Научная статья на тему 'Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями'

Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11582
1205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ / ИНВАЛИДЫ В МУЗЕЕ / АРТ-ТЕРАПИЯ / CULTURAL-EDUCATIONAL ACTIVITY IN A MUSEUM / INVALIDS IN A MUSEUM / ART-THERAPY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ашаева Светлана Васильевна

В статье исследуются проекты, в результате реализации которых создаются новые условия для восприятия музейной среды, творческого развития детей и преодоления социокультурной изоляции людей с ограниченными возможностями. В основу легли различные подходы исследователей и практиков в области музейного дела и арт-терапии России и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The forms of work with disable people in a museum

The investigation of the projects in thisarticle have о result of which realizations arc created new conditions for perception of the museum environment, creative development of children and overcoming social and cultural isolation of people with the limited possibilities. Various approaches of researchers and experts ol the field of museum business and art-therapy of Russia and foreign countries have laid down in the basis.

Текст научной работы на тему «Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями»

Библиографический список

1. Фрейлих. С.И. Теория кино / С.И. Фрейлих. — М.: Академия. 2002. - С. 86.

2. Ратников, Г.В. Жанровая природа фильма/Г.В. Ратников. — Минск. 1990. - С. 169.

3. Пейцман, Е. Очерки философии кино / Е. Вейцмап. — М.: Искусство, 1978. - С. 196.

4 Фрейлих, С.И.Теория кино/С.И. Фрейлих. - М., 2004. -С. 51.

5. Михайлова, Г.И. Традиции народного кинотворчестиа в Сибири /Г.И. Михайлова // Народная культура Сибири; отв. ред. 11.М. Генова. - Омск. 2002. - Ч. 2. - С. 167 - 215.

6. Соболев. Р.ГТ. Что такое язык кино? / Р.П. Соболев. - М.: Искусство - 1983. - С. 37.

7. Ждан, В.В. Эстетика фильма/В.В.Жл#м*.—М., 1982 —С. 170.

8. Вейцмап, Е. Очерки философии кино / Е. Вейцмап. - М.: Искусство. 1978 - С. 199.

ХИЛЬКО Николай Федорович, доктор педагогических наук, доцент кафедры кино-, фото-, видео-творчества.

Адрес для переписки: e-mail: fedorovich59@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2010 г.

© Н. Ф. Хилько

УДК 069: 316.61:615.851.82 Q g ДШАЕВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ФОРМЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ С ЛЮДЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В статье исследуются проекты, в результате реализации которых создаются новые условия для восприятия музейной среды, творческого развития детей и преодоления социокультурной изоляции людей с ограниченными возможностями. В основу легли различные подходы исследователей и практиков в области музейного дела и арт-терапии России и зарубежных стран.

Ключевые слова: культурно-образовательная деятельность музея, инвалиды в музее, арт-терапия.

Музеи, местные власти, правительство, ответственные за музейную политику, давно признают музейный потенциал в сфере формального и неформального образования. Именно в последние годы происходит новый этап в музейном образовании кик п зарубежной, гак и в отечественной практике. Расширяя свою образовательную деятельность, музей выходит на новый уровень. Появляется четкое осознание того, что музей обладает потенциальными возможностями воздействия на человека, что представляется особенно актуальным в настоящее время.

В музееведческой литературе идут активные обсуждения вопросов по выстраиванию системы музейного «обслуживания» людей с ограниченными возможностями. Им посвящаются конференции, обучающие семинары по обмену опытом, организовываются акции, занятия, готовятся специализированные программы.

Объем статьи не позволяет в полной мере осветить все аспекты работы сданной категорией людей в музее, поэтому мы выделим несколько основных блоков. Э го арт-терапия в музее, как явление современной жизни и формы культурно-образовательной деятельности с людьми с ограниченными возможностями в музее. Затронем отечествошп.те музеи разных профилей, учи тывая специфику их работы, а также

обратимся к опыту зарубежных стран. Например, Англии и США, которые стоят у истоков процесса развитая арт-терапии в музее. Их работа существенно отличается от процесса развития арт-терапии в России.

Культуролог Стивен Вейл [11 (Weil) писал, что музеи берут на себя функцию катализатора позитивных изменений в жизни общества через приобщение к музейному образованию различных аудиторий. Однако другой исследователь Пьер Бурдье |2| (Bour-dieu) отмечал, что музеи, несмотря на пафос демократической доступности, постоянно подчеркивают некую культурную исключительность, оспаривает эту точку зрения. В теории это возможно, однако на практике результаты могут быть интерпретированы иначе. Как отмечают исследователи Вероника Секьюлс, Лес Тикл и Мария Ксантудаки (Sekules, Tickle, Xanthoiidaki), за последние годы восприятие музейных аудиторий претерпело определенные изменения: кроме ожиданий и мотиваций «коллективного» зрителя есть новое понимание глубоко персонального эстетического опыта зрителя в поиске ценностей и смыслов (3).

