Научная статья на тему 'Формы сотрудничества крупного и малого бизнеса на региональном уровне'

Формы сотрудничества крупного и малого бизнеса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1602
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы сотрудничества крупного и малого бизнеса на региональном уровне»

Наливайский В. Ю., Мишурова И. В.

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Мировой опыт свидетельствует, что более гибким и экономичным вариантом реконструкции промышленной базы по сравнению с разукрупнением мощных предприятий является развитие сети малых и средних предприятий и организация взаимовыгодного сотрудничества между ними. Основными формами такого сотрудничества могут быть следующие.

1. Субподрядная система. В этом случае малые предприятия выступают в качестве субпоставщика, т. е. изготовителя комплектующих изделий для крупного изготовителя. Например, корпорация БМВ имеет до 25 тысяч субпоставщиков, главным образом, мелких предприятий [1], а концерн “Дженерал моторз” использует услуги 32 тысяч мелких поставщиков [2]. Кооперация с малыми предприятиями позволяет крупным организациям несколько сузить номенклатуру изготовляемых деталей и узлов, повысить однородность производства и сократить его издержки. Малые фирмы получают возможность усовершенствовать производство, обеспечить стабильный сбыт, на практике изучить современные методы управления, повысить квалификацию рабочих.

Наибольшее развитие за рубежом контрактная и субконтрактная системы работ получили в отраслях с массовым сборочным производством. Исходя из возможностей нашего региона, потенциально перспективными для внедрения данной формы долгосрочных отношений между крупным и малым бизнесом являются сельскохозяйственное машиностроение и зарождающееся автомобильное производство.

Для развития субподрядной системы органам, занимающимся поддержкой малого предпринимательства в регионе, необходимо провести отбор потенциальных контрагентов и организовать встречи мелких предпринимателей с крупными. Целесообразно также провести серию практических семинаров для предпринимателей по проблемам составления контракта, совершенствования менеджмента и технологии производства.

2. Обслуживание производства, распределение продукции и услуг. В этом случае малые фирмы специализируются на производстве запасных частей, опытного оборудования и инструментов. Крупные предприятия могут постепенно освободиться от вспомогательных и заготовительных подразделений, литейных, кузнечных производств, ремонтных и строительных цехов, передавая их функции узкоспециализированным предприятиям. Тем самым малый бизнес получает гарантированные заказы и добивается эффективности за счет специализации производства и использования отходов крупного бизнеса. Крупные фирмы, в свою очередь, экономят затраты на содержание вспомогательных производств и сервисных служб на различных территориях. Продвижение по различным территориям обслуживающих производств дает не только экономический, но и социальный эффект: обеспечивается более равномерная занятость в территориальном разрезе, своевременно удовлетворяется спрос на ремонтные и иные виды услуг.

Наибольшим потенциалом в развитии данного направления сотрудничества фирм с разными масштабами деятельности обладает отрасль машиностроения. Хорошо технически оснащенные небольшие заводы способны быстро внедрять и эффективно использовать нововведения и, таким образом, содействовать развитию современного машиностроения.

3. Лизинг. По своей сути лизинг является разновидностью арендных отношений. Международная торговая практика разграничивает сроки договора на аренду и на этой основе предусматривает следующие виды операций: рентинг — краткосрочная аренда продолжительностью от нескольких часов до двух месяцев; хайеринг — среднесрочная аренда продолжительностью от двух месяцев до двух лет; лизинг — долгосрочная аренда продолжительностью от двух до десяти, а в исключительных случаях — до двадцати лет.

Производители оборудования, как правило, непосредственно занимаются краткосрочной и среднесрочной арендой, а при долгосрочной аренде арендодателями становятся, главным образом, крупные банки, страховые агентства, специализированные лизинговые компании. Во всех этих вариантах крупные фирмы увеличивают свой объем продаж и получаемые доходы. Для малых предприятий лизинг предоставляет возможности для развития при относительно небольших первоначальных инвестициях.

Для реализации данной формы сотрудничества необходимо создать базу данных о потенциале крупных предприятий региона по предоставлению оборудования в лизинг и аккумулировать заявки предпринимателей на техническое оснащение.

4. Производственный франчайзинг. Он интегрирует элементы аренды, купли-продажи, представительства. Сторонами договора являются крупное предприятие — франчайзер и малое предприятие — оператор. Малое предприятие получает право не только использовать торговую марку, но и осуществляет производство по технологии франчайзера с соблюдением всех особенностей производства.

Наибольшие перспективы такая форма сотрудничества имеет в пищевой промышленности. Примером производственного франчайзинга в Ростовской области служит завод по производству кока-колы. Местная компания разливает и реализует продукцию из концентрата фирмы Coca-Cola.

