Научная статья на тему 'Формы участия общественности в управлении образованием'

Формы участия общественности в управлении образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1471
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канаева Лидия Петровна

В статье выявляется потенциал общественного участия, позволяющий сделать решительные шаги по построению целостной государственно-общественной системы управления развитием образования на принципах демократичности; анализируются основные причины, сдерживающие развитие государственно-общественного управления образованием в РМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канаева Лидия Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы участия общественности в управлении образованием»

Как было указано выше, профессиональная деятельность преподавателей имеет свою специфику, которая отражается на состоянии их здоровья, зависящего как от субъективных, так и от объективных факторов. К первым можно отнести образ жизни, режим сна и отдыха, морально-психологический климат в коллективе и т. д. Объективными факторами будем считать объем нагрузки, график работы, успешность профессиональной карьеры и др. Результаты исследования показывают, что здоровье преподавателей имеет тенденцию к ухудшению, обусловленную недостаточным вниманием к его поддержанию, отсутствием ориентации на здоровый образ

жизни и невысоким уровнем материального благосостояния.

Наблюдаются некоторые расхождения между осознанием (высокие значения) необходимости поддержания здоровья и возможностями, действиями (низкие значения) по его осуществлению. В связи с этим создание благоприятной среды для профессиональной деятельности сотрудников и вклад в улучшение их здоровья со стороны организации, формирование корпоративной культуры, ориентированной на здоровье, должны стать одним из приоритетных направлений социальной политики учебного заведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Журавлева И. В. Новые подходы к развитию сферы общественного здоровья / И. В. Журавлева // Социология медицины. — 2008. — К? 2. — С. 19 —24.

2. Зобов Р. А. Человекознание : самореализация человека : учебник / Р. А. Зобов, В. Н. Келасьев ; под. общ. ред. В. Н. Келасьева. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та. — 2008. — 461 с.

3. Калыо П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения : обзорная информация / П. И. Калыо. — М. : ВНИИМИ, 1988. — 220 с.

4. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/entity/ru/ — Загл. с экрана.

5. Психология здоровья : учеб. для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2006. - 607 с.

6. Рыжов А. Я. Понятие «здоровье» и «профессиональное здоровье» применительно к категории преподавателей вуза / А. Я. Рыжов // Вестн. ТвГУ [Тверь]. — 2009. — № 14. — С. 38 —48.

Поступила 13.07.11.

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ

Л. П. Канаева

В статье выявляется потенциал общественного участия, позволяющий сделать решительные шаги по построению целостной государственно-общественной системы управления развитием образования на принципах демократичности; анализируются основные причины, сдерживающие развитие государственно-общественного управления образованием в РМ.

В истории России идея государственно-общественного управления имеет достаточно глубокие корни: епархиальные училищные советы, волостные общины, попечительские советы гимназий и реальных училищ, земские управы. Школы, в управлении кото-

рыми участвовали эти организации, как правило, имели многоканальное финансирование, которое предназначалось для удовлетворения потребности в книгах, пособиях, для награждения учителей и учеников, жалованья учащихся, содержания школ, повышения

Серия 4Социологические науки*

Ш

Л. П. Канаева, 2011

185

Квалификации учителей. В свою очередь общество предъявляло к иыституту образования все более высокие требования, заставляя перестраиваться, искать новые формы и методы обучения, расширять содержание образования.

Аналогичная ситуация складывается в современной России. Перед образованием ставятся новые задачи, изменяются его содержание и формы, складываются новые институты гражданского общества и социальные группы, готовые вкладывать в систему образования различные ресурсы. Их запросы могут быть обусловлены как личной заинтересованностью, так и социальной необходимостью. В чем специфика сегодняшней ситуации? Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересам самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может ограничиваться рамками образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Понимание роли государственно-общественных отношений предполагает согласование и определение представлений о возможностях государственной и общественной составляющих и складывающихся между ними договорных отношений. Государственная составляющая образования должна гарантировать обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного качественного образования. В общественной составляющей можно Шделить внутренние (внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление и т. д.) и внешние (представители родителей, бизнеса, общественных организаций, ассоциации выпускников, национально-культурных сообществ, фонды развития и т. д.) компоненты.

