Научная статья на тему 'Формы рекреации и их влияние на лесную растительность'

Формы рекреации и их влияние на лесную растительность Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
2688
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Волков С. Н.

Волков С.Н. ФОРМЫ РЕКРЕАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛЕСНУЮ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. По материалам исследований лесов Рязанской Мещеры рассмотрены основные формы рекреационного воздействия и их экологические последствия.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

olkow S.N. THE FORMS OF RECREATION AND THEIR IFLUENCE ON THE FOREST VEGETATION. According the materials of investigations of Rjazan Metshera forests the main forms of recreating influence and their ecological consequences are looked through.

Текст научной работы на тему «Формы рекреации и их влияние на лесную растительность»

ФОРМЫ РЕКРЕАЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛЕСНУЮ

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

С.Н. ВОЛКОВ, доц. каф. лесоводства и подсочки лесаМГУЛ

Защитная роль леса, как отмечал И. С. Мелехов, возросла в связи с разного рода аномалиями, происходящими в результате современных видов антропогенного воздействия [2]. Но при этом не следует забывать и о традиционном благотворном влиянии леса на здоровье и состояние человека, на продолжительность его жизни, которое лес оказывает через создаваемый им микроклимат, через ароматические и другие целебные выделения в лесном воздухе, через множество своих даров в виде ягод, плодов, грибов, лекарственных растений, а также благодаря эстетической привлекательности. Роль леса в создании природных оптимальных для человека условий значительна. Лес создает исключительно благоприятные возможности для разнообразного отдыха людей в любое время года. И эта, в общем давно известная полезность стала наиболее очевидной и необходимой именно в наше время.

Стоит отметить, что проблема рекреационного лесопользования, которой И. С. Мелехов уделял неослабевающее внимание, приобрела наибольшую актуальность в наше время. Главной причиной этого можно считать тот факт, что сейчас для большей части граждан России лес является одним из основных мест отдыха (воскресного, отпускного и т.д.) по причине комфортной дос-

тупности и дешевизны. Поэтому большое значение в этой ситуации приобретает разработка принципов использования и оценки пригодности различных категорий лесов для отдыха. Необходимо при этом учитывать, что наиболее часто посещаются леса, характеризующиеся высокими санитарно-гигиеническими и эстетическими свойствами: сосняки, березняки - кисличные, брусничные и другие. Слабо посещаются группы типов леса на переувлажненных почвах - сосняки, ельники, березняки долгомошные, сфагновые, болотно-травяные и др. Наиболее активно используются для массового отдыха участки леса, непосредственно примыкающие к жилым массивам городов, водоемам и расположенные вдоль дорог общего пользования (приселитебные, околоводные и придорожные) [1, 5]. К рекреационным лесам Л.П. Рысин [3] относит только те леса, которые предназначены для отдыха и подготовлены для него, хозяйство в которых ведется в первую очередь на отдых населения. В настоящее время для многих регионов России воздействие рекреантов в основном происходит на леса, не приспособленные для отдыха. Примером могут служить леса Рязанской Мещеры. Здесь наблюдаются различные формы использования леса отдыхающими (рис. 1).

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2005

153

3

4

Рис. 1. Формы рекреации в структуре отдыха. Обозначения: 1 - дорожная, 2 - бивуачная, 3 -туризм (водный, пеший, автомобильный и пр.), 4 - бездорожная, 5 - добывательская

Дорожная форма характерна тем, что рекреанты размещаются в лесу и передвигаются по дорогам и тропам с асфальтированным покрытием. Воздействие на среду проявляется в шуме, загрязнении отбросами и других факторов беспокойства. Происходит изъятие лесной площади под техническую инфраструктуру (здания, спортивные площадки и сооружения и пр.). Например, постройка асфальтированной стоянки для автотранспорта около оз. Уржинское (л-х Солот-чинский). По трассе Рязань - Спас-Клепики (Национальный парк «Мещерский») в придорожных лесных полосах, выполняющих охранные функции и служащих местом отдыха, постоянно увеличивается количество оборудованных площадок для остановки с устроенным кострищем, шашлычными и другими коммерческими торговыми точками.

