Научная статья на тему 'Формы работы правительств иностранных государств по привлечению в национальную науку кадров высшей квалификации'

Формы работы правительств иностранных государств по привлечению в национальную науку кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / КАНДИДАТ НАУК / ДОКТОР НАУК / КОНКУРЕНЦИЯ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЛИТИКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ КАДРОВ / МОНИТОРИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ECONOMIC SECURITY / HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL / CANDIDATE OF SCIENCES / DOCTOR OF SCIENCES / COMPETITION / SCIENTIFIC POTENTIAL / RECRUITMENT POLICY / MONITORING / INTELLIGENT MIGRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цибиков В. А.

Приведены результаты анализа данных по изменению численности российских научно-педагогических работников в связи с усилением международной конкуренции за кадры высшей квалификации. Основной тенденцией процесса выделено снижение их общей численности с 2015 г. по 2018 г. в среднем на 900-1 000 человек ежегодно, что превышает аналогичные показатели среди остальных категорий населения России. Проанализирован опыт применения государственными органами ведущих мировых держав форм работы по созданию условий для привлечения иностранных ученых к научно-исследовательской и образовательной деятельности в национальных интересах: совершенствование структуры и полномочий государственных органов, отвечающих за привлечение в страну ученых; разработка и реализация государственных целевых программ; совершенствование национальных регламентов предоставления рабочих виз иностранным ученым посредством упрощения административных процедур. Сделан вывод о необходимости осуществления в России мониторинга эмиграционных процессов среди кадров высшей квалификации и придания ему персонифицированного характера. Обоснована необходимость точечного анализа причин и условий, способствующих принятию представителем научно-педагогического сообщества решения на переезд в другую страну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Цибиков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF WORK OF FOREIGN GOVERNMENTS ON INVOLVEMENT IN NATIONAL SCIENCE HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

The results of data analysis on changes in the number of Russian research and teaching staff due to increased international competition for highly qualified personnel have been given. The main trend of the process is the decrease in their total number from 2015 to 2018 by an average of 900-1000 people annually, which exceeds similar indicators among other categories of the Russian population. The experience of the state bodies of the leading world powers in applying forms of work to create conditions for attracting foreign scientists to research and educational activities in the national interest has been analysed: a) improving the structure and powers of state bodies responsible for attracting scientists to the country; b) developing and implementing state target programs; c) improving national regulations for granting work visas to foreign scientists by simplifying administrative procedures. It has been concluded that it is necessary to monitor emigration processes among highly qualified personnel in Russia and make it personalized. The need for a point analysis of the reasons and conditions that contribute to the decision of a representative of the scientific and pedagogical community to move to another country has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Формы работы правительств иностранных государств по привлечению в национальную науку кадров высшей квалификации»

УДК 351/354 JEL H11, I28 Цибиков Виктор Александрович

канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-2351-033X e-mail: rleah@yandex.ru

Tsibikov Victor

Candidate of Pedagogical Sciences, Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0003-2351-033X e-mail: rleah@yandex.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-5-41-48

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В НАЦИОНАЛЬНУЮ НАУКУ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. Приведены результаты анализа данных по изменению численности российских научно-педагогических работников в связи с усилением международной конкуренции за кадры высшей квалификации. Основной тенденцией процесса выделено снижение их общей численности с 2015 г. по 2018 г. в среднем на 900-1 000 человек ежегодно, что превышает аналогичные показатели среди остальных категорий населения России. Проанализирован опыт применения государственными органами ведущих мировых держав форм работы по созданию условий для привлечения иностранных ученых к научно-исследовательской и образовательной деятельности в национальных интересах: совершенствование структуры и полномочий государственных органов, отвечающих за привлечение в страну ученых; разработка и реализация государственных целевых программ; совершенствование национальных регламентов предоставления рабочих виз иностранным ученым посредством упрощения административных процедур. Сделан вывод о необходимости осуществления в России мониторинга эмиграционных процессов среди кадров высшей квалификации и придания ему персонифицированного характера. Обоснована необходимость точечного анализа причин и условий, способствующих принятию представителем научно-педагогического сообщества решения на переезд в другую страну.

