Формы проявления гражданского активизма деятелями культурно-досуговых учреждений
Левченко Наталья Валерьевна
научный сотрудник Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, isras@isras.ru
В статье, анализируются формы проявления гражданского активизма деятелей культурно-досуговых учреждений, выявленное в ходе полевых исследований. В качестве метода социологического опроса было выбрано проведение глубинных интервью с представителями районной администрации, с деятелями культурно-досуговых учреждений, с жителями районных центров. В статье показано, что для районных и особенно сельских библиотек и музеев актуальна проблема низкой посещаемости. Задачу по привлечению посетителей удаётся решать, как правило, инициативным сотрудникам. Нами были выявлены несколько видов действий по привлечению внимания местных жителей к их учреждениям. Во-первых, многие сотрудники библиотек проводят встречи с писателями и поэтами, во-вторых, проводятся различные мероприятия. В-третьих, и в музеях, и в библиотеках проходят разнообразные выставки. В-четвёртых, деятели культуры проводят беседы и экскурсии, на различные темы, это могут быть патриотические сюжеты, экологические и многое другое. В ходе исследования было обнаружено, что формирование мировоззрения и поддержание культурного уровня местного сообщества держится только на энтузиазме педагогов и деятелей культурно-досуговых учреждений, которые остаются одними из главных носителей российской культуры в районных центрах. Ключевые слова: гражданский активизм, учебный процесс, преподавательская деятельность, школа, учреждения дополнительного образования, районные центры, актор, глобальные тренды
Введение
По результатам исследований было выявлено, что на местном уровне решающее значение в обучении и формировании мировоззрения приобретает роль педагогического сообщества. На начальных этапах исследований представлялось, что в результате осуществления реформ в системе образования изменилась роль преподавателя: нивелируются его функции в качестве воспитателя. В связи с тем, что в последнее время система школьного российского образования трансформируется под воздействием внедрения нововведений, изменяется сама суть процесса обучения [2, с. 174-180]. Теперь педагог должен стать поставщиком образовательных услуг, что может привести к отчуждению учителя от ученика. Однако исследование показало, что на уровне районных центров регионов РФ реализация реформ системы образования осуществляется двояко: инновации успешно внедряются на уровне организационных преобразований и технического переоснащения, в то же время изменения, происходящие в рамках учебно-воспитательного процесса, не принимаются педагогическим сообществом в полной мере и/или адаптируются в соответствии с их собственными ценностными установками и традициями. Преподаватели проявляют инициативу: дают знания сверх того, что требуется, и продолжают заниматься воспитанием учеников, что характерно для акторской модели управления. По мнению Аксеновой О.В. данная модель «до сих пор сохраняется в российской провинции, а несколько поколений воспитанных в акторской парадигме профессионалов все еще составляют большую
часть трудоспособного населения» [1, с. 372].
Помимо активной позиции учителей-энтузиастов по привлечению детей во внеурочные занятия проявляют и деятели культуры, к которым относятся сотрудники библиотек, музеев, домов культуры.
Как отмечают респонденты, и взрослая часть населения, и дети по-прежнему посещают библиотеки довольно часто, несмотря на активное распространение персональных компьютеров и появление сети интернет: «Дети ходят хорошо, в основном, из-за того, что им многое задают в школе читать» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснин-ский район).
Однако проблема низкой посещаемости всё же актуальна для районных и особенно сельских библиотек и музеев. Задачу по привлечению посетителей удаётся решать, как правило, инициативным сотрудникам, которые работают с энтузиазмом. Нами были выявлены несколько видов таких действий. Во-первых, многие сотрудники библиотек проводят встречи с писателями и поэтами из своего региона и из столиц:
«У нас бывают встречи с писателями и поэтами как с местными, так и со смоленскими» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район);
«Мы устраиваем поэтические вечера, приглашаем на презентации книг местных писателей и поэтов» (из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Холмогоры);
«У нас недавно был день «Детской книги», состоялась встреча в Избор-ской библиотеке, к нам приезжал писатель из Москвы. Всем очень понравилось» (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры);
«(Сейчас будет проходить Воло-шинский сентябрь 10-го числа. В общем, что нужно делать с детьми, у нас всё делается» (из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия).
