Научная статья на тему 'Формы степеней сравнения наречий в английском и таджикском языках'

Формы степеней сравнения наречий в английском и таджикском языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРЕЧИЕ / СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ / ПРЕДЛОЖНЫЙ ОБОРОТ / СУФФИКСЫ / ТИПЫ НАРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова Н.

Degrees of comparison of adverbs in English and Tajik languages N. Akhmedova Key words: adverbs, degrees of comparison, prepositional phrases, suffixes, types of adverbs. The article is devoted to the problem of degrees of comparison of adverbs in English and Tajik languages. The majority of adverbs usually form degrees of comparison analytically. Such adverbs are used in poetry, science and business styles of speech. Monosyllabic adverbs and some disyllabic adverbs form the comparative degree with the help of the suffix -er and the superlative degree with the help of the suffix -est. Polysyllabic adverbs and the majority of disyllabic adverbs form the degrees of comparison with the help of syncategorematic words. Like adjectives degrees of comparison of some adverbs are formed suppletively, that is with the help of other roots (words). There are some parallel forms of adverbs in comparative degree with some changes in meaning. Adverbs used in comparative constructions are analogous to comparative constructions with adjectives. The word «most» before adverbs may have the meaning very. On the basis of vivid examples the author comes to the conclusion that the degrees of comparison of adverbs are formed mainly by three ways suffixally, suppletively and analytically, but analytical means dominate, suffixal ones are rarely used. (willingly more willingly most willingly (охотно охотнее охотнее всего); firmly more firmly most firmly (твёрдо твёрже твёрже всего) As for the degrees of comparison of the adverbs «quickly, slowly, often» they are formed in two ways: (quickly more quickly -most quickly) or quickly quicker the quickest). Thus, the category of degrees of comparison of adverbs is expressed in the following ways in Tajik: the comparative degree by means of the suffix тар, the superlative degree by means of the combination аз [ама. The degrees of comparison of adverbs are widely used with qualitative adverbs, those ones of a mode of action in -Tajik, and adverbs with a mode of action and some adverbs of measure and degree in English. The synthetic mean of formation is peculiar to the English language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы степеней сравнения наречий в английском и таджикском языках»

5. Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения.- М., 1967.

6. Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку. - В сб.: Системы упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе. - Л., 1978.

7. №own G.H. and Fiks A .I. Modукn Appкoachуs to Fosyign Langгagу Training. A Sra^y of Сгккуй Pract^s.

Gуoкgу Washington Гшуугаку, 1967.

8. Parlston С.И. Stкгctгкal Pattукn Drills: A Classification. FLA 4, Mass., 1970.

9. Куук W.M. Commrnicating Natraally in a Sуcond Langгagу. Camикidgу Гшуу^1у Pкуss, 1989.

On thy Systym of D^lls in Tyaching Tajik Pгpils Ynglish KTsmonov

Kyy wo^s: sЫl-gуtting, skill^sing, cognition,pукcуption, aиstкaction

1Ъу ariicfy sгggуsts a нуw apprnach to Лу sohtion of drills prnufym in tуaching Tajiks a sуcond langгagу.

Taking into considукation vel^m-uUity of somу pKopositions of dKills systуm woкkуd oet in Шу Soviуt mуthodology of tуaching fo^ign langгagуs, a пуw systуm of dKills is pкoposуd hуку. This systуm is uasуd on Лу psycholingeistic Луsis уlauoкatуd uy pкofуssoк of Hawa^ rn^^ity Wilga К^у^. Shу dividуs Лу pкocуss of acqemng fo^ign langгagу skills into two stagуs:

1) skill^tting, 2) skill^ing.

1Ъу fi^t stagу inclгdуs cognition and pкodгction (oк psугdo-commгnication). Cognition in its tern pкуsгpposуs pукcуption of inf^mation and aus^action. As foк pкodгction, it cov^s two activitiуs: 1) aкticгlation and const^ction.

Hy aкticгlation wу гndукstand Лу pкocуss of acqгiкing pкonгnciation skills. As foк corn^cUon, wу pкуsгpposу Шу auility of a lуaкnук to ыу aufy to cons^ct phкasуs and sуntуncуs.

1Ъу sуcond stagу (skill^ing) inclгdуs intукaction consisting of two consуqгуnt pкocуssуs:

a) куcуption, u) учpкуssion.

Hy куcуption Лу куsгlt of гndукstanding somjmody's spууch is mуant.

Учpкуssion mуans to foкm and гЩк statуmуnts oк qгуstions oк to indгcу somуuody to do somуthing.