В настоящее время в исследованиях западных музеологав доминируют две темы: во-первых, природа аудиторий (Какие люди и почему ходят в музей?

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ МСІНИК №4 »9> 2010 КУЛЬТУРОЛОГИИ ИСКУССТвО&ЕДЕНШ

Каковы их потребности и как музей может их удовлетворить?); во-вторых, ревизия планирования и практики создания постоянных и временных экспозиций с тем, чтобы формировать для посетителя комфортную и образовательно-стимулирующую среду.

Высказывания возвращают нас к ключевому вопросу — «что?» музей может предложить людям с ограниченными возможностями, и «каким образом?» будут осуществляться эти мероприятия, «какие?» уже существуют программы, методы и формы работы с данной категорией людей в музеях .

Сейчас появилось такое понятие, как музейная арт-терапия.

Прежде всего, необходимо обратиться к ис тории вопроса. Впервые термин «арт-терапия» употребил английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill). В великобританских госпиталях он работал арт-педагогом и уже в 40-е годы XX века заметил, что занятия творчеством помогали справляться с болезнью, отвлекали его пациентов.

В классическом понимании арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку, а значит, арт-терапия относится к числу тем, изучаемых психологическими науками. Однако сегодня эти методы используют не только в психотерапевтических целях в поликлиниках, но и в социально-культурных учреждениях как один из ме тодов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном росте человека.

Становление арт-терапевтического направления в Европе официально началось с 1960 1980 гг.

В данный период создавались первые профессиональные объединения в области арт-терапии, учебные программы, обобщающие имеющийся опыт. В нашей стране арт-терапия используется не как самостоятельная деятельность, а как дополнительная специализация врачей-нсихиатров, психотерапевтов. Методы арт-терапии в своей практике используют психологи, педагоги, воспитатели детских садов, лингвисты, социальные работники, художники и музейные работники.

Можно с уверенностью утверждать, что арт-терапия в музее является новой формой работы с посетителем. Способность искусства возвышать душу и влиять на творческое развитие личности, на развитие интеллекта извес тна давно. Такая деятельность. как «исцеление» средствами музея недугов человеческой психики, начала осуществляться r России всего несколько десятилетий назад. Музейные специалисты, художники, психологи, педагоги комплексно рассматривают арт-терапевтические проблемы как в музейной, гак и вне музейной среде. Ав тора статьи интересует первое.

Неоднократно отмечается, что именно музей может внести особенно ценный вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей с психическими нарушениями, слабовидящими, слабослышащими и другими отклонениями. Свидетельством этому является практика музеев мира, уже давно работающих с этой сложной аудиторией. Широко изве-сшы опыты Лувра — проект «Музей без правил», скульптурная галерея - «The Louvres Tactile Gallery» (осязательная галерея) открытая в 1995 году и являющаяся известной постоянной музейной выставкой во Франции. созданной специально для слабовидящих и т. д.

В музеях США эта работа поддержана специальным законом об инвалидах, и осуществляют ее как

музейные сотрудники, так и специально подготовленные волонтеры. Так, в музее Метрополитен (Нью-Йорк) есть специальная образовательная библиотека, распространяющая в учительской среде педагогические программы музея и тактильный фонд из предметов неэкспозиционного плана, на основе которого проводятся занятия для слепых. В музее современною искусства Нью-Йорка (МОМА) работа со слепыми и слабовидящими проводится па экспозиции, где посетителям в специальных перчатках разрешают «обследовать» скульптуру. Аналогичная практика есть и в музеях Смитсоновского института [41. Очень часто с музеями в данной области сотрудничают разного рода государственные и общественные арт-терапевтические и иные организации, работающие с проблемными группами населения.

При поддержке национального фонда культуры и Министерства образования в Хельсинки в 1999 году стартовал проект Федерации инвалидов по зрению «Картины для ушей». В рамках проекта музеи проводят экскурсии, адаптированные для слепых взрослых и детей. Участникам выдаются маленькие магнитофоны с записью экскурсии и руководством для ориентирования в помещениях музея. В сотрудничестве со и!колой для инвалидов по зрению изготавливаются рельефные рисунки, изображающие те картины и экспонаты, которые нельзя трогать посетителям.

