Научная статья на тему 'ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / ВНЕШНИЕ СВЯЗИ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / FORMS OF IMPLEMENTATION / EXTERNAL RELATIONS / REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гросфельд Е.В., Ходосов Т.Н.

Статья посвящена исследованию форм реализации и перспектив развития внешних связей Республики Крым в современных условиях. Дается оценка экономических эффектов политических шагов российского правительства по продвижению Крыма в экономическое и правовое пространство Российской Федерации. С точки зрения авторов, данная интеграция стала важным событием в мировой политике, существенно изменившим поле международных отношений и «правила игры». Показано, как крымские события изменили вектор развития российской политики в контексте внутригосударственной жизни и в рамках международного сообщества. Показано что интеграция Крыма становится важной фигурой в российском политическом дискурсе, связывая между собой внешнюю и внутреннюю политику современной России. В результате регулярных мониторингов обнаружены определенные проблемы и противоречия. В частности, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на внутрирегиональную ситуацию, являются внешние условия. Внешнеполитические игроки из стран т.н. «большой семерки» пытаются сохранить в мировой повестке дня определение Крыма как объекта «территориального спора», что сопровождается жестким санкционным режимом. Вместе с тем крымское региональное сообщество испытывает определенные трудности из-за действий, предпринимаемых высшим политическим руководством Украины в целях блокады Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF REALIZATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF EXTERNAL RELATIONS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the study of forms of realization and prospects of development of external relations of the Republic of Crimea in modern conditions. The article assesses the economic effects of the Russian government's political steps to promote Crimea into the economic and legal space of the Russian Federation. From the authors ' point of view, this integration has become an important event in world politics, significantly changing the field of international relations and the "rules of the game". It is shown how the Crimean events changed the vector of development of Russian policy in the context of domestic life and within the international community. It is shown that the integration of Crimea becomes an important figure in the Russian political discourse, linking the foreign and domestic policy of modern Russia. As a result of regular monitoring, certain problems and contradictions were found. In particular, one of the most important factors influencing the intraregional situation is the external environment. Foreign policy players from the so-called "big seven" countries are trying to keep the definition of Crimea as an object of "territorial dispute" on the world agenda, which is accompanied by a tough sanctions regime. At the same time, the Crimean regional community is experiencing some difficulties due to the actions taken by the highest political leadership of Ukraine in order to blockade Crimea.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

ПОЛИТОЛОГИЯ ♦ ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 4. С 104-114

УДК-339.9

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Гросфельд Е.В., Ходосов Т.Н.

Крымский федеральный университет им В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российкая Федерация

E-mail: alesrosffimail ru

Статья посвящена исследованию форм реализации и перспектив развития внешних связей Республики Крым в современных условиях. Дается оценка экономических эффектов политических шагов российского правительства по продвижению Крыма в экономическое и правовое пространство Российской Федерации. С точки зрения авторов, данная интеграция стала важным событием в мировой политике, существенно изменившим поле международных отношений и «правила игры». Показано, как крымские события изменили вектор развития российской политики в контексте внутригосударственной жизни и в рамках международного сообщества. Показано что интеграция Крыма становится важной фигурой в российском политическом дискурсе, связывая между собой внешнюю и внутреннюю политику современной России. В результате регулярных мониторингов обнаружены определенные проблемы и противоречия. В частности, одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на внутрирегиональную ситуацию, являются внешние условия. Внешнеполитические игроки из стран т.н. «большой семерки» пытаются сохранить в мировой повестке дня определение Крыма как объекта «территориального спора», что сопровождается жестким санкционным режимом. Вместе с тем крымское региональное сообщество испытывает определенные трудности из-за действий, предпринимаемых высшим политическим руководством Украины в целях блокады Крыма.

Ключевые слова: формы реализации, внешние связи, Республика Крым.

Актуальностьуказанной проблематики очевидна, поскольку политическим руководством Украины и лидерами разного рода экстремистских организаций на протяжениипоследнихпяти лет в отношении Крыма предпринимается политика целенаправленного дезинформационного воздействия, а также попытки разведывательной и диверсионной деятельности с целью «раскачки» и провоцирования конфликтов в регионе. Это, в свою очередь, стимулирует поддержание режима повышенной готовности правоохранительных органов и специальных служб РФ для предотвращения шпионажа, деятельности диверсионных групп и негативного внешнего воздействия на ситуацию в регионе.