Ключевые слова: экономическая безопасность, кадры высшей квалификации, кандидат наук, доктор наук, конкуренция, научный потенциал, политика по привлечению кадров, мониторинг, интеллектуальная миграция.

Цитирование: Цибиков В.А. Формы работы правительств иностранных государств по привлечению в национальную науку кадров высшей квалификации//Вестник университета. 2020. № 5. С. 41-48.

FORMS OF WORK OF FOREIGN GOVERNMENTS ON INVOLVEMENT IN NATIONAL SCIENCE HIGHLY QUALIFIED PERSONNEL

Abstract. The results of data analysis on changes in the number of Russian research and teaching staff due to increased international competition for highly qualified personnel have been given. The main trend of the process is the decrease in their total number from 2015 to 2018 by an average of 900-1000 people annually, which exceeds similar indicators among other categories of the Russian population. The experience of the state bodies of the leading world powers in applying forms of work to create conditions for attracting foreign scientists to research and educational activities in the national interest has been analysed: a) improving the structure and powers of state bodies responsible for attracting scientists to the country; b) developing and implementing state target programs; c) improving national regulations for granting work visas to foreign scientists by simplifying administrative procedures. It has been concluded that it is necessary to monitor emigration processes among highly qualified personnel in Russia and make it personalized. The need for a point analysis of the reasons and conditions that contribute to the decision of a representative of the scientific and pedagogical community to move to another country has been substantiated.

Keywords: economic security, highly qualified personnel, candidate of sciences, doctor of sciences, competition, scientific potential, recruitment policy, monitoring, intelligent migration.

For citation: Tsibikov V.A. (2020) Forms of work of foreign governments on involvement in national science highly qualified personnel. Vestnik universiteta. I. 5, pp. 41-48. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-5-41-48

© Цибиков В.А., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. [1].Согласно документу и выводам из фактически сложившейся обстановки, усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации признано одним из факторов, способным оказывать негативное влияние на состояние научного потенциала страны и качество профессионального образования, уровень производства инновационных и высокотехнологичных товаров, работ и услуг. Под кадрами высшей квалификации Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» понимаются специалисты, которые успешно защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата и (или) доктора наук, окончили аспирантуру, адъюнктуру, ординатуру, ассистентуру-стажировку, докторантуру [2]. Они имеют ценный профессиональный опыт и значительные личные достижения в специальности, что создает предпосылки к их интеллектуальной международной миграции. В статье рассматриваются тенденции и условия конкуренции ведущих мировых держав за кадры высшей квалификации применительно к тем специалистам, которые имеют ученую степень как результат официального государственного признания выдающихся результатов в профессии.

Анализ миграционных процессов среди научно-педагогических кадров России показал, что давно уже наметилась и сохраняется тенденция к сокращению общего количества кандидатов и докторов наук (см. табл. 1 - здесь и далее использована статистика согласно открытым данным Росстата России и его территориальных органов).

Таблица 1

Численность кандидатов/докторов наук, зарегистрированных в Российской Федерации

и по федеральным округам

Территория Ученая степень 2015 2016 2017 2018

чел. % чел. % чел. % чел. %

Российская Федерация д-р наук канд. наук 28 046 83 487 100 100 27 430 80 958 100 100 26 076 77 251 100 100 25 288 75 042 100 100

ЦФО д-р наук канд. наук 15 505 43 055 55,2 51,5 15 195 41 633 55.3 51.4 14 422 39 690 43,8 47,8 14 046 38 727 55.5 51.6

СЗФО д-р наук канд. наук 3 274 10 495 11,6 12,57 3 073 9 711 11,2 11,99 2 887 9 269 11 11,99 2 681 8 827 10,6 11,76

ЮФО д-р наук канд. наук 1 182 4 310 4,21 5,16 1 092 3 919 3,98 4,84 1 123 3 775 4,3 4,88 1 082 3 607 4,27 4,8

СКФО д-р наук канд. наук 746 2 509 2,65 3 814 2 699 2,96 3,3 732 2 312 2,8 2,99 610 2 164 2,41 2,88

ПФО д-р наук канд. наук 2 047 7 220 7,29 8,64 2 015 7 235 7,34 8,93 1 917 7 193 7,35 9,3 1 956 7 063 7,73 9,41