Во-вторых, проводятся различные мероприятия, наиболее распространённые из них -это «библионочь» и «ночь в музее»:
У нас была «<Библионочь», в детском и во взрослом отдела проводились экскурсии по библиотеке, викторины и другие интеллектуальные игры (из интервью с сотрудником библиотеки, Нижегородская область, Шуя).
В-третьих, и в музеях, и в библиотеках проходят разнообразные выставки:
«У нас каждый месяц новая выставка» (из интервью с сотрудником библиотеки, Тамбовская область, Мичуринск);
«Мы делаем фотовыставки, выставляем изделия народных промыслов района, привлекаем мастеров. К нам приезжала женщина, которая занимается резьбой по дереву. Мы выставляем на праздниках работы местных художников»(из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район);
« Мы устраиваем разные выставки, и народ туда ходит. И детей к нам водят с удовольствием. Мы даже составляем график, чтобы не было накладок. У нас есть в городе школа искусств, мы с ними тоже сотрудничаем, они, например, украшают наши мероприятия своими танцами» (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры);
«Выставки различные. Это и привозные выставки из Москвы и Петербурга. Была выставка бабочек из Воронежа. Популярны восковые фигуры, динозавры, керамика, картины курских художников. В основном выставки из Воронежа, Белгорода, Орла, Тамбова. Выставки местных художников. В нашем музее 500 картин, все они подлинники» (из интервью с сотрудником музея, Курская область, Суджа).
Иногда инициатива исходит не только от сотрудников учреждения культуры, свои идеи могут предлагать посетители, учителя школы или директора учреждений: « У нас есть программа по творчеству Гоина. Есть программы
по увековечиванию памяти знаменитых творческих деятелей. Эти все программы - инициатива наших директоров»(из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия).
В-четвёртых, деятели культуры проводят беседы и экскурсии, на различные темы, это могут быть патриотические сюжеты, экологические и многое другое:
«Студентам и школьникам мы проводим экскурсии по периоду Великой Отечественной Войны, по природе нашего края, по археологии, по архитектуре, и все это мы рассказываем в музее. Была в этом году шоколадная выставка, по истории как появился шоколад. С дегустацией шоколада, кстати. Помогли спонсоры (из интервью с сотрудником музея, Псковская область, Рыльск);
«У нас были беседы о сквернословии, но мы это интересно проводим» (из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Холмо-горы);
«Мы делали мероприятие по блокаде Ленинграда, рассказывали про узников концлагерей, о политических репрессиях. Также у нас есть праздник 27 сентября «День освобождения Смоленщины»» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Крас-нинский район).
Помимо этого, сотрудники куль-турно-досуговых учреждений пытаются соответствовать современным запросам общества, так, например, в некоторых библиотеках сотрудники ведут страничку в социальных сетях; «У нас есть детская страничка «Вкон-такте», там у нас все новости, какие конкурсы мы проводим, есть там даже детское жюри, т.е. есть возможность проявить инициативу и оценить участников »(из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия).
Существуют также эксклюзивные виды деятельности, в Холмогорах Архангельской области, например, одна из
сотрудников библиотеки организует кукольный театр для посетителей. В Псковской области сотрудники библиотеки проводили молодежные выборы, аналогичные выборам в местную власть: «Мы выбирали из 5 кандидатов среди молодежи и урны делали и бюллетени. Выбрали учителя истории из школы. Иногда мы проводим в молодежной среде мероприятия, даже в тех районах, где молодежи-то всего человека 2-3. Вручали призы, футболки и т.д. В общем, молодежь мы тормошим» (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры). В Курской области в краеведческом музее проводятся нестандартные акции; «Мы свадьбы обрядовые проводим. Русская свадьба должна по обряду состояться. Мы даже дни рождения проводили. К нам привели почти целый класс, какие-то подарки подарили имениннице, мы провели экскурсию, и дети счастливые ушли домой» (из интервью с сотрудником музея, Курская область, Рыльск).
Кроме проводимых выставок и мероприятий, музеи, библиотеки и дома культуры участвуют в городских праздниках: «У нас бывают праздники, например; «Праздник посёлка», мы выходим на площадь» (из интервью с сотрудником библиотеки, Свердловская область); «У нас был как-то рыцарский турнир, мы тоже там принимали уча-стие....и на 9-е мая»(из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия).
В качестве ещё одного вида работы с населением можно указать деятельность любительских кружков. В ходе исследования было выявлено, что кружки организуют либо сами сотрудники библиотеки, либо их посетители:
«У нас есть ещё экологический клуб при детской библиотеке» (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры).