Указанные сложности и блокада полуострова со стороны Украины создают трудности для ведения внешней экономической деятельности и привлечения туристических потоков, что, в свою очередь, предопределяет дотационный характер отношений Республики Крым с федеральным центром. Поступления из федерального бюджета дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных

трансфертов в значительной части идут на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». Так, в первой половине 2018 г. благодаря реализации ФЦП были введены в эксплуатацию новый международный терминал аэропорта в Симферополе и мост через Керченский пролив[1, С. 5].

Цельюданнойстатьиявляетсяисследованиеформ реализации и перспектив развитиявнешнихсвязейРеспубликиКрым в современныхусловиях.

Учитывая политические и экономические ограничения со стороны иностранных государств в настоящее время органы государственной власти Республики Крым, согласно законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Крым, осуществляют международные и внешнеэкономические связи через следующие формы их реализации:

1. Государственная власть Республики Крым взаимодействует с Правительством Российской Федерации и иными профильными федеральными государственными органами исполнительной власти (МИД России, Министерство экономического развития Российской Федерации и др.) по вопросам учета интересов Республики Крым во внешней политике Российской Федерации и получения государственной поддержки на международной арене при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

2. Активная международная политическая деятельность Республики Крым в качестве формы реализации внешних связей представлена слабо по причине политических ограничений, в то время как внешнеэкономическая деятельность Республики Крым, несмотря на введённые экономические ограничения, является одной из самых эффективных форм реализации внешних связей. Этому способствует создание свободной экономической зоны на территориях РеспубликиКрыми городафедеральногозначения Севастополя.

3. Подписание и имплементация международных соглашений, как одна из форм реализации внешних связей Республики Крым, представлены пока еще слабо по причине политических ограничений. Однако, данная форма реализации внешних связей используется государственными органами власти Республики Крым с согласия Правительства Российской Федерации (например, Соглашение между Республикой Крым и Республикой Абхазия о торгово-экономическом, научно-техническом и гуманитарном сотрудничестве).

4. Участие в деятельности международных объединений как форма реализации внешних связей Республики Крым представлено достаточно слабо по причине политических ограничений, однако, представители государственной власти Республики Крым при поддержке федеральных властей Российской

Федерации предпринимают попытки участия в деятельности международных объединений.

5. Представители государственной власти Республики Крым принимают участие в международных мероприятиях (в том числе выставочных) и, в рамках этих мероприятий, активно осуществляют презентационную деятельность с целью формирование имиджа Республики Крым в глазах мировой общественности и признание её статуса как участника международного сообщества.

6. Государственные органы исполнительной власти Республики Крым подписывают Соглашения с соответствующими государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например Совет министров Республики Крым подписал Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве с главными государственными органами исполнительной власти 54 субъектов Российской Федерации).

7. Партнёрство городов как одна из форм реализации внешних связей, активно поддерживается государственной властью Республики Крым (например,Меморандум о сотрудничестве между Керченским городским советом Республики Крым (Российская Федерация) и Муниципалитетом провинции Реджо-Калабрия (Итальянская Республика) от 28 ноября 2014 года, Соглашение о сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Симферополь(Российская Федерация)и мэрией города Александруполис(Греческая Республика) от 19 февраля 2016 года, Меморандум о сотрудничестве междумуниципальным образованием городской округ Симферополь(Российская Федерация) и муниципалитетом города Падуя (область Венето, Итальянская Республика) от 14 октября 2016 года, Меморандум о дружбе и сотрудничестве между муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым (Российская Федерация) и муниципалитетом города Аспропиргос (Греческая Республика). В настоящее время у Симферополя 9 иностранных городов-побратимов: итальянский город Падуя, американский Сейлем, венгерский Кечкемет, немецкий Хайдельберг, турецкие Бурса и Эскишехир, болгарский Русе, израильский Ашкелон, а также Донецк).

8. Иные формы реализации внешних связей Республики Крым (межпарламентское сотрудничество, сотрудничество в области образования и подготовки кадров, науки, культуры, охраны окружающей среды) в настоящий момент представлены недостаточно также по причине политических и экономических ограничений.