УФО д-р наук канд. наук 1 205 3 910 4,29 4,68 1 154 3 729 4,2 4,6 1 158 3 717 4,4 4,8 1 091 3 517 4,31 4,68

СФО д-р наук канд. наук 3 007 8 191 10,7 9,8 3 065 8 283 11,17 10,2 2 874 7 840 11 10,1 2 878 7 764 11,38 10,34

ДВФО д-р наук канд. наук 1 080 3 797 3,85 4,54 1 022 3 749 3,72 4,63 963 3 455 3,69 4,47 944 3 373 3,73 4,49

Источник: [11]

В период 2015-2018 гг. в результате миграции общее увеличение количества кандидатов/докторов наук в субъектах Российской Федерации из состава Центрального, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов незначительно увеличилось. Вместе с этим в Дальневосточном, Северо-Кавказском, Южном и Северо-Западном федеральных округах отмечено его снижение. Данные тенденции

можно связать с процессами внутренней миграции, обусловленными поиском более комфортных для работы и проживания условий. Принимая во внимание, что Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации в период с 2016 г. по 2019 г. было издано всего 155 приказов в отношении 155 человек о лишении ученых степеней, тенденцию сокращения численности кадров высшей квалификации в связи с лишением ученой степени обусловить нельзя [12]. Она также не может быть обусловлена процессами естественного движения населения. В целом представленная официальная статистика позволяет утверждать, что при незначительном приросте (убыли) количества высококвалифицированных специалистов в регионах имеет место их общее в масштабах страны уменьшение в среднем на 900-1 000 человек в год.

Обобщенные сведения, подтверждающие данный вывод, представлены в таблице 2. Начиная с 2015 г. средний показатель оттока из страны научно-педагогических работников в течение 3 лет составил: докторов наук - 6,4 %, кандидатов наук - 6,9 %. Резкое снижение количества данной категории специалистов отмечено по итогам 2017 г., что вероятнее всего связано с теми затруднениями, которые испытала российская экономика вследствие введения странами Запада ряда антироссийских санкций: сокращениями рабочих мест, замораживанием размеров заработной платы с одновременным ростом курсов валют, цен на товары и пр.

Таблица 2

Обобщенные сведения об изменении численности кандидатов/докторов наук

в России в 2015-2018 гг.

Страна Ученая степень 2015,% +/- 2016, % +/- 2017,% +/- 2018,% +/-

Россия д-р наук 100 0 97,8 -2,2 92,9 -7,1 90,1 -9,9

канд. наук 100 0 96,9 -3,1 92,5 -7,5 89,8 -10,2

Составлено автором по материалам исследования

Согласно данным Росстата, численность исследователей, занятых в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в различных областях науки на протяжении последних 20 лет также снижается: 2000 г. - 425 954 чел.,2010 г. - 368 915 чел., 2016 г. - 370 379 чел., 2017 г. - 359 379 чел., 2018 г. - 347 854 чел.

Для сравнения средний темп оттока граждан из Российской Федерации в 2015-2018 гг. составил 0,02 % (табл. 3), что значительно ниже соответствующего показателя среди российских ученых (табл. 2).

Таблица 3

Обобщенные данные об изменении численности населения в результате внешней миграции в 2015-2018 гг. в России

Показатели численности 2015 +/- 2016 +/- 2017 +/- 2018 +/-

Всего в России, чел. 146 405 999 0 146 674 541 +0,03 146 842 402 -0,04 146 830 576 -0,05

Выбывших, чел. 353 233 313 210 377 155 440 831

В % 0,24 0,21 0,25 0,3

Составлено автором по материалам исследования

Следует вывод, что при общем уменьшении научных работников, имеющих ученую степень, часть специалистов переезду на постоянное место жительства в другие регионы России предпочитает поиск возможностей трудоустройства в других странах. Однако, официальная статистика данные об эмиграции кандидатов/докторов наук не приводит, ограничиваясь только обобщенными показателями по российским гражданам.

Вполне возможно, что на федеральном уровне государственного управления учет количества выбывших из страны кадров высшей квалификации не осуществляется. Следует принимать во внимание и тот факт, что значительная численность выезжающих за границу граждан не попадает в статистику, так как многие не снимаются с регистрационного учета в МВД и не встают на консульский учет в стране пребывания [6].