Смешанные древостои Мещеры, сосняки с дубом, березой и другие обладают богатой цветовой гаммой, фитонцидностью и аттрактивностью. Они соответствуют психологическим и эстетическим интересам отдыхающих мужчин и женщин, взрослых и детей. При бездорожной форме отдыха у рекреантов происходит сближение с природой, в результате чего повышается как культурный, так и интеллектуальный уровень.

Одной из наиболее распространенных форм отдыха в регионе является до-

бывательская, которая включает сбор грибов, ягод, цветов, лекарственных растений и других даров леса. Жизнь большинства жителей Рязанской области всегда была связана с лесом. В настоящее время использование лесных материалов значительно возросло в силу ряда экономических причин.

К добывательской форме рекреации можно отнести охоту и рыбалку. Охота разрешена и в национальном парке «Мещерский», и хотя об эстетической стороне охоты можно спорить, нельзя не признать, что у этого увлекательнейшего вида отдыха поклонников становится все больше и больше. Настоящий охотник - это друг природы. Охота немыслима без трофеев. Встречаются любители фотоохоты, лучшим трофеем которых считается удачный снимок. Такой же популярностью пользуется рыбная ловля. Простота, доступность позволяют всем социальным категориям круглогодично просиживать с удочкой по нескольку часов в сутки.

Бивуачная форма связана с установлением в лесу палаток и разжиганием костров, заготовкой дров, кольев, веток, выжиганием напочвенного покрова и подстилки. Особенно характерна данная форма для прибрежных районов озер и рек Пра, Кадь и другие, где отдыхающие проводят отдых регулярно. Своеобразной разновидностью бивуачной формы является периодический отдых одних и те же лиц на определенном месте [7].

Для большинства рекреантов различных социальных групп и всех возрастов очень популярным является туризм. Встречаются следующие: водный, автомобильный, конный и т. д. Сразу после вскрытия рек ото льда и до зимнего ледостава водные ресурсы подвергаются воздействию потоков отдыхающих и путешествующих на байдарках, лодках и плотах. Наиболее популярны водные туристические маршруты различной продолжительности и протяженности: по рекам Пра, Бужа, Клепиковским озерам.

1

Таблица 1

Корреляционный анализ результатов исследований по формам отдыха

Показатели Состав Возраст, лет Полнота Посещаемость человек, чел/га Тип леса Стадия дигрессии

Форма рекреации 0.2887 0.0720 - 0.3812 0.5194 0.6778 0.6967

Автомобильный туризм, занимая значительную долю в отдыхе, заключается в передвижении рекреантов вне дорог по напочвенному покрову. При этом выделяются выхлопные газы, горюче-смазочные вещества, почвенный покров разрушается ходовой частью. Особенно распространен он у озер Великое, Ласковское и др., а также у рек Пра, Ока и Кадь. Чаще комфортность сопровождается негативными экологическими последствиями. Количество отдыхающих на единицу площади по сравнению с другими формами отдыха увеличивается. Нередко (особенно около водоемов) рекреанты на колесах устраивают целые «городки», состоящие из 5-10 палаток. Отдых носит долговременный характер - от 2 недель до 1,5 месяцев.

В Рязанской Мещере встречается пешеходный, велосипедный и конный туризм.

Пешеходные маршруты проходят в основном вдоль рек Пра и Бужа: Неклюдово

- река; Поль - Мезиновский; Абакумов -Мокрое; Асерхово - река Бужа - река Поль -Мезиновский; веломаршруты: Тума - Се-редниково - Кривандино - Мищеронский -Собинка; Владимир - Коняево - Асерхово, Рязань - Солотча - Ольгино - Спас-Кле-пики. Маршруты конного туризма: Клепики

- Горки - Деулино - Брыкин Бор.

Организованным ночлегом и отдыхом обеспечена меньшая часть отдыхающих, и большая часть рекреантов посещает леса неорганизованно. Наиболее распространенной являются добывательская форма и туризм (водный, пеший, автомобильный и т.д.). Характерно развитие бездорожной формы рекреации (прогулки, наблюдения за животными, знакомство с памятными местами).