9. Развитие форм международного взаимодействия регионов, в том числе трансграничное сотрудничество в настоящее время для Республики Крым затруднено в результате направленной

против России санкционной политики стран Запада, включая Евросоюз. Это привело к формированию сложной ситуации в части развития финансовой деятельности, информационных и транспортных коммуникаций, наблюдается ряд сложностей в развитии международных связей. Однако, несмотря на давление извне, Республика Крым при активном содействии федеральных органов власти, успешно осуществляет интеграцию в правовое и экономическое поле России и активно развивает международные связи.

Несмотря на жесткий санкционный режим, установленный в отношении Крыма, предпринимаются успешные инициативы установления прочных внешних связей и сотрудничества, о чем свидетельствуют многочисленные факты международных мероприятий, проведенных в Крыму, а также количественные показатели иностранных участников и заключенных договоров. Ведется неустанная работа для преодоления блокады Крыма в информационном, экономическом и правовом направлениях. Происходит активный поиск форм международного сотрудничества, позволяющих преодолеть санкции.

Одной из крупнейших коммуникационных площадок является Ялтинский международный экономический форум, который с каждым годом становится все более представительным по составу участников. В 2019 году участие в форуме приняли 4564 человек - в полтора раза больше, чем в 2018 году. ЯМЭФ посетили 807 иностранных делегатов из 89 стран мира, в том числе из Италии, Франции, Великобритании, Бельгии, Швеции, Польши, Чехии, Латвии, США, Турции, Ирака, Ирана, Китая, Индии, Никарагуа, Украины и других. В 2019 году в Форуме участвовали делегации Республики Абхазия и Республики Южная Осетия во главе с президентом Анатолием Бибиловым.Также на площадках Форума работала многочисленная делегация Донецкой народной республики во главе с Денисом Пушилиным.Впервые форум посетили гости из Хорватии, Люксембурга, Австралии, Аргентины, Гватемалы, Судана, Сьерра-Леоне, Габона, а также непризнанного Сомалилэнда.Самыми многочисленными оказались делегации из Германии, Италии, Сирии, Франции, Бельгии и Никарагуа. Почетными гостями V Ялтинского международного экономического форума стали делегации Сирийской Арабской Республики и Франции - от каждой из стран прибыли более 50 политиков и представителей бизнеса. Почетными гостями форума были объявлены и две региональные делегации: из Санкт-Петербурга и Республики Башкортостан, делегацию которой возглавил руководитель региона Радий Хабиров.

Африканский континент на форуме представляли 72 делегата, в числе которых 36 парламентариев, лидеров политических партий, высокопоставленных чиновников и предпринимателей из 31 страны: Сьерра-Леоне, Бенина, Бурунди, Демократической Республики Конго, Египта, Зимбабве, Мали, Нигера, Республики Кабо-Верде, Сенегала, Судана, Туниса, Чада, ЮАР и других стран.Латинская Америка направила более 30 высокопоставленных политиков, включая действующих депутатов, министров, а также лидеров общественного мнения из

Мексики, Венесуэлы, Уругвая, Никарагуа, Кубы, Чили, Бразилии, Аргентины, Колумбии, Перу и других стран.

По итогам V Ялтинского международного экономического форума было подписано 102 документа на общую сумму 215 млрд рублей. Таким образом, форум превзошел результаты работы в 2018 году. Совет Министров Крыма утвердил 10 меморандумов о намерениях на общую сумму 44 млрд рублей. С правительством Республики Крым и Корпорацией развития Республики Крым было заключено 8 соглашений о взаимодействии по реализации инвестиционных проектов, в рамках которых планируется привлечь инвестиции в размере около 8 млрд рублей. Реализация соглашений позволит создать 1730 рабочих мест. Самые крупные инвестиционные проекты планируются реализовать в сельском хозяйстве, туризме и ГГ-сфере.Четыре соглашения были заключены в сфере переработки пищевой промышленности. В частности, запланирована реализация следующих инвестиционных проектов: создание агропромышленного комбината по переработке плодоовощной продукции и производству консервов, создание пяти заводов по производству кваса, комплекса по лиофилизации продукции на территории пищевого промышленного парка «Крымское золото», строительство завода по выпуску кофе, цикория и какао. Общая сумма инвестиций по проектам достигает 3,25 млрд рублей. Заключены соглашения о строительстве жилого комплекса в городе Ялта и водноспортивного оздоровительного комплекса «Золотой пляж».В ходе Форума был заключен меморандум о взаимопонимании с компанией BCGCM BahrainAdvisory (Королевство Бахрейн), согласно которому стороны будут способствовать расширению деловых контактов между предприятиями, организациями, фирмами и предпринимателями России и Королевства Бахрейн.