С другой стороны, наличие социально-экономических проблем и потребность в поиске более комфортной среды является неизменной составляющей жизнедеятельности граждан любой страны, в том числе в части их профессиональной деятельности. Ведущими государствами мира в целях реализации стратегии по привлечению высококвалифицированных специалистов на национальные рынки труда и развитию собственного научного потенциала принимаются ряд мер, способствующих созданию условий для принятия иностранными учеными положительного решения на переезд в другую страну (возвращения отечественных ученых). Так, по результатам социологических опросов «в первую десятку рейтинга стран по созданию максимально наиболее благоприятной среды для аккумуляции на своей территории иностранных высококвалифицированных специалистов (ученых, исследователей) вошли: Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, Сингапур, США, Люксембург, Катар, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды» [5, с. 147]. А наиболее предпочитаемыми странами трудоустройства для самих ученых стали США, Великобритания и Германия [7].

В целом весь комплекс принимаемых правительствами иностранных государств мер можно сгруппировать в три основные формы:

- совершенствование структуры и полномочий органов государственной власти, отвечающих за привлечение в страну иностранных ученых;

- разработка и реализация государственных целевых программ по привлечению в национальную науку иностранных ученых, как связанных, так и не связанных с их переездом;

- введение льготного визового режима для въезда и трудоустройства иностранных ученых, имеющего целью их закрепление на национальной территории.

К примеру, в 2018 г. во исполнение решения 13-го Всекитайского народного конгресса в Пекине (от 20 марта), был принят закон, расширяющий перечень полномочий Министерства науки и техники по выдаче разрешений на работу иностранным высококвалифицированным специалистам [13]. В состав ведомства вошли: Государственное управление по делам иностранных экспертов, ранее подчинявшееся Министерству человеческих ресурсов и социального обеспечения, и агентство по финансированию фундаментальных исследований - Национальный фонд естественных наук Китая, ранее функционировавшее как независимая организация. В итоге образовалось научно-политическое «супер»-ведомство. По взглядам китайского политического руководства, включение в состав Министерства науки и техники названных ранее автономно действующих организаций должно повысить количественно-качественные показатели привлечения не только иностранных ученых, но и иностранных экспертов и бизнес-элиты, а также лучше анализировать потребности мирового научного сообщества и те ограничения по раскрытию их научного потенциала, которые существуют в конкретно взятой стране.

В Китае также разработана и успешно реализована программа «Тысяча талантов» [13]. С момента реализации программы в 2008 г. в Китай привлечено более 7 600 ученых, в том числе 3 500 перспективных молодых ученых. Однако, большинство ученых были возвращенцами китайского происхождения, и лишь около 390 из них были иностранцами. Данная программа была запущена в период финансового кризиса на Западе. Правительство Китая предложило потенциальным участникам программы по 1 млн юаней (158 тыс. долл. США) и зарплаты, сопоставимые с зарплатами в США. В 2012 г. программа «Тысяча талантов» была доработана и включила в себя подпрограмму, ориентированную на иностранных ученых в возрасте до 40 лет. «Если Китай хочет достичь глобального лидерства в науке, он должен не только создавать условия по возвращению на родину ученых - китайцев по происхождению, но и привлекать ученых из других стран. Это подходящее время для Китая, чтобы усилить свою поддержку, поскольку финансирование молодых исследователей в США и других западных странах сокращается», - говорил Сяо-Фан Ван, фармаколог и биолог-онколог из Университета Дьюка в Северной Каролине, проводивший консультирование китайских политиков по вопросам проведения научно-технической политики по привлечению в страну талантливых ученых [13].

Определенные положительные результаты приносит политика предоставления визовых преференций.

В США действуют правила квотирования на предоставление рабочей визы типа Н1В (не иммиграционная). Единовременно выдается не более 65 тыс. виз данного типа, при этом лица, которые получают образование

в США, могут воспользоваться дополнительными квотами в виде 20 тыс. виз. Дополнительно на 6,8 тыс. виз имеют граждане Чили и Сингапура согласно заключенным между странами партнерскими соглашениями. Однако получить визу вне каких-либо ограничений имеют право лица, приезжающие в США для того, чтобы преподавать в высшем учебном заведении, а также прибывающие на работу в государственные научно-исследовательские центры, при этом имеющие необходимый (высокий) уровень квалификации. В США также выдается в упрощенном порядке виза типа E2B (иммиграционная) иностранным специалистам, имеющим ученую степень, или обладающим выдающимися достижениями в области экономики, науки, искусства.