Общественность — это организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования и не подчиненные органам управления образованием. Структуры могут быть как постоянными (ассоциации, союзы, советы, некоммерческие партнерства), так и временными (собрания, совещания, конференции). Выражать интересы определенных социальных групп в сфере образования могут также специалисты, изучающие образовательные запросы и проблемы населения (социологи, психологи, организаторы образования). Эту группу специалистов можно определить как группу экспертов по социальным проблемам образования. К общественности можно отнести и группу экспертов по вопросам управления образовательными системами, независимых

от органов управления образованием. Потребность общественности в управлении образовательными системами зависит от уровня организованности самой общественности, от наличия структур, представляющих ее интересы, в том числе от экспертных структур. Поэтому разнообразные меры, позволяющие изучать общественное мнение, привлекать общественность к аттестации образовательных учреждений, к экспертизе образовательных результатов, организовывать общественное обсуждение проблем образования — необходимое условие повышения уровня общественной активности в сфере образования. Важнейшим направлением в связи с этим является поддержка создания различных общественных структур в сфере образования, в том числе ассоциаций образовательных учреждений, педагогов-новаторов, активно внедряющих инновационные образовательные программы, привлечение их к решению проблем образования. Сложнее обстоит дело с формированиехм потребности органов управления образованием в привлечении общественности к принятию управленческих решений. На практике руководители образовательных учреждений и руководители более высокого ранга стремятся ограничить участие общественности в управлении, опасаясь некомпетентного и агрессивного вмешательства в сферу образования и опасаясь утраты хотя бы части властных полномочий. Но модернизация образования — это общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересам самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Сегодня роль общественных организаций, общественного участия в управлении образованием явно недооценена и используется недостаточно. Вместе с тем благодаря реализации мероприятий национального проекта «Образование» удалось существенно продвинуться от простого финансового участия общественности в деятельности образовательного учреждения до понимания роли общественности в управлении образовательным учреждением. Важным результатом приоритетного проекта «Образование» стал выявленный потенциал общественного участия — массовой доброжелательной поддержки, помощи, проведения общественной экспертизы, участия в обсуждениях, без чего проект оказался бы не только обедненным,

но и невозможным. Расширение общественного участия в управлении образованием ориентировано на широкий круг субъектов региональной системы образования, которые можно объединить в группы:

— Министерство образования Республики Мордовия, муниципальные органы управления образованием, органы местного самоуправления;

— администрация, педагогические работники, учащиеся общеобразовательных учреждений;

— родительская общественность, потенциальные социальные партнеры, представители органов общественно-государственного управления образованием, благотворительных и общественных организаций.

Опыт, накопленный за последние годы в процессе модернизации образования, позволяет сделать решительные шаги по построению целостной государственно-общественной системы управления развитием образования. Этот опыт показал, что общественная форма управления образованием перспективна, и это, по сути, — возвращение ранее утерянных функций. Однако достижение целей, поставленных национальным проектом, а именно внедрение новых управленческих технологий и в целом формирование нового стиля функционирования и развития, связано с решением ряда социальных проблем в сфере образования, к которым относятся и низкий материальный и социальный статус педагога, и разрыв между системой образования и общественными институтами. Эти проблемы обусловили реализацию комплексного проекта модернизации образования в республике. В рамках проекта модернизации в региональной системе образования происходят институциональные изменения в сфере управления. Идея перехода к государственно-общественным формам управления образованием находится в русле главных целей данного проекта, обладает мощным потенциалом единения в деле улучшения качества образования. Предоставление общественным институтам возможности реального вли-

Посту пила 26.04.11.

ятельного участия в процедурах отбора передовых школ и учителей является шагом на пути превращения школы в общественно открытую и общественно значимую систему. Внедрение новаций в образовательное пространство делают участие гражданских институтов в управлении образованием необходимым и возможным. Впервые за последние десятилетия у родителей и иных представителей общественности появилась возможность участвовать в управлении образовательными учреждениями, в решении вопросов, от которых зависят настоящее ребенка, развитие его личности и характера. Спектр общественного участия должен расшириться за счет возрождения сотрудничества общеобразовательных учреждений с предприятиями и организациями.

Существующие сегодня проблемы, связанные с отсутствием необходимых правовых, экономических и управленческих знаний у членов общественных структур, а также с неготовностью общественных институтов к взаимодействию с образовательными институтами, можно считать определяющими основные направления совершенствования механизмов общественного участия в процессе управления образованием. Накопленный в республике опыт общественного участия в управлении образованием позволяет сегодня выйти на новую ступень развития государственно-общественного управления — законодательно оформить формы общественного участия в сфере общего образования — и осуществить переход к демократическому управлению образованием. Дальнейшее развитие государственно-общественного управления образованием, в частности развитие системы Управляющих советов, позволит повысить ответственность родителей, учеников, учителей и власти за собственное будущее, будущее школы, села, района, города. В долгосрочном плане — позволит формировать молодого гражданина России с активной жизненной позицией, станет неотъемлемой составляющей создаваемого в России гражданского общества.

Серия <Социологические науки*

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.