИ РАЗМИНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. РОЛЬ РАЗМИНКИ ПРИ СДАЧЕ ЗАЧЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

Е.Г. Ермакова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10112

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные цели, задачи и разделы разминки на занятиях физической культуры и ее влияние на организм, значение и специфика разминки перед сдачей зачётных нормативов у студентов в вузе. Автором проанализированы и подвержены сравнению результаты, полученные в ходе исследования влияния разминки на сдачу зачётных нормативов. Даны некоторые рекомендации и предложения по способам проведения разминки, чтобы активизировать двигательную деятельность.

Ключевые слова: физическая культура, разминка, упражнение, организм, мышцы, зачётные нормативы.

Разминка - это группа упражнений, которые нужно выполнять в начале занятия, чтобы разогреть организм, разработать мышцы, связки и суставы. Влияние разминки на наш организм: усиление работы органов кровообращения; увеличение эластичности связок и мышц; увеличение возбудимости нервной системы; увеличение скорости реакции, выносливости, координации движений; усиление интенсивности обмена веществ.

В разминке выделяют 3 раздела: вводный, обще-подготовительный и специально-подготовительный. Основной задачей вводного раздела является организация студентов. Общие задачи общеподготовительного раздела: повышение температуры организма; улучшение координационных способностей; усиление общей работоспособности; общая функциональная подготовка организма. Частные задачи обще-подготовительного раздела: формирование элементов двигательных способностей: быстроты реакции, движений, силовой выносливости. Задачи специально-подготовительного подраздела: техническое улучшение компонентов видов спорта.

При выборе упражнений для разминки нужно соблюдать их логичность, объем и интенсивность, а также интервалы отдыха между ними. Логичность упражнений оп-

ределена физиологическими факторами и логическими связями между ними. Это имеет специальное значение и является обязательным, так как упражнения различного типа оказывают определённое влияние на организм. Объем упражнений, применяемых в разминке, должен быть подходящим и не вызывать утомление занимающихся [1].

При этом разминка недолжна быть слишком долгой, т.к. при использовании упражнений средней напряженности может наступить запредельное торможение. Объем применяемых средств определяется временем. На вводный подраздел разминки отводятся 3-4 минуты, 18- 20 минут -на обще-подготовительный и 8-10 минут -на специально-подготовительный раздел. Это время позволяет организму полностью настроиться на «рабочий» режим.

Продолжительность разминки и длительность интервала между ее окончанием и началом работы определяются факторами: характером предстоящей работы, функциональном состоянием, внешними факторами (температура воздуха, влажность и т.п.), возраст, пол и вид занятия (первенство области, чемпионат Европы, Мира и Олимпийские игры) [2].

На физическую работу (нагрузку) человек тратит энергию, и разминка не является исключением. Начинать разминку луч-

ше с упражнений, обеспечивающих умеренную нагрузку. Общая разминка обычно включает 3 элемента: слабые потягивания, чтобы почувствовать свой организм; простая нагрузка для подготовки сердца к более серьезным упражнениям; совокупность статистических растяжек.

Специальная разминка зависит от выбранного вида спорта, если это бег, то разминкой будет небольшая пробежка, скорость бега постепенно должна нарастать. В разминке применяются в основном активный, пассивный и смешанный виды отдыха, разминочные упражнения подбираются индивидуально [3].

Разминка зависит от уровня подготовленности и натренированности организма, поставленных перед собой результатах (любительский или профессиональный спорт), состояния здоровья. Разминку пропускают те, кто не знают её целей и задач. Она является важной частью тренировки. При любой тренировке необходимо проводить разминку, иначе на серьёзный результат можно не надеяться.

Разминка берет на себя важную задачу: согреть организм и дать ему импульс для начала серьезных занятий, свести к минимуму травмы и болевые ощущения. Организм перед началом любого занятия должен быть подготовлен как физически, так и психологически. Психологическая подготовка начинается с внутренней само мотивации. В разминочном комплексе нет упражнений на силовые нагрузки - отжиманий, приседаний, подтягиваний, это только разминка, согревание тела и вхождение в режим тренировки. Разминка включает в себя упражнения для всех групп мышц: на шейный отдел, плечевой пояс, на руки, мышцы груди и спины, на поясничный отдел, тазового пояса, ног, икроножные, голеностопного сустава.

Если какой-то участок тела подвергался травме, его согреванию надо уделить большое внимание. Качественная разминка перед тренировкой - это залог эффективных занятий спортом. Выполняя разминку перед каждой тренировкой, можно добиться высоких результатов и избежать получения травм. В самом начале занятий следует выработать главную привычку по-

бедителя - всегда начинать свой день с разминки, только тогда будет уверенность в том, что любое дело по плечу, что никакие травмы не грозят, что организм готов к нагрузкам и абсолютно легко с ними справится.

Роль разминки при сдаче нормативов. В программе высших учебных заведениях на занятиях физической культуры, для получения зачёта сдаётся определённый перечень зачётных нормативов. Нормативы рассчитаны на определение уровня физической подготовки по различным физическим качествам студентов такие как: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Чтобы подготовиться к сдаче конкретного норматива, студенты должны размяться. На разминке выполняются общеразви-вающие и специальные упражнения, задача разогреть, подготовить мышцы к выполнению норматива и сведение к минимуму вероятность получения травмы.