В Китае предусмотрена процедура предоставления ускоренных долгосрочных 5-10-летних рабочих виз типа R для «талантов высокого класса» (большинство иностранцев, работающих в Китае, должны продлевать свои визы каждые один-два года - прим. автора). Оформление виз занимает всего один день, они бесплатны и действительны в течение 180 дней с момента выдачи для въезда на территорию республики. Визы выдаются также супругам и детям высококвалифицированных специалистов. Новые визы призваны расширить круг иностранных специалистов, работающих в Китае, особенно в таких областях, как наука и техника, которые Пекин считает ключевыми для стимулирования экономического роста. В соответствии с правительственными рекомендациями, к «талантам высокого класса», в том числе, относятся лауреаты Нобелевской премии и аспиранты из ведущих университетов мира.

В Австралии для лиц с международно признанным списком личных исключительных и выдающихся достижений предусмотрено предоставление виз Subclass 124 и 858, а также Research Activities Subclass 408. Первые два типа позволяют постоянно находиться на территории Австралии иностранцам, которые обладают признанными в международном сообществе заслугами в области: своей профессии; спорта; искусства; научных исследований. Кандидатура претендента должна быть предложена гражданином Австралии, постоянным жителем Австралии, имеющим право на получение гражданства Новой Зеландии или австралийской организацией с признанной национальной репутацией эксперта в отношении оценки таланта претендента. Виза Research Activities Subclass 408 позволяет заниматься научно-исследовательской работой в Австралии вплоть до 2 лет и проживать вместе с членами семьи.

В Великобритании с февраля 2020 г. после проведения брексита правительство планирует выдавать ученым визы в неограниченных количествах, что будет способствовать привлечению в страну ведущих ученых со всего мира. Таким способом органы госвласти реализуют принятое в 2019 г. решение премьер-министра Бориса Джонсона о превращении Соединенного Королевства в «супермагнит для талантливых ученых» [8]. Новая визовая система действует с 20 февраля 2020 г. под управлением Британского агентства по исследованиям и инновациям (UKRI), а не подразделений визовой службы (Homeoffice), как это было ранее. Это сделано для того, чтобы заявки высококвалифицированных кадров на получение виз быстро рассматривали специалисты, разбирающиеся в научных званиях и персональных достижениях, а не сотрудники иммиграционных служб. «Британия гордится своей историей научных открытий, но чтобы сохранить лидерство и быть готовыми принять новые вызовы, которые бросает будущее, нам необходимо инвестировать в таланты и новейшие исследования, - заявил премьер-министр Борис Джонсон. - Вот почему, покидая ЕС, я хочу дать понять, что Британия открыта для мировых талантов и готова поддержать их, чтобы воплотить их идеи в реальность» [8]. Для справки, исследователи из стран Европейского союза составляют около половины из 211 тыс. человек, которые работают в британских научно-исследовательских организациях. До этого момента рабочие визы для них не требовались. Однако по окончании переходного периода брексита 31 декабря 2020 г. свободное передвижение рабочей силы между Великобританией и странами Европейского союза заканчивается, в связи с чем правительство принимает меры по недопущению оттока ученых из страны.

В Германии с началом 2020 г. вступили в силу новые правила въезда высококвалифицированных работников. Новый закон предоставляет квалифицированным специалистам из стран, не входящих в Европейский союз, более широкие возможности для работы [9]. Перед подачей заявления на получение визы данной категории работников необходимо получить документы о признании их квалификации через компетентные ведомства Германии. После получения документа о признании их квалификации работники могут подать заявление на получение рабочей визы в упрощенном порядке с минимально необходимым комплектом документов. В стране очень востребованы специалисты по информатике, лаборанты, ассистенты в области биологических технологий и многие другие. В Германии чрезвычайно востребованы ноу-хау в сфере информационных

технологий и естественных наук. Рабочие места в этой сфере предлагаются в самых разных отраслях: автомобилестроении, энергетике, производстве косметических продуктов, фармакологии или консалтинге, -возможности применения знаний отличаются большим разнообразием. Кроме того, отличные перспективы существуют и в государственном секторе: например, в министерствах и ведомствах или же в научно-исследовательских и технических институтах [10].