В домах культуры их, как правило, великое множество:
«У нас много любительских коллективов, кружков, отряд «Звёздочка»,
хореографические кружки, клуб общения «От мала до велика»» (из интервью с сотрудником Дома культуры, Псковская область, Рыльск);
«С 2011 г. у нас работает клуб «Завалинка» - это клуб любителей литературы и искусства. Там порядка 20 человек, они организуют выставки, чтения стихов и т.д. Проводят творческие встречи с поэтами Холмогорского района. Мы им рассказываем про интересующие их темы в области литературы, подготавливаем лекции. У нас школа находится совсем рядом, и учителя часто приводят детей в этот клуб» (из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Холмогорский район);
«У нас есть кружки любителей литературы и искусства, они проводят тематические встречи раз в месяц, обычно - это последнее воскресенье месяца» (из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Северодвинск).
Наряду с положительными аспектами деятельности культурно-досуго-вых учреждений, существуют и некоторые сложности в их работе. Так, зачастую сотрудникам учреждений приходится сталкиваться с ведением большого количества документации: «Не успеваем проводить экскурсии, не успеваем записывать те экспонаты, которые к нам поступают. Слишком много бумажной работы для того, чтобы ещё и какие-то кружки организовывать» (из интервью с сотрудником музея, Курская область, Суджа).
Также есть серьёзные проблемы в области финансирования: как правило, выделается небольшая сумма денежных средств, которой недостаточно для того, чтобы обеспечить библиотеки актуальной литературой, которая пользуется спросом, заменить истрепавшиеся книги старых времен или отремонтировать здание, то же самое касается музеев и домов культуры: «Выделяются деньги на выписку газет и журналов, на книги выделяли немножко. Сейчас из бюджета выделается совсем немного,
а нам ещё требуется капитальный ремонт. Наше здание - это памятник XIX в., так что ремонтировать его очень сложно. Нам давали средства депутаты из областной думы, мы сделали окна. Будем дальше стараться выжить» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район).
Положение усугубилось со вступлением в силу закона «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому финансирование библиотек теперь становится задачей местной власти: «У нас есть острая нехватка книг детской и взрослой литературы, можно сказать, что последнее время мы вообще ничего не получаем» (из интервью с сотрудником Дома культуры, Курская область, Рыльск).
В результате активисты тратят собственные деньги для печати различных трудов и сборников, на проведение праздников и т.д.:
«А сборники издаются за наш счёт, выкраиваем из нашего бюджета, но на 5-й сборник нам всё-таки выделили деньги из местного бюджета» (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры);
«(Новый Год мы проводим обязательно. Раньше мы скидывались сами, т.е. складывали свои деньги, чтобы дать ребёнку подарок, иногда мы выбивали, а при России уже денег не давали, мы сами скидывались (из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия).
В селе ситуация складывается примерно так же, как и со школами (см: Образование в школе: традиции, инновации, воспитание граждан), в некоторых сёлах нет библиотек, музеев, поэтому детям приходится идти в соседнее село: «И взрослое население ходит, и дети, но там детей мало. Осталось, наверное, школ 5 на селе. Есть сёла, где из одного села ходят в библиотеку другого села» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район).