Специфика разминки может меняться в соответствии с характером предстоящей двигательной деятельности, например, перед сдачей зачётного норматива на гибкость, в разминочный комплекс добавляется больше специфичных упражнений на растяжку мышц. Перед сдачей зачётного норматива на быстроту и выносливость по лёгкой атлетике, проводятся специальные беговые упражнения, перед сдачей норматива на силу, а конкретно отжимание и подтягивание добавляется больше упражнений на разогрев рук и плечевого пояса. Набор указанных частей разминки в каждом конкретном случае может быть разным.

Цель исследования: оценить степень влияния разминки на сдачу зачётных нормативов у студентов.

Задачи исследования:

- принять зачётные нормативы у группы студентов без разминки и с применением разминки;

- проанализировать и сравнить полученные данные;

- оценить эффективность применения разминки при сдаче зачётных нормативов у студентов.

Методы исследования: для оценки эффективности применения разминки был

проведён сравнительный анализ результатов начального и конечного исследования.

Организация и результаты исследования: в эксперименте участвовала группа студентов Пермского государственного аграрно-технологического университета им. АК. Д.Н. Прянишникова в количестве 30 человек, на занятиях физической куль-

туры в сентябре группа сдала зачётные нормативы без разминки, предусмотренные программой по физической культуре в вузе, студентам поставлены баллы по полученным результатам согласно контрольным тестам для основного отделения (баллы указаны в таблице).

Таблица. Контрольные тесты основного отделения

бег 100м.(сек) 5 (д/ю) 15,7/13,2 4 (д/ю) 16,2/13,6 3 (д/ю) 17,0/14,0 2 (д/ю) 17,9/14,3 1 (д/ю) 18,7/14,7

Прыжок в длину с места (см.) 190/240 180/230 170/220 160/210 150/195

Наклон вперёд из положения стоя (см.) 16/13 13/8 8/6 5/5 4/4

В мае группа снова сдала зачётные нормативы с применением разминки, в которую входят общеразвивающие упражнения на шейный отдел, плечевой пояс, на руки, мышцы груди и спины, на поясничный отдел, тазового пояса, ног, икроножные, голеностопного сустава, специальные легкоатлетические беговые упражнения (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, бег прямыми ногами вперёд, приставными шагами правым и левым боком, прыжки в шаге, с крестный бег, прыжковый ролинг, беговой ролинг,

прыжки на одной и двух ногах, прыжки в приседе вперёд, боком), упражнения на растяжку специальной направленности ( выпады вперёд, в сторону, упражнения на полу: наклон вперёд с исходным положением ноги вместе и ноги врозь, упражнения у шведской стенки: стоя лицом к стенке поднять прямую ногу как можно выше и сделать упор на стенку наклониться вперёд прижать грудь к ноге, сделать тоже, но наклон вниз к опорной ноге. Полученные результаты видны на диаграмме.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

динамика изменения показателей баллов за зачётные нормативы

бег 100м (сентябрь)

LJ

II

бег 100м (май)

прыжок с

места (сентябрь)

I

прыжок с места (май)

I

наклон вперёд из положения

стоя (сентябрь)

наклон вперёд из положения стоя (май)

15 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 11 балл 0 баллов

Сравнительный анализ результатов сдачи зачётных нормативов в сентябре и мае показал, что существуют достоверные отличия между показателями, наблюдается положительная динамика результатов, следует отметить существенное улучшение показателей и увеличение выполнивших зачётный норматив на более высокий балл, а те, кто получил ноль баллов (100м и прыжок с места) смогли выполнить норматив.

Как видно из исследования, разминка необходимая часть занятия по физической

ливает все мышцы и организм в целом к выполнению поставленных задач на занятии, решая при этом как локальные (разогрев организма), так и основные задачи (сдача зачётных нормативов) на занятиях по физической культуре в рамках программы вуза. В качестве рекомендаций и предложений разминку можно проводить, не всегда традиционным способом, а разнообразить игровым и соревновательным методом, чтобы активизировать двигательную деятельность за счёт подключения эмоций студентов.

культуре, так как разогревает и подготав-

Библиографический список

1. Труднева М.И. Разминка как часть занятий физической культурой: Методические указания. - М.: МГУПС(МИИТ), 2014. - 10 с.

2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

3. Васильева, В.В. Изменение функционального состояния организма при разминке. -М.: Физкультура и спорт, 2005. - 496 с.

4. Шитикова, Г.Ф. Формы построения занятий физическими упражнениями. - СПб., 2009. - 324 с.

FORMS, TYPES, OBJECTIVES WARM-UP AT PHYSICAL CULTURE LESSONS. THE ROLE OF WARM-UP ON THE DELIVERY OF CREDIT STANDARDS

E.G. Ermakova, Senior Lecturer

Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)

Abstract. This article discusses the main goals, objectives and sections of the warm-up in physical education classes and its effect on the body, the significance and specifics of the warm-up before passing the test standards for students at the university. The author analyzes and compares the results obtained in the course of the study of the influence of the warm-up on the delivery of credit standards. Some recommendations and suggestions are given on how to conduct a warm-up in order to activate motor activity.

Keywords: physical culture, warm-up, exercise, body, muscles, test standards.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.