Таким образом, в условиях усиления международной конкуренции за кадры высшей квалификации ведущие государства мира принимают комплекс политических, экономических и административных мер, способствующих сохранению национальных ученых и привлечению в страну ученых-иностранцев.

В этих целях совершенствуются государственные механизмы управления данными процессами, уточняются задачи и функции государственных органов, в том числе связанные с перераспределением и передачей полномочий в профильные (научно-технические) ведомства, занимающиеся подбором, оценкой и приглашением в науку иностранных ученых, разрабатываются государственные целевые программы. Немаловажное значение придается совершенствованию регламентов выдачи рабочих виз в сторону упрощения процедуры их предоставления высококвалифицированным научным работникам.

В России, к сожалению, с учетом сохранения тенденции к уменьшению количества научных работников, имеющих ученые степени, работа органов государственной власти по регулированию исследуемых процессов носит фрагментарный характер, не имеющий общего замысла, целей и задач [3]. Использование же механизмов мониторинга с выводами о причинах и условиях, способствовавших снижению количества российских ученых сводится к констатации цифровых данных (количество прибывших/убывших) ответственными государственными органами. В связи с этим представляется актуальным в рамках разработки и реализации мер организационного, нормативно-правового и методического характера в целях обеспечения экономической безопасности страны заинтересованным органам государственной власти проводить мониторинг эмиграционных процессов среди кадров высшей квалификации с детализацией до конкретно взятого научного работника, вплоть до заведения на каждого личного дела (в электронной форме), содержащего демографические данные, данные о профессиональной деятельности и личных достижениях в сфере науки и образования, а также о факте убытия из страны на постоянное место жительства (трудоустройства) с анализом причин и условий, им способствовавших. Иными словами, проводить не только статистическую, как ранее предлагалось исследователями, но и точечную информационно-аналитическую работу [4]. Через дипломатические представительства (консульские службы) России за рубежом осуществлять мониторинг дальнейшей профессиональной деятельности ученых с поддержанием с ними постоянного взаимодействия.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 15.04.2020).

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 15.04.2020).

3. Воронина, Н. А. Интеллектуальная миграция: зарубежный и российский опыт регулирования // Труды института государства и права Российской академии наук. - 2018. - Т. 13. - № 6. - С. 158-183.

4. Каменский, А. Н. Утечка умов и национальная безопасность России // Мировое и национальное хозяйство. - 2007. -№ 2 (3). - С. 78-98.

5. Рубинская, Э. Д. Высококвалифицированные специалисты как ключевой фактор конкурентоспособности стран: мировой опыт привлечения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. - 2020. - № 1. - С. 146-153.

6. Серёгина, Т. Н., Глазунова, В. С. Проблема «утечки умов» в российской цифровой экономике // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Март 2018: сборник избранных статей Международной научной конференции, Международной научно-методической конференции, Международной студенческой научной конференции. Март 2018. - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2018. - С. 159-164.

7. Юревич, М. А., Малахов, В. А. Социологические исследования международной академической мобильности // Управление наукой: теория и практика. - 2019. - Т. 1. - № 2.- С. 103-117.

8. Британия после брексита будет давать визы ученым в неограниченных количествах // Би-би-си [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-51265839 (дата обращения: 15.04.2020).

9. Германия открывает рынок труда для квалифицированных работников из стран, не входящих в состав ЕС // Представительства Германии в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://germania.diplo.de/ru-ru/-/2253132?openAccordionId=item-2253134-2-panel (дата обращения: 15.04.2020).

10. Информационные технологии и естественные науки // Представительства Германии в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.anerkennung-in-deutschland.de/html/ru/informacionnye-tehnologii.php (дата обращения: 15.04.2020).

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.gks.ru/folder/14477 (дата обращения: 15.04.2020).

12. Приказы о лишении // Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/web/guest/162 (дата обращения: 15.04.2020).