Были подписаны соглашения о побратимстве городов Цхинвал (Республика Южная Осетия) и Керчь, межправительственные соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между Республикой Крым и Республикой Южная Осетия, а также ряд других соглашений [2].

Особое внимание на форуме уделялось проблеме санкций, в том числе и проблемам практического, финансового свойства, которые возникают по причине ограничений, накладываемых на Крым и Россию, в том числе такие проблемы возникают и у европейских предпринимателей.Так, норвежский бизнесмен Хендрик Вебер обозначил проблему невозможности доставить европейских туристов на полуостров: «Турфирму я открыл. Мы уже некоторых туристов привозили в Санкт-Петербург, Москву, но в Крым пока еще никто не ездил, потому что мы столкнулись с проблемами. Из-за санкций есть большие проблемы. Не разрешено приезжать в Крым пока что». По словам коммерсанта, проблемы постепенно решаются, но острых и проблемных вопросов «пока много».Кстати, это одно из многих подобных высказываний. Суть же их сводится к тому, что санкции европейских стран мешают европейскому же бизнесу[3].

С другой стороны, намечаются более тесные экономические связи между Сирией и Донецкой Народной Республикой. Так, глава ДНР Денис Пушилин

сделал заявление о том, что из ДНР готовы начать поставки в Сирию ряда необходимых для восстановления страны товаров. По словам Пушилина, «уголь, металлоконструкции. Это то, что обсуждалось. Здесь больше пока контактов на уровне бизнеса». Следует отметить, что в качестве транзитной территории для этих поставок рассматривается именно Крым.

О Крыме и о жизни на полуострове говорил и французский политик, член партии «Национальное освобождение» Жульен Рошеди. По его словам, «западная пропаганда, в частности американская, показывает Россию как врага... Россия считает, что она отправляет миру послание, но на самом деле это послание не доходит до европейской общественности. Например, во Франции считают, что в Крыму на самом деле война, что тут ужасная ситуация, что люди убивают друг друга на улицах. Они совсем не знают, что такое Крым и что тут происходит. Россия должна больше рассказывать о том, что здесь происходит, потому что мы не получаем реальной информации».Кстати, по словам Ж. Рошеди, отношение к России в массовом сознании французской молодежи также постепенно улучшается. И Россия очень многими воспринимается как союзник: «Французская молодежь не понимает, каким может быть врагом Россия, потому что они считают, что больший враг — это терроризм. Для Европы Россия кажется союзником, даже другом. Что позволило изменить отношение к России в умах французской молодежи? А врагом стал, как ни парадоксально, Дональд Трамп. Во Франции и Западной Европе очень любили Барака Обаму и Америку в целом, а Дональд Трамп создал себе очень неприятный имидж во французских СМИ. Поэтому французы сейчас не очень хорошо воспринимают политику Трампа в отношении России».При этом французский политик, говоря об экономических отношениях двух стран в свете санкций, отметил, что «мы всегда находим способы обходить санкции. Эти способы находят как российские, так и французские компании. Французские компании опять приходят в Крым, и французские власти знают об этом, но закрывают на это глаза. Ситуация смешная, очень много лицемерия вокруг этих санкций. Все понимают, что Крым - российский и компании должны продолжать работу, поэтому все находят лазейки» [3].

В свою очередь, делегат из США, юрист Джулиан Лоуэнфельд также коснулся темы «информационной изоляции Крыма» в американских СМИ. По его мнению, властям Крыма нужно активнее демонстрировать всему миру реальную жизнь на полуострове: «Неявка в суд влечет за собой поражение. Есть суд общественного мнения в моей стране, на Западе. Вас там нет. Кроме как военная оккупация Крыма, кроме этого, не говорят ничего (на Западе. - Ред.), потому что вы не показываете этого. Нужно приглашать людей сюда» [3].