Skill гsing oкiginatуs from a motivation to commгnicatу. It mуans that motivation inclгdуs Лу paction of a hуaкук instigating him (Ьук) to учpкуss his фук) own thoгghts. Thуsу two actions aку con^^d with a mгtгal commгnicativу activity of intукlocгtoкs.

In oкdук to acqгiку appкopкiatу skills in all thуsу activitiуs pгpils mгst ^ ^ai^d uy mуans of a sуt of учукcisуs. 1Ъкуу typуs of drills уnaulу lуaкnукs to gain sгch skills. Th}y aку fwmal, contуnsivу and commгnicativу drills. yach of Луm consists of a nгmuук of sгutypуs which aку indicatуd in h ariicfy. Нуку it ispossiufy to mуntion sгch drills as: s^sti^on учукcisуs; tкansfoкmational, miчуd, imitativу, pкodгctivу, куpкodгctivу drills.

Н. Ахмедова

ФОРМЫ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ В АНГЛИЙСКОМ И ТАДЖИКСКОМ

ЯЗЫКАХ

Ключевые слова: Наречие, степень сравнения, предложный оборот, суффиксы, типы наречия

Наличие степеней сравнения у наречий является ещё одним доказательством, подтверждающим близость качественных прилагательных и качественных наречий. Наречия имеют две формы степеней сравнения - сравнительную и превосходную. Так, в английском языке некоторые наречия образа действия, степени и частотности имеют степени сравнения.

Большинство наречий образуют степени сравнения аналитическим способом: qrickly - mo^ qrickly

- most qrickly (быстро - быстрее - быстрейшим способом). Такого типа наречия присущи языку поэзии, научному и деловому стилям речи.

Односложные наречия образуют степени сравнения с помощью суффикса -ук, а превосходную степень суффикса ^st, прибавляемого к форме положительной степени: ha^ - haкdук - haкdуst (прочный - прочнее - прочнейшим образом); fast - fastук - fastуst (быстро - быстрее - самое быстрее); high - highук - highуst (высоко - выше - наивысшим образом (6,318).

Shу dancуs иуйук than I do. I don't dкivу as fast as yor Ну ran Лу fastуst of all. Wh^ day икokу, it g^w haкdук and haкdук (Dickуns).

Таким же образом oбразует степени сравнения двусложное наречие уaкly: уaкly - уaкliук - уaкliуst (рано - раньше - очень рано); Yoг walk fastук than I. Who walks fastуst of all? (Сравните с прилагательным: Frnst is Шу fastуst tкain. - при прилагательном стоит определительный артикль, соотнесённый с существительным).

Многосложные наречия и большинство двусложных образуют степени сравнения при помощи служебных слов: comfoRtaHly - mo^ comfoRtaHly - most comfoRtaMy (удобно - удобнее - удобнее всего); poltyly - mo^ poltyly - most poliyly (вежливо - вежливее - чрезыычайно вежливо).

Так же, как и у прилагательных, степени сравнения некоторых наречий образуются суплетивно, то есть от других корней: rndly - woкsу - wo^t (плохой - хуже - хуже всего), wуll - иуttук - ^st (хорошо

- лучше - лучше всего), mrch - mo^ - most (много - больше - больше всего), 1Му - fyss - lуast (мало -меньше - меньше всего).

Иногда встречаются параллельные формы наречий в сравнительной, и значительно реже, в превосходной степени с некоторым изменением значения:

а) faк - faкthук - faкthуst (далеко - дальше - дальше всего); Yoг Нуу faкthук (дальше) than I.

б) faк - fгкthук - fгкthуst (перевод такой же); Куad £гкЬук (дальше). Fгкthук (в дальнейшем, далее) it will иу moку intукуsting.

Наречия употребляются в сравнительных конструкциях, аналогичных сравнительным конструкциям с прилагательными, то есть в конструкциях типа as qrickly as (так же быстро, как), not as/so qrickly as (не так быстро как), sуvукal timуs as qrickly as (несколько раз быстрее как), mo^ qrickly than (быстрее чем), qгickуst of (быстрее всех); Shу dancуs иуйук than I do (than mу). (Она танцует лучше чем я.), I don't dкivу as ^к so) fast as yoг (do). (Я не могу водить так быстро как ты.); ^уу a^^d уaкliук than yor (Они приехали раньше чем ты.); Ну ran fastуst of all. (Он пробежал быстрее всех.).

Слово most перед наречием может иметь значение vукy (очень, весьма): Shу playуd most ^artifrlly. (Она играла исключительно чудесно); Ну иуhavуd most gуnукoгsly. (Он поступил весьма великодушно) (2,119-120).

Итак, степени сравнения образуются только от тех наречий, которые допускают это по значению.

Уvукyиody laгghуd, and Hippolytу loгdук than anyo^ (8,87).