13. Jia, H. China>s science ministry gets power to attract more foreign scientists // Nature Index [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.natureindex.com/news-blog/chinas-science-ministry-gets-power-to-attract-more-foreign-scientists (дата обращения: 15.04.2020).

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 13.05.2017 № 208 "O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda" [Decree of the President of the Russian Federation "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation until 2030" No. 208, dated on May 13, 2017]. Legal reference system "ConsultantPlus" Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (accessed 15.04.2020).

2. Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 01.03.2020) "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [FederalLaw "OnEducation in the Russian Federation" No. 273, dated on December 29, 2012 (as amended, dated on March 1, 2020)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 15.04.2020).

3. Voronina N. A. Intellektual'naya migratsiya: zarubezhnyi i rossiiskii opyt regulirovaniya [Intellectual migration: Russian and foreign experience of regulation]. Trudy instituta gosudarstva i prava Rossiiskoi akademii nauk [Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences], 2018, no. 6, pp. 158-183.

4. Kamenskii A. N. Utechka umov i natsional'naya bezopasnost' Rossii [Brain drain and Russia's national security]. Mirovoe i natsional'noe khozyaistvo, 2007, no. 2 (3), pp. 78-98.

5. Rubinskaya E. D. Vysokokvalifitsirovannye spetsialisty kak klyuchevoi faktor konkurentosposobnosti stran: mirovoi opyt priv-lecheniya [Highly qualified specialists as a key factor in the competitiveness of countries: world experience in attracting]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski, 2020, no.1, pp. 146-153.

6. Seregina T. N., Glazunova V. S. Problema "utechki umov" v rossiiskoi tsifrovoi ekonomike [Problem of "brain drain " in the Russian digital economy]. Materialy konferentsii GNII "Natsrazvitie". Mart 2018: sbornik izbrannykh statei Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, Mezhdunarodnoi studencheskoi nauchnoi konferentsii. Mart 2018 [Proceedings of conferences of the National Research Institute for the Humanities "National Development". March 2018: collection of selected articles of the International scientific conference, the International scientific and methodological conference, the International student scientific conference. March 2018]. St. Petersburg, GNII "Natsrazvitie", 2018, pp. 159-164.

7. Yurevich, M. A., Malakhov V. A. Sotsiologicheskie issledovaniia mezhdunarodnoi akademicheskoi mobil'nosti [Sociological research of international academic mobility]. Upravlenie naukoi: teoriya i praktika [Science Management: Theory and Practice], 2019, vol. 1, no.2, pp.103-117.

8. Britaniya posle breksita budet davat' vizy uchenym v neogranichennykh kolichestvakh [Britain after Brexit will give visas to scientists in unlimited quantities]. BBC. Available at: https://www.bbc.com/russian/news-51265839 (accessed 15.04.2020).

9. Germaniya otkryvaet rynok truda dlya kvalifitsirovannykh rabotnikov iz stran, ne vkhodyashchikh v sostav ES [Germany opens up the labor market for qualified workers from non-EU countries]. PredstaviteFstva Germanii v Rossii [Representative offices of Germany in Russia]. Available at: https://germania.diplo.de/ru-ru/-/2253132?openAccordionId=item-2253134-2-panel (accessed 15.04.2020).

10. Informatsionnye tekhnologii i estestvennye nauki [Information technologies and natural sciences]. PredstaviteFstva Germanii v Rossii [Representative offices of Germany in Russia]. Available at: https://www.anerkennung-in-deutschland.de/html/ru/in-formacionnye-tehnologii.php (accessed 15.04.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 5, 2020

11. OfitsiaFnyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki [Official website of the Federal State Statistics Service]. Available at: https://www.gks.ru/folder/14477(accessed 15.04.2020).

12. Prikazy o lishenii [Orders on deprivation]. Vysshaya attestatsionnaya komissiya (VAK) pri Ministerstve nauki i vysshego obrazo-vaniya Rossiiskoi Federatsii [Higher Attestation Commission (HAC) under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation]. Available at: http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/web/guest/162 (accessed 15.04.2020).

13. Jia H. China's science ministry gets power to attract more foreign scientists. Nature Index. Available at: https://www.natureindex. com/news-blog/chinas-science-ministry-gets-power-to-attract-more-foreign-scientists (accessed 15.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.