В целом, можно отметить, что инициатива исходит не только от сотрудников культурно-досуговых учреждений, но и от учителей общеобразовательных учреждений тоже:
«Мы проводим с нашей школой совместные мероприятия. Мы иногда приходим в школу и приглашаем к нам на какое-нибудь мероприятие, или же школа приходит к нам и даёт нам определённую тему для подго-товки»(из интервью с сотрудником библиотеки, Орловская область);
«Учителя приходят с идеями, и мы к ним приходим. Мы 9 мая проводили мероприятие «<Песни военных лет», это была их инициатива. Они попросили нас подготовиться к этому, мы рассказывали историю песен. Были 8-10 классы. Дети с удовольствием приходят на наши мероприятия. У нас в детской библиотеке проводятся мероприятия для более младших классов» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район);
«<Мы детей приглашаем, бывает один класс приходит, а бывает и два, как кто согласится. Мы расставляем специально стулья и занимаемся с детьми, редко два класса получается уместить, т.к. классы большие - по 30 человек, а потом они идут в Музей Древности, но здесь учителя сами разрабатывают программы» (из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия);
«<Мы приходим в школы и приглашаем в музей, тем более мы знакомы со многими учителями и им предлагаем привести школьников. Вообще, если у нас планируется какое-то мероприятие, мы делаем рекламные листовки и разносим по школам, оставляем в учительской. И мероприятия проходят не во время уроков, а в свободное время, и дети отзываются и приходят, иногда по рекомендациям учителей, иногда сами. Более активны - маленькие, начальные классы. Мы награждаем их дипломами»(из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Северодвинск);
«Чаще всего мы проводим экскурсии для младших и средних классов, редко приходит кто-то из старших. Но у нас выставка работает постоянно, так что и родители с детьми приходят, и бабушки с внуками, у нас народ есть всегда. Какие-то экспонаты мы делаем сами, чтобы показать, например, народную одежду, в отделе нас, в основном двое»(из интервью с сотрудником библиотеки, Архангельская область, Северодвинск);
«Мы пытаемся со школами проводить работу, но я не называю это кружками. Это просто работа с детьми, которые очень любят историю и археологию. Мы совместно с техникумом искусств и археологами, которые у нас несколько лет уже работают, объединяемся и занимаемся вместе» (из интервью с сотрудником музея, Курская область, Суджа).
Помимо школы, сотрудники учреждений, связанных с поддержанием культуры, сотрудничают и с другими организациями, к ним относятся и культурные учреждения других регионов и стран, с монастырями, с различными обществами и кружками за пределами их учреждения, с учреждениями дополнительного образования:
«Есть в читальном зале - «В мире прекрасного» - это совместно с картинной галереей, раньше к нам даже приносили картины, и они у нас находились дня два. Сейчас картины мало приносят, но детей мы водим смотреть картины »(из интервью с сотрудником библиотеки, Республика Крым, Феодосия);
«Ещё у нас очень тесные связи с монастырём, у нас работает и духовная школа (из интервью с сотрудником библиотеки, Псковская область, Печоры);
«У нас очень тесная связь с обществом слепых, мы проводим много очень мероприятий. В среднем 8-9 мероприятий в год. Летом, конечно, нет, потому что разъезжаются все. А вот, в октябре они идут. Дальше День бе-
ц Гп::а 1
лой трости, Декада инвалидов, Новогодний праздник, День матери, 8 марта, 9 мая. В этом году мы делали праздник по нашему земляку, поэту-инвалиду Дутову Алексею. Проводили по Асадову, по Бунину (из интервью с сотрудником музея, Курская область, Суджа).
Также налажены прочные связи с учреждениями соседних стран:
«С Белоруссией у нас дружеские отношения, мы общаемся с нашими белорусскими коллегами, мы с ними встречаемся каждый год. Есть праздник 2 апреля «<День объединения народов России и Белоруссии», и вот мы обмениваемся опытом» (из интервью с сотрудником библиотеки, Смоленская область, Краснинский район).
Таким образом, деятели культуры -энтузиасты, они активно привлекают взрослое и детское население на свои мероприятия, однако в то же время и родители заинтересованы в деятельности таких учреждений, в домах культуры начинают приводить детей с самого раннего возраста, с которого только возможно привести:
«Родители приводят маленьких детей, дети 4-5 класса уже ходят сами. Кого-то забирают, встречают, маленьких только сами родители в фойе ожидают, когда закончится занятие. У них там всё по группам, в группу много не набирают, чтобы каждому уделить время, человек по 5 и каждый день разные дети, по 2 раза в неделю ходят. В день бывают и 4 группы, достаточно. Они у нас арендуют здесь уже давно, мы их уже считаем своими» (из интервью с сотрудником Дома культуры, Курская область, Рыльск);
«У нас много детей, по последним отчётам у нас до 14 лет занимаются 400 с лишним человек. У нас идут от 3 лет, детский центр развития, туда входит всё - писать, читать, психолог, невролог, логопед. Маленькими детьми занимаются в этой студии, приезжают на лето сюда и как раз спрашивают, что для такого возраста можно, куда поводить. Дальше
мы берём, с трёх лет в принципе можно, смотря какой ребенок, с 4, с 5 в основном - хореография, пение. У нас ещё был кружок, но уехал преподаватель - художественное слово. Много стараемся для детей делать» (из интервью с сотрудником Дома культуры, Курская область, Рыльск).