При переходе от бездорожной к бивуачной форме рекреации с возрастанием

социальной полезности увеличивается экологическая вредность (повреждение различных компонентов лесных биогеоценозов) рекреационного лесопользования. Корреляционный анализ результатов исследований по формам отдыха, приведенный в табл. 1, показывает связи, возникающие в рекреационном лесу. Рекреационное воздействие оказывает влияние на все компоненты лесных насаждений. А изменение в одном из компонентов леса может привести к изменению всей системы, так как тип леса рассматривался, по В.Н. Сукачеву [6], на биогеоценоз-ном уровне.

В лесных экосистемах возникают процессы, получившие название рекреационной дигрессии. В результате рекреации изменяются состав и структура насаждений (повреждения деревьев иногда до прекращения роста), нарушаются связи в лесном биогеоценозе, что приводит к снижению прироста насаждений, ухудшению санитарного состояния и полной их деградации. Под воздействием рекреационных нагрузок изменяются также некоторые свойства почв.

По нашим данным, на интенсивно посещаемых участках уплотняется и несколько уменьшается подзолистый горизонт при 1 стадии дигрессии 0,93 ± 0,03 г/см3 до 1,74 ± 0,02 г/см3 при 5 стадии дигрессии.

В лесах Рязанской Мещеры, как и в других регионах России, наиболее чувствительные к рекреационным нагрузкам лесные растения сменились на растения, нехарактерные для леса. При интенсивном рекреационном лесопользовании в мещерских лесах наблюдается сближение различных типов растительности. Травянистая растительность, характерная для коренных типов леса, сменяется сорной растительностью, возрастание рекреационного воздействия сопрово-

ждается увеличением вытаптывания напочвенного покрова, образуются места, где живой напочвенный покров отсутствует полностью (выбитые участки до минеральной части почвы) или представлен одним - двумя видами, нетипичными для леса. Особенно нарушенными являются участки в пределах 50 м. от рек и озер. Здесь отмечены: повреждения напочвенного покрова, выбивание почвы до минеральной части, места кострищ с выжженным напочвенным покровом, образовавшиеся углубления (колеи) до 0,75 м и срубленные поврежденные деревья, отсутствие жизнеспособного подроста, подлеска, наличие мусора, что косвенно способствует увеличению пожарной опасности. Из-за близости к водоему отдыхающие часто нарушают правила пожарной безопасности, по этой причине нередки пожары, возникающие по вине водных туристов. Значительный рекреационный поток приходится на прибрежные ландшафты рек Пра, Кадь, Белая и множество озер, поэтому они имеют достаточную уязвимость, небольшую рекреационную емкость и низкую способность к самовосстановлению. В то время как прослеживается увеличение площади деградирующих участков (табл. 2), мероприятий по восстановлению или хотя бы ограничению их рекреационного пользования в парке не проводится.

Очагами разрушения природных ландшафтов являются стоянки и места ночлега. В связи с дефицитом дров увеличивается использование растущего леса. Из-за

вытоптанности и сильной захламленности берегов отдыхающие меняют места стоянок. В процесс дигрессии включаются новые участки леса. А так как в районе исследований развита дорожно-тропиночная сеть, рек-реанты без особых трудностей попадают в любой уголок леса. При посещении леса автотуристами повреждения леса значительно увеличивается. Они делятся на несколько групп: повреждение почвы, подроста, подлеска, древостоя, наличие захламленности; повышается скорость развития дигрессион-ных процессов от низких к высшим степеням. Под неорганизованным воздействием рекреации происходят негативные изменения в лесной среде (табл. 3).

Прослеживается увеличение повреждаемости подроста и подлеска. Повреждение растущих деревьев встречается вблизи стоянок и по пути следования туристов. С увеличением площадей нарушенных участков возрастает и поврежденность деревьев (г = 0,5300 - 0,6803). Связь стадий дигрессии с типом леса (г = 0,5614 - 0,7527) показывает, что высокие степени нарушенности лесных биогеоценозов отмечены в сосняках злаковых, сложных. Получены статистические уравнения, учитывающие тип леса, полноту, нарушенность (стадии дигрессии): усф. = - 25 г2 + 20х + 1; у зл. = - 6,2х + 5,96; у зл. = 0,2г2,

где: у - тип леса; х - полнота;

2 - нарушенность (стадии дигрессии).