По мнению ряда экспертов, начиная с 2014 года республика показывает рост - сначала осторожный, а в прошлом году - очень оптимистичный, на уровне 10%. Это говорит не только о потенциале Крыма, но и об эффективности предпринятых правительством мер.Введение антироссийских санкций подтолкнуло правительство РФ к давно ожидаемому шагу - курсу на импортозамещение. Среди других регионов именно для Крыма подход оказался самым приемлемым - и тоже в силу вынужденных причин: для представителей подавляющего большинства

иностранных государств полуостров стал запретной территорией, а ведение бизнеса

- незаконным.Правда, пока иностранный бизнес подсчитывает убытки от антироссийских мер, иностранцы осваивают нашу terraincognita самостоятельно. «Крым становится популярнее за пределами России. Конечно, это в первую очередь страны бывшего союза, но не так давно к нам в санаторий «Дюльбер» приезжали «народные дипломаты» из США, Великобритании, Швеции, а санаторий «Ай-Петри» можно по праву назвать международным: уже в этом году его посетили граждане Азербайджана, Казахстана, Китая, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Эстонии», - говорит представителя сети «Курорты Крыма» Антон Вертунцов. Представитель сети признается: «Санкции скорее сыграли нам на руку». И с ним согласны те, кто пришел работать в Крым на свободные ниши либо сохранился в единственном экземпляре. В 2014-м казалось, что вслед за отказом гигантов IT-индустрии работать с крымскими пользователями, последуют и вполне материальные ограничения - по электронике, автомобилям и т.д. Но все опасения локализовались в отдельные примеры. Ни один высокотехнологичный бренд, включая Apple и Samsung, не говоря уже о китайских «монстрах», не блокировал работу своей техники в Крыму. На авторынке ситуация не столь однозначна, но примеры категоричного ухода - на перечет. Из очевидных -пропал автосалон RangeRover: компания LandRover попросту отключила крымчан от своего программного обеспечения [4].

По словам вице-премьера - министра финансов Крыма Ирины Кивико, санкции действительно оказали стимулирующее влияние на экономику республики, что подтверждается цифрами. «Можно без преувеличения сказать, что за пять лет Крым сделал значительные успехи в экономическом развитии. Объем валового регионального продукта (ВРП) вырос в 1,3 раза в сопоставимых ценах, причем лучшие показатели мы фиксировали в прошлом году - прирост более, чем на 10%. Это даёт нам основание ожидать в перспективе экономический рост на уровне не менее 4-5% ежегодно, - рассказала Кивико. - У республики сейчас есть для этого все предпосылки, я имею в виду обеспечение транспортной доступности региона с вводом в эксплуатацию нового аэропорта и моста через Керченский пролив. решение проблем энергодефицита благодаря строительству энергомоста и новых генерирующих ТЭС в Симферополе и Севастополе. Кроме того, крымские производители адаптировались к новым условиям, наладили деловые контакты, нашли перспективные направления для развития. Промышленные предприятия смогли заняться модернизацией и техническим перевооружением. Это позволило обновить материальную базу и существенно улучшить конкурентные позиции крымских товаропроизводителей. В результате за пять лет объём промышленного производства вырос в 1,9 раза». «Привлечению инвесторов в Крым способствует свободная экономическая зона, дающая преференции ведения бизнеса, в частности

- применение пониженных тарифов страховых взносов, налоговые льготы, беспошлинный ввоз импортного оборудования для реализации инвестпроектов. На сегодня в СЭЗ зарегистрировано 1 286 участников, планирующих вложить в экономику Крыма более 126,9 млрд рублей инвестиций и создать около 37,5 тысяч новых рабочих мест. В их числе есть и с иностранным капиталом. Мы сознательно

не озвучиваем все их, чтобы не помешать реализации проектов», - говорит Ирина Кивико. Бизнес ищет и находит пути выхода из сложных условий, несмотря на санкции. «Это подтверждается увеличением количества стран, с которыми у республики налажены деловые отношения. Крымские субъекты проводят внешнеэкономические операции с партнерами из 60 стран мира. Причем по мере снижения активности в торговле с ЕС, она выросла со странами ЕАЭС. Крымские товары поставляются в 26 государств, в том числе на Украину, в Индию, Китай, Египет, Белоруссию. Импортные товары в Крым ввозят из 52 стран, среди которых лидируют Белоруссия, Китай, Италия, Украина и Испания», - перечисляет вице-премьер [4].