В Италии с 2000 года Муниципальный музей города Беллузю стал первым в мире, где появился зал для слепых. Теперь незрячие посетители могут на ощупь ознакомиться с трехмерными репродукциями известных произведений, сделанными с помощью компьютерной программы.

Музей естественной истории в Вене впервые устроил в 2004 году экскурсионный день для слепых. Более пятидесяти экскурсантов получили возможность «полюбоваться» огромным сталагмитом из известняковой пещеры, окаменевшими останками динозавров, слонами и древними рыбами. Эта практика была подхвачена Венским военно-историческим музеем, незрячие посетители которого смогли пощупать оружие, сабли и ордена.

В Лондоне в 2005 году открылась выставка «Чувство и чувственность». На пей были представлены работы финалистов первого в Британии конкурса произведений искусства, которые могут быть восприняты незрячими людьми. Среди экспонатов — картины, написанные акриловой краской на алюминии, масляная живопись, плетеные изделия и скульптуры, выполненные в бронзе и дереве. Все выставляемые работы сопровождались звуковым описанием и крупными надписями «на языке» незрячих.

Постоянную экспозицию об истории и проблематике слепоты демонстрирует с 2007 года берлинский музей Иоганна Августа Цойне. Большая часть экспонатов предназначена для того, чтобы прикоснуться к ним руками и, в прямом смысле слова, прочувствовать их [5].

Данный обзор музейных программ говорит нам, что в разных странах мира уделяют все больше внимания вовлечению людей с ограниченным зрением (или вовсе лишенных его) в полноценную жизнь. Россия, к счастью, не исключение. Приведем несколько примеров.

В Павловском дворце бывшие владельцы начали эту работу еще двести лет назад. В 1806 году императрица Мария Федоровна инициировала организацию в селе Павловское первой в России школы для

детей с проблемами слуха. Сохраняя эту благородную историческую традицию, сотрудники Школы искусств при музее-заповеднике, совместно со специалистами из области сурдопедагогики вполне успешно реализуют музейные программы для детей с ограниченными возможностями. Сотрудники музея регулярно организуют занятия для учащихся Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха с использованием слайдов и видеофильмов, предваряющих выход в музейные залы, а также занятия к мастерских реставраторов музея, в парке и его павильонах |6]. Музей-заповедник работает не т олько с детьми с проблемами слуха, но и с проблемами опорно-двигательного аппарата. Всего за год ого посещают более 200 детей, для которых иногда программа является единственным шансом увидеть мир. В настоящее время музей принимает детей, передвигающихся на колясках. В наличии Павловского дворца специальное оборудование подъемники для колясок. Также в наличии музея-заповедника специальное транспортное средство («веселый паровозик») для передвижения но парку. Разработан специальный маршрут. Также приобретено аудиооборудование (радиомикрофон с комплектом радионаушников) для людей с ослабленным слухом для экскурсий по парку. Не менее важное для современного музейного сервиса, произведено переоборудование туалетов для инвалидов-колясочников.

Целенаправленно стали работать российские музеи с этой категорией посетителей лишь с 1990-х годов. Исключением является Дарвиновский музей. Он обслуживает посетителей с ограниченными возможностями (ипвалидов-колясочпиков, слабослышащих и слепых) более 80 лет. Основатель и первый директор музея Александр Федорович Коте проводил экскурсии для слепых студентов с середины 1920-х годов. В годы Великой О течественной войны музей посещали организованные группы раненых и инвалидов. С 2002 года работа с инвалидами в музее перешла на профессиональную основу, стала более систематизированной. Достижения музея в области работы но обслуживанию иосетителей-инвалидов отмечались на выставках «КЕНА-2003» в Дюссельдорфе (Германия).

В настоящее время все выставки, проходящие в Государственном Дарвиновском музее, доступны для посетителей с различными формами ограничения здоровья: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих, с нарушениями умственного развития и аутизмом, слепых и слабовидящих. На экспозиции используются всевозможные приспособления: тактильные средства информации (этикетаж) с буквами, цифрами по Брайлю, размещенные па высоте 60 — 110 см. Ежегодно музей предоставляет свои выставочные площади для творческих работ инвалидов.

Государственный Русский музей стал первым музеем, разработавшим программу, адресованную детям с ограниченными возможностями. Благодаря развитию идей «гуманистической психологии и педагогики» (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс), укоренившихся в музейно-образовательной деятельности последнего времени, авторам программы «Шаг навстречу» удалось выработать дифференцированный подход к этой особой аудитории. Подход, учитывающий потребности этой аудитории и ее возможности |7|. С 1991 года арт-терапевтическая работа проходила в музее с использованием художественной студии и экспозиции музея. Он является

уникальным, в том числе и для мировой арт-тераневтической практики.