Хама хандиданд, Ипполит аз хама баландтар механдид (9,255)

Все засмеялись, ну а Ипполит смеялся громче всех (7, 204).

Для образования степеней сравнения наречий применяются три способа - суффиксация, супплетивность и аналитические формы.

В области наречий суффиксальный способ образования степени сравнения находит меньшее применение, господствующим является здесь аналитический способ.

willingly - mo^ willingly - most willingly (охотно-охотнее-охотнее всего); йкш1у - mo^ fkmly -most frnmly (твёрдо-твёрже- твёрже всего) и др.

Степени сравнения наречий qrickly, slowly, oftуn образуются двумя способами: qrickly - mo^ qrickly - most qrickly или qrickly - qгickук - qгickуst.

Степени сравнения наречия уaкly образуются только при помощи суффиксов: уaкly - уaкliук -уaкliуst.

Некоторые наречия имеют формы степеней сравнения, образованные от других корней. Например: wуll (хорошо) - иуйук (лучше) - ^st (наилучшим образом); rndly (плохо) - woкsу (хуже) - wo^t (наихудшим образом); mrch (много) - mo^ (более) - most (наиболее); 1Му (мало) - fyss (менее) - lуast (наименее); faк (далеко) - faкthук, йкЬук (дальше) - faкthуst, fгкthуst (наиболее далеко).

Следует отметить, что разница между faкthук и йкЬук состоит в том, что в современном английском языке первое слово ^кШук) употребляется как сравнительная степень от наречия faк (to walk faкthук); второе же слово (йкЬук) употребляется в тех случаях, когда нет понятия сравнения. Например: Ну said that hу corid not find it and, &йЬук, that norody worid ^ук find it. - Он сказал, что не мог найти эту вещь и, более того, что никто никогда не найдет её.

Наречия типа wyll (хорошо), rnd (плохо), faк (далеко), 1Му (мало), mгch (много) приобретают особые формы превосходной степени: ^st (лучше всего), wo^t (хуже всего), fyast (меньше всего), faкthуst (freest) (дальше всего).

Когда за наречием в превосходной степени следует (или подразумевается) предложный оборот с of, т.е. когда оно соответствует в русском языке превосходной степени наречия, образованной с помощью местоимения всех (лучше всех, хуже всех, правильнее всех и т.д.), наречие может употребляться как без артикля, так и с артиклем Шу.

Когда предложный оборот с of отсутствует (и не подразумевается), т.е. когда наречие соответствует в русском языке превосходной степени наречия, образованной с помощью местоимения всего (лучше всего, хуже всего, правильнее всего и т.д.), артикль не употребляется:

Which of Лу TOys woRks (Шу) ^st (of all Шу roys)? I woRk ^st in йу morning. Кто из этих мальчиков работает лучше всех? Мне лучше всего работается утром.

В таджикском языке основным грамматическим показателем наречия, как и в русском языке,

является наличие у него степеней сравнения(4,19-21).

Положительная Сравнительная Превосходная

барвакт (рано) барвакт+тар (пораньше) аз хама барвакт (раньше всех)

Бевакт (поздно) бевакттар (позже) аз хама бевакт (позже всех)

боло (наверху) болотар (повыше) аз хама боло (выше всех)

поён (внизу) поёнтар (пониже) аз хама поён (ниже всех)

В таджикском языке категория степени сравнения выражается следующим образом:

1) Сравнительная степень оформляется посредством суффикса -тар: барвакт (рано) - барвакттар (пораньше), ин тараф (сюда) - ин тарафтар (сюда поближе), андак (немного) - андактар (попозже). Имсол назар ба солхои пештара зимистон барвакттар омад. В этом году по сравнению с другими годами зима наступила пораньше (10).

Аклу хушам бештар ба хондан буд, дар бораи холу ахволи худам камтар фикр мекардам (11, 249).

Аз чойчуш камтар-камтар буг баромада меистод (12, 151).

2) Превосходная степень выражается посредством сочетания "аз ьама" - буквально "из всех", которое

обычно помещается перед наречием. При этом наречие может стоять с суффиксом -тар или без него: аз хама пеш, аз хама пештар (раньше всех);аз хама барвакт (раньше всех); аз хама болотар (выше всех); аз хама поёнтар (ниже всех). Аз хама боло дар кишлоки мо масчиди калон вокеъ буд (ПионериТоч . 04.11.1992). Выше всего в нашем кишлаке была большая мечеть. Рахимдоди хафтсола, ки аз хама дертар бедор шуда буд (13, 20).

Шоди поёнтар аз хама нишаста чой мекашид (12, 49)

Таким образом, формы степеней сравнения в рассматриваемых языках полностью переносятся из системы прилагательных в разряды наречий.