5. Инновационная кооперация. Для повышения конкурентоспособности малое предпринимательство зачастую принимает инновационный характер. Например, в промышленности США на долю малого бизнеса приходится около половины изобретений [3]. Вместе с тем малый бизнес нередко не может обеспечить превращение открытий в технологии и массовые продукты и продает патенты крупным предприятиям. Крупный изготовитель конечной продукции заинтересован в высоком качестве и технической новизне комплектующих изделий. Возможен и обратный процесс: передача новых технологий от крупных фирм своим партнерам — малым фирмам.

Инструментами такого сотрудничества могут служить технопарки и бизнес-инкубаторы. Это — специализированные центры, оказывающие материальную, финансовую и организационно-управленческую помощь в подготовке и реализации новых проектов. В число организаторов таких структур наряду с местными органами власти и вузами могут и должны входить крупные фирмы. Это будет способствовать передаче наукоемких технологий, товаров и услуг в промышленность через сектор малого инновационного предпринимательства.

5. Содействие конверсии предприятий оборонных отраслей. Сюда входит привлечение производственного потенциала оборонных предприятий к изготовлению технологического оборудования для нужд предпринимательского сектора экономики и создание условий для разукрупнения

крупных предприятий с изменением формы собственности и включения их в сферу предпринимательства.

Сотрудничество крупных и малых предприятий будет способствовать более равномерному распределению предприятий в различных муниципальных образованиях. Однако при этом возникает проблема оптимизации расходов предприятий с разными масштабами деятельности. Промышленный потенциал области сконцентрирован в крупных городах. То же самое можно сказать и о малом предпринимательстве. В этих условиях потенциальные выгоды от сотрудничества крупного и малого бизнеса могут быть нивелированы из-за высоких расходов по распределению продукции.

С целью снижения таких расходов следует использовать для выбора местоположения распределительного центра метод центра тяжести [4], который позволяет оптимизировать затраты по транспортировке крупных оптовых складов, предприятий-франчайзеров и иных предприятий, работающих с большим числом субподрядчиков. Метод базируется на следующих допущениях. Во-первых, предполагается линейная зависимость расходов по распределению от расстояния и отгруженного объема продукции. Во-вторых, соотношение объемов продукции, отгружаемых в различные пункты, должно быть постоянным.

Для определения оптимального местонахождения распределительного центра необходима точная карта местности, куда наносится система координат и определяются координаты каждого конечного пункта отгрузки, причем положение точки отсчета координат несущественно. Для нахождения координат центра тяжести используют средневзвешенные значения координат пунктов назначения, при этом за вес принимаются отгруженные объемы.

Пример. Фирма предполагает сотрудничать с 4 субподрядчиками. Координаты предприятий и еженедельные объемы отгрузки приведены в таблице:

Пункт назначения Координаты (х, у) Объем отгрузки, т

Б1 2, 2 800

Б2 3, 5 900

Б3 5, 4 200

Б4 8, 5 100

2000

Определяем координаты центра тяжести (распределительного центра):

- УХ1V 2*800 + 3*900 + 5*200 + 8*100 х

- У У^ 2*800 + 5*900 + 4*200 + 5*100

V = —------=-----------------------------------= 37

у У V 2000 .

Следовательно, координаты центра тяжести составляют приблизительно (3, 3.7), т. е. распределительный центр должен находиться к югу от пункта назначения 02, имеющего координаты (3, 5) (см. рис. 1).

У V,

2000

Рис. 1. Определение координат центра тяжести

Сотрудничество крупного и малого бизнеса будет способствовать росту промышленного потенциала экономики региона. Можно ожидать следующие социально-экономические результаты:

- увеличение количества предпринимательских структур — производителей продукции в приоритетных для области направлениях;

- активизация деятельности малых предприятий в производственной и инновационной сфере, повышение уровня загрузки производственных мощностей крупных предприятий;

- снижение территориальных диспропорций в развитии промышленного потенциала области;

- снижение уровня безработицы за счет самозанятости и занятости на малых предприятиях области;

- рост налогооблагаемой базы регионального и местных бюджетов на основе увеличения эффективности малого сектора экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шулус А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ // Российский экономический журнал. 1993. № 3.

2. Разумнова И. Мелкое предпринимательство в промышленности США // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 6.

3. Фирсов В. Малый инновационный бизнес // Внешняя торговля. 1991. № 5.

4. William J. Stevenson. Operation Management. IRWIN. Chicago. 1996.

Мишурова И. В.

ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Процесс становления малого предпринимательства и переход к этапу зрелости сопряжен со значительными проблемами, которые должны решаться как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Полезным ориентиром при составлении муниципальных программ развития малого бизнеса может служить рейтинг проблем развития малого предпринимательства, представленный в таблице 1. Рейтинг состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.