Среди экономических организаций Республики Крым, деятельность которых направлена на развитие международных связей, прежде всего стоит выделить Торгово-промышленную палату Крыма (далее - ТПП Крыма), которая объединяет юридические лица, физические лица-предпринимателей, а также их объединения, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Республики Крым. Основной функцией Торгово-промышленной палаты Крыма является защита прав предпринимателей в том числе и за рубежом. Одной из основных задач ТПП Крыма заявлено содействие развитию внешнеэкономических связей, экспорта российских товаров и услуг, предоставление практической помощи крымским предпринимателям в проведении торгово-экономических операций на внешних рынках, освоении новых форм сотрудничества. Исходя из функций и задач, ТПП Крыма активно содействует развитию внешнеэкономических связей путём организации деловых встреч, конференций и переговоров, проведения экспертизы внешнеторговых контрактов, предоставления услуг таможенного брокера, определения кода по российскому классификатору внешнеэкономической деятельности, а также путём организации и проведения выставок, ярмарок в Крыму, на территории Российской Федерации и за рубежом. Прилагаются целенаправленные усилия по недопущению международной изоляции Крыма. На полуостров активно приезжают делегации политиков, научных и религиозных деятелей из Франции, Германии, Сербии, Турции, Китая, Индии и ряда других государств.

Деятельность политических организаций (политических партий, объединений и профсоюзов) действующих на территории Республики Крым на современном этапе слабо направлена на развитие международных связей. Основной причиной данного факта служат политические ограничения, а именно -непризнание легитимности выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственный Совет Республики Крым, а также непризнание полномочий членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, назначенных от Республики Крым.

Общественные организации Республики Крым проводят более активную деятельность, направленную на развитие международных связей. Учитывая все сложности положения Республики Крым предпринимаются активные шаги по доведении до международной общественности информации о реальном положении дел путем культурного взаимодействия используя механизмы народной

(общественной) дипломатии. В настоящее время, народная дипломатия является, по сути, единственным резервом для преодоления информационной блокады. Со стороны правительства предпринимаются целенаправленные шаги для выработки на республиканском уровне единой стратегии с использованием механизмов народной (общественной) дипломатии. К данному процессу активно привлекаются общественные организации, такие как «Региональная немецкая национально-культурная автономия РК», которые уже имеют опыт в реализации названных механизмов. Территорию Республики Крым при участии НКА посетили делегации из Германии и Австрии. Кроме того, немецким обществом реализуются проекты «Народная дипломатия «Взаимопонимание между народами. Укрепление образа Крыма как территории мира и согласия», а также проект «Народная дипломатия «Гражданам Европы - истина о Крыме. Реальность против мифов», которые реализовываются при государственной поддержке. Межрегиональная общественная организация «Всекрымский еврейский конгресс» (ВЕК) принимала участие в презентации инвестиционного культурного и туристического потенциала РК в Тель-Авиве. ВЕК при участии армянских и греческих НКА проводили встречу с сербской делегацией, в лице Демократической партии Сербии, в рамках подготовки к Международной конференции «Многонациональный Крым в современном международном контексте». Все это лишь малая часть примеров активного развития и установления международных культурных связей, описательная часть которых не входит в цель данного исследования, однако, наглядно демонстрирует интенсивность развития данного направления.

В Республике Крым функционирует Крымское республиканское учреждение «Дом дружбы», в котором функционирует несколько НКА. НКА принимают активное участие в ежегодных общероссийских, общекрымских мероприятиях.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно отметить, что в условиях политических и экономических ограничений, а также непризнания Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации со стороны большинства стран-членов ООН, представляются перспективными внешние связи Республики Крым, направленные в первую очередь на признание факта воссоединения Крыма с Россией, которое произошло демократичным путём в полном соответствии с международным законодательством. А именно:

1. Использование потенциала свободной экономической зоны, созданной на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь, для привлечения прямых иностранных инвестиций в обход экономических ограничений, а также для привлечения иностранных компаний для реализации проектов на территории Республики Крым.