Как было сказано выше, в Русском музее арт-герапия стала одним из основных направлений деятельности. Началось все с опыта студийно-выставочной работы с детьми, имеющими трудности в развитии, сегодня акцент сделан на широкий спектр общественно значимых проблем, среди которых особое место занимает наркотическая зависимость. Отечественные арт-терапевтические практики и художники, актеры, музыканты благодаря накопленному опыту творчески помогают детям «с проблемами», используя формы и методы работы в условиях музейной экспозиции: единство эстетических, арт-терапевтических и нсихокоррекциоииых задач.

Исследование показывает, что уже на протяжении многих лет в российских музеях разрабатываются и реализуются программы для людей с ограниченными возможностями. Большее внимание уделено дет ской аудитории.

Именно по этому пути пошли в Государственном Эрмитаже, разработав трехгодичную программу «Прошлое на кончиках пальцев» при участ ии школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. Практическая сторона занятий включает освоение различных творческих навыков: рисование на вертикальной поверхности в стиле наскальной живописи под этническую музыку, лепка глиняной посуды различных эпох и пр. В специально оборудованном классе посетители воспроизводят процесс археологических раскопок музейными средствами.

В музее «Огни Москвы» с 2004 года реализуется программа д\я слепых и слабовидящих детей «Я вижу солнце». Первая часть программы — экскурсия, на которой у ребят есть возможность почувствовать атмосферу и особенности старинного здания: прикоснуться к каменной кладке мощных стен, заметить различия в акустике залов, «осмотреть» экспонаты руками. Во время демонстрации светящихся экспонатов учителя из интернатов следят, чтобы каждый ребенок правильно сфокусировал взгляд на предмете. Вторая часть — интерактивная постановка «Сказки о длинненьких и кругленьких человечках» Романа Сефа, сопровождавшаяся записью журчания ручья, пения птиц, голосами домашних животных, играми и ганцами.

Большое количество проектов и в других регионах страны. В Национальном музее Республики Коми проект «Плетение словес» стал продолжением многолетней работы с детьми с ограниченными возможностями. Была создана специальная нчощадка для совместной работы обычных детей и детей с нарушением интеллекта - идея совместного творчества, чтобы сломать стереотип взаимоотношений между здоровыми и «другими» детьми. Л ведь изолированность специальных воспитательных учреждений для людей с ограниченными возможностями приводит к исключению ребенка из многих социальных связей.

В 2001 году стартовал проект «Руками трогать» — проект, подготовленный специалистами Областного краеведческою музея им. Алабина в Самаре. Слепые и слабовидящие дети потрогали руками модели жилищ пародов мира, выполненные из нат уральных материалов. Впервые подобный проект был реализован в Новосибирске и вызвал огромный резонанс. Самара — второй город, решившийся на подобную акцию.

В 2002 году Иркутский художественный музей имени Сукачева провел акцию «Мир познаю

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ вРСТНИК №4 (в«> 5010 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВ08ЕДСНИ£

руками». Слепые и слабовидящие иркутяне смогли «увидеть» копии реликвий античного искусства.

В Тульской областной специальной библиотеке ЛЛЯ слепых в 200(> ГОДУ открыли музой декоративно-прикладного искусства народностей, проживающих на территории региона. Проводятся вечера культуры для незрячих людей, постоянно действует выставка творчества инвалидов «Отувлечения к мастерству».

В музеях США, Англии, Швеции, Голландии, Германии и других европейских стран уже давно существует хороню налаженная система работы с детской аудиторией и депривированными слоями населения. По всей России наблюдается новое направление работы с использованием арт-тера-певтических технологий не только в лечебных, но и в разного уровня образовательных и досуговых учреждениях. Именно музой может внести особенно ценный вклад в процесс реабилитации и социальной адаптации детей с психическими нарушениями, слабовидящими, слабослышащими и др. Ребенку с ограниченными возможностями работа с художественными материалами, занятия музыкой, драмой, танцами, встречи с произведениями искусства на музейной экспозиции помогают побороть негативные психологические состояния, приобрести навыки межличностного общения.

Основными формами работы в отечественных музеях по-прежнему остаются традиционные экскурсии, а также адаптированные экскурсии. Несомненным плюсом многих занятий является наличие тактильного материала: рельефные картины, скульптуры, оружие и прочее техническое сопровождение занятий-маленькие магнитофоны с записью экскурсии и руководством для ориентирования в помещениях музея.