Таблица 2

Характеристика площадей нарушенных участков

Характеристика участка Изменение нарушенности по годам выбитая площадь, га / стадии дигрессии

1993 1994 1995 1996 1997 1998

Сосняк черничный, 7С3Б., Полнота 0,80, Кл. уст. 1 0,005 1 0,09 4 0,185 5 0,38 5 0,45 5 0,518 5

Сосняк брусничный, 10С, Полнота 0,75, Кл. уст.1 0,015 1 0,023 2 0,24 5 0,285 5 0,42 5 0,54 5

Таблица 3

Изменение лесоводственно-таксационных показателей по стадиям дигрессии

3 н Год исследований а н н (D л Высота, м. Кол-во деревьев fr н

ä ч у £ Тип леса Состав о н л о С Н аст р со О В S с « уч. га. п п s н s д н О о у «

2 1982 1994 1998 Сосняк брусничный Сосняк брусничный Сосняк зеленомошный 8С2С 0,8 0,7 0,5 70 85 89 32,1 36,3 36,5 21,1 23,5 23,9 47 32 23 785 550 385 закр. пол. пол. 1 1 5 1 1

9 1982 1994 1998 Сосняк брусничный Сосняк брусничный Сосняк бруснично-зеленомошный 10С 10С+Б 10С+Б 0,7 0,7 0,5 27 41 45 10 12.4 12.5 9,0 13,0 13,4 70 54 48 1154 864 768 закр. закр. закр. 1 3 4 1 1

18 1982 1994 1998 Сосняк ченничный 4С4Б1Ос1Д 0,6 0,5 0,5 65 80 85 26.3 30.4 30.5 22,1 24,0 24,4 35 26 18 561 416 288 закр. пол. пол. 1 3 4 1 1

31 1982 1994 1998 Сосняк ченничный Сосняк ченничный Сосняк ченнично-зеленомошный 7С3Б 0,7 0,7 0,5 55 70 74 24,2 28,5 28,7 20,1 24,3 24,7 54 29 24 842 480 401 закр. закр. пол. 1 1 4 1 1 3

Возрастание стадий дигрессии сопровождается ростом числа кострищ и повреждений деревьев. Степень поврежденности лесных биогеоценозов зависит от форм рекреации, посещаемости. Сильно нарушенные участки встречаются при водном туризме и бивуачной форме рекреации. Основная причина этого - неорганизованный и массовый характер рекреационного лесопользования.

Для большинства рекреационных лесов Мещеры, как и для других регионов России, характерно естественное противоречие лесного биогеоценоза, с одной стороны, и человека (рекреационные нагрузки) - с другой стороны. Для устранения этих противоречий необходимо усилить устойчивость лесов и снизить воздействие рекреационных нагрузок.

Результаты исследований позволили сделать вывод о том, что лесам Рязанской Мещеры необходимо разработать систему мероприятий лесохозяйственных, лесокуль-турных и других (регулирование или прекращение посещения, подсев трав, подсадка

кустарников и саженцев деревьев), направленных к снижению рекреационной нару-шенности и усилению устойчивости насаждений.

Библиографический список

1. Веселин Б.В. Ведение хозяйства в лесах рекреационного назначения // Лесное хоз-во.- № 6. -1988.- С. 19-20.

2. Мелехов И.С. Значение и использование леса как составной части окружающей среды: Учебное пособие. - М.: 1977.

3. Рысин Л.П. Методологические основы оптимизации рекреационного лесопользования на примере лесов Подмосковья // Оптимизация рекреационного лесопользования. - М., 1990.- С. 6-15.

4. Тарасов А.И. Рекреационное лесопользование. -М.: Агропромиздат, 1986. - 176 с.

5. Ханбеков Р.И. Изучение динамики биогеоценозов в лесах зеленых зон: Методические рекомендации.- М.: ВНИИЛМ, 1980.- 32 с.

6. Сукачев В.Н. Основные понятия лесной биогео-ценологии // Основы лесной биогеоценологии. -М., Наука, 1964. - С. 5-49.

7. Allensbacher Jahzbuchden Demoskopie. Wien: Fnitz Moiden, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.