В ходе исследования было выявлено, что, как правило, сотрудники куль-турно-досуговых учреждений являются инициативными, выполняющими свою работу с большим энтузиазмом. Предположительно, при ином подходе сотрудники долго работать в таких учреждениях не смогли бы, т.к. там достаточно специфическая работа и условия труда, требующие полного увлечения своим делом и высокой ответственности.
Таким образом, несмотря на все трудности и проблемы, с которыми сталкиваются директора, учителя и сами школьники, главное для преподавательского состава - это то, чтобы школьники получали достойное образование и двигались вперёд. И потому результаты школьной преподавательской деятельности очень высоки. Выпускники практически всех районных школ (нередко около 100%) поступают в вузы и ссузы районных и областных центов, в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Таким образом, сохраняется «главная ориентация старшеклассников школ - это получение диплома о высшем образовании»[5, С. 160].
В рамках проведенных глубинных интервью было выявлено, что поддержание культурных традиций держится только на инициативе и энтузиазме деятелей культурно-досуговых учреждений, которые остаются одними из главных носителей российской культуры в районных центрах регионов России. Предположительно, при ином подходе сотрудники долго работать в таких учреждениях не смогли бы, т.к. там достаточно специфическая работа и условия труда, требующие полного увлечения своим делом и высокой ответственности.
Литература
1. Аксенова О.В. Модели управления в России и на Западе: риски и перспективы развития // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 348-372.
2. Байрамова, Ж.М. Интеграция образования и науки как движущая сила модернизации экономики России / Ж.М. Байрамова. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2011. №4. С.174-180.
3. Возьмитель А. А. Образ жизни: от советского к российскому // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М. К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Институт социологии РАН, Нестор-История. 2011. С. 281-303
4. Еманова С.В., Хомутникова Е.А. Дополнительное образование детей и взрослых как фактор формирования до-суговой культуры студенческой молодежи //Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 55-56.
5. Петросьян Д. И. Противоречия патриотических настроений как отражение социальных изменений: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2011. URL:
http://www.dissercat.com/content/protivor echiya-patrioticheskikh-nastroenii-kak-otrazhenie-sotsialnykh-izmenenii [Дата посещения: 03.05.2019].
Forms of civil activism by cultural and leisure
institutions Levchenko N.V.
Russian Academy of Sciences The article analyzes the forms of civil activism of cultural and leisure institutions, identified in the course of field research. As a method of
sociological survey, in-depth interviews with representatives of the district administration, cultural and leisure institutions, and residents of district centers were chosen. The article shows that the problem of low attendance is relevant for regional and especially rural libraries and museums. The task of attracting visitors can be solved, as a rule, by initiative employees. We have identified several types of actions to attract the attention of local residents to their institutions. First, many library staff hold meetings with writers and poets, and second, various events are held. Third, various exhibitions are held in museums and libraries. Fourth, cultural figures conduct conversations and excursions on various topics, such as Patriotic stories, environmental issues, and much more.
Keywords: civic activism, educational process, teaching, school, institutions of additional education, district centers, actor, global trends
References
1. Aksenova OV Management models in Russia and in
the West: risks and development prospects // Reforming Russia: yearbook: issue 16 / otv. ed. M.K. Gorshkov. M .: New Chronograph, 2018.S. 348-372.
2. Bayramova, J.M. Integration of education and
science as a driving force for the modernization of the Russian economy / Zh.M. Bayramova. // Bulletin of the Penza State Pedagogical University. V.G. Belinsky. 2011. No. 4. Pp. 174180.
3. Recipient A. A. Lifestyle: from Soviet to Russian //
Reforming Russia: Yearbook-2011 / Otv. ed. Academician of RAS M.K. Gorshkov. Issue 10. M .; SPb .: Institute of Sociology RAS, Nestor-History. 2011.S. 281-303
4. Emanova S.V., Khomutnikova E.A. Additional education for children and adults as a factor in the formation of leisure culture of student youth // World of Science, Culture, Education. 2018. No. 6 (73). S. 55-56.
5. Petrosyan DI Contradictions of patriotic sentiments
as a reflection of social changes: Author's abstract. dis. ... Cand. sociol. sciences. M., 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/protivorechiya-patrioticheskikh-nastroenii-kak-otrazhenie-sotsialnykh-izmenenii [Date of visit: 03.05.2019].