Помимо названных традиционных форм, таких как экскурсии и лекции, используются современные формы работы с посетитолями-инвалидами:

— аудио-экскурсии;

— интерактивные постановки;

— музейные игры для детей;

— показ экспонатов в действии;

— разнообразные музейные праздники —комплекс форм научно-просветительной работы, все элементы которого объединены единой темой, при обязательном использовании музейных предметов, активном участии посетителей, использовании праздничных атрибутов, соблюдении ритуальности, использовании элементов театрализации;

— экскурсии со звуковым сопровождением (с элементами музыкальной терапии);

— экскурсии с элементами игровой терапии;

— экскурсии с элементами песочной терапии;

— экскурсии с элементами сказкотерапии и пр.

Мы видим, что в музеях создаются специальные

классы, проводятся всевозможные акции, мероприятия, разрабатываются музейные программы, адаптируются экскурсии но музею, ведется музейно-терапевтическая работа с людьми с синдромом Дауна, с детьми с задержкой психического развития, систематизируется работа социально-культурной реабилитации незрячих детей на экскурсиях.

Если говорить о работе музеев с молодым поколением посетителей, то здесь ость схожие и различные моменты. Все мероприятия, проводимые музеями, не рассчитаны на случайных посетителей, а имеют строгую упорядоченность в выборе возраста, методов и ме тодик работы с определенной аудиторией. Все мероприятия, устраиваемые для детей, имеют под собой обязательно игровую основу. В боль-

шинстве своем музеи стремятся к созданию долговременной музойно-подагогической программы, часто рабо тают с одним и тем же контингентом детей, тесно сотрудничают с учителями, со спецшколами, интернатами.

В российских музеях музейной педагогикой занимаются отнюдь не профессионалы и даже не всегда люди, получившие музеологическое образование, не говоря ужо о музейно-педагогическом, арт-терапевтическом образовании. Как правило, это энтузиасты своего дела, интуитивно чувствующие, как его лучше организовать и построить арт-терапев-тическую работу музейными средствами. Также не наблюдается системный подходв организации данной работы.

Актуальными остаются задачи, во-первых, технического переоборудования музеев, чтобы музейная экспозиция была более доступной {оснащение, пути передвижения, акустика, структура выставочного пространства); во-вторых, адаптации экскурсионных программ; в-третьих, обучения дополнительного числа сотрудников музея, владеющих особыми методиками работы с каждой из категорий таких посетителей, в идеале — моделирование программ коррекции и развития.

11а основе этих выводов можно утверждать, что отечественные и зарубежные музеи работают в одном направлении и уже сейчас могут использовать опыт работы друг- друга. Исследование показывает наличие перспективы для работников сферы культуры в развитии данных форм работы с людьми с ограниченными возможностями.

Изучив опы т работы российских и зарубежных музеев, автор подготовил проект для людой с ограниченными возможностями «Добрая палитра» на базе Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Работа в данном направлении осуществляется вместе с сотрудниками отдела «музейной педагогики». Ведется подготовка методического пособия, содержащего рекомендации по работе с «особыми» людьми, пришедшими в музей.

Библиографический список

1. Weil, S. Making Museums Matter / S. Weil. — Washington DC and London: Smithsonian Institution Press, 2002. - P. 55.

2. Bourdieu, P. Outline of a.Sociological Theory of Art Perception The Field of Cultural Production / P. Bourdieu. — Cambridge: Polity Press, 1993. - P. 236.

3. Sekules, V. Researching Visual Arts Education in the museums and galleries / V. Sekules, L. Tickle M. Xanthoudaki. — Kluwer Academic Publishers, 2003. - P. 4.

4. Столяров, Б.А. Музей в пространство художественной культуры и образования: учеб. пособие / Б. А. Столяров. - СПб.. 2007 - С. 31.

5. Незрячий да увидит! // Новый меценат. — 2006. - Спец. вып. — С. 44.

6. Васильев, В. Музей становится доступным /П. Васильев// Музей. - 2008. - N0 4. - С. 24-25.

7. Платонова, О.В. Арггерапия в художственном музее: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов / О.В. Платонова, Н.Ю. Жвитиашвили. — СПб.: СпецЛит, 2000. -С. 36.

АШАЕВАСветлана Васильевна, аспирантка и ассистент кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма.

Адрес для переписки: e-mail: kulyamzina_sveU@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2010 г.

<& С. В. Ашаеиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.