Степени сравнения в таджикском языке имеют в основном качественные наречия и наречия образа действия. А в английском - наречия образа действия и способа действия, а также некоторые наречия меры и степени.

В английском языке действует синтетический способ образования. Причём встречается немало особых способов образования форм сравнительной и превосходной степени сравнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арзуманов С. Худомузии забони точики. Самоучитель таджикского языка. - Душанбе: Маориф 1989.

2. Бархударов А.С., Штелинг Д.А. Грамматика английского языка. - М., 1997.

3. Беляева М.А Грамматика английского языка. - М.: Высшая школа, 1984.

4.Исмоилов И. Наречия в современном таджикском литературном языке. - АКД. - Душанбе, 1975.

5. Исмоилов И. Зарф дар забони адабии хозираи точик - Душанбе: Ирфон, 1971.

6. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. - М.: Лист Нью, 2003.

ИСТОЧНИКИ

7. Толстой Л.Н. Война и мир.- М. 1995.

8. Tolstoy L.N. Waк and Руасу,- M, 1955.

9. Толстой Л.Н. Чанг ва сулх. - Сталинобод, 1959.

10. Точикистони Совети, 1986, 10.01.

11. Улугзода С. Субхи чавонии мо. -Душанбе, 1956.

12. Ч. Икроми. Шоди. -Душанбе, 1949.

13. С.Айни. Куллиёт. ч.3. -Душанбе, 1960.

Dyguyys of compauison of advyuus in Ynglish and Tajik langгagуs

N. Akhmydova

Kyy wouds: advyKus, dygKyys of comparison, pvypositional phKasys, sгfflчys, typys of advyKus.

Thy aKticly is dyvotyd to thy pKoulym of dygKyys of comparison of advyKus in Ynglish and Tajik langгagys. Thy majority of advyKus гsгally foKm dygKyys of comparison analytically. Sгch advyKus aKy гsyd in poytKy, sciyncy and игsinyss stylys of spyych.

Monosyllauic advyKus and somy disyllauic advyKus foKm thy compaKativy dygKyy with thy hylp of thy seffi4 -ук and thy sгpyкlativy dygKyy with thy hylp of thy sгffiч -yst.

Polysyllauic advyKus and thy majority of disyllauic advyKus foKm thy dygKyys of comparison with thy hylp of syncatygoKymatic woKds.

Liky adjyctivys dygKyys of comparison of somy advyKus aKy foKmyd sгpplytivyly, that is with thy hylp of othyK Koots (woKds).

ThyKy aKy somy paKallyl foKms of advyKus in compaKativy dygKyy with somy changys in myaning. AdvyKus гsyd in compaKativy consKctions aKy analogoгs to compaKativy consKctions with adjyctivys. Thy woKd «most» uyfoKy advyKus may havy thy myaning vyKy.

On thy uasis of vivid y4amplys thy aгthoк comys to thy concision that thy dygKyys of comparison of advyKus aKy foKmyd mainly uy thKyy ways - seffi4ally, sгpplytivyly and analytically, rnt analytical myans dominaty, seff[i4al onys aKy KaKyly гsyd.

(willingly - mouy willingly - most willingly (охотно - охотнее - охотнее всего); fiumly - mouy fiumly -mostfiumly (твёрдо - твёрже - твёрже всего)

As foK thy dygKyys of comparison of thy advyKus «qгickly, slowly, oftyn» thyy aKy foKmyd in two ways: qickly

- mouy дг^ку -most дг^Му) ok дг^ку - qгickyк - thy qúckyst).

T^s, thy catygoKy of dygKyys of comparison of advyKus is y4pKyssyd in thy following ways in Tajik: thy compaKativy dygKyy uy myans of thy seff[i4 - тар, thy sгpyкlativy dygKyy uy myans of thy comuination - аз хама. Thy dygKyys of comparison of advyKus aKy widyly гsyd with qгalitativy advyKus, thosy onys of a mody of action

- in -Tajik, and advyKus with a mody of action and somy advyKus of myasгкy and dygKyy - in Ynglish.

Thy synthytic myan of foKmation is pycгliaк to thy Ynglish langгagy.

М. Назирова

СЕМАНТИКА ЦВЕТА "ЗЕЛЁНЫЙ" В СОСТАВЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛИЙСКОГО, РУССКОГО И ТАДЖИКСКОГО ЯЗЫКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: Семантыш цвета «зелёный», фразеологы-честе единицы с KOMnornHmcrnu цветообозначетя, ФЕ.

Роль цвета в символике различных народов велика. Цвет воздействует на психику человека, поэтому в языках и культурах многих народов определённые цвета имеют символическое значение. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.