2. Восстановление партнёрских отношений (заключённых до марта 2014 года) муниципальных образований Республики Крым с муниципальными образованиями иностранных государств. А также содействие дальнейшему развитию партнёрства городов Республики Крым с городами иностранных государств.

3. Презентация экономического, инвестиционного и туристического потенциалов Республики Крым на международных выставках как части экспозиции Российской Федерации.

4. Установление партнёрских отношений научных, образовательных и культурных учреждений Республики Крым с соответствующими учреждениями и\или организациями иностранных государств. Содействие со стороны федеральных органов государственной исполнительной власти Российской Федерации признанию дипломов высших учебных заведений, расположенных на территории Республики Крым, в государствах, граждане которых обучаются на территории Республики Крым.

5. Распространение в иностранных СМИ информации о реальном положении дел в Республике Крым как части Российской Федерации.

6. Работа с соотечественниками, проживающими за рубежом.

7. Содействие деятельности национально-культурных автономий народов Крыма, подвергающихся дискриминации по причине нелегитимной политики санкций со стороны стран ЕС, в части установления ими тесных культурных связей со странами их исторического происхождения в рамках народной дипломатии.

Список литературы:

1. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крыму. Экспертный доклад за первое полугодие 2018 года / Ред. Сенюшкина Т. А., Степанов В. В., Старченко Р.А. - Москва-Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. - 63 с.

2. Итоги V Ялтинского международного экономического форума. URL: http://forumyalta.com/news/261/ (Дата обращения: 18.11.2019).

3. Итоги ЯМЭФ-2019: основные решения и главные заявления. URL: https://www.pravda.ru/economics/1413747jalta/https://www.pravda.ru/economics/1413747-jalta/ (Дата обращения: 20.11.2019).

4. Антироссийские санкции и Крым: кто кого? URL: http://www.c-inform.info/comments/id/414. (Дата обращения: 20.11.2019).

Grosfeld E.V., Khodosov T.N. Forms of Realization and Prospects of Development of External Relations of the Republic of Crimea in Modern Conditions // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2019. - Vol. 5 (71). - № 4. - P. 104-114.

The article is devoted to the study of forms of realization and prospects of development of external relations of the Republic of Crimea in modern conditions. The article assesses the economic effects of the Russian government's political steps to promote Crimea into the economic and legal space of the Russian Federation. From the authors ' point of view, this integration has become an important event in world politics, significantly changing the field of international relations and the "rules of the game". It is shown how the Crimean events changed the vector of development of Russian policy in the context of domestic life and within the international community. It is shown that the integration of Crimea becomes an important figure in the Russian political discourse, linking the foreign and domestic policy of modern Russia. As a result of regular monitoring, certain problems and contradictions were found. In particular, one of the most important factors

influencing the intraregional situation is the external environment. Foreign policy players from the so-called "big seven" countries are trying to keep the definition of Crimea as an object of "territorial dispute" on the world agenda, which is accompanied by a tough sanctions regime. At the same time, the Crimean regional community is experiencing some difficulties due to the actions taken by the highest political leadership of Ukraine in order to blockade Crimea.

Keywords: forms of implementation, external relations, Republic of Crimea.

References

1. Mezhetnicheskie otnosheniya i religioznaya situatsiya v Krymu. Ekspertnyi doklad za pervoe polugodie 2018 goda [Interethic Relations and Religious Situation in Crimea. Expert Report for the First Half of 2018] Edited by Senyushkina T. A., Stepanov V. V., Starchenko R.A. Moscow-Simferopol', PH ARIAL, 2018, 63 p.

2. Itogi V Yaltinskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma [Results of the V Yalta International Economic Forum]. URL: http://forumyalta.com/news/261/ (Accessed: 18.11.2019)

3. Itogi YaMEF-2019: osnovnye resheniya i glavnye zayavleniya [Results of Yalta International Economic Forum: Major Decisions and Major Statements]. URL:https://www.pravda.ru/economics/1413747jalta/https://www.pravda.ru/economics/1413747-jalta/ (Accessed: 20.11.2019)

4. Antirossiiskie sanktsii i Krym: kto kogo? [Anti-russian Sanctions and Crimea: who will win]. URL: http://www.c-inform.info/comments/id/414. (Accessed: 20.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.